Реферат по предмету "Социология"


Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества

Министерствообразования и науки РФ
Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Всероссийскийзаочный финансово-экономический институт
Филиал в г.Барнауле
Региональнаякафедра философии, истории и праваКонтрольная работа
Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развитияобществаВыполнил:Мачула И.И.
Студент 4 курса
Специальность:
Финансы и кредит
Группа: 4Ф2ДО
Зачетная книжка № 06ДФД50396
Научный руководитель:
Смехнова Г.П.
К.с.н. доцент
Барнаул – 2008

Содержание
 
Введение
Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социальногофакта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма.
Основноесодержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности.Нормальное и патологическое в развитии общества.
Что такоепарадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить всоциологии?
Заключение
Список литературы

Введение
 
Профессиональнаядеятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма, но, несмотря на это, онактивно и непосредственно участвовал в разного рода общественных организациях идвижениях. Он был человеком демократических и либеральных убеждений,сторонником социальных реформ, основанных на научных рекомендациях. Многие еюпоследователи участвовали в социалистическом движении, и сам он симпатизировалреформистскому социализму жоресовского толка. Вместе с тем Дюркгейм былпротивником революционного социализма, считая, что подлинные и глубокиесоциальные изменения происходят в результате длительной социальной инравственной эволюции. С этих позиций он стремился примирить противоборствующиеклассовые силы, рассматривая социологию как научную альтернативу левому иправому радикализму.
Будучи человеком долга,прежде всего, Дюркгейм постоянно стремился соединять в своей собственной жизнипринципы профессиональной и гражданской этики, которые послужили одним изглавных и излюбленных предметов его научных исследований и преподавания.Практическая цель его профессиональной и общественной деятельности состояла втом, чтобы вывести французское общество из тяжелого кризиса, в котором онооказалось в последней четверти XIX в. после падения прогнившего режима ВторойИмперии, поражения в войне с Пруссией и кровавого подавления Парижской Коммуны.В связи с этим он активно выступал против сторонников возрождения монархии иприверженнее «сильной власти», против реакционных клерикалов и националистов,отстаивая необходимость национального согласия на республиканских, светских ирационалистических принципах, на основе которых во Франции сформироваласьТретья республика.

