Реферат по предмету "Социология"


Уровень жизни и бедности

Курсовая работа
На тему: "Уровень жизни ибедности"

Введение
В условиях перехода нашей страны к рыночным отношениям возрастаетинтерес и потребность в познании теоретических основ рыночного механизма, эффективногои рационального использования ресурсов, результативной деятельности отдельнойфирмы, отрасли, экономики в странах, где уже успешно функционируют рыночныеструктуры.
Все экономические проблемы, в том числе инфляция, безработица,бедность, так или иначе, связаны с ограничением ресурсов.
Целью данной курсовой работы является пояснение таких понятий какуровень жизни, бедность, а так же, насколько остра проблема бедности в России,и как её можно преодолеть.
Актуальностью данной темы являются показатели уровня жизни,критерии бедности, социальное неравенство. Исходя, из этого можно судить,насколько эффективна социально-экономическая политика государства и в какойстепени общество справляется с поставленными задачами.
Моё исследование уровня жизни и бедности предполагает решениепроблемы бедности различными проектами, разработанными во Всероссийском центреуровня жизни.
Объектом нашего изучения является социально-экономическая системав целом.
Конкретно в этой области предметом исследования является уровеньжизни и бедные в России.
Под уровнем жизни населения понимается комплекссоциально-экономических, экологических и иных показателей, отражающих доходы,благосостояние, а также качество жизни согласно общепринятым мировым стандартами установленным в обществе представлениям.
Уровень жизни, его динамика в значительной степени определяютсяуровнем развития производительных сил, объемом и структурой национальногобогатства, производством и использованием валового национального продукта,характером распределения и перераспределением доходов.
Уровень жизни включает: данные об основных показателях денежныхдоходов, характеризующих объем, состав и основные направления их использования;показатели, отражающие распределение денежных доходов населения (в том числесферу распространения низких доходов); основные показатели социальногообеспечения и социальной помощи; жилищный фонд и жилищные условия населения.
Как экономика оказывает воздействие на социальную сферу, так исоциальная сфера влияет на экономику. Свое влияние на экономическую сферу онаоказывает путем повышения образовательного и культурного уровня человека,снижением заболеваемости, созданием благоприятных жилищных и культурно-бытовыхусловий жизни и т.д. Все это существенно влияет на производительность трудаработников, рациональное потребление и использование свободного времениработников.
Задачами моей курсовой работы является определение уровня жизни ибедности в России и способы её преодоления.
Научно-практическое значение имеет изучение динамики и качествауровня жизни населения, его прогнозирование чрезвычайно важно для устойчивого,сбалансированного развития общества в целом,
 

