--PAGE_BREAK--АIIИ — количество автомобилей, прошедшие КР, ед. (по данным АТП).
Результаты определения коэффициентов технической готовности и использования автомобилей заносим в таблицу 2.6:
Таблица 2.6
Марка автомобиля
Lсркр км
lСС км
ДЭ дни
ВАЗ-2121
63015
200
315
ГАЗ-3307
190771
200
954
Урал-4320
188311
200
942
Дни простоя в ТО-2 и ремонте за цикловой пробег определяется по формуле и заносится в таблицу 2.7:
дни (2.11)
(дни)
Таблица 2.7
Марка автомобиля
Lсркр км
dрТОиТР дни/1000 км
ДТОиТО-2, дни
ВАЗ-2121
63015
0,3
19
ГАЗ-3307
190771
0,404
77
Урал-4320
188311
0,53
100
Дни простоя в КР определяется по формуле и записаны в таблице 2.8:
дни (2.12)
где dтранс = (0.15…0,20) dкр — время на транспортировку автомобиля, дни;
dкр — время простоя автомобиля в КР, дни (Приложение 4, [1]).
(дня)
Вернемся к расчету αТ, и полученные данные занести в таблицу 2.9.
Таблица 2.8
Марка автомобиля
dкр, дни
dтранс, дни
ДКР, дни
ВАЗ-2121
18
3,6
22
ГАЗ-3307
15
3
18
Урал-4320
22
4,4
26
Коэффициент использования автомобилей по каждой марке определяется по формуле и занесены в таблицу 2.9:
(2.13)
где Др.г. — количество рабочих дней в году;
КИ = (0,93…0,97) — коэффициент снижения использования технически исправных автомобилей по организационным причинам.
Таблица 2.9
Марка автомобиля
Др.г. дни
КИ
αТ
αИ
ВАЗ-2121
305
0,96
0,88
0,7
ГАЗ-3307
305
0,96
0,9
0,72
Урал-4320
305
0,96
0,88
0,7
Годовой пробег для каждой марки автомобилей рассчитывается по формуле и заносится в таблицу 2.10:
км (2.14)
где Аи — количество единиц подвижного состава;
lcc — среднесуточный пробег автомобиля, км (по данным АТП).
(км)
Таблица 2.10
Марка автомобиля
АИ, ед.
lСС, км
αИ
Lг, км
ВАЗ-2121
130
200
0,7
6643000
ГАЗ-3307
105
200
0,72
5518800
Урал-4320
229
200
0,7
11701900
Годовая трудоемкость работ по ТО-2 для каждой марки автомобилей определяется по формуле:
чел-час (2.15)
(чел-час)
Результаты расчета заносим в таблицу 2.11
Таблица 2.11
Марка автомобиля
Lг, км
tрТР, чел-час/1000 км
ТТО-2, чел-час
ВАЗ-2121
6643000
4,54
30159
ГАЗ-3307
5518800
6,28
34658
Урал-4320
11701900
11,68
136678
Итого:
∑Lг=23863700
—
∑ТТР=201495
Общая годовая трудоемкость ТО-2 для всех марок автомобилей определяется по формуле:
чел.-час (2.16)
(чел-час)
Годовая трудоемкость зоны определяется по формуле:
чел-час (2.17)
где СТО-2 — процент работ данного вида от общей трудоемкости ТО-2 (Приложение 7, [1]). СТР = 48%. (чел-час)
2.3 Расчет числа производственных рабочих
К производственным рабочим относятся рабочие данного участка, непосредственно выполняющие работы по ТО и ТО-2 подвижного состава. Различают технически необходимые (явочное) и штатное (списочное) число работников. Технологически необходимое число работников обеспечивает выполнение суточной, а штатное — годовой производственной программы по ТО и ТО-2. Явочное количество ремонтных рабочих определяется по формуле:
чел. (2.18)
где ФР.М. — годовой односменный фонд рабочего времени явочного рабочего, час
КП.П. — коэффициент повышения производительности труда равный 1,04 — 1,06 (для расчетов КП.П.= 1,05)
Годовой производственный фонд рабочего времени рассчитывался по календарю и режиму работы участка и определялся по формуле:
час (2.19)
где ТСМ — продолжительность рабочей смены, час (по данным 8 ч.);
ДК.Г. — число календарных дней в году (по данным 366 дней);
ДВ — число выходных дней в году (по данным 62 дня);
ДП — число праздничных дней в году (по данным 7 дней).
