Федеральноеагентство по образованию и науке Российской Федерации
Новокузнецкийфилиал-институт
Кемеровскогогосударственного университета
ГуманитарныйфакультетКафедра философии
Курсовая работа
«Общейсоциологии»Стиль жизни бизнес-элиты в современной России
Работа выполнена студентом
2 курса группы С-09
Лямцевой В.К.
Научный руководитель
канд.филос.наук, доцент
кафедры философии
Ракитных М.Б.
Новокузнецк,2011
Содержание
Введение
1.Критерии определения понятия «стиль жизни бизнес-элиты»
1.1Российская бизнес-элита 2000-2010 гг.
1.2Понятие «Стиль жизни»
2.Стиль жизни бизнес-элиты в современной России
2.1 Социально-демографический портретсовременной российской бизнес-элиты
2.2Ценностные основания стиля жизни современной российской бизнес-элиты
Заключение
Списокиспользуемой литературы
Приложения
Введение
В последнеедвадцатилетие в России произошли кардинальные изменения в социальной структуре.В результате экономических, политических, информационно-культурных изменений вроссийском обществе идет активный процесс образования новыхсоциально-профессиональных групп и реструктуризации уже существующих.
В периодтрансформации российской экономики активизировалась предпринимательскаядеятельность, что повлекло за собой формирование группы занимающихся ею людей,обладающих «набором» личных и профессиональных качеств и действующихв определенной социальной среде, так называемая бизнес-элита.
Актуальнойпроблемой является исследование образа жизни этой относительно новой для Россиисоциальной группы.
Образжизни — достаточно выразительная характеристика повседневных формжизнедеятельности группы (бизнес-элиты), активно влияющая на дееспособностьстраны. Он может оказывать как стимулирующее, так и сдерживающее влияние наразвитие общества. Поэтому «внимание к исследованию этого феноменасоциальной реальности обычно усиливается в те исторические периодытрансформации, когда общество и государство проявляют наибольшуюзаинтересованность в развитии созидательной активности народа. Анализмеханизмов функционирования и развития образа жизни приобретает большоезначение для понимания социальных изменений в обществе, в конкретных группах иструктурах жизнедеятельности личностей».
Объектом данной работыявляется бизнес-элита современной России.
Предметом – стиль жизнибизнес-элиты современной России.
Цель работы — описатьстиль жизни современной бизнес-элиты
Задачи:
1. Датьопределение российской бизнес-элиты 2000-2010 гг.
2. Рассмотретьпонятие стиля жизни.
3.Дать характеристику социально-демографического портрета современной российскойбизнес-элиты:
— образование
— организация рабочеговремени
— черты психологическогохарактера
4. Дать характеристикуценностных оснований стиля жизни современной российской бизнес-элиты:
— материальноеположение
— семейные отношения
— ценностныепредпочтения (в частности, этика, благотворительность)
Гипотеза данной работы:
На стиль жизнибизнес-элиты очень большое влияние оказывает их трудовая деятельность(непропорциональное распределение деловой сферы жизни, за счет других сфер),одержимость работой начинает определять весь психический склад личности,мотивацию, стиль поведения – стиль жизни в целом.
1. Критерии определенияпонятия «стиль жизни бизнес–элиты»
1.1 Российскаябизнес-элита 2000-2010 гг
Термин«бизнес-элита» употребляется так часто, что проблема соотнесения слов«бизнес» и «элита» уходит в тень, делая их совместноеупотребление как бы самоочевидным. «Авторы, широко использующие этоттермин, далеко не всегда дают на него ответ» [2, 277]. Ряд элитологов «признаютбизнес-элиту частью правящего класса»[3, 294], другие применяют этот термин«по отношению к высшему слою предпринимателей, не относящемуся к властвующейэлите» [4, 38].
«Вотличие от экономической элиты, которая является непосредственной составляющейноменклатуры, бизнес-элита относительно более независима. Ее члены неназначаются органами государственного управления и не отстраняются от должности»[4, 40]. По крайней мере, формально и легитимно это не так, хотя, конечно,можно привести множество примеров того, как власть позволяет одним бизнесменампреуспевать, а других может разорить, унизить, уничтожить если не физически, тосоциально.
Существуетнесколько трактовок понятия бизнес-элиты:
· НейлСмелзер приравнивает понятия «предприниматель» и «бизнес-элита».Пишет, что это центральная фигура в процессе развития капитализма имодернизации.
· Бизнес-элита– один из тех, кто организует совместное дело (бизнес), управление бизнесом, «проведениемаркетинговых исследований по изучению ситуации на рынке товаров и услуг,спроса и конкуренции; ориентируется на достижение коммерческого успеха путемпринятия самостоятельных решений и ответственности за их последствия исвязанный с этим риск». [5,80]
· Представительбизнес-элиты – «это человек, занимающийся частной экономическойдеятельностью, направленной на получение личного дохода, осуществляемой отсвоего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность». [3,296]
· «Представитель бизнес-элиты – это деловойчеловек, берущий на себя финансовый риск, связанный с введением на рынок новыхидей, продукции, услуг, работ». [6,477]
Можносделать вывод, что «бизнес-элита — это верхушка крупных предпринимателей,которые благодаря своему финансовому могуществу и наличию экономическихресурсов оказывают существенное влияние на принятие общегосударственных решений»[4, 41]. Бизнес-элита не тождественна группе крупных бизнесменов. Кбизнес-элите элитологи относят акционеров (а иногда и менеджеров) техпредприятий и банков, которые занимают высшие строчки в рейтингах экономическихжурналов (т.е, это главы тех предприятий и банков, которые оказывают наибольшеевлияние на экономическое, политическое развитие страны).
Агентствоэкономических новостей совместно с «Независимой газетой» определило50 человек российской бизнес-элиты, которые оказывают наибольшее влияние наэкономику страны. По итогам третьего квартала текущего года первое местозанимает глава «Газпрома» Алексей Миллер (4,35 балла), на второмместе находится президент ОАО «РЖД» Якунин В.И (4,28), за ним следуетОлег Дерипаска («Базовый элемент», «ОК РУСАЛ») споказателем 4,20.
«Оченьсильное влияние» на политику и экономику страны также оказывают иАбрамович Р.А, Алекперов В.Ю. («ЛУКОЙЛ»), Ковальчук Ю.В. (банк «Россия»),Фридман М.М. («Альфа-групп», ТНК-ВР), Тимченко Г.Н. (компания Gunvor,портфельный инвестор), Усманов А.Б. («Газпроминвестхолдинг», «Металлоинвест»),Чемезов С.В. («Ростехнологии»).
Ниже в списке с «сильнымвлиянием» расположились Греф Г.О – глава Сбербанка РФ. Стржалковский В.И.– президент «Норильского никеля» и др. (подробный рейтинг см. ПриложениеА).
Бизнес-элита образуетобособленную группу с четко выраженными качественными признаками, сама группаобладает повышенной внутренней неоднородностью.
Согласованностьпризнаков в группе бизнес-элиты весьма высока. Они заметно обходят другиегруппы и по уровню образования, и по всем параметрам материальногоблагосостояния, и по основным формам социально-экономической активности.
Представители этойгруппы:
· болееактивны,
· болеекоммуникабельны и мобильны
· имеютвнутренний социальный стержень
· способныгенерировать и воплощать новые идеи
· рациональномыслящие, с сильными мотивами личной выгоды
· расчетливыеи предприимчивые
· готовыидти на риск, с ощущение личной ответственности за свои действия
· имеютсвязи в чиновничьих кругах
· имеютопределенные материальные и трудовые ресурсы
Сейчастрадиционно используется репутационная методология для определения наиболеевлиятельных предпринимателей, так как принято считать, что «не существуеттаких постов в бизнесе или такого объема финансовых ресурсов, которые бы давалиправо a priori причислить того или иного бизнесмена к элите страны». [4,42]. Репутационный подход, для определения влиятельных предпринимателей страны,базируется на той или иной репутации бизнесмена.
Репутация– это создавшееся общее мнение о достоинствах и недостатках какого-либо человекаили какого-либо предмета.
Репутaциячелoвека зависит непосредственно oтнего самого, так как формируется на основе его поведения. Репутация можeтбыть как положительной, так и отрицательной, и имеет подвижный хaрaктeр,в зависимости от того, на какой информации она базируется. Репутациязавоевывается делoм.
Репутация — это то, «какв глазах окружающих оценивается моральное и физическое здоровье человека» [4,42] + внешний вид (имидж) + ближнее и дальнее окружение + поведение в той илииной ситуации.
«Этика– основа репутации бизнесмена. Но она может пониматься по-разному. Этики бываютразные – они отражают степень развития конкретного общества. Чем оно болеецивилизованное, тем культура более развитая. В этичном обществе принято думатьне только о себе, но и о других.
