Реферат по предмету "Социология"


Социальная защита детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях школы-интерната детского

--PAGE_BREAK--


Как видно из таблицы №1 наиболее важными проблемами, с которыми сталкивается большинство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выходе из детского дома оказались:

·  решение жилищной проблемы;

·  материальное самообеспечение;

·  самостоятельное решение бытовых проблем;

·  решение сложных жизненных проблем, выход из конфликтных ситуаций;

·  взаимодействие с различными государственными структурами, инстанциями;

·  взаимодействие, общение с различными людьми;

·  создание собственной семьи;

·  защита законных прав и интересов;

·  забота о здоровье.

К проблемам, с которыми сталкиваются выпускники, но редко педагоги отнесли:

·  продолжение образования;

·  отсутствие возможности посоветоваться со взрослыми;

·  организация своего досуга.

Частыми оказались ситуации, когда работники детского дома помогали в решении проблем или отстаивали права своих выпускников (часто ил очень часто – 17(85%); иногда 3(15%)).

Имели случаи обращения выпускников пожить ещё какое-то время после выпуска в детском доме, основными причинами были названы: нерешённая жилищная проблема и трудности адаптации к новой жизни, стремление в «родные стены».

Оценивая, насколько соблюдаются дополнительные права (льготы), гарантированные детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, педагоги выявили следующее: при поступлении в средние и высшие учебные заведения; на период обучения в образовательных учреждениях (ПТУ, колледжах, вузах); при устройстве на работу; при обеспечении жильём – льготы соблюдаются частично; вообще не соблюдаются при предоставлении медицинских услуг и при предоставлении путёвок для отдыха и лечения.

14(70%) из опрошенных сотрудников детского дома считают, что бывший воспитанник детского дома без дальнейшей помощи со стороны работников государственных служб (психологов, медиков, социальных работников, педагогов) адаптироваться к новым условиям существования в обществе не в состоянии.

Исходя из опыта работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, педагоги оценили, насколько часто встречаются случаи, когда бывшие воспитанники проявляли недостаточную готовность к жизни в социуме (см. таблицу №2):
Таблица №2


Очень часто
Часто

 Иногда

Вообще не было таких случаев

Попадают в наркотическую зависимость

-

-

4(20%)

16(80%)

Попадают в алкогольную зависимость

-

20(100%)

-

-

Попадают под влияние преступных группировок, втягиваются в противоправную деятельность

-

5(25%)

15(75%)

-

Совершают правонарушения

-

17(85%)

3(15%)

-

Начинают заниматься проституцией

-

6(30%)

14(70%)

-

Ведут иждивенческий образ жизни (нигде не учатся, не работают)

-

20(100%)

-

-

Теряют жилье и становятся бомжами

-

13(65%)

7(35%)

-

Перенимают асоциальный образ родителей

-

18(90%)

2(10%)



Отказываются от своих детей или отдают их в детский дом, интернат

-

-

20(100%)

-

Заканчивают жизнь самоубийством

-

-

20(100%)

-

Не создают семью

-

14(70%)

6(30%)

-

Разводятся

-

20(100%)

-

-

Бросают учёбу

-

15(75%)

5(25)

-

Не могут долго работать ни на одной работе

-

20(100%)

-

-



Как показывает нам таблица №2, часто встречаются случаи, когда бывшие воспитанники детского дома:

·  попадают в алкогольную зависимость;

·  ведут иждивенческий образ жизни;

·  разводятся;

·  не могут долго работать ни на одной работе;

·  перенимают асоциальный образ родителей;

·  совершают правонарушения;

·  бросают учёбу;

·  не создают семью;

·  теряют жильё.

Иногда встречаются случаи отказа от своих детей и самоубийства.

