Реферат по предмету "Таможенная система"


Таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов

Введение
Сегодня таможенные органыявляются практически одной из главных структур, отвечающей за радиационнуюбезопасность всех без исключения грузов, поступающих в Россию из-за рубежа ивывозимых с ее территории.
Делящиеся и радиоактивныематериалы автоматически входят в категорию товаров повышенного риска, поэтомуконтроль за их оформлением, перемещением и соблюдением условий транспортировкиведется особо строгий.
Таможенное оформление итаможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов производится всоответствии с Таможенным Кодексом РФ, Конституцией РФ и другиминормативно-правовыми актами, действующими на территории РФ.
Делящиеся и радиоактивныематериалы (ДРМ) – товары, на которые распространяется действие законодательстваРоссийской Федерации в области использования атомной энергии.
Делящиеся и радиоактивныематериалы включают в себя ядерные материалы, радиоактивные вещества ирадиоактивные отходы.
Ядерные материалы –материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся)ядерные вещества.
Радиоактивные вещества –не относящиеся к ядерным материалам испускающие ионизирующее излучениевещества, содержащие радионуклиды с активностью, на которые распространяютсятребования радиационной безопасности и основных санитарных правил обеспечениярадиационной безопасности.
К радиоактивным веществамотносят товарные позиции 2612, 2805, 2844 и позицию с кодом 8401 30 000 0.
Ионизирующее излучение –излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращенияторможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средойионы разных знаков.
Естественный радиационныйфон – доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природныхрадионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, другихэлементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека.
В отношении делящихся ирадиоактивных материалов, перемещаемых через таможенную границу РоссийскойФедерации, действуют запреты и ограничения, установленные в соответствии сзаконодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговойдеятельности.
Делящиеся и радиоактивныематериалы допускаются к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации (втом числе к ввозу с целью транзита), вывозу с таможенной территории РоссийскойФедерации при соблюдении требований и условий, установленных законодательствомРоссийской Федерации о государственном регулировании внешнеторговойдеятельности, международными договорами и законодательством РоссийскойФедерации в области использования атомной энергии.
При проведениитаможенного контроля ДРМ должны выполняться требования по обеспечениюрадиационной безопасности, установленные законодательством РоссийскойФедерации, а также федеральными нормами и правилами в области использованияатомной энергии.
Таможенный контроль ДРМдолжен осуществляться с применением технических средств таможенного контроля делящихсяи радиоактивных материалов (ТС ТКДРМ).
При проведениитаможенного контроля ДРМ могут использоваться иные технические средстватаможенного контроля (приборы взвешивания, досмотровая рентгеновская техника ит.д.).

1. О компетенциитаможенных органов по совершению таможенных операций в отношении делящихся ирадиоактивных материалов
Таможенные органы,указанные в приложении 1, обладают правомочиями для совершения таможенныхопераций в отношении делящихся и радиоактивных материалов, перемещаемых черезтаможенную границу Российской Федерации и классифицируемых в товарных позициях 2612,2805, 2844 и кодом 8401 30 000 0 ТН ВЭД России (приложение 2).
Иные таможенные органы,не поименованные в приложении, не обладают правомочиями для совершениятаможенных операций в отношении товаров, за исключением таможенных операций,связанных:
— с прибытием товаров натерриторию Российской Федерации и убытием товаров с таможенной территорииРоссийской Федерации;
— с обеспечениемпроцедуры внутреннего таможенного транзита;
— с обеспечениемтаможенных режимов международного таможенного транзита и реэкспорта (при вывозетоваров непосредственно из пункта пропуска через государственную границуРоссийской Федерации);
— с таможеннымоформлением воздушных, морских и речных судов, в состав штатного оборудованиякоторых входят приборы (узлы, агрегаты), содержащие радиоизотопные источники, атакже указанных узлов и агрегатов для этих судов, перемещаемых в соответствии стаможенными режимами временного ввоза, временного вывоза, переработки натаможенной территории и переработки вне таможенной территории, реэкспорта,реимпорта, свободной таможенной зоны;
— с таможеннымоформлением товаров, перемещаемых в соответствии со специальным таможеннымрежимом перемещения российских товаров между таможенными органами РоссийскойФедерации через территорию иностранного государства.[1]
Таможенные органы Россииосуществляют радиационный контроль по двум направлениям:
1) Радиационный контрольвсех транспортных средств, пассажиров, их багажа и товаров, пересекающихгосударственную границу;
2) Контроль делящихся ирадиоактивных материалов, легально перемещаемых участниками внешнеэкономическойдеятельности, с целью проверки соответствия заявленных в таможенной декларацииданных физическому содержимому предъявленного радиационного груза.
Для выполнения первойзадачи специальной техникой оснащаются все таможенные посты, расположенные впунктах пропуска через Государственную границу РФ. Для выполнения второй задачиопределена 21 таможня, которые могут производить таможенное оформление делящихсяи радиоактивных материалов, легально перемещаемых участникамивнешнеэкономической деятельности, и оборудованы соответствующей аппаратуройконтроля.
14 октября 1996 г. вышлопостановление правительства №1205 «О концепции системы государственного учета иконтроля ядерных материалов». Концепция определяет назначение, цели и принципыучета и контроля ядерных материалов и основные требования к их учету иконтролю. Концепция разработана на основе законодательства Российской Федерациив области обращения с ядерными материалами, нормативных правовых актовПрезидента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в этойобласти и с учетом:
— существующих вРоссийской Федерации ведомственных (отраслевых) систем учета и контроля ядерныхматериалов;
— рекомендаций МАГАТЭ длянациональных систем учета и контроля ядерных материалов;
— международныхобязательств Российской Федерации в области нераспространения ядерного оружия.
Система государственногоучета и контроля ядерных материалов является элементом системы государственногоуправления использованием атомной энергии в мирных и оборонных целях ипредназначена для выполнения следующих задач:
— определение имеющегосяв наличии количества ядерных материалов в местах их нахождения;
— составление, регистрацияи ведение учетных и отчетных документов;
— предупреждение ипредотвращение потерь, несанкционированного использования и хищения ядерныхматериалов;
— предоставлениефедеральным органам исполнительной власти информации о наличии и перемещенииядерных материалов, а также об их экспорте и импорте;
— обеспечение контроля засоблюдением международных обязательств Российской Федерации в областинераспространения ядерного оружия.[2]
2. Общие принципыорганизации таможенного оформления и таможенного контроля делящихся ирадиоактивных материалов
При производстве таможенногооформления ДРМ таможенным органам должны быть представлены документы исведения, необходимые для таможенного оформления ДРМ.
