Реферат по предмету "Таможня"


Таможенный контроль 3

--PAGE_BREAK--—обнаруживаются факты пользования и (или) распоряжения условно выпущенными товарами в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлено полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (подпункт 3 пункта 1 ст. 377 ТК РФ).
2. ФОРМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
Формы таможенного контроля. Все используемые формы таможенного контроля перечислены в ст. 360 ТК РФ.
Перечень форм таможенного контроля является исчерпывающим, то есть таможенные органы не вправе проводить иные проверочные мероприятия, отличные от тех, которые упомянуты в ТК РФ.
Как отмечается в пункте 1 ст. 358 ТК РФ, при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.
Новеллой российского таможенного законодательства является переход от тотального контроля к его выборочное, основанной на системе управления рисками. При этом под риском, в соответствии с абзацем 1 пункта 2 ст. 358 ТК РФ понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства.
Согласно абзацу 2 пункта 2 ст. 358 ТК РФ система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации:
—имеющих устойчивый характер;
—связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
—подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;
—затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.
Под ресурсами таможенных органов понимаются, в частности, численный состав должностных лиц таможенных органов (более 60 тысяч человек) и уровень их профессиональной подготовленности, наличие необходимых технических средств проведения таможенного контроля, транспортных средств, наличие таможенной инфраструктуры (досмотровые площадки, складские помещения), информационные ресурсы.
Управление рисками, как принцип проведения таможенного контроля, заимствован из Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур.
В соответствии с пунктом 2 Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации риски разделяются на два типа:
—выявленные (выявленный риск является фактом, т. е. известным риском, когда нарушение законодательства РФ уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте)2;
—потенциальные (риск, который не проявил себя, но условия для его возникновения существуют).
В качестве основных сведений для выявления и определения потенциальных рисков используются информационные ресурсы ФТС России.
Таким образом, мотивом решения о выборе конкретной формы (форм) таможенного контроля лежат результаты определенной аналитической работы.
Данные результаты охвачены специальным понятием «профиль риска». Например, в соответствии с подпунктом «б» пункта 60 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, решение о необходимости проведения таможенного досмотра принимается уполномоченным должностным лицом таможенного органа, если при проверке таможенной декларации выявлен риск (риски), содержащийся в профиле риска, устанавливающем необходимость проведения таможенного досмотра.
Критерии выбора отдельных форм таможенного контроля просматриваются и в ТК РФ. То есть общая цель проведения таможенного контроля, которая заключается в обеспечении соблюдения таможенного законодательства РФ (подпункт 19 пункта 1 ст. 11 ТК РФ), может достигаться посредством решения конкретных задач, как-то, например:
—проведения таможенного досмотра в целях проверки информации о нарушении таможенного законодательства (абзац 2 пункта 1 ст. 372 ТК РФ);
—проведения личного досмотра в целях проверки информации о сокрытии лицом товаров, запрещенных к перемещению через таможенную границу РФ либо перемещаемых с нарушением установленного порядка (абзац 1 пункта 1 ст. 373 ТК РФ);
—проведения осмотра помещений и территорий в целях проверки информации о нахождении товаров и транспортных средств, ввезенных в РФ с нарушением таможенного законодательства либо об утрате товаров, находящихся под таможенным контролем (пункты 1, 2 ст. 375 ТК РФ);
—проведения специальной таможенной ревизии с целью проверки информации о нарушении таможенного законодательства участниками ВЭД, лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела, лицами, осуществляющими оптовую или розничную торговлю товарами, ввезенными с нарушениями требований таможенного законодательства (пункт 3 ст. 376 ТК РФ).
Рассмотрим подробнее каждую из форм таможенного контроля.
1. Проверка документов и сведений.
В соответствии с пунктом 1 ст. 367 ТК РФ целями применения данной формы таможенного контроля являются:
— установление подлинности документов (срок действия, наличие и подлинность необходимых реквизитов (печати, подписи, штампы);
—проверка достоверности сведений, содержащихся в документах (данные об отправителе, получателе товара, декларанте, сведения о перемещаемых товарах (наименование, стоимость, количество, страна происхождения и др.), сведения об уплате таможенных платежей и др. данные);
—проверка правильности оформления документов (правильность заполнения соответствующих граф ГТД, отсутствие исправлений).
Таким образом, можно выделить несколько этапов проверки документов и сведений:
а)   проверка самих документов на предмет их подлинности и правильности оформления (проверка формы документа);
б)   проверка сведений, необходимых для таможенных целей (проверка содержания документа).
При реализации данной формы таможенного контроля таможенные органы не связаны представленными документами и сведениями, содержащимися в них, а потому самостоятельно вправе пользоваться информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств.