1. Определение бедности и уровня жизни населения
 
1.1 Показатели уровня жизни
Уровень жизни населения Российской Федерации определяетсяследующими основными показателями:
– объёмом валового внутреннего продукта на душу населения;
– уровнем потребления товаров первой необходимости на душунаселения;
– уровнем инфляции;
– уровнем безработицы;
– величиной реальных доходов на душу населения по отношению кминимальному прожиточному уровню;
– размером реально выплаченной среднемесячной заработнойплаты работника по отношению к минимальному прожиточному уровню;
– долей граждан с доходами ниже прожиточного минимума в общейчисленности населения Российской Федерации;
– количеством убийств на душу населения;
– количеством самоубийств на душу населения;
– соотношением доходов 10% наиболее и наименее обеспеченногонаселения;
– отношением среднего размера пенсии к минимальномупрожиточному уровню;
– долей государственных расходов на образование, культуру,здравоохранение и социальное обеспечение в соответствие с действующимзаконодательством;
– средней продолжительностью предстоящей и фактической жизничеловека;
– соотношением рождаемости и смертности населения;
– долей населения, проживающей в неудовлетворительныхжилищных условиях;
– уровнем загрязнения окружающей среды по отношению кпредельно допустимым нормативам.[1]
Данные о фактических показателях уровня жизни населения РоссийскойФедерации ежемесячно публикуются Государственным Комитетом Российской Федерациипо статистике.
Достигнутые результаты оформляются Соглашением, котороеподписывается всеми сторонами и участниками переговорного процесса. ПодписанныеСоглашения являются основой для формирования социально-экономической политикигосударства, разработки программ и прогнозов социально-экономического развитияРоссийской Федерации, федерального бюджета, других нормативных актов органовгосударственной власти Российской Федерации.
Уровень жизни[2] отражает степень развития и удовлетворения потребностей живущегов обществе человека. Категория «уровень жизни населения» не ограничивается лишьрамками доходов, а, следовательно, и потреблением населения. Уровень жизни какхарактеристика народного благосостояния наряду с доходами и потреблениемвключает также условия труда и быта, объем и структуру рабочего и свободноговремени, показатели культурного и образовательного уровня населения, а такжездоровья, демографии и экологической ситуации.
Однако главная черта социально-экономической категории «уровеньжизни» – характер и масштабы реализации потребностей населения в целом иотдельных его групп.
Качество жизни[3] – это синтетическая характеристика уровня и условий жизнинаселения, учитывающая также состав семьи, состояние здоровья ее членов, ихсоциальную удовлетворенность и т.п. При этом качество жизни населенияопределенной территории или государства определяется совокупным воздействиемэкономических, социальных, демографических, экологических, географических,политических, моральных и других факторов как объективного, так и субъективногохарактера. Среди них очень важными являются такие, как удовлетворенностьработой и жизненными условиями, возможностями развития индивида и его семьи,положением семьи в социуме, ее финансовым положением или оценка условий средыобитания и качества трудовой жизни.
Качественные изменения в условиях жизни населения России,происходящие с начала экономических реформ, свидетельствуют о том, чтодостаточно широкое распространение получает бедность.
1.2 Основные показатели уровня жизнинаселения
Система показателей уровня жизни, рекомендуемая ООН, включаетширокий круг характеристик условий жизни.
Выделяют двенадцать групп показателей:
1. Рождаемость, смертность и другие демографические характеристики;
2. Санитарно-гигиенические условия жизни;
3. Потребление продовольственных товаров;
4. Жилищные условия;
5. Образование и культура;
6. Условия труда и занятость;
7. Доходы и расходы населения;
8. Стоимость жизни и потребительские цены;
9. Транспортные средства;
10. Организация отдыха;
11. Социальное обеспечение;
12. Свобода человека.
Перечисленные показатели рассматриваются как основные.
Наряду с ними для оценки и исчисления уровня жизни выделяют рядинформационных показателей, не являющихся, по мнению экспертов,непосредственными характеристиками уровня жизни. В число информационныхпоказателей входят национальный доход и валовой внутренний продукт на душунаселения с учётом среднегодовых их роста и ряд других.
1.3 Критерии установления уровня бедности
 
