Реферат по предмету "Таможенная система"


Всемирная таможенная организация: структура, содержание деятельности, основные цели и задачи

/>НОУМОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Представительство в г. Ижевске
Специальность «Таможенное дело»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
На тему:
«Всемирная таможенная организация (ВТО): Структура,содержание деятельности (ВТО). Основные цели и задачи»
Студенткагр.№2
ФараховаОльга Петровна
2009г.

/>СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ        
1.1История создания Совета таможенного сотрудничества и Всемирной таможеннойорганизации
1.2Функции Всемирной таможенной организации
1.3Структура Всемирной таможенной организации
ГЛАВА2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1Международные конвенции по таможенным вопросам
2.2Рамочные стандарты безопасности как залог упрощения мировой торговли вдеятельности всемирной таможенной организации
ГЛАВА3. ВЛИЯНИЕ ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГОЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ТАМОЖЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
3.1Всемирная таможенная организация в условиях мирового финансового кризиса
3.2Совершенствование таможенного законодательства и таможенных технологий    
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Эволюциямировой экономической системы, беспрецедентный рост объема международнойторговли, развитие техники потребовали от таможенных органов введения новых системуправления таможенным делом, разработки новой стратегии в области модернизации используемыхтрадиционных процедур. Поэтому при разработке международных договоров и конвенцийтребуется уделять первоочередное внимание таким аспектам, как влияние особенностейситуации, в которой происходит их создание и использование,содержанию информационной базы, необходимой для этих целей, и ее адекватность существующемуположению, характер системы коммуникаций между национальными и международными таможеннымиорганами.
Вэтой связи актуальным становится международно-правовой анализ деятельности Всемирной таможенной организации.
ВсемирнаяТаможенная Организация (ВТO), установленный в 1952 как Таможенный Совет Сотрудничества(CТC), является независимым межправительственным органом, миссия которого состоитв том, чтобы увеличить эффективность и эффективность Таможенных управлений. Сегодня,ВТO представляет 174 Таможенных управления через земной шар, которые все вместеобрабатывают приблизительно 98 % мировой торговли. Как глобальный центр Таможеннойэкспертизы, ВТO — единственная международная организация с компетентностью в Таможенныхделах и может справедливо назвать себя голосом международного Таможенного сообщества.
РуководствоВТO – Совет – полагается на компетентность и навыки Секретариата и диапазон техническихи совещательных комитетов, чтобы достигнуть его миссии. Секретариат, включая болеечем 100 международных чиновников, технических экспертов и штат поддержки некоторыхнациональностей. Как форум для диалога и обмена событиями между национальными Таможеннымиделегатами, ВТO предлагает его участникам диапазон Соглашений и других международныхинструментов, таких как техническая помощь и учебные услуги, оказанных или непосредственноСекретариатом, или с его участием.
Секретариаттакже активно поддерживает своих Участников в их попытках модернизировать и построитьспособность в пределах их национальных Таможенных управлений.
Помиможизненной роли, играемой ВТO в стимулировании роста законной международной торговли,ее усилия сражаться с мошенническими действиями также признаны интернационально.Подход товарищества, защищенный ВТO, является одним из ключей к наведению мостовмежду Таможенными управлениями и их партнерами.
Продвигаяпоявление честной, прозрачной и предсказуемой Таможенной окружающей среды, ВТO непосредственноспособствует экономическому и социальному благосостоянию его участникам.
Наконец,в международном общественном мнении, характеризованном неустойчивостью и вездесущейугрозой террористической деятельности, миссия ВТO увеличить защиту общества и национальнойтерритории, и обеспечить и облегчить международную торговлю, берет свое полное значение.
Цельработы – на основе анализа работы Всемирной таможенной организации сформулироватьпредложения по улучшению, упрощению и унификации таможенной деятельности в России.
Длядостижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть историю развития всемирной таможенной организации;
— изучить основные направления деятельности и структуру всемирной таможенной организации;
— оценить влияние всемирной таможенной организации на совершенствование таможенногозаконодательства и таможенных технологий.
Объектработы — система взаимодействия России и ВТО.
Предметисследования – вопросы деятельности Всемирной таможенной организации.
Теоретико-методологическуюбазу исследования составили четыре группы источников. К первой отнесены авторскиеиздания по исследуемой проблематике. Ко второй отнесены учебная литература (учебникии учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству).К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.И к четвертой отнесены специализированные веб-сайты организаций.
Эмпирическуюбазу составил практическая информация касательно деятельности Всемирной таможеннойорганизации, основные направления ее работы.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ1.1 История создания Совета таможенного сотрудничестваи Всемирной таможенной организации
ИсторияВсемирной таможенной организации начинается с 1947 года, когда 13 европейских правительств,представленные в Комитете Европейского Экономического Сотрудничества, договорилисьо создании Группы изучения. Данная группа рассматривала возможность создания одногоили более межъевропейских таможенных объединений, основанных на принципах Генеральногосоглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).
В1948 году Группа изучения основала два комитета — Экономический комитет и Таможенныйкомитет. Экономический комитет являлся предшественником Организации экономическогосотрудничества и развития (ОЕСД), а Таможенный комитет преобразовался в Совет таможенногосотрудничества.
4ноября 1952 года Конвенция, формально создавшая Совет таможенного сотрудничества,вступила в силу. Регулирующим органом был признан Совет.
Межправительственнаяорганизация — Совет таможенного сотрудничества СТС — (Custom Cooperation Council)играет наиболее важную роль в работе по многостороннему регулированию таможенно-тарифнойпрактики и по существу является координационным и методическим центром в областитаможенного контроля.
СТСбыл учрежден в 1950 г. в качестве постоянно действующего самостоятельного международногооргана. Конвенция об учреждении СТС вступила в силу в конце 1952 г., а с 1953 г.СТС непосредственно осуществляет работу по гармонизации и унификации таможенныхсистем, улучшению техники таможенного дела и таможенного законодательства. В товремя в составе СТС насчитывалось 17 стран-членов. В 1961 г. их число возросло до29, в 1971 г. — до 66, в 1981 г. — до 93, в 1987 г. уже 103 страны участвовали вработе СТС (среди них — Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия). С октября1994 года — Всемирная таможенная организация (ВТО).
Основныевехи истории всемирной таможенной организации приведены в таблице 1.
Таблица1
Историческиевехи развития Всемирной таможенной организацииГод Событие 1947 Тринадцать Правительств, представленных в Комитете по европейскому Экономическому Сотрудничеству, создают Группу по изучению, чтобы исследовать возможность установления того или большего количества Таможенных объединений между различными европейскими странами, в соответствии с принципами ГАТТ. 1948 Группа по изучению решила установить два Комитета: Экономический Комитет, который позже развился в Организацию по Экономическому Сотрудничеству и Развитию (OECD), и Таможенный Комитет, который позже стал Таможенным Советом Сотрудничества (CТC). 4-ого ноября 1952 Соглашение, основывающее CТC, вступает в силу. Год Событие 25-ого сентября 1953 вступительная сессия Совета СТС был проведен в Брюсселе 26-ого января в присутствии представителей семнадцати европейских стран. Эта дата теперь празднуется ежегодно как Международный Таможенный День. 1974 Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Соглашение Киото) вступает в силу. 21-ого мая 1974 года 1980 Соглашение по взаимной административной помощи в предотвращении, репрессии и исследовании таможенных преступлений (Соглашение Найроби) вступает в силу. 1-ого января 1980 года 1988 Международная конвенция Всемирной таможенной организации по согласованной товарной системе описания и кодирования (Соглашение HS) вступает в силу. 1993 Совет Всемирной таможенной организации принимает Декларацию Аруши относительно таможенной целостности. 1994 Совет Всемирной таможенной организации берет официальное имя “Всемирная Таможенная Организация”, чтобы лучше отразить международную природу организации. 1999 Совет Всемирной таможенной организации принимает пересмотренную Международную конвенцию по Упрощению и Гармонизации Таможенных Процедур (Пересмотренное Соглашение Киото). Год Событие 2002 Всемирная таможенная организация празднует свою 50-ую годовщину и удостоена посещением ГМ Королем Бельгии Альбертом II, сопровождаемой уважаемым бельгийским заместителем премьер-министра и Министром финансов Дудир Рейндерс. в июле. 2003 Совет Всемирной таможенной организации принимает Соглашение по Взаимной Административной Помощи в Таможенных Делах (Иоганнесбургское Соглашение) 2005 Совет Всемирная таможенная организация принимает Структуру Стандартов, чтобы обеспечить и облегчить международную торговлю. 2006 Всемирная таможенная организация начинает Программу Колумбуса, направленную на укрепления потенциала и чтобы поддержать выполнение Стандартов Структуры, обеспечить и облегчить международную торговлю. 2007. Пересмотренное Соглашение Киото по Упрощению и Гармонизации Таможенных Процедур вступает в силу Согласованной Системы вступает в силу 1-ого января 2007 года
Основнымнаправлением деятельности ВТО является создание единой унифицированной номенклатурыдля классификации товаров в таможенных тарифах, которая позволяет не только сопоставлятьуровень таможенного обложения и размеры взаимных уступок, но также единообразнотолковать ограничения и льготы в отношении отдельных товаров, обращающихся в мировойторговле.