При декларировании ДРМ(товаров, содержащих ДРМ в качестве неотъемлемой части), таможенная декларацияможет быть подана только таможенному органу, установленному для декларированияДРМ.
При декларировании ДРМ(товаров, содержащих ДРМ), помещаемых под таможенный режим международноготаможенного транзита, а также при декларировании транспортных средств,содержащих ДРМ в качестве штатного оборудования (принадлежности), таможеннаядекларация может быть подана любому таможенному органу правомочному приниматьтаможенные декларации.
Таможенное оформление ДРМпроизводится в первоочередном порядке.
Временное хранение ДРМдопускается только в местах, допущенных согласно установленному порядку похранению ДРМ, при наличии у владельца склада временного хранения (иного местахранения) лицензии органов государственного регулирования безопасности на правообращения с ДРМ при их хранении.
В отношении мествременного хранения ДРМ должны быть выполнены требования к обеспечениюфизической защиты и радиационной безопасности.
При проведениитаможенного контроля ДРМ должны выполняться требования по обеспечениюрадиационной безопасности, установленные законодательством РоссийскойФедерации, а также федеральными нормами и правилами в области использованияатомной энергии.
Начальникам таможенныхорганов запрещается привлекать к работам с источниками ионизирующего излучения(в т.ч., к проведению таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов)должностных лиц таможенных органов, не имеющих допуска к таким работам. Допускоформляется приказом по таможенному органу для должностных лиц таможенныхорганов, прошедших обучение по утвержденным ГТК России и согласованным сГосатомнадзором России программам и не имеющих медицинских противопоказаний.
Таможенный контроль ДРМ вобязательном порядке должен осуществляться с применением технических средствтаможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов.[3]
В соответствии с приказомФТС №750 от 9 августа 2006г. «Об утверждении требований к обустройству,сооружению и планировке особой экономической зоны, а также условий доступа натерриторию особой экономической зоны, для обеспечения эффективности таможенногоконтроля». Для проведения таможенного оформления и таможенного контроля товаровтаможенные органы обеспечиваются техническими средствами. С частности длятаможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, оборудованиеавтоматизированного комплекса радиационного контроля, а также средстваиндивидуальной защиты.[4]
Нормативные акты ГТКРоссии рекомендуют применение стационарных таможенных систем обнаруженияделящихся и радиоактивных материалов типа «Янтарь» и поисковых сигнализаторовтипа ИСП-РМ1401К-01 с детекторами гамма- и нейтронного излучения.
Системы «Янтарь»устанавливаются на въезде и осуществляют автоматизированный радиационныйконтроль товаров по гамма- и нейтронному излучению с сохранением результатовизмерений в архиве системы. Системы «Янтарь» обладают высокой эффективностьютаможенного контроля, т.к. с помощью детекторов, находящихся в стойках исоздающих полосу контроля, проверяют движущийся объект за короткое время.
Могут применятьсяразличные модификации, комплектации и схемы установки системы «Янтарь»:
— «Янтарь-1СН» — системадля контроля товаров, перемещаемых автомобильным транспортом со скоростью до 15км/ч. Имеет одну стойку с полосой контроля шириной до 4 м;
— «Янтарь-2СН» — системадля контроля товаров, перемещаемых автомобильным и железнодорожным транспортомсо скоростью до 15 км/ч. Имеет 2 стойки со полосой контроля до 8 м.
Базовая комплектациявышеуказанных систем может быть расширена с подключением к пульту управленияили к ПЭВМ до 16 стоек, установленных в различных местах.
Допускается оснащениестационарными системами:
— «Янтарь-1Ж» — 2-хстоечная система для автоматизированного контроля товаров, перемещаемыхжелезнодорожным транспортом со скоростью до 25 км/ч, и с шириной зоны контролядо 10 м. Система может применяться в одностоечном варианте («Янтарь-2Ж») сшириной контролируемой зоны до 5 м;
— «Янтарь-1А» — 2-хстоечная система для автоматизированной контроля товаров, перемещаемыхавтомобильным транспортом со скоростью до 15 км/ч, и с шириной зоны контроля до8 м. Система может применяться в одностоечном варианте («Янтарь-2Ф») с ширинойзоны контроля до 4 м.
Дозиметр ИСП-РМ1401К-01 –переносной прибор, позволяющий обнаружить радиоактивный источник с гамма- инейтронным излучением в определенном секторе поиска и непосредственной близостиот него. Эффективность таможенного контроля товаров с помощью данного приборазависит от времени поиска и субъективных действий должностных лиц таможенногооргана по выполнению методики контроля.[5]

3.Проведение таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов при ихприбытии на таможеннуютерриторию Российской Федерации, оформлениипроцедуры внутреннего таможенного транзита, а также при помещении делящихся ирадиоактивных материалов под таможенный режим международного таможенноготранзита.
Проведениетаможенного контроля ДРМ при их прибытии на таможенную территорию РоссийскойФедерации оформлении процедуры внутреннего таможенного транзита, а также припомещении ДРМ под таможенный режим международного таможенного транзита осуществляетсяв порядке, установленном Таможенным кодексом Российской Федерации, с учётомследующих особенностей:
— втаможенный орган должны быть представлены документы и сведения, необходимые длятаможенного оформления ДРМ;
-  при проведении таможенного досмотраДРМ (по условиям безопасности без вскрытия защитного контейнера) с использованиемТС ТКДРМ проводятся измерения мощности дозы излучения на поверхности упаковки ина расстоянии 1 метра от поверхности упаковки, а также уровня поверхностногозагрязнения упаковки альфа- и бета излучающими радионуклидами;
-  проверка сведений, содержащихся впредставленных документах и полученных в ходе таможенного досмотра ДРМ, вобязательном порядке должна предусматривать их сопоставление с информацией,полученной при визуальном осмотре упаковок и транспортных средств, ихперевозящих (к такой информации относится: наличие знака радиационнойопасности, транспортная категория, транспортный индекс, описание конструкции(внешний вид) и габаритные размеры, обозначение типа упаковочного комплекта,значение массы брутто, обозначение типа упаковочного комплекта, заводскойномер, тип транспортного средства, максимальное количество упаковок в составетранспортного средства).
