Реферат по предмету "Культура и искусство"


Искусство древней Индии

Литература
Из того, что уже было сказано, ясно, что центральное место вдревнеиндийской культуре принадлежит памятникам религиозной литературы.Древнейшие из них — веды — не только были поздно записаны, но и впоследствиипередавались преимущественно от учителя к ученику в устной форме. При этом замногие столетия язык стал настолько отличаться от разговорного, что нередкозаучивались наизусть обширные книги практически без всякого понимания ихсмысла. Сложившаяся среди брахманов сложная система запоминания и точноговоспроизведения литературных текстов оказала значительное влияние на весьхарактер образования и науки в древней Индии.
Огромное внимание, которое уделялось точности передачи иистолкованию священных ведийских текстов, привело, в конечном счете, кпоявлению таких специальных дисциплин, как фонетика и этимология. На этойоснове впоследствии развивалась древнеиндийская лингвистика. Определениевремени для жертвоприношений требовало наблюдений за небесными светилами, астроительство сложных алтарей — познаний в геометрии. Так уже в поздневедийскойлитературе появились зачатки наук, хотя и весьма своеобразных и не совпадающихс современными не только по своим целям, но и по методам.
Наряду с ведийской оформлялась и эпическая традиция. В своемокончательном виде «Махабхарата» и «Рамаяна» стали подлинной энциклопедиейиндуизма и неисчерпаемой сокровищницей образов для поэтов и художниковпоследующих времен. Эпос, можно сказать, и доныне бытует в устной форме, будучидоступен миллионам неграмотных индийцев и оказывая огромное воздействие на ихмировоззрение. Ко второй половине I тысячелетия до н. э. относится формированиеи буддийской литературы — Типитаки школы тхеравады. Сочинения других школбуддизма — «великой колесницы» — сохранились не полностью, иногда на санскрите,а большей частью в китайском, японском, тибетском переводах[1].
Расцвет древнеиндийской культуры в первые века христианскойэры выражается в развитии самых разнообразных светских жанров. Особо надоотметить санскритскую драму, предназначенную как для придворного, так и длягородского театра. Огромной популярностью пользовался сборник басен«Панчатантра». Отдельные рассказы его нанизываются один на другой, будучиискусно вставлены в общую рамку. Арабский перевод «Панчатантры» известен подназванием «Калила и Димна». Новеллы «Панчатантры» и самый способ построениялитературного произведения оказали в средние века влияние на многиенациональные литературы («Тысяча и одна ночь», «Декамерон» и др.).
Помимо поэтической лирики, поэм-панегириков и сборниковдидактических афоризмов, нередко в стихотворной форме составлялись и научныетрактаты, чтобы, таким образом, облегчить их запоминание и устную передачу.Большое количество стихов вошло и в трактат о политике — Артхашастру. Этоттрактат ярко рисует придворные интриги, коварные провокации и тайные убийства.Главная цель политического искусства усматривается в подчинении окружающихтерриторий, и потому все соседние правители считаются потенциальнымипротивниками, а соседи соседей — потенциальными союзниками «государя,стремящегося к завоеваниям».
Из произведений научной и дидактической литературы следуетпрежде всего упомянуть грамматику санскрита, составленную Панини примерно в IVв. до н. э. Заслуженной славой пользуется древнеиндийская философия, включавшаяв себя несколько соперничавших школ. Основные философские тексты могут бытьдатированы первыми веками христианской эры, но в некоторых случаях можнопредполагать длительную традицию развития той или иной школы во второй половинеI тысячелетия до н. э. Особенно важны достижения индийцев в области логики ифилософии языка, заслуживают внимания также их атомистические теории. Впрочем,главной целью философии в древней Индии являлось не обобщение достиженийестественных наук и расширение практических познаний, а интерпретация священныхтекстов и достижение религиозного спасения.
