Реферат по предмету "Социология"


Условия надежности социальных прогнозов.Основные подходы к социальному прогнозированию

Содержание:
Вопрос 1. Условия надежности социальных прогнозов.                                    3
Вопрос 2. Основные подходы к социальному прогнозированию.                     5
Используемаялитература                                                                                    17

Вопрос 1.Условия надежности социальных прогнозов.
Одной из практически значимых проблемпрогнозирования является реализация наиболее ценных результатов прогнозиро­вания. Основные направления этой деятельностимогут быть следующими:
а) вооружение соответствующих учреждений, ве­домств материаламидля составления программ, проектов;
б) со­ставление комплексныхпрогнозов через координационные цен­тры;
в) представление прогнозов правительству комитетам и ор­ганамуправления соответствующих ведомств;
г) проведение конкурсов прогнозов соответствующими комиссиями икомите­тами.
Анализируя уровень прогностическойдеятельности, следует учитывать множество факторов.
Есть факторы принципиального, методологического харак­тера. Это прежде всего умение учитывать спецификувзаимосвя­зей социально-экономическогои духовно-идеологического аспектов при разработке прогнозов и учет ихрезультатов. Недостатки, связанные с опытом следует относить, во-первых,к тем, кто разрабатывает прогнозы и, во-вторых, к тем, кто пытает­сяреализовать результаты исследований.
Недостаточно высокий профессионализм прогнозистов, эк­спертов, неинформированность их о позицияхпотенциальных заказчиков, в интересах которых разрабатываются те или иные прогнозы приводит к целому ряду нежелательныхмоментов, на основе которых можно сделать ряд выводов.
Во-первых это несоответствиеописательно-информационно­го и аналитико-исследовательского материалов в прогностичес­ких отчетах[1].
Во-вторых, преимущественное вниманиеуделяется исследо­вательскому подходу к самому процессу разработки прогнозов и меньше- анализу прогностического фона взаимосвязей различ­ных факторов, такназываемого внешнего окружения, использо­вания прогностических систем высшегопорядка.
В-третьих, в нечетком определении целейразработки прог­нозов, что приводит к вовлечению при описании объекта, как впериоде ретроспекции, так и прогноза, большего количества, не имеющего научно-информативной ценности факторов иусло­вий.
Негативные последствия могут иметь место ииз-за попыток перенести существующие модели на будущее без должного ана­лизавозможных адаптации и в новых условиях. Примером могут служить попытки перенестимодели западной экономики и де­мократии вРоссию. Они приобретают извращенную форму, т.к. не учитываются не только особенности экономической сферы, но и исторические традиции, социальная специфика,духовно-нравственная атмосфера.
Эффективность и надежность прогнозов предопределяются многимифакторами, в том числе и соблюдением основных при­нципов, подхода и самогопроцесса исследования. К важнейшим из нихотносятся:
— выбор основных факторов и элементов дан­ной системы, определениеих роли и значимости в социальной сфере;
-          выявление на основе анализа основных тенденций («траекторий»)развития исследуемых процессов (безработицы, социальной защиты, положениястуденчества и т.д.);
-          экстраполя­ция этих тенденций на будущее;
-          синтезэтих будущих траекто­рий в настоящих социальных процессах;
-           интеграцияс прогно­зами в других сферах общественной деятельности;[2]
-          составлениекомплексного многоуровневого прогноза как в целом, так и по отдельным процессами направлениям;
-           непрерывнаякорректи­ровка прогноза.
К числу основных условий надежностипрогнозов следует отнести:
а) глубину и объективность анализа;
б) знание конкрет­ных условий;
в) оперативность и быстроту в проведении иобра­боткематериалов.
Особое значение имеет в прогнозированииинформация, банкданных статистического материала. Втеоретико-методологическом отношении необходимо учи­тывать ряд важнейшихположений:
а) восприятие социальных процессовкак объективной реальности;
б) целостный системный подход кисследованию;
в) исторический детерминизм, т.е. при­знаниеследственно-причинных обусловленностей данных про­цессов[3].
Вопрос 2.Основные подходы к социальному прогнозированию.
 
Социальное прогнозирование — это специальное иссле­дование о вероятных перспективах развитиясоциального объекта. Причем объектом может быть и социальное явление,процесс, и социальный слой, и социальное состояниеличности. Целью социального прогнозирования является подготовканаучно обоснованных предложений о том, в каком направлений желательноразвитие социального объек­та[4].Если мы имеем дело с определенным социальным явле­нием,то целью научного прогноза будет не просто предви­денье его состояния вбудущем, но и выработка мер, позволяющих в нужном направлениивоздействовать на это явление. Следовательно, в ходе научногопрогнозирования решаются две главные задачи:
•        определяется имотивируется цель вероятного разви­тия объекта;
•        определяются средстваи способы достижения этой цели.
Следует отметить, что социальные явления ипроцессы, являясь предметом прогнозирования, вреальной жизни настолькосложны и противоречивы, что в полной мере нельзя предвидеть, как они будутразвиваться. Поэтому прогнозные описания всегда относительны и могут быть лишь приближенными в той или иной мерек действитель­ности.
Классификация социального прогнозирования возможна и в зависимости от сфер прогнозного воздействия. Вэтом случае правомерно выделять такие его виды, как социаль­но-экономическое, юридическое,социально-политическое, социально-культурологическое,социологическое и др. Учитывая, что объектами социологическогопрогнозирования являются и обществокак социальный организм, и соци­альныегруппы, институты, и сам человек, то в его рамках можно выделить и социономический аспект прогнозиро­вания. Хотя, вероятно, правомерна и постановкавопроса о выделении прогнозированияпроблем социальной рабо­ты в самостоятельный вид социального прогнозирования.
Среди функций социального прогнозированиямногие исследователи называют три основные: ориентирующую, нормативнуюи предупредительную. Первая предполагает оптимизацию выбора социальнозначимых целей и средств их достижения. Нормативная означаетопределение важ­нейших тенденций социального развития,динамики со­циальныхпотребностей и вероятностей их удовлетворения. Предупредительнаяпредполагает определение и описание возможных негативных последствий втенденциях вероят­ного развития[5].
В учебных пособиях по прогнозированиюприводятся различные методики его проведения. Думается, что наибо­лееприемлемой является технология проведения социаль­ного прогнозирования,включающая в себя семь основных этапов:
1. Предпрогнознаяориентация, т. е. определение объек­та,цели, задач, времени проведения, методов и рабочих гипотезпрогнозного исследования.
2. Определениепрогнозного фона, образующегося из данных(новые документы и др.), влияющих на развитие объекта.
3. Построение базовоймодели прогноза, означающей обобщенное видение объекта в системе егоосновных пока­зателей, параметров и тенденций.
4. Поисковый прогноз, т.е. проекция базовой модели в будущее по наблюдаемой тенденции с учетомпрогнозного фона и поиск возможных проблем, подлежащих решению.
5. Нормативный прогноз, т.е. проекция базовой моде­ли в будущее в соответствии спредполагаемыминормами и определение средств, необходимых для достижения нор­мативногосостояния.
6. Оценка степенидостоверности и ее уточнение че­резсистему экспертного опроса, включая его многоразо­вуюметодику.
7. Выработкапредложений, рекомендаций, позволя­ющих оптимизироватьпроцесс развития объекта прогноз­ного исследования.
Дискуссионной остается проблема определенияметодов социального прогнозирования. Одни исследователи к ос­новнымгруппам относят экспертные методы, методы экст­раполяции и моделирование. Рядученых подразделяют все многообразие методов социальногопрогнозирования на общенаучные, интернаучные и частнонаучные.Есть и дру­гие варианты решения вопроса типологии методов соци­альногопрогнозирования.
Как нам представляется, вполне правомерновыделять общенаучнуюгруппу методов прогнозирования, состоящую изанализа, синтеза, экстраполяции, интерполяции, индук­ции, дедукции, аналогии, гипотезы,экспериментирования и др.[6].Вероятно, можно объединить методы «мозговой атаки», «Дельфи» в группуинновационных, сориентирован­ных наколлективное мнение, мнение большинства экспер­тов. Метод «мозговой атаки» представляет собой коллек­тивную экспертную оценку прогнозируемого события.Он предполагает совместное обсуждение проблемы специали­стами разных исследовательских направлений, научныхшкол и сориентирован на сближение экспертныхпозиций. Метод «Дельфи» отличает анонимность работы экспертов и письменный вид оценок. Такой подход вопределенной мере снижаетприспособление участников работы к доминирую­щему мнению. С другой стороны, этот метод не устраняет пол­ностью стремлений эксперта следовать мнению большин­ства,а значит, снижает уровень научности.
