Реферат по предмету "Социология"


Эволюция современного чиновничества и совершенствование управления социальными процессами

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Вятский Государственный Гуманитарный Университет»
Факультет управления
Кафедра Государственного и муниципального управления и менеджмента
Курсовая работа
По дисциплине: «Исследование социально-экономических иполитических процессов»
На тему: Эволюция современного чиновничества и совершенствованиеуправления социальными процессами
Выполнила: Вольхина Виктория
Группа У-41 специальность ГМУ
Руководитель: к. и. н, доцентКурис М.Ю.
Киров 2009

Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты эволюции современногочиновничества
1.1 Из истории постсоветского чиновничества
1.2 Проблемы и перспективы развития современного чиновничества
1.3 Понятие социального процесса и управление им
2. Совершенствование управления социальными процессами (напримере Национального проекта «Здоровье»)
2.1 Описание национального проекта: причины введения,задачи, направления и социально-политические последствия при условии успешнойреализации
2.2 Реализация национального проекта «Здоровье» вКировской области в 2009 году
3. Анализ реализации ипредложения совершенствования по реализации ПНП «Здоровье»
3.1 Анализ реализации Приоритетного национального проекта«Здоровье» в Кировской области
3.2 Предложения по усовершенствованию реализациейПриоритетного национального проекта «Здоровье»
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
Переход к новой общественной системе, характерный длясовременной России предполагает изменение форм и методов управления социально — экономическими процессами. Вместо директивности на первый план выходят проблемымоделирования социально-экономических процессов и косвенного воздействия на них.В этих условиях возрастает роль социального анализа в научном обоснованиипроводимых преобразований. Изучение социальной динамики может многое прояснитьв естественных изменениях, вызванных перестройкой, реформированием социальныхструктур. Сам социальный анализ все больше должен базироваться на использованиивсего арсенала методов, предлагаемых современной наукой. Среди этих методовособый интерес представляют подходы к количественной оценке состояния идинамики социально-экономических процессов.
Целью данной работы является: изучение и анализ эволюциисовременного чиновничества и совершенствование управления социальнымипроцессами.
В соответствие с поставленной целью выявлены следующиезадачи:
1. Изучить теоретические аспекты эволюции современногочиновничества, а именно:
историю постсоветского чиновничества;
проблемы и перспективы развития современного чиновничества.
определение управления социальными процессами.
2. Дать характеристику управления социальным процессом (напримере Приоритетного национального проекта «Здоровье») в РФ и вКировской области.
3. Провести анализ реализации Приоритетного национальногопроекта «Образование» и дать рекомендации по усовершенствованиюуправления Национальным проектом «Здоровье».
Предмет исследования: социальные процессы (на примереПриоритетного национального проекта «Здоровье».
Объект исследования: Российская Федерация и Кировскаяобласть.
Информационная база: нормативно-правовая, периодическая,методическая, учебная и справочная литература, публикации в интернет за2007-2009 годы.
Методы исследования: аналитический, монографический,исторический, диалектический.
1. Теоретические аспекты эволюции современногочиновничества
 1.1 Из истории постсоветского чиновничества
Прежде чем говорить об истории необходимо дать определениегосударственному служащему. Федеральный закон «О государственнойгражданской службе» даёт лишь определение государственной гражданскойслужбе — вид государственной службы, представляющей собой профессиональнуюслужебную деятельность граждан Российской Федерации на должностяхгосударственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечениюисполнения полномочий федеральных государственных органов, государственныхорганов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственныедолжности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должностисубъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другиеслучаи).
Государственная гражданская служба Российской Федерацииподразделяется на федеральную государственную гражданскую службу игосударственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.
Понятие «чиновник» также включат и муниципальныхслужащих. Муниципальная служба — профессиональная деятельность граждан, котораяосуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы,замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Теперь, непосредственно, перейдём к истории постсоветскогочиновничества.
/>/>/>/>До1990-х гг. в России не существовало закона о государственной службе. Поэтому небыло и четкого представления о том, кто относится к государственным служащим. Икогда на смену партийно-государственной номенклатуре пришла новая российскаяэлита, государственный аппарат продолжал комплектоваться во многом по старымправилам, несмотря на заявленный отказ от номенклатурного принципа.
Российское чиновничество начала 1990-х гг. состояло из двухнеравных групп. Большая группа — это сумевшая удержаться на месте номенклатура,сохранившая корпоративные связи и прежнюю этику поведения. Вторая группа — «новые» чиновники — обязаны своим появлением демократической волне1988-1991 гг. Эти «новые» чиновники принесли с собой дух обновления имитинговые замашки, но, столкнувшись с рутиной государственного управления,многие из них ушли с государственной службы, занявшись бизнесом, общественнойдеятельностью или вернувшись к прежней жизни. И без того небольшая численность«новых» чиновников стала сокращаться, но определенные сдвиги вкорпусе госслужащих и политической элите все-таки произошли.
По сравнению с советской номенклатурой современнаяроссийская элита федерального уровня моложе, лучше образованна, в ней выше долягуманитариев (число экономистов и юристов увеличилось по сравнению сбрежневскими временами в три раза) и ниже — лиц с инженерно-техническимобразованием (в 1,5 раза). В два раза увеличилось число лиц, имеющих ученуюстепень. В то же время количество женщин уменьшилось в два раза, в 2,5 раза — числовыходцев из села, в 1,4 раза — число нерусских. Изменения полового иэтнического состава связаны, вероятно, с отменой квот на представительствоопределенных категорий граждан, действовавших в советскую эпоху.
В региональных элитах преемственность по отношению кноменклатуре еще заметнее.
Базовое образование госслужащих, как правило, несоответствует профилю занимаемой должности: на областном уровне профильноевысшее образование имеют 15% управленцев, на районном и волостном — 8%. Болеетого, в отдельных регионах связь современного корпуса государственных служащихс прежней номенклатурной системой выражена еще сильнее.
Изменились и количественные показатели: численностьгосслужащих в России за 1992-1997 гг. возросла вдвое. 1998 г., по некоторымоценкам, она достигла приблизительно 2 млн. человек, что, впрочем значительноменьше, чем во многих других государствах. Сравнения здесь, однако, могут бытьне вполне корректны, поскольку в ряде западноевропейских стран к числугосударственных и муниципальных служащих относятся те, кого мы бы назвали«бюджетниками» (например, в ФРГ учитель — это государственныйслужащий).
Наблюдается также тенденция роста государственного аппаратапримерно на 14% в год [Приложение 1].
Постсоветский этап развития нашей страны сломалноменклатурный принцип подбора и расстановки кадров, отбросилдискредитировавший себя принцип идеологизации госслужбы, заложил новые принципыих подготовки и отбора, закрепив их законодательно. К сожалению, современноечиновничество отмечено многими родовыми пятнами предшествующих систем — коррумпированностью,непрофессионализмом, бюрократизмом. Тем не менее есть и обнадеживающиепризнаки, связанные с омоложением чиновничества, увеличением в его составелюдей с гуманитарным образованием, юристов, экономистов, владеющих современнымиуправленческими технологиями.
 1.2 Проблемы и перспективы развития современногочиновничества
Крупномасштабные изменения, происходящие в современном российскомобществе, потребовали кардинального реформирования института государственнойслужбы. Необходимость изменения к лучшему государственной машины, заставитьгосударственный аппарат служить законным интересам граждан и на благо всегообщества уже давно созрела.
Концепция реформирования системы государственной службы РоссийскойФедерации, утвержденная Президентом РФ 15 августа 2001 г., предусматриваеткардинальное обновление федерального законодательства не только в сферегосударственной службы, что неминуемо повлечет за собой пересмотр многихположений законодательства субъекта Российской Федерации, а также приведениеиных нормативно-правовых актов.
Потребность проведения реформ вытекает из необходимости преодоленияряда негативных тенденций и решения серьезных проблем, существующих ворганизации государственной службы и деятельности работников государственногоаппарата.
Итак, на настоящий момент анализ состояния государственнойслужбы и политико-правовых документов, принятых для ее изменения в соответствиис запросами современного российского общества, позволяет высказать обоснованноепредложение о том, что в России в настоящее время сложились определенныесоциально-политические предпосылки для глубокой административной реформы, и вчастности реформы государственной службы.
О проблемах реформирования государственной службы говорят и пишутюристы, экономисты, философы, социологи, специалисты по государственномууправлению, историки, представители других
гуманитарных специальностей. Однако пока целостный и единыйподход к этой сложной и актуальной проблеме отсутствует.
Изменение законодательства о государственной службеобусловлено, в свою очередь, постановкой новых государственных задач, реформой государственногоуправления, активизацией исполнительной власти в субъектах Федерации, реформойвсей экономической и политической системы.
