Реферат по предмету "Социология"


Технологии социально-медицинской работы с военнослужащими

Технологии социально-медицинской работы с военнослужащими
В.И. Маркелов, студент,
ФГОУВПО«Российский государственный университет туризма и сервиса»
 
Военно-социальная работа призванаудовлетворять социальные потребности представителей таких специфических группнаселения, к которым относятся военнослужащие, лица, уволенные с военнойслужбы, и члены их семей. Военнослужащие как социальная группа выступаютобъектом социальной работы и обладают рядом отличительных особенностей. Какправило, та или иная сфера военно-социальной работы определяет соответствующуюей технологию деятельности со специфической совокупностью целей и задач,способов и путей их реализации, форм и методов работы.
Ключевые слова:военнослужащий,социально-медицинская технология, военно-социальная технология.
 
Социальную работу своеннослужащими называют «военно-социальной работой».
Военно-социальная работа призвана удовлетворятьсоциальные потребности представителей таких специфических групп населения, ккоторым относятся военнослужащие, лица, уволенные с военной службы, и члены ихсемей. Их социальные потребности различны.
► Удовлетворение тех из них, которыеобеспечивают минимально достаточные условия жизни, составляют социальнуюзащиту.
► Периодическое удовлетворение социальныхпотребностей лиц, находящихся в состоянии социального кризиса, относятся к их социальнойподдержке.
► Реализация установленных государством гарантийудовлетворения социальных потребностей широкого круга лиц, имеющих на этоправо, относятся к социальному обеспечению.
► Удовлетворение социальных потребностей лицпутем предоставления им социальных услуг широкого спектра может бытьохарактеризовано как социальное обслуживание.
Следовательно, военно-социальная работа являетсянаиболее широким понятием, обозначающим комплекс различных видов и сфер деятельностиразнообразных субъектов по удовлетворению социальных потребностей ее клиентов,осуществляемых на концептуально-политическом, нормативно-юридическом ипрактическом уровнях.
Социальная военная среда — это окружающиевоеннослужащего условия его жизнедеятельности. Социальная военная макросредавключает все окружающие его общественные, материальные и духовные условиясуществования, формирования и деятельности. Социальная военная микросредапредставляет собой непосредственное социальное окружение конкретноговоеннослужащего (семья, соседи по месту проживания, воинский коллектив,референтная и другие микрогруппы и т.д.), оказывающее решающее влияние на егодеятельность, поведение и общение, на развитие в целом.
Воинский социум — социальное пространство жизнедеятельностивоеннослужащих, членов их семей, гражданского населения военных гарнизонов,городков и воинских частей; это устойчивая социальная общность, объединеннаяместом и условиями жизнедеятельности, обусловленных спецификой воинского трудаи быта.
Объект военно-социальной работы, как правило,конкретный человек, включенный в социальную военную среду. Предметвоенно-социальной работы в этом случае — практическая деятельностьсоответствующих институтов и организаций, а также отдельных лиц по обеспечениювзаимосвязи человека и среды его обитания. Цель военно-социальной работы —гармонизация взаимодействия человека и социальной военной среды, конкретноговоинского социума.
Принципиально важным является акцентирование вниманияспециалистов военно-социальной работы на том факте, что не только сам человеккак таковой, не только сама по себе социальная военная среда или конкретныйвоинский социум являются объектом и предметом этого вида социальнойдеятельности (на их изучение направлены усилия и других социальных наук).Именно взаимосвязь человека и социальной военной среды обусловливает триосновных задачи военно-социальной работы.
Первая задача — организация иосуществление воздействий на человека в целях его социализации в военной среде,обеспечение вхождения в конкретный воинский социум.
Вторая задача — совершенствованиесоциальной военной среды (и, естественно, конкретного воинского социума) винтересах человека.
Третья задача военно-социальной работы —оптимизация взаимодействия человека и социальной военной среды, того или иноговоинского социума.
