Реферат по предмету "Транспорт"


Коробка передач ЗИЛ 130

Содержание
  Введение…………………………………………………...…… стр.………
1.   Технологическаячасть……………………………………… стр……….
1.1.Назначение, устройство и работа коробкипередач….……… стр.….......
1.2. Неисправности, ремонт и Т.О. коробкипередач…………… стр………
1.3. Технологическая карта разборкикоробки передач………… стр.………
1.4.Новинкитехники…………………………………………….…стр……….
2.    Охрана труда при ремонте и Т.О. автомобиля……………… стр.………
Заключение…………………………………………………………стр.………
Литература…………………………………………………………. стр.………

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
ЛистПЛист
Изм.
Дата
Дат№докум.
а
Лист
Дата
Подпись
ГОУНПОПУ – 17 П.Э.Р. 3 курс Гр.183
Лист
 Разраб.
Шабанов Е.И.
..
 Провер.
Дата
Рахимов
Лист
а
 Реценз.
Лист
Изм.
 Н. Контр.
№ докум.
 Утверд.
Громова
 Пояснительная записка
Лит.
ЛЛи
т
Изм.
Листов
Изм.
30.20
№ доЛист
Изм.

                                                                         

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист Введение
         Автомобиль –самое распространенное в современном мире механическое транспортное средство.
         Коробкапередач – механизм, преобразующий крутящий момент, передающийся от двигателячерез сцепление, по величине и направлению. Дает возможность автомобилюдвигаться вперед или назад, а также позволяет отключать двигатель от ведущихмостов на длительное время.
         На большинствелегковых и грузовых автомобилей устанавливают механические ступенчатые коробкипередач с зубчатыми шестернями. КПП используемые на автомобилях-тягачах,работающих с прицепным составом имеют четырех-, пяти- и шестиступенчатуютрехвальную схему конструкции расположенную в общем картере с которой размещенповышающий редуктор (делитель) или понижающий редуктор (демультипликатор), аиногда и оба вместе.
         В большинствеслучаев переключение ступенчатых коробок передач осуществляет водитель. Впоследнее время появляются конструкции ступенчатых коробок передач савтоматизированным переключением на базе микропроцессорной техники.
         Бесступенчатыепередачи фрикционного типа (вариаторы с гибкой связью) получили некотороераспространение на автомобилях малого класса, например «Фиат Уно».
         Наиболееширокое применение из всех типов бесступенчатых передач получилигидродинамические коробки передач (гидротрансформаторы), которые применяются всочетании с автоматической управляемой ступенчатой коробкой гидромеханическойпередачи. На отечественных автомобилях гидромеханические передачиустанавливаются на легковых автомобилях высшего класса ГАЗ-14, ЗИЛ-4104,автобусах ЛиАЗ-677, автомобилях-самосвалах БелАЗ-548А и некоторых специальныхавтомобилях.
         Электромеханическиепередачи применяются в основном на автомобилях большой грузоподъемности, вчастности – на всех автомобилях БелАЗ грузоподъемностью75 тонн и выше.
 В настоящее время происходит интенсивноесовершенствование конструкций транспортных средств, повышение их надежности и
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист производительности, снижениеэксплуатационных затрат, повышение всех видов безопасности. Осуществляетсяболее частое обновление выпускаемых моделей, придание им более высокихпотребительских качеств, отвечающих современным требованиям.                                                       
Своевременно проведенный Т.О. иремонт продлевает срок службы агрегата и автомобиля в целом.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист 1. Технологическая часть
1.1.Назначение, устройство и работа коробки передач.
Назначениекоробки передач.
       Коробкапередач служит для изменения крутящего момента по величине и направлению идлительного отсоединения двигателя от трансмиссии.
       Необходимостьизменения крутящего момента возникает в связи с изменением условий движения.При трогании с места или при движении на подъем к ведущим колесам, должен бытьподведен большой крутящий момент, чем при равномерном движении погоризонтальному участку дороги. Изменение крутящего момента достигается припомощи зацепления пар шестерен различным числом зубьев. Отношения числа зубьевведомой шестерни к числу зубьев ведущей шестерни, называется передаточнымчислом пары шестерен. Если в передаче участвовали несколько пар шестерен, топередаточное число такой передачи определяется как произведение передаточныхчисел каждой пары шестерен.
       Дляполучения заднего хода, между ведущей и ведомой шестернями вводитсяпромежуточная, изменяющая направление вращения ведомой шестерни. Разъединениедвух участвующих в передаче шестерен ведет к выключению передачи и отсоединениюдвигателя от трансмиссии.
Устройствокоробки передач
       Устройствокоробки передач автомобиля ЗИЛ-130. Коробка передач с синхронизатором натретьей-четвертой передачах. Передаточные числа: на первой передаче 6,55; навторой 3,09; на третьей 1,71; на четвертой 1,0; на передаче заднего хода 7,77.Коробка передач крепится к картеру сцепления шпильками.
       Основныечасти коробки: картер с крышкой, первичный вал с шестерней и подшипникамипромежуточный вал с шестернями и подшипниками, вторичный вал с шестернями иподшипниками, муфта включения третьей и четвертой передач, блок шестерензаднего хода с осью, механизм переключения передач.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист        Чугунныйкартер сверху закрывается крышкой, а в боковых стенках имеет люки подсоединениякоробки отбора мощности, при ее отсутствии люки закрываются крышками. На левойстенке картера имеется пробка контрольно-заливного отверстия, а внизу пробкадля слива масла. На дне картера установлен грязеуловитель, а в крышке заднегоподшипника вторичного вала – сапун. Первичный вал изготовлен заодно с ведущейкосозубой шестерней и вращается на двух подшипниках, передний подшипникустановлен в расточке коленчатого вала двигателя, задний подшипник расположен встенке картера коробки. Рядом с ведущей шестерней на валу нарезан зубчатыйвенец для соединения с муфтой включения прямой (четвертой) передачи.