К числу наиболее острых проблем, так или иначе связанных с государственнойслужбой, надо отнести: недостаточную развитость государственности РоссийскойФедерации; проблемы методологического обоснования государственной службы России;разработку применительно к государственной службе таких важнейшихуправленческих категорий, как «цель», «задача», «функция»;взаимоотношения государства с институтом гражданского общества; определениеобъема и предмета госслужбы; необходимость формирования целостной системыгосслужбы; устранение противоречий и пробелов в законодательстве огосударственной службе и обеспечение ее комплексного правового регулирования; повышениепрестижа и социальной привлекательности государственной службы в российскомобществе; распространенность в деятельности госаппарата некоторыхантисоциальных явлений (волокита, бюрократизм, отчуждение власти от народа,сращивание отдельных чиновников с криминальными элементами и др.), чтопорождает интегральную проблему — недостаточную эффективность деятельностигосударственной власти и их аппаратов.
Надо сказать, что это не все проблемы, связанные сосуществлением государственной службы. Существует ряд региональных проблем государственнойслужбы в сфере соотношения правового регулирования государственной имуниципальной служб.
Из анализа документов, предназначенных для построения современнойсистемы государственной службы в нашей стране, вытекает, что реформированиегосударственной службы становится приоритетным направлением в рядестратегических задач, что позволит привести систему
государственной службы и технологии процессуальнойдеятельности государственных служащих в соответствии со сложившимися общественнымиотношениями и новыми экономическими условиями, сформировать систему управлениягосударственной службы и улучшить качество услуг, а это в свою очередь повыситдоверие граждан к органам государственной власти.
Проблема государственной службы и гражданского общества былавпервые обозначена в концепции реформирования системы госслужбы РФ от 15.08.2001г. В преамбуле Указа Президента РФ от 19.11.2002 г., которым она былаутверждена, специально подчеркивается направленность на развитие гражданскогообщества. В основу взаимодействия государственной службы и гражданскогообщества должны быть положены два базисных принципа: во-первых, принципслужения государству, и во-вторых, принцип открытости и гласности восуществлении государственной службы. Вместе с тем в результате реформыгосударственной службы не должно произойти подмены служения государственногоаппарата, всего корпуса государственных служащих. Речь идет об обществе,которому служат политические институты, получающие свои властные полномочия непосредственноот народа, будь то президент или парламентарий.
Стабильность положения государственного служащего должнабыть обеспечена закрепленной юридически невозможностью его иначе, кроме как закакие-либо противоправные деяния, а также за недостойное поведение, подрыванияавторитета публичной власти в обществе, возможность увольнения с госслужбы потак называемым организационно — правовым мероприятиям. К сожалению, покаситуация иная. Реально стабильность положения государственного служащего даетему необходимую относительную независимость от руководителя.
По мнению многих ученых, назрела необходимость в специальномфедеральном органе управления государственной службы, который должен обладатьнеобходимым правовым статусом и достаточными полномочиями и который занималсябы планированием целевой программы подготовки, переподготовки, повышенияквалификации государственных служащих, мониторингом их карьерного продвижения идр.
В структуре аппарата государственного органа планируется образоватьсамостоятельное подразделение по вопросам государственной службы. Пока несовсем понятно, как это подразделение будет соотноситься с федеральнымгосударственным органом управления государственной службы.
Как видно, преобразования необходимы не только в изменении правовогои социального статуса государственного служащего, защиты его от ведомственногоначальника, но и в структурной организации государственной службы. Но надосказать, что государственный аппарат слабо подвержен переменам. Недостаточностьсредств может существенно повлиять на характер и сроки устранения мероприятий,которые, в свою очередь, будут зависеть от самих чиновников, т.к они-то и будутосуществлять реформы. И если у них появится прямая заинтересованность в преобразованиях,то и проблем со сроками не возникнет.
В качестве одной из ключевых проблем, требующих своегорешения, является повышение престижа государственной службы. Одним из решений этойпроблемы является привлечение на работу в государственный аппарат образованных,профессионально подготовленных людей с достойным вознаграждением за ихдобросовестный труд. Повышение заработной платы, как показала практика,проблемы не решает. Интерес к государственной службе может возникнуть, еслиполучится создать ее общественную привлекательность, т.е. необходимостьпредоставить социальные гарантии и юридически их закрепить. Плюс ко всемунеобходимо установить экзамены, конкурсный порядок замещения вакантныхдолжностей госслужбы. Решение этих вопросов повлечет существенное изменение всистеме подготовки, переподготовки и повышения квалификации соответствующихспециалистов государственных органов.
Для предотвращения чрезмерного использования полномочий в интересахгосударственного служащего в сфере административного права необходимо усилитьправовое регулирование по вопросу ответственности государственного служащего. Нов то же время, о какой ответственности может идти речь, если даже в Кодексе обадминистративных правонарушениях нет понятия государственного служащего, неговоря уже об его ответственности. Да, в Законе «Об основахгосударственной службы Российской Федерации» говорится, чтопредоставленное право государственный служащий должен реализовывать не слепо, аразумно, добросовестно и ответственно. Злоупотребляя, государственный служащий причиняетвред не только себе, своему ведомству, но и обществу в целом. И в связи сотсутствием точного урегулирования данного вопроса проблемы возникают уже настадии привлечения к ответственности. Стабильность и относительнаянезависимость «должны сочетаться с подконтрольностью действийгосударственного служащего на каждой стадии принятия управленческого решения, атакже с неотвратимостью ответственности за нарушение закона и злоупотреблениедолжностными полномочиями. При этом основным средством обеспечения режимазаконности и дисциплины в системе государственной службы должен стать механизмдисциплинарной ответственности. Государственный служащий несет ответственность,в первую очередь, перед субъектом, наделенным дисциплинарной властью, которая всовременных условиях, очевидно, требует усиления.
Реформа государственной службы вселяет надежду на то, чтобудут гармонизированы отношения между управленческим аппаратом и обществом. Вместес тем в результате реформы государственной службы не должно произойти подменыобъекта служения государственного аппарата и всего корпуса государственныхслужащих.
Следует признать, что и существующая системаправоограничений пока далека от совершенства. Правоограничения носят абсолютныйхарактер, иной раз не учитываются должностное положение государственного служащего,уровень и ветвь власти, в которой занят, не предусматривают конкретные санкцииза нарушение узаконенных правоограничений. Имеет место парадоксальная ситуация:на служащих, занимающих противоположное положение в должностной иерархии,распространяются практически одни и те же правоограничения. Думаю, что впроцессе реформирования законодательства о государственных служащих предусмотретьопределенную их дифференциацию.
Концепция реформирования системы государственной службы РФ предусматриваетформирование трехуровневой системы управления, включающей федеральный ирегиональный уровни, а также управление государственной службой в отдельновзятом государственном органе. Использование данной системы управления дастположительный результат при условии централизации и восстановлении жесткойвертикальной подчиненности управленческих звеньев по линии государственнойслужбы.
Важно обратить особое внимание на то, что было бы ошибочно оставитьрассмотрение вопроса правового обеспечения государственной службы в отрыве отправового обеспечения муниципальной службы. Без укрепления их единства восуществлении присущих им важнейших социальных функций реализациигосударственного и муниципального управления невозможно достичь целейэффективного функционирования государства и развития общества. Правовоеобеспечение государственной службы должно базироваться на общих основаниях справовым обеспечением муниципальной службы, но с учетом признания присущего им своеобразия.Разрешение данной проблемы позволяет разрешить противоречия российскогозаконодательства. Недостатком правового регулирования государственной службы вРоссийской Федерации является неполное законодательное регулированиегосударственно-служебных отношений. Кроме того, правовые основы видовфедеральной государственной службы урегулированы различными законодательными актамиРоссийской Федерации, которые не соответствуют друг другу. В субъектахФедерации по вопросам государственной службы приняты различные законодательныеакты, которые в ряде случаев противоречат законодательству РФ.
Таким образом, не создана комплексная нормативно-правоваябаза, которая в полной мере обеспечивала бы выполнение возложенных на государственнуюслужбу задач и функций в соответствии с Конституцией Российской Федерации иобщепризнанными принципами, и нормами международного права.
В целях создания целостной системы государственной службы назреланеобходимость законодательного закрепления ее единых правовых основ. Необходиморазработать и принять приоритетные федеральные законы и иные нормативныеправовые акты о системе государственной службы Российской Федерации, о видахгосударственной службы, о местном самоуправлении и муниципальной службе.
