Реферат по предмету "Социология"


Структура социальных взаимодействий

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Генезиссоциального взаимодействия
1.1 Признакисоциального действия
1.2 Переход к социальному взаимодействию
1.3 Формы социальноговзаимодействия
2. Структура социальноговзаимодействия
2.1 Типология и сферы социальноговзаимодействия
2.2 Целеполагание ицелеосуществление
2.3 Концепции социального взаимодействия
Заключение
Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ
Актуальностьюработы является причина того, что в современном обществе важное значениепридается оценке тех или иных действий индивидов. Каждый из нас ежедневносовершает множество поступков, давая при этом внутреннюю оценку своимдействиям. В то же время, любой из нас, volens-nolensсравнивает свои поступки со шкалой моральных ценностей цивилизованногообщества. Если критерии отнесения поступков к моральным/аморальным изучаютсяэтикой, то взаимооценка действий и поступков людей входит в предмет социологии.Что же такое действие и что такое социальное действие, мы и попытаемсярассмотреть в данной контрольной работе.
Объектработ – социальное действие и социальное взаимодействие.
Предметомработы является структура социальных взаимодействий.
Цельработы – ознакомиться с теоретическими основами социального взаимодействия,изучить его структуру, проследить взаимоотношение теории и практики данногоаспекта социальной действительности.
Задачи:
1.Описать генезис социального взаимодействия, выделив признаки социальногодействия и переход к социальному взаимодействию.
2.Структурировать социальное взаимодействие, показав типологию и сферы,целеполагание и целеосуществление социального взаимодействия.
3.Кратко обозначить основные концепции социального взаимодействия.
Методы:изучение социологической литературы, описание и наблюдение, анализ и синтез.

1. ГЕНЕЗИС СОЦИАЛЬНОГОВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1.1 Признакисоциального действия
Проблематикусоциального действия ввел Макс Вебер. Он дал следующее его определение:«Социальным является такое действие, которое в соответствии со своимсубъективным смыслом включает в действующее лицо установки на то, как будутдействовать другие и ориентируется в их направлении».
Важнейшим признакомсоциального действия является субъективный смысл — личностное осмыслениевозможных вариантов поведения. Во-вторых, важна сознательная ориентациясубъекта на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции. У Т.Парсонсапроблематика социального действия связана с выделением следующих признаков:
— нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм);
— волюнтаристичность (т.е. связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторуюнезависимость от окружающей среды);
— наличие знаковых механизмов регуляции.
В концепции Парсонса действиерассматривается как единичный акт и как система действия. Анализ действия какединичного акта связан с выделением актора (субъекта активного действия) и среды,состоящей из физических объектов, культурных образов и др. индивидов. Прианализе действия как системы действие рассматривается как открытая система(т.е. поддерживающая обмен с внешней средой), существование которой связано сформированием соответствующих подсистем, обеспечивающих выполнение рядафункций.
/>Вашедействие возможно лишь в рамках общества с определенным уровнем развитиякультуры и социальной структуры. С другой стороны, его описание, описаниеединичного действия возможно потому, что существует достаточно длительнаятрадиция исследований социального действия в социологии и философии.
Иными словами, и самодействие, и его описание становятся возможны только в результате вашейвключенности в жизнь общества.
 
1.2Переход к социальному взаимодействию
Тот факт, что отдельноедействие возможно лишь в рамках общества, что социальный субъект всегданаходится в физическом или мысленном окружении других субъектов и ведет себясообразно этой ситуации, отражает понятие социального взаимодействия.Социальное взаимодействие можно определить как систематические действиясубъектов, направленные друг на друга и имеющие целью вызвать ответноеожидаемое поведение, которое предполагает возобновление действия.Взаимодействие отдельных субъектов является и результатом развития общества, иусловием его дальнейшего развития.
Социология, описывая, объясняяи пытаясь прогнозировать поведение людей, — в учебном ли процессе, вэкономической ли деятельности или политической борьбе, прежде чем обратиться кэмпирическим исследованиям частных проблем, обращается к созданию теоретическоймодели этого поведения. Создание такой модели начинается с разработкипонятия социального действия, выяснения его структуры, функций и динамики.
