ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АККАДЕМИЯ КАФЕДРА ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РЕФЕРАТ по дисциплине Сервисная деятельность на тему Стандартизация и сертификация в управлении качеством услуг
Выполнил студент гр. 2213 Рыбаков Антон Сергеевич зач. книжки 2051318 Проверил Набережные Челны 2006 Содержание 1. Введение 2. Сертификация услуг по ТО и ремонту автомобилей 3. Порядок проведения сертификации 4. Основные понятия о стандартизации 8 4,1. Государственная система стандартизации 8 4,2 Краткие сведения о международной стандартизации 14 5.
Список литературы 1. Введение К числу основных задач экономического и социального развития России на современном этапе относится создание принципиально новых методов государственного управления и регулирования, способствующих формированию и развитию рыночных механизмов. Цивилизованный рынок не может функционировать, если в его системе отсутствуют единые нормы, правила, законы. Участники рыночных отношений должны знать правила игры и следовать им.
Особую важность эта проблема приобретает на автомобильном транспорте, который является источником повышенной личной опасности для граждан и реальной угрозой для окружающей природной среды. В этой связи, создание и развитие системы сертификации на автомобильном транспорте в настоящее время является приоритетным направлением государственной политики в отрасли. Надо отметить, что транспортные услуги, как вид деятельности имеют особую специфику услуга, которую
получает пассажир, не является материальной категорией. Удовлетворенность пассажира можно оценить, лишь узнав о его личном впечатлении, о поездке и сопутствующем ей сервисе. Оценка пассажира выражается при этом в таких примерно категориях хорошо плохо, понравилось не понравилось, было холодно или жарко и т д то есть эта оценка очень субъективна. С другой стороны, большое разнообразие транспортных услуг, причем как разные виды транспорта отличаются
друг от друга, так разнятся и требования к их услугам. Сравним, например, условия поездки на теплоходе или полета на авиалайнере. Поэтому единые требования по всем видам транспортных услуг выработать невозможно, и в общей Системе сертификации, необходимо предусмотреть отдельные подсистемы по видам транспорта. 2. Сертификация услуг по ТО и ремонту автомобилей.
Система сертификации услуг по ТО и ремонту автомототранспортных средств, введена в действие с 1 февраля 1993 года постановлением Госстандарта России. Система предназначена для проведения на территории России обязательной сертификации соответствия услуг по ТО и ремонту автомототранспортных средств АМТС требованиям безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, а также охраны окружающей среды, установленным действующими стандартами и другими нормативными
документами. Основными организационно-правовыми документами Системы является документ. Система сертификации ГОСТ Р. Сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, который устанавливает организационную структуру Системы, определяет функции ее участников и порядок проведения сертификации услуг по ТО и ремонту АМТС, а также ряд специфических понятий сферы услуг по
ТО и ремонту АМТС услуга, потребитель, исполнитель и др. и Правила предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств. Услуга по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств комплекс работ, проводимых исполнителем по удовлетворению потребности потребителя в техническом обслуживании и ремонте принадлежащего ему автомототранспортного средства. Потребитель услуги предприятие, организация, учреждение или гражданин,
использующие, приобретающие, заказывающие, либо имеющие намерение воспользоваться услугами по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств. Исполнитель услуги предприятие, организация, учреждение или гражданин-предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств. 3. Порядок проведения сертификации. Для проведения сертификации услуги заявитель направляет заявку
в соответствующий орган по сертификации однородных услуг. При отсутствии у заявителя информации о таком органе и порядке сертификации интересующей его услуги он может получить ее в территориальном органе по стандартизации и метрологии или в Госстандарте России. При наличии нескольких органов по сертификации данной услуги заявитель вправе направить заявку в любой из них. При отсутствии на момент подачи заявки в регионе органа по сертификации интересующей
заявителя услуги он может направить заявку в Госстандарт России или Центральный орган по сертификации указанной услуги, которые определят орган по сертификации, уполномоченный на проведение работ по сертификации данной услуги. Орган по сертификации рассматривает заявку и в срок, не позднее одного месяца после ее получения, сообщает заявителю решение, которое содержит все основные условия сертификации, основывающиеся на установленном
порядке сертификации данной услуги, в том числе указывается схема сертификации. Сертификация услуг в общем случае включает подачу заявки на сертификацию принятие решения по заявке выбор схемы сертификации определение аккредитованной испытательной лаборатории при необходимости проведение проверки соответствия процесса оказания услуги установленным требованиям и испытаний проверки результата услуги в соответствии с выбранной схемой сертификации анализ полученных результатов и принятие решения
о возможности выдачи сертификата соответствия выдачу сертификата и лицензии на применение знака соответствия инспекционный контроль за сертифицированной услугой в соответствии со схемой сертификации информацию о результатах сертификации. Проверка результата услуги для сертификации выполняется экспертами органа по сертификации на месте производства услуг на предприятии-заявителе, с использованием технологического и контрольно-измерительного оборудования заявителя.
