Реферат по предмету "Социология"


Структура, категории и функции социологии

Реферат
Структура, категории и функции социологии

Оглавление
Введение
§ 1. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ КСТРУКТУРЕ СОЦИОЛОГИИ
§ 2. ОСНОВЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯСОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
§ 3. КАТЕГОРИИ СОЦИОЛОГИИ
§ 4. ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ
§ 5. МЕСТО СОЦИОЛОГИИ В СИСТЕМЕОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
Заключение

ВВЕДЕНИЕ
 
При выяснении сущности исодержания социологии как науки помимо определения ее объекта и предметатребуется, во-первых, характеристика ее структуры, уровней социологическогознания и других дифференцирующих признаков, которые позволяют представить наукукак определенную логически непротиворечивую систему, особенно если учесть, чтоструктура может быть выстроена по различным основаниям, что нашло достаточноширокое отражение в имеющейся социологической литературе.
Во-вторых, невозможнопредставить науку без соответствующего понятийного аппарата, категорий, которыебы отражали степень и глубину познания социальной реальности. Категории должныотражать то, что их связывает с другими науками, быть отражением общенаучныхтеорий и в то же время характеризовать те специфические особенности, которыеприсущи именно социологии.
В-третьих, наука не имееткачественной определенности, если точно не вычленены ее функции, в том числе ите, которые характерны только для нее.
И, наконец, социологиякак наука нуждается в обосновании ее самостоятельного статуса, который накачественном уровне позволяет разграничить ее с другими науками, отличитьсоциологическое знание от философского, исторического и т.п.
Следует также отметить,что в науке поднимается вопрос об использовании наряду с понятием «теория»понятия «парадигмы науки». Использование этого понятия позволяет выявить такоесостояние науки, которое связано с тем, что на определенном этапе ее развитиявозникает ситуация, когда совокупность накопленных научных данных не может бытьобъяснена с точки зрения существующей парадигмы. Тогда старая парадигмаотбрасывается и на смену ей приходит новая (или новые), которая претендует наболее точную и глубокую интерпретацию теорий, фактов, методов./>§ 1. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К СТРУКТУРЕ СОЦИОЛОГИИ
В отечественнойлитературе по-разному решается вопрос о структуре социологической теории.Во-первых, были предприняты попытки рассмотреть ее по специальнымсоциологическим теориям. Но их простое перечисление, без систематизации,приводило к тому, что социологическая теория представала перед нами как наборслучайных (хотя важных и необходимых) проблем, не упорядоченных и несоотнесенных между собой. В подобной ситуации вся аргументация сводиласьнередко к тому, стоит или не стоит включать в социологию то или иноенаправление эмпирических исследований, не является ли оно производным от какого-нибудьболее «объемного» и широкого понятия. В результате создавалась своего родадурная бесконечность, пределы которой было трудно ограничить и предугадать.
Во-вторых, структурасоциологии часто анализируется через призму актуальных проблем, имеющих отношениетолько к социальной системе. В соответствии с этой точкой зрения выделяютсянаправления, которые, на взгляд исследователя, наиболее полно характеризуютмеханизм действия закономерностей социального развития во всех их многообразныхпроявлениях. Несомненно, такой подход к проблеме возможен. Однако нельзя невидеть, что если сосредоточить внимание только на них, в стороне остается рядсерьезных проблем, связанных с другими актуальными проблемами, которые могутприобрести значение в условиях постоянно меняющегося мира.
В-третьих, структурасоциологической теории нередко объясняется с точки зрения уровнейсоциологического знания и диалектики их взаимодействия. Трехуровневое делениесоциологии – общесоциологическая теория, специальные теории и, наконец, конкретныеэмпирические исследования – исходит из факта, что общая теория и эмпирия всегдасвязаны между собой, но связаны, как правило, опосредованно, черезпромежуточные уровни научного знания.
Отдельные исследователивыделяют еще один уровень – уровень социальных показателей, который занимаетместо между специальными социологическими теориями и эмпирическимиисследованиями. Специфика социологического знания подтолкнула некоторых ученыхпо-особому трактовать структуру социологического знания, фиксируя некий «среднийуровень». На наш взгляд, это был очередной компромисс между официальноутверждаемой концепцией об историческом материализме как общесоциологическойтеории и стремлением все же выделить «свою» социологическую теорию, котораядолгое время камуфлировалась под так называемым уровневым срезом. Но такойподход, как точно отмечает А.В.Кабыща, напоминает русскую матрешку и мало чтоприбавляет к классификации науки и ее разделов.
В ситуации, когдасоциология отождествлялась с историческим материализмом, статус теорий среднегоуровня (частных теорий) оказался двусмысленным. Если теоретический уровеньсоциологии был представлен философией, то им не оказывалось в ней места, таккак они являются теориями нефилософскими. Но они в то же время «теории». Таккаково же их соотношение с теоретической социологией? Если же их отнести кэмпирическим исследованиям (они образовывали отдельный уровень), то не означаетли это, что эмпирия не имеет достойного научного статуса? И насколькооправданно выделять все эти уровни по разным основаниям?
