Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Административные наказания 2

--PAGE_BREAK--б) ме­ры, соз­даю­щие не­воз­мож­ность со­вер­ше­ния дру­гих пра­во­на­ру­ше­ний (кон­фи­ска­ция, воз­мезд­ное изъ­я­тие).
3. В за­ви­си­мо­сти от дли­тель­но­сти со­стоя­ния на­ка­зан­но­сти:
а) еди­но­вре­мен­ные (ра­зо­вые) ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные на­ка­за­ния (штраф, пре­ду­пре­ж­де­ние, кон­фи­ска­ция, воз­мезд­ное изъ­я­тие, ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное вы­дво­ре­ние);
б) для­щие­ся ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные на­ка­за­ния, т.е. рас­тя­ну­тые во вре­ме­ни (ад­ми­ни­ст­ра­тив­ный арест, дис­ква­ли­фи­ка­ция, ли­ше­ние спе­ци­аль­но­го пра­ва).
4. В за­ви­си­мо­сти от субъ­ек­та от­вет­ст­вен­но­сти:
а) при­ме­няе­мые ис­клю­чи­тель­но в от­но­ше­нии фи­зи­че­ских лиц (ли­ше­ние спе­ци­аль­но­го пра­ва, арест, дис­ква­ли­фи­ка­ция, ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное вы­дво­ре­ние);
б) при­ме­няе­мые как к фи­зи­че­ским, так и к юри­ди­че­ским ли­цам (пре­ду­пре­ж­де­ние, штраф, кон­фи­ска­ция, воз­мезд­ное изъ­я­тие, ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное при­ос­та­нов­ле­ние дея­тель­но­сти).
5. В за­ви­си­мо­сти от по­ряд­ка при­ме­не­ния:
а) ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные на­ка­за­ния, при­ме­няе­мые толь­ко в су­деб­ном по­ряд­ке (кон­фи­ска­ция, воз­мезд­ное изъ­я­тие, арест, ли­ше­ние спе­ци­аль­но­го пра­ва, арест, дис­ква­ли­фи­ка­ция, ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное при­ос­та­нов­ле­ние дея­тель­но­сти), а так­же те, ко­то­рые мо­гут быть на­зна­че­ны и судь­я­ми (су­да­ми), и ис­пол­ни­тель­ны­ми ор­га­на­ми (долж­но­ст­ны­ми ли­ца­ми), а так­же ины­ми субъ­ек­та­ми (ко­мис­сия­ми по де­лам не­со­вер­шен­но­лет­них и за­щи­те их прав, ад­ми­ни­ст­ра­тив­ны­ми ко­мис­сия­ми и др.);
б) ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные на­ка­за­ния, при­ме­няе­мые в ад­ми­ни­ст­ра­тив­ном по­ряд­ке – это толь­ко пре­ду­пре­ж­де­ние, штраф и в осо­бых слу­ча­ях – ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное вы­дво­ре­ние за пре­де­лы Рос­сии).
6. В со­от­вет­ст­вии со ст. 3.3 Ко­АП РФ воз­мезд­ное изъ­я­тие и кон­фи­ска­ция пред­ме­тов, ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное вы­дво­ре­ние мо­гут при­ме­нять­ся в ка­че­ст­ве как ос­нов­ных, так и до­пол­ни­тель­ных на­ка­за­ний, а все ос­таль­ные санк­ции мо­гут быть толь­ко ос­нов­ны­ми на­ка­за­ния­ми. Ос­нов­ным За­ко­ном при­зна­ют­ся ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные на­ка­за­ния, на­зна­чае­мые са­мо­стоя­тель­но, а не в ка­че­ст­ве до­пол­не­ния к дру­гим ад­ми­ни­ст­ра­тив­ным на­ка­за­ни­ям.
Ес­ли стать­ей Осо­бен­ной час­ти Ко­АП РФ пре­ду­смот­ре­на воз­мож­ность при­ме­не­ния к ви­нов­но­му и ос­нов­ной, и до­пол­ни­тель­ной ад­ми­ни­ст­ра­тив­ной санк­ции, то на ли­цо, со­вер­шив­шее пра­во­на­ру­ше­ние, мо­гут быть на­ло­же­ны сра­зу два на­ка­за­ния: од­но ос­нов­ное и од­но до­пол­ни­тель­ное.
В санк­ци­ях ря­да ста­тей Осо­бен­ной час­ти Ко­АП РФ со­дер­жат­ся до­пол­ни­тель­ные санк­ции. В од­них слу­ча­ях при­ме­не­ние до­пол­ни­тель­но­го на­ка­за­ния до­пус­ка­ет­ся на аль­тер­на­тив­ной ос­но­ве (на­при­мер, санк­ция ст. 14.2 – штраф «с кон­фи­ска­ци­ей… или без та­ко­вой»). Зна­чит, по ус­мот­ре­нию су­дьи, ор­га­на (долж­но­ст­но­го ли­ца), рас­смат­ри­ваю­ще­го де­ло, до­пол­ни­тель­ное на­ка­за­ние мо­жет ли­бо при­ме­нять­ся, ли­бо не при­ме­нять­ся. В дру­гих слу­ча­ях санк­ции ста­ей Осо­бен­ной час­ти Ко­АП РФ пре­ду­смат­ри­ва­ют обя­за­тель­ное од­но­вре­мен­ное при­ме­не­ние ос­нов­но­го и до­пол­ни­тель­но­го на­ка­за­ния (на­при­мер, ст. 14.10 – штраф с кон­фи­ска­ци­ей). В по­доб­ных слу­ча­ях субъ­ек­ты ад­ми­ни­ст­ра­тив­ной юрис­дик­ции обя­за­ны на­ла­гать на ви­нов­но­го на­ря­ду с ос­нов­ным и до­пол­ни­тель­ное ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное на­ка­за­ние.
7. В со­от­вет­ст­вии со ст. 72 Кон­сти­ту­ции РФ, ч.3 ст. 3.2 Ко­АП РФ, все ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные на­ка­за­ния мож­но по­де­лить на ус­та­нав­ли­вае­мые цен­тра­ли­зо­ван­но и де­цен­тра­ли­зо­ван­но. Цен­тра­ли­зо­ван­но мо­жет быть ус­та­нов­ле­но лю­бое из де­вя­ти на­ка­за­ний, а де­цен­тра­ли­зо­ван­но – за­ко­на­ми субъ­ек­тов РФ об ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях: толь­ко пре­ду­пре­ж­де­ние и штраф.