Этическиенормы обществу должна задавать элита. Главное качество этичного руководителя –нравственная готовность. Заботиться о развитии персонала, чтобы работа неприводила их к деградации. Заботиться о потребителях, быть гордым за свою продукцию.Видеть себя, фирму в системе общества: „что мы можем сделать“,патриотизм. Немаловажный аспект – репутация предполагает возможный отказ отдоли прибыли. На Западе, к примеру, во многих фирмах выделяются средства насоциальные программы, профориентацию молодежи. До 1 августа 2006 в России этимактивно занималась компания ЮКОС» [6, 477].
Понятие«репутация» неразрывно связана с такими понятиями как «честь»и «достоинство». («Честь — объективная оценка личности,определяющая отношение общества к гражданину или юридическому лицу, а такжесоциальная оценка моральных и иных качеств личности. Достоинство — внутренняясамооценка личности, осознание своих личных качеств, способностей,мировоззрения, выполненного долга, своего общественного значения и определяетсубъективную оценку личности. Самооценка должна основываться насоциально-значимых критериях оценки моральных и иных качеств личности» [5,84]).
Вывод:Бизнес-элита представляет собой социальную группу, занимающую особое(руководящее) положение в социальных институтах общества. Это "… закрытаягруппа людей, которая контролирует крупные капиталы и отрасли промышленности сразрешения властей"[4, 44].
Бизнес-элитаРоссии — это группа людей, которые владеют почти всеми ведущими предприятиями ибанками России. Это главы тех предприятий и банков, которые оказываютнаибольшее влияние на экономическое, политическое развитие страны.
Бизнес-элита образуетобособленную группу с четко выраженными качественными признаками, сама группаобладает повышенной внутренней неоднородностью.
Согласованностьпризнаков в группе бизнес-элиты весьма высока. Они заметно обходят другиегруппы и по уровню образования, и по всем параметрам материальногоблагосостояния, и по основным формам социально-экономической активности.
Главнуюроль в определении бизнес-элиты страны играет репутация.
Репутациябизнесмена — это то, как в глазах окружающих оценивается моральное и физическоездоровье + внешний вид (имидж) + ближнее и дальнее окружение + поведение в тойили иной ситуации.
К факторам,определяющим влияние современной бизнес — элиты России, в первую очередь, постепени важности можно отнести:
· мощьконтролируемого капитала (высокий уровень личного дохода и потребления);
· важность,«стратегичность» бизнеса;
· контроль над СМИ(явный или неформальный);
· отношения счиновниками, как на федеральном, так и на региональном уровнях;
· причастность кпроцессам распределения, перемещения и обмена общественного, особенногосударственного продукта
· уровеньпрофессионализма в определенной сфере деятельности.
1.2 Понятие «Стиль жизни»
Проблематика образа истиля жизни появляется уже в классической социологии. К.Маркс однозначно делалакцент на том, что формы жизнедеятельности определяются господствующим способомпроизводства, то есть речь у него шла только об образе жизни. М.Вебер вводитпонятие «стиль жизни», подчеркивая в то же время, что в его основележит «классовая ситуация», то есть положение на рынке. Однако онотмечал, что классовая (рыночная) ситуация – это лишь исходное условиеформирования стиля жизни, не гарантирующее от отклонений. В целом же стильжизни он связывал прежде всего со статусными группами. Т.Веблен акцентировалвнимание на том, как богатство превращается в видимые, демонстрируемые символыэкономического успеха. Этот процесс он обозначил понятием «показногопотребления».
Существует множествотрактовок понятия «стиль жизни». Приведу лишь некоторые из них:
· «Стильжизни — это форма бытия человека в мире, выражающаяся в его деятельности,интересах и мнениях. Стиль жизни отражает „всего человека“ в еговзаимодействии с окружающими». Так охарактеризовал понятия стиля жизни ФилипКотлер.
· УЖ. Ж. Ламбена «стилем жизни» называется общая модель того, какчеловек живет, как он тратит время и деньги.
· Н.Малхотра понимает под стилем жизни сущность и особенности различных стилей иобразов жизни общества или его отдельных слоев
· А.П. Панкрухин дает следующее определение: «Стиль жизни — это образ жизничеловека в целом и того, как он тратит, использует основные ресурсыпотребителя: время (работа и способы проведения досуга), деньги (включаяматериальные ценности), информацию». Классификация по стилям жизнистроится на основе анализа ценностей, отношений, способов использованияресурсов и ритма жизни потребителей.
· П. Валлет-Флоранспредлагает описывать стиль жизни человека как переплетение следующих трехуровней:
1. Системаценностей и черты личности человека — наиболее стабильны и устойчивы, нооценить их сложнее всего.
2. Видыактивности, интересы и мнения человека — занимают промежуточное положение,раскрывают систему ценностей человека.
3.Приобретаемые товары и услуги — дают самое поверхностное представление о стиляхжизни потребителей; стиль жизни отражается в способах их использования иприобретения.
Как считаетданный исследователь, группа людей со схожим поведением на каком из трехуровней является однородной с точки зрения стиля жизни. Таким образом, стильжизни есть следствие системы ценностей, отношений, интересов и мнений, а так жеиндивидуального способа потребления. Он отражает характер человека и в то жевремя отличает его от остальных
· Дж.Энджел считает, что стиль жизни — это обобщающая концепция, определяемая какобраз жизни человека в целом и того, как он тратит своё время и деньги. Стильжизни отражает деятельность людей, их интересы и мнения. Изменения стиля жизнинеобходимы для того, чтобы поддерживать его в соответствие ценностям и личностичеловека.
Таким образом,большинство авторов сходятся во мнении, что стиль жизни — это, прежде всегообраз жизни человека, его деятельность, который подкрепляется наборомопределенных ценностей, интересов, мнений. Так же некоторыми авторамивыделяется особые составляющие стиля жизни: пользование своими ресурсами — временем, деньгами, информацией.
«Стиль жизни – этоопределенный тип, стандарт, отличная чертя, характерная манера поведения людей,субъективная сторона человеческой деятельности [7], выражающиеся в мотивах,формах и ориентациях решений, поступков, повседневном поведении индивида, егосемьи, социальной группы или слоя» [8, 203].
«Жизненный стиль(или „стиль жизни“) — исторически изменчивая и историческиобусловленная категория, прошедшая путь трансформации от единого стиля жизниархаических обществ, характеризовавшихся естественной целостностьюжизнедеятельности людей, к множеству стилей современного общества» [9, 654]. В данной работе «стиль жизни» характеризует устойчивовоспроизводимые черты, манеры, вкусы, склонности, проявляющиеся в повседневнойдеятельности бизнес-элиты, в основе которой лежат потребности, интересы, мотивы.Он отражает внутреннюю связанность убеждений, оценок, мировоззрения, поведения.Его внешние аспекты или то, что Т. Веблен называл «демонстративнымпотреблением» (модная одежда, место отдыха, наличие компьютера, маркамашины), символизируют принадлежность к определенной группе (а именно, кбизнес-элите).
Вырабатываетсястиль жизни людьми в соответствии с их биологическими, общественными иэмоциональными потребностями.
О стиле жизнисудят по внешним формам бытия, в которые входит:
· образование
· организациярабочего времени (исполнение прямых служебных обязанностей),
· занятиявне сферы труда (культурное, интеллектуальное, физическое развитие и отдых),
· устройствобыта,
· манерыповедения (выработанное со временем поведение, имеющее свои определенные качественныехарактеристики),
· ценностныепредпочтения,
· мнения
· вкус(некая специфическая особенность восприятия прекрасного)
· традициии содержащиеся в них явные или латентные правила интерпретации, оценкижизненных феноменов.
Образ жизнилюдей можно разделить по степени активности. Если выделить два основных типа,то ими будут являться активный и пассивный.Можно выделить и еще один тип промежуточный. Активный – люди, которые достаточно подвижны и наработе и дома. Такие люди активно участвуют в жизни рабочего коллектива, частоявляются массовиками затейниками, также и дома они выбирают активный отдых.Приверженцы такого образа жизни посещают различные спортивные учреждения(фитнес клубы, тренажерные залы, командные игры), после работы проводят время сдрузьями, ходят в кино и другие развлекательные учреждения. Приверженцыпассивного образа жизни спокойны и размеренны во всем. Многие не проявляют вниманияк жизни коллектива, в котором работают. Свободное время проводят в основном ссемьей, занимаясь домашними делами. Конечно, они тоже выбираются в кино ивстречаются с друзьями, но это бывает достаточно редко и в большинстве случаевне по их инициативе, а например жены или мужа, возможно друзей или коллег.Можно выделить и средний вид образа жизни. Это люди, которые ведут спокойныйобраз жизни. Они умеренно активны на работе и дома. Такие люди посещаютразвлекательные учреждения, когда надоедает размеренный образ жизни. Зачастуюведут себя как активные на работе, но очень спокойные дома и в свободное от работывремя. Или наоборот, очень пассивные на работе и очень активно отдыхающие посленее.