Такая структуризациявызвала самые серьезные возражения со стороны одного из крупнейших социологовсовременности, француза П.Бурдье. Он обвинил американскую социологию в сговоре,в альянсе таких известных ученых, как Т.Парсонс, который взял на себяразработку общесоциологической теории, Р.Мертон, монополизировавшийпредставление о «среднем уровне», и П.Лазарсфельд, который стал представлятьуровень эмпирии. По мнению Бурдье, это идеологическое господство, раздел сфервлияния позволяет навязывать свою концепцию видения науки, не считаясь сдругими заслуживающими внимания и имеющими глубокое научное обоснованиеподходами.
Очевидно, чтотрехуровневая модель социологии, сыграв определенную роль в ее развитии, взначительной степени исчерпала свои возможности. В настоящее время предпринятыпопытки не только усовершенствовать эту точку зрения, но и отказаться от нее. Ипрежде всего заслуживает поддержки стремление исследователей четко размежеватьсоциологию с социальной философией.
На наш взгляд, чтобыопределить структуру социологии, надо исходить из того, что понятие «социальнаяфилософия», которое нередко отождествляется с историческим материализмом,неравнозначно понятию социология. На это в свое время обратила вниманиеГ.М.Андреева, ратуя за необходимость пользоваться двумя различными системамиабстракций – философской и социологической(5). Здесь мы не касаемся вопроса отом, что отсутствие научных разработок в социологии привело к поглощению рядаее проблем историческим материализмом, ибо на существующие запросыобщественного развития нужно было отвечать, и при отсутствии социологии многиеиз традиционных ее разделов взяла на себя социальная философия./>§ 2. ОСНОВЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Теоретическая иэмпирическая социология. Данное деление является наиболее распространенным ипризнанным, ему посвящено немало работ в отечественной социологии. В их основележит разделение социологического знания на теоретическое и эмпирическое. Врамках теоретического знания разрабатываются социологические теории,осуществляются типологизация и классификация имеющейся (накопленной)социологической информации. Оно включает в себя и гипотетическое знание,которое в дальнейшем должно быть подтверждено или опровергнуто. К компетенциитеоретического знания относится выявление закономерностей (законов), тенденцийи перспектив развития как изучаемых процессов и явлений, так и самойсоциологической науки. Большое место в социологической теории отводитсяпонятийному аппарату, уточнению его интерпретации как в свете накопленныхданных, так и новой информации.
Теоретическое знаниеможет быть представлено по степени осмысления всего объекта и предметасоциологии или одной из их сторон, частей, фрагментов. «Дальнейший прогрессмарксистской социологической науки как целостной и разветвленной системы знаниясвязан и с развитием общей социологической теории, и с построением относительносамостоятельных теоретических подсистем, объединенных воедино по известнымлогико-гносеологическим принципам».
Иногда в рамкахтеоретического знания выделяют теорию социологии и метасоциологию. Их отличиедруг от друга состоит в том, что если объектом социологической науки являетсясама социальная реальность во всем многообразии своего проявления, то объектомметасоциологии является сама социология, ее познавательные возможности,закономерности ее развития. Следует отметить, что в нашей литературе синонимомметасоциологии является социология социологии и рефлексивная социология. Рядисследователей обращает внимание на необходимость теоретического осмыслениявзаимосвязей метасоциологии и социологии. Отмечая сдвиг современной социологии«к субъективно-понимаемому», П.Монсон в этой связи поясняет: «Субъективностьприсутствует здесь двояким образом, частично в самом исследователе, частично –в объектах, в людях, которые он изучает. Вопрос о том, каким образом можносостыковать эти две субъективности, является важной методологическойпроблемой». Теоретическое знание неоднозначно и поэтому не исключаетсуществования различных концепций, взглядов, обобщений и парадигм. Это,собственно говоря, и отражает современная ситуация в социологии, котораяхарактеризуется многообразием подходов к изучению одних и тех же проблем. Болеетого, существование различных теорий приводит к полемике, что в конечном счетеобогащает социологию в целом.
Что касаетсяэмпирического уровня знания, то оно представлено всеми видами и формамиконкретной информации, включающими в себя совокупность статистических и документальныхданных, социологических показателей и индикаторов развития изучаемых процессови явлений.
Очевидно, что без особымобразом организованного эмпирического знания не могут быть осмыслены реалиисознания и поведения человека ни в демографическом, ни в профессиональном, ни внациональном, ни в социально-правовом и других аспектах.
Фундаментальная иприкладная социология. Данное разделение социологии отвечает на вопрос: решаетона только научные или практические задачи. Однако многолетний опыт социологическихисследований показывает, что в них обычно соединены эти обе группы задач:«наличие в каждой отрасли знания теоретического и эмпирического уровня можетрассматриваться в качестве одного из важных аргументов включения в системусоциологической науки общесоциологических и конкретно-социологическихисследований в качестве двух уровней единого знания». С этим подходомкоррелирует предложение рассматривать социологию как макро- и микросоциологию.Если первую интересует общество как целостный социальный организм, егоструктура, социальные институты, их функционирование и изменение, томикросоциология обращена к социальному поведению, межличностному общению,мотивации действия, социализации и индивидуализации личности, стимуламгрупповых поступков.
Но особенно плодотворнорассматривать взаимосвязь фундаментальных и прикладных аспектов социологии врамках специальных социологических теорий.
