БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет:Механизации сельского хозяйства
Кафедра: Т и А
Специальность: Автомобили и АХ
РЕФЕРАТ
Газобаллонноеоборудование пятого поколения
Содержание
Введение
1 Системы ГБО
2 Пятое поколение ГБО
Заключение
Библиографический список
Введение
В 30-е годы 19 векаангличанин Барнетт получил патент на газовый двигатель, а уже в 1860 годуфранцуз Э. Ленуар построил мотор работающий на смеси воздуха и газа, абензиновый двигатель появился лишь два десятилетия спустя и газ, как возможныйвариант моторного топлива был забыт на долгое время. Лишь спустя 100 лет былисделаны попытки его использования в газогенераторных двигателях – газвырабатывался в топке, а оттуда подавался в двигатель.
Использование газа вместобензина не является вынужденной мерой, наоборот, газовое топливо сгораетполнее, поэтому концентрация окиси углерода в выхлопе газового двигателя в разыменьше. В выхлопе газового двигателя, в отличие от бензинового, нет нисернистого газа, ни соединений свинца. Газовые и бензиновые двигателивыбрасывают в атмосферу одинаковое количество углеводородов, но опасность длячеловека представляют лишь продукты их окисления.
Бензиновый двигательвыбрасывает легко окисляющиеся вещества – этил и этилен, а двигатель работающийна газе – метан, наиболее устойчивый к окислению среди углеводородов и,следовательно, менее опасный. В двигателе внутреннего сгорания газообразнаясмесь воздуха и топлива всасывается в цилиндр двигателя, сжимается поршнем,воспламеняется искрой, давит на поршень, двигает шатунный механизм ивыбрасывается их цилиндра. Здесь важную роль играет детонация (распространениепламени в веществе со скоростью, превышающей скорость звука в данном веществе).
Антидетонационнаяспособность топлива определяется его октановым числом – чем оно выше, тем лучшетопливо. Газ имеет октановое число равное 105, что недостижимо для доступныхмарок бензина. При сгорании газа образуется меньше твердых частиц и золы,вызывающих повышенный износ цилиндров и поршней двигателя. Масляная пленка,несмываемая жидким топливом, дольше держится на металлических поверхностях игаз, практически не вызывает коррозии металла.
1Системы ГБО
Все конструкции газовыхсистем питания можно условно разбить на пять поколений:
1. Первое поколение ГБО
Предназначено дляиспользования в карбюраторных и инжекторных автомобилях без катализатора.
Различают 2 видаоборудования 1 поколения:
• Вакуумное — для карбюраторныхавтомобилей без катализатора.
• Электронное — длякарбюраторных и инжекторных а/м без катализатора.
Принципиальное различиевакуумного редуктора от электронного заключается в запорном элементеразгрузочной камеры:
в вакуумном эту функциювыполняет вакуумная мембрана к которой подаётся разрежение от впускногоколлектора:
• двигатель работает — есть вакуум — редуктор открыт;
• двигатель заглушен — вакуума нет — редуктор закрыт.
В электронном редуктореэту функцию выполняет электромагнитный клапан управляемый от «электронногоблока безопасности» который при работающем двигателе открывает его,обеспечивая подачу газа из 1 ступени редуктора во 2-ю. При прекращении работыдвигателя, электронный блок безопасности перекрывает подачу газа.
Многие электронныередукторы, в отличии от вакуумных, имеют двойную регулировку «холостогохода» — динамическую и статическую, что позволяет точнее отрегулировать иболее стабильно удерживать холостой ход.
Для инжектроных а/мприменяют защитный клапан обратного хлопка.
Схематично (см. рис.1)пропан-бутановая смесь в жидкой фазе поступает из баллона к двигателюпоследовательно проходя через газовый электромагнитный клапан (ЭМК), вредуктор, где переходит в газовую фазу благодаря нагреванию за счет охлаждающейсистемы двигателя и затем, после редуктора уже в виде газа поступает в миксер.