ДРМ, вотношении транспортирования которых не соблюдаются требования законодательстваРоссийской Федерации в области использования атомной энергии и охраныокружающей среды, к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации недопускаются.
Приналичии признаков несоблюдения вышеуказанных требований, таможенные органыобеспечивающих координацию и одновременное проведение проверки указанныхфактов. Проверка осуществляется совместно с государственными органами, вкомпетенцию которых входит обеспечение соблюдения указанных правил.
Местомдоставки ДРМ при внутреннем таможенном транзите может быть только зонатаможенного контроля в регионе деятельности таможенного органа назначения,являющегося местом декларирования ДРМ.[6]
4. Порядоквывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию радиоактивныхвеществ и изделий на их основе
Постановлениеправительства №291 от 16 марта 1996 г. утверждает положения о порядке вывоза изРоссийской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию радиоактивных веществ иизделий на их основе.
Определяет порядок вывозаиз Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию радиоактивных изотоповво всех видах, соединениях и изделиях и других радиоактивных веществ, входящих вподгруппу 2844 40 товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД), а также радиоизотопных изделий, входящих в состав приборов и оборудованияпо подгруппам 9022 12 000 0, 9022 13 000 0, 9022 14 000 0, 9022 19 000 0, 902221 000 0 и 9022 29 000 О ТН ВЭД.
Вывоз и ввоз радиоизотопнойпродукции и других радиоактивных веществ, осуществляются по лицензиям, выдаваемымМинистерством внешних экономических связей Российской Федерации на основаниизаявлений установленного образца, предварительно согласованных:
— на радиоизотопную продукциюи другие радиоактивные вещества (кроме ввозимых для медицинских целей) сМинистерством Российской Федерации по атомной энергии в порядке, определяемомуказанным Министерством;
— наввоз радиоизотопной продукции медицинского назначения с Министерствомздравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации в порядке,определяемом указанным Министерством.
Для согласованиязаявлений на выдачу лицензий на вывоз радиоизотопной продукции и другихрадиоактивных веществ заявитель представляет в Министерство РоссийскойФедерации по атомной энергии:
— заявлениеустановленного Министерством внешних экономических связей Российской Федерацииобразца;
— заверенную копиюподписанного или парафированного контракта (соглашения, договора) на вывозрегулируемой настоящим Положением продукции;
— заверенные копиидоговора комиссии (если экспортер является посредником) или договора купли — продажи с изготовителем, в котором должно быть оговорено право покупателя нареализацию предмета договора в других странах,
— завереннуюкопию разрешения (лицензии) Федерального надзора России по ядерной ирадиационной безопасности изготовителю и экспортеру — посреднику на правопроведения работ по производству, хранению, транспортировке, оказаниюпосреднических услуг по реализации радиоизотопной продукции и радиоактивныхвеществ.
Для согласования заявленияна выдачу лицензии на ввоз радиоизотопной продукции и других радиоактивных веществ(кроме ввозимых в медицинских целях) заявитель представляет в МинистерствоРоссийской Федерации по атомной энергии:
— заявлениеустановленного Министерством внешних экономических связей Российской Федерацииобразца;
— заверенную копиюподписанного или парафированного контракта (соглашения, договора) на ввоз,регулируемый настоящим Положением, продукции;
— заверенную копиюдоговора комиссии (если импортер является посредником);
— заверенную копию разрешения (лицензии) Федерального надзора России по ядерной ирадиационной безопасности импортеру на право применения, хранения, переработки,транспортировки и оказания посреднических услуг по приобретению радиоизотопнойпродукции и радиоактивных веществ.
Для согласованиязаявления на выдачу лицензии на ввоз радиоизотопной продукции медицинскогоназначения заявитель представляет в Министерство здравоохранения и медицинской промышленностиРоссийской Федерации:
— заявлениеустановленного Министерством внешних экономических связей Российской Федерацииобразца;
— заверенную копиюподписанного или парафированного контракта (соглашения, договора) на ввозуказанной продукции:
— заверенную копиюдоговора комиссии (если импортер является посредником);
— заключение МинистерстваРоссийской Федерации по атомной энергии о невозможности производствааналогичной продукции на российских предприятиях;
— заверенную копию разрешения(лицензии) Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасностиимпортеру на право применения, хранения, транспортировки и оказанияпосреднических услуг по приобретению радиоизотопной продукции.
Любыерадиоактивные изотопы, радиоактивные вещества и изделия на их основе при вывозеих из Российской Федерации или ввозе в Российскую Федерацию подлежаттаможенному контролю и оформлению в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации и в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетомРоссийской Федерации.[7]
5. Таможенныйконтроль делящихся и радиоактивных материалов, осуществляемый таможеннымиорганами, являющимися местами декларирования делящихся и радиоактивныхматериалов
Приосуществлении проверки таможенной декларации, а также документов и сведений,необходимых для таможенного оформления делящихся и радиоактивных материалов,осуществляются следующие таможенные операции при обязательном участиидолжностных лиц подразделений таможенного контроля за делящимися ирадиоактивными материалами (подразделений ТКДРМ):
— проверкасоответствия сведений, заявленных в таможенной декларации, сведениям,содержащимся в документах, представленных для таможенного оформления ДРМ;
— контроль правильности определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД России;
— контроль соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии сзаконодательством Российской Федерации о государственном регулированиивнешнеэкономической деятельности.
Таможенныйконтроль делящихся и радиоактивных материалов, направленный на установлениефактических сведений о товаре, осуществляется в форме таможенного досмотра (поусловиям безопасности без вскрытия транспортного упаковочного комплекта) собязательным использованием ТС ТКДРМ.