Объектом и предметомспециальных социологических теорий являются отдельные общественные явления,специфические их связи с другими явлениями и процессами, которые в своейцелостности образуют гражданское общество. Они рассматривают не общиевзаимодействия, существующие между всеми общественными явлениями, а лишьхарактерные связи между ними.
Для возникновения истановления специальных социологических теорий, как считает югославский ученыйД.Маркович, необходимо выполнение по крайней мере двух условий: а) нужно, чтобыданное явление могло быть предметом социологического анализа и чтобы между этимявлением и обществом объективно существовали специфические связи; б)необходимо, чтобы имелась общественная потребность в рассмотрении этого явленияг, социологической точки зрения, т.е. в изучении специфических связей междуэтим явлением и обществом как совокупностью всех общественных отношений.Сегодня в нашей стране в большей или меньшей степени оформлено свыше 30специальных социологических теорий. Некоторые из них получили статусфундаментальных дисциплин, другие – прикладных, третьи – теоретико-прикладных.Их положение все еще полностью не осмыслено и с точки зрения перспективсоциологии, и с точки зрения общественных потребностей. Анализ местаспециальных социологических теорий в системе социологического знанияпредполагает постоянный критический обзор их развития, особенно тех, которыеимеют непосредственное значение как для понимания места, роли и функцийсоциологической науки в современных условиях, так и для повышения эффективностии качества исследований.
Особо подчеркнем, чтоесли в социологии более чем в любой другой общественной науке, заметноразделение на теорию и эмпирию, то это ни в коем случае не означает, что онисуществуют раздельно, не взаимодействуя между собой. Следование кажущейсясамостоятельности теории и эмпирии в практике работы социологов ничем, кромеглубоких научных и методологических просчетов, не оборачивается.
Функциональныесоциологии. Основанием для функциональной структуры социологического знанияявляется деление жизни общества на различные сферы. В соответствии с такимподходом общественная жизнь имеет экономическую, социальную, политическую идуховную сферы. Эта точка зрения в отечественном обществе ведении формироваласьпостепенно.
Особенно трудно шловыделение в качестве самостоятельного объекта социальной сферы, которая идоныне (в равной мере как понятия «социальное развитие», «социальныеотношения») рассматривается как грань экономического, политического илидуховного или как синоним понятия «общественное».
Следует обратить вниманиеи на тот факт, что практика социологических исследований давно вышла за рамкисоциального. Социология проникла и в экономику, и в политику, и в культуру,т.е. мы можем говорить о социологических аспектах всех сфер общественной жизни.Соблазн свести социологическое к социальному очень велик, потому что на самомделе объектом значительного (если не подавляющего) большинства исследованийявляются процессы и явления социальной сферы. Поэтому не потеряло актуальностиутверждение М.Т.Иовчука, что социологические науки «комплексно… исследуютвзаимосвязанные процессы экономической, социальной, политической и т.п. жизни».
В соответствии с этим мывыделяем экономическую, политическую социологию, социологию духовной сферы,социологию управления. Несколько сложнее с наименованием той отраслисоциологии, которая замыкается на социальной жизни (в узком смысле этогослова). Выйти из этого положения предоставим будущему.
Что касаетсяэкономической социологии, то надо сразу отметить, что экономическую жизньобщества, связанную с реализацией целей и задач общественного производства,невозможно представить без сознания людей и соответствующего типа поведения,без потребностей и интересов субъективного фактора.
В сущности, речь идет отом, что «при разумном строе… духовный элемент, конечно, будет принадлежать кчислу элементов производства...», ибо «мы имеем в действии два элементапроизводства – природу и человека, а последнего, в свою очередь, с егофизическими и духовными свойствами...».
Такой подход имеет ибольшое практическое значение, поскольку он оспаривает сложившиесяпредставления о том, что экономическая жизнь не содержит в себе идеальныхмоментов и что экономика – это комплекс проблем, имеющих отношение только кразвитию производительных сил и обусловленных ими производственных отношений.Между тем и в сфере экономики осуществляется воздействие на сознание иповедение людей. В этом отношении мы полностью разделяем мнение советскогоэкономиста А.И.Пашкова, еще в 70-х годах возражавшего некоторым ученым ипрактикам, выступившим за очищение политэкономии от экономической политики и идеологии.
Игнорированиечеловеческой специфики экономических отношений ведет к просчетам как в теории,так и на практике. В теоретическом отношении идентификация экономических исоциологических методов означает, что экономические процессы предстают какполностью независимые от сознания и поведения людей, что ведет к объективизму,а в конечном счете и к отрицанию значения сознательной деятельности людей, ихсозидательного творчества и роли в историческом прогрессе.
В практическом отношенииследствием этого становятся разрыв между словом и делом, желание все свести квзаимодействию средств и предметов труда и людей как элементов материальногопроизводства без учета их воли, желаний и устремлений.
Вместе с тем, исходя изобъективного состояния и проблем развития экономической сферы, нельзяпреувеличивать роль и значение идеальных моментов. При всей важностиэкономического сознания его характеристика всегда нуждается в сопоставлении состатистическими показателями развития производства, условий труда, социальной деятельностилюдей. Только такой подход дает возможность социологии делать научнообоснованные выводы.