/>
Рисунок 1 Схема ГБО
1 — Баллон
Баллон выполнен излистовой термообработанной стали толщиной 3-4 мм, для обеспечения безопасностидаже в случае аварий.
Традиционная формабаллона — цилиндрическая с выпуклыми торцами. В настоящее время выпускаютсябаллоны различных размеров, соответствующие объему двигателя.
Баллон тороидальной формыспециально разработан для крепления в месте хранения запасного колеса. Этот типбаллона, выпускается различных размеров и позволяет иметь максимальный полезныйобъем газа при минимальных размерах.
Установка тороидальныхбаллонов предпочтительна, когда необходимо максимально использовать полезныйобъем автомобиля. особенно в кузовах типа “универсал”.
Особое внимание нужнообратить на то, что баллон не должен быть заполнен на 100%.
Мультиклапан ( см.следующий раздел) обеспечивает это благодаря конструкции поплавка исоответствующей запорной системе. 80% предел заполнения баллона являетсяхорошим условием безопасности. Фактически, необходимо нагреть баллон до 80град.С, чтобы жидкость заполнила весь объем. Такие температурные условиявозможны ТОЛЬКО в случае пожара и НИКОГДА в нормальных условиях эксплуатации.
2 — Мультиклапан
Мультиклапан,расположенный в баллоне, состоит из комплекса механизмов, выполняющих следующиефункции:
— Заполнение в процессезаправки.
— Ограничение объемазаправки. Максимально допустимый объем заполнения составляет 80% общего объемабаллона.
— Определение уровнягаза.
— Подача газа.
— Перекрытие подачи газа.Мультиклапан имеет два крана для перекрытия заправочных и расходныхтрубопроводов. Эти краны обычно открыты, но они могут быть закрыты во времязаправочных операций, после аварий и т. д....
Если мультиклапанустановлен в труднодоступном месте, то необходимо установить дистанционноеуправление для легкого закрытия расходной трубки.
3 — Блок вентиляции
Блок вентиляции — важныйэлемент с точки зрения безопасности. Он позволяет избежать возможногонакопления газа в результате каких-либо непредвиденных обстоятельств. Блоквентиляции может изготавливаться из различных материалов (пластмасса,алюминий). Он имеет отверстие в центре для крепления на баллоне и резиновоекольцо для герметизации разъема. Съемная крышка обеспечивает легкий доступ кмультиклапану. Блок вентиляции имеет две трубки для вывода газа в забортноепространство с помощью гофрированных шлангов, как показано на рисунке. Двашланга крепятся с помощью хомутов, обеспечивая таким образом циркуляцию воздухавнутри блока. Трубопровод, подающий газ к редуктору, проходит внутри одного изэтих шлангов, а внутри другого проходит трубопровод от заправочного устройства.Крышка блока выполнена из прозрачного материала для легкого считыванияпоказаний уровня газа в баллоне. Циркуляция воздуха в блоке обеспечивается движениемавтомобиля.
4 — Трубопровод высокогодавления
Этот трубопровод выполнениз отожженной меди и позволяет выдерживать давление 45 бар. Он может быть легкосмонтирован обычным инструментом. Баллон связан с мультиклапаном и редукторомпосредством именно этого трубопровода. Трубопровод соединяется с различнымиустройствами с помощью специальных штуцеров. Трубопровод должен быть закрепленна днище автомобиля, далеко от выхлопной трубы и подвески автомобиля, черезравные интервалы с помощью самоконтрящихся винтов. В месте крепления должныбыть эластичные прокладки для гашения вибрации.
5 — Газовыйэлектромагнитный клапан
Это устройствопредназначено для автоматического перекрытия подачи сжиженного газа от баллонак двигателю. Оно имеет электромагнит (12v), выходные и выходные штуцера ифильтр для фильтрации посторонних частиц. Газовый клапан закрыт, когда на негоне подано напряжение. Когда электрическая цепь замкнута клапан открывается иоткрывает подачу газа. В процессе установки рекомендуется обратить внимание настрелки, имеющиеся на поверхности клапана, которые указывают направление потокагаза — то есть от баллона к двигателю. Клапан оснащен крепежом для фиксацииклапана в вертикальном положении, обычно на стенке двигательного отсека.