Военнослужащие, каксоциальная группа, выступают объектом социальной работы и обладают рядомотличительных особенностей. С одной стороны, специфика социальной работы сданной категорией населения во многом обусловлена социально-экономическими исоциально-психологическими факторами воинской среды. С другой стороны, наспецифику, изначально обусловленную особым видом профессиональной деятельности,накладываются ряд негативных тенденций, характерных для современного этапаразвития вооруженных сил РФ:
* усиление противоречиямежду обязанностями военнослужащих и их правами как граждан РФ;
* непрекращающеесяснижение уровня жизни военнослужащих и членов их семей;
* снижение престижностивоинского труда и ухудшение социального самочувствия военнослужащих и членов ихсемей;
* превращениевоеннослужащих в нестабильную в социально-политическом плане группу населения.
Социальная работа — оказание помощи индивидамили социальным группам, которые находятся в трудной жизненной ситуации,уязвимом положении, не могут самостоятельно справиться со своими затруднениямии поэтому нуждаются в содействии специалистов. На первый взгляд,военнослужащие, находящиеся в нормальных социальных обстоятельствах, по самомухарактеру своей деятельности, набору личностных качеств, соответствующих этойдеятельности, не могут относиться к уязвимым слоям населения: это, как правило,люди среднего возраста, считающегося наиболее благоприятным, их состояниездоровья находится под постоянным наблюдением врачей, наконец, представителиВооруженных Сил, одного из наиболее уважаемых социальных институтов, обладаютвысоким социальным статусом, и их материальное положение весьма устойчиво, хотяи недостаточно.
Однако сама специфика профессиональной деятельности,связанной с воинской службой, содержит в себе определенные объективные факторы,которые негативно влияют на военнослужащих и выполнение ими определенныхфункций. Это характерно для армии любого современного общества, но особенностиположения военнослужащих в Российской Федерации обусловливаются сложностью ихсоциальной ситуации, и это не может не сказаться на их самочувствии идеятельности.
Все проблемы и кризисы российского общества находятотражение в Вооруженных Силах, одном из социальных институтов страны. Так,снижение качества здоровья и интеллекта населения приводит к тому, что навоенную службу попадают лица с серьезными соматическими или психическимизаболеваниями (с другой стороны, непосильные армейские нагрузки, некачественноепитание с выраженным белково-витаминным дефицитом приводят к появлению илиобострению у военнослужащих различных заболеваний); рост преступности вобществе, увеличение масштабов наркомании и алкоголизма обусловливают повышениечисла преступлений, совершаемых военнослужащими, повышают опасность для самихвоеннослужащих стать жертвой преступления со стороны своих коллег.
Особую группу составляют проблемы участников войн ивооруженных конфликтов, и их реадаптация к мирной жизни.
Во-первых, лица, получившие ранения или, тем более,утратившие частично или полностью здоровье, трудоспособность, способность ксоциальному функционированию, не пользуются в настоящее время адекватнымуровнем социального обеспечения; они и их семьи имеют целый ряд материальных,финансовых, жилищных, медицинских и социальных проблем, на решение которых ни уних самих, ни у государства в настоящее время не хватает ресурсов.
Во-вторых, эти военнослужащие, даже те, кто не получилранений в вооруженных конфликтах, являются носителями так называемого «посттравматическогострессового синдрома».
Впервые подобное состояние было диагностировано уамериканских ветеранов вьетнамской войны, а впоследствии — у многих участниковвооруженных конфликтов. Его основные симптомы:
— слабость психики, при которой незначительныепроблемы воспринимаются как непреодолимые препятствия, толкающие людей напроявление агрессии или самоубийства;
— чувство вины перед погибшими (за то, что осталсяжив);
— негативное или пренебрежительное отношение ксоциальным институтам.
Этот контингент сложен еще и тем, что в первые пятьлет после возвращения из «горячих точек» у них практически не бываетзаболеваний. Для них в это время характерна лишь разная степеньпсихоэмоционального напряжения. Зато через несколько лет резко возрастаетзаболеваемость этих лиц даже по сравнению с обычными людьми такого же возраста,не принимавшими участия в военных конфликтах. Речь в основном идет осердечно-сосудистых и желудочно-кишечных заболеваниях. В последнее время частымстал гепатит.
Причем такие явления со временем не исчезают:психологические проблемы бывших «вьетнамцев» обострились спустя 15—20 лет послеокончания войны; среди них на треть больше самоубийств и разводов и наполовинубольше больных алкоголизмом и наркоманией по сравнению со средними показателямипо стране. Психологический стресс приводит к развитию таких психосоматическихзаболеваний, как язва, гипертония, астма и др. Самое болезненное воздействие научастников таких войн оказывают отчужденность общества, развенчание целей иметодов войны.
