Содержание:
Введение.
1. Общие сведения обавтомобиле.I. Устройство, принципдействия системы охлаждения ЗИЛ-130.
1.1. ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ.
1.2. РАДИАТОР И ЖАЛЮЗИ.
1.3. ВОДЯННОЙ НАСОС.
II. Техническое обслуживание автомобилей ЗиЛ-130.
2.1. Ежедневное обслуживание ЗИЛ-130.
2.2. РЕГУЛИРОВКИ РЕМЕННЫХ ПЕРЕДАЧ.
2.3. ПРОМЫВКА СИСТЕМЫ
III. Ремонт автомобилей ЗиЛ-130.
3.1 Радиатор трёхрядный трубчатый.
3.2 РЕМОНТ ВОДЯННОГО НАСОСА.
IV. Техника безопасности.
.
/>
1. Общие сведения об автомобиле.
В книге устройство нового грузового автомобиля ЗИЛ-130,приведены материалы из опыта его эксплуатации и описаны процессы техническогообслуживания основных узлов и агрегатов автомобиля. Создание конструкции иосвоение производства новых грузовых автомобилей семейства ЗИЛ-130,принципиально отличающихся, является серьезной трудовой победой коллективовМосковского автомобильного завода имени И.А. Лихачева и многочисленных заводовпоставляющих приборы, агрегаты, материалы, заготовки и оборудование дляпроизводства автомобилей. Московский автозавод имени И.А. Лихачева первый средиавтомобильных заводов страны приступил к массовому выпуску автомобилей с мощнымикарбюраторами 8-ми цилиндровыми двухрядными двигателями. В связи с большимзапасом мощности двигателя высокоэффективное использование автомобилей ЗИЛ-130и его модификации достигается прежде всего при использовании с ними прицепов иполуприцепов. Новые возможности получения высоких эксплутационных показателейвозникают при использовании длиннобазного автомобиля ЗИЛ — 130 Г. АвтомобилиЗИЛ – 130обладают высокой долговечностью и надежностью. В результатедальнейшего совершенствования конструкции автомобилей, применения новыхматериалов и новой технологии производства в 1966 году завод должен обеспечитьпробег до капитального ремонта 200 тысяч километров. Возможность получениявысоких эксплутационных показателей в значительной степени зависит от совершенствазнаний конструкции автомобилей работниками эксплуатации, соблюдения или правилтехнического обслуживания и подготовки технических служб автохозяйств к приёмуновых автомобилей. Следует иметь в виду, что высокая эффективностьиспользования, долговечность и надежность в эксплуатации автомобилей, ЗИЛ – 130гарантированны только при условии применения предусмотренных заводоввысококачественных топлив и смазочных материалов.
Автомобиль ЗИЛ – 130 обладает значительно более высокимидинамическими качествами Внешняя характеристика двигателя ЗИЛ – 130 составляет41 кГн. Высокие мощные показатели двигателя ЗИЛ – 130 получены за счётувеличения степени сжатия. Максимальная скорость развиваемая полностьюгруженным автомобилем на горизонтальном, прямом и равном автомобильной дорогис твердым покрытием составляет 80 – 85 км/час.
/>
I. УСТРОЙСТВО ПРИНЦИПДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ЗИЛ-130.
Система охлаждения предназначена для принудительногоотвода от деталей лишней теплоты и передачи её окружающему воздуху. В результатеэтого создается определённый температурный режим, при котором двигатель неперегревается и не переохлаждается, т.е. рабочий цикл протекает нормально. Надвигатели ЗИЛ-130 приняты жидкостная система охлаждения закрытого типа спредельной циркуляцией охлаждающей жидкости от водяного насоса. Наивыгоднейшийтепловой режим работы двигателя создается при температуре охлаждающей жидкости80 –95 градусов Цельсия и обеспечивается системой охлаждения двигателя (рис.1.). Охлаждающая жидкость в систему охлаждения двигателя заливается черезгорловину верхнего бака радиатора 2, закрываемый пробкой 3. Полная емкостьсистемы охлаждения двигателя с отопительным и пусковым подогревателем 29 л., абез них 26 л. Выпуск охлаждающей жидкости необходимо обязательно осуществлятьчерез три крана, рис. 2. Два сливных крана одной рубашки охлаждения установленына правом и левом рядах блока цилиндров и один сливной кран 10 радиатораустановлен на отводящих патрубке радиатора. Привод к каналам дистанционный, егоосуществляют специальными тягами. Рассмотрим устройство основных приборовсистемы охлаждения, двигателя.1.1. ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ.
