Реферат по предмету "Культура и искусство"


«Баллада о солдате». Григорий Чухрай. Алеша Скворцов

«Баллада о солдате».
Григорий Чухрай. Алеша Скворцов

Зоркая Н. М.

В пути и творчестве Григория
Наумовича Чухрая (1921–2001) тенденции времени нашли, пожалуй, наиболее
целостное и полное воплощение.

Типичная биография для его
поколения: она начинается в армии. Чухрай был призван в 1939-м прямо с
экзаменов на режиссерский факультет ВГИКа. На финской войне сразу отморозил
ноги, на второй день Великой Отечественной был ранен в первый раз, а потом
получал ранения неоднократно, в госпитале встретил и День Победы. Был
связистом, добровольно ушел в воздушный десант, много раз прыгал в тыл
противника. Пройдя окружение и прорыв, участвовал в обороне Сталинграда. Там
появилась дневниковая запись: "Надо рассказать о солдатах, которые погибли
на сталинградских полях". С этим замыслом, считая его долгом оставшегося в
живых, он на костылях, с простреленной рукой вернулся во ВГИК, попав на курс М.
И. Ромма.

Однако его фильм-дебют
"Сорок первый" — экранизация повести Б. Лавренева, уводил к войне
Гражданской. Героиня, красная Марютка, полюбила белогвардейца, "кадета
погонного". Но любовь эта изменилась по сравнению с повестью и первой
зкранизацией, сделанной Протазановым. Олег Стриженов сыграл Говоруху-Отрока
человеком значительным, натурой незаурядной. К Марютке, которая спасла ему
жизнь, у Лавренева поручик почувствовал лишь благодарность, в лучшем случае —
покровительственную симпатию. В фильме дворянин Говоруха-Отрок горячо и
искренне полюбил девушку-пролетарку с рыбных промыслов.

Выстрел в "классового
врага" неизбежным и единственным исходом завершал Марюткину любовь, и в
его высшей справедливости ни на секунду не усомнились ни героиня, ни
постановщик фильма.

В этой психологической
коллизии краски времени были отобраны скупо, подобно тому, как почти
монохромной казалась цветная пленка "Сорок первого" С. Урусевского,
сыгравшего значительную роль в создании эмоционального образа фильма. Но саму
любовь, вспыхнувшую страсть двух молодых и прекрасных людей Чухрай рисовал целомудренно
и со смелостью, абсолютно незнакомой сталинскому пуританскому и ханжескому
экрану. В весенних лучах солнца, в брызгах волны, в голубых и огненных бликах
развертывалась эта удивительная лирическая робинзонада на затерянном островке
посередине Аральского моря. И юные герои осмелились даже раздеться в своей
хижине у печурки: это была первая после "Земли" Довженко
"обнаженная натура" на русском экране.

Сценарий "Баллады о
солдате" Чухрай писал вместе с Валентином Ежовым, своим товарищем,
выпускником ВГИКа и тоже фронтовиком.

От многочисленных
редакторских поправок и заключений — к Ленинской премии, десяткам международных
призов, всемирному успеху. Такой путь за короткий срок прошла картина, ныне —
отечественная классика.

"Баллада о солдате"
— название дано не зря. Фильм построен как баллада, когда начало и конец
образуют некое кольцо, в которое заключено содержание, развертывающееся также
по поэтическим законам. Начинает и завершает балладу солдатская мать, мать
героя фильма, восемнадцатилетнего Алеши Скворцова — совсем еще молодая женщина
с прекрасным лицом. Во вдовьем черном платке каждый день выходит она на околицу
села и вглядывается в пыльную дорогу в надежде, что вернется ее мальчик. Но мы
уже знаем, что он не вернется никогда. И все дальнейшее течение фильма — это
путь Алеши Скворцова, связиста, который ухитрился подбить два вражеских танка,
за что и получил у начальства награду — отпуск на неделю домой: починить матери
прохудившуюся крышу. Путь Алеши в родное село — метафора всей его коротенькой
жизни, и расположен между двумя этими точками на дороге. Все сжимается и
сжимается, как шагреневая кожа, отпускной срок, все новые и новые встречи,
препоны и внезапности готовит Алеше военный путь, и бежит-бежит солдат к
заветной цели. И бежит за ним музыкальная тема, простенькая, веселая, на
стаккато — счастливая для фильма удача композитора Михаила Зива. Две минуты,
пока гудел, торопился грузовик, подкинув Алешу на последнем отрезке пути,
виделись мать и сын, чтобы расстаться навсегда.

За гибелью одного из миллионов,
рядового, обыкновенного солдата Красной Армии, ничего особенного на войне не
совершившего, за этой резко оборванной судьбой раскрыта огромная трагедия —
потеря драгоценнейшей жизни человеческой. По сути дела, фильм — это баллада не
о солдате, а о человеке, принужденном историей стать солдатом. "Баллада о
солдате" проникнута светлой печалью о невозместимых утратах военного
поколения. Студент ВГИКа, Володя Ивашов, счастливо найденный Чухраем,
обессмертил себя ролью Алеши.

Забота Чухрая — не о кадре,
не о фразе. Например, добрая половина картины происходит в эшелоне, на
железнодорожных путях. Одинаково смонтированы куском — тот же паровоз, те же
колеса, вагоны, те же березовые рощицы, проносящиеся мимо. Алешина дорога
входит в сердце иным — не только монтажом, ритмом, не движением на экране.
Поэзия самых простых вещей берет над нами власть. Атмосфера "Баллады"
в своем роде единственна. На экране, высветленный памятью, предстает солдатский
военный мир: серый, махорочный, полный каких-то передвижений и трудной работы,
из пропотевших гимнастерок и тяжелых скаток.