Инспекционный контроль за соблюдением требований к сертифицированным услугам осуществляется органом по сертификации в период действия сертификата на услуги с целью подтверждения соответствия сертифицированной услуги требованиям соответствующей нормативной документации. Инспекционный контроль может быть плановым и внеплановым. Периодичность и объем проведения планового инспекционного контроля определяется органом по сертификации.
Период проведения планового инспекционного контроля не может быть менее чем один раз в год. Орган по сертификации может приостановить или аннулировать действие Сертификата соответствия в следующих случаях по результатам инспекционного контроля изменения нормативного документа на услугу или методов испытаний проверок изменения процесса оказания услуги и условий обслуживания. Информация о приостановлении действия или аннулировании
Сертификата соответствия доводится органом по сертификации, его выдавшего, до сведения заявителя, потребителя услуг и других участников данной Системы сертификации. Повторная выдача сертификата соответствия на оказываемые услуги осуществляется в соответствии-с порядком, установленным данной Системой. В случае несогласия Заявителя с результатами сертификации или инспекционного контроля он имеет право подать апелляцию в
апелляционную комиссию при ЦОС. Если Заявитель неудовлетворен принятым решением, то он может обратиться в Центральную апелляционную комиссию. Испытания результата услуги для сертификации проводятся в испытательных лабораториях центрах, аккредитованных в системе ГОСТ Р, или на базе заявителя экспертами по сертификации органа по сертификации с использованием испытательного и технологического оборудования. При проведении испытаний проверки осуществляется выборочная проверка
изделий и услуг требованиям безопасности, а также оформление заключений по протоколам испытаний проверок. Для нематериальных услуг методом экспертной или социологической оценки. При условии его метрологической поверки количество проверяемых изделий и порядок их отбора определяет орган по сертификации в соответствии с нормативно-методическими документами Системы. Протокол испытаний проверок направляется органу по сертификации и в копии заявителю.
По требованию органа по сертификации, Заявитель обязан представить документы о соответствии услуги установленным требованиям, выданные органами государственного управления, осуществляющими контроль за безопасностью в пределах своей компетенции в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. Заявитель может представить в орган по сертификации другие документы, содержащие результаты оценки услуги, в том числе от зарубежных организаций протоколы, сертификаты.
Орган по сертификации при положительных результатах испытаний проверок, предусмотренных схемой сертификации и экспертизы, представленных документов, оформляет сертификат соответствия и регистрирует его в Государственном реестре и выдает лицензию на право применения знака соответствия. В случае необходимости исполнитель услуги может использовать копии сертификата, заверенные подлинной подписью уполномоченного лица и печатью органа, выдавшего сертификат, или территориального органа
Госстандарта России, или нотариальной конторы. Копия сертификата должна быть изготовлена способом, воспроизводящим его форму и содержание электрографическим, фотографическим и т.п Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на услугу, а также срока, на который выдан сертификат на систему качества, но не более чем на три года. При внесении изменений в условия обслуживания и технологию исполнения услуги, которые могут повлиять
на ее соответствие требованиям нормативных документов, заявитель извещает об этом орган, выдавший сертификат, который принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или проверок. При отрицательных результатах сертификационных испытаний проверок, несоблюдении иных требований, предъявляемых к сертифицируемой услуге, или отказе заявителя от оплаты работ по сертификации, орган по сертификации выдает заявителю заключение с указанием причин отказа в выдаче сертификата.
При получении сертификата соответствия исполнитель услуги обязан обеспечить маркировку документации знаком соответствия. Изображение и технические требования к знаку соответствия установлены ГОСТ Р 50460-92. Применением знака соответствия для сертифицируемой услуги считается маркирование им тары, упаковки, квитанции, другой сопроводительной документации, а также использование знака соответствия в рекламных, печатных изданиях, на официальных бланках, вывесках.
Маркировку знаком соответствия осуществляет исполнитель услуги. Право использования знака соответствия предоставляется лицензией, выдаваемой при оформлении сертификата соответствия. В лицензии устанавливаются обязательства исполнителя обеспечивать соответствие услуги при использовании знака соответствия нормативным документам образцу-модели. При проведении сертификации в рамках международной системы или соглашения форма сертификата и сроки
его действия определяются с учетом правил этой системы или соглашения. При нарушении соответствия услуги или условий обслуживания установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия осуществляются корректирующие мероприятия. При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации приостанавливает действие сертификата и временно запрещает применение знака соответствия информирует заинтересованных участников сертификации
устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий контролирует выполнение корректирующих мероприятий уведомляет потребителей, общественность, заинтересованные организации об опасности или нежелательности использования услуги и порядке устранения выявленных нарушений. После выполнения корректирующих мероприятий орган по сертификации направляет заинтересованным организациям уведомления о снятии приостановления действия сертификата и запрета маркирование знаком соответствия.