Ко­АП ис­клю­чил ис­пра­ви­тель­ные ра­бо­ты из ви­дов ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го на­ка­за­ния по со­об­ра­же­ни­ям про­ти­во­ре­чия дан­но­го ви­да ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го на­ка­за­ния прин­ци­пам и нор­мам ме­ж­ду­на­род­но­го пра­ва, ка­саю­щих­ся за­пре­та при­ну­ди­тель­но­го тру­да, и в то же вре­мя до­пол­нил сис­те­му ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных на­ка­за­ний но­вым ви­дом – дис­ква­ли­фи­ка­ци­ей, т.е. на­ка­за­ни­ем, со­глас­но ко­то­ро­му фи­зи­че­ское ли­цо ли­ша­ет­ся пра­ва осу­ще­ст­в­лять в юри­ди­че­ском ли­це управ­лен­че­ские функ­ции в слу­ча­ях, пре­ду­смот­рен­ных за­ко­но­да­тель­ст­вом Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции (ст. 3. 11. Ко­АП РФ).
Фе­де­раль­ным за­ко­ном от 9 мая 2005 г. «О вне­се­нии из­ме­не­ний в Ко­декс Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции об ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях и дру­гие за­ко­но­да­тель­ные ак­ты Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, а так­же о при­зна­нии ут­ра­тив­ши­ми си­лу не­ко­то­рых по­ло­же­ний за­ко­но­да­тель­ных ак­тов»[7] в Ко­АП РФ вве­де­но но­вое ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное на­ка­за­ние – ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное при­ос­та­нов­ле­ние дея­тель­но­сти, за­клю­чаю­щее­ся во вре­мен­ном пре­кра­ще­нии дея­тель­но­сти лиц, осу­ще­ст­в­ляю­щих пред­при­ни­ма­тель­скую дея­тель­ность без об­ра­зо­ва­ния юри­ди­че­ско­го ли­ца, юри­ди­че­ских лиц, их фи­лиа­лов, пред­ста­ви­тельств, струк­тур­ных под­раз­де­ле­ний, про­из­вод­ст­вен­ных уча­ст­ков, а так­же экс­плуа­та­ции аг­ре­га­тов, объ­ек­тов, зда­ний или со­ору­же­ний, осу­ще­ст­в­ле­ния от­дель­ных ви­дов дея­тель­но­сти (ра­бот), ока­за­ния ус­луг.
Ус­та­нов­ле­ние та­ких ви­дов ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го на­ка­за­ния, как: воз­мезд­ное изъ­я­тие ору­дия со­вер­ше­ния или пред­ме­та или пред­ме­та ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния; ли­ше­ние спе­ци­аль­но­го пра­ва, пре­дос­тав­лен­но­го фи­зи­че­ско­му ли­цу; ад­ми­ни­ст­ра­тив­ный арест; ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное вы­дво­ре­ние за пре­де­лы Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции ино­стран­но­го гра­ж­да­ни­на или ли­ца без гра­ж­дан­ст­ва; дис­ква­ли­фи­ка­ция и ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное при­ос­та­нов­ле­ние дея­тель­но­сти вхо­дит в ком­пе­тен­цию Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и мо­жет быть за­ко­но­да­тель­но за­кре­п­ле­но лишь в Ко­АП РФ.
Субъ­ек­ты РФ в ка­че­ст­ве ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных на­ка­за­ний за со­вер­ше­ние ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ний мо­гут ус­та­нав­ли­вать пре­ду­пре­ж­де­ние и ад­ми­ни­ст­ра­тив­ный штраф.

§2.1. Ви­ды ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных на­ка­за­ний
За со­вер­ше­ние ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных на­ка­за­ний мо­гут ус­та­нав­ли­вать­ся и при­ме­нять­ся сле­дую­щие ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные на­ка­за­ния:
1) пре­ду­пре­ж­де­ние;
2) ад­ми­ни­ст­ра­тив­ный штраф;
3) воз­мезд­ное изъ­я­тие ору­дия со­вер­ше­ния или пред­ме­та ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния;
4) кон­фи­ска­ция ору­дия со­вер­ше­ния или пред­ме­та ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния;
5) ли­ше­ние спе­ци­аль­но­го пра­ва, пре­дос­тав­лен­но­го фи­зи­че­ско­му ли­цу;
6) ад­ми­ни­ст­ра­тив­ный арест;
7) ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное вы­дво­ре­ние за пре­де­лы Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции ино­стран­но­го гра­ж­да­ни­на или ли­ца без гра­ж­дан­ст­ва;
8) дис­ква­ли­фи­ка­ция;
9) ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное при­ос­та­нов­ле­ние дея­тель­но­сти.[8]
Те­перь рас­смот­рим ка­ж­дый из них по­под­роб­нее.
1. Пре­ду­пре­ж­де­ние яв­ля­ет­ся од­ним из наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных ви­дов ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го на­ка­за­ния: Ко­АП РФ со­дер­жит поч­ти 70 норм, санк­ция ко­то­рых пре­ду­смат­ри­ва­ет дан­ный вид на­ка­за­ния.
Ко­АП РФ впер­вые на за­ко­но­да­тель­ном уров­не за­кре­пил по­ня­тие «пре­ду­пре­ж­де­ние» как ме­ру ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го на­ка­за­ния в ви­де «офи­ци­аль­но­го по­ри­ца­ния фи­зи­че­ско­го или юри­ди­че­ско­го ли­ца», имею­ще­го ис­клю­чи­тель­но пись­мен­ную фор­му вы­ра­же­ния.
По со­дер­жа­нию это ме­ра мо­раль­но-пра­во­во­го воз­дей­ст­вия. На ле­ст­ни­це ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных на­ка­за­ний пре­ду­пре­ж­де­ние за­ни­ма­ет пер­вую сту­пень­ку как са­мое лег­кое по ка­ра­тель­но­му воз­дей­ст­вию.
Рас­кры­вая со­дер­жа­ние пре­ду­пре­ж­де­ния, за­ко­но­да­тель го­во­рит о том, что оно яв­ля­ет­ся офи­ци­аль­ным пре­дос­те­ре­же­ни­ем ли­ца о не­до­пус­ти­мо­сти про­ти­во­прав­но­го по­ве­де­ния. Но это лишь од­на сто­ро­на дан­ной ме­ры ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го воз­дей­ст­вия. Пре­ду­пре­ж­де­ние – ос­нов­ное са­мо­стоя­тель­ное на­ка­за­ние. Как пра­ви­ло, оно при­ме­ня­ет­ся за не­зна­чи­тель­ные пра­во­на­ру­ше­ния, а так­же к ли­цам, ко­то­рые впер­вые со­вер­ши­ли про­ти­во­прав­ное дея­ние.