Элитарный стиль жизни
Элитарныйстиль жизни передается понятием «почтенный». Этот эпитет указывает,что именно определяет элитарную установку и поведение. Для элиты важны двачувства себя: самоуважение и внутреннее удовлетворение. Для «избранных»большая ценность — жить согласно собственным убеждениям, чтобы благодаря этимначалам сохранить самоуважение. Но не исключено, что признание и самоуважениеслужат для элиты всего лишь средством достижения удовлетворенности жизнью. Одноубеждение, несомненно, вошло в плоть и кровь представителей элиты:удовлетворенным жизнью может быть только тот, кто живет согласно собственнымубеждениям и бескомпромиссно сохраняет самоуважение.
Еще однопонятие отличает элитарный образ жизни. Прежде всего — поведение,соответствующее высоким этическим и эстетическим критериям. Истинное качествожизни элитарный человек ищет не в модной повседневности, а в ценностях,выдержавших испытание временем. Истинное качество жизни элитарный тип находиттам, где лучшие представители общества достигли вершин культуры. Там, гдемногие поколения выдающихся людей создали общепризнанный высокий стиль.
Вывод: Cтильжизни — это, прежде всего образ жизни человека, его деятельность, которыйподкрепляется набором определенных ценностей, интересов, мнений.
В данной работе «стильжизни» характеризует устойчиво воспроизводимые черты, манеры, вкусы,склонности, проявляющиеся в повседневной деятельности бизнес-элиты, в основекоторой лежат потребности, интересы, мотивы. Он отражает внутреннюю связанностьубеждений, оценок, мировоззрения, поведения.
О стиле жизнисудят по внешним формам бытия, в которые входит:
· образование
· организациярабочего времени (исполнение прямых служебных обязанностей),
· занятиявне сферы труда (культурное, интеллектуальное, физическое развитие и отдых),
· устройствобыта,
· манерыповедения (выработанное со временем поведение, имеющее свои определенныекачественные характеристики),
· ценностныепредпочтения,
· мнения
· вкус(некая специфическая особенность восприятия прекрасного)
· традициии содержащиеся в них явные или латентные правила интерпретации, оценкижизненных феноменов.
Для определения стиляжизни бизнес-элиты также очень важны черты психологического портрета.
В данной работе будутрассмотрены те формы бытия, которые оказывают наибольшее влияние наформирование стиля жизни представителей бизнес-элиты (это образование,организация рабочего времени, черты психологического портрета, ценностныеориентации: семья, ценностные предпочтения, этика).
2. Стиль жизнибизнес-элиты в современной России
2.1Социально-демографический портрет современной российской бизнес-элиты
Существуетобратно пропорциональная зависимость между престижем профессии и количеством вней женщин. Чем больше женщин в группе, тем ниже ее престиж. Наиболее престижныв обществе, как правило, «мужские профессии». Элита в этом плане неисключение. Эта самая высокостатусная группа общества во все времена былапредставлена, главным образом, мужчинами. Женщины здесь скорее исключения, ичасто их представительство в профессиональной группе регулируетсяпринудительно, с помощью различных квот.
Такбыло в Советском Союзе, когда «доля женщин в представительных органахвласти должна была составлять примерно 30 процентов. С отменой квот, удельныйвес женщин в законодательных органах власти снизился с 30 до 8%, а висполнительных органах власти остался на уровне 2-5%, причем и в горбачевский,и в ельцинский периоды женщины занимали низшие должности государственной службы»[4, 48]. Понятно, что бизнес не приемлет никакого искусственного «квотирования»,и поэтому доля полов в этой группе складывалась путем естественного отбора.Результат такого отбора впечатляет — в бизнес-элите России женщин просто нет.Конечно, это не означает, что в стране нет успешных и даже влиятельныхженщин-предпринимателей. Однако женщины, оставаясь в крупном бизнесе, так и непопадают в узкий круг бизнес-элиты.
Помнению Игоря Бунина, ведущего российского эксперта по проблемам развитияпредпринимательства: «России переход к „мягкому“ менеджментупока не грозит, успеха в деле добиваются люди с сильным или даже агрессивнымначалом. Поэтому российское предпринимательство сохраняет традиционныемаскулинистые черты. Даже если женщина попадает в высшие сферы управленияпредприятия, она обладает твердым, отчасти мужским характером».
/>
Бизнес-элита— молодая социальная группа российского общества, и члены этой группы молоды. «Так,если средний возраст позднесоветской элиты (1985 г.) равнялся 56,6 года, агорбачевской элиты (1990 г.) — 52,2 года, то возникшая в 1987 году группа „номенклатурныхпредпринимателей“ была на 10 лет моложе» [4, 46]. Ее средний возрастдостигал 42,1 года. Это была самая молодая из всех субэлитных групппостперестроечной поры, хотя надо отметить значительное омоложение и другихгрупп (так, средний возраст парламентской элиты 1993 г. составлял 46,5 года, арегиональной элиты — 49 лет). «Однако, когда формирование группы в целомзавершилось, началось ее стремительное старение. Это говорит о том, что в нееперестали вливаться новые силы» [4, 46]. За восемь лет, прошедших с 1993 по2001 год, бизнес-элита постарела на шесть лет, и ее возраст составил уже 48,6года (хотя она по-прежнему остается самой молодой группой среди элиты).Сравнение данных 1993 и 2001 гг. позволяет увидеть изменения возрастнойструктуры бизнес-элиты: с 2001 года и до настоящего времени она все большенаполняется людьми, которым за 50 и даже за 60 лет. Самой молодой группойбизнес-элиты являются производственники и финансисты (46 лет), а самыми «старыми»— владельцы торговых домов (52 года).
Образование
Современный нынешнийроссийский бизнесмен – один из самых интеллектуальных в мире. По даннымисследования 80-95% российской бизнес-элиты имеют высшее образование, 10% — кандидаты в доктора наук. 3% — имеют степень докторов наук.
Много бизнесменовокончили крупнейшие, лучшие учебные заведений нашей страны, например Бауманка,МГИМО, МГУ и др.
Согласно, Агентствуэкономических новостей и «Независимой газете», из 50 человекроссийской бизнес-элиты: 38 человек имеют одно высшее образование, 10 человек –два высших образования, 2 человека имеют три высших образования (см. ПриложениеБ).
(Например:
Дерипаска ОлегВладимирович («Базовый элемент», «ОК РУСАЛ») получил двавысших образования: с отличием закончил физический факультет Московскогогосударственного университета им. М. В. Ломоносова (1993), а также Российскуюэкономическую академию им. Г. В. Плеханова (1996).
Абрамович РоманАркадьевич окончил Московский институт нефти и газа им. Губкина. В 2001 первомгоду так же окончил Московскую государственную юридическую академию.
Лисин ВладимирСергеевич (Президент Консорциума «Русская сталь») –имеет три высших образования: Сибирский металлургический институт, Академиянародного хозяйства им. Г.В. Плеханова, Московский институт стали и сплавов(МИСиС). Так же он является доктором технических наук).
Миллер АлексейБорисович (Председатель совета директоров «Газпром») – кандидатэкономических наук.
УСМАНОВ АлишерБурханович («Газпроминвестхолдинг», «Металлоинвест») –кандидат социологических наук.
Алекперов Вагит(Президент ОАО «ЛУКойл») – доктор экономически наук.
Богданов Владимир Леонидович(генеральный директор акционерного общества «Сургутнефтегаз») — членАкадемии горных наук и Академии естественных наук). (Подробнее см.: ПриложениеВ)
Организация рабочего времени
Главная особенностьбизнес-элиты – непропорциональное распределение деловой сферы жизни, за счетдругих сфер – дома, семьи, дружеских отношений, досуга.
Современнаябизнес-элита относится к категории трудоголиков – их совокупная трудоваянагрузка в неделю превышает средний уровень на 15 часов. Переработки связаны,прежде всего, с их основным делом. Основным трудовым мотивом является высокийдоход (относительно важен мотив накопления полезных связей).
«Одержимостьработой начинает определять весь психический склад личности, мотивацию, стильповедения.
Работа становитсясвоего рода „сверхценным образованием“, она не только оттесняетдругие стороны жизни, но поглощает их, заменяя собой всю полноту жизни». [10].
В 2007 году былпроведен опрос бизнес-элиты в г.Москве «Качества успешного бизнесмена».В выборку вошли Якунин Владимир Иванович, Абрамович Роман Аркадьевич, АлекперовВагит, Тимченко Г.Н, Чемезов С.В и др. Было предложено назвать 5 самых важныхкачеств успешного бизнесмена. «На первом месте оказалось такое качествокак деловая активность (57,1%). На втором и третьем местах оказались такиекачества как конкретность в постановке вопроса и их реализация и умениеорганизовывать для себя команду инициативных, творческих людей при управлениипредприятий (42,9%). Четвертое качество – полная ответственность за результатыбизнеса (33,3%). Пятерку самых важных качеств успешного бизнесмена замыкаеттакое качество, как надежные отношения с партнерами по бизнесу. По сути,проявление осознания клановой принадлежности к элите (28.6%)».