Рассматриваемая форма таможенного контроля может проводиться в процессе таможенного оформления товаров (пункт 1 ст. 367 ТК РФ). Об этом говорит пункт 4 ст. 367 ТК РФ, где, в частности, отмечается, что запрос дополнительных документов и сведений и их проверка не препятствуют выпуску товаров.
Перечни проверяемых документов и сведений зависят от конкретных таможенных операций и таможенных процедур (представление товаров в месте прибытия на таможенную территорию РФ, оформление внутреннего таможенного транзита, помещение товаров на временное хранение, таможенное декларирование товаров).
Проведение проверки документов и сведений в отдельных случаях допускается до перемещения товаров через таможенную границу. Например, в соответствии с пунктом 1 ст. 130 ТК РФ таможенная декларация может быть подана на иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию РФ.
Согласно подпункту «а» пункта 5 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, проверка документов и сведений обозначена документальным контролем.-
2. Устный опрос.
Устный опрос, как форма таможенного контроля, также проводится при производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.
В сравнении с предыдущей формой контроля возможность проведения устного опроса ограничивается производством таможенного оформления, обусловленным перемещением через границу товаров (транспортных средств).
Опросу подлежат физические лица, а также лица, являющиеся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении оформляемых товаров (транспортных средств), например, специалист по таможенному оформлению, в случае таможенного декларирования товаров таможенным брокером.
Данная форма таможенного контроля применяется без письменного закрепления полученных сведений.
3. Получение пояснений.
В отличие от устного опроса возможность получения пояснений не ограничена институтом таможенного оформления и допускается везде, где ТК РФ предусмотрено проведение таможенного контроля, в том числе после выпуска товаров для свободного обращения.
Более того, таможенные органы вправе получать пояснения от любых лиц, которые имеют отношение к перемещению через таможенную границу товаров и транспортных средств (декларанты, перевозчики, экспедиторы и др. лица), а также обладают соответствующими сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля.
Получение пояснений оформляется в письменной форме. Форма пояснения утверждена приказом ГТК России от 24 ноября 2003 г. № 1323 «Об утверждении формы документа».
4.   Таможенное наблюдение.
Таможенное наблюдение представляет собой гласное и целенаправленное визуальное наблюдение должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.
Таможенное наблюдение может быть:
—систематическим (например, на территории склада временного хранения) или разовым (при погрузке товаров, оформляемых вне мест нахождения таможенных органов);
—непосредственным или опосредованным (в случае применения специальных технических средств таможенного контроля).
Таможенное наблюдение может проводиться:
—в процессе таможенного оформления товаров и транспортных средств (например, в соответствии с подпунктом 22.1 раздела III Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаровгрузовые операции при ВТТ или МТТ товаров производятся с разрешения таможенного органа с осуществлением таможенного контроля в форме, как правило, таможенного наблюдения);
—в отношении товаров и транспортных средств, условно выпущенных на таможенной территории РФ (например, хранящихся в режиме таможенного склада или ввезенных для целей переработки).
5.   Таможенный осмотр товаров и транспортных средств.
Таможенный осмотр товаров и транспортных средств также является визуальным исследованием, которое проводится должностными лицами таможенных органов, но исследуется уже не деятельность (как это имеет место при таможенном наблюдении), а конкретные предметы.
Предметами осмотра могут быть товары, багаж физических лиц, транспортные средства, грузовые емкости, средства таможенной идентификации (например, таможенные пломбы, печати).
Особенностью таможенного осмотра товаров и транспортных средств является то, что это всегда внешнее исследование, которое не связано со вскрытием упаковки товаров, транспортного средства либо его грузового помещения.
Таможенный осмотр товаров и транспортных средств проводится в присутствии декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении осматриваемых предметов. Исключения составляют случаи применения данной формы таможенного контроля при нахождении товаров и транспортных средств в зоне таможенного контроля (если заинтересованные лица не изъявили желание присутствовать при производстве таможенного осмотра).
Обязательность письменного оформления результатов таможенного осмотра товаров и транспортных средств (в виде акта, составляемого в двух экземплярах) зависит от одного из следующих факторов:
—дальнейшего использования таможенными органами результатов осмотра, например, в качестве доказательственной информации (ст. 392 ТК РФ);
—требования лица, обладающего полномочиями в отношении осматриваемых товаров и (или) транспортных средств (как альтернатива акту, возможна отметка в транспортном документе о проведении осмотра).
Форма акта таможенного осмотра товаров и транспортных средств утверждена приказом ГТК России от 20 октября 2003 г. № 1166 «О формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств».
Таможенный осмотр товаров и транспортных средств может применяться как самостоятельная форма таможенного контроля, например при оформлении завершения внутреннего таможенного транзита, так и как производная форма таможенного контроля при проведении специальной таможенной ревизии (пункт 4 ст. 376 ТК РФ).
6. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств.