Эти законодательные и нормативные правовые акты должны обеспечитьединый подход к правовому регулированию и организации государственной имуниципальной службы, совершенствованию системы оплаты труда государственных имуниципальных служащих, открытости государственной службы в интересах развитиягражданского общества и укрепления государства, внедрению современных методовпрогнозирования, финансирования, оценки, стимулирования, материально-техническогообеспечения государственной службы, управлению государственной службой.
К сожалению, российское законодательство и практика государственногостроительства пока не вышли на уровень понимания статуса государственногослужащего как человека государственного, служащего государству и защищенногогосударством, человека, способствующего обеспечению социально-политических иэкономических ценностей общества. Придание системности укреплению и сближению статусовгосударственных и муниципальных служащих в ходе правового обеспеченияпроводимых реформ позволит повысить эффективность обоих видов службы.
В настоящее время решение статусных проблем государственной службыв нашей стране не получило достаточно прочной нормативной базы, следствием чегоявляется немалое количество нерешенных задач: не сняты противоречия в пониманиисоциальных и правовых статусов, нет должной системы прав, обязанностей,правоограничений и ответственности государственных служащих; слабо разработаныстатусно-должностные полномочия служащих различных уровней; не развитыинституты правовых и социальных гарантий; не урегулирован вопрос разрешенияслужебных споров и т.д.
Довольно скромно выглядит судебная практика по делам,связанным с обращениями государственных служащих для защиты своих прав. Конечноже скудность практики по такому роду дел отнюдь не значит, что нарушений почтинет, но сам факт того, что люди все-таки идут за защитой своих прав, хоть иредко, свидетельствует о том, что народ верит в правосудие, осуществляемоесудом. Поэтому в дальнейшем следует развивать систему судебных гарантий вреализации конституционного права на судебную защиту.
В научных публикациях последних лет предлагаются различныепути реформирования законодательного регулирования государственной службы.
Преследуя цель создания единого института государственнойслужбы, ряд ученых предлагает принять Кодекс государственной службы Российской Федерации,который должен включать общую часть (понятие госслужбы, ее виды, взаимодействиес муниципальной службой, государственный служащий и его правовой статус) иособенной части (положения об основных институтах госслужбы: поступление наслужбу, ее прохождение, управление и финансирование службы).
Реформа государственной службы может занять достаточно продолжительныйпериод времени. Как показывает опыт других стран, процесс реформыгосударственной службы длится обычно 10 — 15 лет, ибо политические и социальныеперемены требуют внесения соответствующих изменений в системе государственнойслужбы. Поэтому важно установить пределы р формирования государственной службына ближайшую перспективу и выбрать ее модель. Остается только надеяться, чтовыбранное нами направление реформирования системы госслужбы оправдает нашинадежды уже в ближайшие пять лет. Хотя по многим вопросам на теоретическомуровне существует еще большое количество неясностей. Кроме того, требуется проведениеэкспертизы существующей законодательной и нормативно-правовой базыгосударственной службы, приведение ее в соответствие со сложившимисяобщественными отношениями и новыми экономическими условиями.
1.3 Понятие социального процесса и управление им
Социальныепроцессы играют огромную роль в жизни общества, привнося в него как позитивныедля большинства людей результаты, так и негативные. В основе их возникновениялежат противоречия, возникающие между различными социальными группами,располагающими особыми корпоративными интересами, входящими в несоответствие синтересами других групп. Такое положение является абсолютно естественным ипозволяет обществу находить наиболее эффективный путь развития, способныйконсолидировать интересы большинства своих членов. Вследствие этого возникающиев обществе проблемы вызывают изменения, от которых одни категории людейполучают пользу, тогда как другие терпят ущерб. Сами люди, являясьнепосредственными участниками социальных процессов, тем не менее, не всегда всостоянии оказывать на них влияние. Причина этого заключается в том, что,вызывая соответствующие изменения в обществе, люди утрачивают контроль над нимив силу неготовности или неспособности понять внутренние механизмы этихизменений.
Вусловиях усложнения природы социальных изменений, уплотнения сети взаимосвязеймежду социальными процессами, протекающими в различных частях планеты, ростакоммуникационных и кооперационных возможностей научного знания все чащеначинают говорить об экономическом и политическом характере этих процессов. Значениеэкономического и политического аспекта социальных процессов стало возрастать помере возникновения приоритетов экономической и политической стабильностиобщества, обусловливающих наилучшие условия для решения текущих социальныхпроблем. Становление экономики и политологии как научных дисциплин,формулировка ими ряда базовых для них закономерностей и исследовательскихпринципов позволили обрести реальную методологическую основу для изучениясоответствующих процессов, найти возможность контролировать и управлять ими.
Социальный процесс — это социально значимые изменения в обществе,вызванные стремлением различных групп влиять на сложившиеся в социуме условия сцелью удовлетворения определенного интереса. В процессе столкновения интересовразличных социальных групп обнажаются факты доминирования одних группотносительно других, структурирующие взаимоотношения в обществе под действиемразличных факторов — социальных, экономических, политических, экологических,правовых и пр.
Известнымрусским ученым П. Сорокиным было дано классическое определение социальногопроцесса: „Под процессом понимается любой вид движения, модификации,трансформации, чередования или “эволюции», короче говоря, любоеизменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь тоизменение его места в пространстве либо модификация его количественных икачественных характеристик"
Процесс предполагаетналичие структуры и динамики, обеспечивающих ему устойчивый и направленныйхарактер, упорядочивающий ход пронизывающих его социальных изменений. Структурапроцесса включает в себя совокупность всех входящих в него участников,содействующих факторов, условий и пр. Динамика процесса базируется напоказателях силы и масштабах происходящих изменений, их продолжительности ирабочего ритма.
Процессхарактеризуется масштабом, направленностью, интенсивностью, составом ихарактером стимуляции.
Масштабпроцессапредполагает измерение степени вовлеченности в него субъектов. Охватвовлеченных в процесс индивидов или отдельных социальных групп означает микроуровень в исследовании таких процессов. Тогда какприобретение статуса субъектапроцессов государствами, народами, этносами или культурами означаетпереход на макроуровень с переориентацией наблюдателя на принципиальноиную систему координат.
Направленностьпроцессахарактеризуется его вектором, выражающим ориентацию процесса на определенныйисход.
Интенсивность процесса задается осознанным значением егорезультатов для вовлеченных в него участников. Фактически это значение можетбыть задано через освещение этого процесса в СМИ, общественную огласку,осознание глобальности его последствий для социального субъекта (например,из-за сокращения численности населения в результате техногенных катастроф иливоенных столкновений).
Состав процесса складывается из составляющих егоучастников, их социального расслоения, политических ориентации и места всистеме общественного разделения труда.
Характер стимуляции проявляется в политике субъекта,контролирующего и направляющего этот процесс. В соответствии с этим признакомпроцесс может быть форсированным или равномерным, стремительным или вялым.
Основнымиэлементами социального процесса выступают: участники, субъект (инициатор) процесса, причиныи наблюдатель, являющийся членом научного сообщества. К числу участниковпроцессаможно отнести всех активных и пассивных членов общества, чьи интересызатрагивают происходящее в обществе изменения. По числу участников процессаможно судить о его характере, масштабах и уровне охвата. Субъектом (инициатором) процессавыступаетодин из его участников, располагающий значительными ресурсами, позволяющимипродолжительное время поддерживать динамику и направленность социальныхизменений. Инициатор процесса способен оказывать серьезное влияние на ход такихизменений путем воспроизведения благоприятных условий, направленных надостижение ожидаемого результата. Оказываемое инициатором влияние на процессможет быть и не осознанным, вызывающим определенные изменения вопреки воле иинтересам инициатора. Все это способно стимулировать широко распространенныеслучаи утраты инициаторами контроля за вызванными ими изменениями. Рольинициатора процесса может быть многократно усилена в случае обладания имширокими властными полномочиями, полученными им как легальным, так инелегальным образом. Будучи распорядителем средств, ресурсов, осуществляя правозаконодательной инициативы, субъект процесса устанавливает правила игры длявсех его участников, задавая желаемый вектор направленности процессу.
Виды социальных процессов:
1. Однолинейные(однонаправленные) процессы следуютодной-единственной траектории или проходят через схожую последовательностьнеобходимых стадий.
Например, большинство социальных эволюционистов считают, чтовсе человеческие культуры — одни раньше, другие позже — должны пройти черезопределенный набор стадий. Те, кто начал раньше или, шел по этому пути быстрее,показывают остальным, медлительным, как будет выглядеть их будущее; а те, ктоотстает, демонстрируют впереди идущим, как выглядело их прошлое.
2. Мультилинейныепроцессы следуют по несколькимальтернативным траекториям, добавляют в своем движении нетипичные стадии.
3. Нелинейныепроцессы предполагаюткачественные скачки или прорывы после продолжительных периодов количественногороста.