Обращаясь к другой сфереобщества, к социальной жизни, следует отметить, что она в течение длительноговремени в большинстве случаев отождествлялась с общественной жизнью. Когда вконце 50 – начале 60-х годов все настойчивее стала звучать аргументация впользу специального изучения социальной сферы в отличие от общественной жизни вцелом, то социологические аспекты ее функционирования практически не затрагивались.Приведем, к примеру, две точки зрения. Одна из них, как наиболеераспространенная, характеризует социальные отношения как отношения междугруппами, классами, нациями, народностями, иногда сюда включаются отношения всемье и в трудовых коллективах.
Другая точка зрениярассматривает социальные отношения как: 1) отношения по обеспечению жизненнымисредствами, 2) отношения по воспроизводству природных данных человека, 3)отношения по приобщению к производству, 4) отношения по приобщению к общению.Если игнорировать факт, что в социальные отношения автором включаются и такие,которые входят в компетенцию экономических отношений, то остается одно – всеони могут (и должны) подвергнуться глубокому социологическому анализу.
Такая постановка вопросазаслуживает всемерной поддержки и развития. Тщательный анализ социальной жизниподтверждает, что социологический аспект в ней присутствует в более сложном иполном виде. Сфера социальной жизни в значительной степени складывается вневоли и сознания людей, т.е. материальные отношения в них представлены вдостаточно большом объеме. В то же время сознательное начало присуще ей в тоймере, в которой возникают предпосылки для превращения классов, социальных слоеви групп в субъекты сознательной деятельности. Последнее означает, что в областисоциальных отношений гораздо сильнее, чем в экономике, проявляется сознательноеначало, которое можно измерить.
В политической жизни рольсоциологии возрастает. Политика открывает огромный пласт перехода отобъективного к субъективному, сознательному развитию. Она не только обобщаетклассовые интересы, но и концентрирует их. В данном случае речь идет ососредоточении сил, воли, знаний и действий, т.е. о методах и формах выраженияполитической деятельности человека, классов и социальных групп.
Социологический аспектполитической жизни обращен ко всему спектру чувств, мнений, суждений иотношений людей к процессам демократизации, гласности, возможностямосуществления своих прав и свобод. Социологические отношения властныхотношений, особенности избирательной системы позволяют представить путистановления демократии, выявить болевые точки ее развития.
Важнейшее значениеприобретают проблемы политической реформы, механизмов ее осуществления,устранения тех противоречий, которые возникают в процессе реализации ключевыхидей правового государства.
Огромный блокполитической социологии составляют международные отношения, способы инаправления решения таких животрепещущих проблем, как война и мир, региональныеконфликты, возможность сотрудничества и перспективы безъядерного мира.
К проблемам политическойсоциологии относятся деятельность политических организаций и объединений, формыи методы их работы в новых общественных условиях, способность оперативнооткликаться на то или иное развитие событий. И наконец, объектом социологии всфере политики является политическое сознание, анализ его реального состояния,функционирование политической культуры как одной из существенных предпосылокдостижения прогрессивных целей.
Четвертой по счету, но непо значению является сфера духовной жизни общества – активной деятельности поосвоению имеющихся культурных ценностей, созданию новых, распределению ипотреблению накопленных.
Социологическиеисследования выявили острую необходимость комплексного развития духовной жизни.Они показали ущербность подхода, заключающегося в том, что долгое время по темили иным объективным и субъективным причинам на первый план выдвигалисьотдельные направления культуры, образования, науки.
Духовная жизнь обществаобычно анализируется с двух основных позиций. Во-первых, как категория,рядоположенная с экономикой, социальной и политической жизнью. При этом вдуховной жизни выделяются проблемы образования, культуры, науки, а еевзаимодействие с другими сферами общественной жизни рассматривается какпроизводное от социально-экономического развития. Согласно этой точке зрения,духовная жизнь не лишена активного начала: она играет самостоятельную роль иможет влиять на все без исключения общественные процессы.
Во-вторых, духовная жизньпредстает не только как часть, но и как сторона общественного развития, сторонаисторического процесса. При изучении любого общественного явления мы неизбежновыходим на уровень освоения теорий, концепций, взглядов, отношений людей,которые по своему содержанию и характеру являются духовными образованиями. Этотподход позволяет более эффективно и предметно исследовать «действительныйпроцесс» во всем его противоречивом развитии. Однако этот подход не лишенсерьезных издержек. И если он имеет определенное оправдание на уровнефилософского осмысления, то на уровне социологического знания он малоплодотворен и имеет очень серьезные ограничения как методологического, так иметодического характера. Такой подход в известном смысле включает в себя всеобщественные процессы, все общество, в результате социолог, работающий наэмпирическом уровне, сталкивается с трудноразрешимыми задачами.
Особое значение дляанализа проблем духовной жизни приобретает соотношение материального иидеального в ее развитии. В этом случае следует иметь в виду, что в системеобразования, художественной культуре идеальное является ведущим, хотяприсутствуют и материальные аспекты: степень развитости материальной базы,достигнутый предшествующими поколениями уровень знаний и т.д. Таким образом, духовнаяжизнь общества представляет собой процесс производства, распространения,формирования и реализации духовных ценностей. Этот процесс является сложным,многоплановым и неоднозначным, поэтому так важно определить основные егосоставляющие. К таким структурным элементам следует отнести процесссоциализации личности, систему образования, массовую информацию,культурно-просветительную деятельность, литературу, искусство, науку.
