Реферат по предмету "Культура и искусство"


Музеи Владимирской области

--PAGE_BREAK--
Александров.

Александров стал городом в 1778 году, до этого именовался Александровской слободой, выросшей из небольшого дворцового села.

В начале XVI века Александровская слобода становится путевым двором Василия III.

Здесь Великий князь по образу и подобию западноевропейских монархов строит «русский Версаль».

Покровский (ныне Троицкий) собор (1513 г.), созданный лучшими русскими и итальянскими мастерами, стал первой жемчужиной в загородной резиденции Василия III. Эту дату принято считать временем основания города.

В царствование Ивана Грозного Александровская Слобода становится центром Русского государства.

На территории Государева двора воздвигаются подлинные шедевры древнерусского каменного зодчества:

Распятская церковь — колокольня, Троицкая (ныне Покровская) и Успенская церкви.

Доныне украшают Троицкий собор большие медные врата XVI века, вывезенные Грозным из Твери и Новгорода.

Здесь, в дворцовой типографии, в 1576 году увидела свет напечатанная Андроником Невежей «Псалтырь Слободская».

С XVII века в опустевшей царской резиденции разместился Успенский женский монастырь.

Начавшееся здесь возведение монастырских построек привело в конечном счете к созданию редкого по стилевому единству ансамбля, вобравшего в себя характерные черты культового и гражданского зодчества нескольких столетий.

Комплекс Успенского монастыря, расположенный на господствующих отметках левого берега реки Серой и обращенный к ней главным фасадом, до сих пор является доминирующим в композиции города и его центра.

Существующие ныне Спасо-Преображенская церковь и Христорождественский собор возведены на месте прежних деревянных церквей Богоявления и Рождества Христова.

Застройка на правом берегу реки Серой продолжала формироваться вдоль московской дороги, ставшей затем главной улицей города, а в ее восточной части по-прежнему расположена главная площадь с примыкающими к ней торговыми рядами.

С 1778 года слобода переименована в город.

На его гербе были изображены две наковальни и тиски в знак того, что в Александрове славились своими изделиями кузнецы.

В 1788 году Екатериной II был утвержден первый регулярный план города Александрова.

В нем была закреплена уже сложившаяся по обоим берегам реки Серой двухчастная планировочная структура.

Ее основной композиционной осью стала дорога, ведущая в центр города из Москвы, подкрепленная системой площадей:

при въезде в город — Сенная, в центре — главная для присутственных мест и торговых лавок,

и далее за мостом — площадь перед воротами Успенского монастыря.

В 1870 году было открыто движение по железной дороге мимо Александрова из Москвы в Ярославль.

Станция Александров была размещена на завершении оси главной улицы города.

Построенный здесь в начале XX века и сохранившийся до наших дней вокзал дал начало новой площади.

В 1874 году был составлен новый генплан Александрова.

Из документов можно предположить, что его автором является архитектор Н.А. Артлебен.

Проект предусматривал дальнейшее развитие города в сторону железнодорожной станции на основе регулярного плана.

В конце XIX века в Александрове происходит интенсивное строительство:

возводятся здания мануфактур, фабрик, доходные, торговые и казенные дома.

Формируется неповторимый облик провинциального уездного городка, который в большей степени сохранен и поныне.

Музей-заповедник «Александровская слобода.
    Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская Слобода» расположен в первоклассных памятниках русской дворцово-храмовой архитектуры XVI века, бывшей загородной резиденции московских государей. Основанный в 1921 году по распоряжению Главнауки Наркомпроса РСФСР, он прошел сложный путь развития. В 1928-1937 гг. музей являлся филиалом Государственного исторического музея Москвы, с 1974 г. – Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В 1994 году Постановлением правительства РФ музей «Александровская Слобода» был преобразован в музей-заповедник Федерального подчинения, что позволило начать серьезное изучение редчайших памятников, спасти от разрушения уникальный дворцово-храмовый ансамбль, провести на всех 14 объектах комплексные реставрационные работы.

