--PAGE_BREAK--Приготовление шампанских виноматериалов
Благодаря игристым свойствам, шампанское значительно легче, чем другие типы вин, обнаруживает как органолептические достоинства, так и недостатки. Поэтому к виноматериалам, используемым для его производства, предъявляются особые, повышенные требования. Решающую роль при этом играет качество винограда.
Виноград должен быть совершенно здоровым, свежим, без механических повреждений гроздей и ягод. Наличие даже небольшого количества ягод, пораженных серой гнилью, может вызвать плесневой привкус в шампанских виноматериалах и способствовать их сильному окислению. Виноград, заболевший мильдью и оидиумом, сообщает виноматериалу неприятные тона и обуславливает повышенную липкость дрожжевых осадков, что затрудняет их отделение от вина.
На поврежденном винограде легко развиваются посторонние микроорганизмы, вследствие чего трансформируется присущий сорту аромат, появляется бурая окраска, грубый вкус и другие недопустимые изменения.
Выработку шампанских виноматериалов осуществляют только из разрешенных для этих целей сортов винограда, культивируемых в определенных почвенно-климатических условиях. Это Пино черный, Пино белый, Пино серый, Шардоне, Траминер, Совиньон, Каберне-Совиньон, Сильванер, Рислинг, Алиготе. Для отдельных районов разрешено использовать местные сорта винограда, обеспечивающие получение шампанских виноматериалов высокого качества, например, Ркацители, Шампанчик, Пухляковский — в Ростовской области, Леанка (Фетяска) — на Украине и в Молдове и др.
Оптимальные кондиции сока виноградных ягод для получения шампанских виноматериалов находятся в следующих пределах.
— Содержание сахаров — 170-200 г/дм3
— Титруемая кислотность — 8-11 г/дм3
— Содержание фенольных веществ — 100-200 мг/дм3
— рН=2,8-3.
Сбор винограда проводят в сухую погоду, так как роса может существенно понизить в сусле концентрацию сахаров и кислот. Недопустимо также убирать виноград после сильных дождей, чтобы избежать разжижения сока влагой, всасываемой корневой системой.
При наличии поврежденных и пораженных болезнями гроздей и ягод виноград сортируют, т.к. при наличии даже небольшого процента дефектных ягод резко ухудшается качество сусла и получаемого из него виноматериала.
Период времени между сбором и переработкой винограда не должен превышать 4 часов. Доставка винограда на завод осуществляется в корзинах, бестарным способом в специальных контейнерах, или иным способом, гарантирующим защиту транспортируемого винограда от повреждения и загрязнения.
В России переработку винограда на шампанские виноматериалы ведут двумя способами — прессованием или смятием целых гроздей и дроблением винограда на валковых дробилках-гребнеотделителях с последующим отбором сусла-самотека на стекателях и прессованием стекшей мезги.
Способ прессования целых гроздей на корзиночных или пневматических прессах применяют в настоящее время редко вследствие его малой производительности и большой трудоемкости. Он используется преимущественно для переработки красных сортов винограда на белые шампанские виноматериалы, так как обеспечивает быстрое отделение слабоокрашенного сока от мезги, в кожице которой содержатся красящие вещества.
Прессование целых гроздей ведут при трех пропорционально возрастающих значениях давления с таким расчетом, чтобы все фракции сусла были получены не позднее, чем за 90 минут. После каждого приема прессования прессуемую массу тщательно перелопачивают. Отобранное сусло отличается высоким качеством и имеет наиболее благоприятный химический состав для приготовления полноценных шампанских виноматериалов.
Способ, основанный на дроблении ягод с отделением гребней, отборе сусла-самотека и последующем прессовании мезги является в настоящее время основным в производстве шампанских виноматериалов. Он обеспечивает высокую производительность оборудования, полную механизацию, поточность переработки винограда, а также получение сусла, вполне удовлетворяющего требованиям шампанского производства.