6 — Бензиновый электромагнитныйклапан
Это устройство блокируетподачу бензина когда автомобиль работает на газе. Клапан состоит изэлектромагнитной катушки и двух ниппелей (входного и выходного). Клапанвключается вручную или автоматически при электронной инсталляции. Бензиновыйклапан закрыт, когда электричество не подано на него и открывается привключении. Он устанавливается в двигательном отсеке между бензонасосом икарбюратором. На корпусе клапана имеются стрелки, указывающие направлениепотока бензина. Клапан должен быть закреплен вертикально, на расстоянии от«опасных» частей двигателя. Место установки должно обеспечиватьудобный доступ к клапану. Этот клапан устанавливается только на карбюраторныхмашинах.
7 — Редуктор
Редуктор — важнейшийкомпонент ГБО. Он обеспечивает теплообмен для испарения газа и редукциюдавления до значений, близких к атмосферному для подачи к двигателю. Редукторывыпускаются в различных исполнениях:
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ дляавтомобилей с карбюраторами;
ЭЛЕКТРОННЫЙ дляинжекторных машин;
ТУРБО для машин стурбонаддувом.
8 — Миксер
Миксер снабжает двигательнеобходимым количеством газа в смеси с воздухом. Это может быть реализованоразличными способами. или используя диффузор карбюратора, или созданиемдиффузора в конструкции самого миксера. Конструкция миксера приспособленатолько для определенной марки машины.
2. Второе поколение ГБО
Предназначено дляиспользования в инжекторных автомобилях с каталитическими нейтрализаторами(катализаторами).
Состоит из электронногооборудования 1-го поколения и электро-механической системы контроля подачи ирегулировки потока газа, предназначенной для достижения точного составатопливно-воздушной смеси, которая необходима для правильной работынейтрализатора (система «Лямбда-Контроля»).
Для поддержанияправильного состава газо-воздушной смеси, Лямбда-контроллеры используют сигналот штатного Лямбда-зонда автомобиля, а так же сигнал положения дроссельнойзаслонки и датчика оборотов двигателя, для оптимизации топливно-воздушной смесина переходных режимах работы двигателя.
Системы 2-го поколениягарантируют поддержание экологических требований Евро 1. Некоторые системыЛямбда-контроля, с двумя регулировками (на холостом ходу и на оборотах)поддерживают экологические требования Евро 2.
Системы первого и второгопоколений имеют ряд недостатков и, не отвечают действующим в настоящее времястандартам ЕЭК ООН. Токсичность отработавших газов автомобилей, оснащенныхтакими системами, как правило, находится на уровне норм ЕВРО-1, которыедействовали в Европе до 1996 года, и лишь в отдельных случаях приближаются кнормам ЕВРО-2.
В связи с этимпроизводители газового оборудования разработали системы третьего и четвертогопоколений, которые находят все большее распространение.
3. Третье поколение ГБО
Предназначено дляиспользования в а/м с экологическими требованиями не выше Евро 2.
Системы 3 поколенияпринципиально отличаются от систем 1 и 2 поколения и называются системамипараллельного впрыска газа.
Газ в таких системахподаётся во впускной коллектор в непосредственной близости к впускному клапанукаждого цилиндра. Между редуктором, который подаёт избыточное давление иштуцерами-клапанами установленными во впускном коллекторе, находитсяэлектронно-механический шаговый дозатор — распределитель, который обеспечиваетправильную дозировку потока газа во впускной коллектор.
Управление переключениемрежимов и поддержанием правильной подачи газо-воздушной смеси занимаетсяэлектронный блок управления, на который поступают необходимые сигналы соштатных датчиков двигателя (TPS, Лямбда-зонд, MAP, RPM).