Например, с точки зрения марксистов,общественно-экономические формации последовательно проходят через революционныеэпохи, когда все общество после длительных периодов накопления противоречий,конфликтов, обострений и напряженностей претерпевает неожиданные,фундаментальные, радикальные трансформации.
4. Ненаправленные(или текучие) процессы имеют чисто случайный, хаотический характер, не опираются накакой-либо образец.
Таковы, например, процессы возбуждения, охватывающиереволюционную толпу, мобилизации и демобилизации в социальных движениях или вдетских играх.
5. Волнообразныепроцессы. Их течение подчиняется определенным повторяющимся илисхожим моделям, причем каждая следующая стадия либо идентична, либо качественнонапоминает предыдущие (представляют собой некое подобие кривой на экранеосциллографа).
6. Цикличныепроцессы возникают в том случае, когда существует возможностьповторения.
К подобным процессам можно отнести, например, типичныйрабочий день секретаря, сезонную работу фермера или — в более длительнойвременной перспективе — рутинную деятельность ученого, начавшего писатьочередной труд.
7. Спиралевидныепроцессы возникают в случае,если наблюдается сходство процессов, но при этом они различаются уровнемсложности.
Таково, например, последовательное продвижение школьника изкласса в класс или студента с курса на курс университета, когда занятия,лекции, каникулы, экзамены имеют место на каждой стадии, но всякий раз на всеболее высоком уровне образования. Аналогично, хотя и по другой шкале, проходятопределенные циклы экономики в условиях всеобщего роста (как в пословице: двашага вперед, шаг назад).
Если после каждого цикла достигается более высокий уровень,то можно говорить о развивающемся(прогрессивном) цикле; если же уровень после каждогоповорота оказывается по соответствующей шкале более низким, то процесс долженквалифицироваться как регрессивныйцикл.
8. Случайныепроцессы. Частный случай процессов, когда изменения не следуюткакому-либо известному образцу.
9. Стагнация(застой). Другой частный случай процессов, когда в состояниисистемы в течение какого-то времени не происходит никаких изменений.
Современную науку управления принято разделять на два уровнязнаний. Первый представлен теориями управления социальными процессами,являющимися частью более общих политико-экономических и социально-философскихконцепций, объясняющих механизм функционирования общества на различныхисторических этапах. Второй более конкретен и обеспечивает научно-методическуюбазу для выработки практических рекомендаций по рационализации труда исовершенствованию управления в виде прикладных теорий организации и управления.Оба уровня основываются на фундаментальных законах и закономерностяхобщественного развития и управления социальными процессами, а также конкретномисторическом опыте, отражающем изменения мирового менеджмента.
Управление социальными процессами включает два основныхподкласса — управление индивидуальной деятельностью человека и управлениеколлективной деятельностью людей. Важнейшими видами управления социальнымипроцессами являются:
административно-государственное (политическое) управление;
управление социально-культурной сферой (духовным производством).
Каждый вид управления социальными процессами включаетсоответствующие уровни (организация — регион — отрасль — государство) иосновные формы (управление материальными и управление человеческими ресурсами),а они в свою очередь — соответствующие подвиды управления.
2. Совершенствование управления социальнымипроцессами (на примере Национального проекта «Здоровье»)
 2.1 Описание национального проекта: причинывведения, задачи, направления и социально-политические последствия при условииуспешной реализации
Состояние здоровья населения в 2005 году характеризовалосьнизким уровнем рождаемости (10,2 случая на 1 000 населения), высоким уровнемобщей смертности (16,1 случая на 1 000 населения), особенно среди мужчинтрудоспособного возраста [Приложение 2].
Ежегодно в Российской Федерации регистрируется более 200 млн.различных заболеваний; основными из них являются болезни органов дыхания (26%),болезни системы кровообращения (14%), органов пищеварения (8%). В 2005 годувпервые признаны инвалидами 1,8 млн. человек [Приложение 3].
Проведение в 2006 году в рамках приоритетного национальногопроекта «Здоровье» дополнительной диспансеризации работниковбюджетной сферы во всех субъектах Российской Федерации показало, что из нихтолько 41% являются практически здоровыми или имеют риск развития тех или иныхзаболеваний.
Показатели здоровья отрицательно сказываются напродолжительности жизни населения, которая в 2004 году составила 65,3 года, втом числе у мужчин — 58,9 лет, у женщин — 72,3 года. По продолжительности жизнимужчин Россия занимает в мире 134-е место, по продолжительности жизни женщин — 100-е.
В ходе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»в состоянии здоровья населения наметился ряд положительных тенденций. В 2006 годусмертность в России снизилась на 138 тыс. человек, а за четыре месяца 2007 годапо сравнению с аналогичным периодом 2006 года — более чем на 52 тыс. человек. Числородившихся увеличилось с 1 215 тыс. детей в 2000 году до 1 476 тыс. детей в2006 году. В 2006 году рождаемость составляла 10,6 случая на 1000 человек.
Проблемы отечественной системы здравоохранения:
в 2005 году укомплектованность поликлиник врачами составляла56%, коэффициент совместительства — 1,45, 30% врачей участковой службы непроходили специализацию более 5 лет;
износ медицинского оборудования, санитарного автотранспортадостигал 65%;
оснащенность медицинских учреждений диагностическимоборудованием была недостаточна, что значительно увеличивало срок ожиданиядиагностических исследований;
удовлетворение потребности населения в высокотехнологичныхвидах медицинской помощи было низким. Финансирование оказаниявысокотехнологичных видов медицинской помощи составляло около 30% отнеобходимого объема;
недостаточное финансирование национального календаряпрививок, в части вакцинации против гепатита В, краснухи и полиомиелита для детейгруппы риска;
недостаточное финансирование мер по пропаганде здорового образажизни — 15% от потребности.
укрепление здоровья населения России, снижение уровнязаболеваемости, инвалидности, смертности;
повышение доступности и качества медицинской помощи;
укрепление первичного звена здравоохранения, созданиеусловий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе;
развитие профилактической направленности здравоохранения;
удовлетворение потребности населения в высокотехнологичной медицинскойпомощи.
Задачи, решаемые в 2006-2007 годах
повышение уровня квалификации врачей участковой службы (увеличениеколичества врачей, прошедших подготовку, на 24 805 человек);
снижение коэффициента совместительства в учреждениях,оказывающих первичную медико-санитарную помощь до 1,1;
сокращение сроков ожидания диагностических исследований вполиклиниках до одной недели;
обновление парка санитарного автотранспорта службы скорой медицинскойпомощи на 12 782 машины;
снижение числа заразившихся ВИЧ — инфекцией не менее чем на1 000 человек в год;
снижение заболеваемости — гепатитом В и С не менее чем в 3раза, краснухой не менее чем в 10 раз, в том числе ликвидация врожденнойкраснухи, а также гриппом в период эпидемии и снижение выраженности егопроявления у заболевших;
обследование не менее 95% новорожденных детей с цельювыявления наследственных заболеваний;
снижение материнской смертности до 24 случаев на 100 тысячродившихся живыми, младенческой смертности до 10,1 случаев на 1000 родившихсяживыми;
снижение у больных хроническими заболеваниями, по сравнениюсо случаями заболеваний в 2005 году, частоты обострений и осложнений не менеечем на 30% и снижение временной нетрудоспособности населения не менее чем на20%;
повышение уровня обеспеченности населениявысокотехнологичными видами медицинской помощи не менее чем до 45% потребности.
К основным направлениям приоритетного национального проектав сфере здравоохранения относятся:
1) Развитие первичной медико-санитарной помощи, котороепредусматривает следующие мероприятия:
подготовку и переподготовку врачей общей (семейной) практики,участковых врачей-терапевтов и педиатров;
увеличение заработной платы медицинским работникампервичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи»;
укрепление материально-технической базы диагностическойслужбы амбулаторно-поликлинических учреждений, скорой медицинской помощи,женских консультаций;
профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление илечение ВИЧ-инфицированных;
дополнительная иммунизация населения в рамках национальногокалендаря прививок;
введение новых программ обследования новорожденных детей;
дополнительная диспансеризация работающего населения;
оказание медицинской помощи женщинам в период беременности иродов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
2) Обеспечение населения высокотехнологичной медицинскойпомощью:
увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинскойпомощи;
строительство новых центров высоких медицинских технологий,подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднегомедицинского персонала.
Ориентация отечественного здравоохранения на развитиестационарной медицинской помощи привела к недофинансированию первичноймедико-санитарной помощи, в том числе к недостаточной обеспеченностиучастковыми врачами, низкой оснащенности поликлиник диагностическимоборудованием, не позволяющей оказывать качественную медицинскую помощь. Следствиеэтого — рост хронических и запущенных заболеваний, что, в свою очередь,приводит к высокому уровню госпитализации и вызовов скорой медицинской помощи.
Известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Меры,направленные на развитие первичной медицинской помощи, призваны повлиять насвоевременное выявление и предупреждение многих заболеваний.
Кроме того, значительное число граждан не могут получитьнеобходимую высокотехнологичную медицинскую помощь из-за отсутствияэффективного механизма ее финансирования, а также из-за ограниченностибюджетных средств. Цель приоритетного национального проекта в сферездравоохранения — сделать высокотехнологичную медицинскую помощь доступной какможно большему числу граждан, нуждающихся в ней.
В 2006 году на реализацию проекта было выделено 78,98 млрдруб. средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. СубъектамиРФ и муниципальными образованиями также выделялись значительные дополнительныесредства на сопровождение проекта.
Общий объем финансовых ресурсов, запланированный дляреализации мероприятий приоритетного национального проекта в сферездравоохранения, включая дополнительные, на 2007-2009 годы составит 346,3 млрдруб.
Средства федерального бюджета, выделенные на первоочередныемеры в сфере здравоохранения, не просто помощь муниципальному здравоохранениюна текущие нужды. Это целевые ресурсы, которые направлены на решениеприоритетных государственных задач.
Минздравсоцразвития России заключило соглашения с регионами,в которых определены «встречные обязательства» органов властисубъектов Российской Федерации по уровню финансирования здравоохранения,обеспечению целевого использования выделяемых средств, обеспечениювзаимодействия при реализации данного проекта
Основные ожидаемые результаты проекта:
повышение престижа труда медицинских работников первичногозвена здравоохранения, в участковую службу должны прийти молодыеквалифицированные специалисты;
первичная медицинская помощь станет более доступной икачественной;
повысится квалификация участковых врачей (24 805переподготовленных специалистов за два года);
амбулаторно-поликлинические учреждения будут оснащенынеобходимым диагностическим оборудованием, а значит, снизятся сроки ожиданиядиагностических исследований;
будут поставлены в регионы 12 782 новых автомобилей скороймедицинской помощи, вследствие чего повысится оперативность работы службы«скорой помощи»;
будет организована дополнительная бесплатная иммунизациянаселения;
будет организовано массовое обследование новорожденных детейна наследственные врожденные заболевания;
благодаря строительству новых медицинских центров снизятсясроки ожидания и повысится доступность высокотехнологичной медицинской помощи,особенно для детей и жителей сельских районов и отдаленных территорий;
будет обеспечена «прозрачность» очереди наполучение высокотехнологичной медицинской помощи за счет введения системы«листов ожидания (учета)».
Снижение показателей общей смертности и инвалидностинаселения Российской Федерации за счёт повышения доступности и качествамедицинской помощи.
Удовлетворение потребности населения Российской Федерации вбесплатной высокотехнологичной медицинской помощи в рамках государственногозадания.
Приближение отечественного здравоохранения к стандартамоказания медицинской помощи населению в промышленно-развитых странах (оборудование,технологии, уровень медицинского сервиса, квалификация медицинских работников).
Укрепление позиций России на международном рынке медицинскихуслуг и медицинских технологий (экономические и профессиональные стимулы дляреализации отечественных разработок на международном уровне и привлеченияиностранных пациентов в российские клиники).
Улучшение качества жизни больных, нуждающихся ввысокотехнологичной медицинской помощи (снижение времени ожидания помощи доминимума; сохранение частичной или полной трудоспособности).
Решение социальных проблем в части медицинского обеспеченияграждан, нуждающихся в государственной социальной поддержке. Снижениеэкономических потерь за счёт восстановления трудового потенциала, уменьшенияфинансовых затрат на выплаты пенсий по инвалидности, пособий по временнойнетрудоспособности. Низкая эффективность отечественной системы здравоохранения- во многом результат того, что в последнее время она была ориентирована на развитиестационарной медицинской помощи в ущерб первичным медуслугам. Результатом этогоструктурного перекоса стала недостаточная обеспеченность участковым врачами,низкая оснащенность поликлиник диагностическим оборудованием. Эти факторысущественно снизили качество оказания первичной медицинской помощи, что привелок высокому уровню хронических и запущенных заболеваний, к инвалидизациинаселения. Между тем, болезнь легче предупредить, чем лечить, — этообщеизвестно. Меры, направленные на развитие первичной медицинской помощи,призваны повлиять на своевременное выявление и предупреждение многихзаболеваний. Именно поэтому был разработан соответствующий национальный проект.
2.2 Реализация национального проекта «Здоровье»в Кировской области в 2009 году
Приоритетный национальный проект «Здоровье» вКировской области реализуется с 2006 года. За время реализации проектагосударственную поддержку получили медицинские учреждения, оказывающие наиболеевостребованную у населения амбулаторно-поликлиническую помощь.
Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье»в Кировской области осуществляется на основании Соглашения о реализацииприоритетного национального проекта от 23 января 2006г. №6, заключённого междуМинистерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации иПравительством Кировской области.
Главой департамента здравоохранения Кировской областиежегодно утверждается «План первоочередных мероприятий по реализацииприоритетного национального проекта в сфере здравоохранения на территорииКировской». Аналогичные планы разрабатываются и утверждаются на уровнемуниципалитетов. Параметры реализации приоритетного национального проекта«Здоровье» (далее — ПНП) утверждаются сетевым графиком. В 2009 году всоответствии с регламентирующими документами Минздравсоцразвития РФ, фондов ОМСи соцстрахования департаментом здравоохранения принят пакет нормативныхдокументов, касающихся реализации всех разделов ПНП на территории области.
Особенностью реализации приоритетного национального проектав 2009 году является включение в первоочередные меры по реализации ПНП в сферездравоохранения новых разделов таких, как: «Формирование здорового образажизни», «Обследование населения с целью выявления туберкулеза,лечение больных туберкулезом, профилактические мероприятия», «Мероприятия,направленные на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшимпри дорожно-транспортных происшествиях», «Мероприятия, направленныена совершенствование онкологической помощи населению», «Мероприятияпо развитию службы крови».
Формирование здорового образа жизни.
В рамках раздела департаментом здравоохранения разработан иутвержден «План работы по организации мероприятий, направленных наформирование здорового образа жизни у населения Кировской области, включаясокращение потребления алкоголя и табака» на 2009 год.
Планом предусмотрены организационные мероприятия, включающиеразвитие инфраструктуры медико-профилактического звена здравоохранения икомплекс мероприятий агитационного, культурно-просветительского,информационно-пропагандистского характера, направленных на формирование унаселения приоритетов здорового образа жизни.
В настоящее время в области организован и действует ГОУЗ«Областной центр медицинской профилактики», являющийся организационно-методическимцентром по данному разделу проекта.
Для организации центров Минздравсоцразвития РФ утвержденысредства на сумму 3.2 млн. руб. Софинансирование из муниципальных бюджетовсоставляет 1.09 млн. руб.
Подготовка и переподготовка специалистов первичного звена.
В 2009 году запланировано обучение 166 врачей, в том числе,148 врачей терапевтов и педиатров участковых и 18 врачей общей врачебнойпрактики. Средних медицинских работников — 500 человек.
С начала года прошли обучение 175 участковый врач (118% отплана) и 36 врача общей практики (200%). Средних медицинских работников — 418 (83,6%)человек.
Дополнительные выплаты медицинским работникам.
В актуализированный регистр специалистов первичного звенадля проведения дополнительных выплат по состоянию на 30.06.2009 включено: участковыхврачей терапевтов и педиатров 995 человек; 927 специалистов медицинскогоперсонала ФАПов; врачей, фельдшеров и медицинских сестер «Скороймедицинской помощи» — 984 человек.
В 2009 году выплачено врачам-терапевтам участковым,врачам-педиатрам участковым, врачам общей (семейной) практики на сумму 56,993млн. руб.; медицинским сестрам врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатровучастковых, медицинским сестрам врачей общей (семейной практики) на сумму28,244 млн. руб., специалистам персонала ФАПов 18,736 млн. руб., врачам,фельдшерам и медицинским сестрам «Скорой медицинской помощи» 26,709млн. руб.
Задолженности по выплатам, включая отпускные, нет.
Проведение дополнительной иммунизации в рамках Национальногокалендаря профилактических прививок.
В рамках дополнительной иммунизации в области в 2009 годупредстоит проведение прививок в основном взрослому населению. Объем иммунизациисоставляет 620 976 человек, в т. ч. предстоит привить против: полиомиелита — 39180 человек, вирусного гепатита В — 196 596 человек; краснухи — 34 800 человек,гриппа — 220 000 человек, дифтерии коклюша, столбняка — 104 400 детей, кори иэпидемического паротита — 26 000 детей, туберкулеза — 18500 человек.
