--PAGE_BREAK--
Как видно из таблицы, начиная с 2003 года количество отдыхающих в санаториях КМВ постепенно увеличивается.
В 2006 году курорты Кавминвод приняли на отдых и лечение 278660 человек, или на 83968 человек больше, чем в 2003 году. Средний коэффициент загрузки составил 72 %, а средняя стоимость одной путевки 1590 тыс. рублей.
Очень большую работу провели руководители сонаторно — курортных объединений и главные врачи училищ по привлечению средств региональных фондов социального страхования, что позволило получить лечение на льготных условиях почти 75 тыс. граждан.
Высокая загрузка здравниц в 2006 году дала возможность многим санаториям погасить задолженность по заработной плате, коммунальным и налоговым платежам. Появилась реальная возможность получения свободной прибыли, которая и была направлена в первую очередь на приобретение нового оборудования, расширение количества и качества основных и дополнительных услуг.
За 2006 год ведомственные здравницы приняли 195189 человек или 70 % от общего количества отдыхающих на курортах КМВ. По сравнению с 2003 годом численность отдыхающих в ведомственных здравницах увеличением почти на 50 тыс. человек.
На КМВ 31 здравница Федерации независимых профсоюзов России. За 12 месяцев 2006 года санатории профсоюзов приняли 83471 человек или на 26631 человек больше, чем за 2005 год.
Таблица 2. Загрузка санаторно – курортного комплекса КМВ за 2006 г. в сравнении с 2005 г
Города КМВ
2005 год
2006 год
Прирост
Ведомства
ФНПР
всего
Ведомства
ФНПР
всего
В %
В абсолютных цифрах
Ессентуки
32907
12322
45229
49951
15333
65284
44,3
20055
Железноводск
29194
14763
43957
36285
20537
56822
29,4
12685
Пятигорск
19120
12940
32060
29434
20132
49566
54,6
17506
Кисловодск
55667
17167
72934
78907
27469
106376
46,1
33542
Мин воды
-
-
-
-
-
612
-
-
Итого
136888
57192
194080
195189
83471
278660
43,6
83968
На сегодняшний день главными покупателями санаторных путевок остаются различные фонды, в основном фонд социального страхования, и оптовые покупатели – предприятия. Кроме того, курортные объединения Кавминвод заключило договора с несколькими крупными внутри российскими туроператорами, но и они предпочитают работать с постоянными корпоративными клиентами. Розничную продажу санаторных путевок на курорты КМВ осуществляют турагентства. По словам руководителей курортных объединений Кавминвод, через туристские фирмы санатории реализуют не более 1 %.
При этом, из года в год фонды соцстраха покупают все меньше путевок из-за того, что цены на них постоянно растут. Руководство администрации Кавминвод неоднократно отмечало, что развитие курортов связано с активизацией работы по привлечению средств Фонда социального страхования (ФСС). Кроме того, не прекращается споры вокруг снижения размеров отчисления в ФСС за счет санаторно-курортной отрасли.
Признавая необходимость сохранения льготного или бесплатного лечения для тех, кому это необходимо, многие представители турбизнеса Кавминвод считают. Что ставка на ФСС ведет в тупик. Средства соцстраха дают возможность курортам выжить, но никак не способствуют их развитию. Стимул и средства, необходимые для развития курортов, могут дать туристы, т.е. те, кто платит за свой отдых сам.
Но к приему туристов здесь не готовы. По мнению представителей и кисловодских турфирм, ни туристская инфраструктура. Ни уровень сервиса на Кавминводах за последние годы практически не изменилась. Как считает директор турфирмы «Виктория – сервис» Михаил Теслер, для развития курортов Кавминвод нужна реорганизация всей курортно – туристской отрасли и изменение законодательной базы. Хотя бы на краевом уровне.
Одна из главных задач на сегодняшний день – организация мощной и постоянной рекламно – информационной политики. Для этого нужен единый координационный центр. По мнению Михаила Теслера, необходимо ввести налог для всех юридических и физических лиц, который пошел бы на рекламу в центральных и региональных СМИ курортов Кавминвод. Необходимо также создание центра, где бы работали юристы, социологи, политологи, экологи для противодействия антирекламе, которая традиционно появляется накануне и в разгар сезона.
Есть у Кавминвод и другие проблемы, которые можно решить только на высоком уровне. Таковы, например, обеспечение городов исправным транспортом и обустройство дорог. С руководством Республик Карачаево — Черкессии и Кабардино-Балкарии необходимо обсуждать проблемы вымогательства и предвзятого отношения сотрудников ГИБДД к водителям экскурсионных автобусов.
Несмотря на все имеющиеся проблемы, есть и положительные моменты. Например, в последние годы санатории и пансионаты получили возможность размещать информацию о себе в каталогах, справочниках, региональной прессе. Как говорят сотрудники отделов реализации, также реклама довольно эффективна в Ставропольском, Краснодарском краях, Ростовской области. Поскольку клиенты отправляются в здравницу напрямую.
2.3 Перспективы развития туризма в регионе КМВ
Одним из самых сложных и драматическим для туристской отрасли был 1998 год. Разразившийся в августе системный кризис отбросил туристский бизнес на несколько лет назад. Нестабильность экономической ситуации в России, криминогенная обстановка во многих регионах, в том числе в соседних с Ставропольским краем – все это не способствует развитию туризма в регионе.
Тем не менее, перспективы развития туризма в регионе КМВ имеются. Необходимо только правильно и четко определить по каким позициям наш регион обладает неоспоримыми преимуществами по сравнению с другими туристскими рынками, чтобы основной упор делать именно на развитие в данных направлениях.
На туристских рынках регион реально может претендовать на совершенную конкретную нишу. Ставрополье – внутренняя территория, поэтому вести речь о приморских пляжных вариантах бесперспективно. За то в силу географического, геоклиматического и экономического положения, историко-культурного наследия, имеющейся базы, кадров и опыта мы можем и должны развивать, прежде всего, въездной и внутренний туризм: санаторно-курортный, спортивный и социальный. Здесь у Кавминвод серьезных конкурентов нет.
Сильны потенциальные позиции в экологическом туризме, включающем к примеру, охоту и рыбалку. В крае два аэропорта международного значения. А это при условии их нормального функционирования определяет перспективы организации обслуживания как наших земляков, пожелавших посмотреть мир, так и российских и зарубежных граждан, едущих к нам, транзитных туристов, направляющихся за границу или на туристские объекты соседних субъектов РФ. Есть все необходимое для развития конгрессного туризма, создания пакетов предложения по бизнес-туризму.
Поэтому необходимо принять все меры для возвращения в большой рентабельный и быстроокупаемый туризм. Сегодня в регионе должны реально сознавать, что протекционистская политика по отношению к региону со стороны федеральных органов, средств массовой информации, рекламных носителей и т.д. – дело перспективы. Пока же ни в одном специализированном издании, выступлении руководителей Министерства РФ по физкультуре, спорту и туризму, аналитическом подборе данных о высоко потенциальных туристских объектах нет ничего позитивного и значащего, что касалось бы Кавминвод. В отличие от регионов Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга или Байкала, Черноморского побережья Кавказа или «Золотого кольца». И туда едут россияне и зарубежные гости, везут собой рубли и доллары, обеспечивают занятость тысяч людей, развитие сопутствующих отраслей. Необходимо создать в структуре Правительства РФ специализированного органа по туризму. Вообще. опыт соединения под одной крышей физкультуры, спорта и туризма (и тем более главенствующее положение первых двух) – нонсенс. По той простой причине, что туризм – отрасль в своей основе производственно-экономическая и бюджетообразующая, а физкультура и спорт – сферы большей частью социальные, а, следовательно, бюджетопотребляющие. Что требует абсолютно различных схем управления ими, кадровой квалификации работников и т.д. В этой ситуации весь объем организационной и координационно – управленческой работы в целом комплексе социально-экономических и правовых проблем туризма на платной основе осуществляется лишь одним человеком. При том, что уже в 20 субъектах РФ существует специализированные органы власти по туризму.
Идея создания департамента по курортам и туризму в составе Администрации КМВ, это еще один признак актуальности формирования такой же управленческой вертикали в исполнительных органах всего Ставрополья.
Острейшая проблема – большая доля налогов для туристских предприятий, имеющих свою собственную материальную базу. Весь туристский комплекс
Туристическое деятельностью на территории КВМ занято около 120 предприятий, из них большинство специализируются на оказании санаторно-оздоровительных услуг (санатории, профилктории, пансионаты). Познавательно-развлекательному туризму как внутреннему, так и въездному внимание уделяется очень мало. При этом, материально-техническая база туристического комплекса не соответствует современным требованиям комфортности, качества и разнообразия услуг, нуждается в глубокой реконструкции.
Прибавьте сюда важнейшие для курорта проблемы недоразвитости сфер общественного питания, коммунального обслуживания, индустрии развлечений, проблемы загрязнения городской и природной среды. Чтобы решить эти проблемы нужны большие инвестиции.
Условия для инвестиций остаются еще достаточно рискованными. На протяжении последних лет отрицательными факторами сдерживающими инвестиционную активность были резкий спад промышленного производства, огромный дефицит государственного бюджета, кризис платежеспособности государства и субъектов хозяйственной деятельности, политическая нестабильность в обществе.