Раздавливание ягод и отделение гребней проводят на валковых дробилках-гребнеотелителях. Сусло-самотек отделяют на стекателях, обычно шнекового типа в количестве не более 50 дал с 1 т винограда. Время, затрачиваемое при этом, на выделение сусла не должно превышать 50 минут.
Во многих странах-винопроизводителях Европы применяют несколько отличную схему технологического процесса переработки винограда на высококачественное сусло.
Она включает отделение гребней и раздавливание ягод на валковых дробилках-гребнеотделителях, перекачиванием мезги поршневыми или винтовыми насосами на прессование, отделение сусла на пневматических (или вакуумных) мембранных прессах барабанного типа, осветление сусла флотационным способом. Однако, такие негативные процессы, проходящие при этом, как преждевременное неизбежное механическое повреждение ягод при гребнеотделении, аэрирование мезги в результате ее перемещения по четырехдюймовым трубопроводам, удлинение периода настаивания мезги при заполнении пресса, а также использование воздуха для флотационного осветления сусла, могут привести к заметному ухудшению его качества.
Хорошие результаты по получению высококачественного сусла дает переработка винограда целыми гроздями на мялках, установленных в бункере стекателя. Этот способ характеризуется высокой производительностью, экономичностью, обеспечивает выделение малоэкстрактивного, малоокисленного сусла с низким содержанием взвесей, наиболее полно отвечающего требованиям шампанского производства.
Осветление сусла является обязательной операцией в технологии шампанских виноматериалов. Сусло осветляют обычно отстаиванием после его охлаждения до 10-14°С с сульфитацией до 60 мг/дм3 SO2. Для ускорения осветления и ингибирования окислительных процессов в сусло перед отстаиванием задают бентонит или другой дисперсный минеральный сорбент в количестве 2-3 г/дм3. Сбраживают осветленное сусло на чистой культуре специальных рас дрожжей периодическим или непрерывным методом при температуре 16-18°С. При такой температуре лучше сохраняются сортовые ароматические вещества, меньше накапливается высших спиртов, летучих кислот, создаются благоприятные условия для азотистого метаболизма дрожжей.
Для улучшения качества шампанских виноматериалов, обладающих повышенной титруемой кислотностью и резким вкусом рекомендуется проводить яблочно-молочное брожение. При этом помимо смягчения вкуса повышается стабильность шампанского к биологическим помутнениям.
После полного выбраживания и осветления виноматериал снимают с дрожжевого осадка открытой переливкой и подвергают эгализации.
Шампанские виноматериалы отвечают следующим требованиям.
— Объемная доля этилового спирта — 10-12%
— Массовая концентрация сахаров — не более 2,0 г/дм3
— Титруемая кислотность — 6-10 г/дм3
— Летучая кислотность — не более 0,8 г/дм3
— Массовая концентрация диоксида серы — не более 100 мг/дм3
— Железо — не более 20 мг/дм3
— Общая органолептическая оценка — не ниже 7,8 балла по десятибалльной системе
Как рождается шампанское классической технологии?
Сколько бы мы не восхищались изобретательностью и трудолюбием винодела, нужно признать, что существенная часть “действа” по созданию прекрасного шампанского принадлежит Матушке Природе. Именно она разнообразием климатов, почв, вод, солнечного тепла, сортов винограда создает миллионы сложнейших биохимических процессов, которые приводят к формированию волшебной виноградной грозди с неповторимыми вкусовыми свойствами, так необходимыми для производства вина высокого качества.
Народная пословица гласит: “От осины не родятся апельсины”. От плохой виноградной лозы нечего ждать хорошего вина. Чудеса современной технологии и умение винодела вряд ли исправят то, что испортил нерадивый или просто глупый виноградарь. Вот почему в технике выращивания качественного винограда есть тысячи секретов и не бывает мелочей.
Тысячелетиями культивировал человек виноград и довел количество его сортов от нескольких десятков до восьми тысяч.