Таможенный досмотр — это визуальное (непосредственное или опосредованное) исследование товаров и транспортных средств, связанное со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары.
Как правило, таможенный досмотр проводится после принятия таможенной декларации на товары (когда последняя приобретает статус документа, имеющего юридическое значение, — пункт 3 ст. 132ТКРФ).
Исключения составляют случаи:
—проведения таможенного досмотра до подачи таможенной декларации для целей идентификации товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ (например, при оформлении внутреннего таможенного транзита);
—проведения таможенного досмотра в целях проверки информации о нарушении таможенного законодательства РФ;
—проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки.
Проведение таможенного досмотра в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей возможно при участии понятых и только в случаях:
—неявки указанных лиц по истечении срока на подачу таможенной декларации;
—существования угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей природной среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства (в том числе если имеются признаки, указывающие на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют зловоние);
—пересылки товаров в международных почтовых отправлениях;
—оставления на таможенной территории РФ товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима, предусматривающего вывоз товаров (транспортных средств).
По результатам таможенного досмотра товаров и транспортных средств составляется акт (в двух экземплярах). Форма акта таможенного досмотра товаров и транспортных средств утверждена приказом ГТК России от 20 октября 2003 г. № 1166 «О формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств».
В зависимости от оснований (рисков) проведения таможенного досмотра последний может быть:
—основным (обычный досмотр, обусловленный технологией проверки таможенной декларации);
—повторным (с целью проверки результатов основного таможенного досмотра, проведенного в процессе таможенного декларирования товаров);
—направленным (с целью проверки сведений о перемещении товаров и транспортных средств в нарушение установленных запретов и ограничений, а также с целью выявления фактов сокрытия от таможенного контроля);
—идентификационным.
По степени таможенного досмотра товаров и транспортных средств можно выделить такие его варианты, как:
—досмотр с пересчетом грузовых мест и их взвешиванием;
—досмотр с выборочным вскрытием грузовых мест;
—досмотр со вскрытием всех грузовых мест;
—досмотр с пересчетом количества товаров в грузовых местах и другие варианты досмотра.
Если таможенному досмотру была подвергнута часть товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования, результаты такого досмотра распространяются на все такие товары, указанные в таможенной декларации. Декларант либо иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, вправе потребовать проведения дополнительного таможенного досмотра оставшейся части товаров, если считает, что результаты проведенного досмотра не могут быть распространены на все товары (пункт 4 ст. 372 ТК РФ).
Таможенный досмотр товаров и транспортных средств может применяться как самостоятельная форма таможенного контроля, так и в качестве производной формы контроля, например, при проведении специальной таможенной ревизии (пункт 4 ст. 376 ТК РФ).
Сроки проведения таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств вне зоны таможенного контроля не должны превышать двух часов (пункт 2 ст. 410 ТК РФ).
7. Личный досмотр.
Личный досмотр — это исключительная форма таможенного контроля и применяется в отношении физических лиц.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Использование личного досмотра возможно при наличии оснований предполагать, что физическое лицо скрывает при себе и добровольно не выдает товары:
—запрещенные к ввозу на таможенную территорию РФ и вывозу за ее пределы;
—перемещаемые с нарушением порядка, установленного ТК РФ.
При этом физическое лицо должно следовать через Государственную границу Российской Федерации и находиться в зоне таможенного контроля (месте производства таможенного оформления) или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения.
Места проведения таможенного оформления могут быть не только в международных морских и воздушных портах, автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу, но и на транспортных средствах, например, в поездах.
Транзитная зона аэропорта, открытого для международного сообщения, представляет собой территорию, предназначенную для местонахождения пассажиров, следующих через РФ международными авиарейсами с посадкой в соответствующем российском порту. Поводами для личного досмотра транзитных пассажиров могут быть сведения о фактах передачи предметов с транзитной зоны на остальную часть территории порта (или наоборот) либо оперативные данные о незаконной перевозке определенных предметов (наркотические вещества, фальшивая валюта, оружие), изъятых из свободного обращения, если обязанность выявления и пресечения такого перемещения проистекает из международных договоров с участием РФ.
Компетенцией принятия решения о необходимости проведения личного досмотра обладает начальник таможенного органа либо лицо, его замещающее. Такое решение принимается в письменной форме путем наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа или оформляется отдельным актом.
Следующей характерной особенностью личного досмотра являются его субъекты — лица, участвующие в досмотре. Каждый из этих субъектов в зависимости от занимаемого положения имеет определенный статус и, кроме того, должен отвечать предъявляемым ему требованиям.
В качестве первого субъекта можно отметить должностное лицо таможенного органа, которому поручено проведение личного досмотра. Должностное лицо таможенного органа должно быть одного пола с досматриваемым лицом.