Учение о методе Э.Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э.Дюркгейма
Дюркгейм был убежденным ибескомпромиссным рационалистом, а рационализм — французская национальнаятрадиция, начало которой положил Декарт. «Манифест» дюркгеймовской социологии,книга «Правила социологического метода» (в рус. пер. — «Метод социологии»),удивительным образом перекликается с «Рассуждением о методе» Декарта. Оба трудаобъединяет одна цель: найти рациональные принципы и приемы, позволяющиеисследователю постичь истину независимо от личных склонностей, общепринятыхмнений и общественных предрассудков всякого рода. У Декарта мы встречаем самопонятие «правила метода», вынесенное Дюркгеймом в заглавие его основногометодологического труда; именно этим «правилам» посвящена вторая часть«Рассуждения о методе».
Важную роль вформировании воззрений Дюркгейма сыграли идеи Г. Спенсера и биоорганическойшколы. Влияние Спенсера было неоднозначным: одновременно «негативным» и«позитивным» в указанном выше смысле. Многие концепции Дюркгеймаразрабатывались в полемике с концепциями английского мыслителя. Однако висследованиях Дюркгейма сказалось и «позитивное» влияние идей Спенсера. Этоотносится, в частности, и к структурно-функциональной стороне социологииДюркгейма (анализу общества как органического целого, в котором каждый институтиграет определенную функциональную роль), и к эволюционистской стороне,поскольку вслед за Спенсером французский социолог рассматривал сложные типыобществ как комбинации простых. Вообще склонность использовать «элементарныеформы» как модель для изучения форм развитых, определившая, в частности,обращение Дюркгейма к этнографическому материалу, в значительной мере стимулироваласьработами Спенсера, также строившего свою социологию на большом этнографическомматериале.
В отличие от МарксаДюркгейм противопоставлял понятия «социализм» и «коммунизм». С его точкизрения, при коммунизме социальные функции являются общими для всех, социальна*масса но состоит из дифференцированных частей; социализм же, наоборот, основанна разделении труда и «стремится связать различные функции с различнымиорганами и последние между собой»
Дюркгейму было присущеширокое толкование социализма, он считая, что для его понимания нужноисследовать все его виды и разновидности. Исходя из этого, он определялсоциализм следующим образом: «Социализм — это тенденция к быстрому илипостепенному переходу экономических функций из диффузного состояния, в которомони находятся, к организованному состоянию. Это также, можно сказать,стремление к более или менее полной социализации экономических сил».
Несмотря на то чтонаучное творчество Дюркгейма находилось на пересечении множества влияний итрадиций социальной мысли, он не считал, что социология как наука ужесформировалась. Теории Конта и других мыслителей прошлого столетияпредставлялись ему слишком общими и схематичными, содержащими лишь предпосылкисобственно научной социологии. Самостоятельную науку об обществе со своимсобственным предметом и специфическим методом, с его точки зрения, ещепредстояло создать. Дюркгейм ощущал себя призванным осуществить эту задачу.
Основополагающие принципысоциологии Дюркгейма часто обозначают как «социологизм». Этот термин,несомненно, огрубляет и упрощает представление о дюркгеймовской теории. Тем неменее, он может служить полезным ориентиром, указывающим на некоторыесущественные особенности социологических воззрений французского ученого.
Для пониманиядюркгеймовского «социологизма» необходимо выделить и различать в нем двааспекта: онтологический и методологический.
Онтологическая сторонасоциологизма», т. е. концепция социальной реальности, выражена вследующих базовых положениях.
1. Социальная реальностьвключена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива,основательна и «реальная, как и другие виды реальности, а потому, подобнопоследним, она подчинена действию определенных законов.
2. Общество — этореальность особого рода. не сводимая к другим ее видам.
Социология Дюркгейма несоставляла в этом смысле исключения. Человек для нею — и о двойственнаяреальность, hото dир! ех, вкоторой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная ииндивидуальная.
3.Онтологическая сторона «социологии» но сводится, однако, к признаниюосновательности и автономии социальной реальности.
Такимобразом, характерная онтологическая черта «социологизма» — это «социальныйреализм», хотя у Дюркгейма он и не выражен в столь экстремистской форме, как,например, у Гумпловича
Методологический аспект«социологизма» тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему.
Методологический монизмДюркгейма резко контрастировал с дуалистическими трактовками научнойметодологии, противопоставлявшими «объяснение» и «понимание» (В. Дильтей),«номотетический» и «идеографический» (В. Виндельбанд), «генерализирующий» и«индивидуализирующий» (Г. Риккерт) методы в естественных науках и науках окультуре Эта тенденция, характерная для немецкой философии того времени, в целомне была присуща Франции, где в социальных науках господствовали позитивистскаяметодология и представление о единстве научного знания.
Однако «социологизм»Дюркгейма выходит за рамки этого методологического принципа. Поскольку всоответствии с его «социальным реализмом» общество оказывается доминирующей,высшей реальностью, поскольку происходит социологизация как объясняемых, так иобъясняющих фактов. Социологический способ объяснении провозглашаетсяединственно верным, исключающим другие способы или включающим их в себя.Социология в результате выступает не только как специфическая наука осоциальных фактах, но и как своего рола наука наук, призванная обновить исоциологизировать самые различные отрасли знания: философию, гносеологию,логику, этику, историю, экономику и др.
Таковы основные принципы«социологизма», посредством которых Дюркгейм обосновывал необходимость ивозможность социологии как самостоятельной науки.
2. Основное содержаниесоциологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальноеи патологическое в развитии общества
 