К частнонаучным методам социальногопрогнозирования обычно относят экспертные опросы,тестирование и др.[7].
При создании систем прогнозирования руководствуются следующими принципами прогнозирования:
—принцип системности,требующий взаимосвязанности и сопряжённости объекта прогнозирования ипрогнозного фона и их элементов с учётом обратных связей между ними;
—принцип согласованностипоисковых и нормативных про­гнозов;
—принцип вариантности,требующий разработки вариантов прогноза, исходя из особенностей рабочейгипотезы, постанов­ки цели и вариантов прогнозного фона;
—принцип непрерывностипрогнозирования, требующий корректирования прогнозов по мерепоступления новых данных;
—принцип верифицируемости, требующий определения достоверности, точности и обоснованностипрогнозов;
—принцип рентабельностипрогнозирования, требующий повышения экономического или социальногоэффекта от ис­пользования прогноза над затратами на его разработку[8].
Прогнозы различаются на основе целевогокритерия на три вида — поисковый, нормативный и комплексный.
Поисковый прогноз, содержаниемкоторого является опре­деление возможных состояний объекта прогнозирования вбуду­щем. Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероятнеевсего произойдёт при условии сохранения существующих тенденций?
Нормативный прогноз, содержаниемкоторого является определение путей и условий достижениявозможных состояний  (принимаемых в качестве заданных) объекта прогнозирования в  будущем. Этот прогноз отвечает на вопрос: какимипутями достичь желаемого результата?
Комплексный прогноз, содержащийэлементы поискового и нормативного прогнозов.
Наиболее важными являются двапараметра прогноза:
период упреждения —промежуток времени от настоящего в будущее, на который разрабатывается прогноз;
период основания прогноза — промежуток времени, на базе которого строится собственно прогноз.
По периоду упреждения различаютследующие виды прогнозов:
— оперативный прогноз с периодом упреждениядо 1 месяца;
— краткосрочный прогноз с периодом упрежденияот 1 месяца до 1 года;
— среднесрочный прогноз с периодом упрежденияот 1 года до5лет;      
— долгосрочный прогноз с периодом упрежденияот 5 лет до 15лет;
— дальнесрочный прогнозс периодом упреждения более 15 лет.
  Помасштабампрогнозирования выделяют:[9]
—мировыепрогнозы;
—государственныепрогнозы;
—структурные (межотраслевыеи межрегиональные) прогнозы;
—прогнозы развития отдельныхкомплексов промышленности, экономики, культуры;
—отраслевые прогнозы;
—региональные прогнозы;
—прогнозы деятельностиотдельных хозяйственных объектов, производств, продуктов;
—индивидуальные прогнозыдеятельности отдельных личностей и их объединений.
По объекту исследования различаются:
—естествоведческие прогнозы (метеорологические,гидрологические, геологические, биологические,космологические
—научно-технические прогнозы,которые охватывают перспективы развитиянаучно-технического прогресса;
—социальные прогнозы, которыеохватывают различные сферы деятельности людей и взаимоотношениймежду ними.
В свою очередь, социальные прогнозы делятсяна подтипы:
—медицинские;
—географические;
—экологические;
—экономические;
—социологические;
—психологические;
—демографические;
—этнические;
—архитектурно-градостроительные;
—образовательно-педагогические;
—культурно-эстетические;
—юридические, в том числекриминологические;
—внутриполитические;
—внешнеполитические;
—военные[10].
Прогнозирование в социальной работе позволяет пре­дусмотретьспецифику развития той или иной ситуации, явления, состояния личности,коллектива, семьи. А такое предвидение дает возможность эффективнее влиять на про­цесс, своевременно вносить коррективы.
В практической социономии прогнозированиеприменя­ется для предвиденья ситуации на рынке труда, для перс­пективногоосуществления личностного развития, для пре­дотвращения кризисного иконфликтного состояния соци­ального объекта, а также в сферахмолодежной политики, социально-этнических отношений, в работе синвалидами, пожилыми, беспризорными, сиротами и другими группа­минаселения.