(час)
Теперь вернемся к формуле 2.18 и отсюда получим:
(чел)
Штатное количество рабочих определено по формуле:
чел (2.20)
где ФР.П. — годовой фонд рабочего времени одного производственного рабочего, час.
Годовой фонд рабочего времени определен по формуле:
час (2.21)
где tОТП — продолжительность отпуска, час.;
tУ.П. — потери рабочего времени по уважительным причинам (болезнь, выполнение государственных обязанностей).
Продолжительность отпуска (в часах) определено по формуле:
час (2.22)
где ДОТП — число дней основного отпуска в году, дни (по данным 52 дня)
(час)
Потери рабочего времени определены по формуле:
час (2.23)
(час)
Вычислив необходимые величины, нашел годовой фонд рабочего времени:
(час)
Зная годовой фонд рабочего времени, нашел штатское количество рабочих, подставив все величины в формулу 2.20 и получил:
(чел)
2.4 Расчет числа постов и линий
Площадь помещения, занимаемая автомобилем в плане, называется постом. Посты подразделяются на рабочие и вспомогательные. На рабочих постах выполняются основные элементы или отдельные операции технологического процесса ТО-2, для этого они оснащаются необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментами. На вспомогательных постах выполняются подготовительные работы (пуск и прогрев двиг., обогрев авто.), а так же работы, которые не были выполнены на рабочих постах или когда они заняты.
При расчете числа постов учитывалось что, число постов целое число, а число рабочих постов зоны ТО-2 при работе в одну смену не превышает 5, так как большее число постов приведет к увеличению производственных площадей.
Поэтому принято оптимальное число постов для зоны ТО-2 по формуле 2.24:
(2.24)
где ТЗОН — годовая трудоемкость зоны ТО-2;
φ — коэффициент учитывающий неравномерность поступления автомобиля на посты зоны ТР, (1,2 — 1,5) (для расчета φ = 1,3);
ФР.М. — эффективный (расчетный) годовой фонд времени работы зоны при односменной работе;
РСР — среднее число рабочих на посту (по данным АТП — 3 человека);
С — число смен;
ηП — коэффициент использования рабочего времени (по данным АТП — 0,9)
(постов)
Для данного АТП принимаю что, в зоне ТО-2 находятся шесть постов, каждый пост обслуживают три человека.
2.5 Распределение рабочих по специальностям и квалификации
После определения количества производственных рабочих было проведено распределение их по квалификационным разрядам. При этом учитывалось, что разряд присваивается не рабочему, а работе в зависимости от ответственности и сложности операций. Поэтому при назначении разрядов рабочим пользовался: «Единым квалификационным справочником для рабочих сквозных профессий» и «Типовыми нормами времени…». Для проставления квалификации было использовано пособие по курсовому и дипломному проектированию “Б. Н. Суханов”.
Прежде чем приступить к присвоению разряда необходимо разделить работы по специальностям:
— мотористы 9
— слесари по ремонту агрегатов трансмиссии 3
— слесарь по ремонту ходовой части,
рулевого управления и переднего моста 3
— слесарь по ремонту тормозов, колес и ступиц 2
— слесарь по ремонту кабины, оперения, платформ 1
— автоэлектрик 1
Данные по назначению разрядов рабочим приведены в таблице 2.12
Таблица 2.12
Профессия
Классификация (разряд)
1
2
3
4
5
6
мотористы
3
5
1
слесарь по ремонту агрегатов трансмиссии
1
1
1
слесарь по ремонту ходовой части, рулевого управления и переднего моста
2
1
слесарь по ремонту тормозов колес и ступиц
1
1
слесарь по ремонту кабины, оперения, платформы
1
автоэлектрики
1
Правильность назначения разрядов рабочим проверялась по величине среднего разряда по формуле:
(2.24)
где PV, PIV, PIII, PII, PI — принятое количество рабочих, соответственно пятого, четвертого, третьего, второго, первого разрядов;
V, IV, III, II, I — соответственно пятый, четвертый, третий, второй и первый разряды.
