Реферат по предмету "Социология"


Типология социальных общностей по степени устойчивости и по величине и другим критериям

Минский государственный высшийавиационный колледж
Реферат
по предмету
Основы социологии и политологии
по теме
Типология социальных общностей постепени устойчивости и по величине и другим критериям
Выполнил курсант 1го курса
Халиманович А.В.
Проверил: Потройный А.М.
Минск 2011

Содержание:
Введение
Глава 1. Человек и общество
Глава 2. Общество как системамногообразных отношений и взаимодействий людей
Глава 3. Общество как необходимоеусловие самореализации личности
Глава 4. Основные сферы общественнойжизни и их взаимодействие
Глава 5. Цивилизация
Глава 6. Цивилизованное общество
Глава 7. Социальная структура общества
Глава 8. Большие и малые социальныегруппы
Глава 9. Классы и страты
Глава 10. Этносы, нации, поколения
Список используемой литературы

Введение
«Самыйлучший человек тот, который живет преимущественно своими мыслями и чужимичувствами, самый худший сорт человека — который живет чужими мыслями и своимичувствами. Из различных сочетаний этих четырех основ, мотивов деятельности — все различие людей. Люди, живущие только своими чувствами, — это звери». Л.Н. Толстой
Со второго семестра мыначали изучать основы социологии и политологии.
Предмет поистинеуникальный: нам дается возможность вникнуть в суть понятий типа «общество,нация, слой, каста, раса, семья, коллектив, общность, индивидуальность, группа»и многие другие.
Мне всегда былиинтересны эти понятия, но я не знала, в чем разница, например, группы от слоя.Наш преподаватель, Потройный Анатолий Михайлович, на своих лекциях объяснил мнеи моим одногруппникам все нюансы этой непростой системы взаимоотношений междулюдьми. Сами мы бы наврядли смогли разобраться в этих отношениях.
За какие-то пару лекцийя научилась трезво смотреть на мир и на окружающих меня людей. Я нашла работу,но не знала ничего о взаимоотношениях в группах людей, которые стали моиминаставниками. Слушая лекции преподавателя, я запоминала некоторые из егореплик, а затем старалась перенести их на окружающих меня людей – и мне этоудалось. Я стала замечать все нюансы в общении, я нашла общий язык со старшимилюдьми. Я научилась понимать суть политики, ее систему. Я стала задаватьсерьезные вопросы, чего раньше за мной не замечалось.
В целом, сам предметучит если не жить, то, по крайней мере, учит правильно смотреть на вещи иправильно вести себя в обществе.
Из предложенныхпреподавателем тем для рефератов, я выбрала «Типология социальных общностей постепени устойчивости и по величине и другим критериям». Эта тема интересна мнетем, что в ней я рассматриваю, что такое общество, на какие слои оно делится,из каких групп состоит, каковы взаимоотношения в обществе, проблемы.