Сквозным для всехподсистем духовной жизни является тот факт, что сознание и поведение человекавыступают объектами главного интереса конкретных исследований, когдамногообразие духовного мира порождает возможность различных подходов и способоврешения возникающих общественных проблем.
В заключение несколькослов о социологии управления. Она связана с использованием особого класса задач– механизма регулирования социальных процессов – и поэтому можетрассматриваться самостоятельно, на уровне выявления неких общих характеристик,независимо от конкретных обстоятельств, а может применяться в рамках каждой изсфер общественной жизни и составляющих их элементов, что требует выявления ианализа специфических особенностей управления в каждой конкретной областисознания и поведения людей./>§ 3. КАТЕГОРИИ СОЦИОЛОГИИ
 
Понятийный аппаратсоциологии в современной отечественной науке трактуется по-разному, ибоисследователи исходят из различных теоретико-методологических оснований.Распространенный прием, и особенно в рамках теоретической социологии, когда навооружение берется понятийный аппарат социальной философии с ее многовековойтрадицией и выверенной временем лексикой, отражающей реальность и все егопроявления в современном мире. Злоупотребляют понятийным аппаратом социальнойфилософии и историки социологии, которые (вольно или невольно, осознанно илинеосознанно) берут на вооружение анализ социальной мысли, осуществленныйфилософией, и присваивают его себе. Из-за нерасчлененности социального исоциологического, некоторые авторы доходят до анекдотических утверждений, что вДревнем Китае вовсю функционировали социологи, в том числе и в армии. То, что итогда существовали социальные проблемы, – это бесспорно. Но были ли онисоциологическими – этот вопрос скорее к мировосприятию автора, чем к науке.
На наш взгляд, категории,которые характеризуют сущность и содержание социологической науки, можноподразделить на несколько групп.
Первая группа связана санализом объекта социологии, а также с характеристикой связей (взаимосвязей)социологии с общенаучными представлениями о мире. Поэтому социологу предстоитзнать точки зрения на общество, государство, классы, нации (компетенцияобщенаучной теории) и на гражданское общество и его структуру (компетенциятеоретико-методологических основ науки).
Вторая группа категорийохватывает большую совокупность понятий, трактующих и объясняющих предметсоциологии. Во-первых, всего того, что связано с характеристикой сознания(индивидуальное, групповое, общественное), с его видами (политическое,экономическое, нравственное, религиозное и т.д.), с его структурой (знание,убеждение, ценности, мотивы, установки и т.д.), с его специфическимихарактеристиками (общественное мнение, массовое сознание).
Во-вторых, это понятия,характеризующие реальное поведение (действия) людей, что предполагает егодифференциацию и интерпретацию как на теоретическом, так и на эмпирическомуровне. Это относится к видам поведения (деятельности) людей, их взаимосвязям ссознанием (социальное настроение) и между собой. Такой подход предполагает анализкак позитивных, так и негативных видов деятельности.
В-третьих, в понятийномаппарате нуждается и заключительный компонент предмета социологии: условия, вкоторых реализуются (или не реализуются) сознание и поведение людей. Поэтомупонятия макро-, мезо- и микросреды, социальной инфраструктуры – это такойнабор, без которого трудно понять всю сложность социального мира.
Третья группа категорийкасается субъектов реального сознания и поведения: индивида, социальной группы(слоя), класса. Значительное место занимают особые группы субъективногодействия – народности, народы, этносы. Многие понятия связаны с семьей. Сюдаотносятся также группы отклоняющегося поведения.
Четвертая группа касаетсяинструментов социологического познания, тем более что они весьма специфичны посравнению с другими социальными науками. Здесь важна как совокупностьметодологических категорий (программа, гипотезы, сценарий и т.д.), так иметодов (наблюдение, опрос, контент-анализ, интервью, эксперимент и т.д.).Специфичными предстают перед читателями проблемы обработки социологическойинформации, ее анализа, интерпретации полученных результатов.
Пятая группа – этокатегории и понятия, углубляющие наши представления о функциях социологии. Ноесли первая из них – теоретико-познавательная – коррелирует с аналогичнымаппаратом других групп, то управленческая функция выдвигает ее в числопознаваемых огромное количество явлений и процессов, таких как предвидение,прогнозирование, проектирование, планирование, программирование, социальныетехнологии и т.д.
И, наконец, особо следуетсказать о тех понятиях, которые одновременно служат и социологии, и другимсамостоятельным отраслям научного знания. Так, у социологии имеется многородственных понятий с демографией (миграция, продолжительность жизни, здоровьеи т.д.), с социальной психологией (общение, эмоции, самочувствие и т.д.), сполитологией (власть, электоральное поведение и т.д.).