Лю­бое ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное на­ка­за­ние на­ла­га­ет­ся на ос­но­ве ма­те­риа­лов имею­ще­го­ся де­ла об ад­ми­ни­ст­ра­тив­ном пра­во­на­ру­ше­нии, по ре­зуль­та­там его рас­смот­ре­ния ком­пе­тент­ным субъ­ек­том и пу­тем вы­не­се­ния пись­мен­но­го ак­та – по­ста­нов­ле­ния по де­лу. Имен­но по­это­му в ст. 3.4 пря­мо за­кре­п­ле­но пра­ви­ло, что пре­ду­пре­ж­де­ние вы­но­сит­ся в пись­мен­ной фор­ме. Уст­ные пре­ду­пре­ж­де­ния о не­до­пус­ти­мо­сти про­ти­во­прав­но­го по­ве­де­ния, ко­то­рые долж­но­ст­ные ли­ца де­ла­ют гра­ж­да­нам, ор­га­ни­за­ци­ям, ко­неч­но же, не мо­гут рас­смат­ри­вать­ся как на­ка­за­ние. Так­же не яв­ля­ют­ся ад­ми­ни­ст­ра­тив­ным на­ка­за­ни­ем и пись­мен­ные пре­ду­пре­ж­де­ния (пред­пи­са­ния, пре­дос­те­ре­же­ния), ко­то­рые на­прав­ля­ют­ся гра­ж­да­нам и ор­га­ни­за­ци­ям, но не в по­ряд­ке про­из­вод­ст­ва по де­лу об ад­ми­ни­ст­ра­тив­ном пра­во­на­ру­ше­нии и не оформ­лен­ные по­ста­нов­ле­ни­ем по де­лу.
О про­фи­лак­ти­че­ской ро­ли ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го воз­дей­ст­вия сви­де­тель­ст­ву­ет ши­ро­кое при­ме­не­ние та­кой ме­ры пре­се­че­ния, как пре­ду­пре­ж­де­ние о пре­кра­ще­нии про­ти­во­прав­но­го по­ве­де­ния (ряд го­су­дар­ст­вен­ных ин­спек­ций да­ют пред­пи­са­ния). Дан­ная ме­ра со­сто­ит в том, что на­ру­ши­те­лю разъ­яс­ня­ют про­ти­во­прав­ный ха­рак­тер его дей­ст­вий, обя­зы­ва­ют их пре­кра­тить, уст­ра­нить до­пу­щен­ные на­ру­ше­ния и пре­дос­те­ре­га­ют о воз­мож­но­сти при­ме­не­ния бо­лее стро­гих мер при­ну­ж­де­ния. Это про­из­во­дит­ся пись­мен­но кон­крет­ным го­су­дар­ст­вен­ным ор­га­ном, од­но­вре­мен­но мо­жет быть ус­та­нов­лен кон­крет­ный срок вы­пол­не­ния обя­зан­но­сти.
Пре­ду­пре­ж­де­ние о пре­кра­ще­нии про­ти­во­прав­но­го по­ве­де­ния яв­ля­ет­ся са­мо­стоя­тель­ным пре­се­ка­тель­ным сред­ст­вом, ес­ли за­кон ус­та­нав­ли­ва­ет, что в на­ча­ле к на­ру­ши­те­лю долж­на при­ме­нять­ся эта ме­ра, а в слу­чае даль­ней­ше­го не­ис­пол­не­ния пра­во­вой обя­зан­но­сти, — бо­лее стро­гая. Так, сне­сти са­мо­воль­но воз­ве­ден­ное строе­ние, со­ору­же­ние мож­но, ес­ли и по­сле сде­лан­но­го ему пре­ду­пре­ж­де­ния ли­цо про­дол­жа­ет на­ру­шать за­кон.
Пре­ду­пре­ж­де­ние о пре­кра­ще­нии про­ти­во­прав­но­го по­ве­де­ния про­из­во­дит­ся, ко­гда пра­во­на­ру­ше­ние еще не окон­че­но, с це­лью пре­се­че­ния про­ти­во­прав­но­го по­ве­де­ния и в ус­та­нов­лен­ных за­ко­но­да­тель­ст­вом слу­ча­ях яв­ля­ет­ся обя­за­тель­ным пер­вым при­ну­ди­тель­ным сред­ст­вом. Во из­бе­жа­ние пу­та­ни­цы бы­ло бы це­ле­со­об­раз­но рас­смат­ри­вае­мое сред­ст­во воз­дей­ст­вия на­звать пре­дос­те­ре­же­ни­ем.
В ка­че­ст­ве санк­ции норм Осо­бен­ной час­ти Ко­АП РФ пре­ду­пре­ж­де­ние аль­тер­на­тив­но ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­му штра­фу, и дан­ное со­от­но­ше­ние по­зво­ля­ет су­дье, ор­га­ну, долж­но­ст­но­му ли­цу, рас­смат­ри­ваю­щим де­ло об ад­ми­ни­ст­ра­тив­ном пра­во­на­ру­ше­нии, реа­ли­зо­вы­вать пре­дос­тав­лен­ную за­ко­но­да­те­лем воз­мож­ность из­брать тот или иной вид ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го на­ка­за­ния с уче­том лич­но­сти ви­нов­но­го и об­стоя­тельств ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния.
2. Ад­ми­ни­ст­ра­тив­ный штраф яв­ля­ет­ся де­неж­ным взы­ска­ни­ем. Штраф как ме­ра при­ну­ж­де­ния из­вес­тен ря­ду от­рас­лей пра­ва, и что­бы от­ли­чить дан­ный вид взы­ска­ния от уго­лов­но­го и иных его раз­но­вид­но­стей, в Ко­АП РФ его на­зва­ли ад­ми­ни­ст­ра­тив­ным.
Штраф по сво­ей при­ро­де име­ет иму­ще­ст­вен­ный ха­рак­тер и реа­ли­зу­ет­ся в ви­де де­неж­но­го взы­ска­ния, на­ла­гае­мо­го на фи­зи­че­ских, долж­но­ст­ных и юри­ди­че­ских лиц, ока­зы­вая воз­дей­ст­вие не толь­ко на соз­на­ние, но и на иму­ще­ст­вен­ное по­ло­же­ние ви­нов­ных.
Та­кую иму­ще­ст­вен­ную санк­цию, как штраф, т.е. взы­ска­ние оп­ре­де­лен­ной де­неж­ной сум­мы, в борь­бе с ад­ми­ни­ст­ра­тив­ны­ми пра­во­на­ру­ше­ния­ми ис­поль­зу­ют ча­ще все­го. Ад­ми­ни­ст­ра­тив­ную от­вет­ст­вен­ность без вся­ко­го пре­уве­ли­че­ния мож­но на­звать «штраф­ной», так как поч­ти 90% ви­нов­ных в со­вер­ше­нии та­ких дея­ний под­вер­га­ют­ся штра­фу. Все ста­тьи Осо­бен­ной час­ти Ко­АП РФ, за ис­клю­че­ни­ем ч. 2 ст. 20.25, со­дер­жат та­кую санк­цию как штраф.
Штраф нель­зя при­ме­нять к во­ен­но­слу­жа­щим, про­хо­дя­щим во­ен­ную служ­бу по при­зы­ву.