Обязательнымикомпонентами структуры действия выступают субъект и объектдействия. Субъект — это носитель целенаправленной активности, тот, ктодействует, обладая сознанием и волей. Объект — то, на что направленодействие. В функциональном аспекте выделяются этапы действия:во-первых, связанный с целеполаганием, выработкой целей и, во-вторых, с ихоперационной реализацией. На этих этапах и устанавливаются организационныесвязи между субъектом и объектом действия.
Цель — идеальный образпроцесса и результата действия. Способность к целеполаганию, т.е. к идеальномумоделированию предстоящих действий, является важнейшим свойством человека каксубъекта действия. Реализация целей предполагает выбор соответствующих средстви организацию усилий для достижения результата.
Обстоятельстваповседневной жизни ежедневно сталкивают человека со многими другими людьми. Всоответствии со своими потребностями и интересами человек отбирает в этоммножестве тех, с которыми он вступает в различные взаимодействия.
Различаютследующие виды взаимодействий:
— контакты – кратковременные связи (купля-продажа, обменвзглядами на улице, разговор попутчиков в автобусе);
— социальные действия – действия человека, который вступает восознанные и рациональные связи и ориентируется на действиядругих людей, пытаясь достичь своих собственных целей. Это более сложная формасвязи между людьми, чем контакты. Любому социальному действию предшествуетсоциальный контакт. До совершения социального действия в сознании человека должновозникнуть устойчивое побуждение к активности (мотивация). Очевидно,что, совершая социальные действия, каждая личность испытывает на себе действиядругих (беседа, любое совместное действие).
В самом широкомзначении средство — это предмет, рассмотренный с точки зренияспособности служить цели, будь то вещь, навык, отношение или информация.Достигнутый результат выступает как новое состояние элементов,сложившихся в ходе действия — синтез цели, свойств объекта и усилий субъекта.При этом условием результативности выступает соответствие цели потребностямсубъекта, средств — цели и характеру объекта. В динамическом аспектедействие предстает как момент самовозобновляющейся деятельности субъекта наоснове возрастания потребностей.
Механизм реализациидействия помогает описать так называемая «всеобщая функциональная формуладействия»: потребности -> их отражение в (коллективном) сознании,выработка идеальных программ действия -> их операционная реализация в ходекоординируемой определенными средствами активности, создающая продукт,способный удовлетворить потребности субъектов и побуждающий новые потребности.
Подобно любойтеоретической модели, данное представление о социальном действии помогаетувидеть общую природу бесконечно многообразных действий и таким образом ужевыступает теоретическим инструментом социологического исследования. Однако длятого, чтобы обратиться к анализу частных проблем, необходимо дальнейшеечленение элементов этой модели. И, прежде всего в более детальныххарактеристиках нуждается субъект действия.
Субъектдействия может быть рассмотрен как индивидуальный или коллективный. Коллективнымисубъектами выступают разнообразные общности (например, партии). Индивидуальныйсубъектсуществует внутри общностей, он может отождествлять себя сними или вступать с ними в конфликт.
Контакт субъекта сосредой своего существования порождает потребности — особое состояниесубъекта, порожденное нуждой в средствах существования, объектах, необходимыхдля его жизни и развития, и таким образом выступающее источником активностисубъекта.
Существуют различныеклассификации потребностей. Общими чертами всех классификаций выступаютутверждение многообразия и возрастания потребностей и поэтапный характер ихудовлетворения. Так, подобно всякому живому существу, человек нуждается в пищии укрытии — это относится к физиологическим потребностям. Но столь женеобходимы ему признание и самоутверждение — это является уже потребностямисоциальными.
К важнымхарактеристикам субъекта действия относятся также совокупный жизненный ресурс,уровень притязаний и ценностные ориентации. Совокупный жизненный ресурсвключает ресурсы энергии, времени, природных и социальных преимуществ.
Люди располагаютразными жизненными ресурсами в зависимости от своего социального положения. Всевиды ресурсов по-разному проявляются и измеряются для индивидуальных иликоллективных субъектов, например, здоровье человека или сплоченность группы.
Социальное положение,наряду с индивидуальными качествами субъекта, определяет его уровеньпритязаний, т.е. сложность задачи и результат, на который он ориентируетсяв своих действиях. Эти ориентации субъекта относительно какой-либо сферыжизнедеятельности являются и ценностными ориентациями. Ценностныеориентации — это способ различения социальных явлений по степени их значимостидля субъекта. Они связаны с индивидуальным отражением в сознании человекаценностей общества. Устоявшиеся ценностные ориентации обеспечивают цельностьсознания и поведения субъекта.