Вместе с тем категории ипонятия социологии имеют свои границы, и чтобы не превращать их перечисление вдурную бесконечность, следует руководствоваться вышеназванными соображениями./>§ 4. ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ
 
Как общественная наукасоциология выполняет теоретико-познавательную и управленческую функции. В своюочередь, они могут образовывать производные функции, которые иногда влитературе трактуются как самостоятельные. К ним нередко относятмировоззренческую, просветительную, прогностическую, профилактическую,практическую и т.п. Но, на наш взгляд, они все зависимы от первых двух.
Теоретико-познавательнаяи управленческая функции социологии тесно взаимосвязаны.Диалектико-материалистический взгляд на историю является базой длядолгосрочного прогноза и в то же время выполняет функции методологииисследования общественной жизни, сознания и поведения людей. Теоретическиеосновы и концептуальный аппарат социологии позволяют детально анализироватьобщественные процессы (вплоть до построения имитационных статистическихмоделей), а также прогнозировать их развитие с учетом многообразных испецифических условий в заданных границах места и времени.
Теоретико-познавательнаяфункция социологии направлена на выяснение сущности, природы человеческогосознания и поведения в определенных общественных условиях, обращена к познаниюпроблем настоящего и будущего данного общества с учетом многообразияконкретно-исторических и социально-культурных условий его развития. Она имеетцелью изучение и выработку рекомендаций по решению проблем, возникающих во всехсферах общественной жизни, в более или менее широких пространственно-временныхинтервалах, относящихся к различным социальным группам и общностям. Социологияопирается на систематизированные и постоянно обновляемые факты общественнойдействительности, используя для их установления специальные, свойственныетолько ей методы анализа.
Полученная в процессесоциологических исследований информация, как правило, служит основанием длядальнейшего развития теоретических положений. Те исходные методологическиеидеи, которые социолог закладывает в своем исследовательском проекте,обогащаются выводами проведенных исследований и позволяют получить новоезнание.
Вместе с тем приростнового знания достигается в том случае, если четко сформулирована социальнаяпроблема, которая обычно регистрируется как противоречие между потребностямиобщественного развития и субъективной деятельностью людей.
Для выработки предложенийпо устранению имеющихся противоречий анализируется как объективная, так исубъективная социальная информация. На современном этапе общественного развитиявсе больше и больше повышается интерес к информации, которая характеризуетвнутренний мир людей, их намерения, ориентации, мотивы, ценности и готовностьдействовать во имя их претворения в жизнь. Собственно, подход к предметусоциологии, призванный рассматривать реальное сознание и поведение людей, можнотакже трактовать как попытку субъективировать общественные процессы. Однаконужно ясно понимать, что изучение состояния, выявление тенденций и проблемпрактического сознания и поведения людей обязательно предполагает учетобъективных условий, использование объективной информации. Именно такоесочетание дает реальную картину и достаточно всесторонне фиксирует то, чтопроисходит в жизни страны, в социальных группах и особенно в сфере труда ибыта.
Что касаетсяуправленческой функции социологии, то она заключается в нахождении разумныхспособов решения конкретных общественных проблем здесь и сейчас, равно как ипроблем, которые могут возникнуть в результате определенных управленческихвоздействий там и потом. Реализация этой функции тесно связана с обеспечениемпостоянно обновляемой информации о состоянии и тенденциях развития общественныхпроцессов и явлений. Важным моментом является прогноз ближайших и болееотдаленных последствий, что позволяет минимизировать негативные тенденции.
К управленческой функцииследует отнести и те способы ее воздействия на общественные процессы, которыенередко выделяют в самостоятельную функцию – идеологическую. На наш взгляд, вэтом нет необходимости, ибо идеологический компонент присущ всем без исключенияфункциям социологии.
В настоящее время островстал вопрос о более эффективном участии социологии в решении актуальныхсоциальных проблем обновления общества. В этой связи нуждается в осмысленииреальный опыт организации и проведения социологических исследований, который вбольшинстве своем складывается под влиянием потребностей практики.
Прежде всего необходимоназвать исследования, направленные на изучение состояния, тенденций и основныхпроблем экономической и политической жизни. Большое развитие получил анализполитических процессов, деятельности средств массовой информации. Широкоизвестен опыт центров по изучению общественного мнения, деятельность которыхсвязана не только с выполнением научно-исследовательских задач, но и с решениемприкладных задач экономической и социальной политики.
Все большее местозанимают вопросы национальных и межнациональных отношений. Всплеск конфликтов,этническая напряженность стимулировали деятельность социологов по поиску путейвыхода из кризиса. Их данные активно используются в решении проблем малыхнародов, при определении пределов и границ национальных суверенитетов.
Но, пожалуй, центральноеместо отводится путям перехода к рыночным отношениям, политическим и социальнымпоследствиям вхождения людей в новые экономические реалии. Перед социологамитруда, специалистами по индустриальной социологии встали принципиально новыевопросы, которые было трудно предвидеть еще десять лет тому назад: наличиемногообразных форм собственности, в том числе и частной, началофункционирования совместных (с иностранными фирмами) предприятий, созданиеновых, в том числе и горизонтальных, связей между ними. В 1990 году впервые былзарегистрирован новый фактор экономического сознания и поведения людей – осознаниегрядущей безработицы, которая вызывает тревогу практически у каждых двух изпяти человек.
Особую значимостьприобретает участие социологии в рассмотрении таких проблем, как насилие ипреступность в обществе, что стало важным показателем происходящих в обществеизменений.
