Реферат по предмету "История"


Предыстория народов России

План
Введение
1. Предыстория народов России
1.1 Памятники верхнего палеолита
2. Киммерийцы, скифы и греки вВосточной Европе
2.1 Киммерийцы и тавры
2.2 Скифы
2.3 Греческая колонизация
3. Евразия в сарматскую эпоху
3.1 Сарматы в Южной Руси
Заключение
Список использованной литературыВведение
Данная работа посвящена описанию ранних этапов этнической историиРоссии. Мы рассмотрим период от верхнего палеолита до сарматской эпохи. Среди источниковлитературы хотелось бы обратить особое внимание на материалы авторов начала прошлоговека (1918 год) и научные исследования довоенного периода. К счастью, они пока доступныширокому кругу читателей.
В данной теме особый интерес представляют археологические находки:древние орудия труда, стоянки, жилища, поселения, могильники, первые письменныедокументы, исторические «повествования», оставленные нам в виде историческихэкскурсов и очерков. Наиболее ярким из последних представляется работа Геродотана которую ссылаются практически все исследователи и мы в том числе.
Начнем с описания верхнего палеолита. Верхний палеолит характеризуетсяпрогрессивным развитием культуры, значительно усложняется образ жизни людей, развиваетсястрой первобытной общины. Отделка орудий стала более совершенной. Впервые появляютсяразнообразные костяные наконечники копий и метательного вооружения. Появились разнообразныекаменные орудия для разделывания туш и обработки шкур. На основе дальнейшего усложненияобщественной жизни людей верхнего палеолита происходят и существенные перемены вовсех областях их культуры.
Дальнейшее прогрессивное развитие человечества выражается и втом, что теперь обнаруживаются некоторые своеобразные черты культуры, характерныедля населения отдельных больших областей. Люди ведут более организованный образжизни, наблюдаются начальные этапы разделения обязанностей, проявляются первые признакирелигиозности. Многочисленные памятники говорят о том, что это уже не стадо, а общество.Более подробно это будет описано в первой главе нашей работы.
Вторая глава посвящается следующему этапу этнического развитиявосточной Европы. Здесь говорится о киммерийцах, скифах и греках. Считается, чтокиммерийцы — древнейшие аборигены Северного Причерноморья и Северо-Западного Кавказа.Они жили здесь еще до прихода скифов. Границы их расселения — северные берега Черногоморя и от устья Дуная на Кишинев, Киев, Харьков, Новочеркасск, Краснодар и Новороссийск.
Для юга европейской части CCCР это древнейшиеплемена, о которых нам известно из античных письменных источников. Сведения о киммерийцахсодержатся в «Одиссее» Гомера (IX — начало VIII вв. до н.э.), ассирийской«Клинописи» (VIII-VII вв. до н.э.), в «Истории» Геродота (Vв. до н.э.), у Страбона (I в. до н.э. — I в. н.э.) и других древних авторов.
Ранние киммерийцы вели оседлый образ жизни и занимались как земледелием, так и скотоводством. В началежелезного века они перешлик кочевому образу жизни, причиной чего послужило изменение климата, который сталсухим и жарким. С переходом к кочевому скотоводству у киммерийцев усиливается разложениеобщинного строя, возникает частная собственность, богатства концентрируются в рукаху знатной верхушки. Социальное и имущественное разделение общества заметно по погребениям.С прекращением оседлости единственными памятниками киммерийцев стали их захороненияв курганах. Материальная культура киммерийцев характеризуется археологическими памятникамидвух основных видов — погребениями и поселениями.
Более тщательно изучена история скифов. Читается, что они достиглинаивысшего развития среди народов заселявших тогда континент. Среди них Геродотвыделяет скифов-пахарей, которые вели оседлый образ жизни в лесостепной полосе современнойУкраины, между Днепром и Днестром. Возникло Скифское государство с центром в нижнемПоднепровье, со временем он переместился в Крым. Это царство просуществовало доIII века н.э.
Огромное влияние на развитие культуры этноса оказали греческиеколонии. Торговля с греками и в Северном Причерноморье и в других районах греческойколонизации способствовала дальнейшему разложению первобытно-общинного строя у местныхплемен. Все более заметным становится также сильное воздействие греческой культурына высшие слои окружающих племен. С другой стороны, сближение греческих переселенцевс местным населением наложило отпечаток на весь ход социально-экономической и политическойистории колоний и характер их культур.
Развитие торговли северочерноморских колоний существенно отразилосьи на их взаимоотношения с местными племенами. Многочисленные греческие изделия обнаруженыпри раскопках поселений и курганов.
Завершает нашу работу описание сарматского периода в Евразии.Изначально сарматы жили на огромной территории степей и пустынь к востоку от рекиУрал и Каспийского моря. Их движение на запад было длительным процессом протяженностьюв два столетия, в течение которого сарматские роды, направлявшиеся на запад, неполностью утеряли контакт со своими родичами на востоке. На территории их пребыванияосталось немало памятников, свидетельствующих об их быте, культуре и верованиях.
1. Предыстория народов России1.1 Памятники верхнего палеолита
Как уже отмечалось ранее, верхний палеолит характеризуется прогрессивнымразвитием культуры, значительно усложняется образ жизни людей, развивается стройпервобытной общины. Отделка орудий стала более совершенной. Впервые появляются разнообразныекостяные наконечники копий и метательного вооружения. Появились разнообразные каменныеорудия для разделывания туш и обработки шкур. Огромное значение для сближения разныхгрупп неандертальцев должно было иметь возникновение запрета брачных отношений внутрирода. На основе дальнейшего усложнения общественной жизни людей верхнего палеолитапроисходят и существенные перемены во всех областях их культуры.
Дальнейшее прогрессивное развитие человечества выражается и втом, что теперь обнаруживаются некоторые своеобразные черты культуры, характерныедля населения отдельных больших областей.
Первая такая большая часть охватывала Западную и Восточную Европу,в том числе Русскую равнину, замечательную своими палеолитическими поселениями подоткрытым небом. В период усиления деятельности ледников на севере Европы в последнюю,вюрмскую, или валдайскую, стадию оледенения эта область была предледниковой.
Вторая область охватывала внеледниковую зону на юге Европы, вАфрике, в Передней и Средней Азии, на Кавказе и отчасти в Индии.
Третья область занимала Экваториальную и Южную Африку.
Четвертая область находилась в Восточной и Северо-Восточной Азии,в Сибири и Северном Китае.
Пятая область была расположена в Юго-Восточной Азии.
Внутри каждой из этих больших областей имелись отдельные районы,отличавшиеся теми или иными особенностями культуры.
На востоке приледниковой Европы верхнепалеолитическое время начинаетсяпо геологическим масштабам очень рано. Установлено, что люди раннемустьерского временижили на юге СССР до наступления максимального оледенения. Внимание исследователейпривлекает скопление костей диких животных на поселениях древнего человека. Так,в Амвросиевке, на Украине, открыто скопление костей, залегавших метровой толщейна площади около 200 кв. м. и принадлежавших 950-1000 бизонам. [1]Охота совершенствовалась и улучшалась. На способы охоты нередко указывает само расположениедревних стоянок. Они находятся вблизи скалистых обрывов и оврагов, в пересеченнойместности, представлявшей наибольшее удобство для устройства загонов и облавнойохоты.
Все чаще встречаются костяные наконечники копий и дротиков. Миниатюрныенаконечники треугольной формы с вогнутым основанием обнаружены в слоях костенковскихпоселений на Дону, у Воронежа.
В верхнем палеолите обнаруживаются и первые ловушки и западнидля ловли животных. В пещерах найдены условные рисунки, изображающие ямы-ловушки,в том числе и для мамонтов, ловчие сети и изгороди. Одновременно развиваются и способысохранения и заготовки мяса впрок. Мясо хранилось в ямах-кладовках, подобных найденнымв Костенках (около Воронежа) в вяленом, сушеном и мороженом виде, жир и сало — впузырях и мешках из шкур животных.