Для описания источниковсоциального объекта используется также понятие интереса. В узкомзначении интерес подразумевает избирательное, эмоционально окрашенное отношениек действительности (интерес к чему-либо, интересоваться чем-то или кем-то).Широкое значение этого понятия связывает состояние среды, потребности субъекта,а также условия их удовлетворения. Т.е. интерес может бытьохарактеризован как отношение субъекта к необходимым средствам и условиям удовлетворенияприсущих ему потребностей. Это отношение объективно и должно быть осознаносубъектом. Большая или меньшая ясность осознания влияет на результативностьдействия. Возможно и действие вопреки своим интересам, т.е. вопреки своемуреальному положению. Понятие интерес используется в литературе применительно киндивидуальным и коллективным субъектам.
Потребности, интересы иценностные ориентации выступают факторами мотивации действия, т.е.формирования его мотивов как непосредственных побуждений к действию. Мотив — осознанное побуждение к действию, возникающее при осознании потребностей. Каквнутреннее побуждение мотив отличается от внешних побуждений — стимулов.Стимулы — дополнительные звенья между потребностью и мотивом, этоматериальные и моральные поощрения определенных действий.
Сознательный характердействия не исключает роли эмоциональных и волевых факторов. Соотношениерационального расчета и эмоциональных импульсов позволяет говорить о различныхтипах мотивации. Исследования мотивации широко представлены в социологиив связи с изучением трудовой и учебной деятельности. При этом выделяют уровнимотивации в зависимости от уровня потребностей.
Перваягруппа мотивов связана с социально-экономическим положением индивида.Сюда входят, прежде всего, мотивы обеспечения жизненных благ. Если этимотивы доминируют в действиях человека, то прослеживается его ориентация,прежде всего, на материальное вознаграждение. Соответственно повышаютсявозможности материального стимулирования. К этой группе относятся мотивыпризвания. Они фиксируют стремление человека к определенному роду занятий.Для человека в этом случае важно содержание его профессиональной деятельности.Соответственно и стимулирование будет связано с материальным вознаграждениемсамим по себе. Наконец, к этой же группе относят мотивы престижа. Онивыражают стремление человека занять достойное, по его мнению, положение вобществе.
Втораягруппа мотивов связана с реализацией предписанных и усвоенных индивидомсоциальных норм. Этой группе также соответствует широкий спектр побужденийк действию, от гражданских, патриотических до групповой солидарности или«чести мундира».
Третьюгруппу составляют мотивы, связанные с оптимизацией жизненного цикла.Здесь могут сменять друг друга стремления к ускоренной социальной мобильности ипреодолению ролевого конфликта.
Каждому роду занятий,даже каждому действию, соответствуют не один, а множество мотивов. Даже вчастном примере, который мы приводили выше, можно предположить, что побуждениек чтению не могло сводиться только к желанию получить оценку, или только кстремлению избежать неприятностей, или только к любознательности. Именномножественность мотивов обеспечивает положительное отношение к действию.
Мотивы действияорганизованы иерархически, какой-то из них является доминирующим. При этомисследователи зафиксировали для процесса обучения, например, обратную связьмежду силой утилитарных мотивов и успеваемостью и прямую — междунаучно-познавательными и профессиональными мотивами. Система мотивациидинамична. Она изменяется не только при смене занятий, но и внутри одного ихвида. Например, мотивы обучения изменяются в зависимости от года обучения.
В исследованиимотивации используются различные методы: опросы, эксперименты, анализстатистических данных… Так, результаты лабораторных экспериментов показываютизменение времени реакции в действиях, различных по своим мотивам. Аналогитаких экспериментов, хотя и без строгих методик, каждый из нас вероятно, имеетв своем жизненном опыте. Чем отчетливее и сильнее необходимость сделать что-то(курсовую работу к последнему сроку), тем выше способность сконцентрировать наэтом деле внимание, личные способности и организаторские таланты. Есливернуться к экспериментам лабораторным, то нужно отметить, что изменениебыстроты реакции — это психологическая характеристика.
Таким образом, важнейшиехарактерные черты мотивации действий — это множественность ииерархичность мотивов, а также их определенная сила и устойчивость.

1.3 Формы социального взаимодействия
Принятотакже различать три основные формы взаимодействия — кооперацию, конкуренцию иконфликт.