 
Глава 1. Человек иобщество
 
«Из двадцати человек,говорящих о нас, девятнадцать говорят плохое;  двадцатый говорит хорошее, ноделает это плохо». А. Ривароль
Общество выступаетсамостоятельным объектом изучения таких наук, как философия, социология,политология, культурология, история, экономическая теория и др. Среди множествасамостоятельных взглядов на природу социальности, лежащую в основании общественныхсвязей и отношений, можно выделить несколько фундаментальных концепций. К ихчислу относятся, прежде всего, трактовки понятия общество.
Общество – в широкомсмысле — выделившееся из природы системное образование, историческиизменяющаяся форма жизнедеятельности людей, которая проявляется вфункционировании и развитии социальных институтов, социальных общностей, атакже отдельных индивидов; в узком смысле общество – это исторически конкретныйтип социальной системы (например, аграрное, индустриальное и постиндустриальноеобщество) или отдельный социальный организм (например, белорусское общество),
По мере эволюции исодержательного усложнения представлений о сущности человека в обществознанииутвердились три основные трактовки взаимоотношений и способов взаимосвязиприроды и социума:
1)  обществорассматривается как объективная действительность, то есть как неотъемлемаячасть природы, подчиняющаяся действию всеобщих природных законов, существующаявне и независимо от субъективного человеческого восприятия.
Врамках данного подхода выделяются следующие интерпретации понятия общества:натуралистическая (при которой общество расценивается как неотъемлемый элементприроды), механицистская (при которой общество изучается с позиций механицизма,через призму функционального соотношения части и целого в социальныхструктурах) и организмическая (общество исследуется как саморазвивающаясясистема, как эволюционирующий организм).
2)  обществорассматривается как субъективная действительность. Социум, в этой трактовке,представляет собой систему смыслов и значений, употребимых и актуальных в нем.
3)  обществорассматривается как субъект-объектная действительность. Социальная система,согласно этому подходу, включает в себя тесно взаимосвязанные материальную идуховную подсистемы. Общество, иначе, объединяет собой людей, их общности(социальные группы, классы и слои) и социальные институты. Человек – венецэволюции, действительный творец своей истории, самостоятельный участник всемирно-историческогопроцесса, деятельностное начало в природе.
Эволюция природы иобщества показывает их неразрывную связь. Очевидно, что общество не можетсуществовать вне природы и взаимодействия с ней, ибо:
— оно возникает врезультате самого развития природного мира, выделившись из природы в ходеантропогенеза;
— общество нуждается впостоянном потреблении природных ресурсов для своего развития;
— темпы и особенностиобщественного развития во многом определяются спецификой природной среды,климатических и географических условий.
Общество вместе с темоказывает и огромное влияние на природу, так как, адаптируясь к условиям своегосуществования, оно существенным образом видоизменяет природные ландшафты инедра, создает «вторую природу», преобразует окружающий мир в соответствии ссобственными запросами.
общество социальный самореализацияличность