Анализ результатов анкетирования воспитанников Псковского детского дома показал, что, по мнению воспитанников, уровень их подготовленности к решению следующих проблем таков (см. таблицу №3):




Таблица №3



Хорошо подготовлен

Недостаточно подготовлен

Плохо подготовлен

К продолжению образования

6(30%)

13(65%)

1(5%)

К решению жилищной проблемы

6(30%)

9(45%)

5(25%)

К материальному самообеспечению

1(5%)

16(80%)

3(15%)

К самостоятельному решению бытовых проблем (покупка одежды, пищи, оплата коммунальных услуг и т. д.)

17(85%)

-

3(15%)

К взаимодействию с различными людьми (поиск новых друзей, выстраивание отношений с соседями, родителями и т. д.)

15(75%)

5(25%)

-

К созданию собственной семьи

5(25%)

7(35%)

7(35%)

К заботе о своём здоровье

14(70)

6(30%)

-

К организации своего досуга (свободного времени, отдыха)

15(75%)

3(15%)

-

К решению сложных жизненных проблем, выход из конфликтных ситуаций

5(25%)

10(50%)

5(25%)

К взаимодействию с различными государственными структурами, инстанциями

1(5%)

14(70%)

5(25%)

К защите своих законных прав и интересов ( в т. ч. льгот детям-сиротам)

6(30%)

14(70%)


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Из таблицы №3 видно, что, по мнению воспитанников детского дома, они хорошо подготовлены:

·  к самостоятельному решению бытовых проблем;

·  к взаимодействию, общению с различными людьми;

·  к организации своего досуга;

·  к заботе о своём здоровье.

Недостаточно подготовлены:

·  к продолжению образования;

·  к материальному самобеспечению;

·  к созданию собственной семьи;

·  к решению сложных жизненных проблем, конфликтных ситуаций;

·  к взаимодействию с различными государственными структурами, инстанциями;

·  к защите своих законных прав и интересов.

Далее в ответах выявлено, что большинство воспитанников не уверены в себе и своём будущем. Почти 50% (10 опрошенных) считают, что они не смогут справиться с трудностями ни самостоятельной, ни с чьей-либо помощью. И почти столько же детей вообще затрудняются сказать, смогут ли они справится с трудностями в жизни.

Такая неуверенность в себе может частично объясняться тем, что более половины воспитанников знают какие именно льготы (права) имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, знают из каких документов можно узнать о них, но не знают, куда обратиться в случае возникновения проблем. Из 11 перечисленных организаций они выделяют:

·  органы опеки и попечительства;

·  детский дом, где воспитываются;

·  центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Таблица №4

Знаете ли Вы…:
Да, знаю точно
Знаю приблизительно

Вообще не знаю

Свой размер одежды, обуви

18(90%)

2(10%)

-

Как приготовить себе пищу

17(85%)

3(15%)

-

Где платить коммунальные услуги (за жильё, за электроэнергию, за телефон, за газ)

5(25%)

9(45%)

6(30%)

Как пользоваться электробытовыми приборами

20(100%)

-

-

Как сделать ремонт в квартире

2(10%)

16(80%)

2(10%)

Какое лекарство надо принять, если что-то заболело

-

18(90%)

2(10%)

Где взять страховой медицинский полис

7(35%)

14(65%)

-

Как вызвать врача на дом

5(25%)

12(60%)

3(15%)

Свои хронические заболевания

14(70%)

6(30%)

-

Куда обратиться в случае наличия женских (мужских) проблем

9(45%)

11(55)

-

Как уберечься от СПИДа

20(100%)

-

-

Как рассчитать бюджет, чтобы уложиться в получаемые доходы

3(15%)

5(25%)

12(60%)

Куда можно пойти в свободное время

20(100%)

-

-

Как организовать своё время, чтобы всё успевать

14(70%)

6(30%)

-

Как заводить знакомства

18(90%)

2(10%)

-

Как справляться с депрессией

12(60%)

8(40%)

-



Как видно из таблицы №4 воспитанники детского дома знают точно:

·  свой размер одежды и обуви;

·  как пользоваться электробытовыми приборами;

·  как уберечься от СПИДа;

·  куда можно пойти в своё свободное время;

·  как заводить знакомства;

·  как приготовить себе пищу;

·  как организовать своё время, чтобы всё успеть;

·  свои хронические заболевания;

·  как справиться с депрессией, стрессом.

Некоторые дети не знают или знают приблизительно:

·  как оплатить коммунальные услуги;

·  как сделать ремонт в квартире;

·  какое лекарство надо принять, если что-то заболело;

·  где взять страховой полис;

·  как рассчитать бюджет, чтобы уложиться в получаемые доходы;

·  как вызвать врача на дом;

·  куда можно обратиться в случае наличия женских (мужских) проблем.

Проблемы, с которыми из-за недостаточной социализации столкнулись подростки после выпуска из детского дома, были (см. таблица №5):
таблица №5



Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Продолжение образования

5(25%)

10(50%)

5(25%)

Решение жилищной проблемы

17(85%)

3(15%)

-

Материальное самообеспечение

17(85%)

-

3(15%)

Самостоятельное решение бытовых проблем (покупка одежды, пищи, оплата коммунальных услуг и т. д.)

11(55%)

9(45%)

-

Взаимодействие, общение с различными людьми (поиск новых друзей, выстраивание отношений с соседями, родителями и т. д.)

4(20%)

16(80%)

-

Создание собственной семьи

-

2(10%)

18(90%)

Забота о своём здоровье

15(70%)

5(30%)

-

Организация своего досуга (своего времени, отдыха)

-

20(100%)

-

Решение сложных жизненных проблем, выход из конфликтных ситуаций

15(75%)

3(15%)

2(10%)

Взаимодействие с различными государственными структурами, инстанциями

12(60%)

8(40%)

-

Защита своих законных прав и интересов ( в т. ч. льгот детям-сиротам)

17(85%)

3(15%)

-

Отсутствие возможности посоветоваться с взрослыми

6(30%)

10(50%)

4(20%)



Из таблицы №5 видно, что наиболее важными проблемами, с которыми столкнулись бывшие воспитанники детского дома в период постинтернатной адаптации, оказались:

·  решение жилищной проблемы;

·  материальное самообеспечение;

·  забота о своём здоровье;

·  защита своих законных прав и интересов;

·  решение сложных жизненных проблем, выход из конфликтных ситуаций;

·  взаимодействие с различными государственными структурами, инстанциями;

·  самостоятельное решение бытовых проблем.

12(60%) опрошенных оптимистично настроены, уверены, что сумеют добиться в жизни того, чего хотят; 4(20%) ничего хорошего от будущего не ждут; 4(20%) затрудняются ответить.

Почти все воспитанники знают или слышали, что законодательно установлены дополнительные льготы на образование, при устройстве на работу, при получении жилплощади и т. д. детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, но где узнать подробнее не знают.

Бывшие воспитанники при оценивании, насколько хорошо они подготовлены к жизни вне детского дома, показали следующие результаты (см. таблицу №6):
Таблица №6



Хорошо подготовлен

Плохо подготовлен

Вообще не подготовлен

К продолжению образования

15(70%)

5(30%)

-

К выбору профессии

15(70%)

5(30%)

-

К трудовой деятельности

20(100%)

-

-

К решению жилищной проблемы

6(30%)

14(70%)

-

К самообеспечению (покупка одежды, обуви, питание)

12(60%)

5(25%)

3(15%)

К самостоятельному решению бытовых проблем (покупка одежды, пищи, оплата коммунальных услуг и т. д.)

11(55%)

9(45%)

-

К взаимодействию, общению с различными людьми

16(80%)

4(20%)

-

К созданию собственной семьи

5(25%)

10(55%)

5(25%)

К сексуальной жизни

3(15%)

17(85%)

-

К заботе о своём здоровье

3(15%)

17(85%)

-

К организации своего досуга (свободного времени, отдыха)

19(95%)

1(5%)

-

К решению сложных жизненных проблем, выход из конфликтных ситуаций

2(10%)

15(75%)

3(15%)


Как видно из таблицы №6 бывшие воспитанники считают себя хорошо подготовленными:

·  к трудовой деятельности;

·  к организации своего досуга;

·  к взаимодействию, общению с другими людьми;

·  к продолжению образования;

·  к выбору профессии;

·  к решению бытовых проблем.