Перед началом личного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано ознакомить досматриваемое лицо с решением о производстве личного досмотра, объявить досматриваемому лицу его права и обязанности, предложить добровольно выдать скрываемые предметы.
Следующий субъект личного досмотра — физическое лицо, в отношении которого принято решение о проведении личного досмотра. Каких-либо общих требований, предъявляемых к данному участнику, на предмет возможного применения по отношении к нему такой формы таможенного контроля, как личный досмотр, не предусмотрено. Поэтому к числу отсутствующих ограничений можно, в частности, отнести возраст, дееспособность. Одновременно с этим отдельные специальные ограничения все же существуют. Такие ограничения связаны, главным образом, с профессиональным статусом физического лица. В свою очередь, перечень лиц определяется федеральными законами, международными конвенциями и договорами. Например, не могут быть подвергнуты личному досмотру Президент РФ, депутаты Федерального Собрания РФ, судьи Конституционного Суда РФ, судьи РФ, прокуроры и следователи органов прокуратуры, сотрудники органов Федеральной службы безопасности и ряд других субъектов.
К обязанностям досматриваемого лица относится исполнение требований и распоряжений должностного лица таможенного органа, проводящего личный досмотр. При этом досматриваемое лицо вправе:
—ознакомиться с решением о проведении личного досмотра;
—ознакомиться со своими правами и обязанностями;
—добровольно выдать скрываемые предметы;
—давать объяснения, заявлять ходатайства;
—пользоваться понятным ему языком либо услугами переводчика;
—знакомиться с содержанием акта личного досмотра и делать замечания на него, а также получить второй экземпляр этого акта;
—обжаловать действия должностных лиц таможенного органа.
И еще один вид субъектов личного досмотра, которые принимают в нем участие вне зависимости от особенностей последнего, — это понятые. Понятые должны быть в количестве двух человек и одного пола с досматриваемым лицом.
Главные обязанности понятых заключаются в присутствии при проведении личного досмотра и удостоверении своими подписями всех отраженных в акте личного досмотра сведений о фактах, содержании и результатах действий, производившихся в их присутствии.
Иные участники личного досмотра привлекаются в зависимости от его особенностей (возможного предмета поиска и предполагаемого места его нахождения, уровня владения языком, на котором проводится личный досмотр, и др.)- В -качестве таких лиц выступают медицинский работник, специалист, переводчик, законный представитель (или сопровождающий) несовершеннолетнего либо недееспособного лица.
Личный досмотр может проводиться только в отдельном изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в это помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного досмотра с их стороны должны быть исключены.
Кроме того, личный досмотр должен проводиться в корректной форме, исключающей унижение личного достоинства и причинение неправомерного вреда.
О проведении личного досмотра составляется акт (в двух экземплярах). Форма акта о проведении личного досмотра утверждена приказом ГТК России от 20 октября 2003 г. № 1165 «Об утверждении формы акта проведения личного досмотра».
8. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков.
Данная форма таможенного контроля применяется в отношении товаров, не находящихся под таможенным контролем. Так, в соответствии с пунктом 3 ст. 361 ТК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены ТК РФ и иными правовыми актами РФ, таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ:
—путем проверки сведений, подтверждающих выпуск таких товаров таможенными органами в соответствии с требованиями и условиями, которые установлены ТК РФ;
—путем проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию РФ.
Таким образом, целью проведения проверки маркировки товаров специальными марками знаков или иных способов обозначения товаров является подтверждение легальности их ввоза на таможенную территорию РФ.
Например, алкогольная продукция, табак и табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию РФ и выпускаемые для свободного обращения, подлежат маркировке акцизными марками (в целях контроля за их оборотом)1.
В соответствии с частью 2 ст. 29 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» требования обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам, происходящим из иностранного государства, таким же образом, каким они применяются к аналогичным товарам российского происхождения. На основании ст. 27 ФЗ «О техническом регулировании» продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном данным Законом, маркируется знаком обращения на рынке.
Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством РФ3. Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено, не может быть маркирована знаком обращения на рынке.
Обнаруженные таможенными органами (в ходе применения рассматриваемой формы контроля) факты отсутствия требуемых марок, идентификационных знаков и других способов обозначения товаров рассматриваются как подтверждение факта ввоза товаров в РФ без производства таможенного оформления4. Бремя опровержения выявленных таможенными органами фактов возлагается на лицо, у которого такие товары обнаружены (пункт 2 ст. 374 ТК РФ).
Кроме того, при обнаружении таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, у лиц, приобретших товары на таможенной территории РФ в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, на такие товары налагается арест либо товары подлежат изъятию и помещению на временное хранение. Указанные товары для таможенных целей рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем (пункт 1 ст. 391 ТК РФ).
9. Осмотр помещений и территорий.