При невыполнении исполнителем корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата соответствия. В Системе сертификации должно осуществляться информирование исполнителей услуг, потребителей, общественных организаций, органов но сертификации, испытательных и социологических лабораторий, а также всех других заинтересованных предприятий, организаций и отдельных лиц о правилах и результатах аккредитации и сертификации, участниках сертификации.
Однако, орган по сертификации должен обеспечить конфиденциальность информации, получаемой в процессе проведения сертификации. Оплату работ по сертификации услуг по ТО и ремонту АМТС осуществляет заявитель. Оплата работ производится независимо от результатов сертификации. Стоимость работ по сертификации должна соответствовать трудозатратам органа по сертификации, выполняющего эти работы. 4. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О СТАНДАРТИЗАЦИИ 4,1.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ Основные термины и определения в области стандартизации установлены Комитетом ИСО по изучению научных принципов стандартизации СТАКО. Эти определения приняты многими странами, в том числе и СССР. Стандартизация это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной
экономии при соблюдении условий эксплуатации использования и требований безопасности. Стандартизация, основанная на объединенных достижениях науки, техники и передового опыта, определяет основу не только настоящего, но и будущего развития промышленности. Из определения следует, что стандартизация это плановая деятельность по установлению обязательных правил, норм и требований, выполнение которых обеспечивает экономически оптимальное качество продукции, повышение
производительности общественного труда и эффективности использования материальных ценностей при соблюдении требований безопасности. Стандарт нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Стандарт, разработанный на основе достижений науки, техники, передового опыта, должен предусматривать оптимальные для общества решения. Стандарты разрабатывают как на материальные предметы продукцию, эталоны,
образцы веществ и т. п так и на нормы, правила, требования к объектам организационно-методического и общетехнического характера. Стандарт это самое целесообразное решение повторяющейся задачи для достижения определенной цели. Стандарты содержат показатели, которые гарантируют возможность повышения качества продукции и экономичности ее производства, а также повышения уровня ее взаимозаменяемости. Технические условия ТУ нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс
требований к конкретным изделиям, материалу и другой продукции, ее изготовлению и контролю. ТУ разрабатываются в соответствии с ГОСТ 2.115 70 утверждаются руководством министерства или предприятия на срок, зависящий от нормативных сроков обновления продукции. Для усиления роли стандартизации в техническом прогрессе повышении качества продукции и экономичности ее производства в соответствии с постановлением СМ
СССР от 11.01.1965 г. разработана и введена в действие в народном хозяйстве Государственная система стандартизации ГСС. Она представляет собой комплекс взаимоувязанных правил и положений, определяющих цели и задачи стандартизации, структуру органов и служб стандартизации, их права и обязанности, организацию и методику проведения работ по стандартизации во всех отраслях народного хозяйства СССР и союзных республик, порядок разработки, оформления, согласования, утверждения, издания,
внедрения стандартов и другой нормативно-технической документации, а также контроля за их внедрением и соблюдением. Таким образом, ГСС определяет организационные, методические и практические основы стандартизации во всех звеньях народного хозяйства рис. 1. ГСС непрерывно совершенствуется и дополняется. Все изменения и дополнения, которые вносятся в действующие стандарты, публикуются в Информационном указателе стандартов ИУС. В комплекс стандартов
ГСС входят ГОСТ 1.0 68 ГОСТ 1.5 68 ГОСТ 1.7 78, ГОСТ 1.8 79 ГОСТ 1.9 67 ГОСТ 1.31 75 ГОСТ 1.13 75 ГОСТ 1.15 82 ГОСТ 1.16 78 ГОСТ 1.18 78 ГОСТ 1.19 75 ГОСТ 1.20 69 ГОСТ 1.21 75 ГОСТ 1.22 76 ГОСТ 1.23 77 ГОСТ 1.25 76 ГОСТ 1.26 77. Главная цель ГСС с помощью стандартов, устанавливающих показатели, нормы и требования,
соответствующие передовому уровню отечественной и зарубежной науки, техники и производства, содействовать обеспечению пропорционального развития всех отраслей народного хозяйства страны. Эта система имеет также следующие цели улучшение качества работы, качества продукции и обеспечение его оптимального уровня обеспечение условий для развития специализации в области проектирования и производства продукции, снижения ее трудоемкости, металлоемкости и улучшения других показателей обеспечение увязки
требований к продукции с потребностями обороны страны обеспечение условия для широкого развития экспорта товаров высокого качества, отвечающих требованиям мирового рынка рациональное использование производственных фондов и экономия материальных и трудовых ресурсов развитие международного экономического и технического сотрудничества обеспечение охраны здоровья населения, безопасности труда работающих, охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Для достижения указанных целей необходимо решить следующие