Изучение реальныхситуаций, на решение которых может быть направлена управленческая функциясоциологии, резко увеличило значение экологических и духовно-нравственныхпроблем. Причем значение последних кризис в экономике не ослабил, а, наоборот,усилил. Их роль в преобразовании жизни людей возросла.
Таким образом, анализсостояния общественного сознания и поведения людей, тенденций их изменения вусловиях функционирования экономических, социальных, политических и духовныхотношений – все это стало предметом исследовательских задач социологическойнауки. Она призвана обогатить теоретические воззрения о нынешнем этапе развитиясовременного общества, помочь практике рекомендациями о возможностяхоптимального воздействия на общественные процессы./>§ 5. МЕСТО СОЦИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
 
До недавнего времениместо социологии среди других общественных дисциплин выяснялось главным образомпри обсуждении ее соотношения с историческим материализмом и теорией научногокоммунизма. От полного отождествления с истматом до роли обслуживающейдисциплины, от трактовки истмата как методологической основы социологии доотрицания ее полной самостоятельности – вот спектр мнений, который был предметомобсуждения в 60-80-х годах. По существу, в полемике выяснялся лишь один вопрос:какие области научного знания можно было «отдать» социологии, а какие оставитьза собой. Но в большинстве случаев давался один ответ – социологиярассматривалась как вспомогательная дисциплина, как поставщик конкретнойинформации, а научное осмысление эмпирических данных осуществлялось другими.Конечно, в ходе этих споров высказывались и иные точки зрения, но все они такили иначе отказывали социологии в праве на самостоятельную роль, приспосабливаяее к существующей структуре философского знания, и в лучшем случае искаликомпромисс между различными точками зрения, но опять же за счет социологии(20).Аналогичные дискуссии были характерны и при рассмотрении взаимосвязи социологиии теории научного коммунизма. В 70 — 80-е годы появился ряд работ, в которыхпредмет теории научного коммунизма, определяемый как изучениесоциально-политических закономерностей становления социализма и коммунизма,отождествлялся с предметом социологии.
Однако, как показалапрактика социологической науки, такие споры оказались бесплодными и былиопровергнуты самой жизнью. И этот новый подход проявился не в том, что былонайдено правильное соотношение с истматом и научным коммунизмом, а в том, чтопод вопрос была поставлена правомочность существования последних. И последискуссий конца 80 – начала 90-х годов в научном мире пришли к выводу, что прирешении фундаментальных вопросов о проблемах общества лучше всего оперироватьпонятием «социальная философия».
Социальная философияконцентрирует внимание на крупномасштабных общественных явлениях, нацелена наустановление закономерностей развития человеческого общества. Опираясь наконкретно-исторические реалии, социальная философия стремится выявить общиетенденции и закономерности, тогда как социология, используя знание этих общихзакономерностей, осуществляет анализ роли и места человека в жизни общества,его взаимодействия с другими членами общества в рамках различных социальныхинститутов, исследует специфику общностей разного типа и уровня. Следовательно,новая постановка вопроса сразу сняла много неопределенных моментов всоотношении социологии с философскими дисциплинами и четко обозначила ее местосреди фундаментальных наук об обществе.
В последнее время актуализировалсявопрос о соотношении социологии с политическими науками, с политологией. Имеяобщий предмет исследования, они между тем серьезно отличаются друг от друга.Социология по сравнению с политологией не претендует на всеобщий анализ проблемвласти, в центр своего внимания ставит более скромную и определенную задачу –выявить место, роль и позицию людей, социальных групп и слоев в сфереполитических отношений.
По многим вопросам,касающимся производства, распределения, потребления и обмена, социология имеетмного общего с экономическими науками. Взаимодействуя с ними, социологияучаствует в анализе поведения работника при решении всех без исключенияэкономических, организационных, технических, управленческих и т.п. задач,связанных с функционированием форм собственности. Социология помогаетэкономическим наукам освободиться от бессубъектного рассмотрения производства,в полном объеме оценить возможности знаний, воли, мотивов, желаний человека иих влияния на рост производительности труда, качество продукции, повышениесоциальной эффективности народного хозяйства.
Правовыми науками такженакоплен богатый опыт использования социологических данных при изучениивластных отношений, процессов функционирования правовой культуры.Статистические методы в сочетании с субъективной информацией дают возможностьоценить состояние и тенденции развития законности, управления,государственности, пути реализации прав и свобод всех граждан общества.
Плодотворна рольсоциологии во взаимодействии с историческими науками, что позволяет имрасширить традиционный инструментарий для решения своих познавательных целей изадач. Широкое поле открывается и при исследовании проблемы историческогосознания – приоритет социологии здесь неизмерим по сравнению с другими научнымиметодами.
Большое влияние оказываетсоциология на развитие этики и эстетики, давая количественную и качественнуюоценку степени развитости норм и ценностей, регулирующих отношения междулюдьми, а также уровню зрелости эстетического вкуса, путям и формам удовлетворениядуховных потребностей и т.п. Взаимоотношения в семье, в коллективе, состояниенравственности можно во многом установить с помощью специфических методов,которые находятся в распоряжении социологии.