    Музеефикация уникального архитектурного комплекса предотвратила его разрушение. По инициативе и непосредственном участии директора А.С.Петрухно была разработана принципиально новая концепция развития музея-заповедника, главными объектами экспонирования которой стали памятники дворцовой архитектуры и уникальные элементы их интерьера.

    Экспозиции, созданные в контексте концепции: «Государев двор в Александровской слободе», «Дворцовые палаты XVI века царя Ивана IV», «Средневековые подвалы», «Сокровища трех веков», «Александровская слобода. Легенды и были» – отражают историю становления единого российского государства, роль Александровской слободы в этом важнейшем процессе, подчеркивают ее значимость для европейской истории и культуры.

    Привлекая ведущих ученых современности к изучению историко-культурного наследия Александровского кремля, музей-заповедник проводит Международные научно-практические конференции, а также «Зубовские чтения» по проблематике российского средневековья.

    На протяжении 16 лет музей организует и проводит историко-культурный фестиваль «Александровская Слобода».

    Благодаря творческой работе коллектива музей является ведущим экскурсионно-туристическим объектом региона, одним из востребованных музеев России, достигнувшим около 500 тыс. посещений в год. В настоящее время в нем разработано свыше 20-ти интерактивных музейных программ для различных возрастных категорий посетителей. Сегодня музей-заповедник – это современный социокультурный центр, важнейший ресурс развития инфраструктуры региона. Это – визитная карточка города, место, где александровцы отмечают важнейшие события в своей жизни – деловые успехи, юбилеи предприятий, бракосочетания, именины, последний школьный звонок, посвящения в гимназисты, балы выпускников-медалистов. Сюда приводят самых почетных и дорогих гостей города.

Александровский художественный музей (Усадьба купца  Первушина)

    Муниципальный музей создан в 1989 г. по инициативе общественности и располагается в старинном купеческом особняке — усадьбе А.М.Первушина, построенной в 1873-74 гг.

    Фондовая коллекция включает произведения художников конца XIX и всего ХХ вв. В настоящее время открыты экспозиции, отражающие быт провинциального купечества конца XIX — начала XX вв. В парадной зоне особняка: зал, гостиная, парадная спальня, столовая. Во флигеле открыта экспозиция „Привратницкая“, рассказывающая о жизни и быте прислуги того времени. в здании каретника — экспозиция „Магия камня“.

    в основном здании музея проводятся интерактивные программы и событийные программы:

    * В гостях у купца Первушина

    * Гуляние на купеческом подворье

    * Святки-колядки

    * Удалая масленица, здравствуй!

    * Ждем Вас на Пасхальной неделе

    Александровский художественный музей располагает Выставочным залом, в котором проводятся выставки александровских, владимирских художников и мастеров из других регионов России. Постоянная экспозиция в Выставочном зале представляет художественные произведения эпохи соцреализма.

  Городская усадьба Первушина и Жихарева

Усадьба состоит из главного дома, флигеля и ограды с воротами. Старая часть усадьбы, от которой сохранились флигель и ограда, была построена в первой трети XIX века. В 1915 году по заказу купцов Первушина и Жихарева был перестроен главный усадебный дом, а заодно и ворота.

    Главный дом – двухэтажное представительное здание с кирпичным первым и деревянным вторым этажами, выстроен в формах неоклассики, характерных для начала ХХ века. Интересно, что внушительные колонны, украшающие террасу и главный фасад, — деревянные, оштукатуренные. Со двора к дому примыкает пристройка, облицованная белым камнем, — в ней располагалась кухня. Стены главного дома богато украшены лепными барельефами, лентами, гирляндами. О размахе жизни владельцев усадьбы свидетельствует сохранившийся интерьер главного дома, в том числе небольшой бассейн в подвальном этаже.

    Флигель начала XIX века сохранился не полностью – в конце XIX века его северная часть была разобрана. Это небольшое прямоугольное одноэтажное здание, выходящее на улицу узкой стороной.