Тема социальнойсолидарности — главная тема социологии Дюркгейма. По существу, солидарность длянего — синоним общественного состояния. Его первый лекционный курс в Бордоскомуниверситете был посвящен проблеме социальной солидарности, а первая книга — обоснованию «солидаризирующей» функции разделения труда. В своем исследованиисамоубийства он связывал различные типы этого явления с различной степеньюсоциальной сплоченности. Наконец, последнее значительное исследованиефранцузского ученого посвящено доказательству тезиса о том, что создание иподдержание социального единства — основная функция религиозных верований идействий.
При жизни Дюркгейм издалчетыре книги: «О разделении общественного труда» (1893), «Метод социологии»(1895), «Самоубийство» (1897) и «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).Книга «О разделении общественного труда» представляет собой публикацию успешнозащищенной докторской диссертации автора.
Для обоснования этогоположения Дюркгейм развивает теорию, которая сводится к следующему. Если вархаических («сегментарных») обществах социальная солидарность основана наполном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании»(«механическая солидарность»), то в развитых («организованных»)) социальныхсистемах она основана на автономии индивидов, разделении функций,функциональной взаимозависимости и взаимообмене («органическая солидарность»),причем «коллективное сознание» здесь не исчезает, но становится более общим, неопределенным,его состояния становятся менее интенсивными, и оно действует в болееограниченной сфере.
Вначале Дюркгеймрассчитывал на то, что со временем разделение труда само придет к своему«нормальному» состоянию и начнет порождать солидарность. Но уже ко времениопубликования «Самоубийства)» (1897) и особенно выхода второго издания книги «Оразделении общественного труда» (1902) он приходит к мысли о необходимостисоциально-реформаторских действий по внедрению новых форм социальной регуляции,прежде всего посредством создания профессиональных групп (корпораций). Этонашло отражение в предисловии ко второму изданию книги.
Так как общество частьприродного мира, то и наука о нем – социология должна быть подобна наукам оприроде. Ее цель – исследование устойчивых причинно-следственных связей изакономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективныхметодов, аналогичных методам естественных наук. Дюркгейм отмечает, чтосоциология должна изучать социальную реальность. Элементами социальной реальностиявляются социальные факты, совокупность которых и составляет общество.
Социологию Э. Дюркгеймделил на три основные сферы: социальную морфологию; социальную физиологию иобщую социологию.
Социальная морфологияаналогична анатомии: она исследует общество с точки зрения его структуры,материальной формы или, во-первых, географической основы жизни народов,во-вторых, народонаселение, его объема, плотности, распределения по территории.
Социальная физиологияисследует «жизненные проявления общества» и охватывает ряд частных социальныхнаук: 1) социологию религии; 2) социологию морали; 3) юридическую социологию;4) экономическую социологию; 5) лингвистическую социологию; 6) эстетическуюсоциологию.
Общая социология подобнообщей биологии, осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболееобщие законы.
Центральнойсоциологической идеей, которая практически проходит через всю творчество Дюркгейма,является идея общественной солидарности. По существу, солидарность для него-синоним общественного состояния. В своем исследовании самоубийства он такжесвязывал различные типы этого явления с различной степенью социальнойсолидарности. Решение проблемы солидарности у Дюркгейма связано, прежде всего,с ответом на вопрос: «Каковы те связи, которые объединяют людей друг с другом.
В своем исследованиисамоубийства он связывал различные типы этого явления с различной степеньюсоциальной сплоченности. Данная проблема рассматривается ученым, прежде всего вработе «О разделении общественного труда».
Эта тема была постоянно вцентре внимания социологии. Разделение труда – закон природы, подчеркивал Э.Дюркгейм, но он рассматривает этот вопрос не вообще, а с точки зрениясоотношения личности и общества.
В объяснении этойпроблемы Дюркгейм отталкивается от типичной для социологии ХIХ века идеи двух типов общества:традиционное и современное и выделяет два типа солидарности: механическую иорганическую солидарность.
Механическая солидарностьосновывается на неразвитости и сходстве составляющих общество людей. Индивид в такомобществе не принадлежит сам себе.
Органическаясолидарность, которая порождается разделением общественного труда и котораяоснована не на сходстве, а на различии индивидов. Если механическаясолидарность предполагает поглощение индивида коллективом, то органическаясолидарность — развитие личности. Именно разделению труда индивид осознает своюзависимость от общества. Рассматривая солидарность как высший моральныйпринцип, высшую универсальную ценность, Дюркгейм признавал и моральноеразделение труда. Тем не менее любое современное общество, в которомгосподствует органическая солидарность, чревато опасностью разъединения ипроблем и конфликтов.
3. Что такое парадигмав социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?
 
