КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Умысел в российском законодательстве.
ДисциплинаУголовное право.
Дата защиты Оценка
_____________ ___________
Оглавление:
TOC o «1-3» Введение… 3
I. Определение умысла в Российском уголовном законодательстве.… 5
1.1.Умысел в Российском законодательстве в дореволюционныйпериод.5
1.2.Умышленная форма вины в Советской России.… 12
1.3. Умысел в уголовном праве России по УК РСФСР 1960 г.… 15
II.Умысел в действующем уголовном законодательстве… 19
2.1.Понятие и общая характеристика умышленной формы вины…………19
2.2.Виды умышленной формы вины…………………………………………22
2.3.Отличие прямого умысла от косвенного умысла………………………24
Заключение……………………………………………………………………28
Список литературы……………………………………………………………31
Введение
Актуальность темы курсовой работызаключается в том, что изучениесубъективной стороны преступления является более сложным моментом в постижениистудентами элементов состава преступления. С этим же столкнулся и автор работы приизучении данного вопроса. В своей работе мы не стремились охватить все признакиданного элемента состава преступления и, поскольку подробное изучение целогоэлемента состава преступления требует достаточно много времени, большогоколичества специальной научной литературы, для самостоятельного изучения остановилисьна теме умысла как формы вины, его видов, моментов, разграничения.
Законодателем выделяется две формы вины:умысел и неосторожность. В свою очередь умысел подразделяется на прямой икосвенный (ст. 25 УК РФ), а неосторожность – на легкомыслие и небрежность(ст. 26 УК РФ). Однако даннаяклассификация получила законодательное закрепление лишь в Уголовном Законе 1996года. В предыдущем Уголовном законодательстве существовала иная точка зрения наэтот счёт, поэтому решили проследить и кратко изложить особенностизаконодательного закрепления умысла как формы вины в Уголовном законодательствепредыдущих лет. При рассмотрении вопроса «Умысел в Российском законодательствев дореволюционный период» мы воспользовалась трудом русского учёного Н.С.Таганцева. На мой взгляд, профессор уголовного права не мог необъективноотразить реалии законодательства того времени.
В связи с тем, что наши современникипользовались в своей практической деятельности при применении норм уголовногоправа в большинстве своём Уголовным кодексом 1960 года, при изучении данноговопроса я выделила особенности определения умысла в данном законе отдельнымпунктом.
Цель работы состоит в изучении умысла вроссийском законодательстве. Чтобы достичь этой цели, необходимо решитьследующие задачи:
1)дать определение умысла позаконодательству дореволюционного периода;
2)раскрыть общую характеристикуумышленной формы вины по действующему законодательству:
3)рассмотреть виды умышленной вины;
4)раскрыть отличие прямого умысла откосвенного.
Методология исследования: синтез,анализ, сравнение, сопоставление, исторический методы.
Структура работы: состоит из введения,двух глав, заключения и списка литературы.
I. Определение умысла в Российском уголовном законодательстве.1.1. Умысел в Российском законодательстве вдореволюционный период.
Уголовное уложение (ст. 48) определяетпонятие умышленной виновности: преступное деяние почитается умышленным, нетолько когда виновный желал его учинения, но такжекогда он сознательно допускал наступление обусловливающего преступность сегодеяния последствия.
По поводу этогоопределения в объяснительной записке указано: понятие умысла или виныумышленной определяется двумя признаками – сознанием совершаемого инаправлением воли, хотением (в современном законодательстве – желанием).Хотение составляет главный момент этого вида виновности, так как желать илидаже и допускать что-либо возможно только при сознании желаемого. Поэтомукомиссия в свое определение первого вида умысла и внесла только момент хотения,не упоминая о сознании действующего, хотя, само собой разумеется, что приразрешении в каждом отдельном случае вопроса об умышленности этого рода суддолжен, прежде всего, установить наличность сознания, а потом уже определитьнаправление воли действовавшего. Подобного же воззрения на существо умышленнойвины держалось и Уложение 1845 г.