Самую яркую характеристику жизни палеолитического человека даютпоселения. Особенно богатый материал для характеристики поселений палеолитическогочеловека был обнаружен при раскопках в селе Костенки, которые издавна славилисьизобилием ископаемых костей животных. Костями гигантских животных из этих мест всвое время заинтересовался Петр I. Дальнейшие исследованияпоказали, что этот район является единственным по богатству средоточием выдающихсяпамятников верхнего палеолита в Восточной Европе, здесь находился ряд лагерей охотников,на месте которых и были найдены следы палеолитических кострищ, а также многочисленныеизделия того же времени из кремня. [2]
В поселении Костенки I выяснилось, что кострища, кости животных, обработанные кремнизаполняли основание древнего жилища, за пределами которого находки обнаруживалисьредко.
Древнее жилище, вскрытое в Костенках 1 раскопками 1931-1936 гг.,имело в плане овальные очертания. Длина его была 35 м, ширина — 15 — 16 м. Жилая площадь достигала почти 600 кв. м. В центре по длинной оси тянулись симметрично расположенные, с интервалами в 2м, очажные ямы. Очагов было 9, диаметромоколо 1м каждый. Эти очаги были покрыты сверху толстым слоем костной золы и обуглившихсякостей, употреблявшихся в качестве топлива. Очевидно, обитатели жилища перед тем,как оставить его, запустили свой очаги и долго не чистили их. Они оставили такжеи неиспользованное топливо в виде костей мамонта.
Один из очагов служил специально для добычи краски — кровавика,в нем обжигали куски бурого железняка и сферосидерита. Эта краска употребляласьв большом количестве, даже слой земли, заполнявший углубление жилища, местами былсплошь окрашен в красный цвет различных оттенков.
Рядом с очагами или несколько в стороне от них находились«верстаки» — трубчатые кости мамонта, врытые в землю, покрытые зарубкамии насечками.
Основная жилая площадка была окаймлена дополнительными помещениями- землянками, расположенными по контуру в виде кольца. Две из них выделялись средидругих своими более крупными размерами и были расположены почти симметрично по правуюи левую сторону основного жилища. На полу обеих землянок замечены остатки костров,отеплявших эти помещения. Крыша землянок имела каркас из крупных костей и бивнеймамонта. Третья большая землянка находилась в противоположном конце жилой площадкии служила складом для мяса.
Любопытным бытовым штрихом являются здесь также специальные ямки- хранилища для особо ценных предметов (статуэтки женщин, животных: мамонта, медведя,пещерного льва, украшения из коренных зубов и клыков хищников, главным образом песца,отборные кремниевые пластины, крупные наконечники отличного качества). По мнениюисследователя Ефименко П.П., поселок Костенки 1 был покинут при чрезвычайных обстоятельствах:люди не забрали ценности с собой[3].
Раскопки в Костенках вскрыли картину домашней жизни целой общины,в которую входили десятки, а может быть и сотни людей, обитавших в обширном, ужедостаточно хорошо по тому времени устроенном, сложном по конструкции общем жилище.В жизни его обитателей существовал определенный внутренний порядок, который строилсяна унаследованных от предшествующих поколений традициях, на строго определенныхнеобходимостью и обычаем правилах поведения ее членов. Вся жизнь палеолитическойобщины основана была на совместном труде ее членов, на их общей борьбе с природой.
Огромное костенковское жилище не уникально. Совершенно такоеже было найдено на Авдеевской стоянке под Курском. Аналогичные жилища существовалии в других верхнепалеолитических поселениях, в том числе даже очень удаленных отДона, но во многом поразительно родственных вышеуказанным поселениям.
сармат киммериец скиф грек
На Десне под Брянском на верхнепалеолитической Тимоновской стоянкестарейший советский археолог В.А. Городцов обнаружил еще более сложные жилища ввиде четырехугольных землянок глубиной до трех метров, в которых зимовали палеолитическиеобщины[4].
Наряду с многоочажными большими жилищами существовали жилищаменьшего размера. Если в Костенках и Авдееве удается исследовать только углубленныйпол жилища и его детали, то здесь — детали стен, опорных конструкций в виде столбови даже крыши. Так, например, найденные при раскопках палеолитического жилища в Гонцах,на Украине, кости мамонта не были разбросаны в беспорядке, а располагались скоплениемопределенной формы в виде овала длиной 4,5 м и шириной около 4 м, окаймленного 27 черепами мамонтов. Кроме того, по краю этой овальной площадки были вертикальновкопаны 30 лопаток мамонта. В середине лежали 30 бивней мамонта. Черепа и лопаткимамонта служили основанием стен, а бивни — основанием крыши.
К тому же времени относят и первые костяные иголки с ушками длянитей, т.е., в связи с суровым климатом, люди должны были одеваться. Какой былаодежда, показывает найденная в Сибири статуэтка, вырезанная из бивня мамонта. Всяее поверхность, кроме лица, сплошь покрыта углублениями, условно передающими меховойкостюм в виде комбинезона, плотно облегающего тело. На голове статуэтки изображенкапюшон, покрытый такими же ямками. Среди палеолитических статуэток преобладаютне одетые, а обнаженные фигуры. Само большое, что на них имеется — более или менееширокий поясок на бедрах или что-то в виде большого треугольного хвоста сзади. Возможно,внутри жилища люди не одевались, и лишь выходя надевали одежду из шкур и меховойкапюшон. Однако женской прическе уделяется особое внимание: пышные волосы, накрученныекольцами вокруг головы, зигзагообразные пряди. Иногда видна татуировка[5].
О развитии и характере первобытных религиозных представленийи обрядов, складывавшихся у людей верхнего палеолита, можно судить также и по погребениям.
Ряд погребений был обнаружен учеными как в европейской частистраны, так и в Азии. Одно такое погребение было открыто в Сибири. Здесь обнаруженскелет младенца, для которого устроили настоящую гробницу из плит известняка, спущеннуюпод пол древнего жилища. Две плиты ограждали костяк с боков, третья покрывала егосверху. Дно могилы покрывала красная охра. Младенец лежал на спине. На голове егопомещался в виде диадемы тонкий тщательно отшлифованный обруч из мамонтовой кости,на груди — богатое ожерелье из 120 костяных бус и 7 узорчатых подвесок, заканчивавшеесястилизованной фигуркой летящей птицы. На груди была и вторая фигурка птички. В областитаза помещалась круглая костяная бляха с узором в виде зигзагов, изображающих змей.У ног лежал большой костяной наконечник копья, а также кремневые пластины и острие.На правой плечевой кости ребенка уцелели остатки костяного браслета. Как и все другиевещи, он был сделан из бивня мамонта[6].
Верхнепалеолитические погребения показывают, что к тому временисложился обычай хоронить умерших с украшениями и орудиями труда, которыми они пользовалисьпри жизни, с запасами пищи, а иногда даже с материалами для изготовления орудийи вооружения. Отсюда можно сделать вывод, что в это время уже зарождаются представленияо душе, потустороннем мире, проявляются зачатки религиозных верований.
Несмотря на наличие жилищ, определенных видов деятельности, зарождениярелигии и культуры, палеолитическое сообщество не ведет совершенно оседлый образжизни. Что же было причиной сложных передвижений населения древнекаменного века,охватывавших иногда целые материки. Как показывает этнография, непрерывный и неудержимыйпроцесс расселения является нормальным и естественным явлением в жизни охотничье-рыболовческихплемен. При низком уровне развития производительных сил и потребности в большихи пространствах земли, необходимых для того, чтобы прокормить охотников, собирателейи рыболовов каменного века, естественное увеличение населения в определенных, наиболееблагоприятных для этого районах неизбежно приводило к поискам новых земель и к расселениюлюдей в новые области[7].