Целями проведения осмотра помещений и территорий в соответствии с пунктами 1, 2 ст. 375 ТК РФ являются:
—проверка наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем (в пункте пропуска через Государственную границу РФ, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль таможенной границы, условно выпущенных, хранящихся на складах временного хранения, таможенных складах, хранящихся и (или) выставленных для реализации в магазинах беспошлинной торговли, находящихся у лиц в соответствии с условиями таможенных процедур или иных таможенных режимов);
—проверка информации о нахождении в помещениях или на территориях лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию РФ с нарушением порядка, предусмотренного ТК РФ.
Поводами для применения данной формы таможенного контроля могут служить:
—наличие информации об утрате товаров и (или) транспортных средств, их отчуждении либо о распоряжении ими иным способом или об их использовании в нарушение требований и условий, установленных ТК РФ;
—наличие информации о нахождении в помещениях или на территориях товаров, ввезенных в РФ с нарушением таможенных правил;
—выборочная проверка.
В соответствии с пунктом 13 раздела IV Порядка проведения осмотра помещений и территорий информация о несоблюдении требований таможенного законодательства может быть получена из следующих источников:
—сообщений и заявлений физических и юридических лиц;
—сообщений в средствах массовой информации;
—сведений, поступивших от таможенных органов Российской Федерации;
—материалов, поступивших от других правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов;
—информации, поступившей от таможенных, правоохранительных служб и других компетентных органов иностранных государств, международных организаций.
Основанием для проведения осмотра помещений и территорий является предписание, подписанное начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим.
В случае проведения осмотра в рамках специальной таможенной ревизии и указания начальника таможенного органа в решении о назначении специальной таможенной ревизии о праве проведения осмотра решение о проведении осмотра принимает лицо, проводящее ревизию. Отдельное предписание в данном случае не оформля-ется1.
Результаты осмотра помещений и территорий оформляются актом, который составляется в двух экземплярах.
Форма предписания на проведение осмотра помещений и территорий, а также форма акта осмотра помещений и территорий утверждены приказом ГТК России от 16 сентября 2003 г. № 1023 «Об утверждении форм документов, используемых при проведении таможенной ревизии и осмотра помещений и территорий, и инструкции по их заполнению».
Перечень должностей должностных лиц таможенных органов РФ, имеющих доступ в помещения и на территории для проведения осмотра, утвержден приказом ГТК России от 19 января 2004 г. № 48 «Об утверждении перечня должностей должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, имеющих доступ в помещения и на территории для проведения осмотра»3.
Предельный срок проведения осмотра составляет один день. Осмотр жилых помещений не допускается.
10. Таможенная ревизия.
Под таможенной ревизией понимается проверка (пункт 1 ст. 376 ТК РФ):
—факта выпуска товаров (таможенного оформления);
—достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией, имеющейся у проверяемых лиц.
Для целей проведения таможенной ревизии таможенные органы вправе использовать результаты инвентаризации, проведенной лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров или осуществляющим хранение таких товаров, либо контролирующими органами, аудиторские заключения, а также акты и заключения, составленные государственными органами.
Таможенная ревизия может проводиться в общей и специальной формах.
Проведение общей и специальной таможенной ревизии допускается только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Результаты проведения общей и специальной таможенной ревизии оформляются актом (в двух экземплярах). Форма акта проведения таможенной ревизии утверждена приказом ГТК России от 16 сентября 2003 г. № 1023 «Об утверждении форм документов, используемых при проведении таможенной ревизии и осмотра помещений и территорий, и инструкции по их заполнению».
Общая таможенная ревизия проводится подразделениями таможенной инспекции таможенных органов РФ.
Проведение специальной таможенной ревизии предусматривает формирование ревизионной комиссии из числа как должностных лиц подразделения таможенной инспекции, так и подразделения, осуществляющего производство по делам об административных правонарушениях, а при необходимости в состав ревизионной комиссии включаются должностные лица других подразделений таможенного органа.
Общая таможенная ревизия проводится у декларантов, а также иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, но не выступающих в качестве декларантов при перемещении товаров (ст. 16ТКРФ).
Общая таможенная ревизия проводится по решению начальника таможенного органа (лица, его замещающего), копия которого вручается проверяемому лицу.
Требованиями проведения общей таможенной ревизии являются:
—соблюдение сроков проведения общей ревизии (не более трех рабочих дней);
—непрепятствование осуществлению производственной или коммерческой деятельности проверяемого лица;
—однократность проведения общей таможенной ревизии в отношении одних и тех же товаров;
-— оформление акта проведения общей таможенной ревизии в день, следующий за днем окончания общей таможенной ревизии.
Специальная таможенная ревизия — более жесткий вариант таможенной ревизии, имеющий схожие черты с правоохранительными мерами (например, мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении), поскольку допускает арест или изъятие товаров.
ТК РФ предусматривает три категории лиц, у которых может быть проведена специальная таможенная ревизия.