Архитектура
Строительство из кирпича и камня начинается, в основном, впослемаурийскую эпоху. Сохранившиеся памятники связаны, прежде всего, сбуддизмом (например, пещерные монастыри Западной Индии). Высеченные в скалахзалы достигают площади примерно 500 кв. м при высоте около 15 м. Характерно ихвнутреннее оформление, воспроизводящее традиции деревянного зодчества (перекрытияи прочие элементы, излишние в постройках из камня и тем более в пещерах).
Из наземных построек самые значительные находятся в Санчи.Здесь на вершине большого холма, невдалеке от важного политического центрапослемаурийской эпохи, был расположен огромный буддийский монастырь. От самогомонастыря и гостиницы для паломников сохранилось немногое. А главнойдостопримечательностью Санчи является большая ступа, сооруженная во II — I вв.до н. э. С четырех сторон света ее окружают резные каменные ворота сизображением сцен из буддийских легенд. Каменные ступы являются непременнойпринадлежностью и пещерных храмов, будучи вообще самыми характернымипамятниками буддийской архитектуры. Наиболее крупная ступа на Ланке по размерамсопоставима с египетскими пирамидами.
Едва ли не древнейшими памятниками индийской культуры(конечно, если не говорить о периоде Индской цивилизации) являются колонны, накоторых высечены надписи Ашоки. Все колонны были изготовлены из камня, добытогов окрестностях Варанаси, тщательно отполированы и доставлены в отдаленныеобласти Маурийской державы. Скульптура, венчающая колонну, например знаменитыельвы, обнаруживает известное влияние персидского и, возможно, греческогоискусства. Объясняется это, очевидно, тем, что индийские мастера в то время ещене привыкли работать по камню.
Скульптура и живопись
В послемаурийскую эпоху сложились местные школы скульптуры.Наиболее известными являются школы Гандхары (Северо-Запад Индии), регионаМатхуры (центральная часть Северной Индии) и одной из областей Декана (школаАмаравати).
Расцвет гандхарской школы, формировавшейся под сильнымвлиянием эллинистического и римского искусства, относится к первым векамхристианской эры. Стиль Гандхары, начиная с эпохи Кушан, оказывал воздействиена буддийское искусство Центральной и Восточной Азии. В большей степени связаныс традициями изобразительного искусства Индии школы Матхуры и Амаравати. Именнона их основе развивалось средневековое искусство не только самой Индии, но, визвестной мере, и стран Юго-Восточной Азии. Распространение буддизма «великойколесницы» способствовало появлению обширного пантеона святых-бодхисаттв.Массовые находки терракотовых статуэток говорят о широком спросе напроизведения искусства, связанного с буддизмом.
Всемирно известные памятники индийской живописи находятся вАджанте (Западная Индия). Пещерные храмы и монастыри Аджанты создавались втечение почти тысячи лет, начиная с послемаурийского времени. Стены некоторыхзалов покрыты яркими изображениями сцен из буддийских преданий. Замечательныефрагменты живописи, сходной с росписями Аджанты, находят и на Шри-Ланке.Несмотря на отсутствие политического единства, различие языков и верованийнародов Индии, эта страна в течение средних веков и нового времени сохраняласложившееся в древности единство культуры. Господствующая в Индии религия —индуизм — освящала традиционность повседневного уклада жизни.
Влияние буддийской религии, литературы, философии и искусствапрослеживается у многих народов средневекового Востока. Древнеиндийскаямедицина и математика славились во всем мире, а замечательные достижения вобласти лингвистики, логики, психологии лишь сейчас могут быть оценены подостоинству.
Индийскую культуру можно сравнить с могучей рекой, котораяберет начало высоко в Гималаях и продолжает свое течение среди лесов и равнин,садов и ферм, деревень и городов. В нее вливаются многочисленные притоки,меняются ее берега, но сама река остается неизменной. Индийской культуре вравной мере присущи единство и многообразие, приверженность традиции ивосприимчивость к новому. За многовековую историю Индии пришлось немалопережить, ко многому приспособиться, ассимилировать элементы различных культур,но при этом она сумела сохранить свое древнее наследие[2].