В на­стоя­щее вре­мя санк­ция­ми пра­во­вых норм пре­ду­смот­ре­ны не­сколь­ко ва­ри­ан­тов оп­ре­де­ле­ния раз­ме­ров штра­фов.
Так, штраф мо­жет вы­ра­жать­ся в ве­ли­чи­не, крат­ной:
1) ми­ни­маль­но­му раз­ме­ру оп­ла­ты тру­да (без уче­та рай­он­ных ко­эф­фи­ци­ен­тов), ус­та­нов­лен­но­му фе­де­раль­ным за­ко­ном на мо­мент окон­ча­ния или пре­се­че­ния ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния.
Для оп­ре­де­ле­ния раз­ме­ра штра­фа в дан­ном слу­чае не­об­хо­ди­мо ру­ко­во­дство­вать­ся нор­ма­ми Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 19 ию­ня 2000 г. «О ми­ни­маль­ном раз­ме­ре оп­ла­ты тру­да». В со­от­вет­ст­вии со ст. 5 дан­но­го За­ко­на ис­чис­ле­ние штра­фов «до вне­се­ния из­ме­не­ний в со­от­вет­ст­вую­щие фе­де­раль­ные за­ко­ны, оп­ре­де­ляю­щие по­ря­док ис­чис­ле­ния на­ло­гов, сбо­ров, штра­фов...» про­из­во­дит­ся «ис­хо­дя из ба­зо­вой сум­мы, рав­ной 100 руб­лям». Та­ким об­ра­зом, раз­мер «штраф­но­го» МРОТ ра­вен на се­го­дняш­ний день 100 руб.
Ин­те­рес­ным пред­став­ля­ет­ся мне­ние Ге­не­раль­ной про­ку­ра­ту­ры РФ на­ло­жен­ное в пись­ме от 21 но­яб­ря 2002 г. №37/1-582-02, в ко­то­ром ука­за­но, что «ус­та­нов­лен­ная стать­ей 5 ба­зо­вая сум­ма в раз­ме­ре 100 руб­лей не яв­ля­ет­ся ми­ни­маль­ным раз­ме­ром оп­ла­ты тру­да, а яв­ля­ет­ся вре­мен­ной став­кой и ее дей­ст­вие рас­про­стра­ня­ет­ся толь­ко на пе­ри­од вре­ме­ни до вне­се­ния из­ме­не­ний в со­от­вет­ст­вую­щие фе­де­раль­ные за­ко­ны...»;
2) стои­мо­сти пред­ме­та ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния на мо­мент окон­ча­ния или пре­се­че­ния ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния.
Дан­ный по­ря­док ис­чис­ле­ния штра­фа пре­ду­смот­рен толь­ко по де­лам о на­ру­ше­нии та­мо­жен­ных пра­вил, в со­от­вет­ст­вии с нор­ма­ми гл. 16 Ко­АП РФ, а так­же за пра­во­на­ру­ше­ния в об­лас­ти пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти;
3) сум­ме не­уп­ла­чен­ных на­ло­гов, сбо­ров, под­ле­жа­щих уп­ла­те на мо­мент окон­ча­ния или пре­се­че­ния ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния, ли­бо сум­ме не­за­кон­ной ва­лют­ной опе­ра­ции, ли­бо сум­ме не­уп­ла­чен­но­го ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го штра­фа.
Раз­мер ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го штра­фа не мо­жет быть ме­нее 1/10 МРОТ.
Раз­мер ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го штра­фа, на­ла­гае­мо­го на гра­ж­дан и ис­чис­ляе­мо­го ис­хо­дя из ми­ни­маль­но­го раз­ме­ра оп­ла­ты тру­да, не мо­жет пре­вы­шать 25 МРОТ, на долж­но­ст­ных лиц – 50, на юри­ди­че­ских лиц – 1000.
Ад­ми­ни­ст­ра­тив­ный штраф за на­ру­ше­ние за­ко­но­да­тель­ст­ва Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции о внут­рен­них мор­ских во­дах, тер­ри­то­ри­аль­ном мо­ре, кон­ти­нен­таль­ном шель­фе, об ис­клю­чи­тель­ной эко­но­ми­че­ской зо­не Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, ан­ти­мо­но­поль­но­го, та­мо­жен­но­го, ва­лют­но­го за­ко­но­да­тель­ст­ва Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, а так­же за­ко­но­да­тель­ст­ва Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции о ес­те­ст­вен­ных мо­но­по­ли­ях, о рек­ла­ме, об ох­ра­не ок­ру­жаю­щей при­род­ной сре­ды, о го­су­дар­ст­вен­ном ре­гу­ли­ро­ва­нии про­из­вод­ст­ва и обо­ро­та эти­ло­во­го спир­та, ал­ко­голь­ной и спир­то­со­дер­жа­щей про­дук­ции, о про­ти­во­дей­ст­вии ле­га­ли­за­ции (от­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­ступ­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма мо­жет быть ус­та­нов­лен в раз­ме­ре для долж­но­ст­ных лиц до 200, для юри­ди­че­ских лиц – 5000 МРОТ.
Раз­мер ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го штра­фа, ис­чис­ляе­мо­го ис­хо­дя из стои­мо­сти пред­ме­та ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния, а так­же сум­мы не­уп­ла­чен­ных на­ло­гов, сбо­ров, не мо­жет пре­вы­шать трех­крат­ный раз­мер стои­мо­сти со­от­вет­ст­вую­ще­го пред­ме­та, сум­мы не­уп­ла­чен­ных на­ло­гов, сбо­ров.
Сум­ма ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го штра­фа под­ле­жит за­чис­ле­нию в бюд­жет в пол­ном объ­е­ме в со­от­вет­ст­вии с за­ко­но­да­тель­ст­вом Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.[9]
    продолжение
--PAGE_BREAK--3. Воз­мезд­ным изъ­я­ти­ем ору­дия со­вер­ше­ния или пред­ме­та ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния яв­ля­ет­ся их при­ну­ди­тель­ное изъ­я­тие и по­сле­дую­щая реа­ли­за­ция с пе­ре­да­чей быв­ше­му соб­ст­вен­ни­ку вы­ру­чен­ной сум­мы за вы­че­том рас­хо­дов на реа­ли­за­цию изъ­я­то­го пред­ме­та. Фак­ти­че­ски речь идет о при­ну­ди­тель­ной реа­ли­за­ции иму­ще­ст­ва, на­хо­див­ше­го­ся в лич­ной соб­ст­вен­но­сти на­ру­ши­те­ля.
Воз­мезд­ное изъ­я­тие охот­ничь­е­го ору­жия, бое­вых при­па­сов и дру­гих доз­во­лен­ных ору­дий охо­ты или ры­бо­лов­ст­ва не мо­жет при­ме­нять­ся к ли­цам, для ко­то­рых охо­та или ры­бо­лов­ст­во яв­ля­ет­ся ос­нов­ным за­кон­ным ис­точ­ни­ком средств к су­ще­ст­во­ва­нию.