Таможенныйдосмотр делящихся и радиоактивных материалов осуществляется только должностнымилицами подразделений ТКДРМ допущенными согласно установленному порядку к работес источниками ионизирующих излучений, обязательным выполнением требований пообеспечению радиационной безопасности.
Таможенныйдосмотр ДРМ осуществляется в следующем порядке:
— сиспользованием ТС ТКДРМ проводятся измерения мощности дозы излучения наповерхности упаковки и на расстоянии 1 метра от поверхности упаковки, а такжеуровня поверхностного загрязнения альфа- и бета излучающими радионуклидами:
— сиспользованием ТС ТКДРМ (спектрометрической аппаратуры) осуществляютсяидентификация ДРМ определение количественных и качественных характеристик этихматериалов без вскрытия упаковок, характеристикам, подлежащим таможенномуконтролю, относят: наименование ДРМ, изотопный состав — для ядерных материалов,активность — для радиоактивных материалов.
Вскрытиезащитных контейнеров допускается только на специализированных предприятиях припроведении экспертизы.[8]
6. Проведениетаможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов при их убытии стаможенной территории Российской Федерации
Необходимымусловием получения разрешения таможенного органа на убытие ДРМ с таможеннойтерритории Российской Федерации является представление таможенных документов,оформленных таможенным органом установленным для декларирования ДРМ.
Указанноеположение не распространяется на случаи вывоза ДРМ, помещённых под таможенныйрежим международного таможенного транзита, а также при убытии транспортныхсредств, содержащих ДРМ в качестве штатного оборудования (принадлежности).
7.Организация таможенного контроля, направленного на пресечение незаконногоперемещения делящихся и радиоактивных материалов через таможенную границуРоссийской Федерации
Таможенныйконтроль, направленный на пресечение незаконного перемещения ДРМ черезтаможенную границу Российской Федерации, последовательно осуществляется в следующихформах:
— таможенное наблюдение с использованием ТС ТКДРМ(первичный радиационный контроль).
Цельютаможенного наблюдения с использованием ТС ТКДРМ (первичного радиационногоконтроля) является выявление товаров и транспортных средств с повышенным, поотношению к естественному радиационному фону уровнем ионизирующего излучения,при помещении указанных товаров и транспортных средств в зоне таможенногоконтроля.
Первичныйрадиационный контроль проводится должностными лицами таможенных органов,контролирующим помещение товаров и транспортных средств в зону таможенногоконтроля.
Первичныйрадиационный контроль осуществляется с использованием стационарных техническихсредств таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, а при ихотсутствии или неисправности — переносными ТС ТКДРМ.
Критериемклассификации проверяемого объекта (транспортного средства, грузовогопомещения, упаковки с товаром, багажа и т.п.), как имеющего повышенный уровеньионизирующего излучения, является устойчивое неложное срабатывание техническогосредства, подтвержденное его повторным использованием.
— таможенный осмотр с использованием технических средствтаможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (дополнительныйрадиационный контроль объекта без ее вскрытия).
Целямитаможенного осмотра с использованием ТС ТКДРМ (дополнительного радиационногоконтроля объекта без его вскрытия) являются:
— определение на поверхности объекта точки (участка) с максимальной интенсивностьюионизирующего излучения:
— измерение радиационных характеристик объекта, включаяуровни поверхностного загрязнения альфа- и бета излучающими радионуклидами.
— оценка степени радиационной опасности объекта. Основаниемдля проведения таможенного осмотра с использованием ТС ТКДРМ являются:
— результаты таможенного наблюдения (первичногорадиационного контроля);
—  выявление косвенных признаков наличия ДРМ (знакирадиационной опасности на грузовых ёмкостях, характерные защитные контейнерымассивные конструкции из свинца и т.д.);
— поступление оперативной информации, результаты проверки транспортных и/иликоммерческих документов.
Результатытаможенного осмотра указываются в акте таможенного осмотра и могутрассматриваться как информация о нарушении таможенного законодательстваРоссийской Федерации, в целях проверки которой необходимо осуществитьтаможенный досмотр с использованием ТС ТКДРМ.
—  таможенный досмотр с использованием ТС ТКДРМ(дополнительный радиационный контроль и углубленное радиационное обследование)
Таможенныйдосмотр с использованием ТС ТКДРМ предусматривает вскрытие грузовых помещений,упаковок, ёмкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находитьсятовары.
Таможенныйдосмотр осуществляется в зоне таможенного контроля, с использованием ТС ТКДРМ ипроводится в два этапа:
1)дополнительный радиационный контроль с целью поиска и локализации источникаионизирующего излучения в составе объекта, измерения его радиационныххарактеристик и оценки степени радиационной опасности;
2)углубленное радиационное обследование с целью максимально возможнойлокализации, первичной идентификации источника ионизирующего излучения и кодной из следующих групп:
— ядерные материалы или изделия на их основе;
— радиоактивные вещества или изделия на их основе;
— радиоактивные отходы;
—  товары с повышенным содержанием радионуклидов(металлолом, минеральное сырьё, строительные материалы и т д.)
Таможенныйосмотр и таможенный досмотр с использованием ТС ТКДРМ проводятся прошедшимиспециальную подготовку инспекторами досмотровых подразделений, а такжедолжностными лицами подразделений таможенного контроля ДРМ таможенного органа.
Если припроведении таможенного наблюдения фиксируется факт срабатывания ТС ТКДРМ понейтронному каналу, дополнительный радиационный контроль должен осуществлятьсяс использованием ТС ТКДРМ, имеющих детекторы нейтронного излучения.
Выявленныев ходе таможенного контроля товары и транспортные средства с повышенным уровнеионизирующего излучения, размещаются на определённом таможенным органом участкезоны таможенного контроля с соблюдением необходимых мер но обеспечениюрадиационной безопасности. Вскрытие отсеков транспортных средств, грузовыхмест, упаковок, багажа, а также иные действия по поиску и локализации источникаионизирующего излучения должны осуществляться с применением средствиндивидуальной защиты. До начала указанных работ на поверхности каждого изобследуемых объектов должны быть измерены уровни поверхностного загрязненияальфа и бета-излучающими радионуклидами. Вскрытие выявленных источниковионизирующего излучения, по своим внешним характеристикам напоминающиеконтейнеры для транспортирования ДРМ (в виде цилиндров, герметично закрытыхёмкостей, ампул, флаконов пеналов и т.п.) в зоне таможенного контроля недопускается. Указанные действия могут осуществляться толькоприпроведении экспертизы на специализированных предприятиях.