Кооперация — сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения общей задачи.Простейшим примером является перенос тяжелого бревна. Кооперация возникает тами тогда, где и когда становится очевидным преимущество объединенных усилий надиндивидуальными Кооперация подразумевает разделение труда.
Конкуренция — индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями(благами). Ими могут быть деньги, собственность, популярность, престиж, власть.Дефицитными они являются потому, что, будучи ограниченными, не могут бытьподелены поровну на всех. Конкуренция считается индивидуальной формой борьбы непотому, что в ней участвуют только индивиды, а потому что конкурирующие стороны(группы, партии) стремятся получить как можно больше для себя в ущерб другим.Конкуренция усиливается, когда индивиды осознают, что в одиночку они достигнутбольшего. Она является социальным взаимодействием потому, что люди обговариваютправила игры
Конфликт — скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон. Он может возникнуть ив кооперации, и в конкуренции. Соревнование перерастает в столкновение, когдаконкуренты пытаются помешать либо устранить друг друга из борьбы за обладаниедефицитными благами. Когда равные соперники, например, индустриальные страны,соревнуются за власть, престиж, рынки сбыта, ресурсы мирным путем, этоназывается конкуренцией. А когда это происходит не мирным путем, возникаетвооруженный конфликт — война.
Отличительнаячерта взаимодействия, которая отличает его просто от действия, это обмен.Любое взаимодействие есть обмен. Обмениваться можно чем угодно знакамивнимания, словами, значениями, жестами, символами, материальными предметами.
Структураобмена достаточно проста:
— агенты обмена — два или более человека;
— процесс обмена — совершаемые по определенным правилам действия;
— правила обмена — устанавливаемые устно или письменно предписания, допущения изапреты,
— предмет обмена товары, подарки, знаки внимания и т. п.;
— место обмена — заранее условленное или спонтанно возникшее место встречи.
Согласнотеории обмена Джорджа Хоманса, поведение человека в настоящий моментобусловлено тем, вознаграждались ли и как именно его действия в прошлом.
Онвывел следующие принципы обмена:
1)чем чаще вознаграждается данный тип действий, тем вероятнее, что он будетповторяться. Если он регулярно приводит к успеху, то мотивация к его повторениюувеличивается. И наоборот, он снижается в случае неудачи;
2)если вознаграждение (успех) за определенный тип действий зависит от тех илииных условий, то высока вероятность, что человек будет стремится к ним.Неважно, от чего вы получаете прибыль, — действуете ли легально или обходитезакон и укрываетесь от налоговой инспекции, — но прибыль, как и любые другоевознаграждение, будет толкать вас к повторению удачного поведения;
3)если вознаграждение велико, человек готов преодолеть любые трудности ради егополучения. Прибыль в 5% вряд ли стимулирует бизнесмена на подвиг, но ради 300%,отмечал в свое время К. Маркс, он готов совершить любые преступления;
4)когда потребности человека близки к насыщению, он все в меньшей и в меньшейстепени прилагает усилия к их удовлетворению. А это значит, что еслиработодатель несколько месяцев подряд платит высокую зарплату, то у работникаснижается мотивация увеличивать производительность.
ПринципыХоманса применимы к действиям одного человека и к взаимодействию несколькихлюдей, ведь каждый из них руководствуется в отношениях с другим одними и темиже соображениями
Вобщем виде социальное взаимодействие — сложная система обменов, обусловленныхспособами уравновешивания вознаграждений и затрат. Если предполагаемые затратывыше ожидаемого вознаграждения, люди вряд ли начнут взаимодействовать, когда ихк тому не принуждают. Теория обмена Хоманса объясняет социальное взаимодействиена основе свободного выбора.
Всоциальном обмене — так мы можем назвать социальное взаимодействие междувознаграждением и затратами — нет прямо пропорциональной зависимости. Иначеговоря, если вознаграждение увеличить в 3 раза, то в ответ индивид необязательно увеличит в 3 раза свои усилия. Часто так бывало, что рабочимувеличивали в 2 раза зарплату в надежде, что они увеличат во столько жепроизводительность. Но реальной отдачи не было они лишь делали вид, что стараются.По природе человек склонен экономить свои усилия и прибегать к этому в любойситуации, иногда идя на обман.
Такимобразом, под социальным взаимодействием понимается системавзаимообусловленных социальных действий, связанной циклической причиннойзависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременнопричиной и следствием ответных действий других субъектов.

2. СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
2.1 Типология и сферы социальноговзаимодействия
Взаимодействиеотличается от действия обратной связью. Действие, исходящее от индивида, можетбыть направлено и не направлено на другого индивида. Только действие,направленное на другого человека (а не на физический объект), вызывает обратнуюреакцию, следует квалифицировать как социальное взаимодействие.
Действиеможно подразделить на четыре вида
— физическое действие, например пощечина, передача книги, запись на бумаге;
— вербальное, или словесное, действие, например, оскорбление, выражение приветствия;
— жесты как разновидность действия: улыбка, поднятый палец, рукопожатие;
— мысленное действие выражается только во внутренней речи.
Примеры,подкрепляющие каждый вид действия, соответствуют критериям социальныхдействий М Вебера: они осмыслены, мотивированы, ориентированы на другого.
Социальноевзаимодействие включает первые три и не включает четвертый вид действия.
Врезультате мы получаем первую типологию социального взаимодействия (по видам):
— физическое;
— вербальное;
— жестовое.
Социальноевзаимодействие основано на социальных статусах и ролях. На этомоснована вторая типология социального взаимодействия по сферамжизнедеятельности:
— экономическая сфера — где индивиды выступают каксобственники и наемные работники, предприниматели, рантье, капиталисты,бизнесмены, безработные, домохозяйки;
— профессиональная сфера — где индивиды участвуют какводители, банкиры, профессора, шахтеры, повара;
— семейно-родственная сфера — где люди выступают в роли отцов,матерей, сыновей, кузин, бабушек, дядей, тетей, крестных отцов, побратимов,холостяков, вдов, новобрачных;
— демографическая сфера — контакты между представителями различныхполов, возрастов, национальностей и рас (национальность включается в понятиееще и межэтнического взаимодействия);
— политическая сфера — где люди противоборствуют илисотрудничают как представители политических партий, народных фронтов,общественных движений, а так же как субъекты государственной власти судьи,полицейские, присяжные, дипломаты и т. д.;
— религиозная сфера — контакты между представителями разныхрелигий, одной религии, а также верующих и неверующих, если по содержанию ихдействия относятся к области вероисповедания;
— территориально-поселенческая сфера — столкновения,сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, городскими и сельскими,временно и постоянно пролеживающими, эмигрантами, иммигрантами и мигрантами.
Итак,взаимодействие - двунаправленный процесс обмена действиями между двумяили более индивидами. Стало быть, действие всего лишь однонаправленноевзаимодействие.
Перваятипология социального взаимодействия основана на видах действия, а вторая — настатусных системах.
Всемногообразие видов социального взаимодействия и складывающихся на их базесоциальных отношений принято делить на две сферы — первичную и вторичную.
Первичнаясфера — область личных отношений и взаимодействия, существующих в малых группахсреди друзей, в группах сверстников, в кругу семьи.
Вторичная — это область деловых, или формальных отношений и взаимодействии в школе,магазине, театре, церкви, банке, на приеме у врача или юриста. Соответственно,отношения людей в этих сферах не похожи.
Вторичныеотношения — сфера социально-статусных отношений. Их ещеназывают формальными, безличными, анонимными. Если участковый врач равнодушносмотрит сквозь вас, выслушивает не слыша, автоматически выписывает рецепт иокликает следующего, то он формально исполняет служебный долг, т. е.ограничивается рамками социальной роли.
Напротив,ваш личный врач, давно установивший с вами доверительные отношения, обнаружитдаже то, о чем вы не сказали, услышит то, о чем вы не говорили. Он внимателен изаинтересован. Между вами — первичные, т. е. личные отношения.
Итак,мы можем заключить: все виды социальных взаимодействий и социальных отношенийделятся на две сферы — первичную и вторичную. Первая описываетдоверительно-личные, а вторая — формально-деловые связи людей.
 
2.2 Целеполагание и целеосуществление
Теперь обратимся кболее детальному рассмотрению целеполагания и целеосуществления. Цель — это мотивированное, осознанное, выраженное в словах предвосхищение результатадействия. Принятие решения о результате действия рационально, если врамках наличной информации субъект способен к расчету целей, средств ирезультатов действия и стремится к их максимальной эффективности.
Связь междуобъективными условиями, мотивацией и целями устанавливаются таким образом, чтоиз двух определенных состояний элементов, обычно условий и мотивов, субъектделает вывод о состоянии третьего, цели.