Бедность – этосоциально-экономическое положение части населения и домашних хозяйств, стоящихна относительно низком уровне обеспечения денежными, имущественными и другимиресурсами, а, следовательно, и на низком уровне удовлетворения своихестественно-физиологических, материальных и духовных потребностей
Бедность – это обеспеченностьчеловека ниже прожиточного минимума: временная или застойная. Бедность частинаселения, между тем, является постоянным фактором функционирования любогосовременного общества, но она не может и не должна быть хронической дляконкретной семьи. Поэтому задача социальной защиты населения – сокращениемасштаба бедности в обществе и создание условий для ее преодоления в отдельнойсемье.
В мировой практике используются две основные концепции в подходе копределению уровня бедности: концепция абсолютной бедности как отсутствиедохода, необходимого для обеспечения минимальных жизненных потребностейличности или семьи, и концепция относительной бедности как отношение доходовсамых нижних слоев общества ко всем остальным. При таком подходе в отдельныхстранах бедными считаются те, чей доход не превышает 50% (40% или 60%) среднегодохода по стране. Однако на практике ни та, ни другая концепция не применяетсяв чистом виде.
Бедные – не просто люди сотносительно низкими доходами. Это члены определенного общества, живущие по егозаконам, но лишенные признаваемого этим же обществом минимально необходимогостандарта потребления. Проблема бедности существует во всех странах мира, и ееуровень зависит от стадии развития общественного производства, возможностейиндивида и условий жизнедеятельности населения.
Бедность прямо связана с неравномерностью распределения доходов иимущества. В общем виде бедность основана на сопоставлении строго определённогонабора потребностей и возможностей их удовлетворения для определённых группнаселения. Потребности оцениваются на основе так называемых потребительскихкорзин.
Потребительская корзина[4] – это минимальный набор продуктов питания, непродовольственныхтоваров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения егожизнедеятельности.
Минимальный достаток[5] – это те границы семейного дохода, за которыми не обеспечиваетсявоспроизводство общественно приемлемых условий существования, на его основеопределяется порог бедности и рассчитывается прожиточный минимум.
Порог бедности, как показывает опыт, не отражает ростапотребления, увеличиваясь за счёт роста цен.
Количественная оценка порога бедности осуществляется на основеданных о стоимости продуктов питания, исходя из рациональных норм потребления идоли затрат на питание в семейных бюджетах.
Проблема измерения бедности основана, в конечном счете, на томкруге потребностей, удовлетворение которых признаётся общественно необходимым.
Фактическая информация о бедных слоях населения показывает, чтобедность неравномерна среди различных групп населения молодых и пожилых,семейных и одиноких, занятых и безработных.
Дифференциация причин бедности приводит к необходимости различатьтипы бедности для того, чтобы определить специфические меры по её ликвидации исокращению.
 

2. Уровень жизни и бедные в России
 
2.1 Социальное неравенство
 
Беспредельно высокое неравенство в распределении собственности потерриториям и отраслям российской экономики, по доходам, потреблению исбережениям населения, по располагаемому человеческому и социальному капиталу.
Анализ зарплаты по различным отраслям нашей экономики показывает,что диспропорции в оплате труда велики. По данным апрельского обследования 2004года, зарплату ниже прожиточного минимума трудоспособного населения получалипримерно 30% занятых в российской экономике. При этом в сельском хозяйствезарплату ниже прожиточного минимума получали около 70% работников, в сферекультуры и искусства – 52, 3%, в сфере образования – 43, 5%, а вздравоохранении – 38,5%. Чтобы проиллюстрировать контраст между этими отраслямироссийской экономики, где зарплаты являются наиболее высокими, приведуследующие цифры. В том же апреле 2004 года половина работников топливнойпромышленности получала зарплату, превышающую прожиточный минимум в среднем в20 раз, и более одной трети работников банковской сферы получали зарплату,превышающую прожиточный минимум в среднем в 26 раз. Не удивительно, что пороссийской экономике в целом зарплата 10% наиболее высокооплачиваемых работниковпревышает зарплату 10% наиболее низкооплачиваемых работников в 28 раз.
Если говорить об общем показателе неравенства и как он варьируетсяпо всем регионам России, то наша страна демонстрирует спектр практически всехстран, начиная с уровня африканских и латиноамериканских.
Такие регионы, как Москва, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкийавтономные округа по внешним признакам уровня жизни приближаются к развитымстранам. Но это достигается за счёт неравенства доходов, многократнопревосходящего не только показатели неравенства в Европе, но и в США. В Москведоходы 10% наиболее обеспеченного населения превышают доходы 10% наименееобеспеченного населения в 39 раз, а в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах– в 27–28 раз, причём во многих бедных регионах неравенство доходов выше, чем вэтих округах.
Подобные сравнения дают только частичное представление омежрегиональном экономическом неравенстве и показывают, что тенденция кнарастанию концентрации доходов в отдельных регионах при неразвитости и бедностидругих регионов приобретает угрожающие масштабы.
2.2 Уровень жизни России
 
В 90-х годах прошлого столетия сформировался слой очень богатыхлюдей, в который попали, прежде всего, люди с низкими социальными и духовнымикачествами. Многим из них богатство досталось в результате захватагосударственной собственности. Причём этот социальный слой пополняется и ныне зачастуюв прежнем режиме. Однако нужно отметить, что и 90-х годах, и в настоящее времяформируется слой предпринимателей, не только успешных, не тольковысокообразованных, но и с высоким жизненными устремлениями. Этот слой людейхотя и функционирует в неблагоприятной среде, но вносит растущий вклад впродвижение к процветанию страны и тем самым к преодолению бедности в еёсовременном виде.
Во Всероссийском центре уровня жизни (ВЦУЖ) бедность исследуетсяразлично, на фоне анализа социально-экономического неравенства вообще. Особоевнимание мы уделяем изучению уровня жизни в регионах Российской федерации. Вряде из них выполнены крупные проекты по повышению уровня и качества жизни иснижению бедности.

Таблица 1. Группировки регионов по уровню благосостояния населения(2003 г., в %)
Регион
Доля населения с доходом выше МПБ*
Ранг
Регион
Доля населения с доходом выше МПБ*
Ранг
Москва
69,5
1
Усть-Ордынский
Бурятский АО
 
1,8
 
88
Тюменская область
59,5
3
Ямало-Ненецкий АО
58,4
3
Республика Ингушетия
3,4
87
Россия
42,1
 
Республика Калмыкия
10,9
86
 
В центр исследовательской работы поставлено изучение семей, имеющихв своём составе работающих по найму. Это обусловлено тем, что почти 50 %из них имеют уровень доходовниже прожиточного минимума, что совершенно ненормально. Для повышения уровня ихдоходов методики повышения заработной платы и реализован ряд проектов повнедрению минимальных отраслевых социальных нормативов оплаты труда вконкретных отраслях экономики на основе механизмов социального партнёрства.
Более десяти лет во ВЦУЖ проводится комплексный мониторинг уровняи качества жизни населения. Ежеквартально по оригинальным методикамразрабатываются и публикуются сведения о величинах прожиточного минимума,потребительских бюджетов восстановительного и развивающего уровней, опокупательной способности личных денежных доходов. На этой основе составляютсягруппировки населения по уровню материального достатка в целом по РоссийскойФедерации и во всех её субъектах. Даётся оценка социально-экономическойдифференциации российского общества, производится группировка субъектовРоссийской Федерации по величинам частных и интегральных показателей уровня икачества жизни.
Полученные по результатам мониторинга величины валовоговнутреннего продукта на душу населения, покупательной способности среднедушевыхденежных доходов, удельных весов населения с доходами ниже прожиточногоминимума и выше минимального потребительского бюджета, социально-экономическогонеравенства, а также здоровья и образования в субъектах Российской Федерацииположены в основу расчётов индексов качества жизни. Результаты мониторинга идругие разработки ВЦУЖ широко используются для повышения эффективностифедеральной и региональной социальной политики, оценки уровня и качества жизни,снижения уровня бедности.
2.3 Бедность в России и пути её преодоления
В настоящее время в нашей стране в основном завершился начальныйэтап изучения бедности и выработки подходов к её снижению в новых условиях. Егорезультатом стало значительное развитие социального законодательства,формирование общественной потребности в комплексном решении этой проблемы сопорой на науку, а также развитие ряда исследовательских коллективов, способныхвместе с практиками реализовывать комплексные международные, общероссийские ирегиональные проекты по снижению уровня бедности.
На рубеже веков наступил новый этап в решении проблемы бедности вРоссии, обусловленный начавшимся подъёмом отечественной экономики. Это ужепривело к тому, что в 2003 году в целом по Российской Федерации и в примернополовине субъектов Российской Федерации уровень бедности не только опустился доего значений, имевшихся до кризиса 1998 года, но и стал ниже их. Наиболеезаметное снижение доли бедного населения было достигнуто в Республике Дагестан(9,7 %), в Свердловской области(8,4 %) и в Агинском Бурятском автономном округе, где доля бедногонаселения в 2003 году была ниже, чем в 1998 году.
Доля и численность бедных частично по стране и в её регионах вначале ХХI века остаётся высокой (см. табл. 2). К бедным отнесены те, чьидоходы ниже прожиточного минимума.
Таблица 2. Бедное население России (2003 год)[6]

п/п
Субъекты
Численность бедного населения, тыс. чел.
В %к общей численности бедного населения
%бедных в общей численности населения
Ранг
1
Эвенкийский АО
4,3
0,01
24,5
54
2
Корякский АО
7,0
0,02
28,3
80
3
Ненецкий АО
8,2
0,03
19,6
16
4
Чукотский АО
13,5
0,04
25,7
70
5
Магаданская область
44,5
0,15
24,7
59
6
Республика Алтай
56,3
0,19
27,7
74
7
Республика Тыва
91,3
0,3
29,8
82
8
Республика Адыгея
103,9
0,35
23,3
45
9
Республика Хакасия
130,0
0,43
23,9
51
10
Томская область
221,1
0,74
21.2
28
11
г. Санкт-Петербург
423,2
1,41
9,1
2
12
Красноярский край
615,9
2,05
20,9
25
13
г. Москва
811,7
2,70
7,8
1
14
Московская область
1432,0
4,76
21,6
32
15
РОССИЯ
30069,7
 
20,8
 
Для того чтобы решить задачу снижения уровня бедности в ближайшиегоды как минимум в два раза, необходимо ответить на ряд поставленных жизньювопросов. Известно, что в настоящее время для макроэкономических оценокприменяются в основном показатели денежных доходов и прожиточного минимума. В2005 году началась так называемая «монетизация» льгот, положившая началосистемным изменениям в составе денежных доходов населения. Поскольку денежныйдоход является официальным показателем при определении уровня бедности, тометодические рекомендации по его определению следует пересмотреть с участиемнезависимых экспертов и общественности.
Необходимо проанализировать методику расчёта прожиточногоминимума, также являющегося ключевым показателем при определении уровнябедности. Он положен в основу обоснования минимального размера заработной платы,стипендий, пособий и других социальных выплат, которые устанавливаются нафедеральном уровне. Прожиточный минимум также необходим для оценки уровня жизнироссийских семей, например, для определения доли малоимущих граждан, дляоказания им необходимой государственной помощи, для реализации другихсоциальных программ и формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.Таким образом, прямо или косвенно, этот социальный норматив касаетсябольшинства россиян.
В основе прожиточного минимума лежит стоимостная (то естьденежная) оценка потребительской корзины. В настоящее время истекло пять лет,на которые законодательно утверждалась федеральная минимальная потребительскаякорзина, лежащая в основе расчётов величины минимальных денежных доходов,являющихся правовой основой преодоления бедности. В 2004 году с участиемэкспертов был подготовлен и обсуждён с общественностью новый вариантпотребительской корзины.
Предложенная новая потребительская корзина для основных группнаселения (трудоспособных людей, пенсионеров и детей) представляет собой болеекачественный набор продуктов питания, который предполагает большое количествобелковых продуктов: мяса, молока, рыбы и яиц, а также овощей и фруктов. И,наоборот предусматривает меньшее потребление хлеба и картофеля.
Однако непродовольственные товары и платные услуги в натуральномвиде в законопроекте не предусмотрены. Таким образом, в нём нет тойпотребительской корзины, к которой мы уже привыкли: то есть «минимальногонабора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых длясохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности». Вместо неёпредложены продовольственная корзина, а также доли расходов нанепродовольственные товары и платные услуги. То есть, это законопроект не о потребительскойкорзине, а о величине минимальных доходов, необходимых для обеспеченияминимальных потребительских расходов.
Сейчас в России проводятся социальные реформы, которые приводят кизменению структуры расходов граждан. Из личных денежных доходов льготникитеперь оплачивают, например, пользование телефоном и установку радиоточки.Растут и расходы на жилищно-коммунальные услуги, образование и лечение.