Расселение это имело не случайный, а строго закономерный характер,так как протекало в виде непрерывного расчленения древних общин. О его причинахдает нам представление расселение индейских родов и племен Северной Америки в новоевремя, описанное американским этнографом Л. Морганом[8].
По описанию Моргана, новые племена и новые роды постоянно образовывалисьвследствие естественного роста; этот процесс сильно ускорялся благодаря большойпротяженности американского континента. Из какого-нибудь перенаселенного географическогоцентра, имевшего особые преимущества в отношении добывания средств к существованию,происходил постепенный отлив населения. Так как это продолжалось из года в год,то на некотором расстоянии от первоначального местопребывания племен вырастало значительноенаселение; с течением времени у переселенцев возникали особые интересы, они становилисьчуждыми своему племени, появлялись различия в языке. Это повторялось из века в век,как во вновь занятых, так и в старых областях. Когда рост населения вызывал недостатоксредств к существованию, избыточная часть населения уходила на новое место.
Это не были волны народов, двигавшихся через целые материки,но были быстрые и катастрофические перемещения больших этнических масс. Подобныедвижения относятся уже к значительно более поздним временам, когда обычным явлениемстали большие племенные союзы, подготовленные длительным предшествующим историческимразвитием. В палеолите имел место совершенно иной по темпам и характеру, медленныйи стихийный процесс просачивания отдельных мелких коллективов. Тогда шло движениемелких групп палеолитических людей из одних областей в другие, часто усложнявшеесяобратным движением; нередко, надо полагать, такого рода движение было как бы зигзагообразными прерывистым, как мы видим это в Мораваны Длга и в Костенках.
Расселение древних охотничьих племен приобрело особенно широкиетерриториальные масштабы в верхнем палеолите. Дальнейшее усовершенствование охотничьейтехники по сравнению с мустьерским временем содействовало росту населения, что приводило,вместе с тем, к уменьшению количества дичи на территориях, прилегающих к старымпоселениям.
Неизбежным следствием был отлив населения из наиболее заселенныхи ранее всего освоенных мест в пустынные до того области севера Европы именно Азии.Такое расселение было тем более естественным, что все эти события происходили вконце ледниковой эпохи, в период освобождения от льда колоссального пространствасуши.
В то же самое время освоение новых территорий на Севере сталовозможным потому, что теперь существовало уже значительно более развитое, чем прежде,специальное охотничье вооружение, появились различные средства для ловли животных(копьеметалка, костяные наконечники копий и метательных дротиков, ловчие ямы, иизгороди). Были известны уже различные способы искусственного добывания огня. Людинаучились строить как прочные постоянные жилища на зиму, так и переносные лёгкиешатры из шкур. Появилась сшитая сухожильными нитками меховая одежда.
Все это, вместе взятое, дало возможность человеку преодолетьтрудности, которые ставили перед ним суровые природные условия, не позволявшие раньшевыйти далеко за пределы областей с умеренным и теплым климатом.
 
2. Киммерийцы, скифы и греки в Восточной Европе2.1 Киммерийцы и тавры
Киммерийцы — древнейшие аборигены Северного Причерноморья и Северо-ЗападногоКавказа. Они жили здесь еще до прихода скифов. Границы их расселения — северныеберега Черного моря и от устья Дуная на Кишинев, Киев, Харьков, Новочеркасск, Краснодари Новороссийск.
Для юга европейской части CCCР это древнейшиеплемена, о которых нам известно из античных письменных источников. Сведения о киммерийцахсодержатся в «Одиссее» Гомера (IX — начало VIII вв. до н.э.), ассирийской«Клинописи» (VIII-VII вв. до н.э.), в «Истории» Геродота (Vв. до н.э.), у Страбона (I в. до н.э. — I в. н.э.) и других древних авторов[9].
Ранние киммерийцы вели оседлый образ жизни и занимались как земледелием, так и скотоводством. В началежелезного века они перешлик кочевому образу жизни, причиной чего послужило изменение климата, который сталсухим и жарким. Ранние киммерийцы жили в поселениях, расположенных вблизи воды,в больших полуземлянках площадью около 80 м². Покойников обычно хоронили в более древних, и реже — в специально насыпных курганах. Железо входило в обиход киммерийцев медленно,в первую очередь для изготовления мечей и кинжалов. Участвовали в обмене с оседлымиземледельцами, иногда совершая военные набеги[10].
С переходом к кочевому скотоводству у киммерийцев усиливаетсяразложение общинного строя, возникает частная собственность, богатства концентрируютсяв руках у знатной верхушки. Социальное и имущественное разделение общества заметнопо погребениям. Выделяется конная воинская аристократия.Общественный строй киммерийцев представлял собой, вероятнее всего, военную демократию.Киммерийские племена не были целостным объединением, а состояли из временных союзови разрозненных племен со своими вождями.
К началу I тысячелетия до нашей эры киммерийцы перешли к кочевомускотоводству, позволившему с наименьшими затратами труда овладеть обширнейшими ибогатейшими пастбищными угодьями. С прекращением оседлости единственными памятникамикиммерийцев стали их захоронения в курганах. В течение IX-VIII веков до нашей эрыпроизошли чрезвычайно важные изменения. Киммерийцы овладели секретом получения железаиз болотной руды. Об уровне, достигнутом в железоделательном производстве, можносудить по археологическим находкам. В эту пору у киммерийцев получило распространениецельножелезное оружие[11].
Материальная культура киммерийцев характеризуется археологическимипамятниками двух основных видов — погребениями и поселениями. Захоронения, как правило,совершались под небольшими курганами в грунтовых, часто подбойных, могилах. Обрядпогребения — на спине в вытянутом положении или со слегка подогнутыми в коленяхногами.
По найденным в могилах вещам киммериец предстает перед нами каклегковооруженный конный воин. Его боевое снаряжение состояло из меча или кинжала,круглой, чаще всего фигурной булавы, имевшей навершие в виде каменного и реже бронзовогоцилиндрического топорика. Важнейшим предметом вооружения киммерийца служил такжесложный лук с втульчатыми наконечниками стрел, которые вначале изготовлялись избронзы и кости, а поздней — из железа. Киммерийский лук отличался прекрасными боевымикачествами и не имел себе равного в древности. Он по своим достоинствам не уступалпрославленному скифскому луку[12].
Никаких остатков защитных доспехов в виде щитов, шлемов, панцирейи тому подобного в киммерийских могилах не обнаружено.
Над могилами было принято ставить памятные каменные стелы (безголовы), на верхней части которых изображались ожерелья и разные символические значки.На стелах, стоявших над могилами воинов, обычно изображены широкий пояс, при которомвыгравированы кинжал или меч, лук и точильный брусок. Поселения, состоящие из надземныхкаменных построек жилого и хозяйственного назначения размещались на возвышенныхместах поблизости от источников пресной воды. Хозяйственная утварь представленаглавным образом лепными сосудами — мисками, чашами, горшками и т.д.
Выделяются крупные плоскодонные сосуды для хранения продуктовс высоким узким горлом, выпуклыми боками и черной или коричневато-серой лощенойповерхностью. Для орнамента сосудов характерен невысокий рельефный валик или несложныйрезной геометрический узор. При раскопках находят костяные и мелкие бронзовые предметы- шилья, проколки, украшения, а также изредка изделия из железа — мечи, ножи, наконечникистрел.
Из источников известно, что киммерийцы наносили поражения урартскомуцарю, воевали против других государств. [13]
/>В Крыму памятники киммерийскоговремени известны на Керченском полуострове, в Присивашье, на Тарханкуте и в зонепредгорий. В районе Главной гряды Крымских гор, в том числе на яйлах и Южном берегухарактерных киммерийских памятников X-VIII вв. до н.э. не обнаружено. Видимо, этообъясняется тем, что в ту пору здесь обитали другие племена — тавры.
В отношении этого народа наиболее ранние и полные сведения приводитГеродот.