При прогнозировании ситуации на рынке трудаанали­зируются сведения о свободных рабочих местах и вакант­ных должностях, овысвобождаемых работниках. Отдель­но учитывается число людей, уволенных пособственному желанию и в связи с высвобождением пенсионеров, граж­дан,ранее не работавших, социально слабо защищенных категорий населения.Сведения о соотношении между чис­лом свободных мест,вакантных должностей и числом не­трудоспособных граждан поотраслям народного хозяйства позволяют оценить возможные объемыпрофессиональной подготовки и переподготовки нетрудоспособныхграждан. Исследуется и предполагаемая востребованность выпускниковучебных заведений различных специальностей. Та­кие прогнозыпозволяют предвидеть ситуацию на рынке труда, соответствующимобразом влиять на нее.
Профессиональное прогнозное исследованиерынка труда проводится по трем основным блокам: предложение рабо­чейсилы, спрос на нее и распределение. Разработке обще­гопрогноза может предшествовать подготовка частных прогнозов[11]. Например, прогнозируютсяналичные трудовые ресурсы, масштабы их высвобождения, скрытаябезрабо­тица, неполная занятость и др. Прогнозная деятельность предполагаетналичие соответствующих объемов информа­ции и обоснованный выбор методовпрогнозирования. При прогнозировании занятости населения наиболеечасто ис­пользуются такие методы, как анкетирование в форме ин­тервьюили опроса, моделирование и др.
Анализ прогнозов рынка труда, подготовленныхразлич­ными службами и учреждениями, свидетельствует о том, чтопреимущественно используется краткосрочный вид прогнозирования. Прогнозируетсяне только возможная численность занятых и зарегистрированных безработных,но и уровень скрытой безработицы.
Во многих случаях в прогнозах дается возможнаячис­ленность занятых по отраслям материального производства и поотраслям непроизводственной сферы. Так, в соответ­ствии с прогнозом,содержащимся в Федеральной целевой программе содействиязанятости населения Российской
Федерации на 1998 — 2000 гг., следует ожидать перегруп­пировкуспроса на рабочую силу в пользу отраслей непро­изводственной сферы: долязанятых в ней возрастет с 34% в 1997 г. до 35% в 2000 гг. В отрасляхматериального про­изводства доля занятых сократится с 66% до65%. Наи­большие темпы прироста рабочих мест ожидаются в сфере финансов,страхования и кредитования (10%), в здравоох­ранении, физической культуре исоциальном обеспечении (6,5%). Одновременно прогнозируется достаточноустойчи­вый спрос на работников организаций рыночной инфра­структуры,бытового и сервисного обслуживания населе­ния, транспорта, связи (вчасти обслуживания населения), образования (прежде всего, школьного), науки.
Острая ситуация с занятостью в период до 2000г. будет оставаться в легкой, особенно текстильной промышленно­сти,машиностроении и металлообработке, в нефтехими­ческой и угольнойпромышленности, отраслях оборонного комплекса[12]. Например, по прогнознымоценкам открытого акционерного общества «Рослегпром», вближайшее вре­мя может быть высвобождено около 150 тыс. работников легкойпромышленности. За 1998-2000 гг. из сферы воен­ного производствапланируется высвободить более 131 тыс. человек. Кроме того, свыше290 тыс. человек здесь будут временно не заняты. Сохранитсячрезвычайно сложная ситу­ация с трудоустройством отдельных социально-демографи­ческих групп населения (молодежи, инвалидов,женщин, де­мобилизованныхвоеннослужащих и др.). На начало XXI в. прогнозируетсярасширение контингента указанных групп населения, нуждающихся втрудоустройстве.
С учетом прогноза спроса и предложения рабочейсилы во многих регионах России в настоящее время реализуют­сяКомплексные программы мер по созданию и сохране­нию рабочих мест. Например, в Ростовскойобласти в соот­ветствии с такой программой,принятой в апреле1997 г., к 2000 г.потребуется создать более 24 тыс. дополнительных рабочих мест. Причемсоздаются эти рабочие места прежде всего,там, где ожидается в них наибольшая потребность.