Плохо или вообще не подготовлены:

·  к решению жилищных проблем;

·  к созданию собственной семьи;

·  к сексуальной жизни;

·  к заботе о своём здоровье;

·  к решению сложных жизненных проблем;

·  к самообеспечению.

Кроме того, при ответе на вопросы, смогут ли они решить имеющиеся проблемы самостоятельно или им нужна помощь людей, в том числе специалистов, и часто ли были в их самостоятельной жизни случаи, когда был бы необходим совет, поддержка, участие, но они нигде не смогли получить или не знали куда обратиться, к кому пойти – 18(90%).

При ответе бывших выпускников на вопрос насколько часто встречаются случаи, когда после выпуска из детского дома их знакомые (см. таблицу №7):
Таблица №7



Очень часто

Часто

Иногда

Вообще не было таких случаев

Попадают в наркотическую зависимость

-

-

3(15%)

17(85%)

Попадают в алкогольную зависимость

-

15(70%)

5(30%)

-

Попадают под влияние преступных группировок, втягиваются в противоправную деятельность

-

-

8(40%)

12(60%)

Совершают правонарушения

-

17(85%)

3(15%)

-

Начинают заниматься проституцией

-

-

14(70%)

6(30%)

Ведут иждивенческий образ жизни (нигде не учатся, не работают)

-

15(70%)

5(30%)

-

Теряют жильё и становятся бомжами

-

13(65%)

5(25%)

2(10%)

Перенимают асоциальный образ жизни родителей

-

16(80%)

4(20%)

-

Отказываются от своих детей или отдают их в детский дом, интернат

-

-

14(70%)

6(30%)

Заканчивают жизнь самоубийством

-

-

8(40%)

12(60%)

Не создают семью

-

15(75%)

4(20%)

1(5%)

Разводятся

-

17(85%)

3(15%)

-

Бросают учёбу

-

14(70%)

16(30%)

-

Не могут долго работать ни на одной работе

-

7(35%)

13(65%)

-



Как показывает таблица №7, часто встречаются случаи, когда выпускники детского дома:

·  совершают правонарушения;

·  разводятся;

·  перенимают асоциальный образ родителей;

·  не создают семью;

·  попадают в алкогольную зависимость;

·  бросают учёбу;

·  ведут иждивенческий образ жизни;

·  не могут долго работать ни на одной работе;

·  теряют жильё.

Иногда встречаются случаи отказа от своих детей и самоубийства.

Сопоставление данных опроса выявило наиболее сложные социальные проблемы, с которыми сталкиваются подростки из детских домов в период постинтернатной адаптации. По степени сложности их можно выделить так:

1.                 Решение жилищной проблемы;

2.                 Материальное самообеспечение;

3.                 Взаимодействие с различными структурами, инстанциями;

4.                 Защита своих прав законных прав и интересов;

5.                 Решение сложных жизненных проблем, выход из конфликтных ситуаций;

6.                 Самостоятельное решение бытовых проблем;

7.                 Создание собственной семьи;

8.                 Забота о своём здоровье;

9.                 Неподготовленность к сексуальной жизни.

А так же, как правило, следствием специфики социализации и психических особенностей воспитанников детского дома является их негативное поведение во взрослой жизни, которое характеризуется тем, что они часто:

1.                 Совершают правонарушения;

2.                 Разводятся;

3.                 Перенимают асоциальный образ родителей;

4.                 Не создают семью;

5.                 Теряют жильё;

6.                 Ведут иждивенческий образ жизни;

7.                 Попадают в алкогольную зависимость;

8.                 Не могут долго работать ни на одной работе;

9.                 Бросают учёбу.