 
Глава 2. Общество каксистема многообразных отношений и взаимодействий людей
«Здравомыслящийчеловек не позволяет другим управлять собой, но и сам не стремится управлятьдругими; он хочет, чтобы всем правил один только разум». Ж. Лабрюйер
Современная наукаизучает общество как сложную саморазвивающуюся систему с точки зрения егоструктурной организации, то есть взаимоотношения составляющих его основныхподсистем и элементов; а также с позиций выявления факторов социальной динамикичерез описание основных этапов, причин, форм, характера и типов социальныхизменений.
В социальную системувходят:
·  экономическаяподсистема – производственно-распределительные связи и отношения (производства,обмена, распределения и потребления), основанные на распределении труда ираспределении людей в рамках социальной структуры общества попрофессионально-кастовому признаку. В нее входят социальные слои (страты),сословия, цехи, профессии и т.д.;
·  политическаясоциальная подсистема – это управляющая подсистема с соответствующими органамируководства (от вождя племени до парламента и президента республики),политическими организациями и общественными объединениями. В рамках этойподсистемы также выделяют различные социальные группы: прежде всего управляющиеи управляемые – от государственного управления до управления в семье или впервичном производственном, учебном коллективе. Высшие «этажи» этого управленияи приобретают характер политической подсистемы;
·  социальнаяподсистема (включающая в качестве подуровней правовую, религиозную, духовную идр.) – это довольно сложная форма социальных связей и отношений, основанная наэтнических, демографических, национальных, культурно-образовательных,религиозных и иных связях между людьми, представляющая собой естественныйпроцесс формирования разнообразных социальных групп и общностей людей. Отхарактера взаимоотношений людей внутри этих общностей зависит социальныйклимат, состояние вражды или взаимопомощи, определяющих поведение людей вобществе, их совместные или индивидуальные действия.
Все эти три социальныеподсистемы существуют не изолированно, а взаимно дополняют и пронизывают другдруга: таким образом, социальная подсистема проникает в производственную иуправляющую сферы, и наоборот, Например, один учебный коллектив могутсоставлять люди разных национальностей, возраста, пола и конфессий спроявлением особых, порой специфичных, форм внутреннего самоуправления.
Глава 3. Общество какнеобходимое условие самореализации личности
«Действовать,создавать, сражаться с обстоятельствами, побеждать или быть побежденным — вот вчем вся радость, вся жизнь здорового человека». Э. Золя
Человек приобретаетсвои личностные качества только в социальной среде, только благодаря активномувзаимодействию с другими людьми в процессе социализации. Самореализацияличности в культуре происходит благодаря ее активной жизнедеятельности,конкретным поступкам и коммуникации с социальным окружением. Социальнаякоммуникация (общение) – это процесс установления и развития контактов междулюдьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Благодарясоциальной коммуникации человеком осуществляется индивидуальный выбор иранжирование между собой социокультурных программ поведения, деятельности иобщения, формирование социальной позиции и отстраивание собственногостатусно-ролевого набора.
Понятие социальногостатуса характеризует:
1) место человека вобществе;
2) его оценку состороны других людей (что выражается в различных показателях – авторитете,престиже, привилегиях, уровне доходов, наградах, званиях, славе и т.д.).
У каждого человекаимеется не один, а сразу несколько статусов или их признаков, образующихстатусный набор индивида. Статусы могут быть или главными, или второстепенными.Особая роль, конечно же, отводится главному статусу, определяющему основнуюнаправленность, содержание и характер ее деятельности, стиль жизни, его манеруповедения, круг его общения, выбор им социального окружения и т.п. Социальныйстатус может быть предписанным (прирожденным) или достигаемым в процессежизнедеятельности и усвоения общественных норм. Предписанным (или прирожденным)является такой статус в обществе, который человек занимает не зависимо от своихусилий, воли или желания, над которым он, более того, не имеет контроля.Например, по расовому признаку – негр; по титулу – барон, граф, князь; пополовому признаку – мужчина или женщина. Достигаемым статусом впротивоположность прирожденному называют статус, получаемый человеком благодарясобственным усилиям, реализации собственного потенциала, настойчивости вдостижении цели. Например, социальный статус ученого, мастера спорта,сотрудника органов внутренних дел РБ.
Каждый из статусовимеет в обществе оценку авторитетности и престижности. Авторитет включает:
1) влияние индивида,основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т.д.;
2) признание заиндивидом права на принятие ответственного решения в условиях совместнойдеятельности. Престиж – социально санкционированная форма признания значимоститех или иных статусов или социальных ролей.
Социальная роль – этоформа социального, нормативно определенного поведения индивида, способ еговзаимодействия с другими индивидами, включающий в себя совокупность социальныхправ личности, сопровождающихся определенными ожиданиями по отношению к лицам,занимающим определенные социальные позиции. Иначе говоря, социальная роль – этосоциальная функция индивида, связанная с набором норм, в соответствии с которымиее исполнитель должен вести себя в определенных ситуациях.
В ходе индивидуальногоосвоения личностью значимых социальных норм и правил ею осваивается и весьдоступный набор социальных ролей. Именно так, посредством социальных ролей,индивид и включается в культуру, становится полноправным членом общества. Сосвоей стороны, общество ведет себя активно, предъявляя к субъектам социальныхролей определенные санкции (моральные или юридические) по отношению кконкретным типам социального поведения.
Таким образом, следуетотметить, что общество:
1)  вырабатываетсистему ожиданий определенных форм социального поведения в виде должного,обязательного поведения, а также систему ожиданий желательного или возможногоповедения;
2)  даетоценку выполнения или невыполнения конкретных социальных ролей и их сценариев;
3)  осуществляетсанкции за благоприятные или неблагоприятные последствия действий в рамкахтребований к определенным социальным ролям в виде одобрения, поощрения,вознаграждения либо же осуждения и наказания и др.
Выполняя те или иныесоциальные роли, люди перемещаются в социальном пространстве как поиерархической лестнице (приобретая соответствующие социальные статусы илипереходя на новые ступени жизненного цикла), так и в географическом(экономическом, социально-политическом) поле самой социальной среды. Дляхарактеристики природы и типов этих социальных перемещений в социологиииспользуется понятие «социальной мобильности». Социальную мобильностьсвязывают, прежде всего, со стратификационными изменениями в обществе, когдалюди изменяют место и форму социальной деятельности в силу перехода в другойсоциальный слой. Но можно говорить о социальной мобильности в чистом виде как оприоритетной стратегии в изменении статусно-ролевых наборов личности.
Социальная мобильностьпо определению П. Сорокина, может быть двух основных видов: вертикальной игоризонтальной. Вертикальная мобильность предполагает переход из одногосоциального слоя в другой как по восходящему вектору, так и по нисходящему(например, карьерный рост; превращение из ребенка в юношу, взрослого человекаили старика). Она определяется самим социальным поведением индивида,проявлением его творческих способностей и деловых качеств. Горизонтальнаямобильность предполагает изменение социальных признаков индивида в рамкаходного социального слоя.
 