/>
Рисунок 2 Схема ГБОтретьего поколения для карбюраторного автомобиля.
1 — баллон
2 — мультиклапан
3 — газовая магистральвысокого давления
4 — выносное заправочноеустройство
5 — газовый клапан
6 — редуктор-испаритель
7 — дозатор
8 — смеситель воздуха игаза
9 — бензиновый клапан
10 — переключатель видовтоплива
Сжиженный нефтяной газ(пропан-бутан) под давлением поступает из баллона (1) в газовую магистральвысокого давления (3). Расход газа из баллона происходит посредствоммультиклапана (2), через который также осуществляется заправка с помощьювыносного заправочного устройства (4).
По магистрали газ вжидкой фазе попадает в газовый клапан-фильтр (5), который очищает газ отвзвесей и смолистых отложений и перекрывает подачу газа при выключениизажигания или при переходе на бензин.
Далее очищенный газ потрубопроводу поступает в редуктор-испаритель (6), где давление газа понижаетсяс шестнадцати атмосфер до одной. Интенсивно испаряясь, газ охлаждает редуктор,поэтому последний присоединяется к системе водяного охлаждения двигателя.Циркуляция тосола позволяет избежать обмерзания редуктора и его мембран.
Под действием разряжения,создаваемого во впускном коллекторе работающего двигателя, газ из редуктора пошлангу низкого давления через дозатор (7) поступает в смеситель (8),установленный между воздушным фильтром и дросcельными заслонками карбюратора.Иногда вместо установки смесителя производится непосредственная врезка газовыхштуцеров в карбюратор.
Управление режимамиработы (на газе или на бензине) осуществляется с помощью переключателя видовтоплива (10), установленного на панели приборов.
При выборе позиции«ГАЗ» переключатель открывает электромагнитный газовый клапан (5) иотключает электромагнитный бензиновый клапан (9). И, наоборот, при переходе сгаза на бензин, переключатель закрывает газовый клапан и открывает бензиновый.С помощью светодиодов переключатель позволяет контролировать, какое топливоиспользуется в данный момент.
Переключатель может бытьоснащен указателем уровня топлива в баллоне (для этого мультиклапан должен бытьоснащен сенсором уровня топлива).
Установка ГБО третьегопоколения на инжекторные автомобили отличается тем, что вместо бензоклапана дляотсечения подачи бензина используется эмулятор форсунок. Когда подается газ,этот эмулятор имитирует работу бензиновых форсунок, чтобы штатный компьютер неперешел в аварийный режим. По этой же причине нужно устанавливать эмуляторлямбда-зонда.
Системы 3 поколения неиспользуют вычислительных мощностей и топливных карт заложенных в штатныхбензиновых контроллерах, они попросту работают в «параллельном»режиме, т. е. создают собственные топливные карты.
Скорость реакции накорректировку смеси у систем 3 поколения не высокая и обусловлена скоростьюработы шагового дозатора — распределителя. Поэтому с появлением экологическихтребований Евро-3 и систем бортовой диагностики 2 поколения OBD II и EOBD,спрос на газовые системы 3 поколения упал, а учитывая их довольно высокуюстоимость и появления систем 4 поколения практически исчез.
4. Четвертое поколениеГБО
Предназначено дляиспользования в любых инжекторных автомобилях и совместимо с экологическимитребованиями Евро-3, а так же системами бортовой диагностики OBD II и EOBD.
Системы 4 поколенияназывают «Фазированный распределённый впрыск». Они используютвычислительные мощности и топливные карты заложенные в штатный контроллер а/м,и вносят лишь необходимые поправки для адаптации газовой системы к бензиновойтопливной карте.
4 поколение характеризуетналичие отдельных электромагнитных форсунок впрыска газа в каждый цилиндр т. е.полностью аналогично бензиновой системе. Фазу и дозировку впрыска определяетштатный бензиновый контроллер а/м.