       Промежуточныйвал изготовлен заодно со своими шестернями и вращается в картере на одномроликовом (переднем) и одном шариковом подшипниках.
       Вторичныйвал также двух опорный, его передней опорой является роликовый подшипник,расположенный в расточке первичного вала, задней опорой — шариковый подшипник,установленный в стенке картера.
          Нашлицах этого вала расположена прямозубая шестерня первой передачи и заднегохода. Эта шестерня может перемещаться по шлицам вдоль вала. Косозубые шестернивторой и третьей передач установлены на вторичном валу свободно, в ихотверстиях запрессованы бронзовые втулки, для соединения с валом эти шестерниимеют малые зубчатые венцы. Осевые силы, действующие на валах коробки отзацепления косозубых шестерен, воспринимаются шариковыми радиально-упорнымиподшипниками.
Работакоробки передач
       Привключении первой передачи водитель перемещает верхний конец рычага на себя ивперед, при этом нижний конец рычага входит в переводную головку штока первойпередачи и перемещает его назад. Это движение через вилку передается шестерне,которая, перемещаясь по
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист шлицам и валам, входит в зацепление сшестерней первой передачи промежуточного вала. Крутящий момент передается черезпару шестерен 4 и 2 на промежуточный вал и через пару шестерен первой передачина вторичный вал. Обе пары шестерен увеличивают крутящий момент, уменьшаячастоту вращения вторичного вала.
       Навторой передаче шестерня перемещается вперед и своими внутренними зубьямисоединяется с малым зубчатым венцом шестерни. Крутящий момент передается черезпары шестерен и через ступицу шестерни на вторичный вал.
       Натретьей передаче водитель перемещает муфту назад, при этом шестерня через муфтуи ее ступицу соединяется со своим валом. Крутящий момент предается через парышестерен на вторичный вал.
       Начетвертой передаче при помощи муфты соединяются между собой первичным ивторичный валы, крутящий момент передается с одного вала на другой напрямую,без изменения.
       Напередаче заднего хода, водитель перемещает вперед блок шестерни заднего хода,его передняя шестерня соединяется с шестерней первой передачи вторичного вала,а задняя – с шестерней правой передачи промежуточного вала. Крутящий моментпередается через шестерни на промежуточный вал, через шестерню на переднююшестерню блока и от задней шестерни блока на шестерню вторичного вала. В этомслучае в работе участвуют три пары шестерен, первичный и вторичный валывращаются в разные стороны. Смазка трущихся поверхностей коробки,осуществляется разбрызгиванием вращающимися шестернями масла, налитого вкартер. В коробку передач заправляется 3,5 литра (с коробкой отбора мощности4,2 литра) масла.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист 1.2 Неисправности, ремонт и Т.О. коробки передач.
       Основныминеисправностями коробки могут быть: затрудненное включение передачсамопроизвольное их включение на ходу автомобиля, выкрошиваниеи поломка зубьев шестерен, повышенный шум при работе и сильный нагрев, подтекание масла.
       Затрудненноепереключение передач может быть из-за погнутости штоков и вилок, задиров на зубьях шестерен синхронизаторов, заеданияфиксаторов.
       Самопроизвольноевыключение передач возможно из-за износа зубьев шестерен и синхронизаторов,ослабление крепления вилок на штока, неисправности фиксаторов. Выкрошивание и поломка зубьев может произойти при резкомтрогании с места груженого автомобиля или включении передач с неисправным сцеплением.
       Повышенныйшум при работе и нагрев происходит вследствие недостаточного количества илималой вязкости масла большого износа или разрушения подшипников, поломка зубьевшестерен неправильной регулировки сцепления.
       Подтекание масла из картеров коробок, может быть приповреждении прокладок, износа сальников, из-за повышенного давления в картерах.
Ремонткоробки передач.
       Картерыкоробок передач изготавливают для всех автомобилей, кроме ГАЗ-24, отливают изалюминиевого сплава АЛ4, НВ80.
       Основныедефекты картера:
1)Обломы и трещины.
2)Износ отверстия под заднийподшипник промежуточного вала.
3)Износ отверстий под подшипникведущего и ведомого вала.
4)Износ отверстия под переднийподшипник промежуточного вала.
5)Износ переднего отверстия под шипку оси блока шестерен заднего хода.
6)Износ верхней торцевой поверхностибобышек.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист 7)Износ заднего отверстия под шипку ости блока шестерен заднего хода.
       Еслиобломы не захватывают тела картера или обломано только одно ушко, то эти местанаплавляют газовой сваркой, трещины заваривают электродуговой сваркой, если онине проходят через отверстия под подшипники и ось блока шестерен заднего хода.Наличие других видов пробоин или трещин является выбраковочным признаком.Наплавку отколов осуществляют газовым пламенем с подогревом: первоначальнокартер нагревают до температуры 200-250 градусов в течении 15-20 минут, послечего осуществляют заварку ацетилено-кислороднымпламенем, используя наконечники №3 или№4. В качестве присадочного материалаиспользуются чугунные прутки диаметром 6 мм. Содержание кремния не менее 2,5%.