Дляпринятия решения об отнесении выявленного источника ионизирующего излучения кДРМ назначается экспертиза.
Порядокназначения экспертизы при осуществлении таможенного контроля определён Таможеннымкодексом Российской Федерации, при этом экспертиза на предмет отнесениявыявленного источника ионизирующего излучения к ДРМ должна проводиться только ворганизациях, имеющих право на проведение соответствующих измерений (работ).
Привыявлении в ходе таможенного контроля товаров с повышенным содержаниемрадионуклидов подлежащих санитарно-эпидемиологической экспертизе в соответствиис нормативными актами Минздрав России, таможенное оформление указанных товаровможет быть завершено только после проведения контроля со стороныгосударственных органов, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор.
Соответствиеуказанных товаров санитарным правилам, действующим в Российской Федерации,должны подтверждаться санитарно-эпидемиологическим заключением.[9]

8. Порядокпредставления сведений по фактам выявления незаконного перемещения делящихся ирадиоактивных материалов через таможенную границу Российской Федерации и вместах доставки товаров и транспортных средств
Поднезаконным перемещением делящихся и радиоактивных материалов в Порядкепредставления сведений но фактам выявления незаконного перемещения делящихся ирадиоактивных материалов через таможенную границу Российской Федерации и вместах доставки товаров и транспортных средств в регионе деятельностиУправления понимается перемещение:
— товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующего излучения, укоторых на момент пересечения таможенной границы Российской Федерацииотсутствуют соответствующие сопроводительные документы, подтверждающие наличиена их поверхности повышенного уровня ионизирующего излучения, либо заявленные всопроводительных документах радиационные характеристики товаров и транспортныхсредств не соответствуют измеренным в ходе проведения таможенного контроля:
— ДРМ под видом нерадиоактивных;
— ДРМ в количестве, превышающемзаявленное в декларации:
— иных радиоактивных материалов вместозаявленных;
— ДРМ. не имеющих разрешения на ввозили вывоз;
— ДРМ. имеющих мощность дозы и уровеньрадиоактивного загрязнения на поверхности упаковок, а также мощность дозы на контролируемыхрасстояниях от груза, превышающие установленные пределы;
— ДРМ без принятых знаков маркировки.
Должностныелица в пунктах пропуска, осуществляющие таможенный контроль товаров итранспортных средств, и должностные лица таможенных постов, осуществляющиетаможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств вместах доставки, при срабатывании технических средств таможенною контроля заделящимися и радиоактивными материалами:
— регистрируют факт срабатыванияаппаратуры радиационного контроля в журнале учета срабатывания техническихсредств таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами(приложение 3);
— устанавливают факт неложногосрабатывания аппаратуры радиационного контроля и подтверждения незаконногоперемещения ДРМ согласно п. 8.1, незамедлительно сообщают об этом начальникутаможенного поста, дежурному по Службе ТКДРМ ФТС России.
Начальник таможенного поста или лицо, им уполномоченное, пополучении сообщения о фактах выявления незаконного перемещения делящихся ирадиоактивных материалов организует формирование донесения и его передачу втечение 2 часов в подразделение оперативно-дежурной службы таможни.
Оперативный дежурный таможни в рабочее время информируетподанному факту подразделение ТКДРМ таможни и в течение 4 часов передаетуказанную оперативную информацию:
— в рабочее время в отдел таможенногоконтроля за делящимися и радиоактивными материалами службы организациитаможенного контроля Управления ;
— в ночное время, выходные ипраздничные дни оперативному дежурному Управления.
ПодразделениеТКДРМ таможни:
При получении указанной оперативной информации регистрируетее в журнале учета приема и передачи оперативных сообщений о выявлениинезаконного перемещения делящихся и радиоактивных материалов, оформленномсогласно приложению 4, организует проведение таможенного осмотра/досмотра илиэкспертизы товаров по данным фактам и представляет донесение по предварительными окончательным их результатам, оформленное согласно приложению 5, в отделтаможенною контроля за делящимися и радиоактивными материалами службыорганизации таможенного контроля Управления .
Ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным,представляет в отдел таможенного контроля за делящимися и радиоактивнымиматериалами службы организации таможенного контроля Управления информацию:
— о количестве реагирований насрабатывание аппаратуры радиационного контроля ТКДРМ согласно пункту 8.2;
— о количестве осмотров/досмотров,проведенных по фактам, предусмотренным подпунктом 8.5.1;
-околичестве осмотров/досмотров товаров, включенных в профили риска N00031-00035, утвержденных приказом ФТС России от 20.09.2004 N 59доп.
Отделтаможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами службыорганизации таможенного контроля Управления проводит анализ оперативнойинформации, полученной в соответствии с пунктом 8.4 и пунктом 8.5.1, заносит еев базу данных «О случаях пресечения незаконного перемещения ДРМ и опасныхотходов таможенными органами Центрального таможенного управления и в течение 3суток передает по существующим каналам связи в Главное управлениеинформационных технологий ФТС России оперативное донесение с регистрациейполучения и отправления донесения в журнале.[10]

9. Переченьдокументов, необходимых для таможенных целей и таможенного контроля придекларировании делящихся и радиоактивных материалов
ЛицензияМВЭС России.
Номенклатураделящихся и радиоактивных материалов, при таможенном оформлении которыхтребуется ее представление, содержится в постановлениях ПравительстваРоссийской Федерации.
Лицензия(разрешение) Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности(Госатомнадзор России) — в случаях декларирования товаров, ввоз и вывоз которыхосуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации наосновании лицензий, указанных в п. 8.1, выдаваемая:
-        изготовителюи экспортеру-посреднику на право проведения работ по производству, хранению,транспортировке, оказанию посреднических услуг по реализации радиоизотопнойпродукции и радиоактивных веществ при вывозе радиоизотопной продукции и другихрадиоактивных веществ;
-        импортеруна право применения, хранения, переработки, транспортировки и оказанияпосреднических услуг по приобретению радиоизотопной продукции и радиоактивныхвеществ — при ввозе радиоизотопной продукции и других радиоактивных веществ.