Поэтому умысел, оставляяпока в стороне его подразделения, может быть определен как сознательное и водимое направление деятельности, а умышленным преступнымдеянием может быть называемо деяние, сознаваемое и водимоедеятелем в момент его учинения. Таким образом, первым элементом умысла являетсясознательная деятельность, т.е. наличность соотношения между событием,вызванным во внешнем мире деятельностью лица, и представлением, котороесуществует совершившемся у деятеля[1].
Первой из простых формтакой сознательной деятельности было бы полное равенство представления идействительности, в то время как происшедшее является простым снимком, копиейобразов, созданных творческой работой мышления.
Но такого тождества междупредполагаемым и выполненным мы почти не встречаем в действительности и, вособенности в области уголовного права, в связи с ограниченностью нашейпсихической деятельности, сложностью тех событий, которые соответствуют понятиюпреступного деяния. Да такого тождества и не требует вменение в вину, ставящееусловием умышленности наличность сознания. Умысел предполагает, например,представление о конкретном благе, на которое направляется посягательство, такчто юридически нельзя говорить об умысле вообще на убийство, на кражу, наниспровержение правительства, а необходимо, чтобы умысел был направлен на жизнькакого-либо лица, на взятие какого-либо предмета; но, с другой стороны, этаопределенность объекта не означает сознания всей совокупности его индивидуальныхчерт, а иногда ограничивается только определением общих условий места и временипосягательства.
Кроме объекта, реальныйхарактер умышленного преступного деянияпредполагает известную специализацию способа и средств действия, если мытолько говорим о преступной воле как о причине преступного действия. Но и вэтом отношении определение порядка действия и средств выполнения может бытьсделано только в общих чертах, так как виновный мог и не знать тех химическихили механических процессов, путем которых задуманное должно былоосуществляться. Мало того, даже иногда более или менее существенное отклонениеот предположенного порядка деятельности и в особенности хода вызванных еюрезультатов не устраняет умышленности. Таганцевсчитает, что на этом основании должен быть признан умышленным убийцей тот, кто,желая утопить другого, бросил его в реку, а оказалось, что сброшенный умер неот утопления, а оттого, что, падая, ударился о каменьи пробил себе череп.
По мнению Таганцева, кроме сознания, умыселзаключает в себе и другой момент – хотение, направление нашей воли кпрактической деятельности, представляющийся не менее, если даже не болееважным. Всякая виновность есть виновность воли, а, следовательно, и виновностьумышленная, ибо только волевым актам могут быть придаваемы эпитеты «злой»,«добрый». Этот момент хотения также представляется сложным как относительносвоего содержания, так и относительно своего формирования. Хотение как элементумышленной вины предполагает возбуждение к деятельности или мотив, постановкуцели, выбор намерения и обрисовку плана.
Все указанные вышемоменты хотения относятся к развитию его содержания; но хотение может бытьтакже расчленяемо и со стороны формы, со стороны процессов формированияхотения и его элементов. Постановка цели, выбор пути, создание плана не всегдасовершаются мгновенно, они нередко требуют более или менее продолжительногообдумывания, выбора, определения, предполагают психическую работу, котораячасто изменяет энергию преступной воли, степень ее опасности, а вместе с темвлияет и на наказуемость. Но и после того, как эта психическая работаокончена, сформированы отдельные моменты хотения, для того чтобы замышленное неосталось лишь планом, необходим новый психический акт, т.н. порыв, в силукоторого творческие построения нашего мышления получают практическое значение;этот порыв профессор Таганцев называет актом решимости, составляющим тосоединительное звено между мыслью и делом, после которогоначинается уже осуществление воли в деятельности, так чтоумысел является сознательно-волевой решимостью на учинениеизвестного деяния и соответствующего направлениядеятельности, обнимая этим понятием как содеяние,так и бездействие[2].
Различение элементовхотения имеет существенное значение и при установлении оттенков умышленнойвины.
