Реферат по предмету "Теория государства и права"


Шпаргалка к государственному экзамену по теории государства и права

Ø      Понятие государства. Плюрализм взглядов.
В науке нет единого подхода к понятию государства. Существуют следующие определения:
Государство – это организация политической власти на определенной территории, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.
Аристотельсчитал, что Государство – это сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан.
Цицеронполагал, что Государство – это союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы.
Шершеневичсчитал, что Государство – это общественный союз, представляющий собой самостоятельное принудительное властвование над свободными людьми в пределах определенной территории.
Гумплович. Государство – это естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного порядка.
 
Государство – организация политической власти страны.
В современной науке, понятие государства определяется через его признаки:
Публичная власть
Аппарат управления и принуждения
Территориальная организация населения / власти (Территориальный признак)
Монопольное право на принятие общеобязательных, юридических актов
Суверенитет
Наличие казны
Исходя из этих признаков государство – это суверенная политико-территориальная организация публичной власти, устанавливающая правовой порядок на определенной территории и обладающая аппаратом управления, принуждения и государственной казной.
 
Ø      Понятие и сущность государства.
Государство – это суверенная политико-территориальная организация публичной власти на определенной территории, устанавливающая правовой порядок и обладающая аппаратом управления и принуждения, а так же гос. казной.
Это определение исходит из признаков государства:
Публичная власть
Аппарат управления и принуждения
Территориальная организация населения / власти (Территориальный признак)
Монопольное право на издание правовых актов
Суверенитет
Наличие казны
Определить сущность государства – значит установить чьим интересам оно служит.
Отсюда существует 2 подхода к определению сущности государства:
1.      Классовый подход
Т.е. сущность государства в том, что один экономически господствующий класс навязывает свою волю всему обществу.
2.      Общесоциальный подход
Т.е. сущность государства состоит в том, что оно объединяет все общество, разрешает возникающие противоречия и конфликты, служит средством достижения согласия и компромисса.
 
Ø      Сущность и роль государства. 
Государство– это  суверенная политико-территориальная организация публичной власти на определенной территории, устанавливающая правовой порядок и обладающая аппаратом управления и принуждения, а так же гос. казной.
Это определение исходит из признаков государства:
Публичная власть
Аппарат управления и принуждения
Территориальная организация населения / власти (Территориальный признак)
Монопольное право на издание правовых актов
Суверенитет
Наличие казны
Определить сущность государства – это значит определить чьим интересам оно служит.
Какова сущность государства, таковы и его цели, задачи. Демократическое государство должно действовать во имя всеобщего блага. По содержанию: выступать средством социального компромисса. По форме: быть правовым.
Отсюда существует 2 подхода к определению сущности государства:
1.      Классовый подход
Т.е. сущность государства в том, что один экономически господствующий класс навязывает свою волю всему обществу.
2.      Общесоциальный подход
Т.е. сущность государства состоит в том, что оно объединяет все общество, разрешает возникающие противоречия и конфликты, служит средством достижения согласия и компромисса.
Роль государствазаключает в том, что бы служить обществу (Государство – управляет обществом).
Для достижения этой цели государство должно:
1)      В своей деятельности учитывать интересы общества. Разрешать возникающие противоречия и конфликты, служить средством согласия и компромисса.
2)      Быть правовым, т.е. устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его, используя в необходимых случая и принуждение.
3)      Защищать личность от произвола, создавать нормальные условия для жизни. Поддерживать социально не защищенные слои общества (инвалиды, пенсионеры).
4)      Обеспечивать безопасность общества от внутренних и внешних угроз.
Классовое и общечеловеческие начала государства не должны противопоставляться друг другу.
 
Ø      Признаки государства.
Государство– это суверенная политико-территориальная организация публичной власти на определенной территории, устанавливающая правопорядок и обладающая аппаратом управления и принуждения, а так же государственной казной.
Это определение исходит из признаков государства:
Публичная власть
Аппарат управления и принуждения
Территориальная организация населения / власти (Территориальный признак)
Монопольное право на издание правовых актов
Суверенитет
Наличие казны
 
1)      Публичная политическая власть — это власть, выделенная из общества (осуществляется профессиональным аппаратом) и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя (в первобытном обществе власть не носила политического характера, а была общественной). Публичная власть действует от имени всего общества, являясь его официальным представителем.
Власть приобретает политический характер с дифференциацией общества на различные социальные группы, классы.  Выступая в роли арбитра между этими группами, классами государство регулирует их отношения. И это означает политику.
2)      Аппарат управления и принуждения
Нередко аппарат управления вместе с аппаратом принуждения называют публичной властью.
Для аппарата управления характерны следующие черты:
1. Специально предназначен для управления обществом
2. Обладает властными полномочиями, вплоть до применения принуждения.
3. Имеет право принимать обязательные для исполнения всеми акты
4. Существует особый слой людей, для которых работа в аппарата служит профессией (органы законодательной власти; органы управления(исполнительной власти); судебные органы; органы прокуратуры; некоторые иные государственные органы.)

