Чтоэто такое РПД?
Вклассическом четырехтактном двигателе один и тот же цилиндр используется дляразличных операций – впрыск, сжатие, сжигание и выпуска. В роторном жедвигателе каждый процесс выполняется в отдельном отсеке камеры. Эффект мало чемотличается от разделения цилиндра на четыре отсека для каждой из операций.
Впоршневом двигателе давление возникающее при сгорании смеси заставляет поршнидвигаться вперед и назад в своих цилиндрах. Шатуны и коленчатый вал преобразуютэто толкательное движение во вращательное, необходимое для движения автомобиля.
Вроторном двигателе нет прямолинейного движения которое надо было бы переводитьво вращательное. Давление образуется в одном из отсеков камеры заставляя роторвращаться, это снижает вибрацию и повышает потенциальную величину оборотовдвигателя. В результате всего большая эффективность, и меньшие размеры при тойже мощности, что и обычного поршневого двигателя.
Какработает РПД?
Функциюпоршня в РПД выполняет трехвершинный ротор, преобразующий силу давления газовво вращательное движение эксцентрикового вала. Движение ротора относительностатора (наружного корпуса) обеспечивается парой шестерен, одна из которыхжестко закреплена на роторе, а вторая на боковой крышке статора. Сама шестернянеподвижно закреплена на корпусе двигателя. С ней в зацеплении находитсяшестерня ротора который с зубчатым колесом как бы обкатывается вокруг нее.
Валвращается в подшипниках, размещенных на корпусе, и имеет цилиндрическийэксцентрик, на котором вращается ротор. Взаимодействие этих шестеренобеспечивает целесообразное движение ротора относительно корпуса, в результатекоторого образуются три разобщенных камеры переменного объема. Передаточноеотношение шестерен 2:3, поэтому за один оборот эксцентрикового вала роторповорачивается на 120 градусов, а за полный оборот ротора в каждой из камерсовершается полный четырехтактный цикл.
Газообменрегулируется вершиной ротора при прохождении ее через впускное и выпускноеокно. Такая конструкция позволяет осуществлять 4-тактный цикл без примененияспециального механизма газораспределения.
/>
Герметизациякамер обеспечивается радиальными и торцевыми уплотнительными пластинами,прижимаемыми к цилиндру центробежными силами, давлением газа и ленточнымипружинами. Крутящий момент получается в результате действия газовых сил черезротор на эксцентрик вала Смесеобразование, зажигание, смазка, охлаждение,запуск — принципиально такие же, как и у обычного поршневого двигателявнутреннего сгорания
Достоинства инедостатки РПД
Все части роторногодвигателя постоянно вращаются в одном направлении, что не создает вибрации,связанной с переменным направлением движения поршней, присущей обычнымдвигателям.
Наряду с несомненнымидостоинствами у двигателя Ванкеля существуют и серьезные конструктивныенедостатки, преодолеть которые крайне сложно.
Камера сгорания роторногодвигателя имеет в плане форму серпа. Поэтому при том же объеме, что и уцилиндрической камеры обычного мотора, площадь ее поверхности намного больше.
Следствие — большаятеплонагруженность двигателя и меньший тепловой КПД.
Кроме того, серповиднаяформа не позволяет организовать вихревое наполнение камеры сгорания, чтобыдобиться полного сгорания топливовоздушной смеси.
Отсюда худшая, посравнению с поршневыми моторами, экономичность и проблемы с выбросом вредныхвеществ.
Столь жеобширен список технологических недостатков. На первом месте — сам процессизготовления статора сложной формы с износостойкой рабочей поверхностью.
Трудностьеще и в том, что статор должен успешно противостоять температурным деформациям:в отличие от обычного мотора, где теплонагруженная камера сгорания частичноохлаждается в фазе впуска и сжатия свежей рабочей смесью, здесь процесссгорания всегда происходит в одной части двигателя, а впуск — в другой.
Еще однапроблема — уплотнения ротора. Если в поршневом моторе кольца соприкасаются сзеркалом цилиндра только одной рабочей кромкой и под постоянным углом, тоуплотнения на вершинах ротора касаются статора под постоянно изменяющимисяуглами, что приводит к большим нагрузкам на их грани.
Крометого, эти уплотнения работают в условиях ограниченной смазки и плохоготеплоотвода — для их смазывания приходится дополнительно впрыскивать маслопрямо во впускной коллектор. Нетрудно догадаться, что экологических показателеймотора это тоже не улучшает.
Историяизобретения и отец двигателя
ФеликсГенрих Ванкель (нем. Felix Heinrich Wankel, 13 августа 1902, Лар (Шварцвальд) —9 октября 1988, Гейдельберг) — немецкий конструктор двигателей. Соавторизобретения роторно-поршневого двигателя (так называемого двигателя Ванкеля),конструкция которого показана в 1957 вместе с инженером компании NSU ВальтеромФройде (W. Froude), которому и принадлежала идея данной конструкции двигателя.Ванкель всю свою жизнь работал над созданием другого мотора с простым вращениемвзаимодействующих роторов.