Отсюда вытекает, что нельзя отказываться от потребительскойкорзины при определении прожиточного минимума.
Вместе с этим нужно заняться изучением возможностей практическогоиспользования в нашей стране относительного метода определения бедности. Нарядус абсолютным определением бедности, целесообразнее определять и величинудоходов, ниже которой материальные возможности граждан не позволяют имобеспечивать наиболее распространённый в стране уровень жизни. Вот тогда мыбудем иметь полную картину и в плане статистики, и в плане реальной ситуации, вкоторой оказались наши люди.
Следующее, о чём следует сейчас подумать, это о расширениинормативной базы для определения бедности. Имеет смысл дополнить оценкубедности по душевым денежным доходам её измерением по располагаемым ресурсамдомашних хозяйств. Поскольку они, кроме денежных доходов, включают в себяденежные оценки натуральных поступлений продуктов питания и представленных внатуральном выражении льгот, а также привлечённые средства и израсходованныесбережения, то позволяют более полно учесть материальные ресурсы людей,использованные на потребление. В бюджетных обследованиях домашних хозяйстворганы государственной статистики определяют этот показатель. Доля денежныхдоходов в нём составляет в целом по Российской Федерации примерно 90%, в томчисле в городской местности – 92 и в сельской -76%.[7]
Экспериментальные расчёты распределения по величине среднедушевыхрасполагаемых ресурсов, проведённые во ВЦУЖ, заметно изменили оценки уровнябедности в целом по стране и кардинально – в целом ряде субъектов РоссийскойФедерации, особенно в регионах с высоким удельным весом сельского населения.
Измерение уровня бедности следует дополнить оценкой обеспеченностижилищем, так как прожиточный минимум предполагает и содержание имеющегосяжилья. Пока этот социальный норматив потребления жилища, составляющий 18 кв. мна квартиросъёмщика и 12 кв. м на каждого из других членов семьи, не исключениз потребительской корзины.
Сочетание при оценке бедности сведений о текущем доходе иобеспеченности жилищем – важный шаг вперёд к её комплексному измерению. Этоприведёт к расширению взгляда на российскую бедность и её структуру.
Расширяется перечень проблем, которые надо решить для сниженияуровня бедности, и уточняются приоритеты и способы государственной поддержкипредставителей различных социальных групп бедного населения.
Характеристику бедного населения следовало бы дополнить такжесравнением фактических показателей здоровья (например, продолжительностижизни), образования (например, в возрасте 15–16 лет, не охваченныхобразованием). Бедность, определённая по совокупности показателей, позволитболее полно раскрывать содержание этого явления.
Таким образом, на новом этапе борьбы с бедностью надо уточнитьофициальные показатели её измерения. Эти показатели должны более полно отражатьособенности российской бедности, а методики их определения – быть прозрачными ине изменяться в процессе осуществления поставленной задачи.
Таблица 3. Группировки регионов по динамике уровня бедности (2004/1998 гг.,в процентных пунктах)[8]
Рост бедности (40 субъектов)
Снижение бедности (49 субъектов)
Субъект
Рост доли бедных
В процентном отношению к уровню 1998 г.
Ранг
Субъект
Снижение доли бедных
В процентном отношению к уровню 1998 г.
Ранг
Республика Ингушетия
12,2
27,6
1
Республика Дагестан
9,7
23,5
1
Ивановская область
9,5
29,5
2
Свердловская область
8,4
28,0
2
Усть-Ордынский Бурятский АО