По данным античных источников, тавры — жители горного Крыма иЮжного берега.
Наиболее яркие памятники тавров — их могильники из каменных ящиков,обычно расположенные на возвышенностях. Нередко они окружены кромлехами или прямоугольнымиоградами. Курганные насыпи для них не характерны, но хорошо известны подсыпки илиобкладки из камня с землей. Захоронения (одиночные или коллективные) совершалисьна спине (более ранние) или на боку (более поздние) с сильно поджатыми ногами, головойобычно на восток, северо-восток, север.
Инвентарь таврских погребений — лепная керамика, простая и лощеная,иногда с рельефными валиками, очень редко с несложным резным орнаментом. При раскопкахнаходят также изделия из камня, кости, бронзы, реже — из железа.
Судя по археологическим раскопкам, подкрепляемым письменнымиисточниками, время обитания этого народа — примерно с X-IX вв. до н.э. по III в.до н.э., а возможно, и позже — до раннего средневековья[14].
Историю тавров делят на три периода.
Тавры раннего, доантичного периода (конец X — первая половинаV в. до н.э.). Эта ступень их истории характеризуется разложением родоплеменногостроя. Основу хозяйства составляло скотоводство и земледелие (очевидно, главнымобразом мотыжное). Все продукты, получаемые от этих отраслей хозяйства, уходилина внутренние потребности общества. Всестороннее изучение известных таврских памятников,а также многочисленные расчеты по ним дают основание считать, что численность тавровв этот период вряд ли превышала 5-6 тыс. человек.
Тавры развитого, античного периода (вторая половина V-III в.до н.э.). В это время происходит переход от племени к классовому обществу. Помимоширокого внедрения металла (бронзы и железа), характерен также значительный ростпроизводительности труда, установление тесных торговых контактов (обмен) с окружающиминародами — скифами и, в особенности, греками. Отсюда обилие предметов импортногопроизводства, находимых при раскопках. Основа хозяйства развитого периода — разведениекрупного и мелкого рогатого скота, в меньшей мере земледелие (очевидно, потому,что часть владений тавров, пригодных для земледелия, занимают племена кизилкобинскойкультуры, теснимые с севера скифами). Численность таврского населения в тот период- 15-20 тыс. человек.
Тавры позднего периода (II в. до н.э. — V в. н.э.) в археологическомотношении почти не изучены. Известно, что в I в. до н.э. они вместе со скифами становятсясоюзниками Митридата в борьбе с Римом. Рубеж и первые века нашей эры, видимо, надорассматривать как агонию таврского мира. Археологические памятники этого периодав горном Крыму могут быть названы тавроскифскими, а население — тавроскифами. Послераннесредневекового нашествия готов, а затем гуннов, тавры как самостоятельная народностьуже не известны[15].
 2.2 Скифы
Во времена Геродота скифы занимали местность от Дона до Днестраи Дуная, разделяясь на несколько народов или племен, не принадлежавших одной расе.Можно разделить скифов на западных, оседлых и занимавшихся земледелием, и на восточных- царских, ведших кочевой образ жизни. Западной границей Скифии служил Дунай, сюга — северный берег Черного моря от устьев Истра до Керченского пролива; восточнойграницей служили западный берег Азовского моря и Дон; северная граница шла параллельноюжной, «отстоя на 4000 стадий»[16](что составляет примерно 670 верст) [17].
Страна скифов представляла равнину с глубоким черноземом, изобиловалатравой, местами лесом и хорошо орошалась многочисленными реками.
Скифия была «слаба естественно защищенными границами»[18].Из недр Азии, через Кавказ и Урал, совершали на нее набеги дикие воинственные племена.На этой проходной дороге из Азии в Европу сменялись разнообразные народности. Самискифы не были исконными обитателями страны. До них в южнорусских степях жили киммерийцы.Около VIII века до н.э. скифы, преодолевДон, вытеснили их на Балканский полуостров. Отсюда киммерийцы опустошали Малую Азию,воюя с фригийцами, лидийцами, ассирийцами. Около 600 года до н.э. лидийский царьАлиат отец Кресса, почти уничтожил их.
При наступлении скифов на киммерийцев, среди последних началисьраспри (по поводу уступки врагу), в результате чего, правящие «цари»,решившие стоять на смерть, перебили друг друга. Народ же отступил, удалившись сосвоих земель без боя. «Вторгнувшиеся скифы заняли страну пустынную»[19].
Однако не все киммерийцы покинули страну. Часть их была вытесненав Малую Азию, часть удалилась на полуостров Крым, часть подчинилась скифам.
Предполагают, что скифы западные — оседлые. Были древним населениемСкифии, обладавшим своей значительной культурой, влиявшей на северо-западных соседей,и принадлежали к так называемой, индоевропейской расе. Скифы же кочевые были, возможно,урало-алтайцами.
Забелин И.Е. предположил, что скифы в сущности те же славяне:"… земледельческая Скифия была населена, если не исключительно, то в оченьзначительном объеме, славянским племенем, пришедшим сюда и водворившимся здесь внезапамятные времена и для самого Геродота". [20]На территории Скифии Геродот размещает следующие скифские племена: от торговогогорода Ольвии, представляющего срединный пункт всей приморской Скифии, по Бугу жиликаллипиды, представлявшие собой эллинов-скифов. Выше их по Бугу — алазоны до ручьяЕксампай; над алазонами находились скифы-пахари; выше них — невры (нескифский народ,но со скифскими нравами). И алазоны, и каллипиды, и скифы-пахари были земледельцами.Невров же считали колдунами и оборотнями. Жили невры в долине реки Припять. Такиетопонимы как р. Нарев, р. Нурец, г. Нур и т.д. приводят к выводу о том, что невры- славяне, кроме того, поверие об оборотнях распространено у славян. Скифы-пахарине только производили, но и продавали хлеб.
Еще одним скифским племенем были скифы-земледельцы, жившие ввосточной части Херсонской области, а также в районе Киева. Этих скифов греки называлиборисфенитами. Выше их поселений простиралась «обширная пустыня»[21],за которой обитали «андрофаги (людоеды?), народ особенный, вовсе не скифский»[22].Возможно здесь имеются ввиду северные народы, которые по традиции готовили мясосвоего соплеменника, смешивали его вместе с мясом добытых животных и устраивалитризну.
К востоку от скифов-земледельцев жили скифы-кочевники, занимавшиеобласть до реки Герроса. Они не занимались земледелием. По другую сторону этой рекинаходились так называемые царские владения. Скифы-кочевники занимали северо-западнуючасть Крымской области до города Геническа, а к востоку от них до самого Дона тянулиськочевья скифов царских. Ближайшими соседями скифов со стороны Дона были савроматы(сарматы) — родственный скифам народ, во втором тысячелетии до нашей эры оттесняющийскифов и занимающий их страну.
Вся эта многолюдная скифская народность подразделялась на скифовсвободных и скифов, стоявших в подчинении у первых, кроме того были и рабы из захваченныхв плен. Властителями над всеми скифами были скифы царские. «Каждое скифскоеплемя управлялось, вероятно своими вождями, или царями, во главе которых стоял царьглавной кочевой орды … царь царей»[23].В его функции входило руководство военными действиями, кроме того он являлся"…блюстителем чистоты скифских религиозных верований и обычаев, карая смертнойказнью всякого, уличенного в приверженности к иноземным религиям, будь это его родичили даже царь"[24].Предполагается, что между царями возникали распри и междоусобицы, совершались набеги,разорения и т.п.
В описании военных обычаев скифов Геродот упоминает, что, убивпервого врага скиф пьет его кровь, головы всех, убитых в бою скиф приносит царю,в качестве отчета, кожу врагов используют в быту, черепа вместо чаш (черепа тольколютых врагов, даже если это родственники) [25].