задачи установление прогрессивных систем стандартов на основе комплексных целевых программ, определяющих требования к конструкции изделий, технологии их производства, качеству сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также создающих условия для формирования требуемого качества конечной продукции на стадии ее проектирования, серийного производства и эффективного использования эксплуатации определение единой системы показателей качества продукции, методов и средств контроля и испытаний, а также необходимого
уровня надежности в зависимости от назначения изделий и условий их эксплуатации установление норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции с целью обеспечения ее оптимального качества и исключения нерационального многообразия видов, марок и типоразмеров продукции развитие унификации промышленной продукции и агрегатирования машин как важнейшего условия специализации, повышения экономичности производства, производительности труда, уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта
изделий обеспечение единства и достоверности измерений в стране, создание и совершенствование государственных эталонов единиц физических величин, а также методов и средств измерений высшей точности установление единых систем документации, в том числе унифицированных систем документации, используемых в автоматизированных системах управления, установление систем классификации и кодирования технико-экономической информации, форм и систем организации производства и технических средств научной организации труда установление
единых терминов и обозначений в важнейших областях науки и техники, а также в отраслях народного хозяйства и др. Для достижения поставленных целей работы по стандартизации планируют, придавая им народнохозяйственное значение, постоянно обновляют стандарты на основе достижений науки, техники и производства с учетом комплексности и системности решений задач стандартизации. Система органов и служб стандартизации. Руководство всеми работами по стандартизации и метрологии в
нашей стране возложено на Государственный комитет СССР по стандартам Госстандарт СССР. Госстандарт СССР руководит стандартизацией, метрологией и разработкой общих вопросов качества продукции в нашей стране показателей качества, методов количественной оценки его и т. п Он несет ответственность за состояние и дальнейшее развитие стандартизации и измерительного дела, за обеспечение единства и правильности измерений в стране, проведение единой технической политики в области
стандартизации и метрологии, направленной на ускорение научно-технического прогресса в народном хозяйстве, совершенствование производства и управления, улучшение качества работы и качества продукции. Одной из основных задач Госстандарта СССР является разработка мер по повышению эффективности стандартизации в улучшении качества выпускаемой продукции и экономичности ее производства путем создания и внедрения систем стандартов при комплексной и опережающей стандартизации, развития межотраслевой унификации, создания
общетехнических систем стандартов, обеспечения единства и достоверности измерений в стране и др. Госстандарт СССР проводит работы в области стандартизации и метрологии в стране непосредственно и через созданные им НИИ, республиканские управления и центры метрологии и стандартизации, областные и другие территориальные лаборатории государственного надзора за стандартами и измерительной техникой, а также руководит этими работами. Следует отметить, что успешное решение вопросов взаимозаменяемости и стандартизации
в машиностроении стало возможным благодаря созданию в нашей стране научно-исследовательских институтов по стандартизации и метрологии и привлечению к этой работе отраслевых научно-исследовательских институтов, заводов и вузов. Руководство стандартизацией в каждой отрасли осуществляют отделы стандартизации министерств, а также отделы в главных управлениях министерств головные организации по стандартизации, создаваемые при наличии в системе министерства нескольких базовых организаций по стандартизации базовые организации
по стандартизации, выделяемые из ведущих научно-исследовательских, проектно-конструкторских организаций и предприятий научно-исследовательские и конструкторские отделы лаборатории, бюро стандартизации в НИИ, КБ и на предприятиях. Основные задачи, обязанности и права, перечисленных и других служб стандартизации устанавливают взаимоувязанные типовые положения, утверждаемые Госстандартом СССР. Категории стандартов. В зависимости от сферы действия
ГСС предусматривает следующие категории стандартов государственные ГОСТ, отраслевые ОСТ, республиканские РСТ и стандарты предприятий объединений СТП. Государственные стандарты обязательны для всех предприятий, организаций и учреждений страны в пределах сферы их действия. Отраслевые стандарты используют все предприятия и организации данной отрасли например, станкостроительной, автотракторной и т. д а также другие предприятия и организации независимо от их
ведомственной принадлежности, разрабатывающие, изготовляющие и применяющие изделия, которые относятся к номенклатуре, закрепленной за соответствующим министерством. Республиканские стандарты обязательны для всех предприятий и организаций республиканского и местного подчинения данной союзной республики независимо от их ведомственной принадлежности. Стандарты предприятий объединений действуют только на предприятии, утвердившем данный стандарт.