Представьте себе, вы находитесь на прекрасной по-вашему мнению виноградной плантации. Гроздья винограда уже поспели. Вам кажется, что они уже поспели, но почему так озабоченно шагает по винограднику виноградарь?
Наступает один из самых ответственных моментов производства шампанского — надо точно определить момент созревания винограда. Он соответствует сложной гамме свойств: определенному проценту сахаристости, кислотности. Причем, разным сортам винограда и даже одному и тому же сорту винограда, но растущему на разных участках, соответствует разная сахаристость и кислотность.
Сейчас в крупных хозяйствах, имеющих специальные лаборатории, эта проблема решается достаточно точно физическими приборами сахариметрами (полярископами)ю Но в небольших хозяйствах ее решение полностью зависит от опыта винодела и виноградаря, и их ошибка может привести к порче вина всего урожая. Это один из самых ответственных моментов.
Огромную роль в принятии решения играет погода. Если недавно прошел дождь, ягоды через корневую систему набрали воды и сок их разбавлен. Если начали собирать виноград достаточно поздно и солнце успело нагреть ягоды, то после его раздавливания и получения сока — сусла, оно начинает преждевременное брожение. Есть еще многое от чего зависит качество будущего вина и именно поэтому так серьезны и озабочены и виноградарь и винодел.
Наконец, момент сбора определен. Начинается сбор винограда. На плантацию приглашаются как можно сборщиков, виноград должен быть собран в самое короткое время. Кисти винограда при сборе тут же сортируют, и в них не должно быть испорченных и раздавленных ягод. На сбор винограда, как правило, выходят все жители: и стар и млад. Для производства шампанских вин сбор винограда осуществляется только вручную.
Грозди аккуратно укладываются в ивовые (без коры) корзины или специальные тележки. Причем, все сборщики наполняют одну тележку, так как с момента сбора винограда до его доставки в винодельню должно пройти как можно меньше времени. Тележки для перевозки винограда должны быть хорошо подрессорены, а дорога, по которой будут возить виноград, приведена в образцовый порядок. Иначе ягоды могут быть передавлены.
Итак, виноград с особыми предосторожностями привезли в винодельню и перегрузили в специальную емкость для раздавливания. Давят его целыми гроздьями. Пресс и все его части, соприкасающиеся с виноградом, делают из дуба.
Сам процесс давления имеет некоторые особенности, важные для производства шампанского. Когда виноград загружен в пресс, к нему прикладывают сначала небольшое усилие достаточное для того, чтобы лопнули самые спелые ягоды, но остались нетронутыми другие ягоды и их кожица, и этот сок собирают отдельно от всего остального. Этот сок наиболее ценный, из него получают сусло наивысшего качества, так называемое “кюве”. Купить бутылку шампанского с надписью “кюве” большая удача, так как выпуск таких элитарных вин весьма ограничен.
Затем ступенчато повышают давление (и так несколько раз) и получают сусло разного качества. Первый раз суслу присваивается высшее качество, а затем качество его снижается.
Сусло собранное в больших чанах отстаивается сутки. Это делается для того, чтобы на дно осели твердые органические частицы. Однако попав в отстойный чан сусло начинает бродить и начавшие было оседать частицы, вновь пускаются в пляс. Вся эта пляска происходит из-за того, что начинают свою работу так называемые “дикие дрожжи”, которые всегда есть в винограде. Для того чтобы их успокоить, пустые отстойные чаны перед их наполнением обкуривают, сжигая в них серные фитили, поскольку серный газ парализует дикие дрожжи и препятствует их размножению.
Наконец сусло после отстоя и фильтрации попадает в святая — святых шампанского производства — бродильные чаны. Эти чаны находятся в специальных бродильных помещениях с кондиционированными условиями, как правило это специально оборудованные пещеры или туннели. Их заполняют не полностью, а на 50-70%.
В бродильных емкостях в сусло добавляются специально выращенные чистые расы натуральных винных дрожжей. Секреты их получения, сочетание их различных типов является производственным секретом фирмы, во многом определяющим букет оригинальных качеств шампанского.