Наиболее старым инаиболее важным практически делением умышленной виновности, является различиемежду умыслом прямым (dolus directus) и непрямым (dolus indirectus, а позднееeventualis), хотя самое понятие об этих типах в истории доктрины существенноизменялось. Так, в первичном, т.н. дофейербаховском периоде под непрямымумыслом понимали умысел предполагаемый, свидетельствуемый обстоятельствамидела, например, употребленным оружием, силой удара и т.д., благодаря которымможно было заключить, что виновный сознавал, что делает, а потому и умышлял насознанное. Таганцев пишет, что это деление вызывало неоднозначную реакцию: содной стороны, по поводу вводимой этим путем презумпции виновности, а с другой –ввиду отождествления умышленности с сознательностью.
Сознательное направлениенашей деятельности на правоохранительные объекты, по этой теории, может бытьдвоякое: или посягающий желал именноэтого посягательства, ради него и предпринял какое-либо действие – умыселпрямой, или же, предвидя, что предпринятое им произведет такое нарушение, онбезразлично к этому относился, допускал его наступление – умысел эвентуальный.
Вдореволюционном Российском уголовном праве постановления о непрямом умыслепоявились под несомненным влиянием австрийского уложения с изданием Уложения1845 г., но в весьма неудачной форме.
Различиеумысла прямого и преступного безразличия положено в основу постановленийУголовного уложения. Всякая умышленная вина предполагает сознание учиненноговиновным преступного деяния; но затем эта вина разделяется на два вида: первый,соответствующий прямому умыслу, когда виновный желал учинения преступногодеяния, и второй, соответствующий умыслу эвентуальному, когда виновный допускалнаступление тех последствий, которые обусловливали преступность учиненного им.
По поводу различия вобъеме обоих видов умысла объяснительная записка указывает: «Преступные деянияв том техническом значении, которое придано этому понятию первой статьей,могут быть, по их внешней характеристике, подразделены на четыре группы:
1. преступные содеяния, т.е. актыдеятельности виновного, воспрещенные сами по себе, безотносительно к вызваннымими результатам;
2. содеяния,преступность коих обусловливаетсяналичностью известного, указанного законом последствия;
3. преступное бездействие, илинеисполнение чего-либо требуемого законом, воспрещенное само по себе,безотносительно к вызванным им результатам;
4. бездействие, преступность которого обусловливаетсянаступлением известного, указанного законом, последствия»[3].
Необходимо заметить, что в законодательствотех лет входило понятие альтернативного умысла,когда действующий предполагал возможным наступление одного из несколькихпоследствий, одинаково желая каждого из них, или умысла специального, когда дляполноты субъективной виновности при отдельных преступных деяниях требовалась нетолько определенность намерения, но и определенность цели. Но первый вид посуществу своему не представляет никакого практического значения, а второй, –может быть, исследуем только при анализе отдельных преступных деяний.
Существовало и такоеделение умысла, которое основывается насамих условиях сформирования преступной воли, на степени обдуманности ихладнокровия, проявленных виновным, причем некоторые кодексы, в том числе иУложение о наказаниях 1845 г., придают этому делению значение условия, влияющегона ответственность при всех вообще преступных деяниях.
Самая характеристика этихвидов делается по психическому состоянию лица в момент действия или в моментсформирования умысла.
В первом случаеразличаются исполнение преступного действия в спокойном состоянии, когдадействующий взвешивает каждый свой шаг, и исполнение аффектированное, частолишенное надлежащей связи и последовательности.
Во втором случаеразличают три оттенка. Во-первых, умысел, сформированный в состоянии аффекта,хотя и не достигшего такой силы, при которой он уничтожает вменяемость.Действующий сознательно человек направляет свою деятельность к цели, хотяблагодаря ненормальным условиям возникновения преступного намерения задуманноерисуется неясно, поставленная цель, ее отношение к интересам действующего, ктребованиям права отличается неверностью, преувеличением. Такое направление волиназывается умыслом аффектированным – impetus, и при установленииответственности за него обращают внимание на самую причину аффекта, на степеньизвиняемости раздражения: в особенности выделяются те случаи, когда причинойаффекта были действия самого пострадавшего. Во-вторых, те случаи, когдапреступная воля, хотя и складывается в совершенно спокойном, хладнокровномсостоянии духа, но приводится в исполнение немедленно по возникновении, так чтодействующий не имеет достаточно времени для обсуждения задуманного; этот видумысла называется внезапным, но хладнокровным – dolus repentinus. Наконец,в-третьих, те случаи, когда виновный заранее обдумал все существенные моментыпредпринимаемого им действия, сделал тщательную оценку плана – умыселобдуманный, предумышление.