Глава 4. Основные сферыобщественной жизни и их взаимодействие
Основными сферамижизнедеятельности общества являются: материально-производственная, социальная,политическая и духовная. Ведущей сферой, естественно, являетсяматериально-производственная (основанная на экономической деятельности),определяющая собой все остальные, так как материальное производствообеспечивает условия для жизнедеятельности и развития всего общества.Политическая сфера жизнедеятельности общества связана с реализацией властныхотношений на уровне государственного управления, с реализациейорганизационно-управленческой функции социальной системы. Она представляетсобой сложную, развивающуюся, исторически конкретную систему государственных инегосударственных общественных институтов, социальных и правовых норм,посредством которых реализуются политико-властные отношения.
С развитием общества,социальных связей и отношений, эффективность человеческой деятельностиприобретает все большую зависимость от духовной сферы, от того, на каком уровнепонимания, осознания проявляет человек свою активность, насколько творческиреализует собственный потенциал. Общественная жизнь становится реальнымвоплощением неразрывного единства материальной и духовной сфер, ихвзаимодействия и взаимообусловленного развития, что и воплощается в социальнойсфере, сфере функционирования институтов социализации: образования, воспитанияи культуры, в практических формах жизнедеятельности людей.
Историческое развитиечеловечества идет по единому восходящему пути – пути прогресса. Усиливаетсявласть человека над природой, растут материальные блага, расширяютсявозможности личности. Но не все народы идут по этому пути одновременно. Онимогут передавать друг другу историческую эстафету, временно отставать илисворачивать с этого пути, преодолевать трудности и изменять необходимость,совершая социальные революции. В целом этот путь неизменен, поскольку в егооснове лежат единые закономерности. Они содержатся в структуре общественныхформаций.
Структура общественнойформации включает в себя два основных элемента: базис и надстройку. Базис – этоматериально-производственная сфера жизнедеятельности общества. Базис включаетпроизводительные силы и производственные отношения. К производительным силамотносится субъект деятельности, средства деятельности, ее предмет и продукт.Производственные отношения – это особый тип коммуникации, складывающийся междулюдьми в процессе производства и по поводу собственности на средства производства.
Надстройка – этосовокупность учреждений, организаций, институтов данного общества. Она включаетв себя социальную, политическую, духовную подсистемы общества. На определенныхэтапах исторического развития надстройка обладает относительнойсамостоятельностью и может выступать инициатором новаций. Новые идеи, ещенеясные для широких масс, обычно высказывают великие личности. В широкойисторической перспективе надстройка зависит от базиса.
 
Глава 5. Цивилизация
Понятие «цивилизация» (отлат. сivilis – городской,государственный, гражданский) имеет два основных значения. Во-первых, понятием«цивилизация» обозначается выход культуры из первобытного состояния. Именно втаком смысле употреблял это слово Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи,частной собственности и государства». Он выделял периоды дикости, варварства ицивилизации в генезисе человеческого общества.
Ученые выделиликомплекс черт, характеризующих новую по сравнению с доисторическим периодоморганизацию общества:
1)  наличиегосударства, системы налогов и централизованного накопления средств;
2)  развитиеэкономики на основе разделения труда и торгового обмена; наличие городов имонументальных общественных сооружений;
3)  социальнаястратификация общества;
4)  наличиеправа как регулятора общественной жизни;
5)  наличиеписьменности, развитого искусства и зачатков наук (арифметики, геометрии,астрономии, медицины).
Во-вторых, понятием«цивилизация» обозначаются неповторимые, отличные от других общества икультуры. Каждая цивилизация уникальна, своеобразие пронизывает все сферыобщественной жизни и проявления человеческой активности. Принадлежностьчеловека к определенной цивилизации существенно определяет характер егодеятельности, общения и поведения.
Среди прочихопределений цивилизации выделяются следующие ее трактовки:
·  формаорганизации социальной жизни, характерная для высшего этапа общественнойэволюции, построенная на принципах свободы, справедливости и равноправия(французские просветители);
·  высшийи в то же время заключительный этап общественного развития, для которогохарактерны явления застоя и общего регресса;
·  устойчивоекультурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностьюдуховно-нравственных ценностей и культурных традиций, сходствомматериально-производственного и социально-политического развития, особенностямиобраза жизни и типа личности, наличием в большинстве случаев общих этническихпризнаков и соответствующих географических рамок.
 