Средний разряд рабочих в зоне ТО-2 составляет: III,0
2.6 Выбор и обоснование метода организации технологического процесса ТО-2
Данное АТП содержит специализированные посты. Сущность метода специализированных постов — все виды работ выполняются в полном объеме на одном посту группой исполнителей, состоящей из рабочих различных специальностей и нескольких рабочих универсалов. В данном методе специализированных постов обслуживание с переходящими специализированными звеньями (бригадами) по четыре человека. Сущность такой формы организации ТО-2 заключается в следующем. На АТП организовано пять специализированных (тупиковых) постов и столько же звеньев (бригад) рабочих, специализирующихся по видам работ ТО-2. Выполняется обязательное условие, кратность суточной программы по ТР данного вида числу постов (автомобиле-мест) и, числу переходящих специализированных звеньев рабочих.
Трудоемкость работ для каждого звена подбирается с таким расчетом, чтобы они начинали и заканчивали работы одновременно на всех постах.
Работы по ТО-2 выполняются по потребности, которая выявляется в процессе работы на линии, при контроле автомобилей на КТП, в процессе диагностирования и ТО.
Наиболее распространенным методом текущего ремонта является агрегатно-узловой. В отдельных случаях при ремонте подвижного состава применяется индивидуальный метод ремонта. Подвижной состав ремонтируется на специализированных тупиковых постах.
На постах зон ТО-2 выполняются в основном контрольные, разборочно-сборочные, сварочные и другие работы, которые составляют для автомобиля 44 — 50% общего объема работ по ТО-2. Для повышения КТГ большая часть ТО-2 производится в межсменное время. Схема технологической планировки специализированного поста ТО-2 автомобиля.
Управление производством в данном АТП. При поступлении автомобиля в зону ТО-2, и зоны ожидания, его отправляют на определённый пост. Затем рабочая бригада приступает к работе (по принципу замены или ремонту узла или группы узлов). После окончания работы, мастер проверяет выполнение работы, и после этого каждая бригада заносит в отчетный журнал запись о выполненной работе.
2.7 Подбор технологического оборудования и организационной оснастки
К технологическому оборудованию относят стационарные, передвижные и переносные стенды, станки, всевозможные приборы приспособления, производственный инвентарь, необходимые для выполнения работ по ТО-2 и диагностированию подвижного состава.
В большинстве случаев оборудование, необходимое по технологическому процессу для проведения работ на постах зоны ТР, принимается в соответствии с технологической необходимостью выполняемых с его помощью работ, так как оно используется периодически и не имеет полной загрузки за рабочую смену.
Номенклатура и количество оборудования производственных постов должны приниматься по табелю технологического оборудования и специализированного инструмента для АТП, без централизованного ТО автомобилей с учетом видов ТО-2, выполняемых на данном предприятии, а также количества работающих, а максимально загруженную смену.