Сертификаты-разрешения,выдаваемые в установленном порядке:
сертификат- разрешение на радиоактивное вещество особого вида (РВОВ);
сертификат- разрешение на конструкцию упаковочного комплекта транспортного (УКТ) российскогои зарубежного производства;
сертификат- разрешение на перевозку делящихся и радиоактивных материалов данным видомтранспорта с учетом маршрута. Допускается совмещение сертификатов-разрешений наконструкцию УКТ и на перевозку. Сертификат-разрешение на РВОВ необходим, если всертификате-разрешении на конструкцию УКТ указано, что УКТ предназначен толькодля перевозки РВОВ.
Техническоеописание, инструкция но эксплуатации, паспорт, упаковочная ведомость к УКТтипов А и В для транспортирования радиоактивных веществ согласно «Правиламбезопасности при транспортировании радиоактивных веществ» (ПБТРВ-73).
Сопроводительнаянакладная на радиоактивное вещество в соответствии с ПБТРВ-73 заполняется вформе приведенной в приложении 4 к ПБТРВ-73.
Сопроводительнаянакладная и необходимая техническая документация в соответствии с техническимиусловиями на поставку данного вида ядерных материалов согласно «основнымправилам безопасности и физической защиты при перевозке ядерных материалов»(ОПБЗ-83)[11].

Заключение
Таможенный контрольделящихся и радиоактивных материалов, осуществляемый таможенными органами,имеет исключительное значение для обеспечения радиационной безопасности в нашейстране, а также для выполнения международных обязательств в областинераспространения ядерного оружия. Он является важным элементом для международнойсистемы противодействия ядерному и радиологическому терроризму.
При выявлении в ходетаможенного контроля незаконно перемещаемых ДРМ таможенные органы передаютинформацию об этом соответствующим государственным органам, в том числе врамках межведомственных комиссий.
Основными товарами, приперемещении которых участниками внешнеэкономической деятельности нарушаетсятаможенное законодательство, законодательные и нормативные правовые акты,регламентирующие ядерную и радиоактивную безопасность, являлись стройматериалы,минеральное сырье, руды и концентраты, а также потребительские товары. Ввозтоваров на территорию Российской Федерации иногда осуществляется без наличияразрешительных документов, необходимых в соответствии с законодательством.
Физическую защиту ДРМ,выявленных в ходе проведения таможенного контроля, до передачи их вспециализированную организацию, обеспечивают силовые подразделения таможенногооргана.
Случаи незаконногоперемещения ДРМ через таможенную границу Российской Федерации рассматриваютсякак аварийная ситуация.
В случае возникновения взоне таможенного контроля радиационной аварии все необходимые мероприятияосуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, а такжес требованиями федеральных норм и правил в области радиационной безопасности.
В соответствии сутвержденными ФТС России профилями риска производится проверка заявленныхдокументов и сведений и осуществляется таможенный контроль всех партий ДРМ вформе таможенного досмотра. Особенностью таких досмотров является то, чтохарактеристики товара (изотопный состав, активность, степень обогащения и т.д.)определяются без вскрытия транспортной упаковки с применением техническихсредств таможенного контроля ДРМ, в частности, гаммаспектрометра СКС – 50М. уникальныетехнические средства радиационного контроля, разработанные российскими ученымии состоящие на вооружении таможенной службы РФ, позволяют это делать. Аспециалисты радиационного контроля таможенных органов – профессионалавысочайшего класса, имеющие специальную подготовку.
Должностные лицарегулярно повышают свои профессиональные знания, что позволяет импрофессионально выполнять свои функциональные обязанности по предотвращениюнезаконного внешнеэкономического оборота делящихся и радиоактивных материалов.
Проведение таможенногоконтроля делящихся и радиоактивных материалов имеет исключительное значение сточки зрения обеспечения выполнения государством международных обязательств вобласти нераспространения ядерного оружия, обеспечения его экономической,экологической, радиационной безопасности государства и населения.
Для организацииобеспечения радиационной безопасности России в 1995 году была создана службатаможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами.
С 1997 года начатареализация программы оснащения всех пограничных пунктов пропуска современнымитехническими средствами таможенного контроля ДРМ.
Установленные наавиационных, автомобильных, железнодорожных, морских пунктах пропускасоответствующие модификации системы «Янтарь» и поисковые дозиметры позволяютконтролировать товары и транспортные средства в автоматическом режиме. Этитехнические средства соответствуют требованиям национальных и международныхстандартов.
Гамма-спектрометрыпозволили таможенным органам впервые в мировой практике внедрить технологиюдосмотра находящегося в спецконтейнерах радиоактивного товара без их вскрытия.При этом проверяется соответствие заявленного изотопа, его активность, процентобогащения ураном-235, изотопный состав плутония, то есть все те данные,которые вносятся в таможенную декларацию при их таможенном оформлении.
Принятые ФТС России мерыпо оснащению таможенных органов аппаратурой радиационного контроля позволилизначительно повысить результативность усилий по пресечению незаконного перемещенияДРМ.
Техническими средствамитаможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов выявляется в 95%случаев незаконного перемещения товаров и транспортных средств с повышеннымуровнем ионизирующего излучения; остальные 5% — при рассмотрении документов иинформации.

Список использованных источников
1.      Таможенный кодексРоссийской Федерации 1993г., действующая часть.