Кроме выше описанныхкачеств представители бизнес-элиты сознают важность непрерывного повышенияуровня компетентности, повышения профессиональных знаний, при чем больше всегов сферах компьютеризации, информатики и рыночной экономики.
80%представителей бизнес-элиты опрошенных сотрудниками Института социологии РАН убеждены,что соблюдение моральных норм является гарантом успешного существования вбизнесе и даже гарантом собственной жизни.
«Диалогс бизнесменами указывает на „выгодность“ следования этическим нормамв бизнесе. „Я не хочу зарабатывать деньги в бизнесе любой ценой, — замечает президент одного из банков, — если я хочу иметь прибыль, я долженпонять, какими средствами я собираюсь ее зарабатывать. Мне нужны: определенноелицо, определенный имидж, определенный внутренний настрой, свой стиль работы…У меня должна быть своя аудитория, как в музыке… Тогда я смогу достичь пикасамореализации. А моя самореализация — это тоже прибыль, кусочек прибыли.Поэтому я много сегодня теряю, не входя в теневой бизнес, и не делаю этого нетолько потому, что я лучше других: цивилизованнее, этичнее, осторожнее. Ясчитаю, что это невыгодно. Да, сегодня нелегальный бизнес дает хорошие барыши,но это исторически обреченный путь. Это невыгодно с точки зрения комфорта. Еслиты чувствуешь себя комфортно, то спокойнее ведешь бизнес, меньше дергаешься,создаешь себе имя. В тебя начинают верить, в тебя начинают вкладывать, тыдвижешься хоть и медленно, но неуклонно. Существуют внутренние тормоза… Я, например,никому не позволяю себя покупать. Мне неприятно, что кто-то мог бы сказать, чтоон меня купил и поэтому имеет право мне диктовать… Мысль о том, что кто-томожет посчитать тебя купленым, очень неприятна. Но если вдруг у меня изменитсявнутренняя оценка, тогда, я думаю, изменится и мое поведение. Пока я себя ведутак, как мне приятно себя вести. Унижение внутри самого себя хочется свести доминимума“». [5, 81]
Современный российскийбизнес осваивает новые пока для него технологии взаимодействия с обществом.Этот процесс «вовлеченности» часто реализуется в виде двух основных формсоциальных инвестиций – благотворительной помощи и спонсорской поддержки. Всечаще бизнесмен интегрируется с культурой, наукой, здравоохранением, образованием,искусством, спортом.
Представительбизнес-элиты умеет использовать новые, свежие специальные и социальные знания вразвитии нетрадиционных практик.
По даннымсоциологического опроса для современного бизнесмена важны [11]:
· правачеловека
· патриотизм
Черты социальнопсихологического портрета
Социально-психологическаяситуация, в которой находится современный бизнесмен, формирует у него следующиепсихологические особенности: рационалистичность— стремление все просчитать, предусмотреть, учесть, переоценка роли своегоинтеллекта, знаний, технологии; недоверчивость— восприятие мира как ненадежного, часто прямо враждебного, гиперконтроль иподозрительность в отношении сотрудников и партнеров по бизнесу; автономизация — прямое следствиенедоверия. Закрытость, замкнутость, резкое ограничение неформальных, дружескихсвязей и свободы пространственного передвижения (это наиболее характерно длянаиболее успешных предпринимателей, пользующихся услугами телохранителей); агрессивность — склонность к решениюпроблем силовыми методами без поиска взаимных компромиссов, подверженностьгневным, аффективным вспышкам во взаимоотношениях с персоналом; авторитарность — преобладаниеавторитарного стиля руководства, распространяющегося и на другие жизненныеотношения; амбициозность,некритичность — коммерческий успех порождает завышенную оценку, чувствособственной незаменимости, болезненное восприятие любых попыток критики в свойадрес; экстрапунитивность— склонность искать причину неудач в обстоятельствах или окружающих, но не всамом себе; суеверно-мистическаянастроенность — парадоксальное сочетание чрезмерногорационализма и веры в приметы, гадания, порчу, астрологические прогнозы и т.д., которое объясняется отмеченной выше невозможностью полногоинтеллектуального контроля над социальной, деловой и жизненной ситуацией.Бизнесмену легче признать влияние иррациональных сил, чем свою неспособностьрационально осмыслить ситуацию.
целеустремленность –для достижения поставленной цели надо сосредоточить на этом все свои усилия.
К числу личностныхчерт, обеспечивающих эффективную деятельность, в бизнесе, по собственнымоценкам представителей бизнес-элиты, могут быть отнесены следующие:
· способностьбыстро принимать неожиданные решения;
· умениерисковать;
· коммуникативныепреимущества;
· агрессивностьхарактера;
· интуитивныеспособности;
· умениеработать с людьми;
· устойчивостьповеденческих и ценностных стратегий в различных ситуациях.
Часть бизнесменов (25%)считает, что их управлению фирмой мешает излишняя жесткость, другие, наоборот,придерживались позиции, что их ограничением является психологическая мягкость(35%). [11]
Так же на образ жизнибизнес-элиты влияет престиж.
«В самом общемвиде можно определить престиж как некоторый признак или свойство, приписываемоеобществом и/или общественностью какой-то социоэкономической группе, профессии,и характеризующееся признанием неких особых социальных достоинств группы и ееправа на определенные блага, как символические, так и вполне материальные»[12, 45]. Престиж тесно связан с доходом, властью, уровнем образования.
Бизнес-элита работает вситуации постоянного стресса – социальная нестабильность, резкие изменениязаконодательства, сложная криминогенная обстановка.
Но именно от нихзависит стабилизация нашей экономической жизни.
«Хроническийстресс и перенапряжение, патогенный (вызывающий заболевание) режим труда иотдыха, страх насильственной смерти (зачастую вполне обоснованный),коммуникационные перегрузки, многообразные семейные дисфункции, нездоровыеспособы снятие нервного напряжения с помощью алкоголя, азартных игр». [10].
Вывод:Подводя итог параграфа, можно так описать представителя современной российскойбизнес-элиты: мужчина, средних лет (40-55), занимающий руководящую должность(либо верхушка ведущего предприятия страны, либо Банка страны).
Современный нынешнийроссийский бизнесмен – один из самых интеллектуальных в мире. По даннымисследования 80-95% российской бизнес-элиты имеют высшее образование, 10% — кандидаты в доктора наук. 3% — имеют степень докторов наук.
Много бизнесменовокончили крупнейшие, лучшие учебные заведений нашей страны, например Бауманка,МГИМО, МГУ и др.
Для современногороссийского бизнесмена характерно непропорциональное распределение деловойсферы жизни, за счет других сфер – дома, семьи, дружеских отношений, досуга.
Современнаябизнес-элита относится к категории трудоголиков – их совокупная трудоваянагрузка в неделю превышает средний уровень на 15 часов. Переработки связаны,прежде всего, с их основным делом. Основным трудовым мотивом является высокийдоход (относительно важен мотив накопления полезных связей).
Одержимость работойначинает определять весь психический склад личности, мотивацию, стильповедения.
Хронический стресс иперенапряжение, патогенный (вызывающий заболевание) режим труда и отдыха, страхнасильственной смерти (зачастую вполне обоснованный), коммуникационныеперегрузки, многообразные семейные дисфункции, нездоровые способы снятиенервного напряжения с помощью алкоголя, азартных игр.
Представительбизнес-элиты умеет использовать новые, свежие специальные и социальные знания вразвитии нетрадиционных практик.
Социально-психологическаяситуация, в которой находится современный бизнесмен, формирует у него следующиепсихологические особенности:
· Рационалистичность
· Недоверчивость
· Автономизация
· Агрессивность
· Авторитарность
· Амбициозность
· Некритичность
· Экстрапунитивность
· суеверно-мистическая настроенность
· целеустремленность
Так же к числуличностных черт, обеспечивающих эффективную деятельность, в бизнесе, пособственным оценкам представителей бизнес-элиты, могут быть отнесены следующие:
· способностьбыстро принимать неожиданные решения;
· умениерисковать;
· коммуникативныепреимущества;
· агрессивностьхарактера;
· интуитивныеспособности;
· умениеработать с людьми;
· устойчивостьповеденческих и ценностных стратегий в различных ситуациях.
2.2 Ценностныеоснования стиля жизни современной российской бизнес-элиты
Материальное положение
Материальные позиции упредставителей бизнес-элиты высокие по всем показаниям. Достаточно активноделают сбережения, хотя формы сбережений не отличаются разнообразием.Фактически в их руках сосредоточена основная масса валютных сбережений.
Более высокий уровеньблагосостояния проявляется в покупках предметов длительного пользования,недвижимости. Вкладывают деньги в благотворительность, строительство и ремонтжилья, отдых за границей.
(Например: РоманАбрамович владеет пятью яхтами люкс-класса. В западных СМИ их называют «ФлотомАбрамовича». Сообщается, что одна из его яхт — Pelorus — оснащена системойпротиворакетной обороны, плазмогенератором и плазмометом, зениткой и лазернымголографическим проектором, вертолётом и подлодкой для бегства в случаеопасности.