Уложение о наказаниях1845 г. (ст. 4) различало в умысле две степени:
1. когда деяние учинено вследствие невнезапного, а заранее обдуманного намерения или умысла, и
2. когда оное учинено, хотя и снамерением, но по внезапному побуждению, без предумышления[4].
Обдуманность относилась ксоставлению умысла, а не к действию; поэтому выполнение деяния в аффекте,происходящем от опьянения или возникшем в силу оказанного жертвойсопротивления, не устраняло возможности признать деяние учиненным предумышленно,и, наоборот, полное хладнокровие, расчет в момент действия, не предлагали ещеобдуманности умысла.
Конечно, большаяобдуманность, всестороннее обсуждение плана, указывая на большую энергию воли,на большую её опасность, могут сделать предумышление обстоятельством,усиливающим вину, но, по мнению Таганцева, признание обдуманного умысла всегда и, безусловно, более тяжкой формойвиновности может привести к несправедливости. Действовавшее уголовное уложениевовсе не упоминает об этих видах умысла в Общей части, предоставляя, такимобразом, суду право принять во внимание обдуманность действий илиаффектированное состояние виновного только при выборе меры наказания, если обэтом не будет особых постановлений. Теоретические разработки юристовдореволюционной России были на достаточно высоком уровне, но, к сожалению,должным образом не нашли своего законодательного закрепления.1.2. Умышленнаяформа вины в Советской России.
В Руководящих началах по уголовномуправу РСФСР 1919 г. в качестве «необходимогообобщения» обязали при определении наказания в каждом отдельном случаеразличать, совершено ли преступление лицом в сознании причинённого вреда или поневежеству и несознательности.
Вряде случаев уголовное законодательство первых лет революции общим образомупоминало об умышленности тех или иных действий. Определяя покушение,Руководящие начала по уголовному праву 1919 г. говорили о том, «совершившийвыполнил все, что считал необходимым для приведения своего умысла висполнение...». Следует, однако, заметить, что не только ни в одном из этихслучаев не делалось попытки раскрыть содержание умысла, но и сама терминологияне отличалась чёткостью. Более того, иной раз законодатель придавалнеобходимости предотвращения серьёзного вреда настолько важное значение, чтосчитал целесообразным в значительной мере или полностью уровнять случаиумышленного и неосторожного причинения. При этих условиях трудно сказать, чтоименно законодатель понимал в то время под умыслом, каким образом онотграничивал его от неосторожности и соотносил с целью, мотивом, заведомостьюили «намеренностью» соответствующих действий. Положение дополнительноосложнялось тем, что в уголовном законодательстве того периода упоминания осубъективной стороне преступления вообще встречались довольно редко. Всёсказанное, разумеется, не означает, что накопившийся за эти годы в областиОсобенной части законодательный материал совсем не поддавался обобщению.Напротив, такое обобщение имело место быть. Первое, что обращает на себявнимание, — это политическое, или криминологическое, деление преступлений нагруппы в зависимости от их направленности против основ нового строя или другихинтересов, целей или мотивов их совершения. Характерное стремление законодателясвязывать деление преступлений по этим признакам с делением на соответствующиекатегории также самих преступников. При этом далеко не всегда делениепреступлений на группы соответствует нынешним, отстоявшимся, «научнообоснованным» представлениям[5].