       Послеустранения дефектов наплавной картер вновь нагревают до 600-650 градусов иохлаждают вместе с печью. При заварке трещин применяют электродуговую сваркумедно-железными электродами 03ч-1 диаметром 4мм с обмазкой УОНИ 1355содержащей железный порошок в количестве 18-20% от массы меди. Сварку ведутпостоянным током силой 150-160А. Трещину заваривают прерывистыми участкамидлиной 15-20мм.
       Износывсех отверстий под подшипники устраняют вневанным железнением гальваническим натиранием или постановкой ДРД сбуртиком. При этом отверстия предварительно растачивают борштангой, чтобысохранить соосность, затем одним из вышеперечисленныхспособов наращивают и вновь растачивают борштангой под размер рабочего чертежа.
       Износыторцевых поверхностей бобышек под блок шестерен заднего хода устраняютфрезерованием. Увеличение при этом размера, компенсируется постановкой шайбсоответствующей толщины или эпоксидными пастами.
       Послевосстановления, картер коробки передач должен отвечать следующим техническимтребования: овальность и конусообразность отверстий под подшипники не более0,02мм; не параллельность общих осей отверстий под подшипники ведущего иведомого вала относительно общей
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист оси под подшипники промежуточноговала не более 0,07мм, на длине 400мм; не параллельность общей оси отверстий подось блока шестерен заднего хода, не более 0,04мм., на длине 200мм. Расстояниеот оси отверстий под подшипники ведущего и ведомого валов до оси отверстий подподшипники промежуточного вала 123,20…123,30мм расстояние от оси отверстий подось блока шестерен заднего хода 89,20…89,30мм.
       Валыкоробок передач изготавливают у автомобилей ЗИЛ из стали 25 ХГМ. НКС60…65; у ГАЗа из стали 35Х; у МАЗа изстали 15ХГНТА, НЯС58…62.
       Вкачестве примера рассмотрим и основные дефекты ведущего вала коробки передачавтомобиля ЗИЛ130.
       Обломыи трещины, как и выкрошивание рабочей поверхностизубов, являются выбраковочным признаком. Износ шейки под передний шариковыйподшипник до диаметра менее 59,98мм устраняют железнениемили хромированием с последующим шлифованием под размер рабочего чертежа.Вмятины от роликов или износ отверстия под роликовый подшипник до диаметраболее 44,04 мм.,устраняют постановкой ДРД с последующим шлифованием под размер рабочегочертежа. Забоины, отколы или износ зубьев внутреннего зацепления с торцамивключения устраняют зачисткой, При толщине зуба менее 6,5мм, ведущий валбракуется. Для определения состояния толщины зубьев в диаметральнопротивоположные впадины устанавливают шарики диаметром 6,50мм, и замеряютразмер. Если он будет более 51,74, то зуб считаются изношенными.
       Износконусной поверхности под кольцо синхронизатора, при котором размер будет менее41,0мм, и при проверке на краску при котором пятно контакта будет заниматьменее 70% поверхности, требует выбраковки ведущего вала. Размер определяютконусным калибром. Его малый диаметр должен быть 80,00мм, а конусность 16 град.Расстояние замеряют от торца калибра со стороны малого диаметра конуса доповерхности после надевания его на конусную поверхность кольца синхронизатора.Контактное пятно
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист определяют перемещением калибра относительноконусной поверхности кольца, после покрытия его поверхности краской.
       Изношенныешлицы до толщины менее 5,70 мм, являются выбраковочным признаком, как и износ зубьеввнешнего зацепления до размера менее 6,95мм.
       Восстановленныйведущий вал должен отвечать следующим техническим требованиям: овальность иконусность; сообразность шейки под передний подшипник не более 0,01 мм, шейки под заднийподшипник не более 0,02 мм;нецилиндричность отверстия под роликовый подшипник неболее 0,01 мм;радиальное биение отверстия под роликовый подшипник не более 0,01 мм; радиальное биениеотверстия под роликовый подшипник относительно шеек под передний и заднийподшипник не более 0,03 мм;радиальное биение шейки под сальник относительно шеек под передний и заднийподшипники не более Ra=1.25мкм, отверстия под роликовый подшипник не более Ra=0,63мкм.
Техническое обслуживание
       При контрольном осмотре перед выходом из парка на ходуавтомобиля проверяется работа коробки передач, при этом обращается внимание налегкость и бесшумность включения передач, в этих агрегатах не должно быть такжестуков и самопроизвольного включения передач. При контрольном осмотре в путипроверяется нагрев картеров, при этом нагрев считается нормальным, если он невызывает ощущения ожога руки.
При ЕОпроизводится очистка наружной поверхности коробок от грязи, пыли и снега, ихмойка. При ТО-1 проверяется крепление коробки, уровень масла производитсяочистка сапунов (вентиляционных трубок). При ТО-2 дополнительно к перечисленнымработам доливают или заменяют масло в картерах.
При СОпроизводится замена масла в картерах в соответствии с предстоящим периодомэксплуатации. Смена масла в коробках производится
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист сразу же после работы,пока оно не остыло. После слива отработанного масла, картеры коробок промываютмаловязким маслом, дизельным топливом или керосином. Для промывки в картерзаливается 1,5-2л. Маловязкого масла, выключается передний мост, вывешиваетсяодно из колес заднего моста, включается первая передача и пускается двигатель,который на холостом ходу в течение 2-3 мин. Прокручивает трансмиссию. Затемпромывочная жидкость сливается и в коробку заливается свежее масло.
При смене масла очищается магнит пробки сливного отверстия ипромывается вентиляционное отверстие с сапуном.
 