Принятое технологическое оборудование для проектируемого объекта следует свести в таблицу 2.13
Таблица 2.13
Наименование оборудования и орг. оснастки
Тип, модель
Краткая техническая характеристика
кол-во
Габаритные размеры, мм
Площ. в плане, м2
1
2
3
4
5
6
1. ларь для отходов
ОТ-03-000
стационарный
5
366183
0,06
2. верстак слесарный
ОРГ-1468-01-060А
передвижной
5
1464549
0,80
3. стеллаж для нормалей
ОРГ-1468 05-340А
передвижной
3
549366
0,20
4. шкаф для приборов и инструмента
—
передвижной
5
1098732
0,80
5. тележка для снятия, установки и транспортировки топливных баков
П2.05
передвижной
2
732366
0,27
6. ограничительные упоры колёс
передвижной
2
553732
0,10
7. ящик для инструмента
передвижной
5
1098183
0,20
8. ящик для крепежных деталей
—
стационарный
5
1098183
0,20
9. пост слесаря авторемонтника
НИИАТ Р-506
передвижной
2
549183
0,10
10. стеллаж для деталей и узлов
передвижной
2
915183
0,17
11. подставка под двигатель
ЦКБ-2473
стационарный
2
549
0,24
12. подставка для работы в осмотровой канаве
ОГ.16.00
передвижной
2
732458
0,33
13. воронка для слива масла
МВ-064
стационарный
2
366183
0,06
14. направляющие колес
—
стационарный
5
1098183
0,20
15. воронка для слива охлаждающей жидкости
МВ-064
передвижной
2
366
0,10
16.барабан для подачи воды
315М
передвижной
2
732458
0,33
17.барабан для подачи сжатого воздуха
352М
передвижной
2
366183
0,07
18.маслораздаточный бак
133М
стационарный
2
366
0,10
19. пост электрика-карбюраторщика
П-204А
стационарный
2
366
0,10
20. ларь для чистых обтирочных материалов
—
передвижной
5
366
0,10
21. ларь для использованных обтирочных материалов
—
передвижной
5
366
0,10
22.подъемник гидравлический канавный
П-113
Стационарный
5
366183
0,06
23.тележка для транспортировки аккумуляторных батарей
П-620
стационарный
2
1464549
0,80
24.лесница-стремянка
СД- 3722
стационарный
2
732366
0,27
25.переходный мостик
передвижной
5
1647732
1,20
26.стеллаж вертушка
ОРГ-1468-01-060А
передвижной
1
1464549
0,80
27. ванна для мойки деталей
2031
стационарный
1
458
0,16
28.тележка для снятия тормозных барабанов ведущих колес
передвижной
1
732366
0,27
29.мосток канавный транспортный и тележка для транспортировки агрегатов
ОГ-48 ОГ-47
передвижной
1
1464549
0,80
30. подставки для вывешивания автомобиля
ОГ-45
стационарный
3
366183
0,06
31. тележка для снятия и установки колес
1115М
передвижной
3
1098732
0,80
32. бак для слива масла из ведущего моста
стационарный
1
548
0,16
33. стеллаж для колес
ПИ-039
стационарный
3
1647732
1,20
34. гайковерт для гаек колес
И-303М
передвижной
3
549366
0,20
35.подставка для работы в осмотровой канаве
ОГ-16.000
передвижной
1
732458
0,33
36. кран-балка
передвижной
1
37. домкрат канавный
МТРЗ-828-00
стационарный
1
1464549
0,80
38. пост слесаря авторемонтника
НИИАТ Р-506
передвижной
1
1098732
0,80
39. маслораздаточный бак
133М
стационарный
1
366
0,10
40. станок точильно-шлифовальный
3Б633
стационарный
2
640366
0,23
41. пресс гидравлический 10ТС
2153-М2
передвижной
2
366183
0,20
42. пресс монтажно-запрессовочный гидравлический 40ТС
2135-1М
стационарный
2
1464549
0,80
43. тележка для снятия (установки) и транспортировки тормозных барабанов передних колес со ступицей
П6.05
передвижной
2
640366
0,23
44. подставка для работы в осмотровой канаве
ОГ.16.000
передвижной
2
732458
0,33
45. шкаф для захватов и приспособлений
стационарный
2
1098366
0,40
46. тележка для мойки поворотных цапф
передвижной
2
549183
0,10
47. солидолонагнетатель пневматический
ЦКБ.3154М
передвижной
2
366
0,10
48. подставка для деталей и узлов
стационарный
2
1098366
0,40
49. домкраты канавные
МРТЗ-828-00
стационарный
2
1647732
1,20
продолжение
--PAGE_BREAK--2.8 Расчет производственной площади объекта проектирования
Площадь объекта проектирования рассчитывается по формуле:
м2 (2.25)
где: fОБ — Площадь оборудования в плане.