Предложениеоб отсутствии прямой связи между определением умысла в УК РСФСР 1922 года и егопониманием в предшествующем законодательстве подтверждается также тем, чтопредпринимавшиеся в первые годы революции попытки кодифицироватьзаконодательство приводили не к тому решению, которое давала ст. 11.Составители этого проекта положили в основу этого проекта «общие принципы,определяющие собой идеологию и практику законодательства, проведённого в жизньреволюцией». Одним из выражений этого должно было быть, по их мнению, то, что«оттенки умышленности, неосторожности утрачивают значение факторов,направляющих наказание по заранее определённой линии; сохраняя некотороезначение признаков, свидетельствующих о характере личности, они перевешиваютсяанализом свойств преступного состояния деятеля, мотивами правонарушения имотивами избранных средств»[6].
Накакой же основе возникло всё же общее определение умысла в ст. 11 УК РСФСР 1922года?
Представляется,что этой основой была ст. 48 Уголовного уложения 1903 года, которая почиталапреступное деяние умышленным «не только, когда виновный желал его учинения, нотакже, когда он сознательно допускал наступление последствия, обуславливающегопреступность сего деяния». Ссылка на Уложение 1903 года, которую А. Эстринпривёл «для параллели» при анализе ст.11 УК РСФСР 1922 года, не была случайной. Наряду с этимналичие сходства между двумя определениями очевидно. Оба они делят умысел надва вида. Оба они не связывают с этим делением какого-либо различия вквалификации или наказуемости преступлений, а скорее проводят таким путёмвнешние границы этого понятия (по формуле: «умысел – это не только…, но и...»).Деление умысла на виды проводится в УК РСФСР, как и в ст. 48 Уложения, спомощью терминов «желание» и «сознательное допущение», которые не встречались всоветском уголовном законодательстве до 1922 года. Обращает на себя вниманиепреимущественно психологический характер обоих определений, который в ст. 11 УКРСФСР выражен даже сильнее, ибо в ней нет указания на «преступность деяния».
Такимобразом, при подготовке первого советского уголовного кодекса задачазаключалась не в том, чтобы «отмахиваться» от технико-юридических достиженийУложения, а в том, чтобы использовать их, когда это было целесообразно, уточняяиспользуемые формулировки, таким, образом, чтобы, они соответствовалиособенностям советского законодательства того периода.
Статья10 УК РСФСР 1926 года воспроизвела эту формулировку, внеся в неё важноередакционное уточнение: «действовали умышленно, т.е. предвидели...». По мереразвития событий настроения всё более выветривались. Поначалу эта эволюция, какчасто бывает, выразилась в том, что формулировке статьи 10 УК РСФСР сталипридавать смысл не сущий, а должный. Последовавшие изменения законодательствасвидетельствовали о том, что законодатель был склонен признать за субъективнойстороной более фундаментальное, чем прежде, значение. 1.3. Умысел в уголовном праве Россиипо УК РСФСР 1960 г.
Статья 8 УК РСФСР 1960 г. определяет умысел черезпсихологические понятия сознания, предвидения и желания: субъект сознаетобщественно опасный характер своего действия или бездействия, предвидит егообщественно опасные последствия и желает их (прямой умысел) или сознательнодопускает (косвенный умысел) наступление этих последствий. Однакофактического деления умысла на прямой и косвенный в законе мы не наблюдаем.
По мнению Н. Иванова, профессора кафедры уголовногоправа ЮИ МВД РФ, традиционное подразделение умысла на интеллектуальный иволевой моменты вызывает, однако, возражения не только с позицийправоприменения, но и с точки зрения психологической корректности их симбиоза[7].
Законодательноеопределение умысла ориентировано на преступления с так называемым материальнымсоставом. Чтобы доказать наличие умысла в действиях лица, правоприменительдолжен установить, что субъект, в результате совершаемых им действий, предвиделвозможность наступления общественно опасных последствий и желал их наступленияили, по меньшей мере, сознательно допускал негативный результат своегоповедения. Если данные обстоятельства не доказаны, тогда нет никакихоснований вменять лицу совершение умышленного преступления. Между тем,уголовное законодательство предусматривает ответственность и за совершениепреступлений с так называемым формальным составом, где последствия не являютсяпредметом доказывания, поскольку вынесены за рамки состава.