Однако, ситуация постепенно меняется к лучшему, экономическое положение России постепенно улучшается. Это видно по таким фундаментальнейшим показателям, как рост ВВП, рост объема произведенной примышленной продукции (соответственно с 183 до 332 млрд. руб.), рост объемов капитального строительства (с 13,8 до 21,2 млрд. руб.), рост производства продукции сельскохозяйственного значения (с 21,5 до 31,5 млрд. руб.), рост внешнеторгового оборота (с 7,7 до 13,5 млрд. долл.). Таким образом, Россия медленно, но основательно вступает в период экономической стабилизации, что является важнейшим условием долгосрочного инвестирования.
Существует несколько серьезных причин слабой инвестиционной активности в регионе. Во-первых, некоторые объекты представляющие интерес для инвесторов, имеют неудовлетворительную приватизационную историю – в процессе приватизации передача предприятий новым собственникам произведена с нарушением законодательства. Поэтому итоги приватизации подобных предприятий могут быть в любой момент оспорены в суде, на их имущество и деятельность может быть наложен арест (запрет). Естественно, что в таких случаях инвесторов сдерживает риск непрогнозируемых финансовых потерь.
Во-вторых, значительное число предприятий, нуждающихся в инвестициях, вследствие неразумной хозяйственной деятельности имеют огромные финансовые долги перед бюджетом и сторонними организациями. Желающих вкладывать свои деньги ради покрытия чужых долгов очень немного. Некоторые инвестиционные фонды тем не менее иногда соглашаются вкладывать деньги в такие предприятия, но при одном условии – полной замене высшего руководства предприятия. В данной ситуации у руководства предприятия пропадает стремление к реальному привлечению внешних инвестиций.
Наконец, третьим существенным препятствием на пути инвестиций нередко является недобросовестный стиль управления предприятием. Ущербность проявляется в том, что руководители, стремясь к сохранению безраздельного контроля над предприятием, грубо нарушают права и законные интересы акционеров, предоставляют им умышленно искаженную информацию о финансово-экономическом положении предприятия, скрывают его реальные финансовые потоки.
Есть и другие трудности, такие, как инертность и природная осторожность финансистов при принятии ответственных инвестиционных решений, отсутствие достаточных свободных средств, низкая эффективность и проработанность инвестиционных проектов, неумение выгодно и правильно продавать свои инвестиционные предложения, неумение работать на рынке капиталов и т.д.
Способ преодоления указанных сложностей предлагает инвестиционное предприятие «Лидер», специализирующееся на решении заемных проблем. ИП «Лидер» предлагает создать новое акционерное общество – общество развития туризма (ОАО «Инвесттур»), которое изначально, в силу своей новизны не будет иметь таких серьезных в инвестиционном отношении недостатков, как негативная приватизационная история, просроченные долги прошлых лет. Таким образом, устраняются два существенных препятствия на пути инвестиций в это общество. Поэтому важно привлечь в учредители передовые предприятия и организации с положительной репутацией в деловом мире. Не менее важно в процессе организации общества подобрать соответствующие объекты инвестирования, разработать основы инвестиционного проекта, стратегию развития общества.
Если в деле примут участие солидные учредители и будут подобраны эффективные объекты инвестирования, то можно привлечь сколько средств, сколько будет предусмотрено инвестиционным проектом общества.
Схема 1
Исходя из
Исследователи данной проблемы утверждают, что потенциальных потребителей услуг рекреации в нашей стране около 70 млн. чел, т. е. почти 40 % населения страны стремятся отдохнуть тем или иным образом. Считывая, что хроническими заболеваниями страдают почти 85 % взрослого населения, а отдых и лечение на курорте снижает рецидивы болезни в 2-3 раза, уменьшает количество дней нетрудоспособности, можно всех этих лиц считать потенциальными потребителями услуг санаторно-курортных учреждений. Проблема в том., что отдых на курорте из-за своей стоимости доступен далеко не каждому. Приведем пример оценки потребителей услуг санаторно-курортных учреждений КМВ
Выделим основных потенциальных клиентов курортов КМВ. Понятно, что потенциальными покупателями услуг могут быть только те из групп населения, для которых привлекательность курорта Пятигорск превышает привлекательность других вышеописанных курортов На настоящем этапе таковыми являются представители социальной группы, уровень дохода которых не превышает 5 тыс. руб. в месяц и чей возраст превышает 30-ти летний рубеж. Этот вывод можно объяснить следующим. Для большинства таких представителей наиболее важным является фактор универсальности курорта и уверенность в том. что именно это место будет способствовать лечению их заболевания, а не общий уровень инфраструктуры. Кроме того, люди старше 30-35 лет являются более консервативными в выборе места лечения и скорее будут ориентироваться на сложившиеся приоритеты, а у курорт а КМВ, как уже отмечалось ранее, имеется положительная репутация, связанная с традицией лечения в регионе КМВ населения бывшего Советского Союза.