Вместе сВальтером Фройде и своей группой он провел обширные исследования механическихуплотнений вращающихся клапанов (золотников). Они сформулировали такжетребования к эффективным подвижным уплотнениям. В этой области следует также отметитьважную роль группы В. Бензингера (W. Benzinger) фирмы Daimler-Benz.
БиографияВанкеля
ОтецВанкеля погиб в первой мировой войне; оставшийся без отца, бросив гимназию,Феликс Ванкель не смог ни поступить в университет, ни даже получить рабочуюспециальность. Самостоятельно изучая технические дисциплины, Ванкель уже в 1924году пришёл к идее роторно-поршневого двигателя. В 1920-е годы Ванкель примкнулк НСДАП, но в 1933 оказался среди противников Гитлера и провёл полгода втюрьме. В 1936 прототип его роторного двигателя заинтересовал BMW; Ванкельполучил финансирование, а в 1936 — собственную мастерскую в Линдау дляразработки опытных авиадвигателей под патронажем геринговского министерстваавиации.
-В 1945оборудование Ванкеля было вывезено во Францию по репарациям;
-В 1951,с помощью фирмы Goetze, Ванкель возобновил исследования — сначала в собственномдоме
-В 1954он наконец нашёл оптимальную конфигурацию камеры сгорания РПД;
-В 1958NSU выпустило первый автомобиль с упрошённым вариантом РПД, однако самогоконструктора эта реализация не удовлетворила
-С 1960Ванкель работает в новом исследовательском центре в Линдау.
-В 1964году в фирме NSU появился двигатель оригинальной конструкции Ванкеля Ro 80(всего было выпущено около 40 000 таких машин).
-В 1959—1970патент Ванкеля приобрели все крупнейшие автопроизводители западного мира,однако в 2007—2008 годах машины с роторно — поршневым двигателем конструкцииВанкеля и Фройда производятся только под маркой Mazda.
-В 1936Ванкель женился на Эмме Кирн (1905—1975), детей у них не было. Ванкель никогдане имел водительских прав, так как с детства страдал крайней близорукостью. Онне владел основами высшей математики, полагаясь на своё исключительное чувствопространства.
Историяротора ВАЗ
Год1974-й. Приказом генерального директора Волжского автозавода созданоспециальное конструкторское бюро роторно-поршневых двигателей.
Планысамые грандиозные — создать роторно-поршневой двигатель для автомобилей «ВАЗ»,превосходящий по своим показателям традиционный поршневой мотор.
Основуколлектива составили выпускники вузов и специалисты авиационных предприятийСамары. В арсенале у них были молодость и энтузиазм. Начальником СКБ РПД былназначен заместитель технического директора Борис Сидорович ПОСПЕЛОВ, главнымконструктором — Михаил Алексеевич КОРЖОВ.
Разработкапервых вазовских РПД шла параллельно с изучением конструкций зарубежныхобразцов и под очень скромные технологические возможности экспериментальногоцеха, поэтому часть деталей использовалась с импортных двигателей. Первыедвигатели не отличались ни изяществом компоновки, ни своими показателями, и этоестественно для начала работ с таким сложным изделием, но они позволилинакопить опыт и обозначить основные проблемы такой простой на первый взглядконструкции. Было сделано несколько вариантов компоновки РПД в автомобили«ВАЗ», прежде чем появился прототип, который стал базовым двигателем и которыйприняли на подготовку производства. Этим двигателем стал односекционный РПДВАЗ-311 мощностью 70 л.с. с геометрическими параметрами, как у японского 13В.Подготовка производства велась по нереальным планам одновременно с доводкойдвигателя: проблем было больше, чем решений. Невзирая на недоведенностьконструкции, было принято решение о выпуске опытно-промышленной партииавтомобилей ВАЗ-21018 с РПД. После того как автомобили были проданы, разразилсяскандал, так как массовые дефекты в эксплуатации породили волну рекламаций.Руководство завода вынуждено было заменить на проданных автомобилях роторно-поршневыедвигатели на серийные поршневые. Последовали и оргмероприятия: численность СКБбыла сокращена вдвое, прекратилось строительство цехов и административногоздания. Ушло много высококвалифицированных специалистов. Так закончился периодавантюр и фантазий, требовалось серьезно оценить состояние дел.
Обстановкав СКБ была критической. Б.С. Поспелов смог в этой сложной ситуации сохранитьсамообладание и сделать правильные выводы. Оценка областей применения РПД и ихтехнический уровень показывали, что для выполнения всех требований, которыепредъявляются к автомобильному двигателю, необходим большой объем доводочныхработ, освоение новых материалов и технологий и проведение длительныхиспытаний. Возможность установки в вазовский автомобиль двигателя мощностью120...140 л.с. заинтересовала спецслужбы, требования по ресурсу и расходутоплива были ниже, чем у автомобиля общего назначения, а замена двигателя входе эксплуатации ими допускалась. С их стороны гарантироваласьквалифицированная эксплуатация и предоставление информации о дефектах. Для СКБэто было идеальным вариантом. Так появился автомобиль специального назначенияВАЗ-21019 с двухсекционным двигателем мощностью 120 л.с.