2.      Приказ ФТС Россииот 11 марта 2008г. №240 «Об утверждении Положения о Главном управленииорганизации таможенного оформления и таможенного контроля»
3.      Приказ ГТК Россииот 13 марта 1998г. №144 «Об утверждении инструкции по таможенному оформлению итаможенному контролю делящихся и радиоактивных материалов»
4.      Приказ ГТК РФ от04 февраля 2004г. №154 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лицтаможенных органов, осуществляющих таможенный контроль делящихся ирадиоактивных материалов»
5.      Приказ ГТК РФ от22 октября 2003г. №1184 «Об утверждении инструкции по организации и проведениютаможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов»
6.      Приказ ГТК РФ от20 августа 1998г. №575 «О перечне документов, необходимых для таможенных целейи таможенного контроля при декларировании делящихся и радиоактивных материалов»
7.      Приказ ФТС РФ от09 августа 2006г. №750 «Об утверждении требований к обустройству, сооружению ипланировке особой экономической зоны, а также условий доступа на территориюособой экономической зоны для обеспечения эффективности таможенного контроля»
8.      Приказ ГТК Россииот 26 сентября 2003г. №1069 «Об утверждении концепции системы управлениярисками в таможенной службе Российской Федерации»
9.      Письмо ФТС Россииот 08 августа 2008г. №23-15/32078 «Концепция таможенного оформления итаможенного контроля ввозимых товаров в местах, приближенных к государственнойгранице Российской Федерации»
10.    ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 16 марта 1996г. №291 «Об утвержденииположения о порядке вывоза из Российской Федерации и ввоза в РоссийскуюФедерацию радиоактивных веществ и изделий на их основе»
11.    Рекомендации ФТСЦТУ от 19 августа 2004г. №47-08/16881 «Рекомендации по оборудованиютехническими средствами таможенного контроля делящихся и радиоактивныхматериалов складов временного хранения, расположенных в регионе деятельноститаможенных органов Центрального таможенного управления»
12.    ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 14 октября 1996г. №1205 «О концепциисистемы государственного учета и контроля ядерных материалов»
13.   Приказ ЦТУ от 12апреля 2005г. №124 «Об утверждении порядка предоставления сведений по фактамвыявления незаконного перемещения делящихся и радиоактивных материалов черезтаможенную границу Российской Федерации и местах доставки товаров итранспортных средств в регионе деятельности управления»
14.   Приказ ФТС Россииот 26 марта 2009г. №567 «О компетенции таможенных органов по совершениютаможенных операций в отношении делящихся и радиоактивных материалов»

Приложение 1
Таможенные органы,обладающие правомочиями для совершения таможенных операций в отношенииделящихся и радиоактивных материалов.№ п/п Наименование таможенного органа Код Местонахождение 1 Таможенный пост Аэропорт Домодедово (грузовой) Домодедовской таможни 10002010 103225, Москва, аэропорт Домодедово 2 Таможенный пост Аэропорт Шереметьево (грузовой) Шереметьевской таможни 10005020 141400, Московская обл., г.Химки, аэропорт Шереметьево 3 Таможенный пост Аэропорт Внуково (грузовой) Внуковской таможни (только в отношении делящихся и радиоактивных материалов, входящих в состав воздушных судов и приборов (узлов, агрегатов) для них) 10001020 119027, Москва, аэропорт Внуково, строение 1к 4 Обнинский таможенный пост Калужской таможни 10106050 249020, Калужская обл., г.Обнинск, Киевское шоссе, 60 5 Электростальский таможенный пост Ногинской таможни 10126080 144001, Московская обл., г.Электросталь, ул.Рабочая,10а 6 Калининградский таможенный пост Калининградской областной таможни 10226020 236008, г.Калининград, ул.Туруханская,1б 7 Таможенный пост Морской порт Мурманск Мурманской таможни 10207050 183024, г.Мурманск, Портовый проезд, 19 8 Пулковский таможенный пост Пулковской таможни 10221010 196210, г.Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 37, корпус 4, литер А 9 Таможенный пост Лесной порт Балтийской таможни 10216110 198099, Санкт-Петербург, Вольный остров, 1, литер В 10 Турухтанный таможенный пост Балтийской таможни 10216100 198035, Санкт-Петербург, 3-й район Морского порта, литер Р 11 Кронштадтский таможенный пост Балтийской таможни 10216020 189610, Санкт-Петербург, г.Кронштадт, территория предприятия «Морской портовый комплекс» литер А 12 Таможенный пост Гавань Балтийской таможни 10216120 198035, Санкт-Петербург, ул.Гапсальская,4, литер А 13 Ростовский таможенный пост Ростовской таможни 10313060 346715, Ростовская обл., Аксайский р-н, пос.Янтарный, Новочеркасское шоссе,5 14 Глазовский таможенный пост Удмуртской таможни 1040520 427600, Удмуртская республика, г.Глазов, ул.Парковая, 30/19 15 Сормовский таможенный пост Нижегородской таможни 10408050 603603, г.Нижний Новгород, 7-й мкр. ГМП-720, ул.Коновалова,6 16 Димитровградский таможенный Ульяновской таможни 10414010 433502, Ульяновская область, г.Димитровград, ул. Промышленная, 50 17 Новоуральский таможенный пост Екатеринбургской таможни 10502100 624130, Свердловская обл., г.Новоуральск, ул.Дзержинского, 11 18 Озерский таможенный пост Челябинской таможни 10504050 456780, Челябинская обл., г.Озерск, ул.Ленина, 42 19 Челябинский таможенный пост Челябинской таможни 10504080 454053, г.Челябинск, ст.Челябинск-грузовой 20 Таможенный пост Аэропорт Кольцово (грузовой) Кольцовской таможни 10508010 620910, г.Екатеринбург, пл. Бахчиванджи, 4 21 Зеленогорский таможенный пост Красноярской таможни 10606040 663690, Красноярский край, г.Зеленогорск, ул.Мира, 22 22 Красноярский таможенный пост Красноярской таможни 10606060 660073, г.Красноярск, ул.Тельмана, 38 23 Таможенный пост Аэропорт Красноярск Красноярской таможни (только в отношении делящихся и радиоактивных материалов, входящих в состав воздушных судов и приборов (узлов, агрегатов) для них) 10606010 663020, Красноярский край, Емельяновский район, аэропорт Красноярск (Емельяново) 24 Ангарский таможенный пост Иркутской таможни 10607020 665835, Иркутская обл., г.