Необычайно разнообразны природа и климат страны; здесь живутмногочисленные народности со своими верованиями, языками и культурой. Однако вовсем присутствует неповторимый индийский колорит. Источник этого единстванеуловим. Его можно почувствовать, но невозможно понять. В своей знаменитойкниге «Открытие Индии» Джавахарлал Неру дал блестящий анализ единства ицелостности индийской культуры, коренящихся в ее поразительном многообразии.
Уже памятники хараппской цивилизации (3000-1800 до н. э.) уженесут в себе те характерные черты, которые позже стали ассоциироваться с Индиейи ее культурой. Подтверждением тому служат археологические находки в Хараппе иМохенджо-Даро. Статуя мужчины, погруженного в размышление, свидетельствует отом, что уже в те времена была известна практика йоги. Гладкая поверхностьторса и отсутствие мускульного напряжения наводят на мысль о древнеиндийскойконцепции внутренней энергии. Божество, изображенное на одной из глиняныхпечатей, имеет большое сходство с позднейшими изображениями Шивы. Браслеты,подобные тем, что украшают руки бронзовой танцовщицы, можно и сейчас купить влюбой лавке. Новейшие исследования показали, что влияние хараппской культурыраспространилось даже на отдаленные районы Северной и Западной Индии, анародности, жившие в бассейне Инда, поддерживали тесные контакты с дравидийскойцивилизацией, существовавшей задолго до прихода в Индию ариев[3].
Приблизительно между 2000 и 1600 г. до н. э. часть племен,принадлежавших к многочисленной группе ариев, или индоариев, переселились вИндию. Они говорили на санскрите и поклонялись богам, олицетворявшим стихийныесилы природы: Индре-громовержцу, владыке атмосферы, богу жертвенного огня Агнии всеведущему Варуне, карающему богу-судии и божеству водной стихии. Гимны,посвященные этим и другим богам, составили четыре сборника — Веды. Древнейшимиз них является Ригведа (1500-1200 до н. э.), для которой характерен поискВысшей реальности, лежащей в основе всего многообразия жизни. Эта мысльразвивается в диалогах упанишад (900-600 до н. э.). Ведическую поэзию отличаютодухотворенность, превосходный стиль и движение от внешней формулы квнутреннему переживанию[4].Вне ведической (индуистской) традиции в 6 в. до н. э. возникли две другиерелигии. Личность Будды с его проповедью любви, сострадания и гармонии оказалаогромное воздействие на развитие индийской философии и культуры, хотя вкачестве религии буддизм пустил более глубокие корни за пределами Индии.Основателем джайнизма был Махавира, в учении которого развиваются идеиосвобождения и отказа от любого насилия. Джайны тоже внесли большой вклад вразвитие индийского искусства и философии.
В 326 г. до н. э. Александр Македонский форсировал Инд, и хотявскоре он повернул свои войска назад, греческое вторжение стало важным факторомсближения Индии с греко-римским миром. Шесть лет спустя царь Чандрагупта,основатель династии Маурьев, сделал попытку объединить разрозненные индийскиекняжества в централизованную империю со столицей в Паталипутре (ныне Патна,штат Бихар). Его внук Ашока (273-237 до н. э.), проникшись отвращением к войне,стал ревностным буддистом. По его указанию на гладкой поверхности каменныхколонн высекались буддийские изречения, призывавшие к состраданию и милосердию.Капители, завершающие колонны, представляют собой прекрасные образцыскульптуры.