1.   Декларанты, а также иные лица, обладающие полномочия ми в отношении товаров, но не выступающие в качестве декларантов при перемещении товаров (ст. 16 ТК РФ).
Поводами для проведения специальной таможенной ревизии у таких лиц могут быть обнаруженные при проведении общей таможенной ревизии либо иных форм таможенного контроля данные, которые могут свидетельствовать:
—о недостоверности сведений, представленных при таможенном оформлении;
—о пользовании и распоряжении товарами с нарушением установленных требований и ограничений (например, сдача в аренду товаров, временно ввезенных в РФ представительством иностранной компании для обеспечения своей деятельности).
2.   Лица, осуществляющие деятельность в области таможенного дела (таможенные брокеры, таможенные перевозчики, владельцы таможенных складов и складов временного хранения).
Поводом для проведения специальной таможенной ревизии может послужить обнаружение данных, которые могут свидетельствовать:
— о нарушениях учета товаров, перемещаемых через таможенную границу, и отчетности о них;
—о несоблюдении иных требований и условий осуществления соответствующего вида деятельности в области таможенного дела.
3. Лица, осуществляющие оптовую или розничную торговлю ввезенными в РФ товарами.
Поводом для проведения специальной таможенной ревизии у лиц, которые ранее не принимали участие в процессе перемещения проверяемых товаров, может быть обнаружение данных, которые могут свидетельствовать о том, что товары ввезены на таможенную территорию РФ с нарушением требований и условий, установленных ТК РФ, что повлекло за собой одно из следующих последствий:
—нарушение порядка уплаты таможенных пошлин, налогов;
—несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В отличие от общей таможенной ревизии специальная ревизия может быть назначена только по решению начальника таможенного органа (лица, его замещающего) с уровня начальника таможни либо начальника вышестоящего таможенного органа. Копия данного решения вручается проверяемому лицу.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Специальная таможенная ревизия должна проводиться в срок, не превышающий двух месяцев (со дня принятия решения о проведении специальной ревизии). Допускается продление предельного срока, но не более чем на один месяц и только по решению вышестоящего таможенного органа.
Повторное проведение специальной таможенной ревизии у одного и того же лица в отношении одних и тех же товаров не допускается.
При проведении специальной таможенной ревизии таможенные органы наделены правом применения таких форм таможенного контроля, как:
—осмотр территорий и помещений проверяемого лица;
—осмотр и досмотр товаров.
Кроме того, возможно проведение инвентаризации в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Таможенные органы также могут ограничивать права собственности на проверяемые товары путем наложения на них ареста (запрета на передачу товаров другим лицам, продажу товаров либо распоряжение ими иными способами). Арест товаров возможен при наличии одного из следующих оснований:
—обнаружение товаров без наличия на них специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения либо товаров с поддельными марками или знаками;
—отсутствие в коммерческих документах проверяемого лица сведений о выпуске товаров таможенными органами, если в соответствии с правовыми актами РФ указание таких сведений в коммерческих документах обязательно при обороте товаров на территории РФ (например, номер грузовой таможенной декларации в счете-фактуре на товары), а также обнаружение недостоверности таких сведений либо отсутствия коммерческих документов, в которых такие сведения должны быть указаны;
—обнаружение фактов пользования и (или) распоряжения условно выпущенными товарами в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлено полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
При аресте товары остаются у владельца или лица, обладающего полномочиями в отношении товаров. Однако, если имеются основания полагать, что арест не может обеспечить достаточную сохранность товаров или товары являются запрещенными к ввозу в РФ либо обороту на территории РФ, таможенный орган производит их изъятие.
Как правило, изъятые товары помещаются на склад' временного хранения.
Решение об аресте или изъятии товаров принимается должностным лицом таможенного органа, проводящим специальную таможенную ревизию, в присутствии лица, у которого обнаружены товары (его представителя), а также в присутствии не менее двух понятых.
Об изъятии или аресте товаров составляется протокол, с вручением копии лицу, у которого обнаружены товары (его представителю).
3. СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
Применение одинаковых форм таможенного контроля может иметь свои особенности, в зависимости от избираемых тактических приемов или способов проведения таможенного контроля. В свою очередь, способ таможенного контроля тесно связан с таким понятием, как средства проведения таможенного контроля.
В соответствии с ТК РФ к способам проведения таможенного контроля можно отнести все то, что не является формами таможенного контроля, но при этом призвано способствовать их проведению.