 

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист 1.3.Технологическая карта разборкикоробки передач.
Оборудование и инструменты: съемникдля гнезда картера подшипника первичного вала; медная выколотка; молоток;плоскогубцы; отвертка; торцовый ключ 14 мм; гаечные ключи 10,12,14, и 32мм.
Содержание работ.
1.                      Вывернутьиз картера болты крепления к нему верхней крышки. Снять ее в сборе с механизмомпереключения передач и прокладку.
2.                      Вывернутьиз картера болты крепления крышки подшипника первичного вала к нему, снять еепрокладку. Съемником выпрессовать из гнезда картераподшипник вместе с первичным валом.
3.                      Раскернитьгайку крепления фланца вторичного вала, отвернуть ее, снятьшайбу и фланец.
4.                      Вывернутьиз крышки заднего подшипника вторичного вала штуцер и вынуть из нее ведомуюшестерню привода спидометра. Открепить крышку от картера, снять ее с сальникоми ведущую шестерню привода спидометра.
5.                      Извлечьиз картера вторичный вал вместе с подшипником и упорным кольцом. Снять с валасинхронизатор, шестерню третьей передачи с распорной втулкой, упорную шайбу,шестерни второй и первой передач. В случае необходимости использовать выколоткуи молоток.
6.                      Вывернутьиз картера болты крепления крышки заднего подшипника промежуточного вала кнему, снять ее и прокладку. Дальнейшую разработку коробки пер


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.