Субъективная сторонапреступлений с формальным составом характеризуется, как правило, умыслом. Нозаконодательная формулировка умысла к таким преступлениям не может быть применена,поскольку последствия не являются признаком соответствующего деяния, а умыселориентирован исключительно на объективированный во вне результат.Правоприменитель выходил из положения с помощью искажения законодательного определения,игнорируя момент предвидения вовсе, а момент желания, перенося с последствий надействия: субъект сознавал общественную опасность своего деяния и желал егосовершить. Однако такое отношение правоприменителя к законодательнымустановлениям входит в явное противоречие со ст. 2 УК, содержание которой непозволяют сомневаться в том, что нормы Общей части УК содержат принципы и общиеположения, относящиеся ко всем нормативным установлениям Особенной части. Н.Иванов считает, что, квалифицируяпреступления с формальным составом как совершенные умышленно, правоприменительдискредитирует закон, игнорируя не только установленные в самом УК принципы иобщие положения, но и конституционный принцип ответственности исключительно врамках закона7.
Законодательнаяконструкция умысла заставляет правоприменителя искать различные ухищрения стем, чтобы все его действия были законодательнообоснованными. И в том случае, если к подобным ухищрениям прибегает высшая судебная инстанция, закондискредитируется вдвойне.
Субъективная сторонаизнасилования характеризуется, по общему правилу,прямым умыслом. При этом сознанием субъекта должен охватываться, в частности,и возраст потерпевшей, с которой он насильственно вступает в половую связь, чтокасается допущения, то этот волевой момент умысла относится лишь кпоследствиям и переносить его на квалифицирующие признаки незаконно. Другоедело, что умысел может быть неопределенным: субъект с какой-то долейвероятности сознавал, что вступает в половую связь с несовершеннолетней илималолетней, не исключая при этом, что потерпевшая достигла совершеннолетия. Вслучае неопределенного умысла ответственность наступает по фактическисодеянному. Такого рода квалификация не вызывала сомнений ни в теории, ни напрактике.
Мотив, в свою очередь, есть потребность, имеющая свойствовозрастать в том случае, если она остается неудовлетворенной. Следовательно,сознание, которое в рамках юриспруденции характеризует умысел, есть знание одетерминирующих поведение потребностях.
Воля, которая взаконодательном определении умысла определялась термином «желание» или«сознательное допущение», представляет собой специфическую потребность и кактаковая не рассматривается психологами в качестве одной из форм отражениядействительности. В психологии считается, что воля, отражаясь в головном мозге,включается в сознание, осознается. В этой связи получается весьма оригинальнаякартина применительно к трактовке умысла: субъект сознает общественнуюопасность своего поведения, сознает потребность в виде желания, которое им владеети направляет все его поступки, и желает действовать. Такая совершенно ненужнаятавтология способна вызвать лишь недоумение при конкретной квалификации. Так,преступление, предусмотренное ст. 163 УК (незаконное занятие рыбным и другимиводными добывающими промыслами), может быть совершено лишь умышленно.
Характеризующийумысел момент предвидения связывается в юриспруденции с осознанием характерапоследствий и общего характера причинной связи между действием и результатом.Юристы не возражают против психологической трактовки предвидения как знания освойстве явления, которое приводит к результату.
Н.Иванов считает, что предвидеть, не сознавая невозможно. Предвидя наступлениепоследствий, субъект осознает развитие причинной связи и характер возможногопреступного результата. Следовательно, если предвидение входит в составсознания, нелепо выделять его наряду с сознанием в качестве необходимогоэлемента умысла. С данной точкой зрения нельзя не согласиться, однако профессор,на мой взгляд, выпускает из виду однунебольшую деталь, а именно: сознавать и не предвидеть, возможно, ли это? На мойвзгляд – возможно. Как уже было сказано выше сознание – это отражениечеловеческим мозгом процессов действительности, а предвидение – осознаниеразвития причинной связи и характера возможного преступного результата. Такимобразом, теоретически, можно представить себе ситуацию, когда процессыдействительности отражаются в головном мозге некоторого лица, однако, в силукаких-либо причин, возможно чистосубъективных, отсутствует осознание развития причинной связи и характеравозможного преступного результата.