В этом мире и Чухрай и Алеша
ориентируются легко, здесь для них все просто, ясно. Режиссер не боится
элементарности своих простых истин и оказывается прав: возникает особая этика
"Баллады", подобная прозрачной простоте народной песни, старинной
притчи, откристаллизовавшей мудрость и справедливость многих поколений.

Алешин путь с фронта домой,
воспетый в фильме, — это поистине путь добра, творимого так же естественно, как
дышит человек.

И особое обаяние любви Алеши
и девушки Шуры именно в том, что Алеша и не подозревает, что полюбил и любим, а
продолжает считать себя лишь провожатым, старшим спутником этой чудной и
славной девчонки с тяжеленной косой, непомерной для тоненькой ее фигурки.
Продолжает считать и после того, как один раз уже потерял свою спутницу, отстав
от эшелона, и почувствовал, как ее не хватает, перепугался и в эту минуту
заметил Шуру на высоком мосту через пути, свесившуюся с перил в позе долгого и
терпеливого ожидания. "Шурка ты моя…" — звучит ласково и
доверительно. И весело взявшись за руки, несутся по лестнице вниз эти дети,
сведенный войной, чтобы слишком скоро расстаться друг с другом навсегда.
Актерский дуэт Владимира Ивашова и Жанны Прохоренко предстал на экране как
идеальная любовь, равнозначная самой молодости.

"Баллада о солдате"
появилась на Каннском фестивале в 1960 году, когда Федерико Феллини показал
"Сладкую жизнь", Антониони — "Приключение", Ингмар Бергман
— "Источник". Некоммуникабельности, отчуждению — этим главным мотивам
западного искусства, прозвучавшим с таким широким и трагическим размахом,
"Баллада о солдате" противопоставила свою веру; сложности — простые
истины, оплаченные жизнью; всеобщей относительности — верное знание того, что
хорошо, а что плохо; изображению трагического одиночества человека — добро,
любовь и людские связи, возникающие даже в аду войны, ибо они есть естественная
потребность человека.

Пьер Паоло Пазолини,
взволнованный картиной, сказал: "Фильм производит впечатление чудом
сохранившейся до наших дней классики. Как если бы в квартале, состоящем сплошь
из серых и посредственных зданий, открылись вдруг контуры огромного и
прекрасного старинного сооружения".

Потом рассказывали, смеясь,
про мосфильмовские заключения о "Балладе" или годовой отчет, в котором
картина была поставлена чуть ли не на последнее место, далеко после жалкой
"Черноморочки". Но все же "Баллада о солдате" любезно
рекомендовалась для армейского зрителя. Стали одиозными редакторы имярек,
которые предлагали Алешку Скворцова оставить в живых...

Просветленная классичность в
сочетании с редкостной задушевностью — свойство режиссуры Григория Чухрая, его
следующих фильмов: драмы "Чистое небо" об отверженном и
реабилитированном летчике-герое, повести о чете любящих и одиноких
"Жили-были старик со старухой" и других. Но вклад в отечественную
культуру Григория Чухрая — великого кинематографиста — не исчерпывается только
его картинами. У него были и другие миссии, другие грани таланта и личности.

В анналах кино живет легенда,
она же непреложный факт, как на некоем высшем государственном советском
собрании в Кремле Чухрай вступил в прямой поединок с самим Никитой Хрущевым,
который, как известно, "за словом в карман не лез" (русская народная
поговорка) и в выражениях не стеснялся. Хрущев хотел закрыть Союз кино "за
ненадобностью". (Один из многих вензелей и контрастов эпохи: оттепель не
стоит идеализировать). Пламенная речь Чухрая — оратора милостью Божьей —
повергла в прах самого генерального секретаря: киносообщество осталось жить. И
всюду, где бы ни выступал Чухрай, победа оставалась за ним, и в Москве, и в
Париже.

В конце 1960-х этот человек
огромной творческой энергии пробует себя на новом поприще: он организует
новаторскую по тем временам структуру кинопроизводства: внутри системы Госкино
СССР она должна была работать на хозрасчете, от доходов с проката фильмов.
"Экспериментальная творческая киностудия при Мосфильме" собрала
талантливых людей.

На "студии Чухрая",
как называли ее кинематографисты, были поставлены картины "Не горюй",
"Белое солнце пустыни", "Белорусский вокзал",
"Солярис" и другие фильмы — гордость советского кино!

Но при всем своем влиянии и
даре убеждения Чухрай не смог спасти свое детище от закрытия, причиной чего
была подозрительность советского начальства ко всему, что намекало на
"частную инициативу": оттепель оттепелью, а идеологию размывать не
позволено!

Проекты перестройки кинодела,
которые предлагал Чухрай один за другим, отвергались. А тем временем сердечная
болезнь подкрадывалась к нему, раны войны давали себя знать все сильнее. Уже
тяжелобольной Григорий Наумович взял на себя руководство мастерской на Высших
курсах режиссеров и сценаристов. Ученики его не просто любили — преклонялись
перед ним...

"Моя война" — так
назвал Чухрай книгу своих воспоминаний. Писал ее тяжелобольным, прикованным к
постели. Это документальная и высокая литература очевидца, современника
трагического века, выдающегося художника из его глубины.

Григорий Наумович Чухрай
скончался от очередного инфаркта миокарда, кажется, шестого по счету, отметив
свое 80-летие, ранней осенью 2001-го. Его хоронили с воинскими почестями.

Список литературы

Для подготовки данной работы
были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.