KПЛ — Коэффициент плотности расстановки оборудования (Приложение 6)
Коэффициент плотности расстановки оборудования постов зоны ТР принимается КПЛ = 3
(м2)
Площадь производственного помещения вынуждено корректируется и устанавливается с учетом того, что при строительстве широко используются унифицированные типовые секции и пролеты, а также типовые конструкции и детали, изготовляемые серийно заводами стройматериалов.
Производственные здания выполняются с сеткой колонн, имеющей одинаковый для всего здания шаг, равный 6 м.
Окончательно принимаемая площадь уточнена по размерам зоны ТР. Отступление от расчетной площади при проектировании (реконструкции) любого производственного помещения составляет 20 %.
Далее принимается длина зоны 36 м, ширина 12 м. высота 4,25 м.
FЗОН = 432 м2
Планировка зоны после реконструкции выполнена на чертежной бумаге формата А1 (594 х 841 мм).
2.9 Составление технологической карты на замену гидравлического усилителя рулевого привода автомобиля Урал-4320
Общая трудоемкость 35,0 чел-мин.
Исполнитель — слесарь по ремонту автомобилей 3-го разряда.
№ операции
Наименование операции и перехода
Оборудование, инструменты, приспособления и материалы
Трудоемкость, чел-мин
Технические требования и указания
Снять гидравлический усилитель рулевого привода
1
Поднять передний, мост и установить подставки под опорные площадки основания кузова
Подъемник гидравлический (П113); две подставки для вывешивания автомобиля (модель ОГ-45)
3
После установки автомобиля на подставки подъемник убрать. Передние колеса должны быть в вывешенном состоянии
2
Открыть капот отсека двигателя
Ключ дверки специальный
1
—
3
Расшплинтовать гайку крепления шарового пальца гидроусилителя рулевого управления к кронштейну основания кузова
Пассатижи; молоток слесарный
1
—
4
Отсоединить шланги высокого давления от цилиндра гидравлического усилителя рулевого привода и опустить шланги в сливной бак. После отсоединения шлангов отверстия заглушить технологическими пробками
Ключи гаечные открытые 27 и 30 мм; бак для слива отработавшего масла «АУРАС»; четыре резиновые пробки
5
Повернуть рулевое колесо влево и вправо до упора так, чтобы поршень выдавил масло из верхней и нижней полостей цилиндра гидроусплителя
5
Расшплинтовать и отвернуть гайку крепления шарового пальца штока гидроусилителя рулевого привода к рулевой сошке
Пассатижи; молоток слесарный; ключ кольцевой 27 мм
2
—
6
Отвернуть гайку крепления шарового пальца гпдроусилителя рулевого привода к кронштейну на основании кузова
Сменная головка 27 мм; вороток
1
—
7
Выпрессовать из отверстия кронштейна крепления гидроусилителя рулевого привода шаровой палец
Съемник рулевых тяг (модель ПМ-96)
2
—
8
Выпрессовать из отверстия рулевой сошки шаровой палец штока ГУР и снять гидроусилитель
То же
2
—
Поставить гидравлический усилитель рулевого привода
9
Вставить шаровой палец гидроусилителя рулевого привода в отверстие кронштейна, завернуть гайку крепления шарового пальца и зашплинтовать ее
Снизу слева в передней части
3
—
10
Вставить шаровой палец гидроусилителя в отверстие рулевой сошки, завернуть гайку крепления шарового пальца и зашплинтовать ее
То же
5
—
11
Вынуть пробки из отверстий шлангов высокого давления и отверстия цилиндра гидроусилителя рулевого привода
То же
1
—
12
Присоединить шланги высокого давления к цилиндру гидроусилителя рулевого привода
То же
2
Шланги должны быть надежно присоединены, а соединение обеспечивать герметичность. Надрывы и трещины шлангов не допускаются. Не допускать закручивания и перегибов шлангов при монтаже
13
Смазать шаровые пальцы гидроусили теля рулевого при вода
Солидолонагнетатель передвижной пневматический (133М)
1