Средний уровень месячного дохода основной части выявленной группы потенциальных покупателей не позволяет им оплачивать стоимость путевки, выше уровня в 10 тыс. руб. за 21-дневный курс лечения, в полном размере, а система реализации путевок через сеть туристических агентств в большинстве случаев предполагает именно полную оплату услуг санаторно-курортных учреждений. Таким образом, ценовая политика проникновения на рынок лечебного туризма должна предполагать установление первоначально пониженной стоимости путевки, а именно такой стоимости, которую будут способны оплатить представители первой рассмотренной социальной группы (ИГР, рабочие, служащие госпредприятий и др.), уровень дохода которых не превышает 5 тыс. руб. в месяц. Маркетинговые исследования показали, что опрошенные респонденты укачанной группы е среднем готовы оплатить проживание, полный пансион и лечение в размере, не превышающем 10 – 15 у.е. в сутки. Таким образом, стоимость 21-дневной путевки конкурентоспособной на рынке дня выявленной группы потенциальных потребителей должна составлять порядка 200 – 300 у.е.
Как показали маркетинговые исследования Фонда «Общественное мнение», в 2006 году 900 тыс. москвичей отдыхало за пределами России, из них 30 тыс. — ездили лечиться. Таким образом, из всех отдыхающих за рубежом каждый 30-ый москвич выезжал за рубеж с целью лечения. Принимая в внимание, что основная масса москвичей обладает уровнем дохода» не позволяющим им лечиться на элитных курортах Италии, Израиля, Германии и т.д., можно предположить что доля лечившихся на курортах Чехии, Болгарии и им подобных по меньшей мере составила одну шестидесятую (1/60) часть от всех выезжавших за рубеж москвичей (или половину от всех москвичей., в 2006 году лечившихся за рубежом).
Учитывая информацию Госкомстата России о том, что в 2006 году за границу с целью отдыха выехало 12 млн. граждан России, и считая, что доля лечившихся в числе отдыхающих за рубежом россиян остается примерно такой же, как в числе отдыхающих за рубежом москвичей, можно определить число выезжавших по всей России за рубеж с целью лечения на курорты Чехии, Болгарин и им подобные в размере 200 тыс. россиян (1/60 х 12000000). Иначе говоря, процент нуждающихся в прохождении санаторно-курортного лечения в числе россиян, отдыхающих на зарубежных курортах, наиболее близких к Пятигорскому курорту с точки зрения лечебной направленности, уровня инфраструктуры и сервисного обслуживания, составляет 1,7%.
Необходимо отметить, что всевозможные поездки за рубеж присущи» в основном, труппе хорошо обеспеченных людей в возрасте до 40 лет, т.е. наиболее активной части населения России, которое составляет примерно 30% от всего взрослого трудоспособного населения России.
Все взрослое трудоспособное население России на сегодняшний момент составляет порядка 100 млн. человек. Если предположить, что каждый из представителей данной группы населения России имеет материальную возможность и желание провести свой отпуск, выехав на один из курортов России или наиболее доступных курортов зарубежья, и что процент нуждающихся из них в лечении сохраняется и остается равным 1,7%, то можно определить потенциальное количество жителей России, которые при представившейся возможности проходили бы курс санаторно-курортного лечения на одном из массовых (не слитных) курортов России или зарубежья в размере 1/7 млн. человек. Принимая во внимание, что доля наиболее обеспеченного и активного населения России, представители которого наиболее вероятно поедут лечиться за рубеж, составляет 30 % от всего взрослого трудоспособного населения России, получим число потенциальных клиентов здравниц России -1,2 млн. человек (1700000 -1700000 * 0,3). Принимая во внимание, что некоторые из граждан России даже при представлении материальной возможности предпочитают поездке на курорт отдых дома или на даче, эта цифра уменьшается и составляем порядка 1 млн. человек.
Именно из данного потенциального сегмента, емкость, которая составляет 1 млн. человек. КМВ имеют возможность привлекать клиентов к лечению на своем курорте.
При условии повышения уровня сервиса, стабилизации экономической и политической обстановки потенциальными потребителями услуг сферы рекреации Юга России могут быть около 50 % выезжающих на зарубежные морские и горные курорты, т.е. из них только 5-8 % принадлежат к действительно богатым, остальные к среднему классу, для которых подобный отдых – результат длительных накоплений.
Итак, емкость потенциального сегмента потребителей, из которого город имеет возможность привлекать к лечению в своих здравницах, составляет 1 млн. человек. Это в основном люди старшей возрастной группы (после 30 лет), испытывающие недостаток в финансовых средствах и в то же время нуждающиеся в нормальном (не элитном) лечении. продолжение
--PAGE_BREAK--