Стоитостановиться и взглянуть на достижения глобального таможенного сообщества за последниеполвека. Этот сжатый период в истории человечества стал свидетелем огромных философских,политических экономических, технологических, научных, медицинских и других изменений.После двух мировых войн человек изменил границы мира, стал свидетелем исчезновениявеликих держав, возникновения многосторонних межправительственных организаций, которыеспособствуют сотрудничеству между странами, ступил на Луну, продлил срок своей жизни,сделал массовым воздушный транспорт и контейнерные перевозки, надеялся, что глобализациясможет разрешить значительные проблемы человечества, стал свидетелем активизациимеждународного терроризма и вызванного им несчастья. Не так давно интернет и сотоваясвязь навсегда изменили наше общение.
Благодаряэтому, мировая торговля возросла до беспрецедентного уровня и дает нам возможностьулучшить всеобщее благосостояние. Глобализация, либерализация и увеличение объемовторговли, усложнение продукции, изменение торговых и транспортных режимов, развитиеэлектронной коммерции бросили вызов таможенным органам. Они сделали неприемлемымиметоды прошлого и создали объективные предпосылки для поиска новых решений, соответствующихтребованиям современности. И направлены на создание условий для одновременного выполнениязадач по сбору платежей в бюджет, поддержке внешней торговли, защите национальнойэкономики, торговых и социальных интересов.
Призарождении Совета Таможенного Сотрудничества (ныне известного как Всемирная ТаможеннаяОрганизация), 17 основавших его стран имели мудрость, и предвидение создания международнойорганизации, которая бы гармонизировала и упростила таможенные требования, чтобыони не становились обременительными для международной торговли. И надо отдать должноеэтим странам: Австрии, Бельгии, Дании, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Исландии,Италии, Люксембургу, Нидерландам, Норвегии, Португалии, Швеции, Швейцарии, Турциии Великобритании.
Пооценкам, в 161 организациях-участниках ВТО работают примерно 850 тысяч сотрудников,которые в общем счете ежегодно:
·                    ручаютсячто товары на сумму 6,5 триллионов американских долларов, участвующие в международнойторговле оформляются в соответствии с двух- и многосторонним торговым соглашениями национальным законодательством;
·                    оформляютболее 800 млн. воздушных пассажиров;
·                    выводятиз незаконного оборота примерно 1200 тонн наркотиков;
·                    ведутнаблюдение за 150 млн. груженными и 40 млн. порожними контейнерами;
·                    оформляютпримерно 12 млрд. единиц почты;
В настоящее времяВТО объединяет 161 государство. Россия, правопреемница СССР,является членом ВТО с 1992года. В июле 2000 года русскому языку был придан статус рабочего языка Всемирнойтаможенной организации (наряду с английским, французским и испанским) для использованияего в так называемой гармонизированной системе описания и кодирования товаров.
Главными задачамиорганизации с момента ее создания являются гармонизация и унификация таможенныхсистем, совершенствование таможенного законодательства, развитие международногосотрудничества.
ВТО поддерживаеттесные контакты с Интерполом, службой ООН по контролю над наркотиками,контртеррористическим комитетом Совбеза ООН.
Водном из документов ВТО говорится: «Всемирная таможенная организация является межправительственнойорганизацией, основная задача которой – повысить эффективность деятельности таможенныхслужб. Всемирная таможенная организация убеждена, что инвестиции в таможню – этоинвестиции в международную торговлю, и это значит, что таможня является частью решенияпроблемы, а не самой проблемой».
Всегов рамках ВТО действуют порядка 20 конвенций. 50 рекомендаций и более десятка международныхнорм по отдельным таможенным вопросам.
ДеятельностьСТС/ВТО протекает на международном, региональном и национальном уровнях. Все государства-членыделятся на региональные группы: 1) Америка и Карибский бассейн, 2) Европа, 3) СевернаяАфрика, Ближний и Средний Восток, 4) Западная и Центральная Африка, 5) Восточнаяи Южная Африка, 6) Дальний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия, Австралия и Океания.Советский Союз, вступивший в СТС в 1991 г., был отнесен к европейскому региону.Независимые государства – субъекты бывшего СССР, оформившие в тот период свое членствов СТС в порядке правопреемственности, автоматически были включены в регион «Европа».Поэтому при средней численности стран в регионах около 20 европейский регион оказалсясамым большим (40 государств).
Задачакаждой группы – проведение линии ВТО по гармонизации таможенных систем данного региона(продвижение актов ВТО, их разъяснение, привлечение новых членов). Региональныегруппы занимаются обучением работников таможенных служб, организуя различные курсыи семинары, созданием информационных центров по борьбе с таможенными правонарушениями,обменом делегациями между национальными таможенными службами и административнымиорганами ВТО. Новым направлением работы стало создание региональных информационныхцентров по борьбе с таможенными правонарушениями. В этих центрах осуществляетсясбор и обработка данных о контрабанде наркотических средств и психотропных веществ,оружия и культурных ценностей; об уклонении от уплаты таможенных пошлин и налогов;об иных таможенных правонарушениях.
Каждыйрегион возглавляет региональный представитель, избираемый на сессии по представлениюПолитической комиссии. Региональный представитель по должности входит в состав Политическойкомиссии ВТО и в этом качестве представляет в ней интересы таможенных служб государстврегиона, что позволяет странам, входящим в региональные группы, более эффективновлиять на политические решения Всемирной таможенной организации.
Региональныепредставители работают в тесном контакте с региональными организациями, заинтересованнымив развитии сотрудничества по таможенным вопросам. В целях координации сотрудничествапериодически организуются встречи руководителей таможенных служб региона и региональныеконференции по конкретным проблемам.
Виюне 2005года Советом ВТО были приняты Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли,цель которых — упростить таможенные процедуры, защитить каналы международной торговлиот их использования террористическими организациями и преступными синдикатами исделать торговые и таможенные механизмы прозрачными. Основными принципами системы,которая будет применяться таможенными службами в мире, являются переход к автоматическимтаможенным процедурам (когда таможня работает на основе данных, предоставляемыхкомпаниями, и осуществляет лишь выборочный контроль), предварительный обмен даннымиавтоматизированным способом, создание технологий контроля транспортных средств иконтейнеров, а также создание партнерских отношений с бизнесом.
Генеральный секретарьВТО Мишель Данэв январе 2006года принял участие в заседании Совета руководителей таможенных служб СНГ в Санкт-Петербурге,где представил стратегию внедрения Рамочных стандартов.
Россия являетсястраной-участником Всемирной таможенной организации и входит в состав стран Советатаможенного сотрудничества (СТС).
Развитие таможенного делав России, начиная с момента формирования рыночной экономики и либерализации ВЭД,осуществляется по пути стандартизации таможенных процедур в соответствии с положениямиконвенции. С развитием таможенных органов по таким параметрам как техническая оснащенность,кадровый потенциал и др. появляются возможности для принятия ряда стандартов.
Преобразованиев таможенном деле сопровождалось значительными изменениями основных задач и функцийтаможенных органов, которые, с одной стороны, были значительно расширены, с другой- подверглись перераспределению. Функции непосредственного руководства оперативнойдеятельностью на местах постепенно переходят к региональным таможенным управлениям.Часть функций в области научно — технической политики, капитального строительствапередается в подчиненные таможенному комитету организации.