Применять соли дол С, или смазку УС-1 (автомобильная). Смазывать через пресс-масленку до появления свежей смазки из зазоров сопряженных де талей
14
Залить масло в гидравлическую систему рулевого привода и удалить воздух из системы
Масленка 3,5 м; шланговый отсос для удаления от работавших газов (модель 3910)
2
Порядок заливки масла через заливное отверстие по уровню и прокачивать поворотами вправо и влево до прекращения выхода пузырьков воздуха (при работающем двигателе)
15
Закрыть дверку отсека двигателя
Ключ дверки специальный
1
—
16
Убрать подставки из-под основания кузова
Подъемник гидравлический (П133)
3
—
3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
3.1 Схема технологического процесса объекта проектирования
В данном пункте приведена схема последовательности выполнения работ совершаемых в момент отправления автобуса в зону текущего ремонта, и все необходимые операции, выполняемые в универсальном посте зоны текущего ремонта. Схема технологического процесса универсального поста зоны ТО-2 приведена на рисунке 3.1
3.2 Схема управления объектом проектирования с применением ЦУПа
Организационная структура технической службы (ТС). На АТП организация ТС — централизованная система управления. Она четко разделяет административные и оперативные функции руководящего персонала и сосредотачивает всю оперативную работу в центре управления производством (ЦУП). ЦУП состоит из отдела оперативного управления и отдела по обработке и анализа информации, планирует и оперативно управляет работами, основанными на технологическом принципе формирования производственных подразделений. Каждый вид воздействия выполняет специализированная бригада. Возглавляет ТС главный инженер.
При ЦУП рекомендуется создавать пять производственных комплексов: диагностики, ТО, ТО-2, ремонтных участков (РУ), подготовки производства.
Комплекс подготовки производства объединяет следующие подразделения: участок комплектации, промежуточный склад, транспортный и машинный участки, инструментальный склад. Участок комплектации обеспечивает комплектование оборотного фонда, подбор запчастей по заданию ЦУПа, необходимых для выполнения ремонтных работ и доставку их на рабочее место, а также осуществлять транспортировку агрегатов и деталей, снятых с автомобиля для ремонта. На промежуточном складе хранят агрегаты и детали. Транспортный участок перегоняет автомобили и транспортирует тяжеловесные агрегаты и детали по территории АТП. Моечный участок обеспечивает мойку всех агрегатов и деталей, снятых с автомобилей перед отправкой их в ремонт. Инструментальный склад предназначен для хранения, выдачи и ремонта инструмента. Главному инженеру подчинено ЦУА и еще несколько самостоятельных подразделений.
Основными такими подразделениями являются: производственно-технический отдел (ПТО), отдел главного механика (ОГМ), отдел снабжения (ОС) и отдел технического контроля (ОТК). ПТО разрабатывает планы и мероприятия по внедрению новой техники и технологий производственных процессов, планы научной организации труда, организует и контролирует их выполнение, разрабатывает и проводит мероприятия по охране труда и технике безопасности, изучает причины производственного травматизма и принимает меры к их устранению, учитывает и регистрирует подвижной состав, составляет технические нормативы и инструкции, контролирует нестандартное оборудование и реконструирует производственные зоны и оборудование. Начальник ПТО является первым помощником главного инженера и заместителем в его отсутствии. ОГМ следит за содержанием в технически исправном состоянии зданий, сооружений, энергосетевого и санитарно-технического хозяйства: обслуживанием и ремонтом технологического оборудования, инструментальной оснастки и правильным их использованием.