Как правило, та или иная сфера военно-социальнойработы определяет соответствующую ей технологию деятельности со специфическойсовокупностью целей и задач, способов и путей их реализации, форм и методовработы. Однако в той или иной сфере военно-социальной работы может применятьсяодна или несколько технологий, что обусловлено мультипликаторным характеромсоциальных потребностей военнослужащих и членов их семей.
Одной из таких сфер является диагностика ипрогнозирование, ей соответствуют технологии социальной диагностикии социального прогнозирования. При этом социальной диагностикеподлежат:
·         социальныепотребности клиентов военно-социальной работы;
·         степеньразвития этих потребностей и их удовлетворения в конкретной воинской части,военном городке, гарнизоне, месте компактного проживания военнослужащих ичленов их семей;
·         степеньразвития инфраструктуры конкретного воинского социума и ее соответствияпотребностям его обитателей;
·         степеньоптимальности и гармоничности взаимодействия военнослужащих и членов их семейсо средой их обитания и т.д.
Объектом социального прогнозирования соответственностановятся:
·         перспективыразвития потребностей военнослужащих и членов их семей в конкретном воинскомсоциуме;
·         перспективыудовлетворения этих потребностей в нем;
·         перспективыразвития социальной военной среды части, военного городка, гарнизона в целяхудовлетворения потребностей военнослужащих и членов их семей;
·         перспективыразвития инфраструктуры и организации социальной работы в военной среде.
Данная технология позволяет составлятьсоциально-демографические, медико-социальные, социально-экономические,криминологические и другие прогнозы по развитию конкретного воинского социума,которые способствуют выработке объективных управленческих решений в военно-социальнойработе.
Конкретизация технологии социальной адаптации(реадаптации) в связи с иерархическим характером военной организацииобусловливает значительное разнообразие форм и направлений начальной стадиисоциальной адаптации:
·         молодойсемьи офицера (прапорщика) к системе межличностных и межсемейных отношений вчасти, городке;
·         военнослужащегок новому воинскому коллективу;
·         молодоговоенного специалиста к специальности и должности;
·         каждогообитателя военного социума к инфраструктуре и т.д.
Технология социальной реабилитации может реализовываться вотношении:
·         военнослужащихс несоциализированным и девиантным поведением;
·         семейвоеннослужащих, имеющих неблагоприятную, негативную динамику развития;
·         военнослужащихи членов их семей, получивших психотравмирующие воздействия военной илигражданской службы и т.п.
Деятельность институтов и специализированных службданной сферы, реализующих реабилитационную функцию, должна быть в значительноймере ориентирована на профилактику, своевременное предупреждение социальныхотклонений и факторов, их формирующих.
Анимационная технология обусловливает формирование ифункционирование сферы социально-культурного развития. Институтами данной сферыявляются различные учреждения культуры (театры, кинотеатры, Дома офицеров,гарнизонные клубы, клубы воинских частей, библиотеки и др.) испециализированные службы, создаваемые негосударственными организациями ввоинском социуме.
Превентивная, профилактическая икоррекционнаятехнологии военно-социальной работы формируют сферу социальнойпрофилактики и коррекции поведения его обитателей, условий и факторов воинскойсреды. Ее влияние распространяется на членов воинского социума и на весь социумв целом, на отдельные его части, структуры и институты. Необходимо отметить,что вышеуказанные технологии применяются и в других сферах военно-социальнойработы ввиду того, что они являются базовыми, системообразующими технологиямисоциальной работы.
Образовательная технология военно-социальной работыобусловливает функционирование сферы подготовки и переподготовки кадров. Онаохватывает военнослужащих, увольняющихся или уже уволившихся с военной службы,а также членов их семей и связана с их профессиональной ориентацией,переподготовкой на новые для них специальности, а также и трудоустройством всоответствии с потребностями местного или регионального рынков труда.