Система охлаждения должна быть полностью заполнена охлаждающей жидкостью. Если жидкости не достаёт 5-7 % от ёмкости системы, можетпрекратиться её циркуляция, что при низких температурах приводит кобразованию, а при высоких температурах к перегреву двигателя. Для контролятемпературного состояния системы в рубашке охлаждения впускного трубопроводаустановлен датчик указателя температуры охлаждающей жидкости. Охлаждающаяжидкость из радиатора поступает по нижнему патрубку к кысянчу с распорнойпружиной в водяной насос из которого по двум раструбам и поступает в правую илевую рубашки охлаждения блока цилиндров. А рубашке охлаждения жидкостьподнимается вверх и по каналам, проходящим у выпускных клапанов, поступает врубашки охлаждения головок цилиндров, из которых горячая жидкость проходит врубашку впускного труба провода и нагревает его, обеспечивая лучшие условиясмесеобразования. Далее жидкость проходит через клапан термостата и повыпускному патрубку и его шлангу возвращается в радиатор, где нагретая жидкостьохлаждается.
1.2. РАДИАТОР И ЖАЛЮЗИ.
На автомобиле ЗИЛ-130 устанавливают трубчато-ленточныйзмейковый радиатор, с тремя рядами трубок и герметичной пробкой. На автомобилеЗИЛ-130, предназначенных для экспертных модификаций. Герметичная пробкарадиатора имеет два клапана: — выпускной;
-впускной.
Выпускной клапан открывается при внутреннем избыточномдавлении в 1 кГ/см. кв., что обеспечивает повышение температуры кипенияохлаждающей жидкости до 119 град. Цельсия. В случае кипения охлаждающейжидкости в радиаторе для отвода пара наружу в горловине верхнего бочкарадиатора установлена пароотводящая трубка. При охлаждении жидкости вгерметичной системе появляется разряжение, что может привести к смятию бочкови трубок радиатора. Для сигнализации о закипании охлаждающей жидкости в верхнембочке радиатора установлен электрический импульсный датчик контрольной лампыаварийной температуры 115 град. Цельсия.
Температуру закипающей жидкости в радиаторе регулируютпластинчито-справочными жалюзями, управление которыми осуществляется из кабиныавтомобиля, рукояткой троса. При повороте рычага перемещают тягу приводажалюзи вдоль радиатора и поворачивают (закрывают или открывают) пластины жалюзирадиатора. Жалюзи радиатора могут быть установленны в любом промежуточномположении. В летнее время жалюзи должны быть полностью открыты. Радиатор имеетэластичную подвеску на резиновых подушках и соединён с системой охлаждениядвигателя посредством резиновых шлангов. Для предохранения нижнего шланга отсмятия (затрудняющего циркуляцию охлаждающей жидкости) внутри него установленараспорная пружина. В целях концентрации и увеличения скорости потока воздуха,засасываемого вентилятором, на радиатор со стороны двигателя устанавливаюткожух с отверстием несколько большим, чем пространство, занимаемое лопастямивентилятора.1.3. ВОДЯННОЙ НАСОС.
Охлаждающая жидкость в системе охлаждения должнапрокачиваться до 10 раз в 1 минуту. Для обеспечения циркуляции жидкости всистему охлаждения двигателя ЗИЛ-130 включен укрепленный на переднем торцеблока двигателя ЗИЛ-130 центробежный водяной насос 7 (рис.1) с одностороннимподводом жидкости. Вал 3 (рис. 3) привода водяного насоса установлен в чугунномкорпусе 9 на двух шариковых подшипниках 5 между которыми находится распорнаявтулка 7.
На наружном конце вала на шпонке и разрезной конуснойстальной втулке 2 установлена ступица 4 вентилятора,, которая удерживается отосевых смещений корончатой гайкой со шплинтом. Это крепление обеспечиваетвозможности надежного подтягивания ступицы вентилятора на разрезной конуснойвтулке. На внутреннем конце вала на лыске посажена крыльчатка 12 водяногосмещения болтом 16. Крыльчатка размещается в алюминиевом корпусе 11 водяногонасоса. Раструбы 17 и 18 корпуса двумя болтами каждый крепятся к блокудвигателя. Охлаждающая жидкость поступает в центр крыльчатки 12 насоса отрадиатора по патрубку 19, и далее от крыльчатки подаётся под паром 1,4 – 2,6кГ/см. кв. через раструбы 17 и 18 в правую и левую группы цилиндров двигателя.Для предохранения отвымывания смазки охлаждающей жидкости между корпусом 9 икрыльчаткой установлен самоподвижный сальник с графитизированной упорной шайбой14 перед малым подшипником (со стороны крыльчатки) имеется водосбрасыватель 10а в нижней части корпуса находится контрольный канал 20, через которыйвыливается просачиваемая через сальник жидкость. В случаи течи жидкости черезканал 20 нужно исправить или заменить сальник, однако ни в коем случаи нельзяглушить канал 20, обматывать корпус изоляционной лентой и пр. В результатетаких действий просачивающаяся жидкость начнёт поступить в корпус, вымоет изподшипников смазку.