Ситуацияв СКБ стабилизировалась, начался плодотворный период доводки, было реальноепродвижение по пути улучшения показателей двигателя. Появились положительныеотзывы о нашем автомобиле и его незаменимости при выполнении оперативнойработы. Символично, что работавшие на автомобилях с РПД называли его «Аркан».
Сталипоступать предложения от других предприятий о разработке РПД для мотоцикла,летательных аппаратов, амфибийных судов, подвесных лодочных моторов. Работывелись по хоздоговорам и частично компенсировали затраты на содержание СКБ.
К концу80-х стало возможным вернуться к проекту автомобиля общего назначения свыполнением всех норм. Поэтому, когда СКБ был заказан двигатель для автомобиляспециального назначения «Таврия», Поспелов поставил задачу — спроектироватьдвигатель, который бы, кроме автомобиля «ЗАЗ», мог быть установлен в автомобильВАЗ-2108 без доработки кузова и трансмиссии. Что и было сделано. Двигательполучился на редкость удачным, первые же образцы без особых проблем прошлииспытания в составе автомобилей «ВАЗ» и «ЗАЗ». Мощность этого двигателя 105 л.с. была достаточной для «Таврии» (максимальная скорость более 200 км/ч) и мала для переднеприводных автомобилей «ВАЗ», поэтому планировалась разработка двигателябольшего рабочего объема для автомобилей семейства ВАЗ-2108. Но этому несуждено было случиться. 16 января 1987 г. умер Борис Сидорович Поспелов. Конструктор, энергичный и справедливый руководитель, достойный человек. На общемсобрании СКБ РПД начальником был избран Владимир Андреевич ШНЯКИН.
Главнымстратегическим направлением стало создание двигателей для авиации общегоназначения. Автомобильный двигатель становится второстепенной работой, хотяпроизводство устаревшей «классики» ВАЗ-21079 с карбюраторным РПД ВАЗ-4132продолжается. Работы над двигателем для переднеприводных автомобилей «ВАЗ» былипрекращены.
Бесспорно,в России с ее огромной территорией считается странным тот факт, что отсутствуетавиация общего назначения, т.е. небольшие 2...7-местные самолеты.Привлекательна перспектива — быть монополистом на этом еще только зарождающемсярынке.
Но заэтой привлекательностью кроется огромная работа по созданию целой отрасли, несуществующей пока еще в нашем государстве. Огромны и технические проблемы,связанные с выполнением специфических авиационных требований, которые не имеютместа при создании автомобильного мотора.
Необходимостьфинансирования услуг сторонних организаций не позволяет совсем отказаться отвыпуска автомобилей с РПД. Это обстоятельство в 1994 г. заставляет заняться разработкой двигателя мощностью 140 л.с. для семейства автомобилей ВАЗ-2108. Работы ведутся спешно, в результате новый двигатель ВАЗ-415 имел много дефектов,устранить которые можно было только заменой двигателя. С большим трудом удалосьустранить большинство из этих дефектов, выполнить российские нормы токсичностии получить сертификат, позволяющий продавать автомобиль с РПД. И все же это были есть двигатель 80-х годов, с карбюратором.
Эксплуатацияавтомобилей с РПД показала наличие устойчивого спроса на автомобиль сповышенными динамическими качествами. Разгон автомобиля с РПД ВАЗ-415 до 100 км/ч составляет 9 сек. и максимальная скорость — 190 км/ч.
Носегодня для продолжения производства требуется серьезная модернизациявыпускаемого РПД ВАЗ-415. Это прежде всего внедрение мероприятий для выполнениясовременных норм токсичности и адаптация двигателя под семейство автомобилейВАЗ-2110. И как ни странно, но, кроме технических проблем, обозначились идругие сложности.
Опытработы СКБ над автомобильным и авиационным двигателями одновременно показалнесовместимость этих работ по большинству конструкторских решений. Частичномогут быть единой технологическая и производственные базы, а разработчикиавиационного и автомобильного двигателей должны быть рядом, но отдельно.Требования к автомобильному и авиационному двигателям во многом противоположны.Так, например, режимы работы автомобильного двигателя, определяющие егоэкономичность и токсичность в городском цикле, для авиационного двигателя нерегламентируются вообще. И наоборот: главные режимы работы авиационного мотора- «взлетный» и «крейсерский» — малозначимы для автомобильного двигателя. Особаяпроблема — материалы. Общепринятые в автомобилестроении материалы не могут бытьприменены для авиационного двигателя. Поэтому работа конструкторов одновременнои над авиационным, и над автомобильным двигателями малопродуктивна. Здесьтребуется командная работа, когда конкретные люди занимаются конкретным делом.