    Дом и флигель соединены трехпролетными кирпичными воротами, выполненными в едином с главным домом стиле неоклассицизма. Хорошо сохранилась ограда в стиле позднего классицизма, кирпичная, с металлическими решетками.

    Сейчас в усадьбе располагаются экспозиции Александровского художественного музея.

Музей рукотворного камня ВНИИСИМС

    ВНИИСИМС — Всероссийский научно-исследовательский институт синтеза минерального сырья. Здесь расположен «Музей рукотворного камня». Начало созданию музея во ВНИИСИМСе положила традиция сбора разновидностей выращиваемых кристаллов в том числе и уникальных, и с различными дефектами. Все они в дальнейшем стали основой выставочного фонда «Музея рукотворного камня», функционирующего с 1964 года.

    Выставка имеет два раздела: коллекцию синтетических кристаллов и изделий из них и коллекцию природных камнесамоцветов и горных пород. Экспозиция рассказывает о методах синтеза кристаллов для применения в областях высоких технологий и в ювелирном производстве. Здесь выставлены кристаллы, выращенные во ВНИИСИМСе впервые в мире и кристаллы 21 века.

    «Музей рукотворного камня» — уникальный в своем роде музей. Здесь имеются экспонаты, которые нельзя увидеть больше нигде в мире, поскольку, технологиями их выращивания обладает только ВНИИСИМС.

    В музее можно купить ювелирные изделия, сувениры, изготовленные из искусственных кристаллов и природных камнесамоцветов.

    Внимание. Музей открыт в часы работы института, с 8 по 17 по рабочим дням, с 12 до 13 — перерыв. Вход через проходную института. В выходные дни музей открывается по предварительной договоренности для экскурсионных групп.
Вязники

Среди многочисленных древних поселений на Вязниковской земле самым крупным является Ярополч — древнерусский город, основанный в 1108 г. на берегу Клязьмы. Стоявший на возвышенности и окружённый высокими земляными валами, город служил крепостью, охранявшей восточные рубежи Владимиро-Суздальского княжества.

В 1239 г. орды хана Батыя сожгли Ярополч до тла. Уцелевшие жители не вернулись на пепелище и недалеко, под горой, где росли вязы, основали новую слободу. Отсюда и название города- Вязники.

Первое летописное упоминание о Вязниках, как торгово-ремесленной слободе, относится к 1585 г. А в середине 17 века при царе Алексее Михайловиче в Вязниковской слободе „… был сделан земляной город с каменными башнями по углам, а по валу дубовые стены“.

Указом Екатерины II 1778 г. слобода была объявлена уездным городом Вязники Владимирской губернии. Город славился льняными фабриками и производством канатов. В 19 веке фабриканты Елизаров, Сеньковы, Демидовы расширяют ткацкое производство, внедряют новую технику и получают высокую оценку своей продукции на международном рынке. Город становится крупным промышленным и торговым центром. Промышленники и купечество жертвуют деньги на строительство храмов и возводят деревянные и каменные жилые дома. Построенные в разных архитектурных стилях многие из них являются памятниками гражданской архитектуры. В особняке конца 18 века, построенном по проекту архитектора В.И.Баженова и принадлежавшем городскому голове В.В. Елизарову, размещается историко-художественный музей, где выставлена богатая коллекция картин из частного собрания фабриканта С.И.Сенькова.

Многие страницы истории Вязников связаны с советской эпохой. Здесь родился А.Фатьянов. Ежегодно в третье воскресенье июля любители творчества известного поэта-песенника собираются на Фатьяновский праздник песни и поэзии. В доме родителей поэта разместился Музей Песни XX века, который предлагает туристам большой выбор культурно-познавательных программ.

Вязниковский край притягивает внимание туристов не только своей историей, но и великолепной природой и старинными промыслами- лаковой миниатюрой и вышивкой, центром которых является пос. Мстёра.