Нахождениеоптимальных путей и методов интеграции российской экономики в мировое хозяйствоневозможно без овладения богатейшим инструментарием, имеющимся в арсенале многихзарубежных стран и международных организаций. Учитывая это, Россия в последние годыактивизировала работу по реформированию национального законодательства (в частности,в аспекте регулирования внешнеэкономических связей), приближая его к общепринятымв международной торговле правовым нормам.
Эффективныймеханизм регулирования внешнеэкономических связей России только формируется. Складываетсяи система таможенного регулирования этих связей. Во-первых, сформирована систематаможенных органов РФ во главе с Государственным таможенным комитетом РФ, являющимсяструктурным звеном в системе федеральных органов государственной власти РФ.
Целямитаможенной политики Российской Федерации, являются: участие в реализации торгово-политическихзадач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;содействие проведению структурной перестройки; обеспечение наиболее эффективногоиспользования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена натаможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политикинашего государства.
Предусмотренблок функций международного характера: участие в разработке и выполнении международныхдоговоров РФ, затрагивающих таможенное дело; сотрудничество с таможенными и другимикомпетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимисявопросами таможенного дела.
На современном этапе развитиятаможенного дела в России обнаружены проблемы в обеспечении соблюдения установленногопорядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, которыенаряду с такими факторами как применение информационных технологий, интеграция таможенныхслужб различных стран, глобализация международной торговли и т.д., задают определенныенаправления совершенствования таможенного контроля. Одним из таких направлений являетсястандартизация таможенных процедур на принципах их гармонизации и упрощения согласноположениям Киотской конвенции.
На сегодняшний день, имеются различияв стандартах конвенции и нормах таможенного законодательства России, которые необходимоустранить для подписания конвенции. Из совокупности не принятых стандартов сформированынаправления развития таможенных процедур:
–                  Перспективныетаможенные технологии;
–                  Специальныеупрощенные процедуры для отдельных лиц;
–                  Таможенныйпост-аудит;
–                  Минимизацияпредоставляемых документов и информации;
–                  Обеспечениевозможности декларирования товаров на границе.
По итогам обобщения практики совершенствованиятаможенных процедур на принципах их гармонизации и упрощения сделан вывод о том,что очередность и моменты внедрения стандартов конвенции не отвечают потребностями задачам таможенного дела в России, условиям осуществления и регулирования внешнеэкономическойдеятельности (ВЭД) в этих странах. В России первая электронная декларация, завереннаяэлектронной цифровой подписью была оформлена 25 ноября 2002 года. По данным Северо-западноготаможенного управления, доля товарных партий, оформленных по технологииэлектронного декларирования, в первом полугодии 2006 года составила 2.5 процента,а в 2007 году 1.8 процента от общего количества партий, оформленныхв регионе деятельности управления. При этом в таможнях ЕС и США в электронном видеоформляется 98-99 процентов грузов. Эти и другие данные говорят о невысоких показателяхприменения упрощенных процедур и перспективных технологий на протяжении длительногопериода. То есть, нововведения, осуществляемые в рамках развития таможенных процедурпо пути их гармонизации и упрощения, не всегда осуществляются в комплексе с созданиемусловий для их широкого и успешного применения. В результате этого, на протяжениинескольких лет, когда стандарты конвенции действуют в несвойственных им условиях,возникают неоправданные затраты на поддержку работоспособности новых технологий,а также возможность снижения эффективности таможенных процедур, отсутствие позитивныхизменений временных и стоимостных показателей осуществления таможенных процедур.
Международноезначение деятельности ВТО особо возросло в современных условиях, что во многом обусловленосдвигами в структуре международного товарооборота (появление в его номенклатурезначительного числа новых товаров); существенным расширением внутрифирменного обменатранснациональных корпораций и возросшей в связи с этим заинтересованностью в унификациитаможенного учета в разных странах; дальнейшим развитием экономических взаимосвязейв рамках региональных объединений и организаций. 1.2 Функции Всемирной таможенной организации
Внастоящее время в соответствии с положениями Конвенции по организации ВТО к функциямВТО относятся:
— изучение всех вопросов, связанных с сотрудничеством в таможенной области;
— изучение технических аспектов и экономических факторов, связанных с работой таможенныхорганов, для того чтобы предлагать членам ВТО практические средства достижения наибольшейгармонии и единообразия в таможенном деле;
— подготовка проекта конвенций и поправок к конвенциям, а также выработка рекомендацийпо их использованию правительствами заинтересованных стран;
— выработка рекомендаций для обеспечения единой интерпретации в применении положенийконвенций и обеспечение применения этих положений;
— выработка в должном объеме рекомендаций для урегулирования разногласий по вопросаминтерпретации применения положений конвенций;
— обеспечение распространения информации по вопросам таможенных правил и процедур;
— оказание по собственной инициативе или по обращениям правительств заинтересованныхстран консультационных услуг по таможенным вопросам в рамках основных положенийконвенций, выработка рекомендаций и оказание информационных услуг;
— сотрудничество с другими межправительственными организациями по различным вопросамв рамках своей компетенции.
Изнебольшого начинания ВТО превратился в динамичную организацию с мировым влиянием.С наступлением XXI века таможенные организации всего мира стремятся оказывать содействиемеждународной торговле путем облегчения законного перемещения товаров через границы.В то же самое время таможенным организациям приходится бороться со все более возрастающимчислом самых изощренных видов таможенных правонарушений.
Втаких условиях ВТО продолжает обеспечивать гармонизацию и стандартизацию процедуртаможенного оформления и использует для этого различные международные инструментывоздействия, такие как:
— поощрение широкого обмена информацией между таможенными организациями;
— обеспечение использования современных технологий таможенными организациями развитыхи развивающихся стран;
— расширение связей между таможенными организациями и торговым сообществом;
— удовлетворение запросов на оказание помощи в обучении таможенников;
— обеспечение специальной поддержки тем членам ВТО, которые движутся к рыночной экономике;
— организация форумов, на которых специалисты таможенного дела всех стран мира моглибы обмениваться опытом, учиться и помогать друг другу.
Внастоящее время Совет таможенного сотрудничества носит название Всемирной таможеннойорганизации (ВТО) — это межправительственная организация, в задачу которой входитобеспечение посредством сотрудничества между правительствами всех стран наивысшейгармонии и единого подхода к решению таможенных задач во всех странах мира во имяинтересов международной торговли.
Такимобразом, можно сделать вывод, что преобразование в таможенном деле сопровождалосьзначительными изменениями основных задач и функций таможенных органов, которые,с одной стороны, были значительно расширены, с другой — подверглись перераспределению.
Функциинепосредственного руководства оперативной деятельностью на местах постепенно переходятк региональным таможенным управлениям.
Частьфункций в области научно — технической политики, капитального строительства передаетсяв подчиненные таможенному комитету организации.
Нахождениеоптимальных путей и методов интеграции российской экономики в мировое хозяйствоневозможно без овладения богатейшим инструментарием, имеющимся в арсенале многихзарубежных стран и международных организаций.
Учитываяэто, Россия в последние годы активизировала работу по реформированию национальногозаконодательства (в частности, в аспекте регулирования внешнеэкономических связей),приближая его к общепринятым в международной торговле правовым нормам.
Эффективныймеханизм регулирования внешнеэкономических связей России только формируется. Складываетсяи система таможенного регулирования этих связей. Во-первых, сформирована систематаможенных органов РФ во главе с Государственным таможенным комитетом РФ, являющимсяструктурным звеном в системе федеральных органов государственной власти РФ. 1.3 Структура Всемирной таможенной организации
Советтаможенного сотрудничества собирается один раз в год, в июне, как правило, в Брюсселе,хотя некоторые встречи проводятся и в других странах мира. Делегатами ВТО являютсяпредставители стран-участниц, подписавших Конвенцию о создании ВТО, обычно на уровнеруководителей таможенных организаций.
Всоставе Совета работают Финансовый комитет и Политическая комиссия. Политическаякомиссия созывается для проведения консультаций по важным политическим вопросам.С 1986 года шесть членов Политической комиссии имеют задание представлять шестьрегионов, входящих в Совет:
— Северную Африку, Средний и Ближний Восток;
— Западную и Центральную Африку;
— Восточную и Южную Африку;
— Дальний Восток, Южную и Юго-Восточную Азию, Австралию и острова Тихого океана;
— Южную Америку, Северную Америку, Центральную Америку и Карибский бассейн;
— Европу.