«Раз в год каждый правитель в своем округе приготовляетсосуд для смешивания вина. Из этого сосуда пьют только те, кто убил врага. Те же,кому не довелось еще убить врага, не могут пить из этого сосуда, а должны сидетьв стороне, как опозоренные. „[26]
Большую работу по оценке находок того времени провел отечественныйученый Артамонов М.И. Приведем некоторые данные из его исследований. [27]Наиболее ранние памятники скифского искусства известны по находкам по обе стороныКерченского пролива и в Поднепровье. Из Темир-Горы на Керченском полуострове происходиткостяная или роговая подвеска с изображением свернувшегося кольцом животного. Поидее это должна быть пантера, но животное представлено с длинной мордой, с превращеннымв кольцо для подвешивания большим ухом и с маленьким изогнутым хвостиком. Протянутыевдоль шеи и туловища ноги заканчиваются кружками, какими в других случаях обозначаютсялапы хищника. Близ с. Жаботин на Среднем Днепре в кургане № 2 найдены, кроме парыроговых или костяных псалий с головкой птицы на одном конце и копытом на другоми пары бляшек в форме фигуры лежащего с повернутой назад головой козла, три роговыепластинки с выгравированными на них изображениями животных и птиц. Среди животныхузнаются лоси и быки. Часть их представлена в сцене рождения теленка. Замечательнойособенностью козлов, изображенных на бляшках, является совмещение с одной фигуройдвух голов, что в других образцах скифского искусства нигде не повторяется. На бедреодного из козлов солярный знак. Пластинки с изображениями имеют в длину около 18 см и на слегка суженных концах снабжены тремя расположенными треугольником дырочками для нашивания.В целом изображения из Жаботина отличаются своеобразием, хотя, с другой стороны,законченность форм и уверенность в манере исполнения свидетельствуют об их традиционностии выработанности.
К ранним произведениям скифского искусства относятся также костянойнаконечник из кургана у с. Нижние Серогозы в Нижнем Поднепровье и костяная пластинка,найденная в погребении у станицы Константиновской на Дону. Наконечник имеет видскульптурной головки грифона, а пластинка покрыта сплошь гравированными фигуркамилежащих оленей.
Ранним временем следует датировать и некоторые бронзовые предметы,по сюжетам и по стилю примыкающие к указанным костяным или роговым изображениям.Это прежде всего два бронзовых навершия из кургана № 476 у с. Великие Будки Роменскогорайона. Они представляют собой полый конус с прорезями в боках, увенчанный головкойбарано-птицы с рогами, трактованными изогнутыми фигурами пары животных. Совершеннотакой же мотив известен по роговому наконечнику, найденному на Керченском полуостровев погребении на Темир-Горе вместе с указанной выше подвеской в форме свернувшегосякольцом животного. Из Прикубанья с берега Цукур-Лимана происходит бронзовая бляхав виде пары геральдически сопоставленных хищников типа пантер, а из станицы Махошевской- шаровидное прорезное навершие, увенчанное скульптурной фигуркой стоящего оленяс ветвистыми рогами. Эта фигурка напоминает изображения оленей в позднехетском искусствеМалой Азии и, по-видимому, свидетельствует о связях Нижнего Прикубанья в этом направлении.
Точная хронология памятников раннескифского искусства в СеверномПричерноморье остается неопределенной, хотя некоторые из них найдены вместе с архаическойгреческой керамикой.
Саккызский клад, происходящий из д. Зивийе близ г. Саккыза (1947)составился из вещей, добытых кладоискателями из находившихся там древних погребений.Возле селения зарегистрирован курганный могильник. То что эти предметы входили всостав погребального инвентаря, не вызывает сомнений, тем более, что в их числеимеются части медного ванно-образного гроба, Составляющие “клад» вещидалеко не однородны ни в стилистическом, ни в хронологическом отношении. Среди нихимеются, например, превосходные образцы ассирийской резной кости, относимые к VIIIв. до н.э., а в числе золотых предметов различаются произведения ассирийского, урартского(ванского) и маинейокого происхождения. Кроме того, в золотых украшениях отчетливовыступают мотивы скифского художественного стиля, к тому же иногда на вещах скифскогообихода. Так, например, золотая прямоугольная обкладка горита скифского типа украшенаштампованными рельефными изображениями лежащих козлов и оленей, помещенных в ромбическихклетках, образованных стилизованными S-видными ветками урартского древа жизни. Изображенияживотных здесь даны с характерными чертами скифского стиля. В том же стиле трактованыфигурки идущей пантеры и схематизированные головки птиц на золотой диадеме или лентеот пояса. На золотом набалдашнике ручки меча представлен свернувшийся кольцом зверьтипа пантеры, бедро которого трактовано в виде схематизированной головы птицы.
Долгие годы пребывания скифов в Азии не могли не отразиться наих культуре, и, хотя этнически они остались теми же, что и их предки до переселенияв Азию, вернувшиеся отличались и от этих предков и от оставшихся в Северном Причерноморьесоплеменников своей культурой; характерным скифским искусством, сложившимися в ПереднейАзии. Красноречивее всего об этом свидетельствуют древнейшие богатые комплексы вещейскифских типов в Келермеских курганах на Кубани и в Мельгуновском кладе в ЗападномПоднепровье. Представляемая ими культура, в готовом виде принесенная в СеверноеПричерноморье, имеет очень мало общего с культурой скифов до переселения в Азиюи соответственно с культурой той части скифов, которая оставалась на месте. В вещественномвыражении новая культура выступаете виде так называемой «скифской триады»-ввооружении, конском снаряжении и в искусстве звериного стиля. Все это; появляетсяв Северном Причерноморье только со скифами, вернувшимися из Азии, не ранее 585 г., но в короткий срок, примерно до середины VI в; распространяется по всей скифской стране.
 2.3 Греческая колонизация
В VIII-VI веках до н.э. получает широкое развитие греческая колонизация.Возникновение поселений греческих колонистов в странах Средиземноморья сыграло существеннуюроль в исторической жизни самих греков и в жизни племен и народов, с которыми врезультате колонизации греки пришли в непосредственное и длительное соприкосновение.
Греческие колонии первоначально обладали всеми чертами земледельческихпоселений, имевших торговые связи только со своей метрополией. Среди колоний выделялисьземледельческие, такие как город Халкида на полуострове в северной части Эгейскогоморя (Халкидики), или город Византий на берегу Боспора, поселения на побережьяхюжной Италии и Сицилии. [28]
Оружие и другие металлические изделия, ткани, художественнуюпосуду, оливковое масло, вино — все это греческие колонисты вначале получали изсвоих метрополий. В свою очередь колонии вывозили избытки своей сельскохозяйственнойпродукции. Колонии их земледельческих постепенно становятся торговыми, развиваетсясобственное производство.
Греки проникают дальше на запад. Выходцы из Фокеи основали вустье реки Роны колонию Массалию (Марсель). В дальнейшем Массалия вывела ряд колонийеще дальше на запад, вплоть до побережья Пиренейского полуострова.
Побережья Геллеспонта (Дарданелл), Пропонтиды (Мраморного моря)и южный берег Понта (Черного моря) также уже с VIII века стали осваиваться главным образом выходцами из греческихгородов Малой Азии. Греческие колонии Кизик на берегу Мраморного моря, Синона иТрапезунт на южном берегу Черного моря возникли уже в середине VIII века. Во II половине VII векана западном побережьи Понта была основана Истрия; в конце того же столетия южнееИстрии возникает Апполония и вслед за ней несколько других колоний Западного Причерноморья.Они послужили опорными пунктами для продвижения греков на север[29].