3.3 Выбор и обоснование режима труда и отдыха ремонтных рабочих
Выбор наиболее рационального режима труда и отдыха производственного персонала на универсальных постах зоны ТО-2 приведено на графике, где построены межсменное время ТСМ и время работы автомобилей на линии ТР.П. совмещенные с графиком работы зоны ТО-2.
Режим работы автомобиля на линии определен числом дней работы автомобилей на линии в году и числом работы смен подвижного состава. По данным данного АТП принято что; автомобили работают 305 дней на линии; рабочие выходят на работу в одну сену; продолжительность рабочей смены 8 часов; пятидневная рабочая смена; 40 часов работы в неделю; рабочие приходят на работу в 800 и заканчивают работу в 1700 часов; время перерыва на обед составляет 2 часа; обед начинается в 1200 и заканчивается в 1400; порядок предоставления очередного отпуска занесен в график подтвержденный начальником АТП; число дней очередного отпуска составляет 52 дня; дополнительный отпуск предоставляется при согласовании с начальником АТП в связи с личными обстоятельствами не требующие отлагательств; для снижения утомляемости рабочих данной зоны установлены комната отдыха и маленький тренажерный зал.
На рисунке 3.3 Графики межсменного времени и времени работы автомобилей на линии, совмещены с графиком работы универсальных постов зоны ТО-2.
4. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
4.1 Охрана труда и технике безопасности
Охрана труда — это система законодательных актов и соответствующих им социально-экономических, технических, гигиенических и организационных мероприятий, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда. Охрана труда — это дисциплина, занимающаяся выявлением и изучением производственных опасностей, профессиональных негативных воздействий и разработкой методов их предотвращения или ослабления. Это будет способствовать устранению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работающих, аварий и пожаров, обеспечению труда.
Направлением охраны труда является: создание безопасной техники и безопасных технологий, комплексная автоматизация производства и обеспечение на всех предприятиях условий, исключающих производственный травматизм, профессиональные заболевания и тяжелый физический труд.
Особенностью данной зоны ТО-2 является то что, работы ведутся в одну смену. Рабочие, работают в бригаде по четыре человека. Всего в данной зоне работают шесть бригад. Каждая бригада выполняет определенный вид работ. После завершения работ на одном автомобиле, бригада переходят на автомобиль стоящий, на другой канаве.
При ТО-2 автомобилей возможно возникновение различных ОВПФ: движущиеся автомобили, повышенная загазованность помещений отработавшими газами автомобилей. Повышенный уровень шума при испытании двигателей, опасности поражения электрическим током при работе с электроинструментом и др. При выполнении слесарных работ особое внимание следует уделять организации труда, состоянию инструмента и соблюдению правил безопасной работы. На рабочем месте слесаря по ремонту автомобиля должны быть соответствующее технологическое оборудование, приспособление и инструмент.
Часто слесарям для выполнения сборочно-разборочных работ приходится пользоваться верстаками. Для хранения инструмента в верстаках предусмотрены ящики. Рабочую поверхность верстака покрывают листовым металлом, линолеумом. Для предупреждения травмирования рабочих следует устанавливать сетчатую металлическую разделительную перегородку. Высота перегородки должна быть не менее 750 мм.
При работе на асфальтобетонном полу у верстака для предупреждения простудных заболеваний располагают деревянную решетку.
Все рабочие места должны соблюдаться в чистоте, не заграждаться деталями, оборудованием и инструментом и т.п.
В помещениях зоны ТО-2 предусмотрены системы отопления, вентиляции, внутреннего водопровода и вентиляции.
Система отопления выполняется из условий обеспечения температуры воздуха в помещении в холодные и переходный периоды +20 С. Отопление рекомендуется воздушное совмещенное с приточной вентиляцией или центральное с местными нагревательными приборами. В качестве теплоносителя рекомендуется горячая вода с параметрами 150-70 С°, 130-70 С°, 90-70 С° или насыщенный пар давлением до 2 кгс/см.