Дан­ная санк­ция при­ме­ня­ет­ся толь­ко в от­но­ше­нии пред­ме­тов, явив­ших­ся ору­ди­ем со­вер­ше­ния или не­по­сред­ст­вен­ным объ­ек­том ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния.
За­ко­но­да­тель очень ред­ко ис­поль­зу­ет эту ме­ру в ка­че­ст­ве санк­ции за ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные пра­во­на­ру­ше­ния, по­сколь­ку по­ря­док ее реа­ли­за­ции слож­нее, чем кон­фи­ска­ция. В Ко­АП РФ дан­ное на­ка­за­ние пре­ду­смот­ре­но толь­ко в ч. 2 и 3 ст. 20.8 и в ч. 3 ст. 20.12, во всех слу­ча­ях в аль­тер­на­тив­ной санк­ции.
4. Кон­фи­ска­ци­ей ору­дия со­вер­ше­ния или пред­ме­та ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния яв­ля­ет­ся при­ну­ди­тель­ное об­ра­ще­ние в фе­де­раль­ную соб­ст­вен­ность или в соб­ст­вен­ность субъ­ек­та РФ не изъ­я­тых из обо­ро­та ве­щей.
Как ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное на­ка­за­ние она име­ет ряд осо­бен­но­стей.
Во-пер­вых, кон­фи­ска­ция на­зна­ча­ет­ся толь­ко судь­ей. Дан­ное по­ло­же­ние ос­но­ва­но на ч.3 ст. 35 Ос­нов­но­го За­ко­на РФ, где про­воз­гла­ше­но: «Ни­кто не мо­жет быть ли­шен сво­его иму­ще­ст­ва ина­че как по ре­ше­нию су­да». Ад­ми­ни­ст­ра­тив­ная кон­фи­ска­ция мо­жет при­ме­нять­ся к гра­ж­да­нам, долж­но­ст­ным ли­цам и юри­ди­че­ским ли­цам. Это во-вто­рых.
В-треть­их, она яв­ля­ет­ся спе­ци­аль­ной кон­фи­ска­ци­ей, при­ме­няе­мой толь­ко в от­но­ше­нии ору­дий со­вер­ше­ния или пред­ме­тов ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния. Как пра­ви­ло, в санк­ции ста­тьи Ко­АП РФ чет­ко ус­та­нав­ли­ва­ет­ся, ка­кой пред­мет под­ле­жит кон­фи­ска­ции (на­при­мер, эти­ло­вый спирт, спир­то­со­дер­жа­щая про­дук­ция, про­из­ве­ден­ная про­дук­ция, фа­ши­ст­ская ат­ри­бу­ти­ка или сим­во­ли­ка и т.п.).
Не вся­кий пред­мет мо­жет быть кон­фи­ско­ван. Так, не под­ле­жат кон­фи­ска­ции лич­ные ве­щи (оде­ж­да, бе­лье и т.п.), ве­щи, ис­поль­зуе­мые в бы­ту и не­об­хо­ди­мые для про­жи­ва­ния (те­ле­ви­зор, хо­ло­диль­ник и т.п.). Кон­фи­ска­ция не мо­жет быть об­ра­ще­на и на пред­ме­ты, на­хо­дя­щие­ся в об­щей соб­ст­вен­но­сти ли­ца, при­вле­чен­но­го к от­вет­ст­вен­но­сти, с суп­ру­га­ми, ро­ди­те­ля­ми, дру­ги­ми род­ст­вен­ни­ка­ми и ли­ца­ми. Кон­фи­ска­ция охот­ничь­е­го ору­жия, бое­вых при­па­сов и дру­гих доз­во­лен­ных ору­дий охо­ты или ры­бо­лов­ст­ва не мо­жет при­ме­нять­ся к ли­цам, для ко­то­рых охо­та или ры­бо­лов­ст­во яв­ля­ет­ся ос­нов­ным за­кон­ным ис­точ­ни­ком средств к су­ще­ст­во­ва­нию.
В-чет­вер­тых, ра­нее в ст. 29 Ко­АП РСФСР бы­ло за­кре­п­ле­но, что кон­фи­ско­ван мо­жет быть лишь пред­мет, на­хо­дя­щий­ся в лич­ной соб­ст­вен­но­сти пра­во­на­ру­ши­те­ля. К со­жа­ле­нию но­вый Ко­декс та­ко­го пра­ви­ла не со­дер­жит. Не­ко­то­рые со­ста­вы пра­во­на­ру­ше­ний пре­ду­смат­ри­ва­ют при­ме­не­ние кон­фи­ска­ции к долж­но­ст­ным ли­цам, ко­то­рые ча­ще все­го не яв­ля­ют­ся соб­ст­вен­ни­ка­ми кон­фи­скуе­мых пред­ме­тов (на­при­мер, ст. 14.10, 14.16 – 14.18, 19.19). По­лу­ча­ет­ся, что кон­фи­ска­ция мо­жет при­ме­нять­ся к ли­цу, яв­ляю­ще­му­ся субъ­ек­том ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния, но не яв­ляю­ще­му­ся соб­ст­вен­ни­ком иму­ще­ст­ва. Ес­ли кон­фи­ску­ет­ся пред­мет, ко­то­рый не при­над­ле­жит ви­нов­но­му, то на­ка­зы­ва­ет­ся не он, а соб­ст­вен­ник, ко­то­ро­го ли­ша­ют за­кон­но­го пра­ва соб­ст­вен­но­сти на­все­гда, что про­ти­во­ре­чит бу­к­ве и ду­ху Кон­сти­ту­ции РФ.[10]
Не яв­ля­ет­ся кон­фи­ска­ци­ей изъ­я­тие из не­за­кон­но­го вла­де­ния ли­ца, со­вер­шив­ше­го ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное пра­во­на­ру­ше­ние, ору­дия со­вер­ше­ния или пред­ме­та ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния:
— под­ле­жа­щих в со­от­вет­ст­вии с фе­де­раль­ным за­ко­ном воз­вра­ще­нию их за­кон­но­му соб­ст­вен­ни­ку;
— изъ­я­тых из обо­ро­та ли­бо на­хо­див­ших­ся в про­ти­во­прав­ном вла­де­нии ли­ца, со­вер­шив­ше­го ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное пра­во­на­ру­ше­ние (на­при­мер, ра­нее ук­ра­ден­ную вещь), по иным при­чи­нам и на это ос­но­ва­нии под­ле­жа­щих об­ра­ще­нию в соб­ст­вен­ность го­су­дар­ст­ва или унич­то­же­нию (на­при­мер, нар­ко­ти­че­ских, силь­но­дей­ст­вую­щих, пси­хо­троп­ных ве­ществ).