Стандарты утверждают соответствующие организации ГОСТ Госстандарт СССР ОСТ министерство ведомство, являющееся идущим в производстве данного вида продукции РСТ советы министров союзных республик или их Госпланы СТП руководство предприятий. Особо важные ГОСТы утверждает СМ СССР и Госстрой СССР. Порядок разработки, согласования, утверждения, оформления, регистрации и издания
стандартов установлен ГОСТ 1.2 68, ГОСТ 1.3 68 и ГОСТ 1.4 68. Государственные стандарты устанавливают требования преимущественно к продукции массового и крупносерийного производства широкого и межотраслевого применения, к изделиям, прошедшим государственную аттестацию, экспортным товарам они устанавливают также общие нормы, термины и т. п. Исходя из этого, можно указать на следующие объекты государственной стандартизации общетехнические
и организационно-методические правила и нормы ряды нормальных линейных размеров, нормы точности зубчатых передач, допуски и посадки, размеры и допуски резьбы, предпочтительные числа и др. нормы точности изделий межотраслевого применения требования к продукции, поставляемой для эксплуатации в различных климатических условиях, методы их контроля межотраслевые требования и нормы техники безопасности и производственной санитарии научно-технические термины, определения и обозначения единицы физических величин государственные
эталоны единиц физических величин и общесоюзные поверочные схемы методы и средства поверки средств измерений государственные испытания средств измерений допускаемые погрешности измерений системы конструкторской, технологической, эксплуатационной и ремонтной документации системы классификации и кодирования технико-экономической информации и т. д. Отраслевые стандарты устанавливают требования к продукции, не относящейся к объектам государственной стандартизации, к технологической оснастке, инструменту, специфическим для
отрасли, а также на нормы, правила, термины и обозначения, регламентация которых необходима для обеспечения взаимосвязи в производственно-технической деятельности предприятий и организаций отрасли и для достижения оптимального уровня качества продукции. Объектами отраслевой стандартизации могут быть машины, оборудование, приборы и другие изделия серийного производства, детали и составные части этих изделий сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты, применяемые в отрасли типовые технологические процессы внутриотраслевого применения
и др. ОСТы разрабатывают также для ограничения, например, типоразмеров крепежных деталей, полей допусков и посадок и др. Республиканские стандарты устанавливают требования к продукции, выпускаемой предприятиями союзно-республиканского и местного подчинения союзной республики. Номенклатура продукции, на которую утверждают республиканские стандарты, должна быть согласована с Госстандартом СССР и соответствующими ведущими министерствами и ведомствами
СССР по закрепленным группам продукции. Объектами республиканской стандартизации могут быть сырье, материалы, топливо и полезные ископаемые внутриреспубликанского производства и применения отдельные типы изделий массового или серийного производства, относящиеся к профилю республиканских министерств, товары народного потребления и др. Стандарты предприятий объединений распространяются на нормы правила, методы, составные части изделий и другие объекты, имеющие применение только на данном предприятии на нормы в области организации
и управления производством на технологические нормы и требования, типовые технологические процессы, оснастку инструмент и т. п. Стандарты предприятий могут также устанавливать ограничения по применяемой номенклатуре деталей, составных частей, материалов, предусмотренные государственными, отраслевыми или республиканскими стандартами. В последние годы стандарты предприятий стали фундаментом комплексной системы управления качеством продукции они охватывают все сферы деятельности предприятия и позволяют доводить
требования государственных стандартов до каждого рабочего места, до каждого исполнителя. Стандарты предприятий объединений оказывают существенное влияние на все сферы деятельности заводов. Они влияют на развитие унификации технологической и контрольной оснастки, нестандартного оборудования, обеспечивают более рациональное использование сырья, материалов, энергии и т. д. Число стандартов предприятий непрерывно растет например, в объединении
ЗИЛ их насчитывается свыше 5500. Виды стандартов. В зависимости от объектов и содержания стандарты делят на стандарты технических условий общих технических условий параметров размеров типов, марок, сортамента конструкции правил приемки, методов испытаний контроля, анализа, измерений методов и средств поверки мер и измерительных приборов правил эксплуатации и ремонта типовых технологических процессов и др. В настоящее время установлен новый, более совершенный порядок разработки стандартов всех категорий