Ангарск, Ленинградский проспект, 6а 25 Иркутский таможенный пост Иркутской таможни 10607040 664053, г.Иркутск, ст. Горка 26 Бердский таможенный пост Новосибирской таможни 10609010 633004, Новосибирская обл., г.Бердск, ул.Химзаводская, 11/35 27 Новосибирский восточный таможенный пост Новосибирской таможни 10609040 630514, Новосибирская обл., Новосибирский р-н, Станционный сельсовет, Пашинский переезд, Восточное шоссе, 2 28 Северский таможенный пост Томской таможни 10611020 636070, Томская обл., г.Северск, ул.Строителей, 12 29 Таможенный пост МАПП Забайкальск Забайкальской таможни 10617020 674650, Забайкальский край, пгт Забайкальск, МАПП Забайкальск 30 Таможенный пост ЖДПП Забайкальск Забайкальской таможни 10617030 674650, Забайкальский край, пгт Забайкальск, ЖДПП Забайкальск 31 Приаргунский таможенный пост Забайкальской таможни 10617040 674310, Забайкальский край, п. Приаргунск, ул.Чернышевского, 12а 32 Таможенный пост Аэропорт Владивосток Владивостокской таможни 10702010 692800, Приморский край, г.Артем, ул.Фрунзе, 41 33 Таможенный пост Морской порт Владивосток Владивостокской таможни 10702030 690065, Приморский край, г.Владивосток, ул.Стрельникова, 11

Приложение 2
Товарная номенклатуравнешнеэкономической деятельности для ядерных материалов, радиоактивныхисточников ионизирующего излучения и контейнеров для перевозки ДРМ
2612 Руды и концентратыурановые или ториевые:        
2612 10 — руды иконцентраты урановые:      
2612 10 100        — руды урановые, смолка урановая и их концентраты с содержанием урана более 5мас. процентов  
2612 20 — руды иконцентраты ториевые:      
2612 20 100        — моназит, ураноторианит и другие ториевые руды и концентраты с содержанием торияболее 20 мас. процентов       
2805 — металлы щелочныеили щелочноземельные;
2805 30 — металлыредкоземельные, скандий и иттрий в чистом виде, в смесях или сплавах;
2805 40 – ртуть;
2844 Элементы химическиерадиоактивные и изотопы радиоактивные (включая делящиеся и воспроизводящиехимические элементы и изотопы) и их соединения; смеси и остатки, содержащие этипродукты:      
2844 10 — уран природныйи его соединения;
сплавы, дисперсии(включая металлокерамику), продукты керамические и смеси, содержащие природныйуран или соединения природного урана    
2844 20 — уран,обогащенный ураном-235, и его соединения; плутоний и его соединения; сплавы,дисперсии (включая металлокерамику), продукты керамические и смеси, содержащиеуран, обогащенный ураном-235 плутоний или соединения этик продуктов:
— уран, обогащенныйураном-235, и его соединения; сплавы, дисперсии (включая металлокерамику),продукты керамические и смеси, содержащие уран, обогащенный ураном-235, илисоединения этих продуктов, содержащих уран-235 в количестве менее 20 мас. %: 
2844 30 — уран,обедненный ураном- 235, и его соединения; торий и его соединения; сплавы,дисперсии (включая металлокерамику), продукты керамические и смеси, содержащиеуран, обедненный ураном-235, торий или соединения этих продуктов:
— уран, обедненныйураном-235; сплавы, дисперсии ( включая металлокерамику), продукты керамическиеи смеси, содержащие уран, обедненный ураном-235, или соединения этого продукта:
2844 40 — элементырадиоактивные, изотопы и соединения, кроме указанных в субпозициях 2844 10,2844 20 или 2844 30; сплавы дисперсии (включая металлокерамику), продуктыкерамические и смеси, содержащие эти элементы, изотопы или их соединения;остатки радиоактивные
— уран, полученный изурана-233 и его соединений; сплавы, дисперсии (включая металлокерамику),керамические продукты и смеси и соединения, полученные из урана-233 илисоединений этого продукта:     
2844 50 000        — отработанные(облученные) тепловыделяющие элементы (твэлы) ядерных реакторов    
8401 Реакторы ядерные;тепловыделяющие элементы (твэлы), не облученные (для ядерных реакторов);оборудование и устройства для разделения изотопов:      
8401 30 000        — тепловыделяющие элементы (твэлы), не облученные (для ядерных реакторов)

Приложение 3
Журнал учета срабатываниятехнических средств таможенного контроля за делящимися и радиоактивнымиматериалами.Дата обнару-жения, должность, Ф.И.О. обнаружив-шего Значение естествен-ного радиацион-ного фона Наимено-вание товаров Транс-портное средст-во, гос. номер Наимено-вание и номера товаросоп-роводительных доку-ментов, код ТНВЭД России Отпра-витель и получа-тель товаров Тип техничес-кого средства ТКДРМ, мощность дозы излуче-ния на поверх-ности товаров (мкЗв/ч) При-нятые меры 1 2 3 4 5 6 7 8

Приложение 4
Журнал учета приема ипередачи оперативных сообщений о выявлении ДРМДата и время срабатывания аппаратуры радиационного контроля Наименование таможни (п/п, т/п, СВХ) Дата и время регистрации сообщений При приеме Ф.И.О. При передаче Ф.И.О. 1 2 3 4 5 6

Приложение 5
Сведения о незаконномперемещении делящихся и радиоактивных материалов и опасных отходов черезтаможенную границу Российской Федерации за ____________200___г.
Форма №20 – материалы,отходы
Утверждена приказом ФТСРоссии от 31.12.2004 №477
Оперативно-почтовая
Наименование таможенногооргана
Код таможенного органа


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экологический туризм во Вьетнаме
Реферат Сущность денег 3
Реферат А. С. Грибоедов «Горе от ума» Краткое описание
Реферат Сущность облигаций, доходности и привилегированных акций
Реферат Тест по банковскому делу 2
Реферат Методы поиска информации в сети интернет. Информационно-поисковые системы
Реферат Фінансові проблеми загальнообовязкового пенсійного страхування
Реферат Облік аналіз та аудит розрахунків із засновниками підприємства
Реферат Философия мира
Реферат Стародавнє грецьке місто-держава Херсонес
Реферат Автор и ведущий программы «Военная программа» тк «Россия» Сладков А. В
Реферат Сущность и роль анализа финансового состояния коммерческого банка
Реферат Визначення та аналіз факторів, що впливають на ефективність маркетингової стратегії у брендингу
Реферат Технико-экономические обоснования и финансовые расчеты
Реферат Political Correctness Essay Research Paper Political CorrectnessThe