Колонизация северного побережья Черного моря началась несколькопозже. За исключением небольшого и недолго просуществовавшего поселения на островеБерезань, ни одна из северочерноморских колоний, судя по данным археологическихисследований не возникла ране конца VII века до н.э. В колонизации Северного Причерноморья главная рольпринадлежала ионийским городам малоазийского побережья и прежде всего Милету. ВVII — VI векахим была основана Ольвия на правом берегу Буго-Днепровского лимана и ряд колонийпо обоим берегам Керченского пролива. Самыми крупными из них были Пантикапей (Керчь)и Феодосия, Фанагория и Гермонасса. Единственной дорийской колонией на северочерноморскомпобережье был Херсонес, основанный в Vвеке. [30]
С самого своего основания северочерноморские колонии вступилив тесное соприкосновение с местными скифскими и меотскими племенами. С некоторымииз племен у колонизаторов происходили столкновения, с другими наладились мирныеотношения на основе меновой торговли. Северочерноморские колонии стали постояннымипоставщиками хлеба и других сельскохозяйственных продуктов, а позже — рабов в Грецию.
Торговля с греками и в Северном Причерноморье и в других районахгреческой колонизации способствовала дальнейшему разложению первобытно-общинногостроя у местных племен. Все более заметным становится также сильное воздействиегреческой культуры на высшие слои окружающих племен. С другой стороны, сближениегреческих переселенцев с местным населением наложило отпечаток на весь ход социально-экономическойи политической истории колоний и характер их культур.
Развитие торговли северочерноморских колоний существенно отразилосьи на их взаимоотношения с местными племенами. Многочисленные греческие изделия обнаруженыпри раскопках поселений и курганов.
В подтверждение этому служит следующая информация.
Западноепобережье Крыма — классический район для исследования взаимосвязей греков и скифов.Эти взаимосвязи прослеживаются и на массовом археологическом материале, и на памятникахискусства. Для подтверждения этого приведем пересказ статьи Шульц П.Н. «Скифскоеизваяние, найденное у городища „Чайка“. [31]
Скульптура, найденная на городище „Чайка“ и поблизостиот него, сделана не только греческими, но и скифскими мастерами. Например, бронзоваяамазонка на коне — первоклассная привозная работа греческого мастера конца IV-III в. до н.э.Напротив, полихромный рельеф из оолитового известняка с изображением пирующего Гераклавыполнен местным мастером. Античный иконографический мотив здесь осложнен»провинциальной" варваризованной трактовкой образа. Греческий канфар вруке Геракла дополняется подвешенным рядом скифским горитом. Это усиливает местныйколорит памятника. В 1964 г. около городища найдено изваяние, изображавшее скифа-воинаво весь рост.
Все три памятника, дополняя друг друга, говорят о сосуществованиина городище «Чайка» и в его окрестностях скульптуры привозной — античной(амазонка), местной (рельеф Геракла), греческой по сюжету но варваризованной потрактовке, и скифской (изваяние воина).
Памятник лежал у основания насыпи шоссе от Евпатории к санаторию«Чайка», вдоль северного кювета, на расстоянии 150 м от угловой юго-восточной башни большого греческого здания. Изваяние изображает спокойно стоящегоскифа-воина с ритоном в руке. Выполнено оно из плиты белого оолитового известняка.Поверхность покрылась желтовато-серой патиной. Памятник сохранился неполностью:отбита голова, поверхность местами повреждена и выветрена. Крупные выбоины имеютсяна правой ноге и на верхней части левой руки. Отбита нижняя правая часть кафтана.Много мелких углублений и выщерблин от выпавших частиц камня.
Плита обработана неравномерно: хорошо отделаны лицевая и боковыестороны, тыльная плоская сторона лишь грубо отесана. Памятник явно рассчитан нарассмотрение его спереди. Детали переданы рельефом только на лицевой и боковых сторонах.
Сохранившаяся высота изваяния 1.35 м, ширина в плечах 0.59 м, в нижней части — 0.38 м. Толщина в верхней части 0.34 м, в нижней — 0.1 5 м. Высота рельефа, передающего детали, 0.06 м. Нижняя, суживающаяся часть плиты вставлялась в землю, может быть в насыпь кургана, на глубинудо 0.30 м. Основанием фигуры служил горизонтальный выступ, своего рода «полочка»,шириной 0.46, высотой 0.05 и толщиной 0.04 м.
Фигура несколько меньше натуральной величины, приземистая, плотная,талия едва намечена. Формы сомкнуты, руки не отделены от туловища. Скиф одет в короткийкафтан, в нижней его части хорошо виден, чуть правее середины, отворот. Кафтан перехваченна талии поясом, рукава длинные, край рукава заметен у кисти правой руки. На ногахштаны и короткие остроконечные сапожки, верхняя их граница намечена врезом на левойноге. Носки сапожек, обращенные вниз, как бы свешиваются. Ноги, поставленные фронтально,слегка раздвинуты, чуть согнуты в коленях, намечена коленная чашечка. Правой рукой,опущенной и согнутой под прямым углом в локте, воин прижимает к груди ритон, повернутыйспинкой влево. На кисти руки суммарно обозначены пальцы, большой палец отогнут вверх.Ритон в верхней его части несколько укорочен, нижняя остроконечная резко отогнутавправо под углом. Левая рука свешивается вдоль туловища. Фронтальное построениефигуры оживлено асимметричным положением рук. Меча нет, что необычно для скифскихизваяний. У левого бедра к поясу подвешен большой горит. Его формы и деталипереданы очень точно. Из горита высовывается двойной скифский лук с отогнутой верхнейчастью, которая оканчивается головой птицы или змеи с приоткрытой пастью. Намеченатетива. В центре вертикальными врезами показан футляр для стрел. Горит суживаетсяк нижней части.
По своей структуре изваяние приближается к статуарному рельефу.В отличие от большинства скифских изваяний тыльная его сторона не обработана; ноги,вырезанные горельефно, выступают на фоне плиты. Статуарность подчинена рельефномупринципу построения. Приземистые пропорции и коротковатые руки и ноги дополняютсяэлементами мягкости в трактовке укороченных форм. Все эти особенности заставляютвспомнить статуи-полуфигуры III-II веков воинов синдов Таманского полуострова.
Смысловое содержание и назначение скифских изваяний развиваютсяот образа родоначальника к образу военачальника и представляют собой надгробия.Изваяние у городища «Чайка» явно надгробное, как бы персонифицированное,может быть, с желанием передать конкретные особенности плотной невысокой фигурывоина. Ноги у него свешиваются носками вниз, как у всадника. Тот же прием встречаетсяпозже у половецких каменных баб.
Основа памятника явно скифская. Исследователь датирует памятникIII в. до н.э. Это памятник позднескифский. И это уже изваяние, имеющее тенденциюк превращению в статуарный рельеф. Дальнейшее развитие памятников этого рода приведетк позднескифским надгробиям.
В дальнейшем позднескифский надгробный рельеф (связанный ужене с курганами, а с грунтовыми могильниками городского и полугородского типа) одерживаетпобеду. Изваяния, которые некогда венчали курганные насыпи над могилами знатныхскифов, исчезают, но старый мотив, изображающий воина с ритоном, продолжает житьв позднескифских рельефах и в монументальной надгробной сарматской графике 17 первыхвеков нашей эры.
Памятники греческой и скифской культуры на западном и северо-западномпобережье Крыма не только сменяют друг друга, но и сосуществуют друг с другом. Внашем примере они относятся к одному и тому же времени, а именно к III в. до н.а. (амазонка, отдыхающий Геракл и изваяние скифа).
3. Евразия в сарматскую эпоху
Изначальным домом сарматов была огромная территория степей ипустынь к востоку от реки Урал и Каспийского моря. Их движение на запад было длительнымпроцессом протяженностью в два столетия, в течение которого сарматские роды, направлявшиесяна запад, не полностью утеряли контакт со своими родичами на востоке.