/>
2.1. Ежедневное обслуживание ЗИЛ-130.
Ежедневно перед началом работы проверяют уровеньохлаждающей жидкости в радиаторе. При хранении автомобилей без охлаждающейжидкости заправку системы охлаждения производят перед пуском двигателя. Пробкарадиатора и её клапаны9 и 10 проверяют при ТО-1 внешним осмотре. Клапаныпробки должны быть перемещаться и иметь исправные прокладки, а пробка плотноудерживаться на горловине радиатора и поворачиваться без усилий. При отсутствииили разрушении прокладок клапанов нарушается герметичность системы охлаждения ивода в радиаторе начинает кипеть при температуре 100 град. Цельсия.
Не допускается подтекание охлаждающей жидкости иослабление креплений деталей системы охлаждения. Обычно до 1/3 всехнеисправностей в системе охлаждения происходит из-за утечки охлаждающейжидкости. Наиболее вероятными местами подтекания являются сальники водяногонасоса, соединения шлангов с патрубками и трубок радиатора с его бочками,спускные крышки 17 и 18 (рис.1.).При неисправном самоподжимном сальникеводяного насоса жидкость будет вытекать наружу через контрольный насос20 (рис.3.). При ТО-1 в случае ослабления болтов крепления корпуса водяного насосанеобходимо их подтянуть. Не допускается осевой люфт вентилятора, ослаблениекреплений ступицы 4, шкива вентилятора и вала водяного насоса в подшипниках.Это может привести к аварии. В случае ослабления крепления ступицы 4подтягивается её гайка, при этом момент затяжки должен быть в пределах 5-7 кГм.Подтекания в местах сопряжения хомутиков крепления, а в случае шлангов – их заменой.Шланги не должны иметь трещин, вздутостей и расслоения. При подтекании воды израдиатора, его ремонтируют и как исключение допускается временно заглушатьтрубки. Радиатор не должен иметь повреждений и вмятин. Совершенно недопустимоотсутствие брызговиков двигателя, так как при движении холодный воздух попадаетснизу под капот и переохлаждается двигатель. В зимнее время двигательнеобходимо утеплять, для чего на радиатор и капот надевают специальные чехлы.Быстрый и постоянный прогрев двигателя обеспечивается применением жалюзи иисправной работой термостата. Износ двигателя, прогреваемого с термостатомобычно в 7-8 раз меньше износа двигателя, прогреваемого без него.2.2. РЕГУЛИРОВКИ РЕМЕННЫХ ПЕРЕДАЧ.
При замасливании приводных ремней 2. и 8. (рис.4) иослабление их натяжения возможна пробуксовка. Замасленные ремни необходимопротереть тряпкой, слегка смоченной в бензине. Регулировку натяжения ремняпривода вентилятора и генератора производят поворотом генератора на его опоре,после чего генератор закрепляют кулисой. При нажатии с силой в 4 кГ прогибремня посередине между шкивами генератора и вентилятора должен быть 10-15 мм.Регулировку натяжения ремня 12 насоса гидроусилителя рулевого управленияпроизводят передвигая кронштейн 13 с насосом. Требования к натяжению ремняпривода компрессора регулируют раздвиганием половинок его шкива.2.3. ПРОМЫВКА СИСТЕМЫ
При сезонном обслуживании и не реже чем через 30000 –40000 км. пробега автомобиля необходимо с целью удаления накипи, промыватьсистему охлаждения двигателя. Когда охлаждение накипи незначительны, промывкусистемы рекомендуется производить сильной струёй воды, подаваемой внаправлении, обратном нормальной циркуляции. При этом радиатор и рубашкуохлаждения двигателя при снятом термостате промывают раздельно. Когда отложениенакипи велики и накипь прочна (в случаи работы на жесткой воде) применяютхимические способы очистки. Эти способы очистки направлены на разрушениенерастворимых солей накипи с помощью различных растворов. Состав некоторых растворов,применяемых для удаления накипи в двигателях с головками цилиндров изалюминиевых сплавов.