Аппарат принуждения состоит из отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции, разведки, контрразведки, а также из всякого рода  принудительных учреждений (тюрем, лагерей).
3)      Территориальная организация населения / власти (Разделение населения по территориальным единицам (территориальный признак)) означает, что действие государственной власти распространяется на всех лиц, находящихся на территории данного государства.
Составными частями территории государства являются следующие территории и приравненные к ним объекты.
1. Сухопутная территория, в том числе: земля; недра земли; анклавы(Калининград) – это часть сухопутной территории государства, окруженная сухопутной территорией других государств и не имеющая береговой линии.
2. Водная территория: реки; озера; искусственные водохранилища; внутренние моря; территориальные воды – граница которых распространяется на 12 морских миль от линии максимального отлива.
3. Воздушная территория: атмосфера или пространство над сухопутной и водной территорией государства. 100-110 км над землей
4. Объекты, приравненные к территории государства: космические корабли и станции, дипломатические представительства (посольства и консульства), военные базы, судна в открытом море, самолеты в полете.
Граждане государства, проживающие на его территории и вне ее, равно как и сама территория государства, находятся под защитой государства.
В государственно организованном обществе население разделяется по административно территориальному признаку, на базе которого организуется и сама государственная власть. Поэтому государственные органы имеют, как правило, территориальные пределы выполнения своих полномочий и управляют определенными административно-территориальными единицами.
Такими единицами могут быть:
административно-территориальные образования, если речь идет об унитарном государстве;
государственные образования, например республики в составе РФ;
национально-территориальные образования (например, 10 национальных областей в составе РФ);
4)      Монопольное право на издание правовых актов
Т.е. исключительные полномочия в сфере правотворчества:
право принимать, изменять, дополнять, отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население страны. Только государство по средствам общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.
5)      Суверенитет – верховенство государственной власти внутри страны и независимость во взаимоотношениях с другими странами.
6)      Казна состоит из налогов и обязательных платежей, а так же государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, золотой запас. Казна обеспечивает содержание гос. аппарата, развитие экономики и культуры, поддержание жизнедеятельности общества.


Ø      Территориальная организация населения как признак государства.
Государство– это суверенная политико-территориальная организация публичной власти на определенной территории, устанавливающая правопорядок и обладающая аппаратом управления и принуждения, а так же государственной казной.
Это определение исходит из признаков государства:
Публичная власть
Аппарат управления и принуждения
Территориальная организация населения / власти (Территориальный признак)
Монопольное право на издание правовых актов
Суверенитет
Наличие казны
 
Территориальная организация населения / власти (Разделение населения по территориальным единицам (территориальный признак)) означает, что действие государственной власти распространяется на всех лиц, находящихся на территории данного государства.
Составными частями территории государства являются следующие территории и приравненные к ним объекты.
1. Сухопутная территория, в том числе: земля; недра земли; анклавы(Калининград) – это часть сухопутной территории государства, окруженная сухопутной территорией других государств и не имеющая береговой линии.
2. Водная территория: реки; озера; искусственные водохранилища; внутренние моря; территориальные воды – граница которых распространяется на 12 морских миль от линии максимального отлива.
3. Воздушная территория: атмосфера или пространство над сухопутной и водной территорией государства. 100-110 км над землей
4. Объекты, приравненные к территории государства: космические корабли и станции, дипломатические представительства (посольства и консульства), военные базы, судна в открытом море, самолеты в полете.
Граждане государства, проживающие на его территории и вне ее, равно как и сама территория государства, находятся под защитой государства.
В государственно организованном обществе население разделяется по административно территориальному признаку, на базе которого организуется и сама государственная власть. Поэтому государственные органы имеют, как правило, территориальные пределы выполнения своих полномочий и управляют определенными административно-территориальными единицами.
Такими единицами могут быть:
административно-территориальные образования, если речь идет об унитарном государстве;
государственные образования, например республики в составе РФ;
национально-территориальные образования (например, 10 национальных областей в составе РФ);
 
Ø      Суверенитет государства.
Государство– это суверенная политико-территориальная организация публичной власти на определенной территории, устанавливающая правопорядок и обладающая аппаратом управления и принуждения, а так же государственной казной.
Это определение исходит из признаков государства:
Публичная власть
Аппарат управления и принуждения
Территориальная организация населения / власти (Территориальный признак)
Монопольное право на издание правовых актов
Суверенитет
Наличие казны

Суверенитет – верховенство государственной власти внутри страны и независимость во взаимоотношениях с другими странами.
Из этого понятия вытекают внутренний и внешний суверенитет.
Внутренний суверенитет– верховенство гос. власти внутри страны
Внешний суверенитет– равноправие на международной арене, сотрудничество с другими государствами
Верховенство государственной властипроявляется в ее способности самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, государственных, партийных, общественных органов и организаций.
Независимость государствана международной арене выражается в способности государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику.
Следует отметить, что в мире всегда существовали и продолжают существовать государства с формальным, или ограниченным, суверенитетом.
Формальный суверенитет– провозглашается, но реально не осуществляется.
Формальным суверенитет считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения влияния и давления на данное государство других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.
Есть два варианта частичного ограничения суверенитета принудительное ограничение суверенитета и добровольное ограничение суверенитета.
Принудительный суверенитет– обладает побежденное государство (Япония).
Ограниченный суверенитет– государство вступает в международные союзы и организации, тем самым добровольно ограничивает свой суверенитет (создание Федерации).
Существует понятие суверенитет нации – это право нации на самоопределение.