Например, в качестве способов применения отдельных форм таможенного контроля или проведения таможенного контроля вообще следует рассматривать:
—создание зон таможенного контроля (ст. 362 ТК РФ);
—истребование необходимых документов и сведений (ст. 363 ТКРФ);
—идентификацию товаров, транспортных средств, документов (ст. 83, 390 ТК РФ);
—привлечение специалистов и экспертов (ст. 378, 384, 385 ТК РФ), взятие проб и образцов товаров (ст. 383 ТК РФ);
—создание и применение информационных ресурсов (ст. 387, 425 ТК РФ);
—применение технических и иных средств проведения таможенного контроля (ст. 388 ТК РФ);
—наложение ареста на товары или изъятие товаров (ст. 377, пункт 1 ст. 391 ТК РФ).
Рассмотрим подробнее выделенные способы проведения таможенного контроля.
1. Для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением создаются зоны таможенного контроля (пункт 1 ст. 362 ТК РФ).
Зоны таможенного контроля создаются:
—вдоль таможенной границы РФ;
—в местах производства таможенного оформления;
—в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра;
—в местах временного хранения;
—в местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары;
—в иных местах, определяемых ТК РФ (например, местах нахождения арестованных товаров — пункт 2 ст. 377 ТК РФ, на территории магазина беспошлинной торговли — пункт 4 ст. 260 ТК РФ).
Зоны таможенного контроля могут быть двух видов: постоянные и временные.
Постоянные зоны таможенного контроля создаются в случаях регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю (места прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию — абзац 1 пункта 1, пункт 2 ст. 78 ТК РФ, склады временного хранения, таможенные склады, помещения магазина беспошлинной торговли)1.
Временные зоны таможенного контроля могут создаваться на основании письменного решения начальника таможенного органа (лица, его замещающего):
—при производстве таможенного оформления вне установленных для этого мест (на период совершения таможенных операций);
—при необходимости осуществления осмотра или досмотра товаров и транспортных средств, обнаруженных таможенными органами вне постоянных зон таможенного контроля.
Порядок создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы определяется Правительством РФ. Например, согласно постановлению Правительства РФ от 14 октября 2003 г. № 624 «О порядке создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы»1 зоны таможенного контроля создаются вдоль таможенной границы независимо от совпадения или несовпадения ее с линией Государственной границы РФ:
—на сухопутном участке таможенной территории РФ зона таможенного контроля может создаваться в пределах полосы местности шириной до 30 километров от линии таможенной границы в глубь территории РФ;
—зона таможенного контроля вдоль таможенной границы действующих на территории РФ особых экономических зон создается вдоль обеих сторон сухопутного участка таможенной границы, не совпадающей с Государственной границей РФ;
—на речных и озерных участках зона таможенного контроля может создаваться в пределах российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, а также полосы местности шириной до 15 километров от береговой линии в глубь территории РФ;
—на морских участках зона таможенного контроля может создаваться в пределах территориального моря РФ, за исключением морских участков вокруг находящихся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственных островов, установок и сооружений, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ (зона таможенного контроля на таких участках создается в пределах территории указанных искусственных островов, установок и сооружений).
Деятельность таможенных органов в пределах зон таможенного контроля вдоль таможенной границы не должна препятствовать выполнению задач, возложенных законодательством РФ о Государственной границе РФ на пограничные органы и пограничные войска Федеральной службы безопасности РФ, в пределах приграничной территории РФ.
Пределы постоянной зоны таможенного контроля обозначаются знаками прямоугольной формы с надписью на зеленом фоне «Зона таможенного контроля» на русском и английском языках «Customs control zone». Пределы временной зоны таможенного контроля могут обозначаться оградительной лентой, указательными щитами, табло или иными информационными указателями.
Таким образом, зона таможенного контроля (как постоянная, так и временная) представляет собой четко ограниченную территорию, предназначенную для нахождения товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному контролю. Соответственно осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускаются с разрешения таможенных органов и под их надзором.
В случае несоблюдения лицами установленных таможенным законодательством требований возможно наступление административной ответственности в соответствии со ст. 16.5 КоАП РФ «Нарушение режима зоны таможенного контроля».
2. Истребование необходимых документов и сведений, как способ проведения таможенного контроля, применимо к тем его формам, которые изначально предусматривают работу с определенными документами и информацией (сведениями). К таким формам контроля можно отнести проверку документов и сведений, таможенную ревизию.
Например, в соответствии с пунктом 3 ст. 367 ТК РФ при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить дополнительные документы и сведения исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах. Таможенный орган запрашивает такие документы и сведения в письменной форме и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого.
В соответствии с пунктом 4 ст. 363 ТК РФ в целях осуществления проверки достоверности сведений после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, в том числе в форме электронных документов, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с этими товарами, а в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, — также и к последующим операциям с данными товарами, у декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами. Более того, на основании пунктов 3, 5 ст. 362 ТК РФ для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе:
—получать от банков и иных кредитных организаций справки о связанных с внешнеэкономической деятельностью и уплатой таможенных платежей операциях лиц, указанных в ст. 16 ТК РФ, а также справки об операциях таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных перевозчиков;
—от органов, осуществляющих регистрацию юридических лиц, и иных органов сведения, необходимые им для проведения таможенного контроля.