-                   правоохранительныйкомитет;
-                   комитетпо Гармонизированной системе;
-                   постоянныйтехнический комитет;
-                   техническийкомитет по таможенной оценке.
Представителимногих международных промышленных организаций, а также некоторых стран, не являющихсячленами ВТО, участвуют в заседаниях Совета и его технических комитетов в качественаблюдателей.
Генеральныйсекретариат ВТО находится в Брюсселе. В его штате более 100 сотрудников. Сюда входятоколо 30 экспертов, отобранных из стран — участниц ВТО на срок работы от 5 до 10лет. Эти сотрудники могут использоваться для выполнения специальных поручений секретариата.
В настоящее время Генеральным секретаремВТО является Кунио Микуриа (Япония), который приступил к своим обязанностям с 2009года.
Официальнымиязыками Совета является английский и французский языки. Однако для работы техническогокомитета по таможенной оценке используется также и испанский язык, а рабочими языкамиадминистративного комитета по таможенной Конвенции о контейнерных перевозках являютсяанглийский, французский, русский и испанский.
Секретариатзанимается организацией технических встреч на протяжении всего года. Большая частьэтих встреч проходит в штаб-квартире ВТО. Однако курсы и специализированные семинарычасто проводятся в других странах.
 БюджетВТО составляет около 500 млн. бельгийских франков в год и формируется главным образомза счет ежегодных взносов членов ВТО. Размер взносов, принятый Советом, основанна системе, аналогичной системе, принятой ООН. Членские взносы стран — участницВТО следующие: Испания — 2%; Канада — 3%; Великобритания — 4%; Италия — 5%; Франция- 5%; Германия — 8%; Япония — 17%; США — 25%; другие члены ВТО, чьи взносы составляютдопустимый минимум в 0,2%, — 12%; другие члены — 19%.
Таким образом,можно сделать вывод, что в настоящее время ВТО объединяет 161 государство. Россия, правопреемница СССР,является членом ВТО с 1992года. В июле 2000 года русскому языку был придан статус рабочего языка Всемирнойтаможенной организации (наряду с английским, французским и испанским) для использованияего в так называемой гармонизированной системе описания и кодирования товаров.
ГЛАВА 2. Основные направлениядеятельности ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ2.1 Международные конвенции по таможенным вопросам
Сложностьи разнообразие процедур таможенного оформления и требования, предъявляемые при перемещениипассажиров и товаров через границы, могут быть источником основных затруднений.С самого начала своей работы ВТО последовательно выступал за обеспечение максимальнойгармонии и единого подхода к таможенной системе. Ответственность за выполнение этойработы несет постоянный технический комитет ВТО.
Завремя своего существования ВТО разработала и одобрила около 20 конвенций, которымируководствуются в своей деятельности таможенные службы практически всех государствмира.
Таможеннаяконвенция — двустороннее или многостороннее международное соглашение, регулирующеевопросы таможенного обложения, таможенные формальности во взаимной торговле стран-участниц.
Вцелом в задачу ВТО входит решение всех вопросов, связанных с таможенным сотрудничеством,в том числе:
— подготовка проекта конвенций;
 -выработка рекомендаций для обеспечения единой интерпретации и применения конвенций;
— выработка рекомендаций для примирения сторон при решении споров по вопросам примененияили интерпретации конвенций.
Переченьконвенций, разработанных ВТО ВТО:
-Конвенцияо создании Совета таможенного сотрудничества (СТС)
СТС- это основное звено международной системы сотрудничества государств по таможеннымвопросам. Совет изучает все аспекты, в том числе технические, таможенные и связанныес ними экономические факторы, готовит проекты конвенций, поправки к ним и рекомендации,обеспечивающие единообразие их трактовки и т.д.
Вступилав силу 04.11.52.
-Конвенцияоб определении стоимости товаров для таможенных целей
Известнапод названием «Брюссельская таможенная оценка товаров» или «Брюссельское определениетаможенной стоимости».
Однакобольшинство стран для оценки товаров использует не эту конвенцию, а Соглашение оприменении статьи VII ГАТТ, вступившей в силу 01.08.81.
Вступилав силу 28.07.53.
-Таможеннаяконвенция о карнетах ECS для промышленных образцов
В1976 г. СТС рекомендовал эту конвенцию странам-участницам, так как она дублировалатаможенную Конвенцию по АТА Garnet для временного ввоза товаров (Конвенция АТА),вступившую в силу 30 июля 1963 года.
Вступилав силу 03.10.57.
-Конвенцияо номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах и Протокол о поправкахк ней
Известнакак Конвенция о Брюссельской тарифной номенклатуре или как Конвенция о номенклатуреСовета таможенного сотрудничества (НСТС).
Всвязи с использованием Гармонизированной системы описания и кодирования товаровбольшинство стран выходит из этой конвенции.
Вступилав силу 11.09.59.
-Таможеннаяконвенция о временном ввозе упаковок
Конвенциюподписали основные европейские страны.
Вступилав силу 15.03.62.
-Таможеннаяконвенция о временном ввозе научного оборудования
Кней присоединились основные европейские страны.
Вступилав силу 15.03.62.
-Таможеннаяконвенция о временном ввозе профессионального оборудования
Конвенциявключает в себя три приложения: оборудование для печати или радио- и телетрансляции;кинематографическое оборудование; специальное оборудование.
Вступилав силу 01.07.62.
-Таможеннаяконвенция об упрощении ввоза товаров для показа или использования на выставках,ярмарках, встречах или других подобных мероприятиях.
Эторасширенная конвенция (она касается ввоза более крупных партий товаров) по сравнениюс Международной конвенцией о ввозе коммерческих образцов и рекламных материалов,принятой в Женеве ГАТТ.
Вступилав силу 13.07.62.
-Таможеннаяконвенция ATA Garnet для временного ввоза товаров (Конвенция ATA)
Конвенцияявляется главной в блоке конвенций о временном ввозе.
Вней содержатся такие важные факторы, как документационное оформление временноговвоза и порядок взыскания таможенных пошлин.
Вступилав силу 30.07.63.
-Таможеннаяконвенция о материально-техническом обеспечении моряков
Приложениек конвенции содержит список предметов культурно-бытового назначения, которым приусловии обратного вывоза предоставляется условное освобождение.
Вступилав силу 11.12.65.
-Таможеннаяконвенция о международном транзите товаров (Конвенция ITI)
Вступилав силу 07.06.71.
-Таможеннаяконвенция о временном ввозе учебных материалов
Вступилав силу 10.09.71.
-Международнаяконвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция/КонвенцияКиото)
Вступилав силу 25.09.74.
Конвенциясостоит из собственно конвенции, положения которой применяются без ограничения ковсем странам-участницам, и 31 приложения, каждое из которых посвящено специальнойтаможенной процедуре.
25июня 1999 г. руководители 114 таможенных организаций, присутствовавшие на 94-й сессииВТО, единогласно приняли Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенныхпроцедур. Принятие этого варианта конвенции, готовившегося четыре года, — своеобразноеподведение итогов Киотской конвенции 1974 г.
Ратифицировавпересмотренную Киотскую конвенцию, правительства смогут принимать современные прозрачныеи компьютеризированные процедуры таможенного оформления и внедрять на практике рекомендацииВТО и ее членов в тесном сотрудничестве с деловыми кругами и различными межправительственнымиорганизациями.
Новыеположения конвенции позволяют ускорить процедуру таможенного оформления путем применениясовременных информационных технологий оформления и контроля, а также внедрения впрактику технологии анализа рисков. Это позволит значительно облегчить проведениетаможенного контроля.
Чтокасается содержания пересмотренной Киотской конвенции, то Генеральный секретарьВТО М. Данэ отметил определенные сдвиги за прошедшие четыре года, которые положительноповлияли на работу всех руководителей экономического сектора, транснациональныхкомпаний, малого и среднего бизнеса, импортеров, экспортеров, брокеров, а такжеперевозчиков, занятых в международной торговле товарами.
Такимобразом, ВТО дает правительствам и участникам внешнеэкономической деятельности новыйдейственный инструмент, отвечающий задачам нового тысячелетия, и позволяет устранитьеще существующие барьеры в виде процедур таможенного оформления.
-Таможеннаяконвенция о контейнерах
Введениеконвенции осуществляется совместно с ООН.
Вступилав силу 06.12.75.
-Международнаяконвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследованиии пресечении таможенных правонарушений (Конвенция Найроби)
Вступилав силу 21.05.80.