Втеории уголовного права России того времени также существовала система форм умысла, которая включает в себяумысел заранее обдуманный, внезапно возникший, реализованный, определенный инеопределенный.
Исходяиз вышеизложенного, можно сделать вывод, что существовавшая трактовка умысла вУК 1960 г., лишена практической целесообразности.
II. Умысел в действующем уголовном законодательстве.
2.1.Понятие и общая характеристикаумышленной формы вины.
Уголовный кодекс (УК)характеризует умысел как психическое отношение, при котором лицоосознавало общественную опасность действий (бездействия), предвиделовозможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий ижелало их или сознательно допускало наступление этих последствий.
Сознание общественноопасного характера совершаемого деяния и предвидение его общественно опасныхпоследствий характеризуют процессы, протекающие в сфере сознания, и поэтомуобразуют интеллектуальный элемент умысла, а желание наступления указанныхпоследствий относится к волевой сфере психической деятельности и составляетволевой элемент прямого умысла.
Желание – как признакумысла – это влечение, стремление к осуществлению чего-нибудь, обладаниючем–нибудь. Предметом желания, целью действий виновного является общественноопасное последствие, представляющее собой признак совершенного преступления.При этом на первое место «выступают» цели и мотивы, как бы «формулирующие»четко осознанное, целенаправленное действие (бездействие), способствующиедостижению результата. Именно поэтому о желании наступления общественноопасного последствия умысла можно говорить в случаях, когда:
1.общественно опасное последствиеявляется конечной целью действий виновного;
2.общественно опасное последствие – неконечная цель, а промежуточная, которая выступает в качестве необходимогосредства или этапа достижения конечной цели, самой по себе преступной илинепреступной.
Итак, желание как признакумысла заключается в стремлении к определенным последствиям, которые могутвыступать в качестве следующих факторов:
1. конечнойцели;
2. промежуточногоэтапа на пути к достижению конечной цели;
3. средствадостижения цели;
4. неизбежногосопутствующего признака деяния.
Сознание общественноопасного характера совершаемого деяния означает понимание его фактическогосодержания и общественного значения. Оно включает представление о характере техблаг, на которые совершается посягательство, то есть об объекте преступления, осодержании действия (бездействия), посредством которого осуществляетсяпосягательство, а также о тех фактических обстоятельствах (время, место,способ, обстановка), при которых происходит преступление. Отражение всех этихкомпонентов в сознании виновного даёт ему возможность осознать объективнуюнаправленность деяния на определённые социальные блага, его вредность длясистемы существующих в стране общественных отношений, то есть его общественнуюопасность. Сознание общественной опасности деяния не требует специальногодоказательства по каждому конкретному делу, поскольку способность сознаватьсоциальное значение своих поступков присуща каждому человеку на основе егожизненного опыта и приобретённых знаний.
Сознание общественнойопасности деяния не следует отождествлять с сознанием его противоправности, тоесть запрещённости уголовным законом. В подавляющем большинстве случаев лица,совершающие умышленные преступления, сознают их противоправность. Однако УКР.Ф. 2005 года не включает сознание противоправности совершаемого деяния всодержание этой формы вины (хотя первоначально такое намерение у законодателябыло, это видно из статьи об ошибке в уголовно-правовом запрете, содержавшейсяв последнем варианте проекта УК). Поэтому преступление может быть признаноумышленным и в тех случаях, когда противоправность совершённого деяния неосознавалась виновным.
Предвидение — этоотражение в сознании тех событий, которые произойдут, или должны или могутпроизойти в будущем. Поэтому под предвидением общественно опасных последствийследует понимать мысленное представление виновного о том вреде, которыйпричинит его деяние общественным отношениям, поставленным на защиту уголовногозакона. При прямом умысле предвидение включает:
¨