Гороховец

Гороховец — один из замечательных древних городов России. Возник в середине XII века при князе Владимирском Андрее Боголюбско м, живописно расположился на высоком правом берегу реки Клязьмы в 18 км от впадения её в Оку. Когда в предзакатные часы из широкой речной поймы, бурно поросшей травами, смотришь на городские строения и видишь их отражения в тихой глади воды, кажется, что видишь сказочную картину. Творения человеческих рук и природа слились здесь в одно нерасторжимое целое, создав подлинную симфонию. Как будто человек и природа сговорились и действовали заодно, создавая красоту на века.

И.Э. Грабарь, академик, побывавший в Гороховце с целью спасти бесценные произведения древнерусского искусства, оставил в дневнике восторженные строки: »… и дивная муромская архитектура, и сам Феофан поблекли перед Гороховцом. Правда, здесь половину дела сделала природа… Когда на дальнем высоком берегу Клязьмы показались огоньки, зажёгшиеся от заходящего солнца в стенах невидимых ещё зданий, то уже одно это было изумительно хорошо… Казалось, что это не город, а просто два — три десятка церквей, разбросанных по горе в каком-то игрушечном стиле… Пошли бродить по городу, который весь оказался как бы застывшим с XVII века. Все церкви белые, все почти без исключения не тронуты с XVII века, — не расшиты как всюду окна, сохранили черепичную чешую главы, старые ворота и ограды и столько старых каменных домов, сколько их нет во всей остальной России. Мы ходили весь вечер и часть ночи как во сне… «Другого такого Китежа я не знаю».

И сегодня хорошо заблудиться в лабиринте старых городских улиц с тем, чтобы неторопливо вглядеться в почерк народных мастеров, почувствовать горение их творческой мысли. Удивляют изяществом орнамента резные кружева домов, разбудят фантазию диковинные флюгера, поразят торжественным величием дымники и грандиозным изгибом ажурные водостоки. Пребывание в Гороховце позволит подольше сохранить в душе увиденное, ибо здесь можно почувствовать красоту родной земли, своеобразие языка древнего зодчества, заглянуть в давно ушедший быт, вдохнуть чистого воздуха, который "… по причине малого зноя нарочито чист и к житию способен...".
Гусь-Хрустальный

С 1756 года стоит в мещерских лесах город мастеров стекла с поэтическим названием Гусь-Хрустальный. Минуло уже более200 лет, как орловским купцом Акимом Мальцовым была построена здесь первая гута по выплавке стекла. Сейчас это — один из районных центров Владимирской области, известный за рубежом и в нашей стране как центр отечественного стеклоделия.

Старую часть города составляет поселок 2-й половины XIX — начала XX вв. Его облик — заводские и фабричные строения, улицы, жилые и общественные здания — запечатлели старые открытки. Первоначально поселок поместился в излучине речки Гусь, по течению впадавшей в нее Дубравки. Речку Гусь перекрыли плотиной, отчего с северной стороны образовалось искусственное озеро; вместе с рекой оно делит поселок на две половины: южную и северную. В южной, более старой, части поселка находится хрустальный завод (гута начала XIX в. не сохранилась). В центре этой половины поселка возвышается Иоакиманская церковь 1816 г. Вокруг нее правильным прямоугольником расположились регулярные улицы с «мальцовскими домами». В этой же, более старой, части поселка, на южной окраине, уцелела часовня св. Варвары. По преданию, в XVIII в. в этом месте, в версте от хрустального завода, в лесу у ручья, явилась икона св. великомученицы Варвары. В 1885 году на этом месте построили каменную, изящной архитектуры, часовню. Сейчас храм передан православному приходу.

По другую сторону пруда к концу XIX в. выросла вторая, северная, половина поселка с таким же прямоугольным планом и регулярной сеткой улиц. Вдоль Вокзальной улицы по-прежнему стоят деревянные дома, построенные во 2-й половине XIX в. Центром этой части городка в конце XIX в. стал Георгиевский собор, построенный по проекту архитектора Л. Н. Бенуа, грандиозный по замыслу и совершенный по исполнению. Второе подобное сооружение Бенуа есть только в Болгарии. Жемчужиной интерьера собора является мозаика великого русского художника Васнецова «Страшный суд». Храм реставрирован и в его помещении разместился Музей хрусталя, филиал Владимиро-Суздальского музея-заповедника. И сам Георгиевский храм, и Музей хрусталя сверкают настоящей жемчужиной в довольно однообразном и будничном течении провинциальной жизни стеклодельческого города.