Значительный удельный весв социологии занимает комплекс вопросов, относящихся к компетенции экологии имедицины. Проблемы здоровья, охраны природы, окружающей среды невозможно вполном объеме представить без анализа экологического сознания, физическойкультуры, различных аспектов милосердия.
В обосновании проблемградостроительства, территориального размещения людей, пространственнойструктуры расселения, в создании новых городов также потребовалось участиесоциологии, ибо игнорирование сложившегося уклада жизни людей, их традиций исклонностей привело к целому ряду серьезных ошибочных решений, таких, какликвидация бесперспективных деревень, внедрение многоэтажного строительства всельской местности, отказ от применения ландшафтной архитектуры и др.
Существуют связисоциологии с естественными и точными науками. Именно в процессе взаимодействияс биологией нашел свое специфическое выражение системный подход, получилиразвитие социальная экология и социальная медицина. Крепнет сотрудничествосоциологии с математической наукой, так как трудно представить ее без специальныхматематических методов, обеспечивающих эффективность и достоверностьэмпирического исследования.
Важное значение вразвитии социологии приобретают междисциплинарные связи. На междисциплинарнойоснове возникла социальная психология, развивается социолингвистика, проходитстадию становления социопедагогика. Для всех этих новых направлений науки вкладсоциологии состоит, во-первых, в «замыкании» проблематики на структурныхсоциально-групповых носителях особых интересов, во-вторых, в широком использованииспецифических методов и приемов исследования, дающих возможность расширитьфактологическую базу всего гуманитарного знания. Итак, смысл вычленениясоциологии из всей системы наук, и прежде всего обществознания, состоит в том,чтобы выйти на анализ сознания и поведения людей в единстве объективных исубъективных факторов.

Заключение
Социология придаетисключительно большое внимание изучению социальных институтов общества.“Понятию социального института принадлежит центральное место всистемно-структурном анализе общественной жизни. Оно предполагает возможностьобобщения идеализации и абстрагирования из многообразных действий люди наиболеесущественных типов социальных отношений, путем соотнесения их сфундаментальными целями и потребностями социальной системы. В этом смыслесоциальный институт следует понимать как главный компонент социальнойструктуры, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действийлюдей, упорядочивающих социальные отношения в наиболее важных сферахобщественной жизни”.
Термин “институт” имеетмножество значений. В европейские языки он пришел из латинского: institutum – установление,устройство. Со временем он приобрел два значения – узкое техническое (названиеспециализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное:совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений, напримеринститут брака, институт наследования. В узкотехническом смысле мы используемслово “институт” в названии каких-либо учреждений. К примеру, Институтсоциологии РАН – это конкретное учреждение, а наука – это социальный институт,часть общества, совокупность всех конкретных учреждений.
Социологи,позаимствовавшие это понятие у правоведов, наделили его новым содержанием.Однако в научной литературе по поводу институтов, как и по другимфундаментальным вопросам социологии, не существует единства взглядов. Всоциологии имеется не одно, а множество определений социального института.Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах видныйамериканский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857-1929). Хотя его книга“Теория праздного класса” появилась в 1899 г., многие ее положения не устарелидо сих пор. Он рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отборасоциальных институтов, которые по своей природе не отличаются от обычныхспособов реагирования на стимулы, создаваемые внешними изменениями.
По мнению Л. Бовье,социальный институт – это система культурных элементов, ориентированных наудовлетворение набора конкретных социальных потребностей или целей. Собственноинститут составляют взаимодействующие индивиды. Социальный институт – культурносанкционированный способ выполнения работы или совокупности работ. Индивидучаствует в институте через механизм социальных статусов. Дж. Бернард и Л.Томпсон определяют институт как совокупность норм и образцов поведения. Этосложная конфигурация обычаев, традиций, верований, установок,правил-регуляторов и законов, которые имеют определенную цель и выполняютопределенные функции. Причем, поскольку институты – это нормы или правилаповедения, имеющие отношение только к людям, индивиды – это институциональныеучреждения (организации) или ассоциации, исполняющие определенные функции исосредоточенные в материальном окружении — зданиях, заводах и т.п.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Взаимосвязь социально-психологического климата и уровня конфликтности в педагогическом коллективе
Реферат Исследование работы рельсобалочного стана 800 Нижнетагильского металлургического комбината в условиях рыночной экономики
Реферат A Literary Criticism Of Hills Like White
Реферат Аппарат управления сельскохозяйственного предприятия и расходы на его содержание
Реферат Русская Правда и Псковская судная грамота сравнительный анализ
Реферат Christians Concerns For Social Justice Issues Essay
Реферат Налоговая система и развитие предпринимательства в России
Реферат Женские образы в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 5
Реферат «Свет незашторенных окон»
Реферат Основні напрями вдосконалення лізингових відносин в умовах ринку
Реферат 1. Определение проблемы, которую планируется решить путем государственного регулирования
Реферат Разработка стратегии выхода на рынок ЗАО “ДАРМА” с применением программы имитационного моделирования Project Expert
Реферат The Balmain ironworkers' strike of 1945
Реферат Свідоцтво про реєстрацію випуску цінних паперів
Реферат Abortion Essay Research Paper ConceptionI believe that