К этим дрожжам предъявляется еще одно требование, они должны работать при низкой температуре и чем ниже рабочая температура дрожжей, тем качественнее получается вино.
Брожение протекает до тех пор, пока вино не наберет 10% алкоголя. На этом бурное брожение приостанавливается. В чаны доливают такое же вино и начинается процесс так называемого тихого брожения, который заканчивается при снижении сахара в вине примерно до 1 г/л (дрожжи съедают сахар). Весь процесс протекает 3.5 месяца.
Далее еще один ответственный момент. Вино “снимают с дрожжей”, фильтруют и смешивают с винами произведенными из различных сортов винограда и даже вин разных лет производства. Такой процесс носи название ассамбляж (от французского слова “объединение”). Именно он придает каждому фирменному шампанскому свои неповторимые вкусовые качества. И это тоже является производственной тайной.
Каждое производство в этом процессе решает один принципиальный вопрос — какой должно быть соотношение старых и молодых вин?
Еще совсем недавно французские виноделы предпочитали использовать до 60% старых вин. Российские же шампанисты считают, что шампанское — это вино молодости. Оно должно быль легким и свежим и поэтому в ассамбляже должно быть 60-70% молодых вин, дающих свежесть, а остальное старые вина.
Сейчас французские виноделы также приняли русскую методику ассамбяжа. Интересно, к чему бы это? Скорее всего это связано с явным международным успехом русского шампанского и его прекрасными вкусовыми качествами.
После проведения ассамбляжа в получившийся купаж (смесь вин) добавляется в строго рассчитанной пропорции сахар в виде разработанной фирмой ликера (сиропа из вина и сахара) и чистая культура дрожжей. После перемешивания такое вино разливается по бутылкам. Такой розлив вина по бутылкам, соответствующий одному и тому же купажу и технологии, называется ТИРАЖ.
Профессионалы-виноделы, коллекционеры и просто любители вина часто собирают этикетки от бутылок шампанского, получая интересную информацию об удачных тиражах фирмы.
Процесс вторичного брожения происходит при температуре 10-14C в специальных подвалах, куда бутылки шампанского укладывают на специальные пюпитры.
Во время вторичного брожения каждую бутылку без исключения каждый день поворачивают на 10-15 градусов и чуть-чуть изменяют ее угол наклона к горизонту. Этот процесс длятся до полугода и при этом давление в бутылке возрастает до 5-6 атмосфер (в автомобильной шине всего 2).
И наконец самая ответственная операция — удаление дрожжевого осадка. Осадок при постепенном вращении бутылки и увеличении ее наклона к горизонту за полгода скапливается на пробке. Для того, чтобы убрать его из закрытой бутылки, ее замораживают до -30. При этом осадок на пробке превращается в маленькую льдинку. Затем бутылку открывают с легким хлопком (давление при заморозке так же уменьшается) и осадок вылетает из бутылки. Важно при этой операции не потерять дорогого вина. Итак, осадок удален, бутылка долита тем же шампанским, заново укупорена. После этого она отправляется на пролежку, которая длится от 2 до 7 лет.
Процесс производства шампанского завершает художественное оформление бутылки, и она из темных подвалов, где провела долгие годы в голом непривлекательном виде, в залитый светом мир людей.
К оформлению бутылок шампанского каждая фирма привлекает талантливых художников и дизайнеров. Такие бутылки являются коллекционными и их стоимость может в десятки раз превышать стоимость обычных фирменных бутылок.
Однако не следует думать, что слово “классическое” в описании технологии означает застывшее. Даже классическая технология постоянно совершенствуется. Так группа исследователей института биохимии Академии Наук России заметили, что прежде чем дрожжевые клетки вступают в процесс создания шампанского, они должны разрушиться. Однако самопроизвольное разрушение длится очень долго, а что если помочь? Эксперимент оказался удачным. Заранее размельченные дрожжевые клетки с уже выделенными ферментами позволяют на целый год ускорить процесс созревания шампанского классическим методом и улучшить его вкусовые качества.