Чтокасается техники, то современные технологии и электронные системы, внедренныеза последние годы, позволяют в короткие сроки успешно решить все проблемы,связанные с экологией, ресурсом и топливной экономичностью, что ипродемонстрировала Mazda. Очевидные преимущества РПД позволяют расширитьмощностной ряд автомобилей «ВАЗ» и предложить покупателю, кроме массовогоавтомобиля, динамичную высокоскоростную модель, демонстрируя тем самым, чтозаводу не чужды уникальные технологии. А это уже имидж и реклама. Все этореально.
Роторно-поршневойдвигатель имеет достаточный потенциал, чтобы быть конкурентоспособным и равнымсреди лучших. А пока производство СКБ РПД продолжает выпуск автомобилейсемейства ВАЗ-2108 с роторно-поршневым карбюраторным двигателем мощностью 140 л.с.
Техническиехарактеристики роторно-поршневого двигателя (рпд) ВАЗ-4132 и ВАЗ-415
Параметры ВАЗ-4132 ВАЗ-415 Число секций 2 2 Рабочий объем камеры двигателя, куб.см 1,308 1,308 Степень сжатия 9,4 9,4 Номинальная мощность, кВт(л.с.)/мин-1 103(140)/6000 103(140)/6000 Максимальный крутящий момент, Н*м(кгс*м)/мин-1 186(19)/4500 186(19)/4500 Минимальная частота вращения эксцентрикового вала на холостом ходу, мин-1 1000 900
Масса двигателя, кг
136
113
Габаритные размеры, мм
высота
560
570
ширина
546
535
длина
495
665
Минимальный удельный расход топлива (по ВСХ), г/кВт*ч (г/л.с.*ч)
312.2(230)
312.2(230)
Расход масла в % от расхода топлива
0,7
0,6
Ресурс двигателя до первого капитального ремонта, тыс. км
125
125
Назначение
ВАЗ-21059/21079
ВАЗ-2108/2109/21099/2115/2110
Выпускаемыемодели
Модель
Двигатель РПД
Время разгона 0-100, сек
Максимальная скорость, км\ч
ВАЗ 21018
ВАЗ-311
-
160
ВАЗ 21019
ВАЗ-411
-
178
ВАЗ 21059
ВАЗ-4132
9
180
ВАЗ 21079
ВАЗ-4132
9
180
ВАЗ 2108-91
ВАЗ-415
8
200
ВАЗ 2109-91
ВАЗ-415
9
190
ВАЗ 21099-91
ВАЗ-415
9
190
ВАЗ 2110-91
ВАЗ-415
9
190
ВАЗ 2115-91
ВАЗ-415
9
190
Частыевопросы
1.Вопрос: Какой ресурсу РПД?
Ответ:Заводом заявлено 125 тыс. км. В реальности может проходить и 10 тысяч и 200тыс. км. Всё зависит от качества изготовления, эксплуатации и обслуживания.
2.Вопрос: На какомтопливе ездит РПД?
Ответ:Рекомендуется бензин с октановым числом не ниже 90 (т.е. АИ-91, АИ-92, АИ-93,АИ-95). Не рекомендуется АИ-76 или АИ-80, но можно. При этом нельзя допускатьдетонации, которая возможна при движении с большой нагрузкой, в натяг и прирезких ускорениях. Двигатель ВАЗ-411 потребляет АИ-76 и АИ-92 бензин, безпеределок.
3.Вопрос: Какое маслоиспользуется в РПД?
Ответ:Масло по уровню эксплуатационных свойств по классификации API не ниже SG (дляфорсированных бензиновых двигателей). По вязкости 5W или 10W-30 — зимой и15W-40 — летом. Замену масла делают через 10-12 тыс.км. После зимнейэксплуатации не зависимо от пробега менять обязательно.
4.Вопрос: Какой расходмасла можно считать нормой?
Ответ:Нормой считается расход около 700 г/1000 км, в действительности 1 – 1,2 литров масла на 1000 км. Пока, к сожалению так, хотя можно иметь и 500 г/1000 км.
5.Вопрос: Можно лизаливать синтетические масла?
Ответ:Эксперименты были, часть моторов ходила нормально, часть нет, т.к. в процессеработы РПД масло подаётся в камеру сгорания, а использование синтетическихмасел может привести к закоксовыванию маслоотражающих колец с дальнейшимвыходом из строя РПД.
6.Вопрос: Какие свечииспользуются в РПД?
Ответ:
— A26(Россия);
— NGKBR8ET (Япония);
— BR8EQ(Япония).
7.Вопрос: Где можнопочинить РПД?
Ответ: ВСКБ РПД АО «АВТОВАЗ» (г.Тольятти). Частичный ремонт могут произвестина специализированной станции технического обслуживания в Москве: ООО«АвтоВАЗ-ГУВД» на территории 1-го батальона ГИБДД, ул. Заозерная15-б, (станция метро «Выхино», МКАД на пересечении с трассой«Вешняки-Косино»).Тел. 700-55-00, 700-53-75.