Емупринадлежит частный Боинг 767-33A/ER, известный как «Бандит» из-задеталей покраски кабины.
В сентябре2008 года Airbus завершили свой новый частный самолет для Абрамовича —A340-313X. Он также владеет тремя вертолетами Eurocopter.
В 2004 годуАбрамович купил два бронированных лимузина Maybach 62 стоимостью 1 млн фунтовстерлингов. Абрамович владеет Ferrari FXX, стоимостью 2,2 млн долл. всегопроизведено 30 таких автомобилей. Он также владеет Bugatti Veyron, MaseratiMC12 Corsa, Ferrari 360 и модифицированный Porsche Carrera GT. Также владеетмотоциклом Ducati, обтекатели которого покрашены в цвета российского флага(триколор) и нанесена аэрография в виде золотого двуглавого орла времён царскойРоссии).
Семейные отношения
По данным исследованиямедицинского центра управления делами президента РФ, проведенного в 2009г, практическивсе респонденты отмечают многообразие нарушения семейных отношений. Так как сфераделовых отношений почти полностью вытеснила из жизни все остальное.Бизнесмены-мужья проводят с семьей крайне мало времени. «Но, даже находясьдома, они поглощены своими проблемами, мыслями, состоянием, всячески избегаяконтактов с женой и детьми. Часто в семью привносится привычный авторитарныйстиль поведения, повышается уровень конфликтности, нарастает взаимнаянеудовлетворенность супругов». [10]. В сложной психологической ситуацииоказываются жены бизнесменов. Они порой с трудом адаптируются к резко выросшемусоциальному статусу семьи. Их внешний вид, домашняя обстановка, досуг,образование ребенка должны теперь соответствовать новому положению в обществе.С большей частью этих проблем женщина вынуждена справляться сама. «Не имеяопыта ведения большого хозяйства, управления прислугой, она оказывается невсегда успешной и получает от мужа обвинения в безделье, поскольку формальноона не работает». [10]. Эмоциональные отношения супругов часто становятся отчужденнымии холодными. Измены, алкоголь, поглощенность мужа своей, отдельной деловойжизнью расстраивают отношения супругов. «Однако, задумываясь о разводе,женщина обнаруживает себя в ловушке финансовой зависимости: она уже успелапривыкнуть к высокому уровню доходов и услуг, боится их потерять,самостоятельно достичь такого уровня не в состоянии, но и сохранять брак толькоиз-за денег для нее оскорбительно. В этих условиях женщина обычно начинает либосамоутверждаться, подыскивая работу, что также не способствует укреплениюсемьи, либо сдается под напором жизненных обстоятельств, теряя интерес к жизни».Клинически у жен бизнесменов отмечается множество невротических расстройствразной степени тяжести, наиболее часто встречается «депрессивный синдром,нередки ипохондрические состояния, когда пациентка готова бесконечно проходитьдорогостоящие диагностические обследования в лучших медицинских центрах». [10].Отношения бизнесменов-отцов с детьми в большинстве случаев становятся такжеэмоционально холодными. Сердечное тепло и заботу они стараются заменить щедрымиподарками и престижным образованием. Нередко дети сами осознают, что родителиот них «откупаются». «Для них становится характернымпсихопатоподобное поведение, повышенная агрессивность, инфантильность, падениеинтереса к жизни, особенно в подростковом возрасте, раннее употреблениенаркотиков и т. п». [10].
Ценностные предпочтения
По даннымсоциологических опросов бизнесмены на первое место ставят не деньги ибогатство, а «возможность иметь собственно дело, быть хозяином своейсудьбы», желание найти новое применение своим знаниям. Способностямумениям", «успех во всех своих начинаниях», иметь подлиннуюсамостоятельность в жизни и труде.
Деньги сами по себе безих общественного признания теряют ценность. Поэтому представители бизнес-элитывынуждены считаться с требованиями общества. И чем более цивилизованно данноеобщество, тем более бизнесмен разборчив в средствах достижения успеха. «Наданном этапе развития культуры в России предопределило, что бизнес-элита неглушится ни чем в достижении поставленной цели».
Отвечая на вопрос:«Меняют ли деньги человека?» — опрошенные сотрудниками института РАНисследователями представители бизнес-элиты расслоились на три группы:
· лица,признающие богатство как значимую для себя ценность;
· бизнесмены,которые не отмечают существенного влияния богатства на себя и считают богатствоценным, но для обеспечения своей свободы, внутреннего комфорта, независимости;
· лица,которые «демонстративно» стремятся не замечать богатства и неиспользуют его возможности для собственного блага, сохраняя привычки, нормыпотребления, стиль жизни практически неизменными. Исключение составляют членысемьи: жены, дети, другие родственники. Именно они оказываются теми субъектами,которые в большей степени ощущают изменение уровня жизни, порой за счет потери«частоты контакта» с людьми бизнеса.
«Мы достигли тогоуровня богатства, которое позволяет жить в этой стране, — отмечает один избизнесменов, — нет проблем в бытовом плане. Уже нет. Из этого мы выскочили. Этоне обсуждается. Можно жить и не работая, и хватит до конца дней. Многие неиспытывают никаких проблем, и тем не менее все равно ковыряются. Человек большебогатства… Уважение какое-то важно. Что касается меня лично, то я не ощущаюникакого отношения к богатству. То, что я не умею делать — тратить деньги. Естьлюди, которые умеют. Я не умею. Это должно быть с детства. Настоящее восприятиебогатства приходит в третьем поколении… Надо иметь желания, соответствующиеденьгам, а они не возникают. Пятизвездочному отелю предпочитаю спокойнуюатмосферу домашнего пансиона. Я хочу жить так, как привык...» — этоутверждение президента одной из крупнейших фирм указывает на важный социальныйфеномен: богатство как ценность является не только материальная составляющаяжизни человека (в частности, представителя бизнес-элиты), иногда оно должнопройти долгий «ценностный путь» внутри самой личности, «чтобысформировать особый уклад жизни, где произойдет „плавная“ смена однихценностных установок на другие». [12, 46].
Если одни бизнесменыотмечают свое безразличное отношение к богатству, то другие подчеркивают егопозитивное влияние на собственную личность — данные социлогического опросаИнститута социологии РАН 2008 года. «Богатство, — отмечает Аркадий Злочевский,президент Российского зернового союза, — очень ценная вещь. Я когда-то былубежден, что богатство меняет человеческие качества в худшую сторону. Низкийуровень достатка делает человека более черствым, более злым. Мы это знали излитературы, из того, что нам внушали и говорили о богатстве, и мы привыкли кэтому. На практике я убедился, что это полный абсурд. Все как раз наоборот. Ямогу сказать это о себе и о других. Когда имееть возможность, почему бы несделать хорошо другим… Здесь очень важно, на мой взгляд, как сочетаются вчеловеке три качества — богатство, зависть и обида. Если последние два невыражены, богатство делает тебя лучше. Я никогда никому не завидовал и ни накого не обижался».
Итак,видимо, многие российские бизнесмены, став богатыми за относительно короткийпериод времени, оказались ценностно весьма неподготовленными к новому ощущениюжизни и пока не сформировали «внутреннюю картину богатства», безкоторой богатство остается только материальным фактором.
«Богатство,- отмечает Петр Зрелов, президент АО „Диалог“, — это очень трудно, ия не знаю как к нему относиться». [4, 48]
Согласноданным социологического опроса [11] вне конкуренции у представителейбизнес-элиты ценности, связанные с:
· семьей
· личнойбезопасностью
· экологией
· служениеобщим интересам общества
· защитанациональных интересов (как в геополитическом смысле, так и при решениивнутренних проблем).
По даннымсоциологического опроса Медицинского центра управления делами президента РФ,проведенного в 2009г, 80-90% опрошенных представителей бизнес-элиты заявляют,что для них очень важно чувствовать себя в безопасности. Не ощущать угрозунасилия, жить в экологически чистой среде, иметь крепкую семью, воспитыватьхороших детей.
По данным опроса,проведенного сотрудниками Института социологии РАН, для бизнесменов немаловажнуюроль играют чувство собственной безопасности, самоуважения, уверенности.
(Например: «Согласносведениям, обнародованным The Sunday Times, личная охрана Р. Абрамовича в 2007достигла 40 профессиональных специалистов по безопасности: в Великобританиинаходится около 20-и; аналогичное число сопровождает его в вояжах на его яхтах,зарубежных путешествиях и поездках в Россию. Такая „частная армия“примерно в 8 раз больше размера стандартного подразделения личной охраны истоит предположительно 1,2 млн фунтов стерлингов в год» [13]).