Правители династии Шунги (185-149 до н. э.) былиортодоксальными индуистами, но при Канишке (династия Кушан), который правил насеверо-западе Индии (78-101), произошло заметное возрождение буддизма. ПриКушанах в буддийской скульптуре получил развитие гандхарский стиль, отмеченныйзаметным влиянием античности. Другим центром буддийского искусства сталаМатаура, расположенная к югу от Дели. Во времена Гуптской империи (319- 540),которую называют «золотым веком» древнеиндийской культуры, политический икультурный центр снова переместился в Паталипутру. Некоторые цари гуптскойдинастии, например Чандрагупта и Скандагупта, были поэтами и музыкантами. Вцарствование Чандрагупты жил величайший поэт и драматург, писавший насанскрите, — Калидаса. Шедеврами ваяния и живописи этой эпохи считаютсяскульптурные изображения Будды в Сарнатхе и фрески в пещерах Аджанты (ЗападнаяИндия). Закат империи Гуптов сопровождался политической раздробленностью.
Харша, правитель княжества Ка-наудж, попытался приостановитьэтот процесс, но после его смерти в 648 г. возникли независимые княжества вКашмире, Бенгалии, Ориссе и многих других районах Северной и Южной Индии. Вкультурном отношении это был необычайно плодотворный период. Династии Чола,Паллавов и Раштракутов воздвигли великолепные храмы в Танд-жавуре,Махабалипураме и Эллоре. В XI в. построен храм Солнца в Конараке (штат Орисса)и храм Шивы в Каджурахо (Центральная Индия). Характерным элементом ихархитектурного стиля является скульптура. В литературе; санскрит постепенновытеснялся местными диалектами — бенгали, маратхи, хинди и панджаби. На югеИндии развивалась литературная традиция на тамили, телугу и каннада. Большоераспространение получили такие религиозно-философские течения, как веданта, вчастности учения Шанкары (VIII в.) и Рамануджи (XII в.). Наряду с этим всоциальной и религиозной жизни существовали и консервативные тенденции. Системакаст, первоначально связанная лишь с ролью человека в процессе производства, современем стала жесткой и самодовлеющей.
Поворотным моментом в истории культуры Индии явилосьустановление в конце XII в. мусульманского владычества. Кардинальные различиямежду исламом и индуизмом неизбежно привели к конфликту между ними. Однаковскоре началось их примирение, чему способствовала близость веданты мистицизмусуфиев. Многие мусульманские феодалы как в Дели, так и в провинциальныхкняжествах покровительствовали индийским литераторам и музыкантам и дажепринимали участие в индуистских празднествах. Интеграционные процессы усилилисьпосле основания в 1526 г. империи Великих Моголов. В царствование Акбара (1556-1605), политика которого отличалась мудростью и терпимостью, были заложеныосновы общенациональной культуры.
Стремительный закат империи Великих Моголов приходится напервую четверть XVIII в. С этого периода начинается вторжение в Индиюевропейцев: португальцев, голландцев, французов и, наконец, англичан. К концуXVIII в. Великобритания прочно утвердила здесь свое господство. Внедрениеанглийской модели образования и деятельность христиан-миссионеров оказалиогромное воздействие на культурную жизнь и религиозное самосознание индийцев.Новая столица, Калькутта, а вслед за ней Бомбей и Мадрас стали центрамизападной цивилизации. Часть образованных индийцев, чрезмерно увлекшисьевропейской культурой, игнорировала свое национальное наследие. Тогда за духовноеи культурное возрождение Индии стали ратовать представители реформаторскогодвижения, основателем которого был Рам Мохан Рой.
Руководители этого движения, известного как Брахма Самадж,утверждали абсолютную истинность священных книг индуизма и ислама, не отвергаяв то же время прогрессивной западной философской мысли. Еще одним источникомдуховного возрождения страны стало учение Рамакришны (1836-1886),проповедовавшего, что все вероучения — это лишь различные пути, ведущие к однойцели, а его знаменитый ученик Свами Вивекананда (1863-1902) вошел в историю какпосланец индийской интеллектуальной культуры в Европе и Америке.