Как рождается шампанское в непрерывном потоке?
Итак вы познакомились с классической технологией производства шампанского. Понятно, что процесс этот долгий и практически не управляемый. Положили — повернули -подождали и так несколько лет...
Что можно сделать по-другому не повредив качеству?
Идея шампанизации вина в непрерывном потоке родилась в 1940 году и проверена в лабораторных условиях во время войны в Краснодарском институте пищевой промышленности. Автор идеи советский ученый Георгий Герасимович Агабальянц. Результаты же эксперимента оказались обнадеживающие.
В 1950 году на Горьковском заводе шампанских вин прошли первые производственные испытания. Однако правильно организовать производственный эксперимент не смогли. Не хватило настойчивости, умения, профессионализма и сил. Не одни лишь победы были у нас...
Испытание пришлось организовывать заново в 1954 году на Московском заводе шампанских вин (ныне ОАО “Корнет”). К эксперименту привлекли не только специалистов завода, инициативных теоретиков и практиков, но и целый НИИ. Завод на ходу переоборудовался в гигантскую экспериментальную базу. Необходимо было путем эксперимента найти оптимальное значение нескольких тысяч параметров, влияющих на процесс производства шампанского. На основе этого эксперимента следовало организовать конструирование, изготовление и испытания комплекса абсолютно нового оборудования.
На заводе была организована круглосуточная работа. Непрерывно днем и ночью “мозговой центр” вносил коррективы: разъединялись или наоборот объединялись целые технологические цепочки, подключались и испытывались вновь созданные узлы и агрегаты, проверялась работа автоматики. Исследовалась физика, механика, химия, кинетика и биология всех процессов от подготовительных до розлива шампанского по бутылкам.
Масштабы огромные. Это вам не тихая спокойная вода, а бурное непредсказуемое вино. Только исследования в области использования винных дрожжей позволили повысить их коэффициент использования более чем в 10 раз! , а потери вина сократить на 50%. Внедрение этого метода на уже действующих заводах повысило их производительность на 230%. Это было в старые добрые времена, когда можно было проводить такие грандиозные эксперименты.
Что это дало? Какие идеи удалось воплотить в жизнь?
Создан процесс в котором в непрерывном потоке из первичных виноматериалов может производится качественное шампанское. Создан такой процесс, которым можно управлять по команде опытного оператора-технолога. Создан процесс, обеспечивающий стабильность характеристик получаемого вина.
Поскольку это изобретение СССР перевернуло все представления о производстве шампанского и явилось достижением МИРОВОГО УРОВНЯ (в своей области это спутник), несколько слов о самом процессе.
Все начинается с виноматериалов. Этим словом обозначены высококачественные вина изготовленные из винограда рислинг, Алиготе, Пион, Шардоне и другие, которые поступают на завод в железнодорожных цистернах. Их перекачивают в отдельные резервуары где они и хранятся до их дальнейшего использования. Затем опытный оператор и химик, заранее определивший их лучшие пропорции (купаж) направляет вина разных сортов в общий резервуар. Там из этих отдельных вин и рождается купаж. Купаж фильтруется на фильтре, который вы можете себе представить в виде стопки промокашек толщиной 1-2 метра через которые вино и процеживается. Чистый купаж попадает в еще один резервуар в котором происходит встреча со специально приготовленной дрожжевой разводкой. Эти дрожжи выполняют хитрую роль. Они съедают кислород, попавший в вино за всю его предыдущую жизнь. После этого места встречи вино переходит в следующий резервуар. В больших металлических колоннах, так называемых ферментерах и происходит процесс удаления кислорода из вина. Если этого не делать, то вино окислится и изменит свой вкус не в лучшую сторону. Попробуйте проэкспериментировать. Откройте бутылку натурального сухого вина, попробуйте и запомните его вкус. Затем оставьте вино на воздухе в холодильнике на 1-2 дня и снова попробуйте. Это и есть окисление кислородом. Купаж выдерживается в течении некоторого времени в другом резервуаре и направляется в теплообменник, но перед его охлаждением в него воодится специально приготовленный ликер для подготовки бродильной смеси с заданным содержание сахара. Обработанный и охлажденный купаж снова фильтруется и попадает в биогенератор и там снова происходит встреча его с особо чистыми винными дрожжами. Здесь вино проводит не менее 17 суток. После 17-суточного заключения вино обрабатывается холодом и снова выдерживается в термосе-резервуаре. Затем в него снова добавляется ликер различные дозы которого позволяют получить кондиции: сухое, полусухое, полусладкое. Окончательно шампанское еще раз фильтруется на фильтре и направляется в термос-резервуар где оно “отдыхает” до розлива в бутылки.