и видов. Он предусматривает переход от разработки отдельных нормативно-технических документов на конкретную продукцию к созданию в отраслях народного хозяйства взаимосвязанных комплексов стандартов и технических условий, охватывающих продукцию на всех этапах ее жизненного цикла. При этом государственные ГОСТы, отраслевые ОСТы и республиканские РСТы стандарты должны разрабатываться на группы однородной продукции по результатам научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и опытно-технологических работ с учетом перспектив развития этой продукции на конкретную продукцию должны разрабатываться технические условия ТУ и при необходимости ОСТы и РСТы, фиксирующие результаты разработки и постановки продукции на производство. Планирование работ по стандартизации является составной частью системы государственного планирования. Так, задания по стандартизации входят специальным разделом в долгосрочный на 10-15 лети пятилетний
планы развития народного хозяйства СССР. Существуют годовые планы государственной стандартизации, утверждаемые Госстандартом СССР по согласованию с Госпланом СССР. Соответствующие планы отраслевой стандартизации являются составной частью плановых заданий министерства ведомства. Естественно, что все эти задания плюс собственные потребности в области стандартизации отражаются в перспективных и годовых планах предприятий. В планы стандартизации включают вопросы разработки новых
и пересмотра действующих стандартов всех категорий, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы, необходимые для создания стандартов. В них учитывают также задания по разработке проектов стандартов СЭВ и ИСО, мероприятия по надзору за мерами и измерительными приборами и т. д. Особое внимание уделяется межотраслевым планам разработки программ комплексной стандартизации сырья,
материала, заготовок, кооперируемых изделий и конечного изделия станка, автомобиля, телевизора и т. п. с взаимной увязкой требований к их качеству. Контроль за выполнением планов стандартизации осуществляет Госстандарт СССР. Планирование работ по стандартизации является важным экономическим фактором, посредством которого осуществляется координация деятельности всех организаций страны, занимающихся вопросами стандартизации, и обеспечивается максимальная эффективность и комплексность в работах по стандартизации.
Разработка, внедрение и пересмотр стандартов. Целесообразность разработки каждого стандарта обосновывается потребностями народного хозяйства и ожидаемым техническим и экономическим эффектом. Для этого предварительно подбирают и анализируют литературные и производственные данные, устанавливают тенденции развития и перспективные потребности промышленности по стандартизуемым объектам или параметрам. Обязательным этапом является анализ зарубежного опыта и достигнутого там уровня качественных показателей
стандартизуемых объектов. Номенклатура показателей качества должна быть достаточной, чтобы всесторонне и полно характеризовать изделие не только с точки зрения изготовителя, но и с точки зрения потребителя. Например, для покупателя телевизора важны размеры экрана, четкость изображения, гарантийный срок, внешний вид и его ремонтопригодность, т. е. возможность быстрого обнаружения повреждений и замены неисправных элементов. Для завода-изготовителя, кроме указанного, важное значение имеют совершенство конструкции
и технологичность составных частей телевизора, определяющих трудоемкость и экономичность его производства, и т. д. ГСС устанавливает шесть стадий разработки стандартов 1 организация разработки стандарта, составление и утверждение технического задания 2 разработка проекта стандарта первой редакции и рассылка его на отзыв 3 анализ отзывов и разработка окончательной второй и последующих редакций проекта стандарта 4 подготовка, согласование и представление стандарта на утверждение 5 рассмотрение, утверждение и регистрация
стандарта 6 издание стандарта и информация о нем. Патентная чистота стандартов. Многие стандартные агрегаты широко применяют в машинах, приборах и оборудовании, поставляемых на экспорт. Для обеспечения конкурентоспособности, кроме соответствия качества изделий мировому уровню, они не должны нарушать действующие в странах ввоза патенты свидетельства на изобретения, модели и промышленные образцы, представляющие владельцам исключительное право на использование запатентованного объекта в
течение определенного срока. Нарушение этих прав влечет за собой наложение ареста на экспортируемые изделия и штрафы, возмещающие убытки патентодержателя, поэтому стандартизуемая продукция должна обладать патентной чистотой. Это требование относится к технологическим процессам, методам и средствам измерения и испытания изделий и т. д. Внедрение и пересмотр стандартов. При утверждении государственных стандартов устанавливают срок их введения.
Одновременно намечают планы основных мероприятий, в которых предусматривают материально-техническую и организационную подготовку предприятий организаций, обеспечивающую своевременное внедрение стандартов. Эти мероприятия включают в соответствующие планы по новой технике, капитального строительства, материально-технического снабжения министерств ведомств, предприятий и организаций. Выполнение их контролирует Госстандарт СССР. Стандарт считается внедренным на предприятии в организации,
если установленные им нормы, показатели и требования применяют в соответствии с областью его распространения и если выпускаемая продукция соответствует всем требованиям этого стандарта. Надзор за внедрением и соблюдением стандартов и технических условий осуществляет Госстандарт СССР, его республиканские, областные, городские лаборатории государственного надзора за стандартами и измерительной техникой, а также научно-исследовательские институты или организации.