3. Применение идентификации для целей проведения таможенного контроля просматривается во многих таможенно — правовых институтах.
Так, например, идентификация применяется при оформлении внутреннего таможенного транзита (ст. 83 ТК РФ «Идентификация товаров и документов на них»), при применении таможенных режимов переработки (идентификация товаров для переработки в продуктах переработки — ст. 175, 189, 199 ТК РФ). На идентификации основано проведение таможенного контроля в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (глава 38 ТК РФ).
Примечательно также, что идентификация может рассматриваться в отдельных случаях не только как способ проведения таможенного контроля, но и как цель его проведения. Например, при проведении таможенного досмотра товаров в целях их идентификации (абзац 2 пункта 1 ст. 372 ТК РФ). То есть при оформлении внутреннего таможенного транзита целью досмотра выступает идентификация (выявление и фиксация определенных признаков товаров). В дальнейшем наличие зафиксированных признаков (средств идентификации) будет способствовать проверке товаров в месте их доставки.
Таможенная идентификация может применяться не только по инициативе таможенного органа, но и по инициативе лица, перемещающего товар. Например, в соответствии с пунктом 2 ст. 284 ТК.
РФ по заявлению физического лица таможенный орган осуществляет идентификацию временно вывозимых товаров, если такая идентификация будет способствовать их обратному ввозу с полным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. На основании пункта 4 ст. 390 ТК РФ по просьбе декларанта таможенные органы осуществляют идентификацию российских товаров, заявленных к вывозу с таможенной территории РФ, в месте их декларирования.
Таможенная идентификация, как правило, состоит из двух этапов.
Первый этап заключается в придании предметам индивидуальных признаков либо отражении уже существующих на определенных носителях (путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров и транспортных средств, составления чертежей — пункт 1 ст. 390 ТК РФ).
На втором этапе устанавливается тождество предметов по ранее заданным либо отраженным индивидуальным признакам.
Таможенная идентификация способствует проведению таких форм таможенного контроля, как:
—таможенный осмотр товаров и транспортных средств;
—таможенный досмотр товаров и транспортных средств;
—проверка документов и сведений;
—осмотр территорий и помещений.
Представляется, что следует различать идентификационный таможенный контроль и таможенную идентификацию, как способ проведения таможенного контроля.
Дело в том, что элементы идентификационной проверки присутствуют во многих формах таможенного контроля, в том числе и без предварительного применения таможенными органами средств таможенной идентификации. Например, проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков. То есть средства идентификации хотя и присутствуют, но изначально таможенными органами не наносились. То же можно сказать и об осмотре (досмотре) товаров и транспортных средств в месте прибытия на таможенную территорию РФ, когда средства идентификации уже присутствуют (печати, штампы, пломбы иностранных таможенных органов, сведения, содержащиеся в товаротран-спортной документации).
Таким образом, изложенное выше позволяет сформулировать определение таможенной идентификации, как способа проведения таможенного контроля в виде действий таможенных органов по нанесению и/или фиксации индивидуальных признаков предметов таможенного контроля (например, товаров) для целей последующего проведения идентификационного контроля (например, в форме проверки документов и сведений, таможенного досмотра и осмотра товаров).
4. Взятие проб или образцов товаров для проведения экспер-тиз1 при осуществлении таможенного контроля проводится в целях:
—выявления фактов недостоверного декларирования товаров;
—обеспечения правильности начисления и взимания таможенных платежей;
—определения принадлежности к товарам, к которым применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Для проведения исследования проб или образцов товаров должностное лицо таможенного органа выносит постановление о назначении экспертизы.
Экспертиза проводится экспертами таможенных лабораторий (экспертно-криминалистических подразделений Федеральной таможенной службы), а также иных соответствующих организаций или другими экспертами.
В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения. Для проведения экспертизы эксперт привлекается на договорной основе.
Экспертиза, назначаемая по инициативе декларанта либо иного заинтересованного лица, дает право указанным лицам представить таможенным органам предложения по кандидатуре эксперта.
При отборе проб или образцов товаров должностное лицо таможенного органа оформляет акт взятия проб или образцов в 2-х экземплярах по установленной форме.
При необходимости взятие проб или образцов производится с участием эксперта или специалиста.
Привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной основе.
Допускается производить отбор проб или образцов товаров должностным лицом таможенного органа в отсутствие декларанта и его представителей, с участием не менее двух понятых, в случаях:
—неявки декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей по истечении 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия;
—существования угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей природной среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства (в том числе если имеются признаки, указывающие на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными, химическими и другими подобными товарами, если товары распространяют зловоние);
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.