Схема непрерывного получения шампанского позволяет производить его сколько угодно много, было бы качественное вино
Метод получил добро и в Москве начато строительство крупного специализированного комбината по производству шампанского. Строительство было завершено 29 декабря 1980 и он был введен в действие. До сих пор этот комбинат остается крупнейшим в России и все его знают как “Московский комбинат шампанских вин” (ныне ОАО “Московский комбинат шампанских вин” или МКШВ).
По инициативе руководства комбината с привлечением его финансовых средств и средств иностранных инвесторов в 1994 было создано Русско-Ирландское Совместное Предприятие по производству шампанских и игристых вин РИСП, которое является его неразрывной частью и даже связано с ним технологическими процессами. Как утверждает народная мудрость, на вкус и цвет товарищей нет. Но вопрос о том, кто как разбирается в шампанском зависит от трех обстоятельств:
Наличия денег на приобретение качественных вин Знания технологической и потребительской информации Индивидуальных вкусовых пристрастий
Действительно, если дома не хватает денег на дешевый портвейн, о каких тонких дорогих и фирменных шампанских винах может идти речь. Таким образом, к бутылке игристого вина люди с ограниченными возможностями, покупающими шампанское один раз в году (к Новому году), предьявляют простые требования: чтобы было подешевле, хлопало как из пушки и пенилось как теплое пиво.
Именно эта категория людей и является объектом внимания шарлатанов, подделывающих вино или продающих в бутылках из-под шампанского адскую смесь химических порошков. Примером таких грубых подделок служит — Ив Роше, Ля Рошель, газированная смесь спирта, воды и химических порошков. Это зелье не содержит ни капли виноградного сока и его употребеление опасно для вашего здоровья. С другой стороны, пусть продают, если хочется, но не по такой высокой цене, как и элитарное шампанское. Все зависит от вас — потребителей. Не переплачивайте! Если это не шампанское, то и стоить оно должно в 3-4 раза дешевле. В противном случае вас обманывают дважды: первый раз обвешивают, второй — обсчитывают. Смотрите сами и решайте.
Теперь для тех, у кого есть деньги и есть желание попробовать настоящее шампанское. Для того, чтобы выбрать из большого количества фирменных бутылок в настоящем магазине, надо еще кое-что знать об условиях производства этого самого элитарного вина в мире, о самих фирмах, их опознавательных знаках и марках вина. Солидные фирмы фиксируют эту информацию на этикетках, но в зашифрованном виде.
Итак, вы решили первые два вопроса — деньги и фирму-изготовителя. Остается третий, какое шампанское купить: брют, сухое, полусухое или полусладкое? Тут нельзя сказать однозначно. Хорошо сделанное вино в любых видах прекрасно. Все зависит от вашего вкуса.