Если стандарты и технические условия внедрены несвоевременно, руководители предприятий и организаций несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством о труде. За поставку продукции, не соответствующей требованиям стандартов и технических условий, некомплектной, в ненадлежащей таре и упаковке, с нарушением требований к маркировке, с конструктивными недостатками и другими дефектами, поставщик изготовитель несет ответственность, предусмотренную основами гражданского
законодательства Союза ССР и союзных республик. При этом должностных лиц промышленных предприятий могут привлекать к уголовной ответственности. Только обязательное соблюдение стандартов может дать ожидаемый эффект от стандартизации, поэтому стандарты имеют силу закона, и их выполнение достигается не только методами убеждения, но и методами государственного принуждения. Министерства ведомства СССР и союзных республик, их головные и базовые организации по стандартизации
должны систематически как правило, не реже 1 раза в 5 лет проверять соответствие установленных в стандартах требований современным достижениям науки, техники и производства, а также запросам народного хозяйства отрасли. Стандарты, не отвечающие указанным требованиям, включают в планы стандартизации для пересмотра. На основании этих проверок и планов стандартизации Госстандарт СССР пересматривает совместно с министерствами и ведомствами действующие государственные
стандарты, заменяет в них устаревшие показатели или вводит новые стандарты. Можно привести такой пример, характеризующий динамизм стандартов ГОСТ 533 76 Турбогенераторы. Технические требования пересматривался в 1955, 1968, 1975 гг. Предельная мощность турбогенераторов увеличилась от 200 до 800 мВт в 1968 г. и до 1200 мВт в 1975 г. Гарантийный срок службы с одного года увеличился в 1968 г. до двух лет, а в 1975 г. до 25 лет.
4,2. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ При разработке отечественных стандартов учитывают рекомендации международных организаций по стандартизации. Это необходимо для обеспечения взаимозаменяемости деталей и стандартных узлов машин, изготовленных в разных странах, а также для упрощения их эксплуатации, что способствует расширению научно-технических и торговых связей между государствами. Крупнейшей международной организацией в области стандартизации
является ИСО до 1941 г. называлась ИСА, организована в 1926 г Одновременно с рекомендациями ИСО выпускает международные стандарты, на которых должны основываться национальные стандарты их используют также для международных экономических связей. Основная цель ИСО, как сказано в ее Уставе, содействовать благоприятному развитию стандартизации во всем мире для того, чтобы облегчить международный обмен товарами и .развивать взаимное сотрудничество
в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности. Высшим органом ИСО является Генеральная Ассамблея, которая собирается раз в 3 года, принимает решения по наиболее важным вопросам и избирает Президента организации. В ИСО имеются Исполнительный Комитет ИСОИсполком, Комитет по изучению научных принципов стандартизации
ИСОСТАКО, Комитет помощи развивающимся странам ИСОДЕВКО, Аттестационный Комитет ИСОСЕРТИКО и свыше 150 технических комитетов, которые разрабатывают рекомендации и стандарты ТК-1 Резьбы, ТК-2 Болты, гайки и детали крепления ТК-3 Допуски и посадки, ТК-29 Инструменты, ТК-39 Станки и др Членами ИСО являются в настоящее время свыше 70 стран.
Работой каждого технического комитета руководит одна из национальных организаций по стандартизации. СССР выполняет функции секретаря в более чем двадцати технических комитетах, подкомитетах и рабочих группах например, ТК-57 Качество обработанных поверхностей, ТК-123 Подшипники скольжения и др Кроме того, имеются члены-корреспонденты ИСО, которыми могут являться развивающиеся страны, не имеющие национальных организаций по стандартизации
им предоставлено право бесплатного получения рекомендаций и стандартов ИСО и другой информационной литературы. В ИСО в качестве ее электротехнического отдела входит Международная электротехническая комиссия МЭК. Ее назначение содействовать унификации стандартов в области электротехники, радиотехники и электроники. Представители нашей страны активно участвуют в работе технических комитетов, подкомитетов и рабочих групп МЭК в части подготовки ее рекомендаций.