В течение третьего и второго столетий до н.э. народы степей познакомилисьс железом и железными инструментами. Вожди кочевников аккумулировали огромные богатства,и часть драгоценностей каждого обычно погребалась вместе с ним после его смерти.Могила известного предводителя состояла из одной и более погребальных камер, поддерживаемыхдеревянными стенами. Такая камера вырывалась глубоко под поверхностным слоем земли,а огромный курган насыпался сверху. Множество курганов, принадлежащих к этому периоду,были вскрыты и ограблены искателями сокровищ в семнадцатом и восемнадцатом столетиях.Некоторые, однако, остались необнаруженными или лишь частично вскрытыми, в то времякак другие были относительно недавно открыты отечественными археологами. Так, например,М.П. Грязнов раскопал в 1929 г. большой курган в Восточном Алтае, известный каккурган Пазирик[32].Этот курган может датироваться концом второго или началом первого столетия до н.э.Оказалось, что могила была частично ограблена вскоре после похорон, но впоследствииоставлена в покое. Она была обнаружена в этом состоянии. Вблизи могилы были найденытела десяти коней, каждый с седлом и сбруей. Головы двух коней были покрыты масками.Одна из них, покрытая кожей, представляла голову оленя. Другая, сделанная из войлока,имела очертания грифона. Согласно мнению Грязнова, маска оленя — свидетельство впользу того, что олень использовался для езды до лошади. Сбруя коней орнаментированаголовами человека и животных. Седла и покрытия украшены кожаными пластинами с изображениямидерущихся животных.
Также большой интерес представляет могильник Шиба на СреднемАлтае, раскопанный М.П. Грязновым в 1927 г. [33]/>Он тоже был частично разграблен, но оставшееся в нем достаточноценно. Было найдено несколько мумифицированных тел, каждое покрыто меховой,кожаной или шелковой одеждой. Сохранились также деревянные и металлические пластины,орнаментированные в животном стиле. Среди других вещей был обнаружен китайский лаковыйсосуд, который, судя по типу, может быть датирован между 86 и 48 г. до н.э.
Археологические свидетельства дают точные представления о богатствевождей кочевников, равно как и о широком размахе их коммерческих интересов. Накопленныев руках какого-либо способного вождя богатства увеличивали его популярность средисоседних кланов, а его участие в международной торговле прибавляло ему как дополнительноебогатство, так и информацию относительно политической ситуации за пределами егособственного улуса. Он вступал затем на стезю военных действий, и если его первыешаги были удачными, шел дальше. Таким был тип степного империализма от ранних сарматскихвождей до Аттилы и Чингиз-хана.
Обращаясь к более детализированной истории миграции кочевниковв Центральной Евразии во втором веке до н.э. и далее, начнем с так называемых кочевниковхьюнг-ну и их атаки на Китай. Кажется вероятным, что главная орда хьюнг-ну былатюркской, что означает, что хьюнг-ну китайских хроник были в основном того же происхождения,что и гунны, вторгшиеся в Европу в конце четвертого века н.э.; поэтому для удобстваих называют хьюнг-ну «гуннами» сарматского века[34].
Используя несчастья Китая в конце третьего века до н.э., гунныинтенсифицировали свои вторжения в Китай и на прилегающие территории. Они сталиособенно опасными, когда малые орды объединились под сильным руководством Модуна.В 177 г. они встретили сильное сопротивление в Китае. С 202 г. до н.э. новая династия Хань контролировала территорию, и вскоре авторитет имперской власти значительноукрепился.
В то время как в связи с этим обстоятельством гунны были вытесненыиз Китая, они нанесли серьезный удар йю-ки. Вторая кампания против йю-ки (около 165 г. до н.э.) была еще более удачной. В результате этой перемены государствойю-ки было сломлено, и они раскололись на две группы. Меньшая из двух, известнаякак малые йю-ки, двинулась на юг к Хотану. Большая группа, известная как великиейю-ки, пошла на запад. Достигнув Джунгарии, они разбили осунов и затем вытеснилисаков на юг из Семиречья.
Тем временем йю-ки завоевали провинцию Согдиана. Сопротивлениегреко-бактрийских войск оказалось тщетным, и греко-бактрийское царство пришло ксвоему концу. Из Бактрии йю-ки вторглись в Иран, где они столкнулись с парфянами.В то время как последние сохранили контроль над западной частью Ирана, захватчикизавоевали восточные провинции. Последовательно идя по следам саков, они прониклив Пенджаб. Царство йю-ки теперь включало Бактрию, восточный Иран и Пенджаб. Оностало известным как Индо-Скифское царство.
«Индо-Скифская» цивилизация находилась под сильнымэллинистическим влиянием. Что касается религии, то индо-скифские цари приняли буддизм,который тогда еще преобладал в северо-западной Индии. Так был создан новый стильв религиозном искусстве, известный как греко-буддийский. Некоторые исследователипредполагают, что йю-ки смешались с иранцами во время их появления в восточном Туркестанеи были известны как арси/>. Это племя сравнивают с аорсы- одним из основных сарматских племен. [35]Возможно, что в то время как в результате различных миграций второго и первого столетийдо н.э. основная часть аорсов сместилась на запад в регионы Волги и Дона, частьплемени осталась в Туркестане.
Привлекает внимание в той же связи народ осун (Ву-сун) в Джунгарии,который был завоеван йю-ки около 160 г. до н.э. По китайским хроникам, осун имелголубые глаза и светлые волосы/>. Эти черты возможно указываютна их арийское происхождение; вероятно, они были одним из сарматских племен, можетбыть, другой ветвью аланов[36].
 3.1 Сарматы в Южной Руси/>
Миграция сарматов в Южную Русь не была событием такой катаклизматическойсилы, какими впоследствии оказались вторжения гуннов, аваров и монголов. Давлениесарматов было постепенным и также постепенно скифы сдавали территорию пришельцам.Уже в третьем веке до н.э. центр Скифской империи сместился из региона Азовскогоморя к Днепру. Около 179 г. до н.э. сарматы, как повествовал Полибий, начали своинабеги на скифские владения в Северной Таврии[37].Около середины второго века до н.э. произошел надлом Скифской империи. Часть скифовприсоединилась к пришельцам и признала их власть. Другая двинулась на запад, пересекланижний Дунай и оккупировала Добруджу, где продержалась относительно длительный период.Эта территория стала известна как «Малая Скифия» среди греческих и римскихавторов.
Вытеснение скифов сарматами сначала болезненно затронуло жизньлюдей и экономические отношения в черноморском регионе. Однако когда период борьбызакончился, сарматам удалось обеспечить мир и стабильность, восстановить торговыеконтакты между степными народами и греческими городами побережья. Будучи кочевымнародом, подобным скифам, сарматы экономически зависели от соседних народов в поставкахсельскохозяйственных продуктов и ремесленных изделий. Поэтому, подобно скифам, ониособенно старались поддержать коммерческий обмен со своими соседями и защитить торговыепути. Среди сельскохозяйственных народов, контролируемых сарматами, не следует упускатьиз виду славянские племена в регионе Украины. В плане развития ремесла и индустрии,кроме греческих городов черноморского побережья, следует упомянуть подъем городскихпоселений в районе Северного Кавказа. Межконтинентальный коммерческий путь из Китаяв Туркестан был становым хребтом коммерческого империализма степных предводителей.Двигаясь к черноморским степям, сарматские вожди были теперь в состоянии связатьтрансконтинентальный коммерческий путь с морской торговлей региона Черного моря[38].
