ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра налогообложения иобщественного сектора
Курсовая работа по экономикеобщественного сектора
на тему:«Становление системы социальной защиты населения РФ»
Выполниластудентка
3курса301группы
Проверила:
Орёл 2006СОДЕРЖАНИЕ
TOC o «1-2» h z u СОДЕРЖАНИЕ… PAGEREF _Toc154033245 h 2
Введение… PAGEREF _Toc154033246 h 3
Глава1 Социальная защита населения как одна из важных задач государства… PAGEREF _Toc154033247 h 5
1.1Необходимость социальной защиты населения. PAGEREF _Toc154033248 h 5
1.2Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системесоциальной защиты населения PAGEREF _Toc154033249 h 8
1.3Социальное обеспечение и социальная помощь. PAGEREF _Toc154033250 h 20
1.4Социальное страхование населения. Система социальной службы… PAGEREF _Toc154033251 h 31
Глава2 Организация социальной защиты в современной России… PAGEREF _Toc154033252 h 34
3.1Социальная защита в Советский период… PAGEREF _Toc154033253 h 34
3.2Система социальной защиты в современнойРоссии… PAGEREF _Toc154033254 h 39
Заключение… PAGEREF _Toc154033255 h 48
Списокиспользованных источников… PAGEREF_Toc154033256 h 49Введение
Наиболеемасштабной задачей социальноориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве Россииявляется деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработкестратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступаетфактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, котораяохватывает все сферы экономических отношений в стране. Существуют некоторыепроблемы, связанные с регулированием занятости и обеспечения социальной защиты населения.
Вданной работе рассмотрены такие немаловажные проблемы, как нестабильность на рынке труда и невозможностьохватить социальной защитой все слоинаселения, обусловленные отсутствием приемлемой нормативно-законодательнойбазы, недостаточностью финансирования и прочими трудностями, которые скажутсяна сложившейся политико-социальной атмосфере нашего формирующегося взарождающихся рыночных отношениях и накалившейся криминогенной ситуацииобщества, которая усугубилась кризисом государственной власти.
Выбраннаятема «Становление системы социальной защиты населения РФ» как никогда актуальнадля нашей страны. В условиях реформирования страны десятки миллионов людей(пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в немедленнойсоциальной помощи и защите.
Цель данной курсовой работы: рассмотреть как проходилостановление системы социальной защиты в условиях рынка за последние 10-15 лет.
В ходе достижения цели курсовойработы предстоит решить ряд задач:
1. проследитьдинамику развития системы социальной защиты в России
2. сущность,основные направления и функции социальной защиты населения;
3. нормативно-правовыеосновы социальной защиты населения;
4. формыоказания социальной защиты населению учреждением, основные недостатки вдеятельности;
5. тенденцииразвития системы социальной защиты населения.
Объектомисследования — является система социальной защиты населения России.
Предметомисследования — является исследование проблем развития и функционированиясистемы социальной защиты населения в условиях формирования рынка.
Степень научнойразработанности: теоретической и методологической основой исследования явилисьтруды российских социологов и ученых,исследующих проблемы по изучаемой теме. В ходе работы над темой использовалсяанализ статистических данных и научных публикаций, по которым можно отследитьдинамику основных социальных показателей общества.
Структура и объем работы: данная курсоваяработа состоит из введения, двух глав,заключения и списка использованных источников информацииГлава 1 Социальная защита населения как одна изважных задач государства1.1 Необходимость социальной защиты населения
Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующейсоциальной системы являются социальная защита и социально-экономическаяподдержка населения.
Социальная помощь в поддержании физической жизни людей,удовлетворении их социальных потребностей существовала уже в начальный периодразвития человечества и осуществлялась на основе обычаев, норм, традиций, ритуалов.Это помогало людям приспособиться к неблагоприятным природным условиям исоциальной среде, сохранить целостность и преемственность культуры семьи,рода, общности.
С развитием цивилизации, технического прогресса и культуры,распадом семейно-родственных и общинных связей государство все более активнопринимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека.
Формирование и развитие рыночной экономики привело к выделениюсоциальной защиты населения в самостоятельный вид деятельности, котораяприобрела новый смысл: прежде всего как защита от неблагоприятных воздействийрыночных отношений.
В условиях рыночных отношений человек может обеспечитьудовлетворение своих потребностей лишь путем получения дохода от собственностиили в виде заработной платы за свой труд.
Однако в каждом обществе есть определенная часть населения,которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу некоторыхпричин: болезнь, нетрудоспособность, вследствие старости или возраста, непозволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети),последствия экологических, экономических, национальных, политических и военныхконфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т.д. Эти категориинаселения не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главнымфактором производства и распределения является капитал.[1]
Государство объективно заинтересовано в поддержке социальноуязвимых слоев населения по нескольким причинам:
1) государство, провозгласившее себя цивилизованным, обязано, согласно Всеобщей Декларации правчеловека, «обеспечить населению достойный уровень жизни»;
2) всякое государствозаинтересовано в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы;
3) социально-экономическая поддержка неимущих стимулирует экономическое состояние различных групп ислоев населения, тем самым, снижая социальное напряжение в обществе.
Развитие цивилизованного рынка может нормально осуществлятьсятолько вместе с расширением и углублением социальной защиты. В широком смысле социальная защита — это политикагосударства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантийчеловеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста,иначе в социальной защите нуждаются все конституционные права и свободыличности — от права на собственность и свободу предпринимательства до личнойнеприкосновенности и экологической безопасности.
Взаимодействие рыночных отношений и социальной защиты необходимоучитывать не только на уровне всего общества, но и на уровне социальных групп,семьи и индивида.
Главная цель социальной защиты состоит в том, чтобы оказатьнеобходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации.
Система социальной защиты населения в России находится в стадииформирования, она постепенно превращается в качественно новую самостоятельную,многопрофильную отрасль народного хозяйства. В настоящее время в ней занятооколо 400 тысяч работников, функционирует более 16 тысяч учреждений.
Однако практика переходного периода в России показывает, чторазвитие рыночных отношений происходит не вместе с ростом социальной защитынаселения, а, в основном, за счет его обнищания, что неминуемо порождаетсоциальную напряженность в обществе. В конце 90-х годов около 25% населения имелидушевой доход ниже прожиточного минимума.
Период формирования рыночных отношений, в который вступила Россияв конце 80-х годов, характеризуется противоречием между нарастаниемпотребностей в социальной защите населения и сужением возможностей для ихудовлетворения. Проанализировав изменения величины денежного дохода населения,уровень цен на товары и услуги можно выявить причины нарастания социальной напряженности:
1) падение производствавообще и товаров народного потребления особенно;
2) неблагополучнаядемографическая обстановка и старение общества как ее следствие;
3) структурные изменения в экономике исокращение армии, ведущие к расширению базы безработицы;
4) инфляция и обесцениваниенакоплений населения; рост стоимости энергоносителей, провоцирующий ростстоимости коммунальных услуг, транспорта и т.д.
Жизнь требует новых экономических подходов в целях усилениясоциальной защищенности граждан. Необходимо создание правовых и экономическихусловий для:
— обеспечения достойного уровня жизни своим трудом;
— использования новых стимулов к труду и экономическойдеятельности;
— создания цивилизованныхмеханизмов распределения доходов (акционерные и иные формы участия населения враспределении прибыли, социальное партнерство, негосударственное социальноестрахование и др.);
— формирования экономической системы самозащиты.
Экономическая политика государства — это часть его общейполитики, совокупность принципов, решений и действий, направленныхнаобеспечение оптимального функционирования рыночного механизма с наибольшейэкономической эффективностью.
Разрабатывая и осуществляя экономическую политику, государство недолжно допускать бесконтрольного роста инфляции, вмешиваться в механизмыэкономики и т. д.Однако государство в то же время призвано влиять на нееэкономическими методами (например, методами налоговой политики, системы льготногокредитования и т.п.).
Социальная ориентация экономики выражается в подчинениипроизводства потребителю, удовлетворении социальных потребностей населения истимулировании этих потребностей. Вместе с тем она предполагает необходимоеперераспределение доходов между более обеспеченными и менее обеспеченнымислоями населения, накопление в бюджетах разных уровней и различных фондахсредств на оказание населению социальных услуг и предоставление социальныхгарантий.1.2 Государственные гарантии и минимальныесоциальные стандарты в системе социальной защиты населения
В обществе рыночных отношений главнуюфункцию социальной защиты берет на себя государство как главный субъектсоциальной политики и социальной работы.
Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ инаходят свое подтверждение в социальной политике. Они определены в ст. 7Основного закона РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей,устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда,обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства,инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб,устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальнойзащиты».
На современном этапе просматриваютсядве основные функции в системе государственной социальной защиты: социальные выплаты и система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и другихподобных категорий, основанные на принципе заботы государства о социальноуязвимых членах общества и социальной благотворительности. В то же время социальнаязащита должна распространяться на все категории населения через системусоциальных гарантий.
Социальные гарантии — этомеханизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательствагосударства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основойгосударственных социальных гарантий должны стать минимальные социальныестандарты.
Минимальные социальные стандарты — этоустановленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляютминимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя.[2]Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимосвязанныегосударственные минимальные социальные стандарты в области:
1) оплаты труда;
2) пенсионного обеспечения;
3) образования;
4) здравоохранения;
5) культуры;
6) социального обслуживания;
7) жилищно-коммунального обслуживания.
Закрепляя в законе «О государственных минимальных стандартах»самый необходимый минимум социальных стандартов, государство делаетобязательным их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а такжедля работодателей и предпринимателей всех видов собственности, причем нетолько государственной.
Минимальные пределы государственных гарантий подтверждаются идругими законодательными актами, в том числе гражданским и трудовым кодексами, законами«О здравоохранении», «Об образовании», «О культуре» и др.
В качестве государственных минимальных стандартов в области оплатытруда устанавливаются:
— минимальный размер оплаты труда;
— единая тарифная сеткаоплаты труда работников бюджетной сферы (ЕТС).
Минимальная заработная плата — это уровень заработной платыработника неквалифицированного труда, призванный обеспечить ему нормальныеусловия воспроизводства. Она устанавливается законодательством или специальнымсоглашением.
В ст. 37 Конституции РФ записано, что «каждый имеет право на труди в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждениеза труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральнымзаконом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту отбезработицы».
Трудовой кодекс РФ (ст. 129) устанавливает, что «месячная оплататруда работника, отработавшего полностью определенную на этот период нормурабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (норма труда), не можетбыть ниже установленного минимального размера оплаты труда».
Таблица №1 — Минимальный размер оплаты труда[3](на 1 января; рублей; до 1998г.- тыс. руб.)
1993
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
Минимальный размер оплаты труда
4,3
63,3
83,5
83,5
83,5
83,5
200,0
300,0
450,0
600,0
720,0
Тарифная ставка (оклад) 1 разряда ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы (с учетом доплаты)
4,5
80,0
80,0
90,0
90,0
110,0
200,0
450,0
450,0
600,0
720,0
Минимальный размер оплаты труда имеет гарантированный характер.Он выражается в том, что работающие вправе претендовать на определенныймесячный уровень вознаграждения за свой труд. Этот уровень не снижается, еслинорма рабочего времени и нормы труда не выполнены не по вине работника. Вминимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а такжепремии и другие поощрительные выплаты. Последние должны начисляться на заработнуюплату, которая не может быть ниже установленного государством минимальногоуровня. Неспособность предприятия выплачивать минимальную зарплату всем своимработникам является одним из признаков банкротства.
Величина минимальной заработной платы обычно определяется путемисчисления прожиточного минимума. Прожиточныйминимум — понятие, характеризующее минимум жизненных средств,необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы и развития личности.Это показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ иуслуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержанияактивного физического состояния взрослых, социального и физического развитиядетей и подростков.
Для установления стоимостного показателя прожиточного минимумавводится понятие «бюджета прожиточного минимума». Бюджет прожиточного минимумапредставляет собой стоимостную оценку натурального набора, а также включаетрасходы на налоги и другие обязательные платежи.
Прожиточный минимум рассчитывают по нормативам удовлетворения минимальныхпотребностей в товарах и услугах с учетом уровня цен, и должен соответствоватьвеличине заработной платы.
Дляопределения абсолютного уровня прожиточного минимума наиболее точным являетсяметод потребительской корзины. В состав такой корзины входят самые необходимыепродукты для поддержания жизнедеятельности средней семьи.
Прожиточный минимум и бюджет прожиточного минимума могут бытьиспользованы:
— в качестве базы для адресной социальной поддержки;
— в качестве целевых ориентиров при регулировании доходов ипотребления малообеспеченных слоев населения;
— для оценки материальных и финансовых ресурсов, необходимых дляреализации перспективных и текущих социальных программ, оказания целевойнатуральной помощи малообеспеченным слоям населения;
— для обоснования размеров минимальной оплаты труда и трудовойпенсии по старости;
— в качестве одного из критериев малообеспеченности, дающих правона получение различного рода социальных выплат.
Если нет соответствия между величиной минимальной заработной платыи прожиточным минимумом, это свидетельствует об отставании экономического развитиястраны. Соответствие минимальной заработной платы потребительскому минимумувозможно лишь при стабильной экономической ситуации и определенном высокомуровне производства. В условиях кризиса экономики нашей страны минимальныйразмер оплаты труда и иных социальных выплат определяется исходя из реальныхэкономических условий.
Следует отметить, что в последние годы минимальная заработнаяплата, установленная законом, все менее соответствует бюджету прожиточногоминимума.
Таблица №2[4] — Величина прожиточного минимума в 1992-1999гг.
(в среднем на душунаселения; рублей в месяц; до 1998г.- тыс. руб.)
Годы
Все население
Трудоспособное население
Пенсионеры
Дети
Соотношение среднедушевых доходов населения с величиной прожиточного минимума, процентов
1992
1,9
2,1
1,3
1,8
210
1993
20,6
23,1
14,4
20,7
220
1994
86,6
97,4
61,0
87,4
238
1995
264,1
297,2
186,2
268,6
195
1996
369,4
415,6
260,5
373,2
208
1997
411,2
462,4
289,9
415,1
229
1998
493,3
554,7
347,9
498,2
204
1999
907,8
1002,8
639,9
901,7
180
Таблица №3[5] — Величина прожиточного минимума в 2000-2004 гг. (в среднем на душу населения; рублейв месяц)
Все
население
в том числе по социально-демографическим
группам населения
Соотношение
среднедушевых денежных
доходов населения с
величиной прожиточного
минимума, процентов
трудоспособное
население
пенсионеры
дети
2000
1210
1320
909
1208
188,5
I квартал
1138
1232
851
1161
162,7
II квартал
1185
1290
894
1182
182,9
III квартал
1234
1350
930
1218
189,7
IV квартал
1285
1406
962
1272
216,1
2001
1500
1629
1144
1499
204,1
I квартал
1396
1513
1064
1405
178,1
II квартал
1507
1635
1153
1507
195,8
III квартал
1524
1658
1163
1514
209,5
IV квартал
1574
1711
1197
1570
231,9
2002
1808
1968
1379
1799
218,3
I квартал
1719
1865
1313
1722
187,3
II квартал
1804
1960
1383
1795
207,1
III квартал
1817
1980
1387
1799
220,8
IV квартал
1893
2065
1432
1880
252,8
2003
2112
2304
1605
2090
244,8
I квартал
2047
2228
1554
2039
212,7
II квартал
2137
2328
1629
2119
230,1
III квартал
2121
2318
1612
2089
242,7
IV квартал
2143
2341
1625
2113
289,6
2004
2376
2602
1801
2326
266,9
I квартал
2293
2502
1747
2259
239,5
II квартал
2363
2588
1793
2313
250,6
III квартал
2396
2629
1816
2336
263,3
IV квартал
2451
2690
1849
2394
309,2
Сокращение разрыва между прожиточным минимумоми размером минимальной заработной платы должно происходить поэтапно. По мерестабилизации экономики Правительство должно индексировать минимальный размероплаты труда к уровню прожиточного минимума.
В настоящее время заработная плата в России не выполняет своихглавных функций: воспроизводственную и стимулирующую.
Минимальные социальные гарантии в области оплаты труда не будутдействительны, пока не будет восстановлена экономическая функция заработнойплаты. В плане социальной защиты это важно, поскольку заработная плата — категория не только экономическая, но и нравственная, призванная обеспечиватьчеловеку определенный социальный статус в обществе.
Одной из главной минимальных социальных гарантий являются гарантиизащиты от безработицы.
Реальныемасштабы безработицы в России в разных ее формах огромны. Специалисты считают,что только скрытая форма безработицы (когда трое выполняют работу одного)достигает в границах бывшего СССР 37 млн. человек.
Таблица №4[6] — Численность экономически активного населения
1992
1995
2000
2001
2002
2003
2004
2005
Тысяч человек
Экономически активное население — всего
75060
70740
72332
71411
72421
72835
72909
73811
в том числе:
занятые в экономике
71171
64055
65273
65124
66266
67152
67134
68603
безработные
3889
6684
7059
6288
6155
5683
5775
5208
Мужчины
39197
37338
37499
36905
36997
37206
37079
37511
в том числе:
занятые в экономике
37161
33726
33754
33527
33709
34199
34177
34710
безработные
2036
3613
3745
3378
3288
3007
2902
2801
Женщины
35863
33401
34833
34506
35423
35629
35831
36300
в том числе:
занятые в экономике
34010