Однако следует отметить, что профессионалы-виноделы, как правило, предпочитают брют или сухое шампанское, не содержащее сахара и позволяющее боле точно ощутить весь букет вкусовых качеств, присущих тому или иному шампанскому (это как чай без сахара и лимона для гурмана). Наиболее дорогое и качественное фирменное шампанское, как правило, бывает брютом. Существуют однако чисто национальные пристрастия. Замечено, что россияне, американцы и немцы предпочитают шампанское послаще (полусухое или полусладкое). Причем, с возрастом приверженность к более сладким кондициям увеличивается. Наблюдалась такая живописная картинка в Германии. Две пожилые фрау встретились в кафе, заказали бытылочку дорогого брюта, а к нему бутылочку обыкновенного сиропа… Вот и решайте, какое шампанское лучше: брют, сухое, полусухое или полусладкое (сладкое уже много лет как почти никто не выпускает).
Есть и другое правило выбора шампанского от виноделов:
Если человек пьет шампанское один-два раза в году, он должен покупать полусладкое. Если человек пьет шампанское каждый месяц, он должен выбирать сухое, а специалисты, эксперты, аристократы и “демократы”, которые пьют шампанское ежедневно, должны пить только брют.
При наличии хороших финансовых возможностей и вкуса имеется широкий выбор шампанских вин высокого класса Франции и России - стран имеющих Гран При и золотые медали почти всех международных конкурсов.
Во Франции имеется более 120 небольших фирм, производящих шампанское, и только 16 из них имеют высокий рейтинг в мире, и они производят 65% всего французского шампанского. Следует отметить, что все эти 16 фирм производят шампанское традиционным способом, методом вторичного брожения в бутылках с выдержкой от 3 до 8 лет. Именно эти фирмы на рынке Франции имеют наибольший коммерческий успех.
В 1980 году во Франции продано 121.4 млн. бутылок шампанского и на экспорт ушло 55 млн. бутылок. За этот же год СССР выпустил 160 млн. бутылок. Из них 800 тысяч классическим методом (Абрау-Дюрсо). Американцы за этот год выпустили всего 7 млн. бутылок.
4.2. Составление карты коктейля.
Для правильного расчета количество алкоголя на одну персону на фуршет или банкет, необходимо исходить из следующих данных: количество напитка в одной бутылке (т.е. емкость бутылки) и количество напитка в бокале.
Надо учесть еще ряд факторов, которые необходимы при составлении алкогольной карты:
— вид мероприятия (банкет, фуршет, коктейль и т. д.)
— продолжительность мероприятия
— время года
— характер мероприятия (деловая встреча, праздничный банкет, презентация)
— количество приглашенных гостей и соотношение мужчин и женщин
— меню
— время года
и прочее.
Для мероприятия выделяют основные группы напитков:
1) Шампанское
2) Вино
3) Крепкие напитки.
ШАМПАНСКОЕ
Стандартная емкость бокала для шампанского – 150 мл.
Рассчитаем количество бутылок для мероприятия:
150 мл* количество бокалов на персону* количество персон/емкость бутылки.
Стандартная емкость бутылки 750 мл, однако, не стоит забывать про магнумы: 1,5 л для больших банкетов и маленькие бутылочки 375 мл для коктейльных вечеринок.
Если все-таки речь идет о стандартной бутылке, и рассчитывается 1 бокал на персону, то для простоты полезно помнить, что 750 мл — это 5 порций по 150 мл, т.е. одна бутылка будет разлита на 5 человек.
Особенности: этот напиток, как правило, чаще используется в двух случаях: на приветственном коктейле (встреча гостей) и как основной напиток для первого тоста на банкете, и для этого рассчитывают 1 бокал на персону.
Подача напитков: не забывайте о том, что шампанское — напиток игристый и, помимо того, что подается он в охлажденном состоянии, требуется какое-то время на розлив и «оседание». Распространенной ошибкой при сервировке шампанского может быть желание разлить его по бокалам как можно ближе к официальному началу мероприятия. Если на мероприятии присутствует большое количество гостей (100-150) и шампанское по регламенту должно быть сервировано для всех единовременно, то проблема становится очевидной. Начать разливать напиток в данном случае следует не позднее, чем за 20 минут до начала мероприятия.