Глава 6. Цивилизованноеобщество
«Каждыйтвой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобойчеловек». В.А. Сухомлинский
Любое цивилизованноеобщество представляет собой комплекс взаимодействующих групп, обладающихразличным статусом, особыми функциями в социальной иерархии. Тип социальнойстратификации складывается под влиянием разнообразных предпосылок. К нимотносятся такие факторы, как войны, миграции, «бытовая кастовость»,имущественное неравенство, собственность на средства производства.
Тип человеческойличности складывается в каждой цивилизации на основе конкретной роли традиций,обычаев, идеалов, ценностей, символов в человеческом поведении. Человек можетбыть личностью, не являясь автономной индивидуальностью.
 
Глава 7. Социальнаяструктура общества
«Раб,сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб,не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной ибессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут,когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым ихорошим господином, есть холоп, хам». В.И. Ленин
Исходным элементомсоциальной структуры общества, общества как целостностной системы, являютсячеловек и многообразные социальные общности, в которых люди объединеныродственными, хозяйственными, этническими, религиозными, политическими идругими связями. Другим важным элементом общества является совокупностьсоциальных институтов, обеспечивающих взаимосвязь между индивидуальнымисоциальными единицами, будь то отдельные люди или социальные группы. Социальнаяструктура общества – это устойчивая совокупность связей и отношений, в которыевступают общности людей по поводу условий их жизнедеятельности. В основеразвития социальной структуры лежат:
—   общественноеразделение труда;
—   отношениек собственности на средства производства, экономически закрепляющее складывающуюсяструктуру социальных взаимосвязей.
Основными элементамисоциальной структуры общества являются:
1.  Индивид– единичный человек как носитель определенных социальных качеств и свойств,сочетание которых формирует его личность как особую социологическую категорию исоциальную характеристику. Стратификация общества делает неизбежнымформирование различных типов личности (личность рабочего, личность врача,личность интеллигента, личность милиционера и т.д.).
2.  Социальнаяобщность – понятие, фиксирующее некоторые общие признаки (например, пол,возраст, национальность, профессия, статус, роль и т.д.), по которым людигруппируются в особые социальные образования, обладающие той или иной степеньюсложности. Различают следующие типы социальных общностей: социальная группа,социальный класс и страта (социальный слой).
3.  Социальныйинститут – совокупность различных форм организации и регулирования общественныхотношений, специальных учреждений, системы норм, социальных ролей,обеспечивающих реализацию функций, необходимых для существования и развитияобщества в целом. Социальными институтами являются государство, политические партии,армия, суд, семья, право, мораль, религия, образование и др. Возникновениесоциальных институтов обусловлено объективной потребностью общества всоциальном регулировании в сферах социальных отношений и социальнойдеятельности. Социальный институт включает в себя:
1)группу лиц, уполномоченных для выполнения тех или иных общественных,организационных или управленческих функций на основе установленных прав иобязанностей;
2)организационные нормы и принципы исполнения функциональных обязанностей официальнымилицами;
3)материальные средства (общественные здания, оборудование и т.д.), необходимыедля решения поставленных задач. Каждый социальный институт имеет свою цель, тоесть круг групповых или общественных потребностей, на которые направлена его деятельность.Поэтому социальные институты подразделяются на экономические (банки, биржи,корпорации, предприятия сферы потребления и услуг), политические (государство сего центральными и местными органами власти, партии, общественные организации,фонды и др.), институты воспитания и культуры (школа, семья, театр) исоциальные в узком смысле (институты социального обеспечения и опеки, различныесамодеятельные организации).
По характеруорганизации различаются формальные (основанные на строго установленныхпредписаниях и бюрократичные по духу) и неформальные социальные институты(устанавливающие собственные правила и осуществляющие социальный контроль надих исполнением – через общественное мнение, традицию или обычай).
 