Несмотря на то, что были выявлены общие социальные проблемы, анализ анкет подростков, которые были выпущены из детского дома менее шести лет назад показал, что у них проблем с решением жилищного вопроса, с защитой законных прав и интересов, взаимодействия с различными государственными структурами и инстанциями, заботы о своём здоровье, взаимодействия и общения с различными людьми меньше, чем у бывших воспитанников, которые покинули детский дом более шести лет назад.




    продолжение
--PAGE_BREAK--2.2 Работа педагогического коллектива Псковского детского дома по решению и профилактике социальных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
По результатам исследования видно, что воспитанники детского дома считают, что они достаточно подготовлены:

·                   к самостоятельному решению бытовых проблем;

·                   к взаимодействию, общению с различными людьми;

·                   к организации своего досуга;

·                   к заботе о своём здоровье.

И недостаточно подготовлены:

·                   к продолжению образования;

·                   к материальному самообеспечению;

·                   к созданию собственной семьи;

·                   к решению сложных жизненных проблем, конфликтных ситуаций;

·                   к взаимодействию с различными государственными структурами, инстанциями;

·                   к защите своих законных прав.

Однако анализ ответов бывших воспитанников показал, что они наиболее часто попадают:

·                   в алкогольную зависимость;

·                   совершают правонарушения;

·                   ведут иждивенческий образ жизни;

·                   теряют жильё;

·                   перенимают асоциальный образ жизни родителей;

·                   не создают семью;

·                   разводятся;

·                   бросают учёбу;

·                   не могут долго работать.

Данные приведены в диаграмме «Соотношение групп по фактору риска» (с.63).

Наиболее часто встречающиеся проблемы бывших воспитанников:

·                   защита своих законных прав;

·                   жилищная проблема;

·                   материальное самообеспечение;

·                   решение сложных жизненных проблем;

·                   забота о своём здоровье;

·                   взаимодействие с государственными учреждениями;

·                   решение бытовых проблем;

·                   отсутствие возможности посоветоваться;

·                   продолжение образования;

·                   взаимодействие и общение с людьми.

Это можно увидеть на круговой диаграмме «Наиболее часто встречающиеся проблемы, выявленные у выпускников» (с.64).

Анализ ответов воспитанников и выпускников показывает реальное существование социальных проблем у детей-сирот, их остроту на современном этапе. Отсюда следует, необходимость оптимизации работы по решению этих проблем.

Таким образом, социальная защита воспитанников является одним из самых важных направлений работы социального педагога как в детском доме, так и во всех учреждениях интернатного типа.






Соотношение групп по фактору риска






Наиболее часто встречающиеся проблемы, выявленные у выпускников
В Псковском детском доме для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организована локальная служба медико-социально-психолого-педагогической помощи, в которой каждый специалист ведёт работу в своём направлении. Деятельность каждого специалиста обеспечивает квалифицированную помощь детям и педагогам в решении проблем, актуальных для развития воспитанников.

Так, медицинский работник информирует о состоянии здоровья детей, обеспечивает лечебно-профилактическую работу и работу по формированию здорового образа жизни и у воспитанников детского дома.

Практический психолог совместно с социальным педагогом внимательно изучает медико-психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, к учёбе, поведение, круг общения, выявляет позитивные и негативные влияния в структуре личности ребёнка. Также психолог составляется банк данных, оказывает психолого-коррекционную, реабилитационную и консультативную помощь.

Социальный педагог изучает психолого-медико-педагогические особенности личности ребёнка и его микросреды, условия жизни, выявляет группы риска, оказывает социальную помощь и поддержку при соблюдении прав детей, создаёт условия для их успешной социализации.

Учитель класса коррекции и логопед проводят обследование вновь, прибывших детей и детей, имеющих проблемы в развитии, поведении и обучении для выявления уровня школьных знаний и умений, оказывают консультативную помощь педагогам в организации коррекционной работы с детьми.

Рассмотрим поподробнее основные направления деятельности педагогов и специалистов детского дома по социальной защите воспитанников, их социализации и по профилактике проблем, возникающих у выпускников детского дома.