Следует отметить, что прогнозирование рынкатруда — непрерывный процесс, требующий систематических уточ­ненийпо мере формирования новых данных. В ряде слу­чаев прогнозызанятости населения корректируются демографическими прогнозами.Так, на основе демографического прогноза, осуществленногоМинистерством труда и соци­ального развития Ростовской области, былапроведена корректировка расчета потребности муниципальных обра­зованийв создании и сохранении рабочих мест на 1998 г. и до 2000 г.
В настоящее время существенное влияние нарынок труда оказывает тенденция роста численности населения трудо­способноговозраста. По прогнозам Госкомстата России, эта тенденция будетсохраняться до 2005 г., а с 2006 г. чис­ленность населения втрудоспособном возрасте начнет уменьшаться[13]. Такой прогноз требует отфедеральных и местных органов власти осуществления комплексаупредительных мер по ограничению негативных явлений в сфере занято­стинаселения.
Возможности прогнозирования используются и всоци­альной педагогике. Оно применимо, например, для лично­стногоразвития подростка, нуждающегося в социальной поддержке и заботе.Такое прогнозирование часто называ­ют стимулирующим или педагогическим. Онопредставля­ет собой программу действий, направленных, во-первых, навыявление резервов личностного развития в сфере чувств, интеллекта,воли, во-вторых, на создание условий для их реализации и, в-третьих, наподбор методов и приемов, сти­мулирующих саморазвивающие начала вформировании личности. Особую актуальность прогнозирование личностногоразвития приобретает тогда, когда социальный ра­ботник решает проблемы трудногоподростка. Одним из методов такого прогнозирования является психолого-пе­дагогическийконсилиум, идея которого в разных вариан­тах осуществлялась ещевеликим педагогом В.А.Сухомлинским. Консилиум — это совещание, гдемогут быть пред­ставлены наряду с социальным педагогом илипсихологом, учителями и родители ученика, и сами ученики. Все зави­ситот конкретных задач, решаемых консилиумом. Метод прогнозированияличностного развития дает возможность объединить усилия всех участниковвоспитательного про­цесса, выстроить перспективу и программудействий по реа­лизации важнейших задач развития подростка. Врезульта­те формируется система наиболее эффективных приемов реализациииндивидуального подхода к ребенку.
Как известно, конфликты, кризисы являютсяпроявле­нием жизнедеятельности общества. А она не может быть безпроблем, а значит необходимо предвидеть их развитие истремиться ослабить негативные последствия. Причем в роли социального объектапрогнозирования может высту­пать и трудовой коллектив, и семья, исфера социально-этнических отношений, и сама личность с еепроблемами.
Статистика последних лет свидетельствует осохраняю­щейся в нашей стране негативной тенденции роста числаразводов. Это усиливает актуальность проблемы прогнозированиясемейных конфликтов[14].Как подтверждают исследования, разрушающую роль в семье играетнепонима­ние между супругами, накладывающееся на бытовые не­урядицы.Очень часто в основе непонимания лежит раз­ный взгляд супругов на своеположение в семейной жизни, разное видение идеала благополучнойсемьи. Воспитыва­ясь, формируясь как личность в своихродительских семь­ях, молодые супруги нередко пытаются перенести усвоен­ныенормы и традиции в свою новую семейную жизнь. Но это не всегдаосознается ими самими и ведет к семейным конфликтам.
Прогноз специалиста, составленный с учетомреальной ситуации, позволил бы выявить и другие причины пред­кризиснойсемейной ситуации. Прогнозное исследование позволило бы также выработатьпредложения по выходу из данной конфликтной ситуации. Для этогоспециалист по социальной работе мог бы предложить конфликтующей семейнойпаре апробировать некоторые методики, приме­няемые психологами в такихслучаях. Одной из них явля­ется составление супругами вопросников семейногодого­вора. Они включают в себя темы, связанные с различными сторонами семейной жизни(о привычках и ценностях, дру­зьях и родных,семейных обязанностях, деньгах и хозяй­стве).Обсуждая эти темы, молодые супруги больше узнают друг о друге. Быстрее приходит понимание, что семейное благополучие строить нужно совместно, уступая другдру­гу, а порой и отказываясь отнекоторых представлений, оценок исамооценок.
Национально-этнические отношения являютсяодним из наиболее сложных и деликатных направлений социаль­нойработы. Значение прогнозных исследований в этой сфере сейчасвозрастает из-за тяжелого экономического положе­ния и социальнойнестабильности в стране. Особенно не­обходима эта работа вроссийских регионах с многонацио­нальным составом населения ина территориях, где про­живает много мигрантов, вынужденных переселенцев[15]. Своевременно полученныйпрогноз и проведенная соответствующая работамогут предотвратить межнациональный конфликт с его трагическими последствиями.
Прогнозирование становится важным элементомсоци­альной работы с инвалидами, пожилыми людьми, с сиро­тами,беспризорными. Не зная наметившихся здесь тен­денций, не предвидявозможных проблемных ситуаций в этой деятельности, труднопроводить эффективную соци­альную политику как на государственном,так и региональ­но-муниципальном уровнях.
Что касается проблем пожилых людей, то ихзначимость усиливается прогнозируемой тенденцией роста численнос­тиэтой категории населения. Как свидетельствуют прогнозы ООН,лиц старших возрастов к 2001 г. будет насчитывать­ся вмире свыше 125 млн. человек. Особенно разительным окажетсярост численности людей в возрасте 80 лет и стар­ше: между 1980 и2001 гг. их доля увеличится на 54%. За этот период общей приростнаселения составит лишь 29%.
Ожидается, что в развитых странах доля лицстарших возрастов будет находиться на уровне не менее 20%. В на­стоящеевремя доля граждан старшего поколения в соста­ве населения Россиисоставляет 20,5%. И этот уровень, по прогнозам, сохранится до2006 г. В ряде же западных стран прогнозируется значительноеувеличение доли пожилых людей в общей численности населения этихстран. Напри­мер, в Германии уже сейчас 35,8% населения составляют гражданевозраста 60 лет и старше, через пятнадцать лет их доля составит 43,9%.
По мере нарастания экологических проблемусиливает­ся значимость и социально-экологического прогнозирова­ния.Оно осуществляется как в рамках целевых экологи­ческих программ, таки при составлении комплексных прогнозных, охватывающих различныеспектры социаль­ной сферы. Разновидностью таких комплексныхпрограмм стали социальные модели развития ряда городов, микро­районови территорий России. Так, в 90-е гг. была разрабо­тана и реализовываласьспециальная модель развития микрорайона«Раменки-2» Юго-Западного округа Москвы. В ней особое место занимал социально-экологический ас­пект[16].
Современное состояние социальноготрансформирования российского общества сложно и противоречиво.Оно вызы­вает у населения неоднозначную реакцию. Вносить же необходимыекоррективы в преобразовательный процесс невозможно без учета данныхсоциального прогнозирования. Оно является важным средством повышенияэффективно­сти воздействия как на социальные явления и процессы, таки на клиентов различных социальных служб[17].

Используемаялитература:
 
1.        Шепитько Е.Г.,Социальное прогнозирование и моделирование: Учебное пособие. – М.: Академияэкономической безопасности МВД России, 2005. – 273 с.
2.        Теория в методика социальной работы.Учебноепособие М.:Издательство «Союз» 1994 г.  . 199 с.     (Часть II)
3.        Социальная работа / Под общей редакци­ейпроф. В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». —Ростов н/Д: «Феникс», 1999. — 576 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат What Is Abortion Essay Research Paper What
Реферат Этногенез
Реферат Политическая культура как состояние и условие развитие общества
Реферат Ваххабизм в Саудовской Аравии
Реферат Жизненный путь узбекского поэта Алишера Навои
Реферат Евкаліпт кулястий Eucalyptus globulus L
Реферат Особенности коммуникативной готовности старших дошкольников с ЗПР к школьному обучению
Реферат Смысл когнитивной психологии
Реферат Из истории религии: ранний этап становления человеческого общества
Реферат Направления совершенствования банковского кредитования на примере АКБ Заречье ОАО
Реферат Деревообрабатывающий цех
Реферат Уява як психічний процес
Реферат Анализ хозяйственной деятельности предприятия СПФ Туча РУП Кристалл
Реферат Future Ethical Issues In Genetics Essay Research
Реферат Інформація про хід виконання протокольних доручень, наданих за результатами проведених зустрічей керівництва Уряду із всеукраїнськими профспілками та профоб’єднаннями