Привито в первом полугодии 2009 года против: полиомиелита — 24265(61,93%) человек, вирусного гепатита В — первая вакцинация — 12468 человек,вторая вакцинация — 10111 человек, третья вакцинация — 108454 человек (55,16%от плана); краснухи — 14213 (40,84%) человека, дифтерии коклюша, столбняка — 51834 (49,64%) детей, кори и эпидемического паротита — 12236 (47,06%) ребенка,туберкулеза — 7930 (42,86%) человек.
В текущем году в июне завершен курс прививок против гепатитаВ у 39404 человек взрослого населения, начатый в 2008 году.
Для реализации программы доп. прививок в областисформированы и обучены 105 прививочных бригад.
Профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление илечение больных ВИЧ.
Запланировано лабораторно обследовать 210 000 человек,охватить лечением — 112 чел. Число нуждающихся в лечении ежемесячнокорректируется. Проведено исследований на вирусную нагрузку с целью назначенияи контроля за эффективностью лечения — 344. Обследовано на ВИЧ с начала года127 707 (60,81%) человек. На постоянном антиретровирусном лечении в учрежденияхздравоохранения области находится 99 человек. Взято с начала года на лечение 15человек.
Обследование населения с целью выявления туберкулеза,лечение больных туберкулезом, профилактические мероприятия.
Постановлением Законодательного Собрания Кировской областиот 25.09.2008 № 28/231 «О Законе Кировской области „Об областнойцелевой программе “Развитие системы здравоохранения Кировской области»на 2009 — 2011 годы" утверждено направление «Туберкулез», предусматривающеесистему мер по профилактике и лечению туберкулеза.
В рамках реализации мероприятий департаментомздравоохранения утвержден план работы противотуберкулезной службы, включающийспецифические меры профилактики туберкулеза.
В этом плане отражены количество контингентов, подлежащихрентгенологическому обследованию, сроки выездов и объемы охвата сельскогонаселения флюорографическим обследованием передвижными флюорографическимиустановками. Объемы охвата профилактическими мероприятиями детского населения,включая профилактические прививки и проведение специфических проб на туберкулез.
В текущем квартале подана заявка в департамент госзакупок наприобретение лекарственных средств на сумму 6,6 млн. руб. В соответствии спланом мероприятий по раннему выявлению туберкулеза на территории области, передвижнымифлюороустановками на в 2009 году обследовано 3696 жителей сельской местности,на территории проживания которых не имеется стационарных флюорографов.
Программа «Родовые сертификаты».
Прогнозируемое количество выдаваемых родовых сертификатов в2009 году 15400. В 2009 году выдано талонов № 1-6206, на сумму 18,618 млн. руб.,талонов № 2 — 6420, на сумму — 38,520 млн. руб., талонов № 3 — 10988, на сумму11,076 млн. руб. Полученные средства направлены на укрепление диагностическойбазы учреждений родовспоможения и детских ЛПУ, а так же на дополнительныевыплаты специалистам.
Дополнительная диспансеризация работающего населения.
Кировской области определен контрольный показатель — 48000человек. Программа проведения диспансеризации утверждена Минздравсоцразвития РФв марте текущего года. В связи с этим проведение дополнительной диспансеризацииработающего населения начато в апреле текущего года. В первом полугодиипроведено 9538 случаев завершенной диспансеризации.
Для решения задач по выполнению программы дополнительнойдиспансеризации в области внедрен метод передвижных бригад, сформированных набазе ГОУЗ «Областной центр медицинской профилактики».
Закуплены и планируются к приобретению стационарные ипередвижные маммографы. Это позволит обеспечить полный охват маммографическимобследованием женщин, подлежащих в рамках доп. диспансеризации этому методуобследования.
Диспансеризация находящихся в стационарных учреждениях,детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Кировской области определен контрольный показатель — 5257человек.
Департаментом проведены организационные мероприятия поформированию списков учреждений, в которых необходимо проведениедиспансеризации, утвержден помесячный план-график проведения диспансеризации,сформированы мобильные бригады из специалистов областных и муниципальныхучреждений здравоохранения.
Оказание высокотехнологичной медицинской помощи населению.
Для оказания высокотехнологичной медицинской помощи (далее — ВМП) гражданам Кировской области на 2009год выделено 1977 квот.
С начала года ВМП получили 911 граждан области.
Контроль и направление граждан на иногороднее лечениеосуществляется в соответствии с регламентирующими документамиМинздравсоцразвития РФ и Российской Академии Медицинских наук комиссиейдепартамента. В 2009 году проведено 7 заседаний Комиссии по направлениюпациентов на лечение за пределы области.
Мероприятия направленные на совершенствование организациимедицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
В соответствии с приказом Министерства здравоохраненияРоссии и Министерства внутренних дел РФ от 09.01.1998 года № 4/8 «Обутверждении инструкции о порядке взаимодействия лечебно-профилактическихучреждений и органов внутренних дел Российской Федерации при поступлении (обращении)в лечебно-профилактические учреждения граждан с телесными поврежденияминасильственного характера» и Положения «О взаимодействии органовуправления, подразделений и сил УВД, ГУ МЧС России по Кировской области идепартамента здравоохранения Кировской области», утвержденногоЗаместителем Председателя Правительства области 01.08.2006 года, департаментомздравоохранения подготовлен и утвержден ежегодный «План медико-санитарногообеспечения населения Кировской области, пострадавшего в ДТП».
Для организации своевременной специализированной медицинскойпомощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях департаментомздравоохранения предусмотрено в текущем году создание межрайонныхклинико-диагностических центров на базах 10 крупных центральных районных (городских)больниц. Предполагается оснащение центров современным рентгенологическимоборудованием, наркозно-дыхательной аппаратурой, укомплектование кадровогосостава учреждений.
Минздравсоцразвития РФ утвердило план поставок реанимобилейв учреждения здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь вдоль трассреспубликанского значения.
Мероприятия, направленные на совершенствованиеонкологической помощи населению.
Онкологическая патология занимает третье место в структуресмертности населения области. Указанная причинность соответствует показателямфедерального уровня.
С учетом социальной значимости патологии, ПравительствомРоссийской Федерации принято Постановление от 03.03.2009 № 189 «Офинансовом обеспечении в 2009 году за счет ассигнований федерального бюджетамероприятий, направленных на совершенствование организации онкологическойпомощи населению». Средства Минздравсоцразвития РФ будут направлены наприобретение рентгенодиагностической и лечебной аппаратуры для ГЛПУ «Кировскийобластной клинический онкологический диспансер» и в межрайонныеклинико-диагностические центры.
В подготовительный период по определению территорий,привлекаемых к участию в реализации мероприятий проекта, департаментомздравоохранения проведено ряд организационных мероприятий, направленных навыполнение конкурсных требований.
Принято решение департамента здравоохранения об организациимежрайонных клинико-диагностических центров на базах центральных районных (городских)больниц, на которые возложены функции по первичной профилактике, диагностике,диспансеризации и направления пациентов на специализированное лечение. Реализацияэтого мероприятия являлась обязательным требованием для реализации Национальнойонкологической программы «Комплекс мероприятий по совершенствованиюонкологической помощи населению» в 2009 году.
Мероприятия по развитию службы крови.
Согласно проекта Постановления Правительства РоссийскойФедерации ГЛПУ «Кировская областная станция переливания крови» в 2009году вошла в перечень СПК, подлежащих переоснащению в рамках государственнойпрограммы «Модернизация службы крови в 2008-2011 г. г.»
В плане реализации мероприятия в стадии формированиянаходится единая информационная система службы крови.
Сформирована заявка на поставляемое оборудование.
Формируется проектно-сметная документация на реконструкциюздания СПК, необходимый для монтажа оборудования.
В рамках программы предусматривается оснащение ГЛПУ «Кировскаяобластная станция переливания крови» технологическим оборудованием насумму более 100 млн. руб.
Развитие сети перинатальных центров.
В рамках данного раздела в составе ГЛПУ «Кировскийобластной перинатальный центр» ведется строительство 9 этажногоакушерского корпуса на 121 койку с лечебно-диагностическими и вспомогательнымислужбами.
В соответствии с календарным графиком выполнения работ ипоставки оборудования освоение средств за первое полугодие 2009 года составило96,275 млн. руб., при плане 14.0 млн. руб.