Для обеспечения нормируемых параметров воздушной среды, устанавливаемых санитарными и техническими нормами, устраивается приточно-вытяжная вентиляция с механическим и естественным, совмещенная с местными отсосами.
Воздухообмен рассчитывается на разбавление предельно-допустимых концентраций, выделяемых на участке.
Предельно допустимая концентрация:
• углекислый газ — 0,6 мг/л
• кремневая пыль — 1,0 мг/л.
Ручной инструмент должен быть в исправном состоянии, чистым и сухим. Его выбраковка, как и выбраковка приспособлений, должна производиться не реже одного раза в месяц.
Молотки и кувалды должны иметь бойки с гладкой, слегка выпуклой поверхностью, не косой и не сбитой, без сколов, выбоин, трещин и заусенцев. Их рукоятки и рукоятки других инструментов ударного воздействия должны быть изготовлены из древесины твердых и вязких лиственных пород без сучков и косослоя или синтетических материалов, обеспечивающих эксплуатационную прочность и надежность в Работе. Длину рукоятки выбирают в зависимости от массы инструмента: для молотка 300-400 мм, для кувалды 450-900 мм.
Отвертки должны иметь прямой стержень. Так как при кривом стержне возможны соскальзывание с головки винта или шурупа и травмирование руки. Рабочая часть должна быть с ровными плоскими боковыми гранями и не иметь сколов.
Гаечные ключи должны иметь подобраны по размерам гаек и болтов. Размер зева ключей не должен превышать размеров головок болтов и граней гаек более чем на 0,3 мм. Гаечные ключи не должны иметь трещин. Забоин, заусенцев, непараллельности губок и выработки зева. Запрещается отвертывать гайки ключами больших размеров с подкладыванием металлических пластинок между гранями болтов и гаек и губками ключа и удлинять рукоятки дополнительными рычагами, другими ключами и трубами. Острогубцы не должны иметь выщербленных рукояток. Трещин и заусениц. Губки острозубцев должны быть острыми, без повреждений, а губки плоскогубцев должны иметь несработанную насечку.
Правила техники безопасности.
Перед началом работы:
• Надеть и тщательно заправить одежду.
• Проверить исправность оборудования, приспособлений, инструментов, ограждений.
• Проверить отсутствие трещин у бойков молота, надежность их крепления и правильность взаимного расположения.
• Проверить состояние освещения.
• О всех замеченных недостатках и неисправностях, обнаруженных при осмотре, доложить мастеру.
Во время работы:
• Не допускать на рабочее место лиц, непосредственно не участвующих в работе и лиц, не имеющих разрешение на пользование данным оборудованием.
• При работе применять только те приспособления и инструмент, которые предусмотрены технологией.
• Содержать рабочее место в чистоте.
• При перерывах в работе, даже кратковременных, отключать электрооборудование от сети.
После окончания работы:
• Остановить работающее оборудование, выключить электродвигатель.
• Очистить оборудование от загрязнений и смазать в положенных по инструкции местах.
• Очистить от загрязнений инструмент и приспособления и уложить на стеллаж в предназначенное для них место.
• Доложить мастеру о замеченных во время работы неисправностях оборудования и недостатках.
Конструкция производственного помещения должна обеспечивать как можно выгодное месторасположение, как автомобилей, так и самого оборудования. Люди должны беспрепятственно перемещаться к необходимому оборудованию, возможность перемещать его в нужное для работы место. Не создавая неудобств другим рабочим работающих на соседнем посту.
Для непосредственной организации работ по созданию здоровых и безопасных условий труда работающих, предупреждению производственного травматизма в НТТП создана служба охраны труда.
Инженер по охране труда оказывает подразделениям предприятий методическую помощь в разработке инструкций по охране труда, изучает причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний и анализирует эффективность проводимых мероприятий по их предупреждению.
продолжение
--PAGE_BREAK--