Несмотря на политический гнет, национальная индийская культурапродолжала развиваться. Прозаики и драматурги второй половины XIX в. сталиобращаться к политической, исторической и социальной тематике. Выдающийся поэтГалиб, писавший на урду, и бенгальский романист Банким Чаттерджи внеслиогромный вклад в индийскую литературу. Традиции классической индийской музыкипродолжили выдающиеся музыканты, в основном мусульмане. В Лакнау и Джайпуресложилась школа индийского танца катхак. Позднее возникло движение завозрождение индийской живописи, во главе которого стояли Абааниндранат Тагор идругие художники «бенгальской школы». В Калькутте и Бомбее ставились пьесы насовременные темы и на религиозно-мифологические сюжеты.
В этот период набирало силу движение за независимость подруководством партии Индийский национальный конгресс, созданной в 1885 г.Пробудившееся чувство патриотизма нашло отражение в литературных произведенияхтого времени. Возвращение Махатмы Ганди в Индию из Южной Африки, где онгероически боролся против расизма, открыло новую страницу в истории страны.Учение Ганди затрагивало все аспекты жизни, но главный акцент в нем делался наобщественно-политические вопросы. В своих стихах и романах крупнейшие писателитого времени — Баради на тамили, Премчанд на хинди, Сорат Чаттерджи на бенгали— выражали идеалы гандизма. В индийской культуре XX в. возвышается исполинскаяфигура Рабиндраната Тагора, одного из величайших поэтов и философов в историичеловечества.
Его яркая индивидуальность и разносторонняя одаренностьпроявились во многих сферах искусства и литературы — поэзии, музыке, драме,романе, рассказе и даже живописи. Тагор был первым писателем Востока,удостоенным Нобелевской премии. Он основал университет Вишва-Бхарати ипредвосхитил многие концепции современной системы образования. Целое поколениеиндийских писателей и художников испытало его влияние. Ганди и Тагор по правусчитаются творцами современной Индии. 15 августа 1947 г. страна обреланезависимость. Так, по словам Джавахарлала Неру, она «встретилась со своейсудьбой». Религиозно-общинная рознь, раздел страны, последовавшее за нимкровопролитие и, наконец, убийство Махатмы Ганди были тяжелыми потрясениями, ноИндия скоро оправилась от постигших ее несчастий и начала строить новую жизнь,заняв законное место в международной семье наций. Она достигла значительныхуспехов во многих сферах культурной жизни. Почти на всех четырнадцатиофициальных языках народов Индии появились превосходные литературныепроизведения. Среди художников, обогативших индийскую культуру в последниедесятилетия, Рави Шанкар и Али Акбар в классической музыке, Джамини Рей и М. Ф.Хуссейн в живописи, Баласарасвати в классическом танце, Сатьяджит Рей вкинематографии[5].
Избирательность, способность к ассимиляции и переосмыслениюхарактеризовали индийскую культуру на всем протяжении ее развития. Ей не разприходилось переживать периоды кризисов и сомнений. Сегодняшний мир с еготочными науками и передовой техникой ставит перед ней новые задачи, требуетпоиска новых путей. Как сохранить непреходящие ценности национальной,религиозной и эстетической традиций, выдержавшие испытание пяти тысячелетий,как соединить их с сегодняшней действительностью — вот вопросы, которыезанимают современных индийских философов, художников и писателей. От того,сумеют ли они гармонично и творчески решить эту задачу, зависит направлениебудущего развития индийской культуры.
Список литературы
Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: Учебное пособиедля студентов заочного обучения всех специальностей. — М.: ГАУ им. С.Орджоникидзе, 1998.
Альбедиль М.Ф. Протоиндийская цивилизация: Очерки культуры.М., 1994.
Асвагоша. Жизнь Будды. Пер. К.Бальмонта. Со вступ. ст. С.Леви.– М., 1913.
Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М., 1993.
Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии.Древние арии: Мифы и история. – М., 1983.
Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. – М., 1985.
Бэшем А.Л. Чудо, которым была Индия. – М., 1977.
Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. – М., 1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.