При кон­фи­ска­ции пред­мет из ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти пе­ре­хо­дит в го­су­дар­ст­вен­ную соб­ст­вен­ность Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.
5. Ли­ше­ние фи­зи­че­ско­го ли­ца, со­вер­шив­ше­го ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное пра­во­на­ру­ше­ние, ра­нее пре­дос­тав­лен­но­го ему спе­ци­аль­но­го пра­ва ус­та­нав­ли­ва­ет­ся за гру­бое или сис­те­ма­ти­че­ское на­ру­ше­ние по­ряд­ка поль­зо­ва­ния этим пра­вом в слу­ча­ях, пре­ду­смот­рен­ных стать­я­ми Осо­бен­ной час­ти Ко­АП РФ.
Дан­ное на­ка­за­ние от­но­сит­ся к чис­лу для­щих­ся, срок ли­ше­ния пра­во­на­ру­ши­те­ля спе­ци­аль­но­го пра­ва оп­ре­де­ля­ет­ся судь­ей. Он не мо­жет быть ме­нее од­но­го ме­ся­ца и бо­лее двух лет. В чис­ле санк­ций Ко­АП РФ на­зы­ва­ет два ви­да ли­ше­ния спе­ци­аль­но­го пра­ва: управ­ле­ния транс­порт­ны­ми сред­ст­ва­ми и охо­ты. При этом ус­та­нов­лен­ный стать­я­ми Осо­бен­ной час­ти Ко­АП РФ срок ли­ше­ния пра­ва управ­ле­ния транс­порт­ным сред­ст­вом не пре­вы­ша­ет од­но­го го­да, а вот ли­ше­ние пра­ва охо­ты воз­мож­но до двух лет.
Ли­ше­ние пра­ва управ­ле­ния транс­порт­ным сред­ст­вом не мо­жет при­ме­нять­ся к ли­цу, ко­то­рое поль­зу­ет­ся им в свя­зи с ин­ва­лид­но­стью, за ис­клю­че­ни­ем слу­ча­ев управ­ле­ния транс­порт­ным сред­ст­вом в со­стоя­нии опь­я­не­ния, ук­ло­не­ния от про­хо­ж­де­ния в ус­та­нов­лен­ном по­ряд­ке ме­ди­цин­ско­го ос­ви­де­тель­ст­во­ва­ния на со­стоя­ние опь­я­не­ния, а так­же ос­тав­ле­ния ука­зан­ным ли­цом в на­ру­ше­ние ус­та­нов­лен­ных пра­вил мес­та до­рож­но-транс­порт­но­го про­ис­ше­ст­вия, уча­ст­ни­ком ко­то­ро­го он яв­лял­ся.
Ли­ше­ние пра­ва охо­ты не мо­жет при­ме­нять­ся к ли­цам, для ко­то­рых охо­та яв­ля­ет­ся ос­нов­ным за­кон­ным ис­точ­ни­ком средств к су­ще­ст­во­ва­нию.
Ли­ше­ние прав есть вре­мен­ное ог­ра­ни­че­ние пра­во­субъ­ект­но­сти гра­ж­да­ни­на в ад­ми­ни­ст­ра­тив­ном по­ряд­ке за ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные про­ступ­ки. Эта ме­ра при­ме­ня­ет­ся толь­ко к ли­цам, имею­щим спе­ци­аль­ный ад­ми­ни­ст­ра­тив­ный ста­тус. Ес­ли гра­ж­да­нин не­пра­виль­но ис­поль­зу­ет пре­дос­тав­лен­ное ему пра­во, ор­ган ис­пол­ни­тель­ной вла­сти на вре­мя ли­ша­ет его это­го пра­ва.
6. Ад­ми­ни­ст­ра­тив­ный арест за­клю­ча­ет­ся в со­дер­жа­нии на­ру­ши­те­ля в ус­ло­ви­ях изо­ля­ции от об­ще­ст­ва и ус­та­нав­ли­ва­ет­ся на срок до 15 су­ток, а за на­ру­ше­ние тре­бо­ва­ний ре­жи­ма чрез­вы­чай­но­го по­ло­же­ния или ре­жи­ма в зо­не про­ве­де­ния контр­тер­ро­ри­сти­че­ской опе­ра­ции – до 30 су­ток.
Ад­ми­ни­ст­ра­тив­ный арест яв­ля­ет­ся стро­гим, а для гра­ж­дан Рос­сии его мож­но счи­тать са­мым стро­гим ад­ми­ни­ст­ра­тив­ным на­ка­за­ни­ем. Эта ме­ра от­вет­ст­вен­но­сти ог­ра­ни­чи­ва­ет кон­сти­ту­ци­он­ное пра­во че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на на сво­бо­ду пе­ре­дви­же­ния и ока­зы­ва­ет серь­ез­ное воз­дей­ст­вие на лич­ность, так как пре­ду­смат­ри­ва­ет со­дер­жа­ние под стра­жей в ус­ло­ви­ях изо­ля­ции от об­ще­ст­ва в те­че­ние оп­ре­де­лен­но­го про­ме­жут­ка вре­ме­ни. По­это­му ад­ми­ни­ст­ра­тив­ный арест ус­та­нав­ли­ва­ет­ся и на­зна­ча­ет­ся лишь в ис­клю­чи­тель­ных слу­ча­ях за от­дель­ные ви­ды ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ний. Это пра­ви­ло об­ра­ще­но как к за­ко­но­да­те­лю, так и к субъ­ек­там, при­ме­няю­щим дан­ное на­ка­за­ние, т.е. к судь­ям.
Дан­ная ме­ра от­вет­ст­вен­но­сти ус­та­нав­ли­ва­ет­ся толь­ко за гру­бые на­ру­ше­ния об­ще­ст­вен­но­го по­ряд­ка, зло­ст­ные по­ся­га­тель­ст­ва на об­ще­ст­вен­ную безо­пас­ность, по­ря­док управ­ле­ния.[11]
При­знак «ис­клю­чи­тель­но­сти» яв­ля­ет­ся оце­ноч­ным для пра­во­при­ме­ни­те­ля. За со­от­вет­ст­вую­щие дея­ния мо­жет быть на­ло­жен штраф, но ес­ли по об­стоя­тель­ст­вам де­ла или с уче­том лич­но­сти на­ру­ши­те­ля при­ме­не­ние этих мер бу­дет при­зна­но не­дос­та­точ­ным, из­би­ра­ет­ся ад­ми­ни­ст­ра­тив­ный арест. Су­дья обя­зан дать оцен­ку всем об­стоя­тель­ст­вам де­ла, и ис­хо­дя из тя­же­сти со­де­ян­но­го, лич­но­сти ви­нов­но­го и иных, свя­зан­ных, а так­же на­пря­мую не свя­зан­ных с ад­ми­ни­ст­ра­тив­ным пра­во­на­ру­ше­ни­ем об­стоя­тельств, ре­шить во­прос о не­об­хо­ди­мо­сти на­зна­че­ния ви­нов­но­му аре­ста в ка­че­ст­ве ка­ры за со­де­ян­ное. Это оз­на­ча­ет, что су­дья, пре­ж­де чем из­брать та­кое на­ка­за­ние, дол­жен ус­та­но­вить, что при­ме­не­ние иных мер воз­дей­ст­вия к пра­во­на­ру­ши­те­лю не­це­ле­со­об­раз­но.