Ø      Типология государств.
Марченко предлагает следующее определение:
Тип государства и права – совокупность основных черт, свойственных государствам и правовым системам определенной общественно-экономической формации, выражающих их классовую сущность, содержание и социально-классовое значение.
 
Типология государств– это их классификация по типу. В настоящие время в юридической литературе применяются два подходя к типологии государств – формационный (-экономические признаки) и цивилизационный (-культурные и др. признаки).
Формационный подход основан на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации
Главным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производительных сил и производственных отношений), который, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства.
Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве. При этом выделялись пять формаций:
Первобытно-общинная(безгосударственная)
Власть носит общественный характер. Кочевой образ жизни.
Рабовладельческая
Экономическую основу рабовладельческого государства составляет частная собственность рабовладельцев на средства производства и рабов.
Феодальная
Феодальная собственность на землю составляла материальную основу взаимоотношений феодалов и крепостных крестьян, основу экономической зависимости последних от первых. Эксплуатация осуществлялась путем взимания феодальной ренты (три основных формы: отработочная рента (барщина); натуральная рента (натуральный оброк); денежная рента (денежный оброк).
Капиталистическая
Капиталистическое государство и право появились в результате буржуазных революций.
Экономической основой буржуазного государства стали капиталистическая система хозяйствования и частная собственность на наиболее важные орудия труда и средства производства. Частная собственность объявлялась священной и неприкосновенной.
Социалистическая
Общественно-экономическая формация с преобладанием общественной собственности на средства производства.
Каждая из них(кроме первобытно-общинной) имеет определенный тип государства, которое охраняет и защищает экономический строй общества, выражает интересы экономически господствующего класса, служит ему. Таким образом, марксистская теория устанавливает зависимость классовой сущности, типа государства от системы социально-экономических отношений той или иной формации.
Недостатки формационного подхода:
1.      Основан на материале европейский стран. Не учитывает своеобразие развития и специфику государственной организации Восточных государств, которые не укладываются в рамки формационной теории;
2.      Развитие обществ и государств происходит закономерно, т.е. одна формация сменяется другой, более прогрессивной. Это движение имеет необратимую силу: все народы должны пройти все формации. Однако данное положение не всегда подтверждается социальной практикой.
3.      Не в состоянии объяснить, почему разные народы, начав много тысяч лет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии — первобытно-общинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях и пошли разными путями в государствообразовании.
 
Другой подход — цивилизационный подход учитывает не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы (особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т.д.)
Экономические процессы и факторы цивилизации тесно взаимодействуют, стимулируя развитие друг друга.
 
Представитель Уолт Ростоу
Он создал теорию стадий экономического роста. Согласно этой теории все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из 5 стадий.
1)      Традиционное общество, при котором приобладает с/х
2)      Переходное общество при котором идет переход от с/х к промышленности (обрабатывающей)
3)      Период взлета научнотехнической революции
4)      Созревающее общество
5)      Общество достигшее высокого уровня потребления
На 5й стадии возникает гос ударство всеобщего благоденствия.
Чем выше уровень развития государства, тем устойчивее его экономический потенциал и благосостояние общества.
 
Представитель Тойнби
Цивилизация — это относительное устойчивое состояние общества отличающеяся общностью религиозных, национальных, культурных признаков.
Имеет значение охват территории, населения, продолжнительность существования.
Типологию государств не разработал, но выделял такие цивилизации, как Египетская, Китайская, Западная, Проваславная
Представитель Лазарев
Выделял следующие цивилизации



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Способы раскрытия психологии героев в романе "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского
Реферат Алигер М.И.
Реферат Архитектурные памятники Петербурга (вторая половина XIX века)
Реферат Використання мовного впливу як засобу маніпуляції
Реферат Барселона
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины иностранный язык направление подготовки
Реферат Про актуальність та напрями вдосконалення фізичної реабілітації ОСІБ з обмеженими фізичними можл
Реферат 17. Личность как метафизическая категория. Соотнесения понятий "индивид", "личность", "субъект деятельности", "индивидуальность". Основные этапы развития представлений о личности в отечественной психологии
Реферат Клиническая и лабораторная диагностика больных ревматоидным артритом
Реферат Комплексная механизация молочной фермы на четыреста голов с разработкой технологической линии приготовления кормов
Реферат Анимационная программа для детей "Индейцы Карибского моря!" Банкет в ресторане "эгоист" : "Любовь и Кактусы!" ( оплачивается дополнительно)
Реферат Вопросы к государственному экзамену по физике
Реферат Основні види і протоколи модуляції в модемах
Реферат Анализ внешней среды нефтяной корпорации
Реферат Аналіз регуляторного впливу проекту розпорядження голови обласної державної адміністрації „Про внесення змін до розпорядження голови обласної державної адміністрації від 12 травня 2008 року №333”