-Конвенцияо Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС)
Призваназаменить Конвенцию о номенклатуре СТС (НСТС). Гармонизированная система являетсямногоцелевой товарной номенклатурой, в которую входят описание, необходимое длятаможенных тарифов и статистической номенклатуры, и транспортные классификации.Около 80% стоимостного объема международной торговли осуществляется с использованиемГС.
Заключена14 июня 1983 г. в Брюсселе и вступила в силу 01.01.88.
-Конвенцияо временном ввозе (Стамбульская конвенция)
Онадолжна регулировать весь комплекс временного ввоза и заменить принятые ранее разрозненныеконвенции по временному ввозу имущества, товаров и транспортных средств. Принятав Стамбуле в июне 1990 года. Вступила в силу 27.11.93.
-Соглашениео применении статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ)
Более70% стоимостного объема международной торговли осуществляется с применением этогосоглашения. Принцип таможенной оценки, являющийся основой этого соглашения, предусматриваетоценку товаров при взимании таможенных платежей на основе так называемой сделки,т.е. суммы, реально уплаченной за импортируемый товар.
Вступилов силу 01.01.81.
Однимиз самых важных достижений работы постоянного технического комитета стало заключениеМеждународной конвенции по упрощению и гармонизации процедур таможенного оформления.Эта Конвенция больше известна как Киотская конвенция. В нее включены 31 приложение,каждое из которых относится к той или иной специфической сфере таможенной деятельности,например таможенной очистке товаров для выпуска на внутренний рынок страны, таможеннымвопросам, связанным с транзитом, с содействием в таможенном оформлении пассажиров.Эти приложения содержат основные принципы, применение которых приведет к желательномуупрощению и гармонизации процедур таможенного оформления в странах — участницахВТО. Существуют планы сделать Киотскую конвенцию еще более полезной как для таможеннойорганизации, так и для коммерческих структур.
В1990 г. постоянный технический комитет разработал новую конвенцию по вопросу временноговвоза товаров (Стамбульскую конвенцию). Эта Конвенция объединяет в единое целоевсе существующие положения по временному ввозу товаров и тем самым создает заделна будущее. Стамбульская конвенция также продлевает сроки действия карнета АТА всвязи с временным ввозом товаров.
Дляоказания помощи членам ВТО в их стремлении усовершенствовать процедуры таможенногооформления и таможенного контроля ВТО активно занимается разработкой современныхтехнологий автоматизированной обработки данных в таможенных органах. В 1974 годубыл организован подкомитет по автоматизированной обработке данных. В его задачувходит организация форума по информационному обмену для тех таможенных организаций,которые намеревались внедрить у себя системы автоматизированной обработки данных.В результате была создана специальная консультационная группа для изучения возможностиприменения в таможенных организациях системы электронного обмена данными в международнойторговле.
Защитаобщества — основная задача таможенной организации. Целью ВТО в этой области являетсяобеспечение международного сотрудничества таможенных органов для оказания помощиее членам в борьбе со всеми видами таможенных правонарушений.
Дляэтого Совет уже в течение нескольких лет применяет стратегию, состоящую из трехнаправлений:
— сотрудничество и оказание взаимопомощи таможенным организациям всех стран;
— обмен информацией и координация деятельности таможенных органов;
— сотрудничество с другими международными организациями в правоохранительной сфере.
Самымважным инструментом ВТО в сфере правовой деятельности является Международная конвенцияпо административной взаимопомощи в профилактике, расследовании и пресечении таможенныхправонарушений (Найробийская конвенция 1977 года).
Вэти нарушения входят все виды коммерческих правонарушений, включая нарушения правинтеллектуальной собственности, незаконное перемещение материалов, подлежащих строгомуконтролю при перемещении, таких как наркотические лекарственные препараты, психотропныевещества и прекурсоры, оружие, ядерные материалы, токсичные отходы, культурные ценности.Сюда же относятся нарушения, связанные с охраной растительного и животного мира.
Советрасполагает централизованной информационной системой, состоящей из компьютернойбазы данных по таможенным правонарушениям.
Данные,передаваемые членами ВТО в центральную информационную систему, классифицируются,анализируются и распространяются по всем таможенным службам.
Длятого чтобы повысить эффективность работы в этой сфере, ВТО заключает соглашенияс международными коммерческими организациями-перевозчиками, а также учреждает рядрегиональных разведывательных агентств. ВТО поддерживает связи с другими международнымиорганизациями, занимающимися правоохранительной деятельностью в таких областях,как «отмывание денег», незаконные вклады, переработка прекурсоров и базовых химикатовдля производства наркотиков.
Основнымтребованием осуществления международной торговли является принятая международнымсообществом система классификации товаров. Одним из важнейших достижений ВТО сталаразработка Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (или ГС). Этасистема была введена с 1 января 1988 года и состоит из 5000 наименований товаров,снабженных 6-значным кодом, а также необходимыми пояснениями и правилами пользования.
Новаясистема сразу же стала популярной. За четыре года Гармонизированная система былапринята в более чем 100 странах, на которые приходится 90% всего мирового торговогооборота. Таким образом, ГС стала основным инструментом в международной торговле.
Онаиспользуется не только как основа таможенного тарифа, но и как основа для сбораи публикации статистики международной торговли, также применяется и при определениистраны происхождения товаров, в международных торговых переговорах и т.д. ГС сталапоистине одним из наиболее фундаментальных законов международной торговли.
Длятого чтобы облегчить использование ГС, был подготовлен ряд публикаций, а именноПояснения и Сборник классификационных решений, принятых Комитетом по ГС. Кроме того,к Гармонизированной системе разрабатывается электронная база данных ГС, в которуювойдет перечень тысячи товаров, находящихся в международном торговом обороте с соответствующими6-значными кодами ГС.
Базаданных ГС, хотя и не является юридическим инструментом, однако предназначена дляоказания пользователям услуг по классификации товаров, уменьшая, таким образом,время на таможенную очистку товаров и определение их таможенной стоимости, что обеспечиваетправильное взимание таможенных пошлин, сводит к минимуму разногласия между таможеннымиорганами и коммерческими структурами, способствует развитию электронного обменаданными и в целом способствует облегчению международной торговли.
Предпринимаютсяи другие меры по содействию широкому и более унифицированному применению ГС. Например,оказывается техническая помощь развивающимся странам, для того чтобы они могли организовыватьили усовершенствовать в своих странах таможенные лаборатории, которые стали необходимымидля правильной классификации многих товаров в ГС. Во многих странах мира проводятсярегиональные и национальные семинары для обсуждения вопросов, связанных с ГС.
Таможеннаяоценка товаров является основным фактором современной системы таможенных тарифов.Она важна для определения таможенных пошлин как с целью их сбора в доход государства,так и для защиты внутреннего рынка. По своей значимости таможенная оценка стоитв одном ряду с такими аспектами международной торговой деятельности, как статистикамеждународной торговли, квоты и лицензирование, налоги и другие элементы, применяемыепри импорте товаров, а также при использовании систем преференций.
Видеальном варианте импортируемые товары посредством универсального применения системытаможенной оценки должны одинаково оформляться во всех таможенных организациях мира.Именно по этой причине представители ряда стран собрались 30 октября 1947 года вЖеневе, чтобы подписать Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). В статьеVII ГАТТ рассматриваются вопросы оценки товаров для таможенных целей и предусматриваетсяоснова для развития двух систем международной таможенной оценки товаров.
Конвенцияпо таможенной оценке товаров, называемая Брюссельским определением таможенной стоимости,вступила в силу с 28 июля 1953 года. Поскольку эта конвенция не получила всеобщегопризнания, ее заменило Соглашение о применении статьи VII ГАТТ, известное как Кодекспо таможенной оценке ГАТТ. Оно было разработано как один из кодексов, вытекающихиз результатов Токийского раунда многосторонних торговых переговоров, проведенныхв 1979 году под эгидой ГАТТ. Соглашение ГАТТ вступило в силу 1 января 1981 года.На страны, применяющие Соглашение, приходится 70% мирового торгового оборота.
НаГАТТ возложена ответственность за применение положений Советом. ВТО обеспечиваетединый подход к интерпретации Соглашения и применению его положений на техническомуровне.
МеждуВТО и ГАТТ существуют тесные рабочие отношения. Представители этих организаций имеютстатус постоянных наблюдателей в каждой из организаций.
Значительнымдостижением ВТО в области таможенной оценки явилась подготовка Краткого руководства,в котором приводятся несколько методик для оказания помощи Договаривающимся Сторонамв вопросах интерпретации Кодекса по таможенной оценке ГАТТ, а также издание Указателяправил проведения таможенной оценки, справочника по контролю за проведением таможеннойоценки, анализу таможенных правонарушений (совместно с правоохранительным комитетом).
Однойиз важнейших функций ВТО является оказание помощи его членам в вопросах обучениятаможенников в целях повышения их квалификации. В состав секретариата Совета кромеэкспертов по различным техническим вопросам входит и небольшая группа специалистовпо вопросам обучения. Опираясь на своих специалистов и пополняя ограниченные средства,выделенные на эти цели добровольными вкладами своих членов и международных организаций,ВТО проводит разнообразные виды обучения и мероприятия по вопросам техническогосотрудничества, включая:
— подготовку образовательных модулей по разнообразным аспектам таможенной деятельностидля использования их преподавателями таможенного дела;
— организацию инструктивных технических курсов для будущих преподавателей стран-участницВТО;
— проведение курсов и семинаров по главным конвенциям Совета и другим мероприятиям;
— организацию ознакомительных программ, в которых участники имеют возможность ознакомитьсяс работой ВТО и получить знания в различных областях таможенной деятельности;
— проведение обсуждения учебных методологий и выявление новых учебных потребностейв различных регионах мира с использованием консультативно-учебной группы, состоящейиз специалистов стран-участниц. 2.2 Рамочные стандарты безопасности как залог упрощения мировойторговли в деятельности всемирной таможенной организации
Всфере администрирования международной торговли значительную роль отведена таможнеи выполняемым ею функциям относятся взимание пошлин и налогов, сборов и подготовкастатистических данных о внешней торговле. Проведение работы направленной на повышениеуровня законопослушности участников экономической деятельности и обеспечение безопасностицепи поставки товаров и упрощение торговли. Защита общества и окружающей среды икультурного наследия. В связи с тем, что международная торговля развивается в неотъемлемойсвязи с мировой экономикой и устаревшие и неэффективные таможенные процедуры являютсяничем иным как досадным барьером, стоящим на пути данного развития.
Какследует из вышесказанного, гармонизация и модернизация таможенных процедур остаютсядвумя ключевыми факторами, оказывающими непосредственное влияние на процесс упрощениямеждународной торговли. Это отражено в Пересмотренной Киотской Конвенции разделУпрощение и гармонизация таможенных процедур. Таможенные службы должны продолжатьосуществлять эффективный контроль в целях пресечения международной преступностии терроризма, размах которых значительно увеличился в последнее время и приобрелновые формы вследствие возможностей, появившихся в результате технического прогресса.ВТО является единственной межправительственной организацией, изучающей таможеннуюпроблематику и способствующей укреплению экономического и социального благополучиякаждой страны-члена посредством внедрения четких прозрачных и предсказуемых принциповтаможенного администрирования. Подобный подход позволяет в значительной степениупростить формальности для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности,одновременно с этим обеспечив выполнение комплекса мер, направленных на борьбу сразличными видами коммерческого мошенничества.
Рамочныестандарты безопасности и облегчения мировой торговли знаменуют собой принципиальноновый подход к методам работы в сфере таможенного администрирования, позволяющиймировому таможенному сообществу принять вызов 21-го века. Применение данного инструментабудет в значительной степени способствовать решению задачи упрощения международнойторговли и увеличения уровня ее безопасности. Рамочные стандарты были разработаныв результате тесного взаимодействия между странами-членами ВТО с представителямидругих международных организаций и мировых деловых кругов. Внедрение Рамочных стандартовположительно скажется на темпах социального и экономического развития государствапозволит эффективно противостоять международному терроризму, обеспечить необходимыйуровень собираемости таможенных платежей и станет залогом упрощения международнойторговли в глобальных масштабах. Рамочные стандарты ВТО состоят из четырех основныхэлементов (рис.2).
Во-первых,они предусматривают гармонизацию требований в отношении предварительного электронногоуведомления о грузе при входящих исходящих и транзитных отправках. Во-вторых всестраны, присоединяющиеся к Рамочным стандартам берут на себя обязательство последовательноподходить к вопросам управления рисками с целью решения вопросов безопасности. Втретьих, рамочные стандарты требуют, чтобы по обоснованному запросу принимающейстраны, обоснованному на сопоставимой методике отслеживания рисков.
/>
Рис.2. Рамочные стандарты безопасности
Таможеннаяадминистрация направляющей страны производила досмотр контейнеров и грузов повышенногориска при экспорте, желательно с использованием неинтрузивной аппаратуры обнаружентакой как крупноформатные рентгенаппараты и детекторы радиации. В четвертых, Рамочныхстандартах определяются льготы, которые таможенные службы будут предоставлять компаниям,соблюдающим минимальные стандарты безопасности товаропроводящей цепи и использующимэффективные методы работы. Именно этот принцип должен вызвать живой интерес у представителеймалого и среднего бизнеса.
Рамочныестандарты безопасности, включающие в себе четыре основных элемента, обозначенныхвыше, которые в свою очередь основываются на двух столпах: системе соглашений междутаможенными администрациями и партнерских отношениях между таможенными службамии предпринимательским сообществом. Данная стратегия двух опор имеет множество преимуществ.Эти опоры, предполагают наличие набора стандартов, компонованных таким образом,чтобы гарантировать их легкое понимание и оперативное применение на международномуровне.
Таблица2
/>
Рамочныестандарты содержат детальный перечень условий и критериев, которым должны соответствоватьтаможенные администрации и уполномоченные экономические операторы, что облегчаетпрактическое применение принципов, предусматриваемых данным инструментом.
Вответ на продемонстрированное соответствие критериям безопасности, устанавливаемымРамочными стандартами, таможенные администрации предоставляют участникам внешнеэкономическойдеятельность возможность оформления их грузов в ускоренном режиме. Например, посредствомприменения упрощенных форм контроля, что приводит к значительному снижению временныхи финансовых затрат.
Таможенные органына практике, часто сталкиваются с ситуацией, когда недобросовестные участники ВЭДнеправильно классифицируют товар с целью избежания уплаты платежей. Кроме того,на практике возникает очень много споров по классификации товаров. Это означает,что нужен профессиональный подход, знание международной практики, новых мировыхтенденций.
Особое вниманиена сессиях Совета уделялось вопросам борьбы с терроризмом, контрабандой подакцизныхтоваров. Были представлены имеющиеся тенденции незаконного перемещения табачнойпродукции, меры которые принимаются таможенными администрациями в целях предупрежденияфактов мошенничества.
Таможня должнаадаптироваться к новым категориям правилам определения страны происхождения, защитекоммерческой деятельности, номенклатуре. Отмечается 12% рост торговли ежегодно,в то время как численность, возможности таможенных служб остаются прежними. Надооблегчать процедуры, надо признать, что способы торговли изменились. С учетом современныхусловий и по инициативе стран «большой семерки» рассматривается вопроспо обмену информации между службами. Совету поручено изучить возможность практическоговнедрения системы обмена информацией, доноры готовы к любой форме помощи.

2.3КомитетпоГармонизированнойСистемеВТО
В течение многих лет ВТО успешно работает в области гармонизациимеждународных таможенных процедур.
Гармонизированнаясистема описания и кодирования товаров (ГС), известная как Гармонизированная Системаили ГС один из самых важных инструментов разработанных Всемирной таможенной организацией(ВТО). Это многоцелевая товарная номенклатура используется по всему миру (болеечем в 170 странах и таможнях или экономических союзах, покрывающих более чем 98% мировой торговли) как базис для таможенных тарифов и ведения торговой статистики.Также используется для многих других целей, таких как торговая политика, правилапроисхождения, при осуществлении контроля за товарами перемещаемыми через таможенныеграницы, для начисления внутренних налогов, при определении грузовых тарифов, втранспортной статистике, при квотировании.
Определение кодатоваров является сложным и весьма специфичным вопросом. Ведь от правильного определениякода зависит величина таможенных пошлин, а следовательно, полнота поступлений платежейв бюджет. В современном мире, когда практически каждый день появляются новые видытоваров, старые товары приобретают новые формы, деятельность комитета ГС становитсяс каждым днем все сложнее. Например, как классифицировать копировальные машины,имеющие память, способные воспроизводить различные действия как копировальную машинуили компьютер. По всем таким вопросам Комитет по ГС готовит свои рекомендации, которыестановятся обязательными для стран-членов Конвенции ГС.
 В июне 1999 г. Советом была утверждена доработанная международнаяКонвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция).Доработка данной конвенции явилось ответом на увеличение роста международных грузов,новейших разработок в области информационных технологий и увеличивающейся конкурентоспособностимеждународного делового мира.
В ходе 43ей сессии Комитета по Гармонизированной Системе(ГС) ВТО, проводившейся в период с 9 по 20 марта 2009 года в штаб-квартире ВТО вБрюсселе, были одобрены поправки в Номенклатуру ГС, разработанные в ходе четвертогоцикла пересмотра. Данные поправки будут представлены на утверждение Советом в июне2009-ого года.
Характер принятых поправок в основном определен вопросами, связаннымис защитой окружающей среды и трансграничным перемещением социально значимых товаров,в частности, отдельными аспектами использования Номенклатуры ГС для классификациии предварительного информационного обмена по товарам, находящимся в сфере компетенцииОрганизации ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО). Отдельныепоправки были обусловлены необходимостью выделения в структуре ГС субпозиций, охватывающихнекоторые виды химических веществ и пестицидов, перемещение которых регламентируетсяРоттердамской Конвенцией, и веществ, разрушающих озоновый слой, контролируемых согласноположениям Монреальского Протокола.
Значительное количество поправок вызвано изменением характерамеждународной торговли. В данном контексте структура ГС подвергнется упрощению –более 40 товарных позиций и субпозиций будут удалены по причине сокращения объемамеждународной торговли охватываемыми данными позициями товарами. Одновременно сэтим для товаров, объем торговли которыми значительно увеличился, будут созданыновые товарные позиции или детализированы уже существующие. В проекте РекомендацииСовета о внесении поправок в Номенклатуру ГС также отражены изменения, обусловленныепрогрессом, достигнутым в сфере высоких технологий. Помимо этого, некоторые поправкипризваны прояснить отдельные положения текста, что позволит обеспечить более высокуюстепень унификации применения принципов ГС.
После одобрения Советом ВТО все поправки, за исключением тех,в отношении которых в течение отведенного для этого периода будет заявлена оговорка,вступят в силу для всех Договаривающихся Сторон Конвенции о ГС с 1 января 2012 года.
ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ТАМОЖЕННЫХТЕХНОЛОГИЙ3.1 Всемирная таможенная организация в условияхмирового финансового кризиса
Входе встречи Большой двадцатки (G20)в ноябре 2008 года, проведенной в Вашингтоне (федеральный округ Колумбия), руководителинациональных правительств сошлись во мнении, что отказ от национального протекционизмаи установления новых барьеров на пути международной торговли является одним из основнымусловий выхода из экономической ситуации, сложившейся на сегодняшний день в мире.В данной связи ВТО хотела бы еще раз подчеркнуть важность применения принципов упрощенияторговли и отказа от создания новых препятствий на пути международного товарообмена,в том числе и от определенных нетарифных мер, применяемых при таможенном администрированиинациональных границ.
Национальнымитаможенными администрациями решается широкий спектр задач, связанных с администрированиемтрансграничного перемещения людей и грузов, среди которых формирование доходнойчасти бюджета за счет сбора таможенных пошлин; обеспечение соблюдения прав потребителей;вопросы национальной безопасности и защита окружающей среды. В данном контекстеВТО призывает обеспечивать условия, при которых вышеозначенные административныемеры не становились препятствием на пути международного товарообмена. Другими словами,перед национальными правительствами стоит двоякая задача: с одной стороны обеспечитьнеобходимый контроль за государственной границей, с другой — в максимальной степениспособствовать упрощению международной торговли и беспрерывному функционированиюцепи поставки товаров.
ПонятиеУпрощение торговли подразумевает упрощение и гармонизацию процедур международнойторговли, при этом термин процедуры обозначает «действия и формальности в сфересбора, передачи, представления и обработки данных, необходимых для обеспечения перемещениятоваров в процессе международной торговли».
Вовремя экономического и финансового кризиса таможенным администрациям в контекстеупрощения международной торговли выпала важная роль — выступить в качестве мощногостимула активизации транснационального товарообмена, содействуя упрощению таможенныхпроцедур, отказавшись от невынужденных физических проверок товарных партий и сокративвременные издержки, связанные с декларированием и таможенным оформлением товаров-все вышеперечисленное позволит снизить операционные расходы, приходящиеся на долюторговых операторов. Согласно проведенным исследованиям, оптимизация работы отдельныхтаможенных администраций стала положительным фактором, косвенно обусловившим повышениестандартов работы других национальных таможенных служб и государственных агентств,занятых администрированием границы.
Помнению ВТО, применение отдельных нетарифных мер (к примеру, повышение количествафизических досмотров товарных партий) отнюдь не способствуют активизации международнойторговли, что приобретает особую актуальность в эпоху снижения объемов международноготоварооборота, обусловленного финансовым кризисом.
ВТОпровела два цикла исследований (ноябрь 2008 и февраль 2009 гг.), призванных выявитьхарактер влияния мирового финансового кризиса на деятельность национальных таможенныхадминистраций и процесс международной торговли. На основании анализа результатовданных исследований были сделаны следующие выводы :
•     Статистическиеотчеты большинства таможенных администраций иллюстрируют снижения объемов международнойторговли (импорт и экспорт) в декабре 2008 года по сравнению с предыдущими месяцамии декабрем 2007-ого. Предварительные цифры отражают усиление нисходящего трендав январе 2009 года.
•     Врезультате сокращения объемов импорта многие развивающиеся страны испытывают определенныетрудности с наполнением доходной части национального бюджета, формируемого за счетсбора таможенных пошлин -при этом зачастую эти средства являются основой финансированияключевых правительственных программ.
•     Ситуацияна мировых финансовых рынках ухудшается.
•     Отдельныетаможенные администрации принимают меры, направленные на борьбу с кризисом. В частности,экономическим операторам, чье финансовое состояние ухудшилось в свете последнихсобытий, предоставляется возможность выплаты таможенных пошлин в рассрочку; таможеннымиадминистрациями также введена процедура ускоренной компенсации выплаченных налоговдля случаев, предусмотренных национальным законодательством. Одновременно с этимопределенная гибкость проявляется при формулировании требований к представляемымбанковским гарантиям.
•     Некоторыенациональные администрации продолжают проводить политику модернизации таможенныхслужб, к примеру, эффективно применяя программы анализа и управления рисками, позволяющиеснизить объем процедур, применяемых к законопослушным экономическим операторам,и активно сотрудничая с представителями деловых кругов, предоставляя упрощенныйрежим оформления тем торговым операторам, чья деятельность соответствует требованиямзаконности.
•     Устанавливаемыеофициальные плановые показатели зачастую отстают от ситуации, складывающейся в реальномсекторе, и этот фактор приобретает особую актуальность в условиях текущего экономическогокризиса, заставляя таможенные органы увеличивать объем контрольных мероприятий,призванных обеспечить сбор необходимых сумм таможенных платежей.
•     Некоторыегосударственные органы, уполномоченные в сфере контроля торговли, формально относяськ исполнению требований национальных стандартов, препятствуют развитию свободнойторговли — в частности, посредством увеличения количества невынужденных физическихпроверок перемещаемых грузов.
Всемирнаятаможенная организация в тесном контакте с национальными администрациями вырабатываеткомплекс мер, призванных способствовать преодолению трудностей, вызванных текущимкризисом, и обеспечить стабильность функционирования системы международной торговли.Пакет выработанных ВТО антикризисных мер состоит из двух блоков:
A.      Рекомендациитаможенным администрациям, касающиеся принципов работы в условиях кризиса.
B.      ПредпринимаемыеВТО, меры, направленные на содействие национальным таможенным администрациям в текущейситуации.
А.Рекомендации ВТО национальным таможенным администрациям
Активноеиспользование системы анализа и управления рисками и других инструментов, призванныхупростить принципы международной торговли -ВТО рекомендует таможеннымадминистрациям внедрить или более активно применять системы анализа и управлениярисками и другие современные инструменты, призванные упростить принципы международнойторговли, при проведении процедур таможенного контроля, что позволит повысить ихэффективность и одновременно с этим будет способствовать повышению скорости трансграничноготоварооборота. В частности, ВТО призывает таможенные администрации применять методыконтроля в объеме, пропорциональном количеству перемещаемых на сегодняшний деньтоваров, что позволит избежать излишнего административного давления на законопослушныхторговых операторов. Таким образом, национальные администрации должны сосредоточитьсвое внимание на преступлениях, связанных с нарушением таможенных правил, такихкак контрабанда, контрафакция, подлог товаросопроводительных документов (занижениетаможенной стоимости, указание неверной страны происхождения товара и т.д.), а такжедеятельность, представляющая угрозу общественной безопасности, а не становитьсяинструментом решения задач, обусловленных политикой протекционизма. Принципы упрощенияторговли, разработанные ВТО, отражены в Международной Конвенции об упрощении и гармонизациитаможенных процедур, также известной как Пересмотренная Киотская Конвенция.
Повышениеэффективности двустороннего взаимодействия таможенных служб — ВТО предлагает национальным таможенным администрациям повысить уровень информационногообмена, что также будет способствовать упрощению международной торговли.
Тесноевзаимодействие с национальными министерствами, определяющими политику в областиторговли — ВТО рекомендует таможенным администрациям проводитьконсультации с государственными органами, уполномоченными в сфере экономическойполитики, по вопросам, связанным с налогообложением и инвестициями.
Сотрудничествос торговыми операторами — ВТО предлагает таможенным администрациямустанавливать рабочие контакты с законопослушными участниками внешнеэкономическойдеятельности в целях обеспечения своевременного информационного обмена и ускорениявыполнения необходимых процедур, что позволит гарантировать непрерывную работу международнойцепи поставки товаров. Основным элементом данного сотрудничества является использованиепрограмм «уполномоченных экономических операторов» (УЭО), в соответствии с которойэкономические операторы, деятельность которых соответствует определенному наборукритериев, получают определенные преимущества, например, оформляются в ускоренномрежиме — данные принципы устанавливаются Рамочными стандартами безопасности и упрощениямеждународной торговли, разработанными ВТО. Взаимное признание статуса УЭО будетспособствовать упрощению торговли на всем протяжении цепи поставки товаров.
Комплексноеуправление границей (КУГ) — ВТО рекомендует национальным таможеннымадминистрациям координировать свою деятельность с другими государственными органами,уполномоченными в сфере администрирования границы, для более эффективной гармонизациии упрощения процедур.
Отсрочкаплатежей — ВТО предлагает национальным администрациям применитьподход, в соответствии с которым законопослушные экономические операторы получалибы отсрочку уплаты таможенных платежей или же вносили их через определенное времяпосле выпуска товаров в свободное обращение.
Гибкийподход в работе с представляемыми гарантиями (обеспечением) — ВТО рекомендует таможенным администрациям рассмотреть целесообразность применениягибкого подхода при установлении критериев для лимитов банковских гарантий на времятекущего финансового кризиса.
В.Антикризисные меры, предпринимаемые ВТО
Популяризациямер, направленных на упрощение торговли — ВТО продолжит предприниматьусилия в сфере популяризации принципов упрощения и гармонизации таможенных процедур.
Дохийскийраунд переговоров ГАТТ ВТО — будучи единственной международной организацией,обладающей необходимой компетенцией в области таможенных процедур, ВТО продолжитоказывать содействие группе, ответственной за проведение переговоров по вопросамупрощения торговли, действующей под эгидой ГАТТ/ВТО. Помимо этого, эксперты ВТОтакже продолжат принимать участие в миссиях повышения уровня институциональногоразвития, проводимых под эгидой ГАТТ/ВТО.
Институциональноеразвитие — ВТО прилагает значительные усилия в контексте содействияинституциональному развитию таможенных администраций развивающихся стран посредствомпроведения консультаций, диагностических миссий, профильной подготовки кадров, содействияпрактическому применению разработанных ВТО инструментов и оказания техническогосодействия при внедрении мер упрощения международной торговли, призванных способствоватьпреодолению трудностей, обусловленных мировым финансовым кризисом.
Консультированиеорганизаций-доноров — ВТО продолжит консультирование организаций-доноров,являющихся потенциальными спонсорами программ институционального развития, призванных,помимо прочего, способствовать имплементации принципов упрощения международной торговли.
Проведениеисследований — ВТО намерена продолжить изучение финансового кризисас тем, чтобы осуществлять сбор актуальной профильной информации и поиск новых мер,призванных способствовать оздоровлению международной экономики и ускорению трансграничноготоварооборота.
Помнению экспертов ВТО, ситуация в сфере международной торговли в свете текущего мировогоэкономического кризиса продолжит оставаться напряженной. В данной связи ВТО разработалопакет антикризисных рекомендаций и мер, которые, по мнению эскпертов организации,будут способствовать стабилизации системы международной торговли в условиях мировогофинансового кризиса. По мнению ВТО, в случае повсеместного применения, данные мерыобусловят не только упрощение международной торговли, но и превратят международнуюторговлю в один из инструментов, способствующих скорейшему завершению кризиса.
Вцелях стабилизации системы международной торговли в условиях глобального экономическогокризиса ВТО призывает участников G20принять к сведению и содействовать практической реализации следующих принципов:
•     Национальныеи региональные власти должны способствовать внедрению стандартов, способствующихупрощению международной торговли и отвечающих требованиям общего и профильного международногои национального законодательства.
•     Правительстваразвитых государств и организации-доноры должны осуществлять поддержку проведенияпрограмм оказания содействия национальным таможенным администрациям развивающихсястран, в том числе и в области создания необходимой инфраструктуры, что станет залогомстабильного развития международной торговли и повлечет за собой увеличение объемаинвестиций.
•ВТО и другим профильным международным организациям должно быть поручено отслеживатьтенденции в сфере международной торговли и определять стратегию и методы обеспечениядолгосрочного динамичного развития системы международной торговли.3.2 Совершенствование таможенного законодательстваи таможенных технологий
Сегодня членами Всемирной торговой организации(ВТО) являются более 150 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться.Как уже отмечалось выше, это говорит о том, что практически любое государство, желающеесоздать современную эффективную экономику и претендующее на равноправное участиев мировой торговле, стремится стать членом ВТО.
Принятие Международной конвенции обупрощении и гармонизации таможенных процедур, является одним из условий вступленияРоссии в ВТО. В декабре 2007 года был рассмотрен законопроект о присоединении Россиик ряду Приложений конвенции. Срок выполнения стандартов – от трех до пяти лет взависимости от степени сложности применения стандарта. При этом, небольшое количествоне применяемых в настоящее время стандартов несет наибольший потенциал изменений,последствия которых трудно оценить без соответствующего научно-методического обеспечения.
Развитие систем анализа и управлениярисками, достижения в области информационных технологий и электронного обмена даннымии др. создают новые требования и предоставляют возможности для совершенствованиятаможенного контроля. Эти требования и возможности учитываются в практике таможенногорегулирования, но отсутствует четкий подход к оценке возможности выполнения международныхстандартов осуществления таможенных процедур в тех условиях, которые сложились наданный момент в России. Применение стандартов без создания соответствующих условийможет существенно снизить результативность таможенного контроля.
Для решения указанных проблем необходимовыявить условия применения стандартов Международной конвенции об упрощении и гармонизациитаможенных процедур (Киотской конвенции), определить критерий принятия решений овнедрении стандарта, рассчитанный по адаптированным к специфике рассматриваемыхизменений показателям, а также разработать методику внедрения стандартов конвенции.
С учетом основных функций таможенныхорганов разработаны принципы принятия решений о применении стандартов конвенции(рис.3).Основной принцип применения стандартовКиотскойконвенции – постоянное совершенствование таможенных процедур. Развитие процедурвыражается в принятии обоснованных решений о внедрении стандартов Киотской конвенции.
Поэтому принцип обоснованностипринимаемых решений лежит в основе множества более частных принципов, сгруппированныхпо блокам (принципы эффективности применения стандартов,выявления и создания условий применения стандартов, внедрения стандартов).
Эффективность внедрения стандартов Киотскойконвенции определяется с позиций удовлетворения интересов государства и участниковвнешней торговли. В случае разнонаправленности эффектов от внедрения стандартовприоритет отдается соблюдению интересов государства. В то же время, новые процедурыне должны быть более обременительными для участников внешней торговли.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.