Важным плюсом систем 3 и4 поколения является функция автоматического перехода с газового топлива набензиновое, по окончании газа или при невозможности использования газа нанекоторых мощностных режимах. Как и в системе предыдущего поколения, газовыефорсунки устанавливаются на коллекторе непосредственно у впускного клапанакаждого цилиндра.
/>
Рисунок 3 Система IGS(injector gas system) для инжекторных автомобилей с катализатором (4-епоколение ГБО)
1 — Заправочноеустройство
2 — Мультиклапан
3 — Баллон
4 — Электроклапан
5 — Редуктор
6 — Газовые штуцеры
7 — Форсунки
8 — ЭБУ
9 — Переключатель “Газ /Бензин”
2 — Мультиклапан
Мультиклапан,расположенный в баллоне, состоит из комплекса механизмов, выполняющих следующиефункции:
— Заполнение в процессезаправки.
— Ограничение объемазаправки. Максимально допустимый объем заполнения составляет 80% общего объемабаллона.
— Определение уровнягаза.
— Подача газа.
— Перекрытие подачи газа.Мультиклапан имеет два крана для перекрытия заправочных и расходныхтрубопроводов. Эти краны обычно открыты, но они могут быть закрыты во времязаправочных операций, после аварий и т. д....
Если мультиклапанустановлен в труднодоступном месте, то необходимо установить дистанционноеуправление для легкого закрытия расходной трубки.
3 — Баллон
Баллон выполнен излистовой термообработанной стали толщиной 3-4 мм, для обеспечения безопасностидаже в случае аварий.
Традиционная формабаллона — цилиндрическая с выпуклыми торцами. В настоящее время выпускаютсябаллоны различных размеров, соответствующие объему двигателя.
Баллон тороидальной формыспециально разработан для крепления в месте хранения запасного колеса. Этот типбаллона, выпускается различных размеров и позволяет иметь максимальный полезныйобъем газа при минимальных размерах.
Установка тороидальныхбаллонов предпочтительна, когда необходимо максимально использовать полезныйобъем автомобиля. особенно в кузовах типа “универсал”.
Особое внимание нужнообратить на то, что баллон не должен быть заполнен на 100%.
Мультиклапан (см. пред.раздел) обеспечивает это благодаря конструкции поплавка и соответствующейзапорной системе. 80% предел заполнения баллона является хорошим условиембезопасности. Фактически, необходимо нагреть баллон до 80 град.С, чтобыжидкость заполнила весь объем. Такие температурные условия возможны ТОЛЬКО вслучае пожара и НИКОГДА в нормальных условиях эксплуатации.
4 — Клапан LPG
Устройство, котороеустанавливается между баллоном и редуктором. Этот клапан открывает подачу газана редуктор; обычно он находится в закрытом положении.
5 — Редуктор
В редукторе-испарителесжиженный газ переходит из жидкого состояния в газообразное. Жидкость,поступающая из системы охлаждения двигателя, подогревает редуктор, при этомпроисходит полный переход из жидкого в газообразное состояние. В зависимости отмощности двигателя, устанавливается редуктор соответствующего типа.
7 — Форсунки
Блок форсунок — электромеханическое устройство с калиброванными отверстиями, при изменениивремени открытия, изменяется количество топлива, поступающего в двигатель припостоянном давлении газа на выходе из редуктора.
8 — Блок управления
Управляетэлектромеханиическими газовыми форсунками на основе информации полученной отштатного блока управления двигателем. Устанавливается в разрыве между штатнымблоком управления и бензиновыми форсунками, отключает подачу импульса длябензиновых форсунок, принимает временной импульс от блока управлениядвигателем, корректирует длительность импульса и передает его на газовыефорсунки. Блок управления двигателем сам управляет подачей газового топливачерез блок управления системы ALFA.
9 — Переключатель топлива
Электронное устройствопредназначенное для переключения между двумя видами топлива, при остановкедвигателя автоматически отключают подачу газового топлива. Поставляется вразличном исполнении, устанавливается в салоне втомобиля, в согласованном сзаказчиком месте.