8.Вопрос: Где можноприобрести автомобиль с РПД производства СКБ РПД АО «АВТОВАЗ»?
Ответ: ВМоскве на данный момент подобный автомобиль можно приобрести в салонеофициального дилера АО «АВТОВАЗ» — компании «Лада-Фаворит».
9.Вопрос: Я слышал,РПД — одноразовый?
Ответ:Нет! РПД – полностью ремонтопригодный двигатель.
10.Вопрос: Какие машиныбывают с РПД?
Ответ:На данный момент это семейство переднеприводных автомобилей ВАЗ-2108-91,ВАЗ-2109-91, ВАЗ-21099-91, ВАЗ-2115-91(РПД-415). Ранее выпускались модели:
— ВАЗ-21018 (РПД-311);
— ВАЗ-21019 (РПД-411);
— ВАЗ-21059 (РПД-411и РПД-4132);
— ВАЗ-21079 (РПД-4132).
Поспециальному заказу выпускался ГАЗ-3102-8 (РПД-413). Не считая единичныхобразцов автомобилей, мотоциклов и т. д. Ну, и, естественно, Mazda RX-3, RX-7,Eunos Cosmo 800 и RX-8.
11.Вопрос: Я слышал,есть машины с РПД, которые расходуют 8 литров?
Ответ:Сильно сомневаюсь, «лошадей» кормить надо, и этим всё сказано! Чтокасается Mazda, то второе и третье поколения RX-7, потребляют подобноеколичество топлива, но только в загородном режиме.
12.Вопрос. Что можносделать с системой зажигания?
Вопрос:В специализированном сервисе «Вешняки-Косино» можно осуществитьчип-тюнинг, снять ограничитель оборотов, выставить более «интересные»параметры системы зажигания.
13.Вопрос. Одинаковыели блоки управления зажиганием у роторно-поршневой «классики» ипереднеприводного семейства?
Ответ:Нет.
14.Вопрос. Что можносделать с карбюратором?
Ответ:Отрегулировать!
15.Вопрос. Что можносделать с воздушным фильтром?
Ответ:Заменить на фильтр нулевого сопротивления, бывает три типа:
— взаменштатного фильтрующего элемента;
— отинжектора (устанавливается на патрубок корпуса воздушного фильтра);
— полностью оригинальный корпус с фильтром с установкой на карбюратор.
Приустановке воздушного фильтра следует учесть, что в данном случае фильтр подбираетсяпод объём двигателя 2,6 литра. Отдача может составить около 6 л.с., но появится дополнительный шум на впуске из-за использования фильтров нулевого сопротивления.
16.Вопрос. Что можносделать с системой выпуска?
Ответ: Доработкасистемы выпуска — один из наиболее важных элементов тюнинга РПД. Существуетмножество способов доработки:
— заменаоконечной части глушителя на прямоточную часть, типа Remus;
— заменарезонатора и глушителя на прямоточные, типа Remus;
— заменавсей системы выхлопа (термореактор, резонатор, глушитель) насдвоенно-параллельную систему выхлопа.
Придоработке системы выхлопа следует помнить, что РПД — необычный поршневойдвигатель, и ему присущи некоторые особенности, а именно – обратное всасывание(у РПД с торцовым впуском нет перекрытия фаз и обратного всасывания, это имеетместо у двигателей с радиальным впуском которые делались для спорта)отработавших газов при использовании сильно укороченных систем выпуска. Впринципе, любое снижение сопротивления в системе выпуска даст прибавку вмощности, т.к. в ней уже «гибнет» около 20 л.с.
17.Вопрос. Требуетсяпромывать двигатель при смене масла?
Ответ:Да, я, например, промываю двигатель при каждой смене масла (5000 км). Раньше промывал обычным промывочным маслом, сейчас «пятниминуткой» Fenom. Но тутесть одно НО…часть людей считают, что промывать двигатель не требуется, частьсчитают что, требуется. Я же считаю, что умываться в грязной воде – НЕЛЬЗЯ!Выбор за вами.
18.Вопрос. Какиеприсадки в масло можно заливать?
Ответ:На себе испытал кондиционеры металла ER и его российский аналог Fenom. Цельданных присадок – снизить коэффициент трения деталей. На пару«статор-ротор» данная присадка не действует в силу технологическихособенностей покрытия статора и лопаток ротора «Никосилом», а вотшестерни ротора и подшипники в её силах защитить.
19.Вопрос.Двухканальные коммутаторы достаточно редки, что можно сделать?
Ответ:Систему зажигания можно переделать на четырехканальную с использованием четырёходноканальных коммутаторов от ВАЗ-2108.
20.Вопрос. Какзапускается РПД на морозе?
Ответ:Так же как и обыкновенный поршневой двигатель. В роторных машинах есть такаякнопочка – «резервное зажигание». Так вот, если перед запускомавтомобиля в мороз повернуть ключ зажигания (не включая, стартер) и включить«резерв» секунд на 10-20, нижние свечи прокалятся, что облегчит пускдвигателя. В Mazda предусмотрено устройство «Sub-zero start», впрыскивающееэтиленгликоль во впускной коллектор в момент запуска для предупрежденияобмерзания топлива.
21.Вопрос. Можно ли наРПД ставить кондиционер?
Ответ:Можно, но многие владельцы Mazda RX-7 демонтируют кондиционер для увеличениямощности автомобиля.
22.Вопрос. Как узнать,не пора ли двигатель подвергнуть капитальному ремонту?
Ответ:Износ двигателя после, которого он уже не «жилец» и подлежиткапитальному ремонту, определяется по компрессии – менее 4 ед. и утечкам покамерам до 50%. Дополнят картину нестабильные холостые обороты, плохой холодныйпуск, плохая самоочистка свечей, очень большой расход масла, попадание топливав масло, сильное дымление.
23.Вопрос. Я хотел быузнать, как можно простому покупателю приобрести машину с РПД, а также«За» и «Против» этого двигателя.
Ответ:Как купить – см. выше.
«За»:
— Приемистость машины отличная!
— Уровень шума при оборотах более 3000 ниже, чем на поршневом двигателе.
— Автомобиль ездит на бензине АИ-76 без доработок («классика») и потеримощности.
— Экзотичность и редкость машины (сотрудники ГИБДД, рассматривая двигатель,забывают, зачем остановили).
— Оригинальный звонкий выхлоп (не громкий, а оригинальный, как у«Харлея»).
— Развиваемая скорость – спорный вопрос, поскольку стоит серийная коробка, но напятой передаче ускорение, как и на второй.
«Против»:
— Иногдадвигатель «клинит» (в СКБ РПД сказали, что проблему решили, идвигатель давно не «клинит», но раньше прецеденты имели место) –перед этим резко растет расход масла и бензина.
— Нанекоторых двигателях расход топлива до 12 л/100 км, который ничем почему-то неснизить – обычный расход как на «классике».
— На ещехудших двигателях и расход масла до 6 л/1000 км, но это случается крайне редко.
— Исамая главная проблема – проблема техобслуживания: оно осуществляется только вТольятти и Москве.
24.Вопрос. Почему я немогу приобрести заднеприводный автомобиль с РПД?
Ответ:Они не сертифицированы как автомобили для частных лиц. И, соответственно, ихофициально автолюбителям не продают. На текущий момент «классика»снята с производства.
25.Вопрос. СмотрелВАЗовскую страничку — сложилось такое впечатление, что у ВАЗа есть одна модельРПД (70 л.c. на ротор), содранная с Мазды, и он ее «раскручивает» вразных комбинациях. Это действительно так?
Ответ:Двигатели, которые ставились на «классику» действительно былиразработаны с двигателя Mazda с небольшими изменениями. Те же, что производятсейчас – отечественной разработки. Конечно, они похожи, но тут уж никуда недеться.
26.Вопрос. Судя по ТТХ,у РПД неплохие данные. Почему же тогда он не производится массово (на сайтезаявлены только мелкие партии)? Что мешает поставить его на конвейер?
Ответ:Что-то в двигателе не доработано, поэтому «клинит» его иногда (позаверениям СКБ РПД на январь 2002, дефект устранен и двигатели давно не«клинит»). Так утверждает статистика. Но, по-моему мнению«клинит» его не из-за конструкции, а из-за стиля езды. Поскольку РПДна высоких оборотах начинает работать тише поршневого двигателя и, говоряофициальным языком, – «не чувствителен к оборотам» – то его просто«перекручивают» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Спортивныйспециальный силовой агрегат прошел тестовую гонку при 9500 оборотовдлительностью в 2 часа, но это был специальный двигатель. Серийный РПД работаеткак в паспорте – 6000 оборотов. Серийному производству мешает такжепредъявляемые повышенные требования к качеству изготовления и сборки, связанныес особенностью мотора, малый ресурс отечественных двигателей, предвзятоеотношение 99,9% потребителей.
27.Вопрос. А какпроизводится смазка уплотнений на роторе в РПД? Неужели масло подается вместе стопливом (как в мотоциклах)?
Ответ:Именно. Только смешивается не в бензобаке, подается специальным насосом –дозатором (лубрикатором) непосредственно на рабочую поверхность статора иуплотнений в зависимости от оборотов и нагрузки на двигатель – как на всехсовременных двухтактных моторах, хотя РПД является полноценным четырёхтактнымдвигателем.
28.Вопрос. В принципе,возможно ли будет в обозримом будущем купить авиационный вариант РПД? И сколькоэто удовольствие будет стоить?
Ответ:Скоро, скоро. Руководство планировало продавать авиационные РПД еще в 1998году, однако, сейчас уже 2002 год, а света в конце тоннеля не видать.Авиационных РПД два вида:
— 416-двухсекционный(~150 л.с.);
— 426-трех (~250 л.с.).
Вбудущем 426-ой будет в модификации до 300-350 л.с. Цена при экспериментальном производстве составляет соответственно:
— 416 — $10000;
— 426 — $20000.
29.Вопрос. Где можноузнать о системе питания РПД?
Ответ:На автомобилях с РПД производства АО «АВТОВАЗ» устанавливаетсякарбюраторная система питания. Выпуск машин с впрыском ожидается, но вот когда,увы, неизвестно.
30.Вопрос. РПД дляГАЗ-2410 в природе существует? Можно ли его купить, если да, то сколько он увас стоит?
Ответ:ВАЗ-413 — двигатель для «Волги». Снят с производства, и,соответственно, купить его нельзя.
31.Вопрос. Возможно,поставить РПД на «Ниву» или другую б/у машину? И если да, то с чемпридется столкнуться?
Ответ:Поставить-то можно, но, во-первых, двигатель отдельно не продается (исключение- ВАЗовские спортсмены), а, во-вторых, для этого придется заменить переднююбалку на оригинальную. Для «Нивы» же никто проработкой этого вопросане занимался.
32.Вопрос. Возможна лиотдельная поставка РПД для самостоятельной установки двигателей на служебныеавтомобили специальных подразделений МВД стран СНГ?
Ответ:Отдельно двигатели СКБ РПД АО «АВТОВАЗ» не поставляются даже для МВД.Заказ на автомобили может быть выполнен.
33.Вопрос. Можем ли мыполучить у вас права на установку РПД в городах России? Или же никакогоразрешения от вас не требуется?
Ответ:СКБ РПД производит не так много двигателей, чтобы не успевать устанавливать ихсвоими силами.
34.Вопрос. Представляетли экономическую целесообразность использование Вашего агрегата взаменпоршневого двигателя с распределенным впрыском?
Ответ:Даже при установке на РПД системы питания с впрыском, двигатель можетприблизиться по расходу топлива к поршневому двигателю с впрыском, но необогнать его.
35.Вопрос. Какаятрансмиссия стоит на «восьмерке» с РПД?
Ответ:На переднеприводных автомобилях АО «АВТОВАЗ» с РПД устанавливаетсястандартная КПП и сцепление ВАЗ-2112.
36.Вопрос. Можно лииспользовать на РПД в качестве топлива газ? Возможно ли изготовление на базеРПД дизеля?
Ответ: Вданный момент ВАЗ-415 может работать только на бензине. Теоретически РПД можетработать почти на всех видах топлива — солярка, мазут, газ, угольная пыль.Витала даже идея о работе РПД на водороде, но проработкой этих вопросов покаСКБ РПД не занимается. На газе же, как мне известно — ездят. Установили газовоеоборудование как для поршневого двигателя и ездят. Какое оборудование — незнаю.
37.Вопрос. Ответ безвопроса
Ответ:После многократных запусков двигателя и кратковременной его работе, завести РПДстановится практически невозможно. Такое часто случается на выставках, где всехотят послушать, как работает двигатель. Завел-послушал-заглушил — послепятого-десятого раза двигатель не заведется из-за того, что свечи не успеваютпрокалиться. Все! Сушите свечи.
38.Вопрос. А у менярасход топлива 15 л/100 км. Что делать?
Ответ:Может это не для всех будет выходом, но… проверьте карбюратор. На некоторыхавтомобилях при полностью утопленной ручке подсоса, заслонка оставалась впромежуточном положении со всеми вытекающими отсюда последствиями. Послеустранения этой неисправности расход снижался до радующих глаз цифр. И недавите педаль газа в пол.
39.Вопрос. Каковпроцент двигателей отработавших до капитального ремонта (125 тыс. км) безполомок?
Ответ:Рассмотрим двигатель ВАЗ-415 для переднеприводных автомобилей. К сожалению, налето 1999 года до заветной цифры в 125 тыс. км не дотянул никто. Рекордсменомсчитается двигатель, прошедший около 70 тыс. км. В основном безумный расходмасла постигает двигатель на 20-70 тыс.км. В 2001 году пробеги выросли, но ипроизводство автомобилей заморозили.
40.Вопрос. Существуетли запись на машины с РПД?
Ответ:Нет. Никакой записи-очереди не существует.
41.Вопрос. Какой объемдвигателя записывается в техпаспорт — 1.3 л или 2.6 л?
Ответ: Втехпаспорт пишут мощность, литраж не пишут. Но во всех документах ВАЗ-415фигурирует как двигатель с объемом 1,3 литра, но в спорте – как 2,6 литра.
42.Вопрос. На заливнойгорловине и отверстии масляного щупа образуется белая «сметана»(признак наличия воды в масле). Как к этому относиться?
Ответ:Не тревожьтесь. Белая эмульсия на щупе и конденсат на крышке маслозаливнойгорловины зимой у РПД явление нормальное. При остывании двигатель внутри«потеет». После запуска вода смывается маслом и по мере прогреваиспаряется и конденсируется в прохладных местах. У РПД внутренняя полостьдвигателя не продувается отработавшими газами, как у ПД. Поездки, как правило,короткие, двигатель не прогревается. Рекомендуется после зимней эксплуатациименять масло вне зависимости от пробега.
43.Вопрос. Какрегулировать опережение зажигания? (в инструкции написано: «использоватьстробоскоп», но, а как не понятно)
Ответ:Зажигание не регулируется. Всё «зашито» раз и навсегда в ПЗУ системызажигания и оптимизировано именно под этот двигатель. А стробоскоп используетсядля проведения диагностики.
44.Вопрос. Неустойчиваяработа на холостом ходу, подозрение на «подтраивание», как к этомуотноситься? Может дело в зажигании?
Ответ:Холостой ход не сильное место РПД. Так что подозрение оно и останетсяподозрением. Все там нормально, опять специфический эффект.
45.Вопрос. Регулироваликарбюратор… обнаружили, что один из жиклеров имеет увеличенные рассверленныеотверстия. Что произойдет если поставить родной первозданный жиклер (он в видетрубочки)? может машина потеряет мощность и прием, а может совсем не поедет?хотелось бы узнать...
Ответ:Карбюратор для РПД специальный, производства Solex. Если он выйдет из строя, тов приобрести исправный можно будет только в СКБ РПД.
46.Вопрос. Как на счет«Оки» с односекционным РПД?
Ответ:Не будет такой никогда.
47.Вопрос. Непонятнаяситуация с тахометром. Он на холостых то 1100 оборотов/мин показывает, то ноль.То же самое на ходу: то работает, то на нуле лежит или вяло дергается.
Ответ:Такое возможно при неисправности в системе зажигания (контроллер, коммутатор,разъемы и т. д.).
48.Вопрос. Пробовалипоставить новый щиток — электронный (с подсветкой). Все работало, крометахометра. По-видимому, стандартный тахометр не подходит и нужно делатьпеределку?
Ответ:Да, требуется переделка. И только в СКБ РПД.
49.Вопрос. Как частонадо менять масло (после какого пробега)?
Ответ:По паспорту — через 10-15 тыс. км и после зимней эксплуатации в не зависимостиот пробега. Я меняю каждые 5-6 тысяч.
50.Вопрос. На новомдвигателе замерил компрессию, показало по 6 единиц, хотя совсем недавно былооколо 9, с чего вдруг такой резкий скачок?
Ответ:При замере компрессии на РПД, нужно обязательно нажимать педаль газа в пол. Впротивном случае результат будет неправильный, т.к. двигатель «недышит». К тому же пленка «топливо + масло» прямым образомучаствует в появлении компрессии: «сухой» изнутри мотор вообще можетпочти ничего не показать.
Вывод
Итак,какой же можно сделать вывод из всего данного материала? РПД ВАЗ имеют право нажизнь, какими бы недолговечными они не были. Опыт немногочисленных владельцевмашин, на которых установлены моторы РПД, является довольно успешным. Залогом«живучести» мотора РПД на сегодняшний день являются качественные моторные маслаи бережная эксплуатация мотора. Но есть ряд немаловажных факторов, которые надоисправлять, чтобы сделать РПД конкурентоспособными с обычными поршневымидвигателями.
Главнымотягощающим фактором РПД является карбюраторная система питания. Необходимостьзамены такой системы питания на инжекторную возникла уже давно. Впрыск даётболее стабильную работу мотора, лучшее смесеобразование, лучшие мощностныепоказатели, позволяет детально отслеживать все сбои в работе системы. И самоеглавное, с ним выполняются жёсткие нормы EURO 1, EURO 2и EURO 3.
Вторымотягощающим фактором является качество запчастей. Особенно сильно оно проявляетсяв РПД, так как мотор по нагрузке деталей превосходит обычный поршневой мотор.Необходимо внедрять в такой мотор новейшие технологии и разработки науки длядостижения высокого КПД и ресурса.
Инаконец третий, немаловажный фактор – торгово-розничная сеть.
Третий,немаловажный фактор – торгово-розничная сеть. При СССР роторы в свободнуюпродажу не поставлялись, принимались только заказы от государственных служб. Вдальнейшем такая тенденция сохранилась к машинам с «классической»,заднеприводной компоновкой. Переднеприводные машины стали поступать в свободнуюпродажу, но их доля очень невелика. А ведь РПД пользовался бы спросом, будьхоть какая-то реклама этих машин. Именно реклама является «двигателем»торговли, необходимо очень грамотно представить товар покупателю.
СейчасРПД ВАЗ ставят только на заказ, в свободной продаже такие машины не встретишь.Хочется верить, что разработки отечественного РПД не пропадут, и постепеннобудет построен мощный, экологичный мотор. Лучшие гоночные моторы ВАЗ объёмом1.6 литра без наддува выдают 200-220 л.с… «Жизнь» такого мотора – около 250-300 км. Ротор того же объёма выдаст 230 л.с. как минимум, и «жизнь» его будет намного дольше.Необходимо лишь применить новейшие технологии машиностроения, качественные запчастии развитую рекламную сеть.