Беря начало на востоке, остатки сарматской культуры были обнаруженыв Хорезме[39].До этого значительное количество важных сарматских захоронений были раскопаны врегионе Оренбурга, среди которых здесь следует упомянуть Прохоровку. Другая группасарматских захоронений была обнаружена в районе поволжских немцев, к востоку отсредней Волги. Не менее важны сарматские захоронения в районе Северного Кавказав бассейне Кубани. Так называемая Буерова могила на Таманском полуострове можетбыть отнесена к третьему веку до н.э.; находки в Сиверской, к юго-западу от Краснодара,- ко второму веку до н.э.; Зубовский могильник — к северо-западу от Армавира, одиниз армавирских курганов, — к первому веку либо до н.э., либо н.э.; некоторые другиемогильники на берегах реки Кубань, подобные находящимся близ Тифлисской и Усть-Лабинской,- ко второму веку н.э. Курганы и могильные площадки сарматского периода были такжеобнаружены на Украине, как к востоку, так и к западу от Днепра. Утварь некоторыхиз них стилистически очень близка кубанской группе. Так обстоит дело с находкойв Селимовке в районе г. Изюм Харьковской губернии и находкой Цветна в Чигиринскомрайоне Киевской губернии. Аналогичным образом, к сарматскому периоду принадлежатзнаменитые новочеркасские сокровища с их золотой диадемой и другими ценными ювелирнымиизделиями. Их можно предварительно датировать первым веком н.э.
За исключением новочеркасского клада, сарматские могилы менеебогаты золотыми ювелирными изделиями, нежели скифские. Другое различие между двумяпериодами состоит в том, что жертвоприношение коней перестало быть популярным, посколькуни одного полного конского скелета не было обнаружено в какой-либо из типичных сарматскихмогил Южной Руси. Мужские захоронения обычно отмечены присутствием в изобилии доспехови оружия. Железные шлемы, латы, мечи, пики и железные и бронзовые наконечники стрелмногочисленны, равно как и конская сбруя, включая декорированные серебряными и золотымипластинами фалеры. Украшения, подобные ожерельям, браслетам, пластинкам и пряжкам,сделанным из серебра, а иногда из золота, также многочисленны. Большее разнообразиеукрашений, разумеется, встречается в женских захоронениях, включая ожерелья, браслеты,ушные кольца, нити жемчуга и застежки; характерны и золотые и серебряные флаконыдля духов.
Стенные росписи в некоторых из могил, раскопанных близ Керчи,относящиеся к первому веку до н.э. и первым двум векам нашей эры, очень могут помочьв изучении сарматской культуры. По этим росписям и содержимому могил, равно каки по литературным источникам, можно получить хорошее представление о сарматскомобразе жизни и армии. Тяжелая кавалерия составляла основное звено сарматской военноймощи. Она рекрутировалась из цвета знати. Сарматский всадник носил шлем и либо кольчугу,либо кожаные доспехи. Его основным оружием была длинная пика и длинный железныймеч. В дождливый день или на болотистой почве сарматские кони могли поскользнутьсяи упасть под тяжестью тяжело экипированных всадников. В битве основная масса тяжелойкавалерии обычно ставилась в центре строя, в то время как два фланга доверялисьлегкой кавалерии. Боец такого флангового эскадрона не имел тяжелых доспехов; онвладел луком и стрелами вместо пики и меча. Всадники легкой кавалерии рекрутировалисьиз того слоя, который мы можем назвать мелкой знатью или нижним слоем среднего классасарматского общества.
В сарматской политической организации было даже меньше единства,чем в скифской. Миграция осуществлялась индивидуальными племенами. Первыми в черноморскихстепях появились язиги. За ними последовали роксоланы; затем сираки и аорсы. Аланыбыли последними из пришельцев. Язиги были не сарматами, а меотийским племенем, котороебыло вытеснено из региона Дона на запад в результате движения сарматов.
Заключение
Рассмотрев таким образом несколько ранних этапов этнической историиРоссии можно сказать, что остался еще непочатый край для работы исследователей археологов,историков и лингвистов в этой области. Многие памятники таят в себе массу историческихзагадок и тайн.
Совершенно бесследно пройти эти этапы не могли, они оставилипосле себя следы в быту, культуре, искусстве, религии и языке. Множество топонимовсохраняется с тех давних времен по сей день. Мы пользуемся именами и прозвищами,которыми пользовались наши далекие предки, а их суеверия частично дожили и до нашихдней.
Хотя уже давно нет этих древних поселений, нет древних страни городов, и нельзя с точностью указать границы, историческое значение их не уменьшилось.Немыми свидетелями этих важных эпох является огромное количество памятников архитектуры,искусства, исторические и литературные произведения, которые не утратили своей ценностинесмотря на возраст.
Знания и опыт приобретенные и затем переданные последующим поколениям,пусть даже другим народам, пришедшим на смену предыдущим, помогли дальнейшей эволюцииэтноса, пришедшему в конце концов к тому виду, который существует сейчас.
Хочется закончить работу словами историка Федорова В. А.:«Народы и государства существуют в историческом времени и в географическойлокализации, они формируются на определенной территории в тот либо иной хронологическийпериод, меняются ареалы распространения народов и границы государств. Как этносы,так и государства не вечны: они создаются и погибают, эволюционируют и преобразуютсяв новые социальные общности. Становление народов и формирование государств имеютпод собой экономическую базу, тесно связанную со средой обитания людей и определяющуюобраз жизни, что в свою очередь влияет на культурно-бытовые особенности этносов»[40].
Список использованной литературы
1. Артамонов М.И. Киммерийцы и скифы. Ленинград: Издательство Ленинградскогоуниверситета, 1974, 156 с.
2. Анфимов Н.В. Земледелие у метео-сарматских племен Прикубанья // Материалыи исследования по археологии СССР, № 23, 1951, с.144
3. Всемирная история в 10 томах, гл. ред. Жуков Е.М., том 1 под ред. ФранцеваЮ.П., Дьяконова И.М., Ильина Г.Ф., Киселева С.В., Струве В.В. Москва: Государственноеиздательство политической литературы АН СССР, 1955, 748 с.
4. Дацюк Б.Д. Первобытное общество на территории нашей страны. Москва: МГУ,1954.307с.
5. ДюличевВ.П. Рассказы по истории Крыма. Симферополь, «Бизнес-Информ»,1996, 288с.
6. Ефименко П.П. Первобытное общество. Очерки из истории палеолитического времени.Ленинград, 1938.756с.
7. История России. Учебное пособие для вузов под ред. Федорова В.А., Москва,2002
8. Итина М.И. Степные племена Среднеазиатского междуречья во второй половинеII — начале I тысячелетиядо н.э. // Советская этнография, 1962, № 3, с.109-112
9. Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Под ред.Горского А.Д. вып 1. «Древнейшие народы и государства на территории СССР»,Москва: «Высшая школа», 1985, 303 с.
10. Шульц П.Н. Скифское изваяние, найденное у городища «Чайка» // Античнаяистории и культура Средиземноморья и Причерноморья. Сборник статей к столетию содня рождения академика С.А. Жебелева 1867-1967, редколлегия: Гайдукевич В.Ф. и др.,«Наука», Ленинградское отделение, 1968, 351 с.
11. Щербаков Н.А. и Щербакова В.С. «Скифы» из прошлаго России // Культурно-бытовыеочерки по мировой истории под ред. Сидорова А.А. и Никольского В.К. № 2-3, книгоиздательство«Практические знания», Москва, 1918, 133 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Русская образованность в X-XVII веках Первые попытки создания в Московской Руси систематических школ
Реферат Methodology
Реферат 1984 Essay Research Paper JeanMarie LauriaProfessor RednourWestern
Реферат Учёт заработной платы на предприятии 6
Реферат C алаватовна отечественный мюзикл и рок-опера в контексте жанровых взаимодействий в музыке второй половины ХХ − начала ХХI века
Реферат The Seminoles Essay Research Paper The Seminole
Реферат Анж Жак Габриель
Реферат Государственный контроль за монополией
Реферат Передумови утворення української народності. Середнє подніпровя - територіальне ядро. Виникнення назви "Україна" та її поширення
Реферат Система пенсионного обеспечения в Российской Федерации
Реферат Контроль как функция менеджмента. Понятие, виды, формы
Реферат Средства массовой информации США
Реферат Бизнес-план как основа маркетингового исследования рынка
Реферат Microsoft Exel
Реферат Fbi Essay Research Paper FBI Agent By