Системы газобаллонногооборудования четвертого поколения отличаются тем, что газ подаетсянепосредственно во впускной коллектор через специальные газовые форсунки. Ониуправляются собственным электронным блоком управления, который синхронизируетсвою работу со штатным контроллером и одновременно выполняет функции эмулятора.
5. Пятое поколение ГБО
Системы распределенногопоследовательного (фазированного) впрыска жидкого газа с электромагнитнымифорсунками, которые управляются самообучаемым электронным блоком управленияподачи газа.
2Пятое поколениеГБО
Системы 5го поколенияназывают: «LPI — Liquid Petroleumgas Injection» или «Жидкийфазированный распределённый впрыск».
В Европе используетсяпятое поколение ГБО. Газ поступает в цилиндры в жидкой фазе. Для этого вбаллоне находится газонасос, обеспечивающий циркуляцию жидкой фазы газа избаллона через рампу газовых форсунок с клапаном обратного давления обратно вбаллон. Системы 5 поколения используют вычислительные мощности и топливныекарты, заложенные в штатный контроллер автомобиля, и вносят лишь необходимыепоправки для адаптации газовой системы к бензиновой топливной карте. 5поколение характеризует наличие отдельных электромагнитных форсунок впрыскагаза в каждый цилиндр, как и в бензиновом двигателе. Фазу и дозировку впрыскаопределяет штатный бензиновый контроллер. Важным плюсом систем 3, 4 и 5поколений является функция автоматического перехода с газового топлива на бензиновое.К преимуществу систем 5 поколения можно отнести отсутствие потери мощности иотсутствие повышенного расхода газа, а также возможность запуска двигателя нагазе при любых отрицательных температурах, так как исчезла необходимостьиспарять газ перед подачей в двигатель. К недостаткам системы пятого поколенияможно отнести её высокую чувствительность к грязному газу, низкуюремонтопригодность и высокую сложность.
Основное отличие системпятого поколения состоит в том, что в этих системах осуществляется фазированныйраспределённый впрыск жидкой фазы пропан-бутановой смеси. Таким образом,отпадает необходимость в наиболее уязвимом узле газового оборудования — вредукторе. Все остальное аналогично системам четвертого поколения.
Впрыска газ производитсяэлектромагнитными форсунками, которые управляются самообучаемым электроннымблоком управления подачи газа совместно с штатным блоком управления двигателемавтомобиля.
Жидкая фазапропан-бутановой смеси постоянно циркулирует внутри системы через рампу газовыхфорсунок с клапаном обратного давления обратно в баллон во избежаниеобразования паровых пробок. Для этого в баллоне находится газовый насос,который и обеспечивает циркуляцию жидкой фазы газа из баллона и обратно.
Системы 5 поколенияиспользуют вычислительные мощности и топливные карты, заложенные в штатныйконтроллер а/м, и вносят лишь необходимые поправки для адаптации газовойсистемы к бензиновой топливной карте. 5 поколение характеризует наличиеотдельных электромагнитных форсунок впрыска газа в каждый цилиндр т. е.полностью аналогично бензиновой системе. Фазу и дозировку впрыска определяетштатный бензиновый контроллер а/м.
Система ГБО впрыскажидкого газа предназначена для инжекторных автомобилей с катализатором исовместимы с экологическими требованиями Евро 3 и Евро 4.
Газовые установки пятогопоколения оснащены более мощным ЭБУ, что позволяет применять их исключительнодля новых автомобилей высокого ценового сегмента.
Преимущества
Преимущество этойустановки в том, что она держит нормы экологичности Евро 5, расход одинаковый,а мощность на оборотах свыше 3000 на 5% больше.
Основным преимуществомсистем ГБО пятого поколения является отсутствие потери мощности и отсутствиеповышенного расхода при работе на газе. К тому же, ввиду отсутствия необходимостииспарять газ перед подачей в двигатель запуск на газе возможен при любыхотрицательных температурах.