Музей хрусталя

Экспозиция музея была открыта в здании Георгиевского собора в мае 1983 года.

В настоящее время в ней представлено около двух тысяч экспонатов. Это богатая коллекция образцов массовой продукции Гусевского хрустального завода, начиная со 2 половины 18 столетия, до современных образцов производства, а также уникальные авторские работы гусевских художников стекла. Экспозиция постоянно дополняется современными образцами производства.

Многие произведения декоративно — прикладного искусства демонстрировались на российских, всесоюзных и международных выставках. Уникальные экспонаты 19 века и современные авторские работы, представленные в экспозиции, были опубликованы в каталоге Gorning Museu of glass (США, 1990 г.), каталогах художественных выставок в Швеции (1990 г.), в Германии (1991 г.)

Визит-центр

В визите-центре парка расположены: макет национального парка и научные экспозиции: Экспозиция «Лепидоптерофауна» (Lepidoptera) национального парка «Мещера». В настоящее время коллекция чешуекрылых включает 685 видов бабочек, обитающих на территории НП «Мещера» из 44 семейств, из них 45 видов подлежат охране во Владимирской области. Экспозиция «Колеоптерофауна» (Insecta: Colcoptera) национального парка «Мещера», включает 449 видов жуков, из них 10 видов подлежат охране во Владимирской области. Экспозиция «Лихенофлора национального парка „Мещера“ включает 20 видов лишайников, среди которых есть представители всех основных жизненных форм лишайников.

Краеведческий музей „Русское подворье“

В музее „Русское подворье“ собраны краеведческие материалы, здесь посетители смогут ознакомиться с бытом крестьян Владимирской Мещеры. Экспозиция под открытым небом представляет различные виды изгородей, колодцев, русских бань, стогов сена, поленниц и покрытий крыш, которые создавали некогда наши предки.

Экспозиция „Русская изба“ воссоздает интерьер избы мещерских крестьян конца X?X начало ХХ века.

Экспозиция „Древнерусское поселение“ знакомит посетителей музея с типами строений, характерными для средних веков. На базе музеев реализуется целый комплекс анимационных программ.

Музей природы „Мир птиц Национального парка “Мещера»

Основу музея составляет зоологическая коллекция чучел птиц (131шт.), здесь представлены виды птиц, обитающих на территории парка, всего 101 вид. Все птицы распределены по экологическим нишам: птицы вводно-болотных угодий, птицы леса, птицы открытых пространств и домашние птицы. Все желающие могут ознакомиться с происхождением пернатых, птицами, занесенными в Красную Книгу России и охраняемыми во Владимирской области.

Коллекция птичьих яиц, в коллекции представлены яйца 49 различных видов.

Экспозиция птичьих гнезд представлена гнездами 20 видов.

Выставка творческих работ учащихся «Птица года».
Муром

На семи холмах, что возвышаются на левом берегу Оки, раскинулся один из древнейших русских городов — Муром, упоминаемый в начальной летописи русского государства «Повести временных лет» под 862 годом. Имя городу дали по названию племени Мурома, жившего здесь до прихода славян. Густые леса и дубравы, тучные заливные луга, многочисленные реки и речки делали эти места удобными для жизни и издревле привлекали сюда человека, селившегося в наших краях со времен каменного века.

Войдя в Х веке в состав Киевской Руси, долгие годы Муром был форпостом на ее восточных границах, грозным стражем выступая на пути непрошенных гостей и приветливо распахивая свои ворота для гостей торговых, связывая воедино ниточки дальних дорог, складывая в многоцветную мозаику элементы разных культур: фино-угорской и славянской, западной и восточной, языческой и христианской, фольклорной и книжной. И для друзей, и для недругов, пришедших с Востока, Русь начиналась с Мурома. Не случайно любимый герой былин, богатырь, защитник Отечества и святой Илья Муромец родился именно здесь.В середине XI века Муром вошел в состав Черниговского княжества, в 1076 году стал центром Муромо-Рязанского удела. Пограничное положение, которое долгое время занимал Муром — город-крепость, город-кремль — определяло и его стратегическое значение. Не один раз Муром подвергался набегам воинственных соседей, не раз был разграблен, горел, но каждый раз возрождался на прежнем месте. Именно в Муроме царь Иван IX Грозный во время победного похода на Казань устроил переправу своего войска через Оку, во время которой произвел смотр боевых частей и, отслужив молебен муромским князьям Константину, Михаилу, Федору, Петру и княгине Февронии, дал обет воздвигнуть над мощами этих святых каменные храмы. Свое обещание Иван Грозный сдержал. На выделенные из казны деньги были построены четыре храма: церковь Козьмы и Дамиана, возведенная по легенде на берегу Оки на том самом месте, где находился шатёр царя; собор Благовещенского мужского монастыря, собор Спасо-Преображенского монастыря и несохранившийся городской собор Рождества Богородицы.

Архитектурный облик исторической части Мурома сложился в XIX -начале XX века, после пожаров 1792 и 1805 годов, уничтоживших практически весь старый деревянный город. Новый город стал застраиваться по генеральному плану, разработанному автором регулярных планов многих русских городов Иваном Лемом и утвержденному Екатериной II еще в декабре 1788 года.

С Муром неразрывно связаны имена и деятельность многих православных святых: великомучеников Бориса и Глеба; крестивших жителей Мурома князей Константина, Михаила и Федора; покровителей брака и семьи князя Петра и княгини Февронии, история любви и жизни которых описана в одном из замечательнейших памятников древнерусской литературы — «Повести о Петре и Февронии Муромских»; русского богатыря Ильи Муромца.

Современный Муром — один из крупнейших городов Владимирской области с населением 130 тыс. человек, крупный железнодорожный узел электрифицированной магистрали Москва — Казань — Екатеринбург, связанный также с другими центральными регионами сетью автомобильных дорог и водными путями по судоходной Оке.

Муром сегодня — крупный промышленный центр. Около тридцати предприятий, оснащенных новейшей техникой, выпускают продукцию, известную во всей стране и за ее пределами.

Настоящим гуманитарным и культурным центром города стал Муромский историко-художественный музей, основанный в 1919-м году. В нём хранятся уникальные археологические находки времён племени Мурома, коллекция древнерусского искусства, собрания живописи и декоративно-прикладного искусства из имения графов Уваровых.

Славится Муром своими неповторимыми сувенирами: булавы и палицы, мечи, шлемы, штофы; оригинальная посуда и обувь — кожаные чуньки, лапти; льняные скатерти, полотенца и салфетки.

В 2008 года Муром стал столицей первого Всероссийского Дня, Семьи, любви и верности, который теперь отмечается ежегодно 8 июля и собирает многие тысячи туристов со всего мира.

Ежегодно в Муроме широко отмечается День города, а специально для гостей проводится туристический фестиваль «Богатырские забавы». Туристов ждет театрализованная программа «Былинный Муром»: показательные выступления клубов исторической реконструкции с использованием старинных видов оружия, концерты знаменитого фольклорного ансамбля «Мурома», конкурсные игровые программы и русские развлечения, лучшие блюда и деликатесы национальной кухни. Неспешная прогулка по древнему городу позволит насладиться красотой его тихих улочек, площадей, фонтанов.

Навсегда останутся в памяти и сердце неповторимый образ Мурома, сотканный из легенд и преданий; сказочная красота храмов, старинных особняков, монастырских перезвонов и удивительная прелесть живой и подлинной русской провинции.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :