Реферат по предмету "Русский язык"


Морфемика и словообразование

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ * 10. Понятие лексики, слово (8 — 8) * 11. Лексическое значение слова (8 — 9) * 12. Омонимы (9 — 9) * 13. Синонимы (9 —9) * 14. Антонимы (9 — 9) * 15. Разряды слов по происхождению (9—10) * 16. Устаревшие слова и неологизмы (10 —10) * 17. Лексика ограниченной сферы употребления (10 — 11) 18. Морфемика, морфемы, их виды МОРФЕМИКА - это раздел языкознания, который изучает типы и структуры морфем,

их отношения друг другу и к слову в целом. МОРФЕМА - это минимальная неделимая значимая часть слова, т.е. за фонетической формой закреплено определенное значение. В русском языке есть слова изменяемые и неизменяемые. Первые состоят из основы (т.е. части слова, которая содержит лексическое значение) и окончания (т.е. части слова, которая указывает на отношения данного слова с другими словами в предложении), вторые

- только из основы. В основу обязательно входит ходень (основная часть слова, которая является общей для всех родственных слов), также там могут быть пщияаки (морфемы, стоящие перед корнем) и суффиксы (морфемы, стоящие после корня перед окончанием, если оно есть). Все значимые части слова, кроме корня, называются аффиксами. По функции аффиксы делятся на: - словообразовательные или словообразующие (служат для образования новых

слов): антидемократический (словообразовательная приставка), смелость (словообразовательный суффикс), - формообразующие или словоизменительные (служат для образования форм слов): кошки (окончание), прочитать (формообразующая приставка), быстрее (формообразующий суффикс). 19. Чередование звуков в слове. При словообразовании и словоизменении могут наблюдаться следующие чередования в корнях слов: - чередование гласных: е - о: везу - возить, е(е) - о - и: зажёг - поджог - поджигать,

е - а: день - дня, е - ноль звука: корень - корня, е-и: завесить - виснуть, о - а: заря - зори, о - ноль звука: сон - сна, о - ноль звука - ы: посол - послать - посылать, а(я) - им: замять - заминать, а(я) - ин: занять - занимать, у (ю) - ов (ев): жую - жевать, клюю - клевать, у - о - ы: сухой - сохнуть - засыхать, и - ой: бить - бой, е - ой: петь - пой и т.д. - чередование согласных: г -ж -з: друг - дружить - друзья, к - ц- ч: лик - лицо - личный, д - ж - жд: водить - вожу - вождение, д,т - ст: веду - вести,

ст - щ - с: расти - выращивать - вырос, к,г -ч: помогу - помочь, х -ш: глух - глушить, з -ж: возить - вожу, зг - зж: брызгать - брызжу, с-ш: носить-ношу, б - бл: любить - люблю, п - пл: купить - куплю и т.д. 20. В зависимости от количества корней в основе слова выделяются: - простые слова (у них один корень, таких слов большинство), - сложные слова (у них две и более основ), такие слова могут писаться через дефис (красно-голубой) или слитно (паровоз - два корня соединены соединительной гласной).

21. Однокоренные (родственные) слова - это слова, содержащие один и тот же корень; две разные формы одного и того же слова нельзя назвать однокоренными, это одно слово. Например, слова «сторож - сторожевой - сторожить» являются одно-коренными, а слова «сторож и сторожи» - это две разные формы одного и того же слова. 22. ЭТИМОЛОГИЯ - это раздел языкознания, изучающий происхождение слов.

Предмет ее изучения — источники и процессы формирования словарного состава языка и реконструкция словарного состава древнейшего периода. 23. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ - это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов. Способы образования слов. 1. Морфологические способы (является основными в русском языке): * аффиксация: - префиксальный способ (новое слово образуется путем прибавления к основе слова приставки: заболеть),

- суффиксальный способ (новое слово образуется путем прибавления к основе слова суффикса: банщик), - префиксально-суффиксальный способ (новое слово образуется путем одновременного прибавления к основе приставки и суффикса: подлокотник); * безаффиксный способ (новое слово образуется без аффикса: гниль, взрыв); * словосложение (новое слово образуется лутвм сложения слов или основв вагон-ресторан, паровоз); * аббревиация (новое слово образуется при помощи сокращения слов: нарком,

СССР). 2. Неморфологические способы: • Морфолого-синтаксический способ (новое слово образуется путем перехода слова в другую часть речи; ср.: дежурный ученик - дежурный по классу). • Лексико-семантический способ (новые слова появляются в результате распада многозначного слова на омонимы, например, «мир» как 'вселенная' и «мир» как 'состояние без войны'). • Лексико-синтаксический способ (новое слово образуется в результате сращения сочетания слов в одну единицу:

сейчас - сей час).



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.