Этика
На вопрос: «Что Высчитаете недопустимым в бизнесе? За какую черту нельзя переходить?» — получены ответы от 300 лидеров фирм, которые распределились следующим образом:
· непорядочность-43%
· физическоенасилие — 9%
· выходза рамки Уголовного кодекса -8 %
· пускатьпыль в глаза — 4%
· дискредитацияконкурента — 2%
· вторжениев личную жизнь — 1%
· иное- 1%
· затрудняюсьс ответом -24%
С одной стороны,обращает на себя внимание преобладание в этических позициях традиционныхэтических выборов, с другой — налицо тревожная тенденция — четвертьреспондентов не могут осознать и определить этические принципы, которыми онируководствуются в повседневной деловой практике. Несформированность этическогокодекса российского бизнеса имеет сложную природу. («Парадокс российскогобизнеса состоит в том, что этичность или неэтичность тех или иных поступковчасто не определяется личностным выбором, признанием или непризнанием субъектомобщественных моральных норм. Дело обстоит сложнее, поскольку характер поступковдиктуется прежде всего необходимостью выживания предпринимателя в условияхнесовершенных законов, зачастую аморального поведения государственногоаппарата. Лишь создание цивилизованных условий для бизнеса, для егоустойчивости в России, создаст равные возможности для этического выбора»).[4, 50]
Современный бизнес (вчастности, российский бизнес) втянут во множество связей и отношений: спотребителями и экспертами, партнерами и конкурентами, кредиторами иинвесторами, властями и консультантами, журналистами и общественнымиорганизациями. Немаловажное значение в этой системе связей и отношений играютспонсорство, патронаж и благотворительность, связанные с организационной,экономической, прежде всего — финансовой поддержкой проектов и программ всоциальной сфере, науке, образовании, культуре, искусстве, деятельностисоответствующих учреждений и организаций, коллективов, начинаний, инициативныхгрупп, отдельных лиц. Нередко эти проекты и программы далеко выходят за рамкисферы непосредственной деятельности коммерческих, промышленных, торговых фирм.
Социальнаяответственность бизнесмена многогранна. Она включает в себя:
· имущественнуюответственность перед инвесторами, акционерами и кредиторами за ихсобственность;
· передпотребителями и клиентами — ответственность за качество товаров и услуг;
· передработниками – ответственность за рабочие места, занятость, охрану труда;
· переднаселением – за охрану и восстановление окружающей среды;
· передгосударством – за соблюдение законов, включая уплату налогов;
Социальнаяответственность современного бизнесмена возможна только при ряде условий:
· главное– это возможность бизнесмена принимать самостоятельные решения, ответственностьне может быть «обязаловкой», из-под палки или из-под«дубины», которая в руках власти и которой эта власть«пользуется один раз», или требований «делиться надо»;
· ответственностьэто и понимание последствий самостоятельно принятых решений – следствий ирезультатов как непосредственных, так и последующих, опосредованных;
· способностьвидеть цели и смысл развития бизнеса в контексте развития общества;
· желаниепринимать решения, способствующие развитию общества.
Благотворительность
Очень важным (не толькос этической точки зрения) аспектом поведения предпринимателя сегодня, каквпрочем, и столетия назад, является благотворительность.
Благотворительность –универсальная общечеловеческая ценность, один из важнейших атрибутовгражданского общества. Благотворительность позволяет обществу обслуживать своиинтересы напрямую, без посредничества государства. Благотворительностьобеспечивает перераспределение доходов от наиболее имущих к наименее имущимгражданам кратчайшим путем и в кратчайшие сроки. Благотворительность все большестановится инструментом, посредством которого общество удовлетворяет своиосновные социальные, общечеловеческие потребности. Понятие«благотворительности» в сознательном аспекте имеет чрезвычайноширокий ареал действия.
В ходе опрос,проведенного в мае 2009 года, Обнинским Ресурсным центром, респондентамзадавалось 3 вопроса:
1. Занимались ли Выкогда-либо благотворительностью? 2. Если да, то в какой форме это выражалось? 3.Если нет, то по какой причине?
На вопрос: «Занималисьли Вы когда-либо благотворительностью?» 44% опрошенных респондентов далиответ «Да» и 56% дали ответ «Нет». При ответе на второйвопрос («Если да, то в какой форме это выражалось?») ресурсный центрполучил следующие данные: Выделение денег — 48 %; Подарки в виде готовойпродукции — 20%; Скидки на продукцию предприятия — 18%; Бесплатные услуги попрофилю работ — 7%; Предоставление помещений — 5%; Занимаюсь благотворитворительностьюнеофициально — 2%. И при ответе на третий вопрос («Если нет, то по какойпричине?») ресурсный центр г.Обнинска получил следующие данные: Не хватаетденег — 63%; Не задумывался об этом — 34%; Принципиально — 3%.
Практически половина опрошенныхреспондентов (представители бизнес-элиты), попавших в сферу исследованияресурсного центра г.Обнинска, занимаются в той или иной степениблаготворительной деятельностью. А принципиально отказываются от этого всеголишь несколько процентов опрошенных. Можно заметить, что среди респондентовпопадались даже такие, кто занимается благотворительностью«неофициально», т.е. никак не заявляя об этом, видимо, этипредприниматели вполне удовлетворены самим фактом оказания помощи другомучеловеку, не требуя за это никакого общественного признания, а ведь в этом и состоитсуть благотворительности. Мотивы благотворительной деятельности:
· человеческие(действительно надо помогать, особенно когда у тебя есть ресурсы и ты можешьсебе это позволить);
· мотивы,связанные с внутренним и внешним пиаром
Мнения
Бизнес-элита независимав суждениях, «право каждого из них видеть ситуацию, таким образом, как ониее понимают». Умеют найти «дипломатические концепции для своихпозиций», даже если эти концепции расходятся с общепризнанной точкойзрения.
Современный бизнесмен умеетвыполнять свои обещания и поручительства, держит слово. Верность слову включаетв себя выполнение элементарных устных обязательств (прийти куда-то вовремя), исложных, зафиксированных в контрактах договорённостей.
Исследованияпоказали, что представители бизнес-элиты не готовы к построению моделей. «Личностно-мотивационныйотказ от прогностических моделей объясняется, не только сложностью прогнозныхконструкций, но и неопределенностью существования российского бизнеса. Такимобразом, предрасположенность его лидеров жить и действовать в ситуации „здесьи сейчас“, с одной стороны, и неопределенность существования российскогобизнеса, с другой, — обусловили психологический отказ от построения моделейбудущего России у большинства наших респондентов». [10].
Вывод: Материальныепозиции у представителей бизнес-элиты высокие по всем показаниям. Онидостаточно активно делают сбережения, хотя формы сбережений не отличаютсяразнообразием. Фактически в руках бизнес-элиты сосредоточена основная массавалютных сбережений.
Более высокий уровеньблагосостояния проявляется в покупках предметов длительного пользования,недвижимости. Вкладывают деньги в благотворительность, строительство и ремонтжилья, отдых за границей.
Практически всереспонденты отмечают многообразие нарушения семейных отношений. Так как сфераделовых отношений почти полностью вытеснила из жизни все остальное.Бизнесмены-мужья проводят с семьей крайне мало времени. Эмоциональные отношениясупругов часто становятся отчужденными и холодными. Измены, алкоголь,поглощенность мужа своей, отдельной деловой жизнью расстраивают отношениясупругов.
Бизнесмены на первоеместо ставят не деньги и богатство, а возможность иметь собственно дело, быть «хозяиномсвоей судьбы».
Деньги сами по себе безих общественного признания теряют ценность. Поэтому представители бизнес-элитывынуждены считаться с требованиями общества. И чем более цивилизованно данноеобщество, тем более бизнесмен разборчив в средствах достижения успеха.
Согласноданным социологического вне конкуренции у представителей бизнес-элиты ценности,связанные с:
· семьей
· личнойбезопасностью
· экологией
· служениеобщим интересам общества
· защитанациональных интересов (как в геополитическом смысле, так и при решениивнутренних проблем).
Не допустимым в бизнесеявляется:
· непорядочность;
· физическоенасилие;
· выходза рамки Уголовного кодекса;
· пускатьпыль в глаза;
· дискредитацияконкурента;
· вторжениев личную жизнь;
· идр.
Современный бизнес (вчастности, российский бизнес) втянут во множество связей и отношений.Немаловажное значение в этой системе связей и отношений играют спонсорство,патронаж и благотворительность.
Социальнаяответственность бизнесмена многогранна. Она включает в себя:
· имущественнуюответственность перед инвесторами, акционерами и кредиторами за ихсобственность;
· передпотребителями и клиентами — ответственность за качество товаров и услуг;
· передработниками – ответственность за рабочие места, занятость, охрану труда;
· переднаселением – за охрану и восстановление окружающей среды;
· передгосударством – за соблюдение законов, включая уплату налогов;
Очень важным аспектомповедения предпринимателя сегодня является благотворительность.
Мотивыблаготворительной деятельности:
· человеческие(действительно надо помогать, особенно когда у тебя есть ресурсы и ты можешьсебе это позволить);
· мотивы,связанные с внутренним и внешним пиаром;
Бизнес-элита независимав суждениях, «право каждого из них видеть ситуацию, таким образом, как ониее понимают». Умеют найти «дипломатические концепции для своихпозиций», даже если эти концепции расходятся с общепризнанной точкойзрения.
