Реферат по предмету "Социология"


Теория социальной работы

Содержание
Введение… 2
1.Основные положения теории социальной работы… 5
1.1Объективные предпосылки возникновения и развития теории социальной работы какнаучной дисциплины… 5
1.2Социальная работа в разных моделях теоретического обоснования… 14
2.Состояние социальной работы в условиях современной России… 26
2.1 Связьсоциальной политики и социальной работы… 26
2.2 Проблемыреформирования социальной сферы в России… 33
Заключение… 40
Списоклитературы… 43

Введение
Переходный период к рыночным отношениям знаменует собойновый этап в социально-экономическом развитии России. В то же время, будучипрогрессивным, по сути, он вызвал к жизни процессы, которые даже в западноммире стали управляемыми лишь спустя десятилетия.
Осуществляющиеся преобразования, нарушившиесуществовавший более полувека экономический уклад, затронули коренные интересывсего населения и потребовали неотложного формирования принципиально новойсоциальной политики. Сложность заключается в том, что социальная политика неможет ориентироваться на краткосрочные задачи, она должна определятьстратегические направления, которые, естественно, могут подвергатьсятактическим корректировкам, но в целом она должна быть цельной, разумной,рациональной и эффективной и формироваться с учетом исторических условий инациональных особенностей, политики и экономической ситуации, культурныхтрадиций. Социальная политика носит, кроме того, консервативный и инновационныйхарактер. Консервативность заключается в том, что она как бы сохраняет то, чтоуже достигнуто в социальной сфере и передает это тем, кто нуждается всоциальном вмешательстве. Инновационность — это то, что политика должнаадаптировать социальные структуры к происходящим изменениям.
В условиях России это означает, что должен максимальноиспользоваться имеющийся опыт и существующая инфраструктура, что и послужитбазой для формирования новой концепции социального обеспечения.
При формировании социальной стратегии и политики особоезначение приобретает политический аспект социальной защиты. Любые мероприятияпо социальной поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так,чтобы оказывать поддержку политической линии, способствовать правительственномукурсу на осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его.Разумные шаги в социальной сфере призваны укреплять доверие к руководствустраны со стороны населения, и они же должны содействовать снижению социальнойнапряженности.
В России все еще сильно влияние централизованногоуправления и распределительно-уравнительной системы в социальной сфере, что внастоящее время проявляется в низкой эффективности деятельности социальныхслужб. Федеральное правительство выделяет средства для решения социальныхпроблем и распределяет их на местах. Однако, реального контроля заиспользованием средств нет, как нет, по большей части, местных программсоциального развития, а следовательно нет и ответственности.
Существовавшая в течение многих лет система социальногообслуживания носила скорее формальный характер и требовала больше техническихисполнителей, нежели профессиональных социальных работников. Иными словами,специалистов в области социальной работы, как это принято в мировой практике, вРоссии не существовало и их подготовка не велась до начала 1991г.
Тенденция социально-экономического развитиясвидетельствует, что на смену экстренным мерам, необходимым на данном этапе,должна прийти новая и стабильная социальная помощь, рациональная и практичнаяпо сути, формам и методам. Это должна быть научно обоснованная, структурночеткая система ориентированная на совокупность мер в сфере социальногообеспечения, опирающаяся на надежную финансово- экономическую базу.
Таким образом, актуальность темы нашей курсовой работызаключается в необходимости определения взаимосвязи и места социальной работы вструктуре политического, экономического знания. Социальная сфера обществаявляется одной из важнейших в жизнедеятельности общества государства. Онаоказывает особое влияние на всю систему государственного функционирования, каки наоборот, именно поэтому нуждается в особом внимании при рассмотренииполитических и экономических составляющих.
Цель работы – определить место социальной работы вструктуре социального знания. Для достижения поставленной цели необходиморазрешить ряд следующих задач:
Выявить основные положения социальной работы: объективныепредпосылки возникновения и развития теории социальной работы как научнойдисциплины и модели теоретического обоснования теории социальной работы;
Определить состояние социальной работы в условияхсовременной России путем определения связи социальной политики и социальнойработы и путем рассмотрения проблем реформирования социальной сферы в России.
Таким образом, объектом нашего исследования являетсясоциальная работа, а предметом – ее место в структуре современного социальногознания.

1. Основные положения теориисоциальной работы
 
1.1 Объективные предпосылки возникновения и развитиятеории социальной работы как научной дисциплины
Современное науковедение, социология науки, основныепредпосылки, факторы и условия возникновения отдельных отраслей социальногознания, научных дисциплин, как правило, объединяют в три группы. Во-первых,отмечается возникновение новых реальностей в окружающей среде обитаниячеловека, новых проблем воспроизводства и поддержания его жизненных сил,индивидуальной и социальной субъектности, удовлетворения потребностейподдержания жизнеобеспечения и деятельного существования. Во-вторых, обычноконстатируется саморазвитие научного знания как такового, опирающегося натрадиционный для него и обновляющийся научный категориально-понятийный аппарат.В-третьих, учитывается феномен индивидуально-личностной субъектности ученогоисследователя, потенциал знаний которого, его научная интуиция,исследовательские возможности существенным образом воздействуют навозникновение и развитие новых отраслей знаний, научных дисциплин.
Третья группа рассматриваемых причин обычнохарактеризуется только как субъективный фактор развития научного знания. Этоверно, но лишь отчасти. Очевидно и то, что само существование выдающихсяученых, определяющих новые горизонты науки о человеке, обществе и природе, — явление объективное, характеризующее известным образом общественную жизнь,прежде всего эволюцию научного знания. При этом, конечно, следует учитыватьиндивидуально-личностные характеристики, способности, характер, темпераментисследователя и гражданина каждого ученого, что во многом определяет масштаб ихарактер приращения научного знания.
Рассмотрим с учетом названных групп факторов и условий,определяющих развитие научного знания, основные предпосылки возникновения ипрогрессивной эволюции теории социальной работы как науки. Прежде всегообратимся к тем реалиям жизни современного человека, которые стали объектомизучения новой научной дисциплины.
Большинство специалистов по социальной истории и историисоциальной работы сходятся в признании необходимости определения периодавозникновения социальной работы как современного общественного явления,потребовавшего разработки специальных теоретических основ, особой теории. Этимпериодом обычно называется последняя четверть прошлого века. Именно в это времяв целом ряде индустриально развитых стран возникают группы специалистов,которые начинают профессионально заниматься социальной работой, создаютсяучебные заведения, готовящие социальных работников, открываются первыефакультеты социальной работы университетов. Так, еще в начале 90-х годов XIX в.был открыт факультет социальной работы в Колумбийском университете (США).
Что же обусловило потребность в подготовке социальныхработников-профессионалов, развитии теории социальной работы как научной иучебной дисциплины? Какие реалии общественной и индивидуальной жизни человекаво второй половине XIX в. привели к развертыванию массовой подготовкипрофессиональных социальных работников, широкому развертыванию научныхисследований проблем социальной защиты населения, поддержки «слабых»социальных групп?
Историко-социологические, статистические,социально-экономические исследования второй половины прошлого века и те, чтобыли проведены в текущем столетии, свидетельствуют о выходе социальнобытовойпроблематики в число приоритетных и глобальных, ее массовом возросшем влияниина развитие экономики, политических и социокультурных процессов. Прежде всегоследует отметить такое явление общественной жизни, как массовая урбанизация,ставшая следствием интенсивного промышленного развития ведущих индустриальноразвитых стран той поры. Массовое переселение сельских жителей в городамногократно увеличило в обществе долю маргиальных слоев прежде всего горожанпервого и второго поколений, слабо адаптированных к условиям жизни в городе.
Массовая интенсивная урбанизация в XIX-XX вв. привела кситуации, когда городское население стало доминировать по численности вбольшинстве индустриально развитых и среднеразвитых стран.
Отчетливо обозначилась специфика образа жизни людей нетолько в регионально-национальном, территориальном разрезе, но и по различнымтипам, а также видам поселений (крупный город, средний или малый город, поселокгородского типа, село, деревня, хутор и др.). При этом явными оказались иразличия в системах жизнеобеспечения населения, проживающего в разных типахпоселений, их зависимость от профиля хозяйственно-экономического развитиярегионов.
Усложнение общественного производства, рост оснащенностиработника, в целом — труда, повышение в нем роли и ответственности человека зарезультаты деятельности больших коллективов, ассоциаций работников, усиление ихвзаимозависимости, разностороннего влияния на эффективность повышения общихрезультатов профессиональной деятельности потребовали особого внимания кносителю рабочей силы, его здоровью, настроению, благополучию, жизненнымориентациям. И государственные органы, и крупные фирмы начинают во второйполовине XIX — начале XX в. все более активно вкладывать капитал не только вобразование, профессиональную подготовку населения, что само по себе тожевесьма примечательно, но и в то, что называется сферой поддержанияжизнеобеспечения человека, социальной сферой.[1]
В свою очередь опережающее развитие индустрии услуг вразвитых странах приводит на рубеже веков, и особенно в XX в., к изучениюзакономерностей поведения человека во все более развитой и техническиоснащенной социальной сфере. Не в последнюю очередь это произошло и потому, чтоиндустрия услуг требовала точного прогнозирования и формирования определенногоспроса на товары и услуги, а также вследствие кардинального изменения,усложнения материальновещественной среды обитания современного человека,изменившей его образ жизни, типичные формы жизнедеятельности, способыподдержания своих жизненных сил, их формирование, реабилитацию.
Еще одним важным фактором, способствовавшим формированиюсовременной системы социальной работы, ее возникновению как общественногоявления была в XIX в. борьба трудящихся за свои права. Рост концентрацииработников на крупных предприятиях, в городах, усиливая организованностьрабочего движения, профсоюзов оказал, несомненно, сильное влияние на буржуазныеправительства, предпринимателей и убедил последних в необходимости широкойподдержки различных форм социальной работы, снимающих напряженность в обществе.И тем более, что на рубеже XIX-XX вв., очевидной была тенденция к ростустачечного движения, случаи вооруженной борьбы трудящихся за свои права.
Эпоха пролетарских революций наступала наиболее масштабноименно в прошлом столетии. Ее разрушительный характер во многом активизировалпоиск прогрессивной общественностью мирных, эволюционных путей перехода к болеесправедливому общественному устройству, более гибким современным механизмамрешения и традиционных, и новых социальных проблем. Широкое распространениеразличных форм социальной работы, ее оформление как объективно необходимогообщественного явления и стало одним из основных путей решения современныхсоциальных противоречий, обеспечения социального прогресса в целом.
В этой связи следует иметь в виду и ряд глобальныхпроблем, с которыми столкнулось человечество в конце XIX — первой половине XXв. Они во многом обусловили актуальность возникновения и совершенствованиясоциальной работы как общественного явления, а также ее научного обеспечения,создания теоретических и методологических основ. Наиболее остро и масштабно осебе заявили такие глобальные проблемы, как загрязнение окружающей среды, угрозадемографического взрыва, массового голода в слаборазвитых странах и регионах,опасность самоуничтожения человечества в результате использования оружиямассового поражения, проблема моральной деградации, социокультурноговырождения, распад семьи как традиционного социального института, составляющегооснову воспроизводства общественной и индивидуальной жизни человека. Серьезнуюпроблему защиты большей части населения планеты поставила растущая социальнаядифференциация, увеличение различий в уровне жизни народов разных стран ирегионов, распространение масс-культуры, обострение проблемы миграции, выборасмысложизненных ориентации населения индустриально развитых и развивающихсястран.
Наконец, нельзя не отметить и такие характерные чертысовременного мира, обусловившие совершенствование социальной защиты, еетеоретическое оформление, как развитие гуманистических традиций культуры, ростобразованности, информированности населения, а также усложнение общества ичеловека, их жизнедеятельности, усиление риска для жизни в новых историческихусловиях. Все это, как никогда, потребовало профессионализма, теоретическогообоснования деятельности по оптимизации социальной поддержки людей, тем болеечто человечество получило и новые возможности для усиления социальной и индивидуальнойпомощи нуждающимся, особенно в обществах, достигших уровня «массовогопотребления».
Саморазвитие теоретического научного знания в современнойнаучной мысли — в принципе установленный факт. Другое дело, что в различныхотраслях науки это происходит в неодинаковых масштабах.
Гипотезы и доказательства, свидетельствующие о большой(нередко доминирующей) роли в человеческой жизни бессознательных импульсов, восновном биосексуального характера оказали огромное влияние не только на выборметодик психотерапевтической помощи, технологий социально-психологическойподдержки людей, но и на философскосоциологические основы социальной работы, еетеоретические конструкции.
Так, психодинамические, психосоциальные теории социальнойработы и сегодня в значительной степени используют достижения фрейдизма инеофрейдизма, отчасти модернизируя, переосмысливая их. В то же время они имеютсамостоятельную специфику, ориентируясь на комплексное, целостное поддержаниежизнестойкости человека, хотя и акцентируют внимание в этой проблематике напсихологических и социально-психологических компонентах.
Аналогичным образом можно говорить о влиянии натеоретические построения специалистов в области социальной работы достиженийэгопсихологии, бихевиоризма, трансактного анализа, логотерапии. Теориясоциальной работы как отраслевая теоретическая дисциплина не может неиспытывать влияния, достижений базовых теоретических дисциплин, прежде всего — психологии и социологии.
Так, усиление в социологии позиций функционализма,структурнофункционального и системного анализа, а также радикальноориентированных конфликтологических концепций, марксистской социологии привелик соответствующим смещениям в симпатиях, построениях теоретиков социальнойработы.
Теориятико-методологического обоснования структурнойсоциальной работы, ориентированной на помощь различным социальным группам,нуждающимся в поддержке, на оптимизацию социальной политики, деятельностиучреждений социальной работы.
Очевидная связь различных теоретических концепцийсоциальной работы с психологическими и социологическими теориями обнаруживаетсебя при анализе и группировке этих концепций, выявлении их специфических черт.Но об этом в специальных разделах пособия.
Здесь же отметим и тот факт, что теория социальнойработы, опираясь на фундаментальные психологические и социологическиеразработки, используя системы понятий психологии и социологии, имеет очевиднуютенденцию к саморазвитию. Данное обстоятельство отмечается ведущими зарубежнымиспециалистами, отечественными учеными и практиками. Во-первых, это проявляетсяв формировании новых групп понятий, используемых в теории социальной работы иупотребляемых преимущественно в данном контексте научного знания: жизненныесилы социального субъекта, индивидуальная субъектность, социальнаясубъектность, реабилитация жизненных сил, поддержка индивидуальнойсубъектности, защита социальной субъектности, социальная деградация и др.
Во-вторых, за теорией социальной работы закрепляется кругпроблем, которые, получая все более разносторонний анализ, стимулируютсаморазвитие теоретических знаний, их воспроизводство. В этой связи следуетотметить и плодотворность теоретических дискуссий по поводу объекта и предметасоциальной работы, как научной дисциплины. Наконец, в-третьих, отметимприращение научного теоретического знания по социальной работе вследствиеметодической и методологической проработки исследовательских задач, спецификииспользуемой при этом методики и методологии научного анализа. В этой связиочевидна теоретическая саморефлексия формирующейся отрасли научного знания,определенной социальнопрофессиональной группы.
Важную роль в воспроизводстве теоретического знанияиграют отдельные ученые, крупные специалисты в области социальной работы. Вэтой связи перейдем к рассмотрению третьего фактора, определяющего развитиетеории социальной работы — вклада выдающихся ученых, специалистов в областитеории и практики социальной помощи нуждающемуся населению.
В анализе специфики влияния на развитие теории социальнойработы крупных теоретиков и практиков и сегодня нас подстерегает опасностьутраты понимания специфики деятельности социального работника и еетеоретических оснований. И в этом смысле есть, конечно, некоторая опасностьсделать героями истории развития теории социальной работы вовсе или отчасти нетех людей, кто действительно были ими в этой ноной области научного знания.
Решение данного круга задач усложняется тем, что далеконе каждый крупный теоретик и практик социальной работы был и является побазовому образованию именно социальным работником, профессионалом социальнойработы с вузовским дипломом, как это было, например, с Рональдом Фельдманом,бывшим деканом факультета социальной работы Колумбийского университета (США)или Реем Томлиссоном, деканом крупнейшего в Канаде факультета социальной работыУниверситета г. Калгари. Так, Харольд Сведнер, длительное время возглавлявшийнаучные программы Института социальной работы Гетеборгского университета,заложивший основы научных исследований в области социальной работы в Швеции, ихфилософски-гуманистическую базу, является доктором философии, имеющим большойопыт культурологических, социально-философских исследований,специализировавшимся в области социологии (он окончил отделение социологииЛундского университета). Под влиянием исследовательской деятельности X.Сведнера в Швеции 80-х годов значительно усилилась научная традиция анализаструктурной социальной работы, ее системно-функциональное видение в контекстеразвития современного человека.
Следует специально подчеркнуть, что X. Сведнер высокоценил и ценит философско-гуманистические традиции социокультурного развитияРоссии.[2] Вобосновании смысла, социально-этических основ социальной работы он постоянноапеллирует к идеям и практике социальной деятельности таких русских мыслителей,как Л. Толстой, И. Бунин, А. Чехов, Ф. Достоевский и др. Он высоко оцениваетсоциальные идеи и научные труды С.Г. Струмилина, А.С. Макаренко, В.И. Ленина,А. Коллонтай, И.И. Павлова.
В большинстве социолого- и психологоориентированныхтеорий социальной работы наиболее заметный вклад в их развитие внесли не «чистые»теоретики социальной работы, но социологи и психологи, а также педагоги ипсихотерапевты. Для ранних стадий становления новой отрасли знаний это вполнезакономерная картина, с одной стороны, потому, что теоретиков новой науки ещепросто мало, а с другой — базовые для нее смежные дисциплины естественнымобразом «рекрутируют» в новые области знания наиболее видных своихпредставителей. Не случайно многие теории социальной работы весьма близки поназваниям родственным социологическим и психологическим концепциям (системная,функциональная, ролевая, социально-психологическая и др.).
Это вновь подтверждает непреложную истину: новая наукаделается ее верными слугами, лучшими представителями смежных наук, часто — на«стыке» научных дисциплин.[3]
Таким образом, на появление социальной работы в структуресоциального знания повлияли несколько групп факторов, которые можно свести кдвум основным: субъективным и объективным. Данная область знания сравнительно сматематикой, философией, историей и др. считается молодой. Развитие социальнойработы осуществляется наряду с культурно-историческим совершенствованиемгражданского общества и вызвано необходимостью разрешения круга специфическихпроблем, входящих в предмет рассмотрения именно социальной работы как отдельнойобласти научного знания.

1.2 Социальная работа в разныхмоделях теоретического обоснования
К началу 90-х годов в научной литературе вполнеопределенно обозначились несколько моделей теоретического обоснованиясоциальной работы, ее понимания как особой социальной деятельности,общественного явления. Они отразили не только результаты научных поисковкрупных ученых разных школ теоретического осмысления проблем социальной защитыв современном обществе, но и его эволюцию, изменения в самом содержании иформах социальной работы.
Теория логотерапии — сложная система философских,психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека,механизмы развития личности в норме и патологии, на пути и способы коррекциианомалий в развитии личности.
Вполне определенно стало возможным говорить, по крайнеймере, о двенадцати таких моделях. Рассмотрим их наиболее существенныеособенности отдельно, ибо каждая такая модель предполагает вполне определенноесодержание, методы и формы содействия нуждающимся, профилактику кризисов, атакже известные теоретические основы, связь со смежными науками о человеке иобществе, естественными и социокультурными основами их жизни.
Наш анализ известных теоретических подходов к построениюнаучного знания в области социальной работы по их отношению к смежным наукам,оказавшим и оказывающим на него наиболее сильное влияние, свидетельствует оналичии, как минимум, трех групп теорий:
психолого-ориентированные теории социальной работы;
социолого-ориентированные теории социальной работы;
теории социальной работы психолого-социологической(социологопсихологической) или комплексной, междисциплинарной ориентации.
Психолого-ориентированные теории
Психодинамика как теоретическое основание социальной(психосоциальной) работы в ее современном виде сформировалась на основепсихоанализа в его различных интерпретациях, начиная с З. Фрейда, его прямыхпоследователей и более поздних приверженцев, Разумеется и сегодняпсиходинамические интерпретации поведения людей являются составной частьюсовременного психологического знания, психологии как научной дисциплины. И вэтом смысле они не могут характеризоваться отраслью научного знания,называемого теорией социальной работы. Их роль в данном плане ограничиваетсяглавным образом методологическим влиянием как смежной для социальной работынаучной дисциплины.
Однако это влияние и разработка на его основепсиходинамической модели социальной работы, характеризуемой чаще всего вкачестве психосоциальной, обусловили возникновение и развитие специфическоймодели обоснования конкретных технологий социальной работы, оказания социальной(психосоциальной) помощи отдельному человеку, семье, группе людей, имеющихпроблемы. При этом психодинамическая модель деятельности социального работникаопирается на несколько основополагающих, исходных постулатов. В главном онисводятся к следующему:
а) социальный работник в контексте отношений с клиентомдолжен исходить из того, что последний не только обладает определеннойпсихологической структурой, но и способен к ее изменению, развивается подвоздействием внутренних, интенциональных факторов и внешних условий, взаимодействуясо средой обитания;
б) воздействие социального работника на клиента должноучитывать его социально-экономическое положение, статус в системесоциальноиерархических групп, различных уровней управления и самоуправления.Однако главное, что предполагает психодинамический подход, сводится к признаниюпринципиально важной роли изучения и учета динамики отношений в контактнойгруппе, среде обитания клиента;
в) психодинамические теории требуют учесть то, как ониоказываются полезными в процессе осуществления конкретной помощи нуждающимся,отдельному человеку;
г) в рамках психодинамической концепции совершается нетолько анализ «статус-кво», но и использование опыта анализа эволюцииотношений между клиентом и социальным работником, характера отношений между персонамив конкретной среде обитания нуждающихся;
д) психодинамическая модель социальной работыпредполагает, как правило, возможность изменения, коррекции поведения,взглядов, отношений клиента посредством воздействия на его внутренний мир,восприятие реальностей, характер отношений в контактных группах.
Экзистенциалистская и гуманистическая моделитеоретического обоснования социальной работы также занимают существенное местов теории социальной защиты.
В экзистенциональном обосновании социальной работы акцентделается на особенностях восприятия клиентом отношения в системе взаимодействия«субъект-объект-субъект». Осмысление и выводы об этих отношениях — главное в экзистенциальной теории модели социальной работы.
В этой связи обычно рассматриваются: 1) правила и роливнутри системы «субъект-объект-субъект»; 2) более широкие системы, вконтексте которых существует подсистема «субъект-объект-субъект» икоторые оказывают на нее определенное влияние; 3) системы ценностей, в которыеверит клиент; 4) как клиент борется со страхом, отсутствием безопасности; 5)связь всех связанных аспектов решения проблемы.
Экзистенциальная модель теоретического обоснованиясоциальной работы исходит из того, что большинство эмоциональных проблемклиента возникает из четырех источников отчуждения: а) когда люди, которыезначимы в глазах клиента, не признают его таковым; б) непоследовательность илиобман в решении проблемы оценочных конфликтов; в) разочарование, хаос илипотеря личных ценностей; г) потеря близких людей (их смерть, уход, измена идр.).
Главная цель экзистенциальной технологии влияния наклиента — помочь людям приобрести удовлетворительный стиль жизни, начатьполучать удовлетворение от жизни. При этом используются три возможных правилаэкзистенциальной терапии: во-первых, установка на изменение опыта, практическойдеятельности клиента; во-вторых, ориентировка на понимание личности клиента;в-третьих, личностная включенность, погружение социального работника в мирценностей, чувств, отношений клиента.
Гуманистическая модель теоретического обоснованиясоциальной работы в значительной мере играет роль философско-гуманистическойбазы экзистенциальной технологии оказания помощи нуждающимся, как впрочем, ивсей практики социальной работы. В этой связи социальный работник должен исходитьиз самоценности индивидуального мира жизни клиента, признания его способностеймногое решать самостоятельно, опираясь на личный духовный и практический опыт.
Процесс оказания помощи в рамках таких оснований ведениясоциальной работы включает в себя: 1) обретение смысла существования, котороедает клиенту ощущение, что его дела идут хорошо, жизнь изменяется по путипрогрессивного развития. При этом необязательно заниматься постоянносамоизучением; 2) центрирование, акцентировка проблем, когда социальныеработники показывают клиентам, что они готовы заняться их делами, доказывая этопрактически, начиная знакомиться с проблемами каждого из нуждающихся; 3)действие, когда социальный работник демонстрирует деятельную открытость,мобильность, а клиент видит, что поддержание безопасности, ее ощущение невсегда необходимо. Нужно просто заниматься делом, актуальным для жизни каждогоиз нас.
Существенно важно и то, что у социального работника вданной ситуации не должно быть жестко заданной модели, каким следует бытьклиенту или обществу, среде, которая его окружает, а следовательно, нетдиагнозов или прогнозов, основанных на этих идеальных представлениях, Цель жеработы соционома видится в том, чтобы воодушевить клиента, понять реальныевозможности его жизни, активно включиться в их реализацию.
Конечно, при всей универсальности такихэкзистенциально-гуманистических подходов к оказанию помощи нуждающимся ихнельзя одинаково конкретно использовать во всех формах организации социальнойработы, Во-первых, это разные формы социальной помощи, которые существуютнередко по разному поводу, решают неодинаковые проблемы. Во-вторых, следуетучитывать ведомственную разобщенность учреждений социальной работы,препятствующую массовой унификации. Кроме того, мы имеем дело всякий раз сразличными людьми и разной сферой их обитания.
Наконец, гуманистической модели обоснования социальнойработы чужд подход, когда требуется навязывать кому-то определенную модель,стандарт действия. В этом смысле социальный работник, опирающийся на рассматриваемыемодели социальной работы, свободен в выборе форм и средств воздействия наклиента, сотрудничества с ним.
Весьма показательна задача — ориентированная икризис-интервентная модели теоретического обоснования социальной работы.
Две названные и также довольно близкие друг другу моделиобоснования социальной работы для отечественной традиции являются достаточноновыми. По крайней мерс в таком терминологическом контексте в трудах попроблемам социальной работы они в нашей стране не интерпретировались.
Общность и сходство этих теоретических подходов ксоциальной работе заключается прежде всего в том, что оба они ориентируют накратковременное, относительно фрагментарное вмешательство соционома в процессрешения клиентом его проблем, хотя эти вмешательства и могут при необходмостисоединяться в серии. Организационно за рубежом такие вмешательства частоосновываются на контрактах, соглашениях между клиентом и социальным работником.
Кризис-интервентный подход основан в главном напсиходинамической концепции и эгопсихологии. В свою очередь индивидуальнаязадача-ориентированная работа не признает какую-либо специфическую илисоциологическую основу для технологии, методов своего осуществления. Онаполностью опирается на оперативный прагматический подход, которыйраспространился в силу неудовлетворенности долгосрочной стационарнойпсиходинамической помощью, индивидуальнопсихологической поддержкой личности вряде индустриально развитых стран.
Кризисное вмешательство социального работникаобосновывается как его целесообразное действие, которое прерывает серию событийжизни клиента, усугубляющих либо ведущих к кризису, нарушению нормальной жизнилюдей. В свою очередь задача-ориентированная работа обосновывается какдеятельность, сосредоточенная на определенных категориях проблем.
Обе модели пытаются улучшить способность людей иметь делос их проблемами и жизни, разрешать их оптимальным образом. Кризисноевмешательство опирается на теорию происхождения трудностей и различныхжизненных условиях. А задача-ориентированная модель берет проблемы как таковые,чтобы решать их в актуальном плане чисто прагматически.[4]
Социолого-ориентированные теории
Перейдем к рассмотрению некоторых социолого-ориентированныхмоделей теории социальной работы. Среди них наиболее отчетливо обнаруживаютсебя, во-первых, те, что формируются на базе теории социальных систем, аво-вторых, те, что опираются на радикальномарксистские подходы. В этой связиохарактеризуем наиболее существенное в их специфике, подчеркнув тообстоятельство, что эти концепции составляют основу так называемой структурнойсоциальной работы.
Особенности модели теоретического обоснования социальнойработы, опирающейся на системные представления о строении и развитии обществатакже полезно подчеркнуть. Системные идеи восходят к общей теории социальныхсистем Берталанфи. В первоначальном своем варианте эта теория, как известно,была разработана на биологическом материале и показывала, что все организмыявляются системами, составленными из подсистем, а сама система в спою очередьесть часть сверхсистем. Так, человек представлялся как часть общества, носостоящая из циркулирующих систем кровообращения, пищеварения, а также клеток,которые в свою очередь состоят из атомов, включающих в себя еще более мелкиечастицы. Эта теория стала широко применяться для анализа социальных систем,включающих социальные группы и общественные институты, семьи, малые сообщества,коллективы.
Сегодня традиционно различают две формы использованиятеории систем в социальной работе: а) использование положений общей теориисистем, о чем было сказано выше; б) разработка и использование экологическойтеории систем. Узловым понятием теории экологических систем в социальной работестала категория «модели жизни». Модель жизни рассматривает людей каксистемно организованных субъектов жизнедеятельности, которые постоянноприспосабливаются в их взаимодействии к многообразию условий бытия. Она исходитиз того, что там, где человек может развиваться через изменение, где его в этомподдерживает среда, окружение, существует взаимная адаптация.
Социальные проблемы (бедность, загрязнение природы,дискриминация и пр.) осложняют условия бытия человека, сокращают возможностьвзаимной адаптации. Жизненные системы (люди, их объединения) согласно теорииэкосистем должны пытаться поддерживать хорошее равновесие со своим окружением.
Главной целью социальной работы в теории экосистемпровозглашается обычно усиление адаптивных способностей людей, влияние на ихокружение так, чтобы сделать компромиссы человека и среды обитания болееадаптивными. Таким образом, социальный работник в данном подходе к решениюпроблем клиента воздействует не только на него, но и на среду его обитания.
В структурной социальной работе системно-экологическийподход наиболее масштабно проявляется в организации работы системы социальногообеспечения и поддержки населения. Он ориентирован как на группы населения,пользующегося спланированной официально централизованной поддержкой, так и намассовую или индивидуальную неформальную помощь, в том числе друзьям, соседям,членам семьи, которые в этом нуждаются. Такая помощь бывает либо личная, либообщественная. Личная использует по-преимуществу психологические возможностисоциономов и клиентов. Общественная (социальная) помощь использует воспитание иобратную связь, эффект воздействия специальных учреждений.
Теперь обратимся к радикальной и марксистской моделямобоснования теории социальной работы. Обе эти модели теоретического обоснованиясоциальной работы характеризуются острой критикой традиционных подходов кпониманию сути, содержания, а также общественной значимости социальной работы.Их близость и 7080-е годы стала очевидной.
Радикальная критика традиционных форм социальной работыуже и 70-е годы привела к обоснованию таких ее форм, как «наделениеполномочиями», социальная адвокатура, повышение уровня и развитиесамосознания. Обозначилась акцентировка на социальную самозащиту, повышениероли социальной субъектности.
Более длительным радикально-критическим отношением ксоциальной работе характеризовалась марксистская традиция ее научногоосмысления. В этой связи вполне определенно обозначились три позиции поотношению к социальной работе:
1) прогрессивная позиция, согласно которой социальнаяработа представляется как положительный фактор перемен, так как она связываетбуржуазное общество с его эксплуатацией трудящихся слоев населения инуждающиеся социальные группы. Социальный работник в этом контекстехарактеризуется как важная сила, способствующая коллективным действиям, подъемусамосознания людей, осуществлению перемен;
2) репродуктивная позиция представляет социальныхработников как агентов, служащих, осуществляющих классовый контроль, который вэксплуататорском обществе усиливает угнетение рабочего класса, всех трудящихся;
3) противоречивая позиция характеризует социальнуюработу, с одной стороны, как полезное для трудящихся явление общественнойжизни, которое дает возможность помогать нуждающимся, содействовать ослаблениюкапиталистического общества, обеспечивая консолидацию трудящихся слоев. Сдругой стороны, социальные работники выполняют функции ослабления социальнойнапряженности в капиталистическом обществе, усиливая его, обеспечиваястабильность.
По преимуществу к социолого-ориентированным моделямтеоретического обоснования социальной работы принадлежит и так называемаяразрешающая модель. Она предусматривает достижение следующих целей: 1) помочьклиентам увидеть и осмыслить себя как «каузальных агентов», способныхк поиску решений существующих проблем; 2) содействовать восприятию клиентомсоциального работника как специалиста, имеющего знания и умения, которые могутбыть полезными ему; 3) воспринимать клиентом социального работника как партнерав решении некоторого круга своих проблем; 4) помочь воспринимать властную,полномочную структуру организации социальной помощи, общества в целом, каксложную и частично открытую влиянию.
Из числа психолого-ориентированных моделей теоретическогообоснования социальной работы к комплексным тяготеют ролевая и коммуникативная.Среди социолого-ориентированных моделей ближе других к комплексным примыкаетразрешающая и экологическая модели.Комплексно-ориентированные моделитеоретического обоснования социальной работы
Рассмотрим, однако, собственно-комплексные моделитеоретического обоснования социальной работы. К ним мы относим прежде всегокогнитивную, социально-педагогическую и виталистскую модели.
Все более известной становится когнитивная(познавательная) модель теоретического обоснования социальной работы. Строгоговоря, при оценке данного подхода к теоретическому обоснованию социальнойработы следует говорить о целом ряде когнитивных теорий, которые заявили о себев последние одно-два десятилетия.
Когнитивная теория сочетает психосоциальные,социологические, поведенческие и социальные элементы в подходе к осмыслению ирешению проблем социальной работы. Представляя развитие рационального мышлениячеловека в отношении защиты им своих индивидуальных и социальных интересовчерез оптимальное поведение, когнитивные теории ориентируют клиента и социономане только на изменение себя, адаптацию к среде, но и на совершенствованиепоследней, оптимизацию своего социального окружения.
Таким образом, когнитивный подход, ориентируясь нарациональные аспекты поведения человека и обустройства среды его обитания,подходит к решению задач социальной работы более или менее комплексно. При этомделается акцент на рациональные аспекты индивидуальной субъектности личности,что нередко побуждает относить эту модель теоретического обоснования социальнойработы к психологоориентированным или социально-педагогическим.
Существенно значим и весьма показателен с о ц и а л ь н о- п е д а г о г и ч е с к и й подход к обоснованию теории социальной работы.Оценивая специфику социально-педагогического подхода к теоретическомуобоснованию социальной работы, следует иметь в виду, что в России в начале 90-хгодов активизировалась дискуссия о соотношении социальной педагогики исоциальной работы, соответственно и об объекте и предмете, методах той и другойнаук. Акценты в этой дискуссии оказались расставленными в диапазоне отфактического отождествления социальной педагогики и социальной работы до ихпротивопоставления как наук, различных отраслей знания и даже — как науки ипрактики.
В и т а л ь н о — о р и е н т и р о в а н н у ю моделькомплексного осмысления социальной работы мы рассматриваем как одну из наиболееэффективных. И не только потому, что она дает хорошие основания для опоры наспецифически акцентированные теории социальной работы, но и в силуиспользования генетического подхода к жизнеосуществлению человека какбиосоциального существа, эволюция, поддержка жизненных сил которого составляетобъект забот социальной работы. Концепция жизненных сил, индивидуальной и социальнойсубъектности человека как теоретическая модель комплексного видения социальнойработы при этом играет узловую роль.
В рамках р а з р е ш а ю щ е й модели социальной работыобосновываются следующие роли социономов:
консультация по ресурсам, «привязка» клиентов кресурсам оказания помощи, создание условий улучшения самооценки клиентов, ихспособностей решать свои проблемы;
помогать клиентам приобретать знания о себе, о социальномустройстве окружающей среды;
социальный работник выступает как учитель и воспитатель,наставник, способный обучить клиента навыкам решения проблем, определеннойпрактической деятельности.
Разрешающая модель в целом ориентируется на использованиеспецифических методов социальной работы, имеющих целью ослабить или упразднитьотрицательные оценки и условия разрешения проблем клиентов из числа тех, чтоформируются влиятельными группами в обществе по отношению к отдельным егочленам и слоям. Особенно полезным бывает обращение к данной модели в работе ссемьями, группами по интересам. Это существенно расширяет возможностиучреждений социальной работы, где определен профиль деятельности, заданынекоторые функции.[5]
Таким образом, существуют модели обоснования теориисоциальной работы. Среди основных моделей нами были выделеныпсихолого-ориентированная, социолого-ориентированная, социопсихологическая(междисциплинарная), экзистенциальная и гуманистическая. Каждая из нихопределяет социальную работу с точки зрения выбранных позиций.

2. Состояние социальной работы вусловиях современной России
/> 
2.1 Связь социальной политики и социальной работы
В настоящее время доля населения, имеющего право наполучение социальных гарантий, льгот и выплат, установленных законодательнымиактами Российской Федерации, оценивается на уровне 70% всего населенияРоссийской Федерации, т.е. около 100 млн. человек могут претендовать наполучение социальных выплат и льгот. Только 9 видами социальных пособий икомпенсаций (включая ежемесячное пособие на ребенка) охвачено более 45,5 млн.чел. На федеральном уровне установлено около 156 видов социальных выплат,льгот, пособий, дотаций, оказываемых 236 различным категориям населения(например, таким категориям как ветераны, дети, инвалиды, учащаяся молодежь ит.д.).
Распределение общей суммы денежных средств, получаемыхнаселением по этим направлениям социальной защиты, складывается следующимобразом: только четверть общей суммы реализуемых всеми домохозяйствами льгот ипособий приходится на долю домохозяйств со средним доходом ниже прожиточногоминимума домохозяйства, в то время как на долю домохозяйств со средним доходомвыше прожиточного минимума домохозяйства — три четверти. Такое положениесвязано с тем, что практически все социальные пособия, выплаты и льготы,установленные на федеральном уровне, предоставляются на основе категориальногопринципа. Лишь два вида социальных выплат — ежемесячное пособие на ребенка ижилищные субсидии — предусматривают проверку нуждаемости и предоставляютсядомохозяйствам, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.[6]
Принятый летом 1999 г. Федеральный закон “Огосударственной социальной помощи”, разрабатывавшийся как закон о перестройкевсей системы социальной защиты на основе адресного принципа, в существующейредакции может означать лишь появление дополнительного вида социальных выплат,осуществляемых на основе проверки нуждаемости. Отсутствие механизмов реализациизакона, в том числе финансовых, превращают государственную социальную помощь веще один вид не финансируемых и потому не реализуемых социальных льгот ипособий.
В 2002 г. расходы консолидированного бюджета по статьямраздела “Социальная политика” составили 74,5 млрд. руб., то есть 1,7% ВВП или примерно6,0% суммарных расходов консолидированного бюджета Российской Федерации. Приэтом необходимое финансирование установленных на федеральном уровне льгот ипособий оценивается в более чем 15 процентов ВВП, что превышает расходыфедерального бюджета на социальную политику почти в 10 раз.
Сложившееся положение противоречит принципам федерализма.Муниципалитетам компенсируется не более 30% их затрат на выполнениефедерального социального мандата. Основная часть расходов местной власти насоциальную защиту населения приходится на выполнение федеральных законов “Огосударственных пособиях гражданам, имеющим детей”, «О ветеранах»,«О социальной защите инвалидов в РФ». При этом у региональных властейна практике остаются очень ограниченные возможности модифицировать эти льготы иприспособить их к своим потребностям.
Поэтому в сфере социальных пособий и льгот одна изпринципиальных задач состоит в том, чтобы максимально расширитьсамостоятельность территорий в принятии решений относительно того, какиевыплаты действительно на этой территории нужны, в каких объемах и какимобразом, в какой форме они должны предоставляться конкретным категориямнаселения. Основная задача федеральной власти при таком подходе – с помощьюмежбюджетного выравнивания способствовать повышению эффективности системысоциальной защиты населения, решению снижения социальной дифференциации иборьбы с бедностью.
Развитие и функционирование сети учреждений социальнойзащиты населения по ряду направлений тяготеет к стационарным видам социальных услуг,хотя их эффективность в отдельных случаях ниже, чем у нестационарных видовсоциальной помощи. Приоритетным, как правило, является финансированиесложившейся сети социальных учреждений на основе затратных принципов. Доступнегосударственных организаций к оказанию соответствующих услуг в рамкахсоциального заказа ограничен. Слабо развито сотрудничество с благотворительнымии религиозными организациями. Недостаточно используются возможностисамофинансирования при предоставлении социальных услуг.
Практически не существует стимулов к снижениюадминистративных издержек функционирования системы социальной защиты.Отсутствует практика мониторинга эффективности социальной помощи в большинстверегионов.
Одной из проблем в связи с этим является недостаточностьстатистической информации о состоянии дел в социальной защите, низкаярепрезентативность такой информации и несопоставимость различных источниковстатистических данных.
Проблемы, связанные с низкой эффективностью существующихсоциальных выплат и льгот накладываются на крайне неблагоприятные тенденции вдемографическом развитии. В результате предшествующего демографическогоразвития в масштабах всей страны наступила п. продолжает усиливатьсядепопуляция. Этот процесс начался в первой половине 90-х годов и совпал сэкономическим кризисом, что усугубило характер его последствий и ухудшиловозможности по его сдерживанию.
Критически низкий уровень рождаемости в РоссийскойФедерации не только является фактором депопуляции, но и составляетсамостоятельную демографическую проблему. В настоящее время коэффициентсуммарной рождаемости почти в два раза отстает от уровня, необходимого дляпростого воспроизводства населения. Характер рождаемости в Российской Федерацииопределяется массовым распространением малодетности, сближением параметровсельской и городской рождаемости, откладыванием рождения первого ребенка,ростом внебрачной рождаемости, увеличением рождаемости в малолетнем возрастематери.
Острота депопуляции в Российской Федерации является такжеследствием высокого уровня смертности, прежде всего в трудоспособных возрастаху мужчин и в младенческом возрасте. Особое место среди причин смертности умужчин в трудоспособных возрастах занимают неестественные причины смерти –несчастные случаи, отравления, травмы. Низкая продолжительность жизни особеннохарактерна для лиц с относительно низким уровнем образования.
Демографическая ситуация должна стать предметом особоговнимания государства. Для этого необходима разработка специальной Концепциидемографической политики Российской Федерации на период до 2015 г., котораядолжна войти в перечень первоочередных мер социальной политики на 2000-2001 гг.[7]
Нельзя не сказать о взаимосвязи моделей социальнойполитики государства и моделей экономической политики. Переход от одной моделисоциальной политики к другой, их эффективное функционирование, безусловно, вомногом зависят от состояния экономики страны. Чем выше уровень развитияэкономики – тем выше уровень жизни населения, тем, с одной стороны, – нижебюджетные потребности в оказании социальной поддержки, и с другой стороны –больше ресурсная база (возможности бюджета), то есть государство в большейстепени может оказывать помощь своим гражданам.
Более того, направления развития экономического исоциального блоков должны быть сопряжены. Сегодня это одно из узких мест всоциально-экономической политике. Экономическая политика (налоговая, кредитная,бюджетная, внешнеэкономическая, ценовая и т.д.) не способствует решению такихважнейших социальных задач, как:
– рост занятости населения, особенно социальнонезащищенных слоев;
– увеличение оплаты труда;
– улучшение условий труда.
В связи с этим программа реформирования социальной сферыдолжна включать комплекс экономических мер, который обеспечит достижениеважнейших социальных приоритетов.
В современной истории развития социальной политикиРоссийской Федерации можно выделить как минимум два этапа, представляющихфункционирование различных моделей социального развития:
Первый этап (первая половина 90-х годов)
Характеризовался патерналистской моделью социальногоразвития, для которой характерно жесткое определение государством поведениячеловека в социальной сфере и охват социальной защитой практически всегонаселения. Данная модель была заимствована из практики регулирования социальнойсферы Советского Союза.
Среди основных недостатков патерналистской модели следуетназвать перекрестную реализацию социальных программ, вызывающую дублированиесоциальной помощи и неоправданно высокие (конечно, с точки зрения финансовыхвозможностей) расходы на социальную сферу.
На этом этапе социальная политика в России, как и вомногих других странах с переходной экономикой, была ориентированапреимущественно на наращивание удельного веса социальных расходов в совокупныхрасходах государства. В то же время усилия, направленные на повышениеэффективности социальных программ, отступали на второй план.
Значительный рост социальных расходов в процентах к ВВПпроисходил преимущественно за счет ресурсов внебюджетных фондов итерриториальных бюджетов. Однако повышение доли социальных расходов не смоглопредотвратить снижение уровня жизни не только всего населения, но даже работниковотраслей социальной сферы. Оно привело лишь к дальнейшему быстрому нарастаниюпроблемы бюджетного дефицита.
Таким образом, патерналистская модель показала своюнеэффективность в регулировании современных социальных процессов в обществе.Вместе с тем ее применение на начальном этапе социально-экономическихпреобразований в России было обосновано в силу ряда объективных причин, средикоторых:
резкое падение уровня жизни населения;
отсутствие опыта решения столь масштабных задач в областисоциальной политики;
несформированность социальной структуры общества;
недостаточная определенность социально-экономическихприоритетов государства;
отсутствие технической и нормативно-методической базы длярешения многих задач социальных реформ;
необходимость полного использования тех ресурсов, форм иметодов работы, которые остались от дореформенной системы социальной защиты.
Резкое обострение бюджетно-финансовых проблем в экономикестраны, а также в социальной сфере подтвердило бесперспективность попытокрешить социальные проблемы лишь путем дальнейшего наращивания финансирования –без проведения глубоких структурных преобразований в сфере социальной политики,тем более что сохранение традиционных методов социальной политики приводило кпрямо противоположным результатам: например, перекрестное субсидированиежилищно-коммунальных расходов в большей степени повышало уровень благосостояниябогатых слоев общества.
Второй этап
В современной истории развития российской социальнойполитики составляет переход от патерналистской модели к адресной социальнойсистеме. Основными характеристиками этой модели являются:
четкое определение приоритетов социальной политики;
дифференциация социальной политики государства вотношении различных слоев населения;
корректное выделение категорий получателей социальной ипомощи;
доведение до получателей социальной помощи финансовыхресурсов в полном объеме;
определение и разграничение полномочий в реализациисоциальной политики между всеми уровнями бюджетной системы.
«Один из важнейших аспектов изменения модели социальнойполитики связан с переходом от преимущественно социальной поддержки ксоциальному страхованию с дифференциацией рисков и зависимостью размеровстраховых выплат от страховых взносов. Это является одной из важных формперехода от системы социального патернализма к адресной социальной системе».
Правильно проводимая социальная политика государства, вшироком смысле являясь одним из направлений макроэкономического регулирования,действительно обеспечивает снижение социальной напряженности, ростблагосостояния населения, достижение равновесия и стабильности в обществе. Вузком смысле социальную политику можно определить как систему мер, направленныхна осуществление социальных программ, в частности, на поддержание доходов,уровня жизни населения, обеспечение занятости, поддержки отраслей социальнойсферы, предотвращение социальных конфликтов.
Таким образом, только на основе решения вышеперечисленныхпроблем и целого ряда, менее значимых возможен переход Российской Федерации кследующему этапу – состоянию устойчивого развития социальной сферы, то есть ктакому состоянию социальной сферы, при котором происходит постоянное улучшениекачественных характеристик социальной сферы, отсутствуют угрозы социальнойстабильности развития общества и существует потенциал для дальнейшегопрогресса.[8]Социальная политика и социальная работа взаимодополняют друг друга,взаимодействуя непосредственно и определяя основные проблемы для совместного ихразрешения.
2.2 Проблемы реформированиясоциальной сферы в России
Уровень среднемесячной заработной платы населенияувеличился с 2223,4 до 3515-3550 рублей в период с 2000-по 2002 гг., но в то жевремя произошло и увеличения прожиточного минимума с 1210 до 1695, что внесколько раз превышает уровень среднемесячной зарплаты, и говорит о том, чтоуровень благосостояния многих граждан понизился. Вследствие этого задачейсоциальной политики на – 2000-2003 гг. является достижение социальнойстабильности развития общества.
Таблица 1.Основные социально-экономические показатели поданным Министерства труда и социального развития РФ.* Показатели Ед. измер. 2005г. 2006г. 2007 г. Валовой внутренний продукт Сводный индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) млрд. руб. в % 7063,4 120,2 9040,8 118,6 10400-10600 111-113 Денежные доходы на душу населения (в среднем за месяц) рублей 934 2878 3303-3351 Реальные располагаемые денежные доходы населения в % к пред. году 105 131,2 105,0-106,0 Среднемесячная заработная плата рублей 2223,4 3262 3515-3550 Прожиточный минимум в среднем на душу населения (за год) руб. в месяц 1210 1500,3 1695 Оборот розничной торговли млрд. руб. 835,4 3005 3480,0-3500,0 Объем платных услуг населению млрд. руб. 615,7 826,6 1125-1140
* Источник: Сайт Федеральной службы занятости //http://www.rustrud.ru
Социальная стабильность – это такое состояние социальныхпроцессов в стране, которое позволяет обеспечивать поступательное развитиеэкономики, сохранять политическую стабильность в обществе. Социальнаястабильность обеспечивает сохранение баланса социальных и экономическихинтересов различных групп населения.
В то же время расходы на социальную сферу значительновыросли – более чем на 0,8 процентных пункта ВВП (без учета субсидий нафинансирование базовой части трудовой пенсии Пенсионному фонду РФ) и нафинансовую помощь другим уровням власти (с 2,5% ВВП в 2001 году до 2,9% ВВП — в2002 году). Таким образом, анализ расходов консолидируемого бюджета в 2002 годупозволяет говорить о том, что даже в сравнении с предыдущим годом усиливаетсятенденция по перемещению центра тяжести от финансирования военных иправоохранительных расходов, а так же субсидий ЖКХ, сельского хозяйства ипромышленности к социальным расходам.[9]

Таблица 2. Расходы федерального бюджета, территориальныхбюджетов и консолидированного бюджета в 2006-2007 годах (в %ВВП)*  2006г. 2007г. Федеральный бюджет Территориальный бюджет Консолидированный бюджет Федеральный бюджет Территориальный бюджет Консолидированный бюджет Правоохранительная деятельность 1,6 - 2,7 2,4 - 2,4 Промышленность, энергетика, строительство 0,5 1,2 1,7 0,4 1,1 1,6 Сельское хозяйство 0,3 0,5 0,8 0,2 0,3 0,5 Жилищно-коммунальное хозяйство - 2,5 2,5 - 2,1 2,1 Образование 0,6 2,5 3,1 0,6 3,0 3,6 Культура, искусство 0,1 0,3 0,4 0,1 0,4 0,4 Здравоохранение и физическая культура 0,3 1,8 2,1 0,2 2,0 2,2 Социальная политика 1,2 1,1 2,4 3,9 1,2 5,1
*Источник: Прямые инвестиции // №1(9), январь 2007
Для достижения её первоочередной задачей является борьбас безработицей и трудоустройством населения. Работа в этом направлениисоциально-экономической политики поддерживается государством черезправительства городов и областей.
Социальная сфера оказалась одной из наиболее затронутыхсистемным кризисом. Проблема, видимо, заключается в том, что в советский периодбыла создана всеобъемлющая система социального обеспечения населения (бесплатноеобразование и медицинское обслуживание, льготные условия выхода на пенсию ит.д.), причем объем декларированных социальных прав и гарантий зачастую несоответствовал экономическим возможностям государства. Обозначившийся в 70-80-хгодах кризис плановой системы привел к кризису социальной сферы, что повлеклоза собой необходимость ее преобразования.
Пенсионная реформа
В России исторически сложилась распределительнаяпенсионная система, т.е. пенсии выплачиваются за счет взносов работающих, а ненакоплений самих пенсионеров. Причины нынешнего кризиса российской пенсионнойсистемы состоят в следующем:
Демографическое старение. Численность населения старше 60лет за последние сорок лет удвоилась и растет более быстрыми темпами посравнению с другими возрастными группами
Институционально-правовые причины. Распределительнаясистема в России допускает большое число льготных и досрочных пенсий, врезультате чего значительно возрастает численность получателей социальныхпособий.
3. Социально-экономические причины. Во-первых,численность занятых в экономике России сократилась, уменьшилось числоплательщиков взносов в Пенсионный фонд. Во-вторых, в негосударственном секторезанято около 60% работающего населения.
4. Финансово-экономические причины. С 1991 г государствоперестало играть роль основного донора пенсионного обеспечения, теперь только6-8% всех пенсионных выплат составляют средства госбюджета (до 1991 г. — более70%), а отчисления работодателей — около 90%.
Суть этой реформы — дополнение традиционной системы«солидарности поколений» двумя более эффективными: основанной на взносахпредприятий и на добровольных пенсионных накоплениях, с возможностьюинвестировать эти активы в рыночные инструменты. Постепенная «приватизация»пенсионного обеспечения помогает решить пенсионные проблемы, развивает рыноккапиталов и предоставляет инвестиционные средства экономике. Согласномеждународной статистике снижение государственных пенсионных расходов всравнении с «частными» пенсионными накоплениями приводит к форсированному ростукапитализации фондового рынка.
Преимущества накопительной пенсионной системы состоят вследующем:
— не зависят от демографической ситуации в стране исоотношения работающих и пенсионеров;
— обеспечивает дифференциацию пенсий в зависимости оттого, сколько сумел накопить человек и насколько эффективно были инвестированыего накопления;
— позволяет использовать аккумулируемые день длядолгосрочного инвестирования.
Но с вступлением в силу закона «Об инвестировании средствдля финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» ситуация вэкономику.
станет обратно противоположной желаемой. Государство нетолько не снижает свою активность, но и направляет пенсионные накопления вгосударственные же ценные бумаги. ПФ, жалуясь на недостаток средств, длявыплаты пенсий, одновременно тратит значительные средства, предназначенныесегодняшним пенсионерам, на собственные нужды — например, на созданиеинфраструктуры своего будущего бизнеса по сбору взносов на накопительную пенсиюи контроля за их инвестированием. Расходы фонда на собственную деятельностьдостигали в последние годы 8% средств, находившихся в его распоряжении.
В конце июня 2002 года Дума приняла в первом чтениипоправки к закону «О негосударственных пенсионных фондах (НПФ)», которые, посути, являются продолжением законопроекта «Об инвестировании», оговаривающегоучастие НПФ в накопительной пенсионной системе с 2004 года. Поправки к закону«О НПФ» дают гражданам возможность перевести свои накопления из государственнойпенсионной системы в частную — в НПФ и управляющие компании.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства
Исходная ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ),сложившаяся к началу рыночных реформ, была обусловлена длительным господствомадминистративно-командной системы. В начале 90-х годов в государственнойсобственности находилось 67% всего жилищного фонда, 79% городского жилищногофонда. Индивидуальное жилье, находящееся в личной собственности граждан (26%всего жилищного фонда), в основном концентрировалось в сельской местности и небольшихгородах. Жилищные кооперативы составляли незначительную часть жилищного фонда(4%), а их доля была существенной лишь в некоторых крупных городах (например, вМоскве — 10%).
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги в советский периодсознательно поддерживались на чрезвычайно низком уровне и дотировалисьгосударством на 80-90%. С учетом платежей за коммунальные услуги квартирнаяплата в 1990 г. составляла примерно 2,5% среднего дохода семьи рабочего ислужащего. Бюджетное дотирование ЖКХ было связано с политикой удешевлениястоимости строительства, что вело к увеличению расходов на эксплуатацию.
При проведении либерализации цен в 1992 г. было приняторешение не менять поначалу уровень тарифов на жилищно-коммунальные услуги длянаселения. В этой сфере продолжали некоторое время действовать тарифы 1928 г.,когда квартирная плата за 1 кв. м площади была установлена в размере 13,2-16,5коп. в месяц. Тем самым был упущен момент для формирования механизмовфинансирования жилищных и коммунальных услуг за счет потребителей, что могло бысоздать стимулы к быстрым институциональным изменениям и этой сфере. Врезультате в 1992-1993 гг. уровень покрытия затрат ЖКХ за счет населения резкоснизился, упав почти до нуля.
Бюджетное дотирование ЖКХ привело к тому, что городамстало невыгодно строить жилье, поскольку каждый введенный в эксплуатацию жилойдом или социальный объект ложится дополнительной нагрузкой на местный бюджет,требуя новых дотаций.
Наконец, оплата населением жилищно-коммунальных услугуменьшается вследствие многочисленных льгот. В России насчитывается 43 льготныекатегории граждан, которые полностью или частично освобождены от оплатыжилищно-коммунальных услуг, а приходящиеся на них расходы ЖКХ не компенсируютсяни федеральными властями, ни ведомствами. Доля оплаты населениемжилищно-коммунальных услуг выросла в среднем по России на 30-40% с 1992 г. до2002 г. Жилищными субсидиями в 1997 г воспользовались 8% населения, или 3,7млн. семей. Хотя подорожавшие жилищно-коммунальные услуги не может оплатить, пооценке, каждый четвертый россиянин, лишь половина этих малоимущих пользуетсяжилищными субсидиями.
Неспособность правительства решить проблемы бюджетнойсферы является причиной возникновения новых проблем связанных с трудовымпотенциалом страны.[10]
Таким образом, за последние десятилетия в Росси произошлизначительные изменения в сфере социальной политики. Реформы, проводимыегосударством, постоянно совершенствуются и предлагают все новые пути выхода изпроблемных ситуаций.

Заключение
Несмотря на позитивные тенденции повышения уровняреальных доходов населения, наметившиеся в 2007 году, уровень бедностипродолжает оставаться довольно значительным. Доля населения с денежнымидоходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения в 2007 году составила30,2%. Остается высоким уровень экономического неравенства: соотношениеденежных доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения — 13,7раза.
В основу реформ в сфере социальной поддержки населениядолжен быть положен принцип предоставления социальной помощи преимущественно вадресной форме и лишь тем домохозяйствам, фактическое потребление которыхнаходится на уровне ниже прожиточного минимума. Механизмы, призванныеобеспечить адресность государственной социальной помощи, могут варьироваться врегиональном разрезе в зависимости от бюджетных возможностей территорий,структуры, уровня жизни, особенностей занятости населения, местных традиций. Всвязи с этим полномочия по определению размеров и форм предоставлениясоциальной помощи целесообразно передать на региональный и муниципальныйуровень.
Чтобы высвободить необходимые бюджетные ресурсы дляоказания адресной социальной помощи, требуется сокращение бюджетных субсидийпроизводителям товаров и услуг, а также льгот и выплат, предоставляемых покатегориальному принципу. Необходимо упразднить большинство льгот,установленных федеральным законодательством, и передать полномочия по принятиюрешений об установлении большинства видов социальной помощи на уровеньсубъектов Российской Федерации и местного самоуправления. При этом необходимоболее широкое использование процедур обязательной проверки нуждаемости получателейльгот, а также установление ограничений на общее число видов социальной помощии льгот, которые могут предоставляться одновременно одной и той же семье.Потребности регионов в финансировании адресной социальной помощи должныучитываться в формуле межбюджетного выравнивания при определении величиныфедеральных трансфертов на основе показателей доли бедных домохозяйств иглубины бедности.
Переход к предоставлению адресной социальной помощинуждающимся домохозяйствам на основе проверки нуждаемости приведет кзначительному увеличению доли средств, распределяемых в пользу наименееобеспеченных домохозяйств. Однако механизмы проверки нуждаемости позволятрешить эту задачу только в том случае, если они будут хорошо адаптированы кместным условиям.
В связи с этим должна быть усилена методическая рольфедеральных органов социальной защиты населения. В их задачу должна входитьразработка широкого спектра методик адресного предоставления социальной помощии оказание технического содействия региональным органам социальной защиты впрактическом применении таких методик, включая их адаптацию к местным условиям.При таком подходе у регионов появится возможность сконцентрировать средства,прежде всего, на защите наиболее социально уязвимых групп населения, поддержкетех, кто сам о себе позаботиться не может на основании наиболее эффективныхметодик предоставления социальной помощи и социальных услуг, разработанных иапробированных как в данном регионе, так и в других регионах, не уменьшаяразмеров финансирования на эти цели и увеличивая размер социальной помощи особонуждающимся категориям населения.
В результате проведенного в нашей курсовой работеисследования была достигнута поставленная цель – определили место социальнойработы в структуре современного социального знания, проведя параллели с социальнойполитикой и с социальными реформами в Российской Федерации. Данная цель немогла бы быть достигнута без теоретического рассмотрения социальной работы, безвыявления ее основные теоретических положений, времени и факторов еевозникновения, основных теоретических моделей ее рассмотрения.
В результате можно сказать, что положительные явления всоциально-экономической политике все-таки имеют место в настоящее время.Возможно, это связано с тем, что за двенадцать лет существования Российскогогосударства выросло новое поколение, с новым менталитетом, новыми идеями иновым видением мира, что позволит им в будущем сделать Россию действительностраной с рыночной экономикой.

Список литературы
1.        Бернер, Г. Теория социально-психологической работы [Текст]/Г. Бернер, Л.Юнсон. — М.: Юристъ,2000. – 348 с.
2.        Виноградов, В.В. Экономика России [Текст]/ В.В. Виноградов – М.: Юристъ,2002.- 437 с.
3.        Григорьев, С.И. Социальная работа в России: Содействие формированию,осуществлению и реабилитации жизненных сил населения [Текст]// Проблемы семьи идетства в современной России / Под ред. О.И. Волжиной. – 2002. — №8. – С. 12-19
4.        Дятченко, Л.Я. Социальные типологии в управлении общественныминормами[Текст]/ Л.Я. Дятченко. – М.: Белгород, 2003. – 296 с.
5.        Заславская, Т.И. Социология экономической жизни. Очерки теории [Текст]/Т.И.Заславская, Р.В. Рывкина — Новосибирск: Наука, 2004. – 368 с.
6.        Игнатов, В.Г. Становление государственного и муниципальногоуправления[Текст]/ В.Г. Игнатов. – Ростов-на-Дону, 2004. – 395 с.
7.        Кернер, Г. Теория социально-психологической работы [Текст]/ Г. Кернер,Л. Юнсон. — М.: ИНФРА-М, 2002. -390 с.
8.        Нердин, Г.Д. Техническое управление социальными процессами [Текст]/ Г.Д.Нердин, Г.Т. Галиев, Н.И. Бушин. – Уфа, 2004.
9.        Сажина, М.А. Основы экономической теории [Текст]/ М.А. Сажина, Г.Г.Чибриков — М.: Норма, 2002. – 396 с.
10.     Сведнер, X. Об организации социальной работы в системе обучения[Текст]// Социальная работа: Теория и практика деятельности социальныхработников и их подготовка в системе высшего образования. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 429 с.
11.     Социальные ресурсы и социальная политика [Текст]/ Под ред. Г.Г.Шаталина, В.Г. Гребенникова. — М.: Бизнес, 2001. – 381 с.
12.     Теория и практика деятельности социальных работников и их подготовка всистеме высшего образования[Текст]. — М.: Логос, 2003. – 376 с.
13.     Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт:учебное пособие [Текст] / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. — М.: ЮНИТИ,2001. -264с.
14.     Управление социальными процессами в регионе [Текст] / Под ред. Н.М.Горбукова. – М.: Хабаровск, РАГС, 2004.- 147 с.
15.     Энциклопедия управленческих знаний. Основы современного социальногоуправления: теория и методология [Текст] / Под ред. В.Н. Иванова. – М., 2005. –684 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.