На 30.06.2009 года «Рабочий проект» выполнен вполном объеме и передан в Управление Государственной вневедомственнойэкспертизы. В настоящее время выполнены лифтовые шахты лестничных клеток и техническогоэтажа, стены — цокольного — технического этажей. Ведется устройство перегородок1-6 — го этажей. Монтаж системы отопления и водоснабжения, канализации, вентиляции,штукатурные работы в цокольном этаже, первом этаже. Ведется устройство кровли,подготовки под полы на 1-4 этажах.
Общая стоимость проекта составляет 1 млрд.479 млн. руб., в т.ч. софинансирование из областного бюджета 939.2 млн. руб.
На основе приведённых данных можно сделать следующие выводы:
Активно ведётся работа по дополнительной диспансеризациирабочего населения. Продолжается и деятельность по выполнению программымероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшимпри дорожно-транспортных происшествиях. Большое внимание этому аспекту уделенов областной целевой программе «Развитие системы здравоохранения в Кировскойобласти» на 2009-2011 годы.
Комплекс реализованных мероприятий позволил провестикачественное обновление материально-технической базы учреждений образования,повысить квалификацию педагогов, и в целом существенно повысить качествообразования, что подтверждается многочисленными победами кировских школьникахво всероссийских и международных конкурсах и олимпиадах.
3. Анализ реализации и предложениясовершенствования по реализации ПНП «Здоровье»
 3.1 Анализ реализации Приоритетного национальногопроекта «Здоровье» в Кировской области
Анализ параметров реализации проекта за 2009 год выявилизменения демографических показателей: рождаемость составила 10,8 на 1000населения (в 2007 г. за данный период — 9,8), т.е. выросла на 10,2%.
Важный фактор успешной реализации нацпроекта — подготовка ипереподготовка специалистов первичного звена. В 2008 г. прошли переподготовку160 врачей, повысят квалификацию 250 специалистов среднего звена.
Более 18 тыс. работающих граждан прошли дополнительнуюдиспансеризацию. Кроме того, в программе дополнительной диспансеризации 2008 г.утверждено обязательное маммографическое обследование.12 сентября в областьдолжен поступить передвижной маммограф, после чего будет налажена работапередвижных комплексных врачебных бригад.
Разработан и утверждён план работы учреждений здравоохраненияпо организации медпомощи пострадавшим в ДТП в сформированных зонахответственности за участки дорог федерального и регионального значения. В 2009году предусмотрена организация учебно-методического центра для обученияспециалистов-парамедиков.
Правительство области уделяет большое внимание строительствуперинатального центра. Стоимость проекта составляет 1 млрд.480 млн. руб. Из нихсредства федерального бюджета — 150 млн. руб., областного — 1,330 млрд. рублей.В 2009 году на строительстве объекта необходимо освоить 280 млн. рублей.
Комплекс проведенных мероприятий способствовал созданиюусловий для развития первичной медико-санитарной помощи, обеспечения населениявысокотехнологичной медицинской помощью, улучшения качества и доступностимедицинской помощи на территории области.
В течение 2007 — 2009 годов в систему здравоохранения вКировской области из федерального бюджета привлечено свыше 1,6 млрд. рублей.
Вместе с тем требует совершенствования организационное,информационное и методическое сопровождение реализации ПНП «Здоровье»на территории Кировской области, в том числе практическая помощь органамместного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Помимоэтого, особое внимание необходимо уделить проведению дополнительной диспансеризацииработающих граждан.
В последние годы наблюдаются негативные изменения возрастнойструктуры населения Кировской области, связанные с ростом смертности втрудоспособных возрастах, снижением рождаемости и отрицательным сальдо миграции.Как бы ни росла рождаемость, она не сможет быстро дать прирост трудового ирепродуктивного потенциала. Поэтому надо добиваться сокращения смертности.
Наиболее существенным в последние годы является темпувеличения смертности от отравлений алкоголем, в том числе его суррогатами. Заметновыросла смертность от заболеваний, связанных со злоупотреблением алкоголем. Кировскаяобласть является зоной риска по заболеваемости туберкулезом в связи срасположенным на се территории большим числом уголовно-исполнительных учреждений.
3.2 Предложения по усовершенствованию реализациейПриоритетного национального проекта «Здоровье»
На основании вышеизложенного с целью успешной реализации ПНП«Здоровье», совершенствования механизмов управления системой здравоохраненияКировской области:
1. Департаменту здравоохранения Кировской области:
1.1 необходимо обеспечить организационное, информационное,методическое сопровождение ПНП «Здоровье» на территории Кировскойобласти, а также контроль за его реализацией.
1.2 Своевременно представлять по запросам Министерстваздравоохранения и социального развития Российской Федерации и его структурныхподразделений информацию (отчеты) о проводимых за счет средств федерального иобластного бюджетов мероприятиях по реализации ПНП «Здоровье».
2. Рекомендовать органам местного самоуправлениямуниципальных районов и городских округов Кировской области:
2.1 Организовать регулярный мониторинг реализациимероприятий ПНП «Здоровье» на территории муниципального образования,уделив особое внимание дополнительной диспансеризации работающих граждан.
2.2 Принимать меры по недопущению простаивания медицинскогооборудования, поступившего в муниципальные учреждения здравоохранения в рамкахПНП «Здоровье».
2.3 При формировании муниципального бюджета на 2009 годпредусмотреть средства муниципальным учреждениям здравоохранения наприобретение расходных материалов для медицинского диагностическогооборудования, техническое обслуживание и ремонт оборудования и автомашин скоройпомощи, подготовку специалистов для работы на поставленном в рамках ПНП «Здоровье»оборудовании.
2.4 Заключить до 31.12.2008 соглашения между департаментомздравоохранения Кировской области и муниципальными образованиями области овзаимодействии по реализации ПНП «Здоровье» в 2009 году.
2.5 Организовать целевое и эффективное использованиебюджетных средств, поставленного оборудования, направляемых в рамках ПНП «Здоровье».
3. Департаменту информационно-аналитической работы и связейс общественностью Кировской области опубликовать распоряжение в официальныхсредствах массовой информации.
Заключение
За прошедшие 18 лет, после распада СССР, федеральный ирегиональный состав чиновнического аппарата значительно обновился, и вдеятельностно-стилевом, и в ценностном измерениях. Государственные имуниципальные служащие стали в существенной мере менее гетерогенным по своимполитико-идеологическим ориентациям, более чётко идентифицируют свои интересы всистеме государственных целей и приоритетов; более адекватны в профессиональномотношении, хорошо ориентируются в современных экономических и правовых реалиях;более подготовлены к современному публичному политическому дискурсу. В тожевремя произошла апробация и оценка силовой составляющей политических элит вроли политических лидеров и руководителей, которая дала противоречивыерезультаты, но, скорее всего, носила тактический характер. Вместе с темрегиональной бюрократии так и не удалось создать устойчивые механизмырекрутирования административно-политической элиты. Можно сделать вывод о том,что в ближайшей перспективе произойдёт рекрутирование в высшие эшелонырегиональной власти представителей бизнеса, прошедших ранее школу новогогосударственного администрирования и ушедших на время с государственной службы.
Одной из основных проблем, как указывалось во введении,является бюрократизм. Реалии истории и современности убедительно показывают,что при бюрократизме идет не только подмена воли, но и подмена интересов ицелей. Отсюда таинство власти, ее канонизированные образы, культ руководителя,замкнутость, создание скрытого (тайного) аппарата, верноподданность окружения,непостижимые механизмы подбора кадров и многое-многое другое. В общем, говорякратко, бюрократизм приводит к тому, что в результате подмены групповые интересы,цели и воля начинают выдаваться за общие и получать от последних как бы освящение.Власти предержащие в таких случаях делают вид, что они действуют от имени и попоручению всех, и что они ни говорят и ни вершат, то все якобы во благо всех,по их представлению и желанию, для их пользы и развития. Хотя последние имеютпо соответствующим вопросам иное, часто прямо противоположное мнение.
Для повышения эффективности управления учреждениями здравоохраненияобласти необходимо провести большую работу по развитию информационныхтехнологий.
В области создается единая информационная система, кактехнологическая основа для единого информационного пространства междудепартаментом здравоохранения, ФОМС и центральными районными больницами. Налаженаработа по сбору, обработке и анализу информации о деятельности ЛПУ области припомощи системы оперативного мониторинга учреждений здравоохранения.
Проблемы с оказанием медицинской помощи возникают в сельскойместности в связи с низкой плотностью населения, удаленностью от учрежденийздравоохранения, сезонной изоляцией населённых пунктов и затруднением скомплектованием отдаленных больниц и амбулаторий медицинскими работниками.
Укомплектованность первичного звена здравоохранения,несмотря на доплаты к заработным платам медицинским работникам в рамкахнационального проекта «Здоровье», остается недостаточной. Ощутимдефицит медицинских кадров в центральных районных больницах, что снижаетдоступность квалифицированной и специализированной помощи для населения.