Организационно-распорядительскаятехнология военно-социальной работы обусловливает развитие и функционирование сферыее менеджмента. Ее реализация связана с деятельностью тех институтов и службвоенно-социальной среды, которые занимаются управлением, руководством,организацией социальной работы и развитием ее инфраструктуры в воинских частях,городках, гарнизонах, местах компактного проживания военнослужащих и членов ихсемей; материально-техническим и финансовым ее обеспечением, а также институтовразработки стратегии и тактики развития социальной работы в Вооруженных Силах,в округах (на флотах), в объединениях, соединениях и частях.
Содержание еще одной технологии военно-социальнойработы — социального просвещения — раскрывается посредствомследующих направлений деятельности:
·         формированиеобщественных организаций в области социальной работы (ассоциаций, союзов,комитетов, фондов);
·         проведениесимпозиумов, семинаров, конференций военно-социальных работников;
·         организацияизучения, обобщения и распространения передового опыта военно-социальнойработы;
·         издание ираспространение научной, учебной и методической литературы по социальной работев воинской среде;
·         выпуск ираспространение специализированных журналов и бюллетеней;
·         презентацияпрограмм и проектов военно-социальной работы;
·         связь собщественными организациями, средствами массовой информации и т.п.
В своей совокупности эти технологии обладают следующимипреимуществами:
— реализуют основные задачи, методы и организационныеформы военно-социальной работы;
— определяют возможности и основные направленияразвития военно-социальной работы в воинском социуме;
— обусловливают инфраструктуру социальной службы ввоинских частях, городках, гарнизонах;
— обосновывают потребности в кадрах специалистов вобласти военно-социальной педагогики и военно-социальной работы;
— определяют области возможного сотрудничествагосударственных и общественных социальных служб с социальными службамивоинского социума и т.д.
Анализ изученнойлитературы по проблеме исследования показал, что система социальной работы сразличными категориями военнослужащих и членами их семей в современномроссийском обществе находится еще в стадии становления и характеризуетсянезавершенностью формирования на основе новых принципов жизнедеятельности. Этоявляется следствием недостаточной социальной ориентации государственнойполитики, низкого уровня финансирования социальных программ, отсутствиявысококвалифицированных специалистов по социальной работе, подготовленных поспециализации «Социальная работа с военнослужащими».

Литература
 
1.   Федеральный закон РФ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «Остатусе военнослужащих».
2.   Федеральный закон РФ от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ«О воинской обязанности и военной службе».
3.   Федеральный закон РФ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
4.   Волошина И.А., ЖидуноваЛ.Г., Кузнецова Л.Г. и др. Психологическая поддержка военнослужащих. М., 2001.
5.   Гатвинский А.Н.Профессиональная адаптация военнослужащих, уволенных в запас // А. Н.Гатвинский, Е. В. Слабнина; Министерство труда и социального. развития РФ.Поволжский межрегиональный учебный центр. Саратов, 2000.
6.   http://ihtik.2x4.ru/med_22dec2006/med_22dec2006_100.rar
7.   http://ihtik.lib.ru/sociology_21sept2007/sociology_21sept2007_№.rar
8.    Липский И.А.Военно-социальная работа на уровне человека // Армия и общество. 1998. № 1. С.84—95.
9.    Луговая О.М. Дезадаптациявоеннослужащих — участников боевых действий и пути снижения ее негативноговлияния на социум // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: Международныйсборник научных трудов. Воронеж, 2003.
10.  Певень Л. В., Шишканов А.И. Состояниеи перспективы решения социальных проблем военнослужащих // Социологическиеисследования. 2002. № 5.
11.  Певень Л. В., Шишканов А.И.Социальнаязащита военнослужащих — у критической черты //Правозащитник. 2002. № 4.
12.  Проблемы комплектования армии и флотапо-прежнему остры // Ракурс: Теория. Практика. Информация. М.: ГУВР ВС РФ,2001. Вып. 2. С. 23—36.
13.  Профориентация и социальная поддержкавоеннослужащих, уволенных в запас / Под ред. И.В. Стазаевой. Саратов, 1995.
14.  СкокА.С. Социальные технологии в системе управления военной организацией. М.: ВУ,1997. 
15.  Технологиисоциальной работы: Учебник / Под общ ред. проф. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА-М,2003. С. 344—362.
16.  Черносвитов Е.В. Социальная медицина.М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.