9,0
18,2
3
Агинский Бурятский АО
8,3
16,7
3
Вторая группа вопросов связана с необходимостью определенияприоритетных проблем, решение которых позволяет быстрее снижать бедность.
Высокий удельный вес среди бедных семей тех семей, которыевозглавляют наёмные работники, подсказывает, что для снижения уровня бедностинадо прежде всего повышать заработную плату.
Воспроизводственные минимальные потребительские бюджеты работникаи ребёнка являются основой определения минимального социально приемлемогоуровня семейного потребления. Опора на них в практической государственнойполитике формирования затрат на рабочую силу позволит всеми её составляющими(заработной платой и другими расходами) обеспечить достижение социальноприемлёмой цены рабочей силы.
Принципиально важным является не само по себе повышениеноминальной заработной платы, а рост её покупательной способности.
Государственные гарантии в части установления минимального размераоплаты труда (МРОТ) будут социально справедливыми, если обеспечат равныевозможности для минимального потребления в регионах Российской Федерации. Этоозначает, что МРОТ должен стать не общефедеральным, а региональным социальнымнормативом. Таким образом, необходим переход от единой минимальной заработнойплаты в стране к дифференцированной заработной плате, устанавливаемой всубъектах Российской Федерации с учётом величины регионального прожиточногоминимума.
Чтобы в регионах с более низкими прожиточными минимумами, чем егообщероссийское значение, не происходило снижении уровня государственныхгарантий, необходимо в федеральном государственном бюджете на очередной годоговаривать соотношение МРОТ и потребительской корзины для субъекта РоссийскойФедерации с наименьшей величиной прожиточного минимума.
Конечно, для повышения МРОТ до величины прожиточного минимумапотребуется определённое время. Оно будет зависеть не только от наличия уработодателей средств на повышение размера минимальной заработной платы. Однимиз основных социальных ограничителей более быстрого повышения МРОТ являетсясохранение достигнутого уровня занятости, недопущение значительного ростабезработицы.
Региональные приоритеты снижения бедности вытекают из изучения еёмежрегиональных различий и расселения бедного населения по территории нашейстраны.
Бедное население сконцентрировано в тех субъектах, в которыхнаблюдается далеко не самый высокий уровень бедности. Например, г. Москваотносится к тем регионам, в которых проживает одна из наибольших долей отобщего количества бедного населения, а уровень бедности в ней является наименьшимв стране. И, наоборот, в Усть-Ордынском автономном округе доля бедногонаселения является наиболее высокой, а численность бедного населения – в 13 разменьше, чем в столице.
Общероссийская целевая программа, должна включать решениеследующих задач:
1. Увеличение численности населения и улучшение его качественногосостава для более полного освоения богатств нашей страны и повышения качестважизни людей;
2. Улучшение состояния здоровья людей: увеличение продолжительностижизни и, прежде всего активной трудовой жизни, позволяющее обеспечивать болеевысокое благосостояние;
3. Повышение качества образования;
4. Формирование эффективного рынка труда и продуктивной занятостинаселения;
5. Создание условий для обеспечения каждой семьи благоустроеннымжилищем;
6. Экономический рост, повышение конкурентоспособности экономики,уменьшение социально-экономических различий между регионами, между городами исельской местностью.
Рост уровня и качества жизни не должны противоречить устойчивомуразвитию страны.