Предполагается ееотчетливость и достижимость, а также наличие у субъекта иерархии целей,выстроенных в порядке предпочтения. Рациональный выбор объекта,это выбор с точки зрения его доступности и пригодности для достижения цели.Средства действия выбираются на основе оценки их эффективности для достиженияцели. Они инструментально подчинены ей, но больше связаны с ситуацией.
Действия такого типа, целерациональныедействия, наиболее легко прогнозируются и управляются. Эффективность такихдействий имеет, однако, свою оборотную сторону. Прежде всего,целерациональность лишает смысла многие периоды жизни человека. Все, чторассматривается как средство, теряет самостоятельный смысл, существует лишь какприложение к главному, цели. Получается, что чем целеустремленнее человек, темуже область смысла его жизни. Кроме того, огромная роль средств в достижениицели и техническое отношение к ним, оценка их только по эффективности, а не посодержанию, делает возможной подмену целей средствами, утрату изначальныхцелей, а затем и ценностей жизнедеятельности вообще.
Однако данный видцелеполагания не является ни универсальным, ни единственным. Существуютмеханизмы целеполагания, не связанные с расчетом эффективности, непредполагающие иерархии целей и расчленения целей, средств и результатов.Рассмотрим некоторые из них.
В результате работысамопознания, постоянного доминирования определенных мотивов, в которыхпреобладает эмоциональная составляющая, а также в связи с четкой внутреннейпозицией относительно способа жизни, цель может возникнуть какнекоторый замысел, проект, жизненный план — целостный, свернутый ипотенциальный.
В соответствующихситуациях он обеспечивает мгновенное принятие решений. Такой механизмцеленаправленности обеспечивает формирование и производство целостной, неповторимойличности.
Цельможет выступать как долженствование, как закон действий, выведенныйчеловеком из своих представлений о должном и связанный с высшими для негоценностями. Следование долгу выступает как самоцель. Оно безотносительно кпоследствиям и независимо от ситуации. Такой механизм целенаправленностипредполагает волевое саморегулирование действий. Он может ориентироватьчеловека в ситуациях максимальной неопределенности, создавать стратегииповедения, которые выходят далеко за рамки наличной, рационально осмысливаемойситуации.
Целенаправленность можетбыть определена системой норм как внешних ориентиров, задающих границыдозволенного. Такой механизм оптимизирует поведение с помощью стереотипныхрешений. Это позволяет экономить интеллектуальные и другие ресурсы. Однако вовсех случаях целеполагание связано со стратегическим для субъекта выбором ивсегда сохраняет значение системообразующего элемента действия.
Цель связывает субъектас объектами внешнего мира и выступает программой их взаимного изменения. Черезсистему потребностей и интересов, ситуационных условий внешний мир овладеваетсубъектом, и это отражается в содержании целей. Но через систему ценностей имотивов, в избирательном отношении к миру, в средствах целеосуществлениясубъект стремится утвердить себя в мире и изменить его, т.е. «овладетьмиром».
Инструментом такогоовладения может стать и время, если человек умело распорядится этимограниченным ресурсом. Человек всегда соотносит свои действия со временем. Вкритические моменты целостная ситуация дробится на часы, минуты, секунды. Новремя можно и использовать. Это предполагает активное отношение к нему, отказот восприятия времени как самостоятельной силы, принудительно разрешающейпроблемы. Основное свойство времени — быть последовательностью событий — человек использует, располагая свои действия в некотором произвольно ненарушаемом порядке, разводя «сначала — потом» в своих действиях ипереживаниях.

2.3Концепции социального взаимодействия
Микросоциологическихконцепций существует много. Вообще, концепции социального взаимодействия — этопроявление многообразия социологического знания. В свою очередь — это частныйслучай действия системного принципа множественности описания сложных систем.
Концепциясоциального обмена. Основныеидеи концепции социального обмена: в поведении человека преобладаетрациональное начало, которое побуждает его стремиться к определенным выводам; социальноевзаимодействие — постоянный обмен между людьми различными выгодами, а обменныесделки — элементарные акты общественной жизни (схема «стимул — реакция»)
Концепциясимволического интеракционизма. Сточки зрения интеракционистов человеческое общество состоит из индивидов,обладающих «личностным я», т.е. они сами формируют значения;индивидуальное действие — есть конструирование, а не просто совершение. Оноосуществляется индивидом с помощью оценивания и истолкования ситуации. Личностноея означает, что человек может служить объектом для своих действий. Формированиезначений — это набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет,соотносит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действоватьна основе данного значения. В то же время истолкование действий другого — этоопределение для себя значений тех или иных действий окружающих. С точки зренияинтеракционистов объект — это не внешний стимул, а то, что человек выделяет изокружающего мира, придавая этому определенные значения.