Для мероприятий, на которых шампанское является основным или даже единственным напитком, основное значение для расчета будет иметь длительность мероприятия.
ВИНО
Существуют несколько способов для расчета вина. Исходят из стандартной емкости бокала для красного вина – 150 мл и для белого – 120 мл.
Первый способ:
Рассчитывают на 1 персону 1 бокал белого (по 120 мл) и 2 красного (по 150 мл).
Белое вино:120 мл*1 бокал*количество персон/ емкость бутылки.
Красное вино:150 мл*2 бокала*количество персон/ емкость бутылки.
Это базовое соотношение, количество вина можно увеличить, но соотношение остается таким. Стандартная емкость бутылки – 750 мл, но, так же как в случае с шампанским, существуют и другие (большие и меньшие).
При этом мы можем исходить из того, что те гости, которые предпочитают красное вино, вряд ли будут смешивать его с белым, и наоборот. Причем белое вино обычно пьет треть гостей. Таким образом, на данном мероприятии на одну персону приходится либо 3 бокала красного вина, либо 3 бокала белого вина.
Здесь важно понимать, что вне зависимости от того смешивают гости вино или каждый гость будет пить за вечер 1 бокал белого и 2 бокала красного вина, количество бутылок при расчете все равно совпадает.
Пример: рассчитаем количество вина на 100 персон, емкость бутылок стандартная — 750 мл.
В случае если принять, что гости смешивают вино:
Белое: 120x1x100/750 = 16 бутылок.
Красное: 150x2x100/750 = 40 бутылок.
В случае если принять, что гости не смешивают вино, и только треть гостей предпочитает белое, а две трети — красное:
Белое:120x3x33/750 = 16 бутылок.
Красное: 150x3x67/750 = 40 бутылок.
Второй способ:
Принимают за точку отсчета количество бокалов по 150 мл на персону (чаще всего 3 бокала). Условно делят все количество вина на 3 части и заказывают 1/3 белого вина и 2/3 красного.
Особенности: Соотношение количества белых и красных вин может измениться благодаря преобладанию мясных или рыбных блюд в меню. Для мероприятий на открытом воздухе, в теплое время года имеет смысл увеличить долю белых вин, так как опыт показывает, что именно им отдают предпочтение практически половина приглашенных. Также влияет фактор преобладания женщин среди гостей мероприятий – в этом случае в алкогольной карте количество вина должно быть больше, чем крепких напитков по сравнению со стандартным расчетом.
Подача напитков: белое вино подается охлажденным 8-12 С0, а красное – до 16-18 С0 (соответственно, менеджер должен предусмотреть время на то, чтобы вино достигло нужной температуры). Очень плохо, если считают, что красное вино не нужно охлаждать вовсе, а с момента доставки прошло несколько часов, вино успело нагреться и от этого потеряло большую часть своего вкуса и аромата. Переохлаждение для красного вина также нежелательно, но это не так плохо как перегрев, т.к. в случае переохлаждения у вина все же остается шанс повысить свою температуру в бокале.
Технологическая карта коктейлей Тинторетто
В этой новости мы вам расскажем как готовить коктейль Тинторетто
Что нужно:
1. Шампанское (120мл)
2. Гранатовый сок (30мл)
3. Сахарный сироп (10мл)
Инвентарь: Барная ложка, бокал для шампанского
Что делать:
Все настолько элементарно, что даже диву даешься как при смешении такого ограниченного количества ингредиентов получается такое великолепие. Для того, чтобы приготовить этот коктейль просто в бокал для шампанского собственно шампанское, сок и сахарный сироп и помешайте ложечкой. Никаких проблем. Коктейль Тинторетто готов
Как пить коктейль:
Желательно в романтичной обстановке со своей второй половинкой или с будущей второй половинкой.
Теперь Вы умеете готовить коктейль Тинторетто.
Глава 5. Кулинарная характеристика блюд.
продолжение
--PAGE_BREAK--