Глава 8. Большие ималые социальные группы
«Будьчистосердечен с друзьями твоими, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своихпоступках». А.В. Суворов
Социальная группа – типсоциальной общности, характеризуемый как совокупность людей, которые имеютобщие природные и социальные признаки, объединенных общими интересами,ценностями, нормами и традициями. В зависимости от наличия или отсутствияофициального социально-юридического статуса социальные группы подразделяются наформальные (официальные) и неформальные. Первые представляют собой такое объединениелюдей, которое строится на основе официальных документов. Члены официальнойгруппы нацелены на выполнение какого-либо вида деятельности и находятся виерархически структурированной подчиненности. Стихийно же складывающиеся(неформальные) группы не имеют особых документов, регламентирующих ихфункционирование. Они складываются на основе общих интересов и устремлений. Какправило, поведение членов таких групп регламентируется особыми неписаннымиправилами. В официальных группах наряду с формальными могут складываться инеформальные отношения, а в неформальных – формальные, которые в одних случаяхусиливаются и подкрепляются, а в других – наоборот, находятся в противоречии инивелируются.
В зависимости отколичества членов и условий внутригруппового взаимодействия социальные группыделятся на малые, средние и большие.
К малым – относятсясоциальные группы с высокой степенью общности интересов (семья, компаниядрузей, учебная группа).
По характеру объединенияв малые группы выделяют:
1) диффузные группы,где люди вступают в межличностные отношения, которые опосредуются несодержанием групповой деятельности, а только личными симпатиями;
2) ассоциации, вкоторых члены группы вступают в межличностные отношения, опосредованные тольколично значимыми целями (например, объединения рыболовов, охотников,нумизматов);
3) корпорация, гдечлены группы вступают в межличностные отношения, опосредуемые частно-групповымиинтересами;
4) коллектив. Вколлективе члены группы вступают в межличностные отношения, опосредуемыеединством личных и общественных интересов.
К средним социальнымгруппам относят сравнительно устойчивые общности людей по производственно-организационномуили территориальному признаку.
К большим – устойчивыесовокупности значительного количества людей, действующих совместно в социальнозначимых ситуациях и функционирующие в масштабах страны (государства) или ихобъединений (нация, народность, раса; группа мужчин, женщин, молодежь,пенсионеры).
 
Глава 9. Классы истраты
«Мыистинно свободны, когда мы сохраняем способность рассуждать самостоятельно, когданеобходимость не заставляет нас защищать навязанные, и, в некотором роде, предписанныенам мнения». Цицерон

В качестве любого типасоциальных общностей исследователи выделяют социальные классы – большие группылюдей, различающиеся по их месту в исторически определенной системеобщественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному иоформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественнойорганизации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той долиобщественного богатства, которой они располагают. Выделяют основные(доминирующие в рамках определенной общественно-экономической формации) инеосновные классы (чье существование обусловлено сохранением в данной общественнойформации остатков прежних или появлением зачатков новых производственныхотношений).
Страта (от греч. –слой, прослойка). С позиций стратификационной теории общество рассматриваетсякак система социальных слоев. Широко применима так называемая одноуровневаястратификация (при делении общества по одному признаку) и многоуровневая (приделении общества одновременно по двум или более признакам, например, попризнакам престижа, профессиональному, уровню дохода, уровню образования,религиозной принадлежности и т.д.).
Основоположникомстратификационной теории является Макс Вебер, который рассматривал социальнуюструктуру общества как многомерную систему, где наряду с классами исобственностью важное место принадлежит статусу личности и власти.
Теория социальнойстратификации помогает выявить следующую социологическую закономерность: чеморганизованнее общество, чем лучше оно функционирует, тем оптимальнее выглядитего стратификационная характеристика. И, наоборот, примитивным обществамсоответствуют примитивные стратификационные характеристики, снижающие уровеньего организации. Ключевым понятием в теории социальной стратификации являетсяпонятие социальной мобильности, под которой понимаются перемещения индивидовили социальных групп в «горизонтальной» или «вертикальной» социальнойплоскости, приводящие к изменению их места и роли в обществе. Примеромгоризонтальной мобильности может служить переход учащегося из одной школы вдругую, рабочего – с одного завода на другой. При вертикальной мобильностичеловек или социальная группа перемещаются в другую социальную страту.
 