В области метрологии имеется Международная организация мер и весов, созданная в 1875 г. Комитет этой организации разработал единую Международную систему единиц СИ, приемлемую для всех стран, присоединившихся к Метрической конвенции. В 1956 г. по предложению Советского Союза создана Международная организация законодательной метрологии
МОЗМ. Она ведет работу по общим вопросам метрологии, системе единиц измерений, регламентам по метрологии и др. С того же года функционирует Европейская организация по контролю качества продукции ЕОКК. Она рассматривает в кругу специалистов различных стран комплекс научно-технических проблем качества, методы его обеспечения и контроля, а также снижения стоимости продукции и увеличения производительности труда. ЕОКК проводит ежегодные международные конференции по качеству, издает труды и журналы, организует
консультации и дискуссии. Наряду с международными существуют региональные организации по стандартизации, включающие ограниченное число стран. Стандартизация, проводимая в рамках СЭВ. Главная экономическая задача СЭВ содействовать планомерному развитию народного хозяйства, ускорению экономического и технического прогресса в странах членах СЭВ, повышению уровня индустриализации стран с менее развитой промышленностью, непрерывному росту производительности
труда и неуклонному подъему благосостояния народов этих стран. Основой экономического сотрудничества стран членов СЭВ является международное социалистическое взаимовыгодное разделение труда, специализация и кооперирование производства, обеспечивающие значительное повышение производительности и экономичности производства. Для проведения необходимых работ по стандартизации в рамках
СЭВ созданы Постоянная Комиссия СЭВ по стандартизации ПКС. Институт СЭВ по стандартизации, а также Отдел стандартизации Секретариата СЭВ. Основные направления деятельности органов СЭВ по стандартизации заключаются в установлении и унификации национальных стандартов и другой нормативной документации рационального ассортимента продукции, ее параметров и показателей качества на базе научно-
обоснованных рядов технических условий на изготовление, испытания, приемку, упаковку, маркировку, транспортирование и хранение продукции унифицированных понятий, определений, терминов, правил оформления технической документации, обозначений и др. Органы по стандартизации СЭВ и все национальные органы стран членов СЭВ успешно проводят большую работу по созданию и внедрению стандартов и рекомендаций СЭВ, при этом они обязательно учитывают рекомендации и стандарты международных организаций.
Например, с участием большинства стран членов СЭВ создана Единая система допусков и посадок для гладких элементов деталей и установлены основные нормы взаимозаменяемости, включающие несколько десятков взаимосвязанных стандартов СЭВ. В настоящее время уже разработано свыше 5000 стандартов и рекомендаций СЭВ. В целях ускорения внедрения в народное хозяйство новейших достижений научно-технического прогресса
и в соответствии с постановлениями ЦК КПСС и СМ СССР от 18.08.1983 г. будут разрабатываться ГОСТы на группы однородной продукции, типажи и системы машин и оборудования с установлением трех ступеней их технического уровня и качества. Перечень групп однородной продукции уже издан. Изданы также Методические указания РД-50-435 83 по разработке указанных ГОСТов и Методические указания РД-64 84, устанавливающие номенклатуру показателей качества групп однородной
продукции. ГОСТы с перспективными требованиями к техническому уровню и качеству продукции должны относиться к стандартам вида Общие технические требования ГОСТ ОТТ. В ГОСТах ОТТ первая ступень технического уровня и качества продукции должна соответствовать требованиям основного потребителя заказчика вторая высшему мировому уровню третья должна сама устанавливать высший мировой уровень. Сроки введения в стандарт и выпуска продукции второй и третьей степеней технического
уровня и качества устанавливают на основе сроков обновления продукции. При проведении таких работ должны быть использованы мировые достижения в области новых материалов композиционных материалов, пластмасс, покрытий, а также в области применения лазерных лучей, вибрационной и ультразвуковой технологии и др. Процесс проектирования машин необходимо проводить в виде диалога между конструктором и ЭВМ с целью выбора наиболее оптимального варианта конструкции машины и входящих в нее сборочных единиц
и деталей с точки зрения производительности, надежности, точности и экономичности изделий. При проведении экспериментально-поисковых работ необходимо непосредственно с дисплея передавать программу изготовления опытных деталей на станок без чертежа. Для обеспечения гибкости производства необходимо создавать автоматизированные модули, состоящие из станка, стола для размещения обрабатываемых заготовок, механизмов для смены инструмента и подачи заготовок
для обработки и снятия их после обработки. Должны быть также механизмы для автоматического контроля размеров, формы и качества поверхностей деталей. Транспортирование деталей на склад должно осуществляться с помощью робото-кары. Из таких модулей можно будет строить любые производственные линии. Работы в области создания гибких производств проводятся, например, в станкостроительной промышленности. Примером группового стандарта является ГОСТ 25554 82
Аппараты телефонные с кнопочным номеронабирателем. Наработка этих аппаратов на отказ должна быть не менее 6000 ч до 1.1.1984 г. и не менее 10 000 ч до 1.1,1986 г. В дальнейшем наработка на отказ должна быть не менее 14 000 ч. Эти показатели должны достигаться совершенствованием конструкции и электронной схемы аппаратов. 5. Список используемой литературы 1. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения
Учебник для вузовА. И. Якушев, Л. Н. Воронцов, Н. М. Федотов 6-е изд и дополн М. Машиностроение, 1987 352 с. ил. 2. Диск Рефераты
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |