Реферат по предмету "Социология"


Сравнительный анализ работ Э. Дюркгейма и П.А. Сорокина на тему самоубийства

Оглавление
Введение
§1. Социология «Самоубийства»Дюркгейма
§2. Сравнительныйанализ работы Э.Дюркгейм «Самоубийство» и П.А.Сорокин «Самоубийствокак общественное явление»
2.1 Причины самоубийства
2.2 Климатические (космические)факторы
2.3 Подражание
2.4 Религия
2.5 Сумасшествие
2.6 Наследственность
§3. Выводы Э.Дюркгейма иП.А.Сорокина
Заключение
Литература

Введение
 
Скаждым годом проблема самоубийств приобретает все более глобальный характер, асуицидальные попытки все чаще становятся формой поведения, к которой прибегаетчеловек в той или иной кризисной ситуации.
Так,в США еще несколько десятилетий назад «суицид» занимал 22 место всписке причин смерти, сейчас эта причина занимает 9-е место, а в некоторыхштатах 6-е. В конце 19 века Россия занимала последнее место по уровнюсамоубийств среди европейских стран — в ней совершалось 3 самоубийства на 100тысяч населения, в 1988г. — 19 на 100 тыс. населения. Сегодня она входит вчисло стран с очень высоким числом суицидов. В Украине смертность оттравматизма и самоубийств в настоящее время занимает 2 место послесердечно-сосудистой патологии.
Самоубийство- сознательное и добровольное лишение себя жизни, когда смерть выступает каксамоцель, а не как средство достижения чего-либо другого, кроме нее самой.«Сознательность» автоматически исключает многообразные проявлениячеловеческой патологии, а элемент «самоцели» — случаи типа жертвысобою в бою, оплату жизнью долга чести (действия самурая) и т.п., когда смертьвыступает как обязанность, налагаемая культурой и обществом [15; 20].
Помнению многих исследователей, самоубийство не обнаруживается у животных,дикарей и первобытных людей, но встречается на относительно высоких ступеняхкультуры и в социально неоднородных структурах. Со времен античности и среднихвеков были известны многочисленные факты самоубийств, сведения о светских ирелигиозных законах против него, которые доказывали, что самоубийство — это нетоль личная, но и общественная проблема. С начала XIX века во многихевропейских странах самоубийства стали принимать форму эпидемий, со второйчетверти века начала вестись статистика, фиксирующая трагическую картинупрогрессивного увеличения самоубийств по сравнению с общим ростом населения [7;8]. Так, в России с 1870 по 1908 года общее их количество увеличилось в 5 раз,а к 1910 — почти удвоилось. В связи с этим самоубийство стало предметомпристального изучения. Вначале оно привлекло внимание врачей, особеннопсихиатров (А.Лихачев, Г. Хлопин, И. Гвоздев, П. Лебедев, Г. Гордон, И.Сикорский и др.), которые пытались связать его с болезненным состоянием психики,дурной наследственностью, употреблением алкоголя и наркотиков [1; 2]. Однако,статистика эмпирически зафиксировала более сложные зависимости С. отиндустриализации, урбанизации, роста и распространения цивилизованности,социальной дифференциации, революций и войн (С. Новосельский, Н. Зибер, Жбанкови др.). После революции 1905-06 гг. самоубийство стало «бытовымявлением», а сама Россия, по свидетельству наблюдателей, превратилась в«клуб самоубийц». Большая группа отечественных обществоведов (В. Бехтерев,В. Базаров, П. Сорокин, Н. Кудрин, А. Острогорский и др.) обратила внимание насамоубийство с новых позиций [18; 19]. Они поставили вопрос шире, говоря о немкак о массовом социальном явлении, подчиняющемся особым закономерностям,оценивая его не как дефект отдельных лиц, а всего общественного организма.Стали составляться картограммы «плотности» самоубийств для разныхрегионов России и сравниваться с Западной Европой, начали изучаться вариациисамоубийств половых, возрастных национальных, региональных, профессиональных,сельско-городских и т.п. частей населения страны.
Особоепристальное внимание русских исследователей к данной проблеме было привлеченопосле выхода в свет этюда Дюркгейма «Самоубийство», о котором былаопубликована большая критическая и комментаторская литература.
ЭмильДюркгейм широко известен как один из «крестных отцов» современнойсоциологии, творчество, которого в значительной степени помогло определитьпредметное содержание и утвердить автономию социологии как научной и учебной дисциплины[6; II]. Он был одной из наиболее крупных фигур в социологии классическогоэтапа ее развития. Наряду с другими видными представителями этого периода — К.Марксом, М. Вебером, Ф. Теннисом, Г. Зиммелем, В. Парето — Э. Дюркгейм оказалогромное влияние на формирование целого ряда влиятельных концепций современнойсоциологии [7; 8]. Социологи различных национальных школ вновь и вновь находятв теоретическом наследии Дюркгейма весьма плодотворные идеи для развития новыхтеорий, объясняющих и моделирующих самые разнообразные социальные явления.
УП.Сорокина лишь одна узкоспециальная работа, посвященная самоубийствам, ипоэтому, логично, мы сначала рассмотрим основы воззрений Дюркгейма на проблемусуицида, а затем проведем сравнительный анализ работ Дюркгейма и Сорокина.

§1.Социология «Самоубийства» Дюркгейма.
 
ДляДюркгейма характерной чертой является детерминация акта самоубийствасоциально-историческими условиями и обстоятельствами, что позволяет Дюркгеймувыделить три элементарных типа самоубийств и столько же смешанных. Результатыисследования сведены в таблицу 1.
Таблица1. Этимологическая и морфологическая классификация социальных типовсамоубийстваОсновной характер Второстепенные вариации Элемен-тарные типы Эгоистическое самоубийство Бесстрастие
Вялая меланхолия, услаждающаяся собою.
Рассудочное равнодушие скептика. Альтруистическое самоубийство Страстная или волевая энергия Со спокойным чувством долга. С мистическим энтузиазмом. Со спокойной храбростью. Аномическое самоубийство Раздражение Отвращение. Горячий протест против жизни вообще. Горячий протест против определенного лица (убийство, сопровождаемое самоубийством) Смешан-ные типы Эгоистично-аномическое самоубийство Смесь возбуждения и бесстрастия, действия и мечтательности Самоубийство аномично-альтруистическое Возбужденное отчаяние Самоубийство эгоистично- альтруистическое Меланхолия, умеряемая известною моральною твердостью
Помнению Дюркгейма, эгоистический тип самоубийства детерминируется ослаблениемвнутренних общественных связей, вследствие которого наблюдается развитиечрезмерной индивидуализации, когда «индивидуальное „Я“ резкопротивополагает себя социальному „Я“ и в ущерб этому последнему».В данной ситуации индивид ощущает собственную оторванность от целого ичувствует себя безраздельно одиноким. Общественные ценности для оторванного отобщества индивида утрачивают свою значимость.
Ощущаяпустоту, человек обращается внутрь себя, а «с того момента, — пишетДюркгейм, — как индивид начинает заниматься только самим собой, он уже не можетдумать о том, что не касается только его, и, углубляя это состояние, увеличиваетсвое одиночество». Сознание такого погруженного в себя индивида начинаетработать усиленно, причем обостряются его аналитические способности. Однако дляплодотворного сознательного анализа необходима информация, поступающая извне, атакая информация больше данного индивида не интересует [13; 14].
«Говорят,- отмечает Дюркгейм, — что мыслить — значит удерживать себя от действия; этозначит в то же время и в той же мере — удерживать себя от жизни; вот почемуабсолютное царство мысли невозможно, — так как оно есть смерть».
Окружающаяиндивида, осознанная им внешняя пустота проникает и внутрь него, вследствиечего «человек может думать, — подчеркивает Дюркгейм, — только о тойпустоте, которая образовалась в его душе, и о той тоске, которая является ееследствием». Охватывающая тоска приводит индивида к забвению внутреннихпреград, за которыми скрывается небытие, выступающее в подобных случаях хотьчем-то, обещающее хоть какие-то перемены и исчезновение ощущаемой пустоты.
Отрывот общества, по мнению Дюркгейма, свидетельствует, в первую очередь, о том, чтосоциальное начало, заложенное внутри нас, как бы теряет свое объективноесуществование. Таким образом, индивид начинает ощущать себя существом толькобиологическим. Однако присущее ему сознание не может смириться с такимположением вещей, потому что в результате его усиленной работы и проводимогоанализа, а также поисков смысла жизни человек не может согласиться жить чистобиологической жизнью, то есть удовлетворять только свои физиологическиепотребности. Образуется замкнутый круг, из которого человек неминуемо стремитсявырваться. Выход же представляется ему в виде самоубийства [14].
          Инымисловами, логика размышлений оторванного от общества и оказавшегося в пустотеиндивида приводит последнего к твердому решению покончить с собой, причем этотвыбор не вызывает никаких сомнений: все дальнейшие действия по собственномууничтожению выполняются четко и методично.
Будучиодиноким и находясь в стороне от общества, логический самоубийца лишаетсятакого качества, как социальность. Видимо, прежде чем прийти к такимразмышлениям, герой пытался наладить социальные контакты, однако равнодушиеобщества вызвало его адекватную реакцию. Равнодушие — это начало смерти: дляравнодушных не существует никаких ценностей, потому что им все безразлично.Равнодушие и одиночество повлекли за собою усиленную работу сознания, ставящегопостоянно множество различных вопросов, которые сложны по своей природе и, ктому же, к которым глухо общество.
Общество,для которого отдельный индивид превращается в нуль, само становится нулем дляэтого индивида. Этому конкретному человеку (герою), в первую очередь,необходимо живое общение и ответная любовь. Однако в конкретном обществе,окружающем его вроде пустоты, нет отклика на его запросы. В такой ситуации «индивид,- отмечает Дюркгейм, — предоставленный самому себе, не имеет настоящей точкиприложения для своей энергии. Человек чувствует себя ничтожеством в общей масселюдей; он ограничен узкими пределами не только в пространстве, но и во времени.Если наше сознание обращено только на нас самих, то мы не можем отделаться отмысли, что, в конечном счете, все усилия пропадают в том „ничто“,которое ожидает нас после смерти», — это та же мысль, что высказаллогический самоубийца.
Изэтого следует, что можно обозначить данный тип самоубийства какэгоистично-аномическое самоубийство. Дюркгейм, объясняя это, отмечал: «Существуетдва фактора самоубийств, обладающих по отношению друг к другу особым сходством,- это эгоизм и аномия. Даже почти неизбежно бывает так, что у эгоистазамечается наклонность к беспорядочности; так как он оторван от общества, последнееуже не может регулировать его внутреннего мира.
Наоборот,дезорганизаторская тенденция не может не содержать в себе зачатка эгоизма, таккак нельзя восстать против всяких социальных уз, будучи в сильной степенисоциализированным человеком».
Дюркгеймподчеркивает, что «самоубийцы и того, и другого типа страдают тем, чтоможно называть „болезнью бесконечности“, но в обоих случаях этаболезнь принимает неодинаковые формы. В первом случае мы имеем дело срассудочным умом, который испытывает болезненное изменение и чрезмерногипертрофируется, во втором случае дело идет о чрезмерной и нерегулируемойчувствительности. У одного [эгоиста] — мысль, возвращаясь все время к самойсебе, теряет наконец всякий объект, у другого — не знающая границ страсть невидит впереди никакой цели; первый теряется в бесконечности мечтаний, второй — в бездне желаний».
Вобщем, все случаи самоубийства среди душевнобольных или лишены всякого мотива,или же определяются совершенно вымышленными мотивами. В соответствии ссовременными концепциями, принятыми в отечественной психиатрии, самоубийство рассматриваетсякак следствие социально-психологической дезадаптации личности в условияхпереживаемых ею микроконфликтов. При субъективном ощущении неразрешимостиконфликта обычными способами, избирается самоубийство. Одним из важнейшихфакторов, мешающих нормальной жизнедеятельности индивида, является наличие унего психического заболевания, которое создает трудности адаптации к социальнойсреде не только для самого больного, но и для некоторых членов его семьи. Надолю психически больных приходится приблизительно третья часть от общего числаслучаев завершенных суицидов. В состоянии психоза больные совершаютпсевдосуициды, являющиеся по существу несчастными случаями, в основе которыхсуицидальные императивы или другие бредовые идеи (больному кажется, что он умеетлетать, или, что он находится не на последнем этаже многоэтажного дома, а наверанде в саду и т.п.). Однако психически больные, чаще всего больныешизофренией, могут совершать самоубийство или покушение на него не только подвлиянием психической патологии в процессе обострения заболевания, но и в периодремиссии под влиянием тех же самых «мотивов неблагополучия» или«мотивов конфликта». Наиболее распространенным мотивом неблагополучияявляется осознание больным серьезности и необратимости своего заболевания,опасение ухудшения своего состояния, грозящей деградации личности. Суицидуиногда предшествует тщательное изучение больным литературы по психиатрии исамодиагностирование. Мотивационная направленность суицидов в рамкахпсихопаталогии дифференцирована ничуть не меньше, чем в сфере нормы. Дажесуицидальные тенденции глубоко депрессивных больных, достигающие подчасмасштабов подлинного влечения к смерти, могут иметь как ауто-, так игетерорефлексивную проекцию (термину ауторефлексии придается значение,аналогичное самосознанию, относящееся к процессам имитирования логическихопераций. Гетерорефлексией обозначается межличностная психоимитация.) Весьмараспространенная разновидность импульсивно-аффективных реактивных суицидовможет иметь как ауто-, так и гетерорефлексивную мотивацию. Это относится и ктак называемым «безмотивным» суицидам.
Социологическаятеория самоубийства, предложенная Дюркгеймом, рассматривает самоубийство восновном как результат разрыва интерперсональных связей личности, отчуждения индивидуумаот той социальной группы, к которой он принадлежит.

§2.Сравнительный анализ работы Э. Дюркгейм «Самоубийство» и П.А. Сорокин«Самоубийство как общественное явление»
 
Знакомстворусской аудитории с работой Э. Дюркгейма «Самоубийство» состоялосьвскоре после ее опубликования во Франции: в 1912 г. Его идеи широкопропагандировались известным русским социологом Питиримом Сорокиным в самыйразгар очередной эпидемии самоубийств в стране (1910-1914) [9; 10].
Всекрупные работы Э.Дюркгейма, в которых им были изложены фундаментальные принципы«социологизма», переведены на русский язык. Как и его многолетнийантагонист, Тард, Дюркгейм сотрудничал в Русской школе общественных наук вПариже и высоко ценил научный авторитет и знания Ковалевского. Уже одна изпервых больших работ Дюркгейма «О разделении общественного труда»живо заинтересовала русских социологов, особенно субъективистов, так как именнофакты разделения труда положил в основу своей социологической концепцииМихайловский (кстати, один из первых рецензентов книги Дюркгейма). Обасоциолога делали радикально полярные выводы из этого факта. Михайловскийподчеркивал (и это позднее часто повторяли), что Дюркгейм несколько преувеличилстепень бесконфликтности и органичности солидарности, возникающей на разделениитруда.
Онаможет быть таковой, но может быть и иной. Критиковалось также его несколькосхематическое представление об эволюционной замене «механической»солидарности «органической», чрезмерности его социологическогореализма и известное пренебрежение психической стороной социальных явлений.
Вдальнейшем русские социологи внимательно следили за защитой Дюркгеймомсоциологического реализма, за становлением «социологизма» и егометодологическими возможностями, известную дань которым отдавали Де-Роберти ивслед за ним молодой Сорокин.
Однакоподлинный фурор в русских научных кругах произвел этюд «Самоубийство».В России была собственная самостоятельная теоретическая и эмпирическаялитература на эту тему (список, далеко неполный, был составлен Г. Гордоном иприложен к русскому переводу книги Дюркгейма), но синтезирующий подходДюркгейма показался многим и свежим, и более глубоким. Книга имела массу самыхразнообразных откликов и стимулировала новые исследования.
Далеемы в сравнительном аспекте рассмотрим взгляды Э. Дюркгейма и П. Сорокина наразличные составляющие явления самоубийства.
УДюркгейма и Сорокина во взглядах на проблему самоубийства чрезвычайно многообщего, однако нам нет необходимости пытаться подогнать факты, описанныеСорокиным, под дюркгеймовскую концепцию. Однако, несмотря на то, что оба(Дюркгейм и Сорокин) связывают периодические возрастания числа самоубийств ссоциально-историческим феноменом..., французский мыслитель выступал противметафизических рассуждений о суициде… Его интересовали в качестве причин впервую очередь ясно очерченные группы фактов, поддающиеся эмпирическимконстатациям. Сорокин же уводил мысль за пределы социальной среды вметафизическую реальность, при этом признавая большое влияние социальной среды.
2.1Причины самоубийства
 
Мысльо взаимосвязи суицида и социальных причин впервые была высказана «отцомсуицидологии», профессором социологии Э. Дюркгеймом, который отмечал, что«число самоубийств изменяется обратно пропорционально степени интеграциирелигиозного, семейного и политического общества».
Нов отличие от концепции Дюркгейма, отечественные суицидологи представлялисамоубийство как один из вариантов поведения человека в экстремальной ситуации.Согласно этой точке зрения, суицидальный конфликт и самоубийство могут бытьвызваны реальными причинами (у здоровых лиц) или являться результатомпсихического заболевания.главная общая причина роста самоубийств — это ростодиночества личности, ее оторванность от общества, в свою очередьпредставляющая результат нашего беспорядочно организованного общества.
Каковыже эти причины в своем конкретном виде?
Главнаяконкретная причина, по П.Сорокину [17], — это нужда, голод и безработица —следствие того же беспорядочного устройства общества, поэтому высший процентсамоубийц дают именно безработные. Из всего числа самоубийц Петербурга за 1911год лица без занятий составляют 23,12%. Эта цифра станет еще большей, еслипринять во внимание то, что крестьяне и рабочие кончают с собой главным образомиз-за нужды. А данные показывают, что они составляют главный процент самоубийц.
Болееточная статистика Петербурга за 1911 г. дала еще более красноречивыерезультаты; из общего числа самоубийц крестьяне составляют 78,14%, дворяне — 7,71%, мещане — 11,74%, купцы — 1,53%, духовенство -0,21%, иностранные поданные- 0,71%. Значит на 10000 человек каждой группы самоубийц приходится: крестьян — 10 чел., дворян — 6, мещан — 4, купцов — 8, духовенства — 2 чел.
Отсюдавидно, что нужда — главная конкретная причина самоубийства. Крестьянин приходитв город, попадает в шумную, многолюдную толпу, становится «фишкой» и«номером»; глубокое одиночество и отсутствие поддержки в нужнуюминуту доводит одних до преступления и запоя, других -до отчаяния и смерти. Игибнут люди, проклиная общество и людей, не поддержали, не помогли, не утешилив нужную минуту, а прошли равнодушно мимо чужого отчаяния и горя.

2.2Климатические (космические) факторы
 
Э.Дюркгейм [5] отверг утверждения о том, что климатические условия играютпервостепенную роль в генезисе суицидального поведения. В ходе статистическогоанализа он обнаружил, что наиболее часто самоубийства случаются в дневные часы,а самым суицидальным временем года является весна. Но происходит это невследствие жары, а в силу наибольшей интенсивности социальной жизни в этипериоды. На совершаемость самоубийств, считал Дюркгейм, влияют не темпоральныеили климатические факторы, а их социальные последствия — интенсификация иуплотнение социальной деятельности людей.
Такимобразом, гипотеза, согласно которой лишь первые проявления жары оказывают вданном случае вредоносное действие. Она не согласуется: 1) с непрерывнымхарактером кривой самоубийств как на восходящей, так и на нисходящей ветви, 2)с тем фактом, что первые холода, которые должны были бы оказывать то же самоевлияние, в действительности никакого влияния не оказывают
Сезоннуюпериодичность в суицидальном поведении наблюдал и П. Сорокин. "… Самочисло самоубийств, — писал он [17], — правильно поднимается и падает повременам года. Всего больше их летом, затем следует весна, за весной осень, аминимум самоубийств приходится на зиму". Вместе с тем, считал П. Сорокин,суицидальная цикличность «вызывается не климатом, а чисто общественнымипричинами» — «более оживленной и продолжительной общественнойжизнью». Из некоторых наблюдений, по-видимому, действительно следует, чтослишком сильная жара может побудить человека лишить себя жизни. Во времяегипетской экспедиции число самоубийств во французской армии увеличилось, и этообстоятельство было приписано влиянию высокой температуры. Под тропиками частонаблюдается, что люди внезапно бросаются в море в тот момент, когда лучи солнцападают совершенно вертикально. Но не только жара имеет такое влияние наколичество добровольных смертей; то же самое наблюдается и по отношению кхолоду. Говорят, например, что при отступлении из Москвы во французской армиинаблюдались многочисленные случаи самоубийства. Очевидно, эти факты нискольконе объясняют, почему регулярно летом число самоубийств больше, чем осенью, иосенью больше, чем зимою. Если что и можно заключить из вышеуказанного, тактолько то, что температуры чрезмерно низкая и чрезмерно высокая влияютодинаково на количество самоубийств. Вполне понятно, что крайности всякогорода, внезапные и резкие перемены в физической среде потрясают организмчеловека, расстраивают нормальное отправление его функций и вызывают своегорода помешательство, в течение которого мысль о самоубийстве может зародитьсяи, если ничто не рассеет ее, даже реализоваться. Но между этими исключительнымии ненормальными пертурбациями и теми количественными изменениями, которыеиспытывает температура в течение каждого года, нет никакой аналогии. Вопросостается совершенно открытым, и разрешения его надо искать в анализестатистических данных.
Например,в Италии сейчас численность самоубийства стоит низко, тогда, как во временаИмперии она стояла очень высоко. Климат существенно не изменился, и если быдело было в климате, то такого изменения не должно было бы быть. Однако этоизменение — факт, и объясняется не климатом, а чисто общественными причинами, вчастности — тем, что некогда Рим был центром цивилизованной Европы, теперь жеэто значение он потерял. Это же положение подтверждается тем, что, благодаряодному изменению политической жизни Италии в 1870 г., изменилось ираспределение в ее отдельных частях самоубийств. Что же касается сезонныхтемператур, то увеличение самоубийств с увеличением жары вызывается неклиматом, а чисто общественными причинами. Дело в том, что увеличение жарысовпадает с удлинением дня, а удлинение дня в свою очередь означает болееоживленную и продолжительную общественную жизнь. Люди больше друг с другомвстречаются, больше происходит дел между ними, больше возникает соглашений,разногласий и т.д. — а тем самым возникает больше поводов для самоубийства. Вдеревнях, где зимой люди сидят больше по домам, в это время бывает мало исамоубийств; летом же, когда общественная жизнь наиболее сильна в деревне — самоубийства достигают в это время наибольшей цифры. Мало того, тот же Дюркгеймдоказал, что наибольшее число самоубийств в течение суток падает на те часы,когда идет наиболее деятельная общественная жизнь.
Еслибы температура была основной причиной констатированных нами колебаний, то числосамоубийств изменялось бы так же регулярно, как и она. Между тем мы видимсовершенно обратное. Весною лишают себя жизни чаще, чем осенью, хотя погода вэто время несколько холоднее.
Такимобразом, заключение единогласно: климат и жара не имеют или никакого значения,или же значение их очень небольшое в увеличении или уменьшении числасамоубийств.
2.3Подражание
 
Обасоциолога приводят документальные случаи, подтверждающие связь междуподражанием и самоубийствами.
ПоДюркгейму, не подлежит никакому сомнению, что мысль о самоубийстве обладает заразительностью[5]. Как пример — часовая будке в булонском лагере, которая на протяжениинескольких дней послужила местом нескольких самоубийств. Факты этого рода частонаблюдались в армии: в 4- м стрелковом полку в Провансе в 1862 г.; в 15-мпехотном в 1864 г.; в 41-м сначала в Монпелье, а потом в Ниме R 1868 г. и т. д.В 1813 г. r маленькой деревушке St. Pierre Monjau повесилась на деревеодна женщина, и в течение небольшого промежутка времени несколько другихповесились там же. Пинель рассказывает, что по соседству с Etampesповесился священник; через несколько дней на том же месте повесились еще двадуховных лица, а вскоре затем их примеру последовали несколько светских людей.Когда лорд Кэстльри бросился в кратер Везувия, несколько человек из его спутниковпоследовали за ним. Дерево Тимона-Мизантропа сделалось историческим. В домахзаключения многочисленными наблюдениями также подтверждаются случаипсихического заражения.
СЭ.Дюркгеймом соглашается и П.Сорокин, указывая, что одной из простейшихсоциальных причин самоубийства служит так называемое подражание или заражение — процесс, в силу которого человек бессознательно и механически повторяет тот илииной поступок другого человека [17]. Особенно ясны явления подражания в толпе.Достаточно одному в театре крикнуть «пожар» и броситься из театра,чтобы все остальные, как стадо баранов, бросились, давя друг друга. То жепроисходит и при эпидемии самоубийств. Достаточно иногда бывает одного случаясамоубийства, чтобы вызвать ряд других самоубийств — «подражаний». В1813 г. в одной французской деревне повесилась одна женщина, и сразу же посленее повесилась на том же дереве много других женщин. В 1772 г. в доме инвалидовповесился на одном крючке один инвалид, и вслед за ним повесилось один задругим на том же крючке 15 инвалидов. Что здесь действовало простое заражение(также, как и при эпидемии холеры, например), это видно из того, что достаточнобыло снять крючок, чтобы самоубийства прекратились. Таких фактов можно привестибесконечно много. Во всех этих случаях человек кончает с собой без всякихоснований, просто в силу заражения примером. Не будь этого примера — едва ли быпроизошли и самоубийства.
Однакооба социолога соглашаются, что причины или факторы самоубийства следует искатьв социальной или общественной жизни людей; главная причина самоубийств кроетсяне в подражании, а в чисто общественных условиях. Перечисленные нами факторы — физические и биологические — имеют не главное, а второстепенное значение.
 

2.4Религия
 
Дюркгеймподробно расписывает межконфессионные различия, подчеркивая, в частности, малыйпроцент самоубийств среди евреев и католиков.
Всеразновидности христианства запрещают и осуждают самоубийство; на него не толькообрушиваются самые суровые моральные кары, но католические религии учат, что загробом начинается новая жизнь, где люди будут нести наказание за свои грехи, кчислу которых и протестантизм, и католицизм относят самоубийство. Наконец, и втом и в другом культе запрещение убивать себя носит божественный характер; мыимеем здесь не какое-нибудь логическое умозаключение, а авторитет самого Бога.Поэтому если протестантизм благоприятствует большому числу самоубийств, тововсе не потому, что относится к нему иначе, чем католицизм [5].
Единственнымсущественным различием между католицизмом и протестантизмом является тот факт,что второй в гораздо большей степени допускает свободу исследования, чемпервый. Протестант в большей степени является творцом своей веры; Библиянаходится в его руках, и ему не запрещено толковать ее в любом направлении.
Получается,что наклонность протестантов к самоубийству должна находиться в зависимости оттого духа свободомыслия, которым проникнута эта религия.
Сорокинупоминает лишь негативную оценку церковью и/или государством самоубийства, неостанавливаясь на межконфессионных различиях.
Например,в Пруссии до 1871 г. погребение самоубийцы должно было происходить безрелигиозных церемоний. Новое германское уложение соучастие в самоубийственаказывает тремя годами тюрьмы (ст.216). В Австрии каноническая строгостьостались почти неприкосновенными. Так же обстоит дело и в Испании. Уголовноеуложение Нью-йоркского штата, изданное в 1881 г., продолжает рассматриватьсамоубийство, как преступление. Находя наказание трупа самоубийцы практическибесполезным, оно наказывает лиц, покушавшихся покончить с собой, наказанием ввиде тюремного заключения до 2-х лет, или штрафа до 200 долларов.
2.5Сумасшествие
 
Существуютболезни, общий годовой процент которых обыкновенно относительно постоянен дляданного общества; и в то же время он значительно колеблется у различныхнародов. Таково — сумасшествие. Одни из ученых думали, что главной причинойсамоубийств является сумасшествие, и многие психиатры рассматривалисамоубийство, как особый вид сумасшествия. Так, например, Esquirol говорит:«В самоубийстве проявляются все черты сумасшествия (»Maladiesmentales"). Только в состоянии безумия человек способен покушаться насвою жизнь, и все самоубийцы— душевнобольные люди". Исходя из этогопринципа, он пришел к тому заключению, что, будучи непроизвольным фактом,самоубийство не должно быть, преследуемо законом.
Ноэто мнение не оправдывается фактами, потому что многие самоубийцы никогда небыли сумасшедшими и наоборот, многие сумасшедшие никогда не кончалисамоубийством.
ПоСорокину, следующие факты противоречат гипотезе, по которой сумасшествиеявляется главной причиной самоубийств [17].
а)Среди женщин психически ненормальных больше, а самоубийств гораздо меньше.
б)       Евреивообще более склонны к душевным болезням, чем другие народы; однако, процентсамоубийц у них всего меньше.
в)       Еслисравнить различные страны, то мы увидим, что страны, где процент самоубийстввсего больше — вовсе не являются в то же время странами, в которых процентпсихически ненормальных всего выше. Саксония дает меньше всего душевнобольных(на 1 миллион людей в ней приходится 84 душевнобольных); однако самоубийц онадает больше всего (272 на миллион).
Значитсуть дела не в сумасшествии. Вполне возможно, что сумасшествие в той или инойформе способствует самоубийству, но как видно из сказанного, не оно являетсяпричиной вызывающей самоубийство.
ПоДюркгейму, большее число случаев сумасшествий среди женщин, не является ещедоказательством того, что женщина предрасположена к сумасшествию больше, чеммужчина; оно, быть может, указывает только на то, что и в этом случае, как вомногих других, женщин умирает меньше, чем мужчин [5]. Между тем вдействительности наклонность к добровольной смерти у женщин не только не выше,но гораздо ниже, чем у мужчин, и потому самоубийство по существу своему — чистомужское явление. На одну лишающую себя жизни женщину приходится в среднем 4мужчин. У каждого пола есть своя вполне определенная наклонность ксамоубийству, которая есть величина постоянная для всех социальных классов. Ноинтенсивность этого предрасположения отнюдь не варьирует параллельно вариациямпсихопатического фактора независимо от того, исчисляют ли его влияние поколичеству ежегодно вновь зарегистрированных случаев или по числу людей,записанных в данный момент.
2.6Наследственность
 
ПоДюркгейму, закон наследственности, проявляющийся в определенном возрасте, неможет быть применим к суицидам.
Характернойчертой для самоубийства является не то обстоятельство, что наклонность к немупроявляется в определенном возрасте, но что она беспрерывно прогрессирует изгода в год. Эта непрерывная прогрессия доказывает, что причина, от которой оназависит, развивается сама по мере того, как стареет человек. Наследственностьэтому условию не удовлетворяет, так как по существу своему она должна быть тем,что она есть, с того самого момента, как произошло оплодотворение.
Можноли сказать, что наклонность к самоубийству уже существует в скрытом состоянии ссамого дня рождения, но проявляется только под влиянием других сил,обнаруживающихся поздно и развивающихся прогрессивно? Ведь это значило быпризнать, что наследственное влияние сводится преимущественно кпредрасположению очень общего и неопределенного характера; в самом деле, есливстреча его с другим фактором до такой степени необходима, что оно только тогданачинает действовать, когда присутствует этот фактор, и в той мере, в которойон присутствует, то этот фактор и должен считаться настоящей причиной.
Расамогла бы быть фактором самоубийства лишь в том случае, если бы это последнеепредставляло собой явление, коренным образом наследственное; недостаточностьдоказательств в пользу этого наследственного характера самоубийства: 1) частотаслучаев, приписываемых наследственности, не выяснена; 2) возможность другогообъяснения; влияние мании и подражания. Соображения, говорящие противсуществования этого специального вида наследственности: 1) непонятно, почемуженщины в меньшей степени наследуют наклонность к самоубийству, чем мужчины; 2)изменение процента самоубийств с возрастом не согласуется с этой гипотезой
ПоСорокину, наследственность также не имеет решающего значения в фактахсамоубийства [17]. Во-первых, у большинства самоубийц не обнаружены предки,кончавшие свою жизнь самоубийством. Между тем, если бы эта теория была верна,то самоубийца должен был бы иметь в своем роде самоубийц. Во-вторых, чтокасается тех немногочисленных семейств, в которых почти все члены кончали своюжизнь самоубийством, то и здесь не всегда действует закон наследственности, ачаще всего закон подражания.

§3.Выводы Э.Дюркгейма и П.Сорокина
 
Дюркгеймвполне справедливо считал, что современный высокий уровень числа самоубийствесть признак морального бедствия. В том проценте самоубийств, который внастоящее время господствует среди европейских народов, приходится видетьпризнак патологического состояния
Сним соглашается и Сорокин: "… самоубийство — нежелательное, печальное итрагическое. Во что бы то ни стало нужно бороться с ним. Но бороться, конечно,не путем издевательства над трупом самоубийцы и строгих наказаний, ибо кары неуменьшили самоубийств". Средства борьбы, по П.Сорокину, нужны другие. Разглавный источник самоубийств — недостаточная организация окружающего насобщества, делающая человека одиноким — то задача борьбы с самоубийствамисводится к тому, чтобы изменить эту организацию в том направлении, котораяуменьшала бы одиночество личности, создавала бы вокруг нее группу, крепко ипрочно связанную с ней общностью целей, интересов и задач.
Вотличие от Сорокина, Дюркгейм допускал применение «для врачевания этогозла», хоть и в ограниченном объеме, репрессивные меры. Далее, он отрицалспособность воспитания реформировать моральное состояния общества, ибо оно самоявляется лишь отражением последнего. Необходимо воздействовать на самыепричины, порождающие самоубийства; можно, однако, игнорировать альтруистическоесамоубийство, которое по природе своей не заключает в себе ничегоненормального.
Средствоборьбы с эгоистическим самоубийством: надо сделать более сплоченными группы,окружающие индивидуума. Однако Дюркгейм считал, что для этого не годится ниполитическое общество, которое слишком далеко отстоит от индивида, нирелигиозное общество, которое в состоянии социализировать индивидуумов, лишьотнимая у них свободу мысли, ни семья, которая мало-помалу сводится к брачнойпаре. Самоубийства супругов численно возрастают, совершенно так же, как исамоубийства лиц, не состоящих в браке. Профессиональная группа — она одна всостоянии выполнить вышеуказанную функцию.
Сорокинс более гуманистических позиций христианской морали приводит лишь общийпринцип, указанный еще Христом и Ф. Достоевским. Он гласит: «люди, любите,друг друга», не будьте равнодушными друг к другу, не смотрите друг надруга, как на простые «номера» и «фишки», а как начеловека, которому необходима посторонняя помощь: духовное утешение иободрение, и материальная помощь и поддержка. Отсюда следует, что мало помалудолжны быть так или иначе уничтожены те условия, которые одного лишают кускахлеба, другого же снабжают миллионами и сотнями миллионов рублей, которые он неможет израсходовать и с пользой для других употребить. Если эта причина будетуничтожена, то уменьшится и оторванность человека от человека; появится общаяцель, смысл жизни и необходимость полезной и высокой деятельности, в которойкаждый бы находил свое удовлетворение.
Оченьсильное эмоциональное впечатление производят заключительные слова П.Сорокина: «Нужнопомнить, что необходимое условие прогресса, создания правды, истины и красоты —есть жизнь. Если ее нет, нет и высших ценностей. „Она поправима, а смерть- нет“. Поэтому все силы общества, науки и каждого человека должны бытьположены на борьбу за жизнь».
самоубийство суицидподражание дюркгейм сорокин

Заключение
 
Самоубийство- явление настолько странное, настолько необычное по своей природе, чтозаслуживает самого тщательного изучения; помимо чисто-научного интереса,изучение его необходимо еще и потому, что оно может иметь весьма важныепоследствия для практических целей: число самоубийств с ростом культуры ицивилизации очень быстро растет, в нашу эпоху оно растет настолько быстро, чтостановится какой-то эпидемией, угрожающей всему обществу вообще и каждому изего членов — в частности.
Этимисвойствами самоубийства и объясняется то, что оно давно уже обратило на себявнимание пытливых умов, пытающихся найти причины отказа от жизни, внутреннююприроду этого факта и т.д. В последнее же время, благодаря быстрому росту числасамоубийств, оно сделалось предметом особенно тщательного изучения; со второйчетверти XIX века, государство и статистические учреждения начали вести учетсамоубийств, были созданы специальные комиссии для их изучения и для борьбы сними; появился ряд весьма серьезных исследований самоубийства и т.п. Благодарявсему этому, в данное время явления самоубийства уже достаточно глубокоизучены; а тем самым до известной степени найдены и те средства, с помощьюкоторых можно было бы бороться с этим темным и зловещим пятном нашейцивилизации и нашей культуры.
ИсследованиеДюркгейма «Самоубийство» основано на анализе статистическогоматериала, характеризующего динамику самоубийств в различных европейскихстранах. Автор отвергает попытки объяснения исследователями явлениявнесоциальными факторами: психическими, психопатологическими, климатическими,сезонными и т.п. Только социология способна объяснить различия в количествесамоубийств, наблюдаемые в разных странах и в разные периоды. Прослеживая связьсамоубийств с принадлежностью к определенным социальным группам, Дюркгеймустанавливает зависимость числа самоубийств от степени ценностно-нормативнойинтеграции общества (группы).
Личностнаямотивация самоубийц, по свидетельству множества предсмертных записок идневников, многообразна — несчастная любовь, растрата, провал во времяэкзаменов, непонимание со стороны окружающих, обиды, горе, физические идуховные страдания, разочарование в жизни. Но не все, пережившие нечто сходное,прибегали к самоубийству. Благоприятной почвой для него как для социальногоявления — это рост одиночества и отчуждения личности, разрыв социальных связей- религиозных, семейных, политических, дружеских и т.п., потеря социальнойсолидарности и поддержки, что, в свою очередь, является результатом общейнеустроенности общества (эмоциональная и материальная нужда, нищета,безработица, бездуховность, дезорганизация, кризисы).
Внешниепространственно-временные параметры самоубийств (времен года, часов ночи и дня,дней недели, месяцев, юга или севера и т.п.), оказывают влияние на него толькокак сопутствующие, второстепенные факторы. Ключевым же является осознание(мнимое ли оно — это другой вопрос) безысходности ситуации: «Люди на землеодни — вот беда!» (Ф. Достоевский).

Литература
 
1. Арон Р. Этапы развитиясоциологической мысли. М., 1992.
2. Гофман А. Б. Семь лекций по историисоциологии. Учебное пособие для вузов. М: 1999.
3. Гофман А.Б. От классика к классику:Дюркгейм и ранний Сорокин // Социологический форум. Выпуск: № 1-2 за 2000.
4. Громов И., Мацксвич А., Семенов В.Западная социология. СПб., 1997.
5. Дюркгейм Э. Самоубийство:Социологический этюд: Пер. с фр. А.Н. Ильинского. СПб.: Союз, 1998.
6. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет,метод, предназначение/пер, с фр. — М.: Канон, 1995 — (история социологии впамятниках)
7. История буржуазной социологии ХТХ — начала XX — М.: Наука. 1979.
8. История социологии в ЗападнойЕвропе и США. Учебник для вузов. Отв. ред. — академик РАН Г. В. Осипов — М.:Издательская группа НОРМА — ИНФРА, М. 1999.
9. История теоретической социологии.Социология XIX века (Профессионализация социально-научного знания) — М.: ИЧП ИздательствоМагистр, 1998.
10. Кукушкина Е. И. Русская социологияXIX — начала XX века. М.,1993.
11. Мелихов А. Эмиль Дюркгейм.Неуслышанный пророк // Новое время — 1999-№35-с 33-35
12. Мякинен И. X. Как был написан очеркСорокина о самоубийстве // Социологические исследования. — 2003.-№ 11.-С.123-131
13. Осетрова О. О. «Ф. М.Достоевский и Э. Дюркгейм» // Фиюфсько-антролопчш студи 2001: Спецвипуск.- К.: Стилос; Д.: РВВ ДНУ, 2001. с-364..
14. Осипова Е. В. Социология Э.Дюркгейма. М., 1977.
15. Скирбекк Г., Гилье Н., Историяфилософии. М., 2000.
16. Сорокин П.А. Общедоступный учебниксоциологии. М., 1994.
17. Сорокин П.А. Самоубийство какобщественное явление // Социологические исследования. 2003. № 2. С. 104-114
18. Социологическая мысль в России. Л.,1978.
19. Социология в России /Под ред. В. А.Ядова. М., 1998.
20. Философский энциклопедическийсловарь. М., 1983.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Фотосинтез 5
Реферат Dr Faustus Pride And Gree Essay Research
Реферат Травмы зубов и альвеолярного отростка
Реферат Турецька Республіка й Іран після Другої світової війни
Реферат Дополнительные методы обследования легочных больных. Основные синдромы при заболеваниях легких
Реферат Нравственные ценности ислама: наука и искусство
Реферат Deutsche Reichsbahn
Реферат Некоторые вопросы стратиграфии терригенных меловых отложений северной части Воронежской антеклизы
Реферат Doctor Faustus The Aristotelian Hero Essay Research
Реферат Загальна характеристика і види злочинів проти миру, безпеки людства і міжнародного правопорядку
Реферат Общая характеристика различных форм источников права
Реферат The Micmac VS The Iroquois Essay Research
Реферат Учет нормирования труда и зарплаты
Реферат Прыжки с трамплина
Реферат Модернизм и постмодернизм - феномены отечественной культуры XX века