Концепцияуправления впечатлениями. Сточки зрения Э.Гофмана человек предстает как художник, творец образов. Егожизнь — это производство впечатлений. Умение управлять впечатлениями иконтролировать их — значит уметь управлять другими людьми. Такой контрольосуществляется с помощью вербальных и невербальных средств общения. Типичныйпример — создание имиджа, реклама, PR.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, социальное взаимодействие можноохарактеризовать как процесс, в котором люди действуют и испытываютвзаимодействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включаетиндивидов, совершающих те или иные действия, изменения в социальной общностиили обществе в целом, вызываемых этими действиями, влияние этих перемен надругих индивидов, составляющих социальную общность, и, наконец, обратную реакциюиндивидов. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений.
Всоциологии принят специальный термин, обозначающий социальное взаимодействие, — интеракция. Однако далеко не все,что мы делаем во взаимосвязи с другими людьми, относится к социальномувзаимодействию. Если автомобиль сбил прохожего, то это обычноедорожно-транспортное происшествие. Но оно становится социальнымвзаимодействием, когда водитель и пешеход, разбирая происшедшее, отстаиваюткаждый свои интересы как представители двух больших социальных групп.Водитель настаивает на том, что дороги построены для автомобилей, и пешеход неимеет права переходить, где заблагорассудится. Пешеход, напротив, убежден втом, что главное лицо в городе — он, а не водитель, — и города созданы длялюдей, но не машин.
Вданном случае водитель и пешеход обозначают социальные статусы. Укаждого из них свой круг прав и обязанностей. Выполняя роль водителя и пешехода,двое мужчин выясняют не личные отношения, основанные на симпатии или антипатии,а вступают в социальные отношения, ведут себя как обладатели социальныхстатусов, которые определены обществом. Общаясь между собой, они рассказываютне о семейных делах, погоде или видах на урожай. Содержанием их беседывыступают социальные символы и значения: предназначение такоготерриториального поселения, как город, нормы перехода проезжей части,приоритеты человека и автомобиля и т.п. Выделенные курсивом понятия составляютатрибуты социального взаимодействия. Оно, как и социальное действие,встречается повсюду. Но это не значит, что оно подменяет собой все другие видывзаимодействия людей.
Итак,социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемыхсоциальными действиями, и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли,социальные отношения, символы и значения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
 
1 Андрущенко В.П. Социология: Наукаоб обществе. Учебное пособие / В. П. Андрущенко, Н. И. Горлач. – Харьков: 1996.– 688 с.
2 Волков Ю.Г. Социология:Хрестоматия / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая – М.: 2003. – 524 с.
3 Добреньков В. И. Социология:Учебник /В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. — М.:, 2001. — 624 с.
4 Касьянов В.В. Социология:Экзаменационные ответы /В.В. Касьянов. — Ростов н/Д: 2003. – 320 с.
5 Козлова О.Н. Социология /О.Н.Козлова. – М.: Изд-во Омега-Л, 2006. – 320с.
6 Кравченко А.И. Социология:Учебник для студентов вузов /А.И. Кравченко.— М.: Издательская корпорация“Лотос”, 1999. — 382с.
7 Лукашевич Н.И. Социология:Учебное пособие /Н.И. Лукашевич, Н.В. Туленков. – К.: 1998. – 276 с.
8 Осипов Г.В. Социология. Основыобщей теории: Учебник для вузов /Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – М.: 2002. – 912с.
9 Танатова Д.К. Антропологическийподход в социологии: Монография /Д.К. Танатова. – 2-е изд. – М.: 2006. – 264 с.
10 Фролов С.С. Социология: Учебник/С.С. Фролов. – 4-е изд., стереотипное. – М.: 2003 г. – 344 с.
11 Эдендиев А.Г. Общая социология:Учеб. Пособие/А.Г. Эфендиев. – М.: 2007. – 654 с.
12 Ядов В. А. Стратегиясоциологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальнойреальности /В.А. Ядов. — М.: 2001. — 596с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.