Современный бизнесмен умеетвыполнять свои обещания и поручительства, держит слово. Верность слову включаетв себя выполнение элементарных устных обязательств (прийти куда-то вовремя), исложных, зафиксированных в контрактах договорённостей.
Заключение
1. Определениероссийской бизнес-элиты 2000-2010 гг.
Бизнес-элита— это верхушка крупных предпринимателей, которые благодаря своему финансовомумогуществу и наличию экономических ресурсов оказывают существенное влияние напринятие общегосударственных решений. Бизнес-элита нельзя приравнять к группекрупных бизнесменов. К бизнес-элите элитологи относят акционеров (а иногда именеджеров) тех предприятий и банков, которые занимают высшие строчки врейтингах экономических журналов (т.е, это главы тех предприятий и банков,которые оказывают наибольшее влияние на экономическое, политическое развитиестраны).
Бизнес-элита образуетобособленную группу с четко выраженными качественными признаками, сама группаобладает повышенной внутренней неоднородностью.
Согласованностьпризнаков в группе бизнес-элиты весьма высока. Они заметно обходят другиегруппы и по уровню образования, и по всем параметрам материальногоблагосостояния, и по основным формам социально-экономической активности.
Представители этойгруппы:
· болееактивны,
· болеекоммуникабельны и мобильны
· имеютвнутренний социальный стержень
· способныгенерировать и воплощать новые идеи
· рациональномыслящие, с сильными мотивами личной выгоды
· расчетливыеи предприимчивые
· готовыидти на риск, с ощущение личной ответственности за свои действия
· имеютсвязи в чиновничьих кругах
· имеютопределенные материальные и трудовые ресурсы
2. Понятие«Стиль жизни».
Стиль жизни – это определенныйтип, стандарт, отличная чертя, характерная манера поведения людей, субъективнаясторона человеческой деятельности, выражающиеся в мотивах, формах и ориентацияхрешений, поступков, повседневном поведении индивида, его семьи, социальнойгруппы или слоя.
Жизненный стиль (или «стильжизни») — исторически изменчивая и исторически обусловленная категория,прошедшая путь трансформации от единого стиля жизни архаических обществ,характеризовавшихся естественной целостностью жизнедеятельности людей, кмножеству стилей современного общества.
О стиле жизнисудят по внешним формам бытия, в которые входит:
· образование
· организациярабочего времени (исполнение прямых служебных обязанностей),
· занятиявне сферы труда (культурное, интеллектуальное, физическое развитие и отдых),
· устройствобыта,
· манерыповедения (выработанное со временем поведение, имеющее свои определенныекачественные характеристики),
· ценностныепредпочтения,
· мнения
· вкус(некая специфическая особенность восприятия прекрасного)
3. Характеристикусоциально-демографического портрета современной российской бизнес-элиты.
Современный нынешнийроссийский бизнесмен – один из самых интеллектуальных в мире. По даннымисследования 80-95% российской бизнес-элиты имеют высшее образование, 10% — кандидаты в доктора наук. 3% — имеют степень докторов наук.
Много бизнесменовокончили крупнейшие, лучшие учебные заведений нашей страны, например Бауманка,МГИМО, МГУ и др.
Для современногороссийского бизнесмена характерно непропорциональное распределение деловойсферы жизни, за счет других сфер – дома, семьи, дружеских отношений, досуга.
Современнаябизнес-элита относится к категории трудоголиков – их совокупная трудоваянагрузка в неделю превышает средний уровень на 15 часов. Переработки связаны,прежде всего, с их основным делом. Основным трудовым мотивом является высокийдоход (относительно важен мотив накопления полезных связей).
Одержимость работойначинает определять весь психический склад личности, мотивацию, стильповедения.
Социально-психологическаяситуация, в которой находится современный бизнесмен, формирует у него следующиепсихологические особенности:
· Рационалистичность
· Недоверчивость
· Автономизация
· Агрессивность
· Авторитарность
· Амбициозность
· Некритичность
· Экстрапунитивность
· суеверно-мистическая настроенность
· целеустремленность
· способностьбыстро принимать неожиданные решения;
· умениерисковать;
· коммуникативныепреимущества;
· агрессивностьхарактера;
· интуитивныеспособности;
· умениеработать с людьми;
· устойчивостьповеденческих и ценностных стратегий в различных ситуациях.
4. Ценностныеоснования стиля жизни современной российской бизнес-элиты.
Материальные позиции упредставителей бизнес-элиты высокие по всем показаниям. Они достаточно активноделают сбережения, хотя формы сбережений не отличаются разнообразием.Фактически в руках бизнес-элиты сосредоточена основная масса валютныхсбережений.
Практически всереспонденты отмечают многообразие нарушения семейных отношений. Так как сфераделовых отношений почти полностью вытеснила из жизни все остальное.Бизнесмены-мужья проводят с семьей крайне мало времени. Эмоциональные отношениясупругов часто становятся отчужденными и холодными. Измены, алкоголь,поглощенность мужа своей, отдельной деловой жизнью расстраивают отношениясупругов.
Бизнесмены на первоеместо ставят не деньги и богатство, а возможность иметь собственно дело, быть «хозяиномсвоей судьбы».
Деньги сами по себе безих общественного признания теряют ценность. Поэтому представители бизнес-элитывынуждены считаться с требованиями общества. И чем более цивилизованно данноеобщество, тем более бизнесмен разборчив в средствах достижения успеха.
Согласноданным социологического вне конкуренции у представителей бизнес-элиты ценности,связанные с:
· семьей
· личнойбезопасностью
· экологией
· служениеобщим интересам общества
· защитанациональных интересов (как в геополитическом смысле, так и при решениивнутренних проблем).
Не допустимым в бизнесеявляется:
· непорядочность;
· физическоенасилие;
· выходза рамки Уголовного кодекса;
· пускатьпыль в глаза;
· дискредитацияконкурента;
· вторжениев личную жизнь;
· идр.
Очень важным аспектомповедения предпринимателя сегодня является благотворительность.
Мотивыблаготворительной деятельности:
· человеческие(действительно надо помогать, особенно когда у тебя есть ресурсы и ты можешьсебе это позволить);
· мотивы,связанные с внутренним и внешним пиаром;
Бизнес-элита независимав суждениях, «право каждого из них видеть ситуацию, таким образом, как ониее понимают». Умеют найти «дипломатические концепции для своихпозиций», даже если эти концепции расходятся с общепризнанной точкойзрения.
Современный бизнесмен умеетвыполнять свои обещания и поручительства, держит слово. Верность слову включаетв себя выполнение элементарных устных обязательств (прийти куда-то вовремя), исложных, зафиксированных в контрактах договорённостей.
Гипотеза данной работы:(на стиль жизни бизнес-элиты очень большое влияние оказывает их трудоваядеятельность (непропорциональное распределение деловой сферы жизни, за счетдругих сфер), одержимость работой начинает определять весь психический складличности, мотивацию, стиль поведения – стиль жизни в целом) подтверждена.(Действительно, трудовая деятельность бизнесмена определяет стиль жизни).
Список используемойлитературы
1. АбульхановаК. А. Российскийменталитет: кросс-культурный и типологический подходы [Текст] / К.А.Абульханова// Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики // Под ред.К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой — М: Изд. ИП РАН, 1997.С. 7 – 37.
2. КуколевИ.В Российскаябизнес-элита в центре экономических преобразований [Текст] / И.В.Куколев //Курс элитологии // Под ред. Ашина Г.К., Охотского Е.В. М.: РАГС, 1999, с.276—291.
3. КосалсЛ.Я Социологияперехода к рынку в России [Текст] / Л.Я.Косалс., В.Р.Рывкина // Социология вРоссии/ под ред. В.А. Ядова. — М., 1998. с. 294—297.
4. КрыштановскаяО.В Бизнес-элита и олигархи: итоги десятилетия [Текст] / О.В.Крыштановская // МирРоссии. Трансформация бизнес-элиты в России: 1998 – 2002. — 2002.- № 4, с.36 –58.
5. ЧириковаА. Е. Человек больше богатства. Этическое измерение лидеров российскогопредпринимательства [Текст] / А.Е.Чирикова // Социологические исследования –2008. — № 3, с.78 – 90.
6. Пряжников Н.С. Этика –основа репутации бизнесмена [Текст] / Н.С.Пряжников, Е.Ю.Пряжникова // учеб.пособие для вузов / под ред. Н.С.Пряжникова, 2001 г — с. 476 — 480
7. Справочникюриста. Электронная библиотека [Электронный ресурс] / Режим доступа:for-expert.ru/book_gp/65.shtml, свободный. — Загл. с экрана. – Языкрусский.
8. ОсиповГ.В стиль жизни [текст] / Социология: словарь-справочник. Т. 1. Социальнаяструктура и социальные процессы // под ред. Г.В. Осипова, М.: Наука, 1990. –203 с.
9. ФроловаИ.Т стиль жизни [Текст] / Философский энциклопедический словарь // под ред.И.Т.Фролова М.: Советская энциклопедия, 1973. С. 654
10. Управлениеделами Президента РФ Федеральное государственное учреждение Учебно-научныймедицинский центр [электронный ресурс] / официальный сайт // Режим доступа:www.unmc.su/index.html, свободный – Загл.с экрана – язык русский
11. Bishel.ruПомощь бизнесу [Электронный ресурс] / Режим доступа:www.bishelp.ru/svoe_delo/index.php, свободный – Загл.с экрана – языкрусский, английский
12. КармадоновО.А. Престиж и пафос как жизненные стратегии социоэкономической группы [Текст]/ О.А.Кармадонов // Социологические исследования – 2001 — № 1. С. 42 — 64
13. Википедия[Электронный ресурс] / Режим доступа, свободный – Загл. с экрана. – язык русский
14. ОсадчаяГ.И Стиль жизни молодых граждан: трансформация и региональная дифференциация[Текст] / Г.И.Осадчая // Социологические исследования – 2002 — № 10. С. 26 –40.
15. ИноСМИ.Ru[Электронный ресурс] / Режим доступа: www.ng.ru/ideas/2003-07-30/11_50_pol.html,свободный – Загл.с экрана. – язык русский
16. УчреждениеРоссийской академии институт социологии [Электронный ресурс] / официальный сайт// Режим доступа: www.isras.ru/isras.html?el_id=1727, свободный – Загл.сэкрана – язык русский
17. ПозняковВ.П. Российские предприниматели в изменяющемся обществе: региональные и гендерныеособенности / В.П.Позняков // Вестник РГНФ. — 2008. — №4. с. 208-213
18. Ресурсныйцентр [Электронный ресурс] / Режим доступа:www.laos.obninsk.ru/Arxiv/opr.html, свободный – Загл.с экрана – языкрусский
Приложение А.«Рейтинг бизнес-элиты, оказывающих наибольшее влияние на экономику страны»
Статистическиеданные, Агентство экономических новостей и «Независимая газета»,апрель 2009 г.№ ФИО Рейтинг Очень сильное влияние 1 Миллер Алексей Борисович Председатель совета директоров «Газпром» (бывшая «Сибнефть») 4,35 2. Якунин Владимир Иванович Президент ОАО «РЖД» 4,28 3. Дерипаска Олег Владимирович «Базовый элемент», «ОК РУСАЛ» 4,20 4. Абрамович Роман Аркадьевич портфельный инвестор Evraz Group 4,19 5-6 Алекперов Вагит Президент ОАО «ЛУКойл» 4,17 5-6 Ковальчук Ю.В Президент ОАО «Банк России» 4,17 7. Фридман М.М консорциум «Альфа-групп», ТНК-ВР 4,12 8. Тимченко Г.Н. компания Gunvor, портфельный инвестор 4,07 9. Усманов А.Б «Газпроминвестхолдинг», «Металлоинвест» 4,04 10. Чемезов С.В. «Ростехнологии» 4,01 Cильное влияние 11. Пугачев С.В. Совфед, Объединенная промышленная корпорация 3,93 12. Дмитриев В.А. Внешэкономбанк 3,74 13. Греф Г.О. Сбербанк РФ 3,63 14. Прохоров М.Д Группа «Онэксим» 3,62 15. Потанин В.O. «Интеррос» 3,57 16. Богданов В.Л. «Сургутнефтегаз» 3,51 17. Костин А.Л. ВТБ 3,48 18–19 Евтушенков В.П. АФК «Система» 3,46 18-19 Стржалковский В.И. «Норильский никель» 3,46 20. Рашников В.Ф. Магнитогорский металлургический комбинат 3,44 21-22 Токарев Н.П. «Транснефть» 3,41 21-22 Вексельберг В.Ф. портфельный инвестор 3,41 23. Чубайс А.Б. 3,35 24. Авен П.О. Альфа-банк 3,31 25. Боллоев Т.К. «Олимпстрой 3,23 26. Керимов С.А. Совфед, „Нафта-Москва“, портфельный инвестор 3,10 27. Хан Г.Б. ТНК-ВР 3,07 Среднее влияние 28. Мордашов А.А. »Северсталь" 2,91 29. Задорнов М.М. ВТБ 24 2,87 30. Лисин В.С. Новолипецкий металлургический комбинат 2,81 31. Батурина Е.Н. «ИНТЕКО» 2,73 32. Ротенберг А.Р. портфельный инвестор, «Стройгазмонтаж» 2,67 33. Акимов А.И. Газпромбанк 2,65 34. Зюзин И.В. стальная группа «Мечел» 2,51 35. Дюков А.В. «Газпром нефть» 2,49 36-37 Абрамов А.Г. Evraz Group 2,45 36-37 Цветков Н.А. финансовая корпорация «УРАЛСИБ» 2,45 38. Погосян М.А. АХК «Сухой», РСК «МиГ» 2,39 39. Когогин С.А. «КАМАЗ» 2,38 40. Комаров И.А. «АВТОВАЗ» 2,31 41. Вьюгин О.В. МДМ-банк 2,23 42. Савельев В.Г. «Аэрофлот – Российские авиалинии» 2,21 43. Лебедев А.Е. Национальная резервная корпорация 2,20 44-45 Рыболовлев Д.Е. портфельный инвестор, «Уралкалий» 2,18 44-45 Андреев Ф.Б. АЛРОСА 2,18 46. Худайнатов Э.Ю. «Роснефть» 2,17 47. Варданян Р.К. «Тройка Диалог» 2,15 48. Артемьев А.О. Пивоваренная компания «Балтика» 2,12 49-50 Бородин А.Ф. Банк Москвы 2,10 49-50 Яковлев В.Г. «Мосэнерго» 2,10
Примечание:Средняя оценка означает: от 0 до 1 балла – «минимальное влияние», от1 до 2 баллов – «слабое влияние», от 2 до 3 баллов – «среднеевлияние», от 3 до 4 баллов – «сильное влияние», от 4 до 5 баллов– «очень сильное влияние».
Приложение Б. «Высшееобразование»
Статистические данные,Агентство экономических новостей и «Независимая газета», апрель 2009г.Одно высшее образование Два высших образования Три высших образования 38 10 2 Что заканчивали? Наименование высшего учебного заведения Кол-во человек Наименование высшего учебного заведения Кол-во человек МГУ им. М. В. Ломоносова 9 Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова 3 Инженерно-экономический институт им.П.Тольятти (ранее Ленинградский инженерно-экономический институт им. П.Тольятти (ЛИЭИ). 3 Механический институт Имени Д. Ф. Устинова (ранее Ленинградский механический институт) 3 Московский институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова 2 Финансовая академия при Правительстве РФ (ранее Московский финансовый институт) 2 Московский институт стали и сплавов 2 Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ) 2 Санкт-Петербургский государственный университет (ранее ЛГУ Ленинградский государственный университет) 2 Санкт-Петербу́ргский госуда́рственный университе́т (ранее Ленинградский государственный университет им. А.А. Жданова) 2 МГИМО 2 Московский технологический институт пищевой промышленности 1 Московский государственный институт международных отношений МИД России 1 Московский физико-технический институт 1 Московский энергетический институт 1 Московская государственная юридическая академия 1 Московский институт нефти и газа им. Губкина 1 Московский финансовый институт 1 Московский Медицинский Институт им. И.М. Сеченова 1 Московский химико-технологический институт им. Менделеева 1 Университет методологии знания (Москва) 1
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (ранее Ленинградский электротехнический институт) 1 Московский институт управления 1 Московского авиационного института 1 Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (ранее Ленинградский финансово-экономический институт им. Н. А. Вознесенского) 1 Ленинградский кораблестроительный институт 1 Национальный государственный университет физической культуры, cпорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта (ранее Ленинградский государственный университет физической культуры им. П. Ф. Лесгафта) 1 Военно-воздушная инженерная академия им. Н.Е. Жуковского 1 Краснознаменный институт КГБ СССР 1 Магнитогорский горно-металлургический 1 Тюменский государственный университет 1 Дагестанский государственный университет 1 Тамбовское высшее военное авиационное инженерное училище 1 Казанский государственный университет физический факультет 1 Иркутский институт народного хозяйства 1 Омский государственный университет 1 Тульский политехнический институт 1 Кузбасский политехнический институт 1 Тюменский индустриальный институт 1 Академия народного хозяйства (АНХ) 1 Пермский медицинский институт 1 Сибирский металлургический институт по специальности 1 Карагандинский политехнический институт 1 Аспирантуры 8 Кандидат экономических наук 6 Кандидат социологических наук 1 Кандидат педагогических наук 1 Кандидат географических наук 1 Кандидат физико-математических наук 1 Доктор экономических наук 6 Доктор технических наук 2 /> /> /> /> />