При промывке насыщенным раствором тринатрийфосфата его втечение 2 – 3 дней работы автомобиля через каждые 12 часов доливают в системуохлаждения и радиатор раздельно, промывая водой. При проливке растворамихромового ангидрида и кальцинированной соды их заливают в систему и поистечению времени указанного в таблице №1 пускают и прогревают двигатель намалых оборотах холостого хода в течении 10 –20 минут доводя раствор до кипения.После этого раствор при работающем двигателе сливают и одновременно системупромывают водой.
Состав растворов, применяемых
для удаления накипи.
Таблица №1.Состав раствора Количество на 10 литров воды Время, потребное для удаления накипи Насыщенный раствор тринатрийфосфата (100 г. на 1 литр воды)
50 – 100 см. куб. 2 – 3 дня 0,2 – процентный раствор хромового ангидрида 20 г. 8 – 10 часов
Смесь состоящая из:
кальцинированной соды
хромпика
раствор ингибированной соляной кислоты
1000 – 1200 г
20 30 г
0,5 – 0,6 л
10 –12 и более
10 – 12 и более
1 – 2 и более
При промывке раствором ингибрированоой соляной кислоты,сначала двигатель тщательно промывают водой ( в течении 10 15 мин). Затемзаливают раствор, пускают двигатель и нагревают раствор до температуры не выше60 – 70 град. Цельсия, после 10 минут работы двигателя раствор сливают, асистему тщательно ( до 4 раз) промывают водой при работающем двигателе.Продолжительность первой и второй промывок по 5 минут, а последующие по 10 – 15минут. При третьей промывке на каждый литр воды добавляют 5 грамм безводнойсоды и 5 грамм хромпика.
/>
3.1 Радиатор трёхрядный трубчатый.
Трубки радиатора изготовлены из топкана Л – 90.Охлаждающая лента (змейка) так же как и охлаждающие пластины радиатораизготовлены из меди М3.Радиатор вместе с жалюзи и кожухом вентилятора закреплёнс помощью болтов в специальной рамке, которая крепиться центральным болтом кпоперечине рамы автомобиля через резиновые подушки. Верхние концы рамки,замкнутые стяжкой и усилителем облицовки радиатора, служат передней опоройоперения автомобиля включая облицовку радиатора. Вода из полости радиаторасливается через кран, вентиль которого подводится с помощью рукоятки. Дляразборки радиатора надо сначала отсоединить масленый радиатор. Для этогоследует:
отвернуть болты крепления кроме подвески жидкостногорадиатора,
снять масленый радиатор в сборке с кронштейнами.
Для отсоединения шлангов от трубок надо освободить спомощью отверстий стяжные винты и снять резиновые шланги. Для снятиякронштейнов с масленого радиатора, надо отвернуть гайку, вынуть болты и снятьдва кронштейна с масленого радиатора.
Для демонтажки рамки подвески с радиатора надо отвернутьболты крепления правой и левой пластин радиатора и отсоединить радиатор отрамки подвески. Затем отвернуть болты крепления кожуха вентилятора, к правой илевой пластинам радиатора, вынуть болты, отсоединить кожух радиатора и снятьраспорку рамки радиатора. Для снятия жалюзи надо отвернуть болты крепленияжалюзи к пластинам радиатора, вынуть болты и отсоединить жалюзи от радиатора.
Перед сборкой необходимо радиатор очистить от грязи ипромыть обычной водопроводной водой. Воду под напором следует направить нанижний патрубок радиатора для того, чтобы она выливать через верхний патрубок.Пробка радиатора должна быть закрыта. Промывку можно закончить после того, каксливаемая вода станет чистой. Очищенный и промытый радиатор необходимопроверить на герметичность воздухом под давлением 0,15 Мпа (1,5 кгс/см. кв.)поместив его в водяную ванну. Сборку узлов радиатора проводят в обратнойпоследовательности.3.2 РЕМОНТ ВОДЯННОГО НАСОСА.
Ремонт водяного насоса автомобиля ЗиЛ-130 представленов виде таблицы.№ выполняемых работ Наименование и содержание работ Приборы, инструменты, приспособления, модель, тип. Технические требования. 1. Установите водяной насос в сборе в тиски и закрепите Верстак слесарный, тиски /> 2. Отверните гайки М8 крепления корпуса подшипников водяного насоса, снимите пружины шайбы, корпус водяного насоса, прокладку и положите корпус на стол для дефектовки. Головка сменная 14 мм, коловорот, стол для дефектовки деталей. /> 3. Выверните болт крепления крыльчатки, снимете шайбу, крыльчатку и положите её на стол. Съёмник для снятия крыльчатки, ключ гаечный 19 мм, стеллаж для деталей и узлов. /> 4. Закрепите конец вала в тиски, отверните гайку М 14 крепления шкива, снимите шайбу и ступицу шкива, конусную втулку, упорное кольцо переднего подшипника и шпонку, положите все детали на верстак. Верстак слесарный, тиски, губки предохранительные, пассатижи, ключ гаечный 22 мм, съемник для снятия ступицы и шкива, зубило слесарное, молоток. /> 5. Установите корпус подшипников водяного насоса на пресс, впрессуйте валик вместе с подшипниками и положите на стол для дефектовки. Пресс гидравлический модели 2153-М2, стол для дефектовки деталей. Впрессовывать валик со стороны крепления крыльчатки. 6. Снимите с вала водяного насоса передний подшипник, раскосную втулку, задний подшипник, водосбрасыватель, пружинное кольцо, положите все детали на верстак. Оправка для выпрессовки подшипников, молоток, отвертка, верстак слесарный, тиски. 7. Закрепите крыльчатку в тиски, снимите с крыльчатки обойму, упорную гайку, уплотнитель и положите все детали на верстак. Верстак слесарный, тиски. 8. Промойте детали водяного насоса. Ванна для мойки деталей. 9. Проверти состояние деталей водяного насоса в соответствии с картой дефектовки и при необходимости замените негодные детали. Стол для дефектовки деталей, оправка с бруском, станок настольно-сверлильный модели 2И112.
Риски и задиры на поверхности прилегания уплотнительной шайбы не допускаются. Торец поверхности прилегания уплотнительной шайбы должен быть плоским.
Шлифовальние торца допускается до размера не более 19,2 мм. Устранение рисок и овальности производится путём шлифования поверхности прилегания уплотнительной шайбы обрезным бруском на оправе. 10. Установите в корпус крыльчатки уплотнитель, упорную шайбу, смазанную графитной смазкой и закрепите обойму. Верстак слесарный, бочок с графитной смазкой, отвертка, молоток. Применять графитную смазку УС с А ГОСТ 3333-55. 11. Закрепить конец вала в тиски, наденьте на вал последовательно пружинное кольцо, водосбрасыватель, задний подшипник, распорную втулку и подшипник передний. Тиски, губки предохранительные. 12. Заполните корпус подшипников водяного насоса консистентной смазкой. Банка со смазкой 1-13 Применять смазку 1-13 жировую ГОСТ 1631-61. 13. Установите корпус подшипников водяного насоса на пресс. Пресс гидровличесский модели 2153-М2 14. Запрессуйте вал с подшипником в корпус подшипников водяного насоса. Пресс гидровличесский модели 2153-М2, оправка. 15. Установите корпус подшипников водяного насоса в тиски и закрепите конец вала. Тиски, гудки предохранительные. Закрепить конец вала следует со стороны крепления крыльчатки. 16. Установите в корпус подшипников упорное кольцо переднего подшипника, вставьте шпонку в шпоночный паз вала, наденьте конусную втулку шкива на вал, установите ступицу шкива на втулку, наверните на вал шайбу, наверните и затените гайку М 14Х1,5, крепление шкива и зашилингуйте гайку. Пассатижи, молоток, ключ гаечный 22 мм. 17. Установите корпус подшипников на пресс и напрессуйте крыльчатку на вал Пресс гидровличесский модели 2153-М2. 18. Наденьте на болт шайбу, придерживая гайку М 14Х1,5 ключом, произведите затяжку болта крепления крыльчатки. Ключ гаечный 22 мм, головка сменная 19 мм, ключ динамометрический. Момент затяжки болта крепления крыльчатки 1,5 – 1,7 кг/см. 19. Затените посадочные места корпуса подшипников и корпуса водяного насоса под прокладку, установите прокладку смазанную уплотнительной пастой. Шабер трёхгранный, банка с пастой УН-25, кисть Для смазки прокладки применять пасту УН – 25. 20. Присоединить корпус водяного насоса к корпусу подшипников. 21. Наденьте на шпильку крепление корпуса подшипников пружинные шайбы, наверните гайки и затените их. Головка сменная 14 мм, коловорот. Гайки затягивать последовательно через одну. 22. Установите водяной насос на стенд и проверте его работу. Стенд для испытания водяного насоса.
Проверять работу водяного насоса при 30000 об/мин. в течении 10 – 15 минут.
При этом не допускается задевание крыльчатки за корпус подшипников насоса, подтекание воды через сальник и перегрев подшипников. 23. Снимите водяной насос со стенда и положите на стеллаж. Стеллаж для деталей и узлов.