Глава 10. Этносы,нации, поколения
«Ясноепонимание соблюдение твоего долга пред людьми — это твоя подлинная свобода. Чемчеловечнее, осознаннее ты соблюдаешь свой долг перед людьми, тем большечерпаешь ты из неисчерпаемого источника подлинного человеческого счастья –свободы». В.А. Сухомлинский
Основополагающимипонятиями в отражении структуры современного общества на макроуровне егоорганизации являются «нация» и «этнос».
Под этносом понимаетсяисторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей,обладающая общими, относительно стабильными особенностями культуры истереотипами поведения, а также сознанием своего единства и отличия от другихподобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании.
Понятие нациитрактуется не столь однозначно. В литературе различаются следующие подходы кего определению. Представители психологической теории (Й. Кон, К. Иглтон, Э.Ренан) рассматривают нацию как субъективное чувство и волю группы людей,главными признаками которой являются владение общей исторической памятью ижелание жить вместе. По мнению немецкого социолога М. Вебера, нацияпредставляет собой объединение людей, связанных общностью языка, религии,обычаев, занимающих общую территорию и стремящихся к созданию собственногогосударства. В «Философском энциклопедическом словаре» дается следующаяформулировка: «Нация – народ, который создал себе зависящее от негоправительство и имеет в своем распоряжении территорию, границы которой болееили менее уважаются другими нациями (народ, организованный в государство). Вцелом понятие «нация» часто ассоциируется с понятием «народ»: например,белорусская нация – белорусский народ.
В белорусской наукедолгое время использовалось классическое для советского обществоведенияопределение нации: Нация – это устойчивая общность людей, историческисложившаяся на базе общности языка, территории, экономической жизни ипсихологического склада, который проявляется в общности жизни и культуры.
Признаки нации:
·  общаятеория
·  единыйязык
·  общаяэкономическая жизнь
·  национальнаяпсихология.
Однако если рассмотретьэти признаки применительно к современным нациям, то окажется, что классическоеопределение не так уж универсально и не отражает всей полноты данного понятия.Например, язык является ярким признаком нации: « один народ говорит на одномязыке». Но если взять конкретные примеры, то этот стереотип не срабатывает.Так, бельгийцы, являясь единым народом, говорят на двух языках – французском ифландрийском, и в то же время по-французски говорят французы, бельгийцы,франко-канадцы, франко-швейцарцы и другие народы.
Территориальноеединство традиционно выступало как естественный признак нации, однакосуществуют национальные общности исторически не имеющие собственной территории,например цыгане.
Что касается общностиэкономической жизни, то данный признак на сегодняшний день не являетсяопределяющим. Он сыграл важную историческую роль в период формирования наций,но в современном мире прослеживается тенденция на экономическое сближение,интеграцию при сохранении иных национальных приоритетов (например, ЕвропейскоеЭкономическое Сообщество, объединившее более 10 стран Западной Европы).
Очевидно, чтоклассическое определение нации не отражает современных реалий, и поэтому внастоящее время в это понятие вкладывается несколько иной смысл, близкий кпонятию «этнос». Нация начинает определяться как исторически сложившаяся наопределенной территории устойчивая этносоциальная совокупность людей,обладающих общими особенностями языка, культуры, быта, психики, а такжесамосознанием, отраженном в едином названии и представлениях об общностипроисхождения.
В современном миресуществует более двух тысяч различных наций, причем большинство из нихпроживает в многонациональных государствах. А это значит, что в современноммире существует проблема межнациональных связей и отношений, разрешаемаясредствами государственной национальной политики.

Список используемойлитературы
Человек. Общество. Государство: пособиедля абитуриентов. – М., 2008


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Спрос, предложение и рыночное равновесие
Реферат Икона „Вознесение" в Третьяковской галерее
Реферат JAPANESE BUSINESS CULTURE Essay Research Paper Japanese
Реферат Интеллектуальный и культурный вклад Украины в мировую цивилизацию
Реферат Расчет асинхронного двигателя по известным размерам сердечника при отсутствии паспортных данных
Реферат Выбор оптимальной ценовой политики на предприятии
Реферат Second Treatise Of Government By John Locke
Реферат Икона Божией Матери «Смоленская Одигитрия»
Реферат Иконы Божией Матери «Блаженное Чрево», «Помощница в родах» и «Слово плоть бысть»
Реферат Икона Божией Матери «Утоли моя печали»
Реферат Интервью-портрет как жанр телевизионной публицистики
Реферат Роль родного языка в развитии речи детей дошкольного возраста
Реферат Искусство и культура Византии
Реферат История создания и композиционные особенности Версальского парка
Реферат Искусство древней Индии