Заключение
 
В заключение стоит отметить, что любой показатель, характеризующийуровень жизни или бедности можно проанализировать и сделать соответствующиевыводы.
На мой взгляд, было бы целесообразно использовать следующиеприоритеты в решении этой задачи.
Для более быстрого сокращения бедного населения надо определить тесубъекты Российской Федерации, в которых реально ускорить сокращение бедности.Так, достаточно было бы оказать поддержку небольшому количеству регионов сдинамично развивающейся экономикой, чтобы ощутимо уменьшить общую численностьбедных в стране.
Затем можно было бы сосредоточить усилия на снижении в два разауровня бедности в тех регионах, в которых проживает не менее 50% всего бедногонаселения страны.
В реальной жизни эти приоритеты не могут быть реализованы в чистомвиде. В меру своих возможностей каждый субъект Российской Федерации будетснижать численность бедного населения, не ожидая дополнительной поддержки своимусилиям.
В едином государстве надо помогать всем, у кого возникают проблемы.Для решения этих общегосударственных задач, проводится централизация частиресурсов в федеральном бюджете. Однако, если вначале оказать помощь болеесильным, то ресурсы у государства увеличатся быстрее и в больших объёмах. Этопозволит существеннее помочь менее сильным, а затем и самым слабым. Всё этопозволит в более короткие сроки решить общегосударственную задачу снижениябедности.
На решение проблем повышения качества жизни ориентированобсуждаемый проект Программы социально – экономического развития страны на 2005–2008годы.
Эта программа должна стать национальной программой снижениябедности, повышения уровня и качества жизни населения. Комплексное решение всехэтих задач имеет стратегическое значение и позволяет рассматривать преодолениебедности в аспекте повышения качества жизни.
Комплексная методология снижения уровня бедности должна включатьконкретизацию цели, анализ ситуации с бедностью в контекстесоциально-экономического неравенства, определение задач, разработку нормативових решения в нашей стране. С учётом остроты имеющихся проблем, надо определитьсодержание мер, направленных на снижение бедности и повышение уровня жизнинаселения. В первую очередь важны те из них, которые непосредственно влияют нарост уровня потребления населения, доступность благ и их качество, приводят кразвитию человеческого потенциала.
Наряду с федеральной программой необходимо разрабатыватьрегиональные целевые программы снижения бедности, повышения уровня и качестважизни. Это позволит в полной мере реализовать новые социальные полномочия иответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерацииперед жителями соответствующих регионов, учитывать на местах те особенностибедности, которые не могут быть предусмотрены в общероссийской программе. Этопозволит скоординировать усилия государственных органов и чётко распределить ихфункции.
К решению стоящих перед странной задач по снижению уровня бедностинеобходимо привлечь бизнес, а также организации гражданского общества, в томчисле научно-исследовательские, неправительственные т религиозные организации,средства массовой информации. Необходима также активизация населения на местномуровне и развитие местной инициативы. Имело бы смысл создать авторитетнуюобщероссийскую неправительственную организацию по координации участия впреодолении бедности, повышения уровня и качества жизни властных,предпринимательских и общественных структур.

Библиография
 
1. БачуринА. Факторы роста ВВП и уровня жизни населения // Экономист. – 2002. – №10.– С. 13–19.
2. Бобков В.Н. Региональноенеравенство уровня жизни населения // Экономист. – 2004. – №12. – С. 58–65.
3. Бобков В.Н. Российскаябедность: измерение и пути её преодоления // Общество и экономика. – 2005.– №3. – С. 20–39.
4. Виленский А.,Домнина И. Уровень кризиса и региональный опыт // Вопросы экономики. –2006. – №5. – С. 19–30.
5. Грязнова А.Г.,Юданов А.Ю. Уровень жизни и бедность. М.: Кнорус. – 2006. – С. 451–462.
6. Добрынин А.И. Экономическаятеория. М.: Питер – Москва, 2006. – С. 459–469.
7. Овчарова Л.,Турунцев Е. и Корчагина И. Бедность: где порог // Вопросы экономики.– 2005. – №2. – С. 120 – 131.
8. Скляров И.рейтинг по уровню жизни субъектов РФ // Экономика и жизнь. – 2007. – №14.– 6 с.
9. Чудаева О.В. Сравнениеуровня и качества жизни в мире, в России и в регионах Сибири // ЭКО. –2004. – №4. – С. 81–89.
10. Шевяков А. Социальноенеравенство, бедность и экономический рост // Общество и экономика. –2005. – №3. – С. 5–12.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.