Также к преимуществамсистем 5го поколения можно отнести отсутствие потери мощности и отсутствиеповышенного расхода газа, а также возможность запуска двигателя на газе прилюбых отрицательных температурах, так как исчезла необходимость испарять газперед подачей в двигатель. К недостаткам системы можно отнести её высокуючувствительность к грязному газу, низкую ремонтопригодность и высокую сложность.Три этих недостатка практически перечёркивают все её преимущества в условияхэксплуатации в России.
Важным плюсом систем 3, 4и 5 поколения является функция автоматического перехода с газового топлива набензиновое.
Недостатки:
Для 4-х цилиндров стоит 2000евро.
Насос рискует сгорень отнашего «хорошого» газа, а стоит он порядка 700 евро.
К недостаткам систем ГБОпятого поколения можно отнести высокую чувствительность к загрязнениям газа. Аучитывая качество газа в России, можно сказать что этот недостатокперечёркивают все преимущества эксплуатации систем пятого поколения в России.
К тому же, можно отметитьочень высокую сложность этих систем, и как следствие недостаток обученногоперсонала и низкую ремонтопригодность.
Тем не менее, в связи свысокими стандартами на пропан-бутановое топливо в США и Европе, системы пятогопоколения устанавливают на свои автомобили и самые именитые автопроизводители.Примером тому может служить Ford-F150, на который прямо на заводе установленасовременная система впрыска жидкого пропана.
/>
Рисунок 4 Система ГБО 5гопоколения спортивного автомобиля
Заключение
Карбюраторные двигателипервого поколения использовались на протяжении всего XX в. В 80-х гг. сталиужесточаться требования по экологии. Следствием этого стало появлениекаталитических конверторов (катализаторов), которые дожигают окислившиеся инедоокислившиеся продукты до конечных продуктов горения. Катализаторыпотребовали более точной дозировки топлива. На автомобили стали устанавливатьлямбда-контроллеры, которые по содержанию кислорода в отработанных газахуменьшали или увеличивали поступление топлива либо кислорода, ― такпоявилось второе поколение.
Карбюраторные системы спассивным всасыванием называли эжекторными, а следующие впрысковые системы сактивной дозировкой топлива ― инжекторными. Третье поколение ― этосистема с принудительной подачей топлива и более точной дозировкой по цилиндрам(так называемый распределенный впрыск).
Следующим шагом вразвитии стали более точные топливные системы с фазированным впрыском. Этисистемы называют четвертым поколением. Когда экологические нормы ужесточилисьдо Euro III и Euro IV, стали появляться не только катализаторы слямбда-датчиком, но и каталитические конверторы со вторым лямбда-датчиком,который контролирует процесс дожига в катализаторе. Были изобретены системыконтроля на уровне электроники: бортовая диагностика OBD и EOBD. Ониконтролируют не только исполняющие устройства, но и процесс их работы.
Затем появилось пятоепоколение ― когда впрыск не только принудительный и фазированный, нопроизводится не во впускном коллекторе, а в самом цилиндре. Это так называемыедвигатели непосредственного впрыска. Наиболее известный представитель такихдвигателей ― Mitsubisi. Такие же двигатели появились у машин Volkswagen Touareg.
Предсказуемо и шестоепоколение топливных систем. В них будет осуществляться контроль не тольковпрыска, но и горения в цилиндре. То есть не лямбда-датчик на выходе, анепосредственный контроль в камере горения. Принцип контроля может бытьоптический, электро-химический или любой другой.
Вот шесть типов топливныхсистем, известных в мире. Альтернативные газовые топливные системы вышли сейчасна уровень четвертого поколения бензиновых систем ― фазированный впрыскгаза. При этом сохраняются все преимущества газового топлива ―значительные выгоды в экономии и экологии.
Библиографическийсписок
1 Использованы материалы интернет ресурсов