Од­ним из яр­ких про­яв­ле­ний гу­ма­низ­ма за­ко­на яв­ля­ет­ся за­пре­ще­ние при­ме­не­ния ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го аре­ста к че­ты­рем ка­те­го­ри­ям лиц:
— к бе­ре­мен­ным жен­щи­нам;
— жен­щи­нам, имею­щим де­тей в воз­рас­те до 14 лет;
— ли­цам, не дос­тиг­шим воз­рас­та 18 лет;
— ин­ва­ли­дам Ι и ΙΙ групп.
При на­зна­че­нии дан­но­го на­ка­за­ния в обя­за­тель­ном по­ряд­ке долж­ны быть вы­яс­не­ны об­стоя­тель­ст­ва, пре­пят­ст­вую­щие при­ме­не­нию аре­ста. Бе­ре­мен­ность, ин­ва­лид­ность долж­ны быть под­твер­жде­ны до­ку­мен­таль­но, воз­раст ли­ца, при­вле­кае­мо­го к от­вет­ст­вен­но­сти, ус­та­нав­ли­ва­ет­ся в лю­бых слу­ча­ях, для вы­яв­ле­ния на­ли­чия у жен­щи­ны де­тей в воз­рас­те до 14 лет мо­гут быть ис­поль­зо­ва­ны лю­бые до­ка­за­тель­ст­ва.
Срок ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го аре­ста ис­чис­ля­ет­ся сут­ка­ми, на­чи­ная с то­го ча­са, ко­гда ви­нов­ный был взят под стра­жу. Срок ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го за­дер­жа­ния вклю­ча­ет­ся  срок ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го аре­ста, но в дан­ном слу­чае речь идет толь­ко о про­цес­су­аль­ном за­дер­жа­нии, уре­гу­ли­ро­ван­ном ст. 27.3 – 27.6 Ко­АП РФ.
Стать­ей 2.5 Ко­АП РФ за­пре­ще­но при­ме­не­ние ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го аре­ста к во­ен­но­слу­жа­щим и иным ли­цам, на ко­то­рых рас­про­стра­ня­ет­ся дей­ст­вие дис­ци­п­ли­нар­ных ус­та­вов или спе­ци­аль­ных по­ло­же­ний о дис­ци­п­ли­не.
За­ко­но­да­тель ис­поль­зу­ет­ся ад­ми­ни­ст­ра­тив­ный арест не толь­ко в аль­тер­на­тив­ных санк­ци­ях (на­при­мер, ст. 6.12, 18.7, 20.1, 20.5 и др.), но и в ка­че­ст­ве един­ст­вен­но воз­мож­но­го на­ка­за­ния, без­аль­тер­на­тив­но (ч. 2 ст. 20.25).
При­ме­не­ние ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го аре­ста не вле­чет су­ди­мо­сти и не яв­ля­ет­ся ос­но­ва­ни­ем для уволь­не­ния с ра­бо­ты.
7. Ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное вы­дво­ре­ние за пре­де­лы Рос­сии ино­стран­ных гра­ж­дан или лиц без гра­ж­дан­ст­ва за­клю­ча­ет­ся в при­ну­ди­тель­ном и кон­тро­ли­руе­мом пе­ре­ме­ще­нии ука­зан­ных гра­ж­дан и лиц че­рез Го­су­дар­ст­вен­ную гра­ни­цу за пре­де­лы Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции или в кон­тро­ли­руе­мом са­мо­стоя­тель­ном вы­ез­де ино­стран­ных гра­ж­дан и лиц без гра­ж­дан­ст­ва и на­зна­ча­ет­ся судь­ей, а в слу­чае со­вер­ше­ния ино­стран­ным гра­ж­да­ни­ном или ли­цом без гра­ж­дан­ст­ва ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния при въез­де в Рос­сий­скую Фе­де­ра­цию – со­от­вет­ст­вую­щи­ми долж­но­ст­ны­ми ли­ца­ми.
Осо­бен­ность ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го вы­дво­ре­ния за пре­де­лы Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции со­сто­ит в том, что эта ме­ра ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го на­ка­за­ния при­ме­ня­ет­ся толь­ко в от­но­ше­нии ино­стран­ных гра­ж­дан и лиц без гра­ж­дан­ст­ва. Рос­сий­ские гра­ж­да­не не мо­гут быть ли­ше­ны гра­ж­дан­ст­ва, вы­да­ны дру­го­му го­су­дар­ст­ву, вы­дво­ре­ны за пре­де­лы Рос­сии. В со­от­вет­ст­вии с ч 3 ст. 62 Кон­сти­ту­ции РФ «ино­стран­ные гра­ж­да­не и ли­ца без гра­ж­дан­ст­ва поль­зу­ют­ся в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции пра­ва­ми и не­сут обя­зан­но­сти на­рав­не с гра­ж­да­на­ми Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, кро­ме слу­ча­ев, ус­та­нов­лен­ных фе­де­раль­ным за­ко­ном или ме­ж­ду­на­род­ным до­го­во­ром Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции». Ста­тья 3.10 Ко­АП РФ от­но­сит­ся к чис­лу тех норм фе­де­раль­ных за­ко­нов, ко­то­рые ус­та­нав­ли­ва­ют осо­бен­но­сти пра­во­во­го по­ло­же­ния лиц, на­хо­дя­щих­ся на тер­ри­то­рии Рос­сии, но не яв­ляю­щих­ся ее гра­ж­да­на­ми. В дан­ном слу­чае за­кре­п­ля­ет­ся осо­бен­ность ад­ми­ни­ст­ра­тив­ной де­лик­то­спо­соб­но­сти ино­стран­ных гра­ж­дан и лиц без гра­ж­дан­ст­ва – при­ме­не­ние дан­ной ме­ры ад­ми­ни­ст­ра­тив­ной от­вет­ст­вен­но­сти.
За­кон пре­ду­смат­ри­ва­ет су­деб­ный и ад­ми­ни­ст­ра­тив­ный по­ря­док при­ме­не­ния та­кой ме­ры от­вет­ст­вен­но­сти.