Размеры финансирования здравоохранения из бюджетов всехуровней и за счет средств обязательного медицинского страхования необеспечивают в полной мере население бесплатными медицинскими услугами в рамкахпрограммы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинскойпомощи. Во многом это обусловлено неэффективным использованием ресурсов. Наблюдаетсядиспропорция в соотношении объёмов медицинской помощи между затратной частьюмедицинской помощи (лечение в круглосуточных стационарах, выезды скорой помощи)и менее затратной медицинской помощи (амбулаторная медицинская помощь,стационар замещающие технологии, реабилитационные мероприятия).
В настоящее время не всегда существует согласованностьдействий различных ведомств и органов власти. Муниципалитеты не в полной мереучаствуют в выполнении целевых программ в сфере здравоохранения.
Библиографический список
1.        Конституция РФ [Текст]: [Принята всенар. голосованием 12.12.1993 г.] (сизм. от 09.06.2001 г) // Российская газета. — 1993. — 25 дек. (№237).
2.        О государственной гражданской службе [Текст]: Федер. закон РФ от 27.07.2004г. № 79-ФЗ (в ред. ФЗ от 25.12.2008 г) // Электронный ресурс «Консультантплюс».
3.        Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ [Текст]: Федер.закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ (в ред. ФЗ от 07.05.2009 г) // Электронныйресурс «Консультант плюс».
4.        Концепция реформирования системы государственной службы РФ [Текст]: утверждённаяПрезидентом РФ от 15.08.2001 г. // Электронный ресурс.
5.        Баснак, Д.В. Социлогия чиновничества в России: дореволюционное наследиеи современность [Текст] / Д.В. Даснак // Мир России. 2009 №3. — С.85-113.
6.        Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 02.03 2007 г. №25-ФЗ«О муниципальной службе в Российской Федерации» // СПС «ГАРАНТ»,2008 г.
7.        Большой психологическийсловарь [Текст]: (под общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко) // Москва,2004 г.
8.        Канарш, Г.Ю. Демократия и авторитаризм в постсоветской и современнойРоссии [Текст] / Г.Ю. Канарш // Философия и культура. 2009. №5. С.108-115.
9.        Канарш Г.Ю. Демократия и авторитаризм в постсоветской и современнойРоссии (часть 2) [Текст] / Г.Ю. Канарш // Философия и культура. 2009. №6. С.111-115.
10.     Новокрещёнов, А.В. Кадровый состав местных органов власти: отборкандидатов и их мотивация поступления на муниципальную службу [Текст] / А.В. Новокрещёнов// Социс. 2008. №10. С.62-67.
11.     Оболонский, А.В. Сторонники и противники реформы государственной службы[Текст] / А.В. Оболонский // Вопросы ГМУ. 2008. №2. С.43-49.
12.     Понеделков, А.В. Региональные административно-политические элиты России:прошлое, настоящее, будущее [Текст] / А.В. Понеделков, А.М. Старостин // Полис.2008. №6. С.86-97.
13.     Рой, О.М. Исследование социально-экономических и политических процессов[Текст]: учебное пособие для вузов / О.М. Рой. — Питер, 2004. — 359 с.
14.     Смирнов, С.Н. Российская бюрократия и её роль в процессе модернизации [Текст]/ С.Н. Смирнов // Мир России. 2009. №4. С.115-139.
15.     Чакалова, М.С. Институциональные аспекты кадрового обеспечения органовместного самоуправления при осуществлении ими государственных полномочий: проблемытеории и практики [Текст] / М.С. Чакалова // Государственная власть и местноесамоуправление. 2009. №2. С.30-32.
Приложения
Приложение 1
Таблица 1
Численностьработников государственных органов и органов местного самоуправления по ветвямвласти и уровням управлениям(на конец года, тысяч человек)   2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
В государственных органах, органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований Российской Федерации1) — всего 1163,3 1140,6 1252,3 1300,5 1318,6 1462,0 1577,2 1623,9 1670,8  из них в органах:                    законодательных 15,5 19,2 20,4 21,7 22,9 24,4 26,1 27,9 31,8  исполнительных 1027,4 981,4 1070,2 1100,4 1100,7 1234,4 1342,6 1385,4 1420,6  судебной власти и прокуратуры 115,2 134,3 153,9 168,5 184,5 192,8 197,1 197,6 203,4  других 3,1 3,5 5,5 7,4 7,9 8,3 9,3 10,8 12,9  на региональном уровне — всего 1124,5 1103,4 1214,5 1261,8 1283,0 1420,9 1534,7 1582,8 1626,1  из них в органах:                    законодательных 11,3 15,4 16,1 17,3 18,8 20,2 21,9 25,0 27,6  исполнительных 998,9 954,1 1043,0 1072,8 1076,3 1204,2 1311,1 1353,9 1387,4  судебной власти и прокуратуры 112,0 131,0 150,5 165,0 180,9 189,1 193,3 194,1 199,3  других 2,0 2,2 4,1 5,9 6,4 6,8 7,8 9,2 11,3
В федеральных органах государственной власти2) — всего 522,5 504,9 590,3 615,9 628,0 766,8 828,5 838,8 854,7  из них в органах:                  
 законодательной власти3) 4,4 4,5 4,8 4,7 4,6 4,7 4,7 3,2 4,7  исполнительной власти 402,6 374,8 444,4 459,2 457,4 590,4 646,9 657,1 667,0  судебной власти и прокуратуры 112,2 122,0 137,4 148,1 161,9 168,0 173,2 174,6 179,2  других государственных органах 1,2 1,3 1,4 1,5 1,5 1,5 1,5 1,6 1,6
 на федеральном уровне2) — всего 38,8 37,2 37,9 38,6 35,6 41,1 42,5 41,1 44,7  из них в органах:                    законодательной власти 4,2 3,8 4,3 4,3 4,1 4,2 4,1 3,0 4,2  исполнительной власти 28,5 27,3 27,1 27,6 24,4 30,2 31,5 31,4 33,3  судебной власти и прокуратуры 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,6 4,1  других государственных органах 1,2 1,3 1,4 1,5 1,5 1,5 1,5 1,6 1,6
 на региональном уровне2) — всего 483,7 467,6 552,5 577,3 592,4 725,6 786,0 797,7 810,0  из них в органах:                  
 законодательной власти3) 0,2 0,7 0,5 0,4 0,5 0,5 0,5 0,3 0,6  исполнительной власти 374,1 347,6 417,3 431,6 432,9 560,2 615,5 625,7 633,7  судебной власти и прокуратуры 109,0 118,7 134,0 144,6 158,3 164,3 169,4 171,0 175,1 В государственных органах субъектов Российской Федерации — всего 192,9 192,7 206,6 218,6 220,6 230,7 241,5 263,6 291,8  в том числе в органах:                    законодательной власти 8,1 8,4 8,9 9,4 9,8 10,0 10,5 11,3 12,4  исполнительной власти 179,8 169,9 177,1 182,8 181,9 189,2 200,0 221,1 246,6  судебной власти 3,0 12,3 16,5 20,4 22,5 24,8 23,8 23,0 24,2  других государственных органах 2,0 2,2 4,1 5,9 6,4 6,8 7,1 8,1 8,6
В органах местного самоуправления4) — всего 448,0 443,0 455,4 466,0 470,0 464,5 507,2 521,6 524,3  из них в органах:                    представительных 3,1 6,3 6,7 7,6 8,5 9,7 10,9 13,4 14,6  местных администрациях (исполнительно-распорядительных) 444,9 436,7 448,7 458,4 461,5 454,8 495,6 507,1 507,0


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Історична Святиня Київа - Софіївський собор
Реферат Устойчивость работы объектов промышленности в чрезвычайных ситуациях
Реферат «Московский гуманитарный университет»
Реферат ПРИРОДНО-РЕСУРСНИЙ ПОТЕНЦІАЛ УКРАЇНИ – ФАКТОР ЕКОНОМІЧНОГО РОЗВИТКУ
Реферат Дефицит государственного бюджета и его социально-экономические причины в Украине
Реферат Аристотель, величайший из древнегреческих философов, ученик и решительный противник Платона, родился в 384 г до н э
Реферат Особенности и правовые последствия регистрации актов гражданского состояния
Реферат Становление педагогики в России
Реферат Классификация ценных бумаг
Реферат А. В. Гаврилин Первый кадетский корпус как гуманистическая воспи­тательная система
Реферат История отечественного страхования
Реферат Адсорбция ионных и неионных поверхностно-активных веществ (ПАВ)
Реферат Світова релігія Буддизм
Реферат Амнистия и помилование 2 Понятия амнистии
Реферат Репрессивная система и карательная политика СССР