Парадигма – универсальнопризнанное научное достижение, обеспечивающее в течении значительного времениобразцы проблем и решений сообществу ученых. Кун критиковался за разнообразиесмысла термина. Однако главная причина тому заключалась в его желании привлечьвнимание к двум фактам: наука есть явление из “плоти и крови”, ее характер идостижения нельзя адекватно понять, если сводить науку к абстрактным теориям.Иногда не определенность концепции может оправдываться тем, что она отражаетнеопределенность в сущности предмета.
Хотя Кун рассматриваетнаучные парадигмы как признак зрелости социальных наук, называемых им“предпарадигматическими”, можно говорить о “парадигмах”, понимая социальныенауки как “мультипарадигматические” то есть отражающие трудности и дивергентныеинтерпретации сущности предмета.

Заключение
Дюркгейм дал одно изнаиболее развернутых и убедительных онтологических обоснований необходимости ивозможности социологии как науки. Он доказывал, что общество — это реальностьособого рода, не сводимая ни к какой другой. Вместе с тем он подчеркивал, чтоэта реальность обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что иприрода, и так же, как природные явления, она не поддается произвольномуманипулированию. Таким образом, Дюркгейм отстаивал необходимость осторожного иуважительного отношения к обществу в социальной практике, важность опоры нареальные спонтанные тенденции при воздействии на социальные процессы.
Дюркгейм был склонен ксакрализации общества (освящению) общества как такового. Но этот изъян зачастуюпревращался в достоинство. Именно благодаря ему и в профессиональном, и вмассовом сознании утверждался высокий онтологический статус общества, а вместес тем — и науки об обществе — социологии.
Доказывая «нормальный»характер солидарности в обществе и «анормальный» характер ее отсутствия,Дюркгейм в значительной мере выдавал желаемое за действительное. За это онподвергался вполне обоснованной критике. Он чрезмерно оптимистично оценилреальность и перспективы «органической» солидарности и недооценил вероятностьвозникновения новых форм (или возрождения) «механической» солидарности втоталитарных обществах.
Известно, что разделениетруда не только порождает социальную солидарность; оно ведет к формированиюспецифических социальных групп со своими особыми, нередко конфликтующимиинтересами, Это обстоятельство справедливо подчеркивал Маркс. Тем не менее,акцент Дюркгейма на солидарности и согласии имел под собою во всяком случае неменьше основания, чем акцент на роли борьбы и конфликта в обществе,свойственный теориям Маркса и социальных дарвинистов. Очевидно, что социальнаясолидарность — не менее, а, вероятнее всего, более «нормальное» и универсальноеявление, чем социальный конфликт.
Дюркгейм внесважнейший вклад в понимание обществакак ценностно-нормативной системы. Он подчеркивал, что социальное поведениевсегда регулируется некоторым набором пpaвил, которые являются одновременно обязательными ипривлекательными, должными и желательными. Правда, Дюркгейм недооценивал тотфакт, что различные социальные группы зачастую по-разному интерпретируют одни ите же нормы и ценности. Но он прекрасно выразил значение кризисов, нарушений ипустот в ценностно-нормативной системе общества, введя в социологию оченьважное понятие аномии.
Дюркгейм разработалметодологические принципы социологической мышления, конкретные методы, правилаи процедуры, касающиеся определения, наблюдения, объяснения социальных явлений,научного доказательства и т.д. Он внес вклад в самые разные отраслисоциологическою знания: в общую теорию, в частные теории, в исследованиеотдельных сфер и явлений социальной жизни: морали, права, отклоняющегосяповедения. семьи, воспитания, религии, ритуала и т.д.

Список литературы
1. Дюркгейм Э. О разделении общественноготруда. Метод социологии. М, 1991.
2. Гофман А.Б. Семь лекций по историисоциологии. М., 1997.
3. Арон Р. Этапы развитиясоциологической мысли. — М., 1993.
4. Фролов С.С. Социология. Учебникдля вузов. – М ., 2007.
5. Кравченко А.И… Социология:Учебник для вузов – СПб, 2007
6. Дюркгейм Э. Социология исоциальные науки // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение.М., 1995.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.