Су­деб­ный по­ря­док пре­ду­смот­рен за со­вер­ше­ние ино­стран­ным гра­ж­да­ни­ном или ли­цом без гра­ж­дан­ст­ва на­ру­ше­ния ре­жи­ма пре­бы­ва­ния в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции (ст. 18.8), им­ми­гра­ци­он­ных пра­вил (ст. 18.11). Су­деб­ный по­ря­док при­ме­ня­ет­ся в тех слу­ча­ях, ко­гда ино­стран­ный гра­ж­да­нин или ли­цо без гра­ж­дан­ст­ва за­кон­но при­бы­ли и уже на­хо­дят­ся на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, пе­ре­сек­ли пунк­ты про­пус­ка че­рез Го­су­дар­ст­вен­ную гра­ни­цу РФ, но на­ру­ша­ют ус­та­нов­лен­ные для них пра­ви­ла пре­бы­ва­ния.
Ад­ми­ни­ст­ра­тив­ный по­ря­док при­ме­ня­ет­ся при со­вер­ше­нии на­ру­ше­ния ре­жи­ма Го­су­дар­ст­вен­ной гра­ни­цы РФ (ч. 2 ст. 18.1), а так­же при на­ру­ше­нии ре­жи­ма в пунк­тах про­пус­ка че­рез Го­су­дар­ст­вен­ную гра­ни­цу РФ (ч. 2 ст. 18.4) долж­но­ст­ны­ми ли­ца­ми Фе­де­раль­ной по­гра­нич­ной служ­бы.[12]
Ино­стран­ный гра­ж­да­нин и ли­цо без гра­ж­дан­ст­ва, ви­нов­ные в на­ру­ше­нии за­ко­но­да­тель­ст­ва Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и не­за­кон­но на­хо­дя­щие­ся в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, под­ле­жат уче­ту, фо­то­гра­фи­ро­ва­нию и обя­за­тель­ной дак­ти­ло­ско­пи­че­ской ре­ги­ст­ра­ции с по­сле­дую­щим по­ме­ще­ни­ем по­лу­чен­ных све­де­ний в банк дан­ных.
Ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное вы­дво­ре­ние как ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное на­ка­за­ние при­ме­ня­ет­ся к ино­стран­ным гра­ж­да­нам и ли­цам без гра­ж­дан­ст­ва, ко­то­рые на за­кон­ном ос­но­ва­нии пе­ре­се­ка­ют Го­су­дар­ст­вен­ную гра­ни­цу РФ. Ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное вы­дво­ре­ние нель­зя сме­ши­вать с ме­рой ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пре­се­че­ния, при­ме­няе­мой упол­но­мо­чен­ны­ми долж­но­ст­ны­ми ли­ца­ми в от­но­ше­нии гра­ж­дан, не­за­кон­но про­ник­ших на тер­ри­то­рию Рос­сии. В та­ких слу­ча­ях речь идет о пре­се­че­нии по­пы­ток не­за­кон­но­го про­ник­но­ве­ния и пре­бы­ва­ния на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.
Так­же нель­зя ото­жде­ст­в­лять дан­ное на­ка­за­ние с де­пор­та­ци­ей. Так, в со­от­вет­ст­вии с Фе­де­раль­ным за­ко­ном от 25 ию­ля 2005 г. «О пра­во­вом по­ло­же­нии ино­стран­ных гра­ж­дан в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» де­пор­та­ция – это при­ну­ди­тель­ная вы­сыл­ка ино­стран­но­го гра­ж­да­ни­на и ли­ца без гра­ж­дан­ст­ва из Рос­сии в слу­чае ут­ра­ты или пре­кра­ще­ния за­кон­ных ос­но­ва­ний для его даль­ней­ше­го пре­бы­ва­ния (про­жи­ва­ния) в стра­не, т.е. ме­ра ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го при­ну­ж­де­ния пре­се­ка­тель­но­го ха­рак­те­ра. Де­пор­та­ция при­ме­ня­ет­ся при не­со­блю­де­нии ино­стран­ным гра­ж­да­ни­ном обя­зан­но­сти вы­ехать за пре­де­лы Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в трех­днев­ный срок при со­кра­ще­нии сро­ка про­жи­ва­ния или вре­мен­но­го пре­бы­ва­ния в Рос­сии, а так­же в слу­ча­ях ан­ну­ли­ро­ва­ния раз­ре­ше­ния на вре­мен­ное про­жи­ва­ние или ви­да на жи­тель­ст­во в пят­на­дца­тид­нев­ный срок. Во всех на­зван­ных слу­ча­ях у ли­ца нет пра­ва на даль­ней­шее пре­бы­ва­ние в стра­не.
Во всех стать­ях Ко­АП РФ, со­дер­жа­щих та­кое на­ка­за­ние, как ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное вы­дво­ре­ние, оно за­кре­п­ля­ет­ся как до­пол­ни­тель­ное на­ка­за­ние на­ря­ду со штра­фом, ко­то­рое су­дья (долж­но­ст­ное ли­цо) мо­жет при­сое­ди­нить к ос­нов­но­му.
По­след­ст­вия при­ме­не­ния та­кой ме­ры ад­ми­ни­ст­ра­тив­ной от­вет­ст­вен­но­сти для ино­стран­ных гра­ж­дан и лиц без гра­ж­дан­ст­ва до­воль­но серь­ез­ные. Фе­де­раль­ным за­ко­ном «О пра­во­вом по­ло­же­нии ино­стран­ных гра­ж­дан в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» ус­та­нов­ле­но, что в те­че­ние пя­ти лет с мо­мен­та ис­пол­не­ния дан­но­го на­ка­за­ния они ли­ша­ют­ся пра­ва въез­да на тер­ри­то­рию Рос­сии. Та­ко­вы же по­след­ст­вия и де­пор­та­ции.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат А. Н. Лоцманов отметил, что вопрос повышения энергоэффективности стоит сейчас как никогда остро. Вэтой области и российская промышленность, и жкх существенно отстают от европейских стран. Поэтому не случайно, что во
Реферат Багговут, Карл Фёдорович
Реферат The Big Five Essay Research Paper Prologue
Реферат Булгаков М. А. и его роман "Мастер и Маргарита"
Реферат Полупроводниковые пластины. Методы их получения
Реферат Особенности русского национального характера на примере повести Н.С. Лескова "Очарованный странник" и рассказа М.А. Шолохова "Судьба человека"
Реферат Профессиональная бронхиальная астма
Реферат Сравнительно-сопоставительная характеристика отечественных и зарубежных учебно-методических комплектов (на среднем этапе обучения)
Реферат Бухгалтерский учет и анализ объектов основных средств
Реферат Економічна сутність податку на додану вартість, його роль і значення як основного джерела формування державного бюджету
Реферат Экономические показатели Татнефть
Реферат Основні етапи та особливості розвитку української культури XX ст.
Реферат Развитие социал-демократического движения в ЧСР в 1929-1934 гг.
Реферат Расчет стоимости исследования скважины методом нейтрон нейтронного каротажа по тепловым нейтронам (ННК-Т) в условиях ОУГР ОАО "Башнефтегеофизика"
Реферат Тэффи