Решение жилищного вопроса, взаимодействие с различными государственными структурами, инстанциями, защита своих законных прав и интересов. Эти три проблемы связаны между собой, а, следовательно, требуют к себе комплекс профилактических мер, а именно: социальный педагог детского дома в паре с воспитателем учит воспитанника ориентироваться в правовых вопросах. Социальный педагог ведёт работу по соблюдению жилищных прав воспитанников, несёт ответственность за своевременную подготовку документов для получения жилья и его подбора, систематически ведёт работу по сбору информации и накоплению документов, необходимых для решения жилищных вопросов выпускников, а также документов юридического статуса ребёнка.

Воспитатель совместно с социальным педагогом проводит следующую работу:

·  беседы с воспитанниками выпускных групп о правовом статусе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о льготах данной категории детей;

·  посещение с этими детьми учреждений различных государственных структур и инстанций в рамках ознакомления с их деятельность горадминистрация, гороно, юридическая консультация и др.);

·  практические занятия, на которых разыгрываются ситуативные задачи, с последующими обсуждениями путей их решения (деловая игра «На приёме у юриста» и др.).

Проблема самообеспечения (в том числе и материального) и бытовые проблемы тесно связаны с социализацией в плане трудовой адаптации.

Трудовая подготовка воспитанников является основой их жизненного самоопределения, она играет большую роль в деле социально-психологической реабилитации и формировании необходимых качеств личности.

Поэтому работа по трудовой подготовке воспитанников начинается в детском доме уже с первого класса и в тесном взаимодействием всех специалистов: психолога, соцпедагога, воспитателей, инструкторов по труду, педагогов дополнительного образования.

Воспитатель ориентирует ребёнка на самообслуживающий труд (уборка помещений, стирка личных вещей, благоустройство быта, ремонт одежды), знакомит с миром профессий (беседы о людях, работающих в детском доме, экскурсии на предприятия – хлебзавод, пищекомбинат, швейную и мебельную фабрики, в учреждения – почта, дом быта, магазин). Инструкторы по труду организуют работу в учебных мастерских, учат пользоваться оборудованием мастерских, организуют и проводят мелкий ремонт мебели, одежды. Социальный педагог знакомит с миром профессий, организуя встречи с людьми разных профессий, праздники («Все работы хороши»), конкурсы («Защита профессий»), проводит посещение магазинов. Рынков с целью финансово-денежной ориентации. Педагоги дополнительного образования учат детей народно-прикладному искусству (кружки «Рукоделие», «Золотая соломка», клуб «Юная хозяюшка», «Смак»). Психолог выявляет интересы и склонности воспитанников, проводит диагностику старшеклассников на профпригодность, чтобы помочь им сориентироваться в мире профессий и выбрать профессию в соответствии с их интересом и возможностями.

Кроме того, педагоги детского дома поддерживают тесную связь с УПК, где, начиная с 8 класса, воспитанники обучаются профессиям строительным и профессиям сферы бытовых услуг (повар, швея). Старшеклассники участвуют в ремонте бытовых помещений – групповых и классных комнат, столовой, комнаты отдыха (оклейка обоями, окраска).

Проблема заботы о своём здоровье решается во взаимодействии медицинских работников с воспитателем и психологом. Медицинские работники организуют медосмотр (приглашаются специалисты из городской поликлиники: невропатолог, окулист, лор-врач, хирург, педиатр), проводят профилактику инфекционных заболеваний, организуют лечение диспансерных больных (в городской и областной детской больнице, в областной психиатрической больнице), проводят беседы по личной гигиене (цикл бесед Доктора «Нехворай-ка»), организуют встречи с врачом-наркологом (цикл бесед о вреде алкоголя, курения, наркотиков), врачом-гинекологом (цикл бесед о вреде ранней половой жизни, о венерических заболеваниях и др.), проводят практические занятия в клубе «Айболит» по оказанию первой медицинской помощи (с учётом возрастных особенностей воспитанников).

Психолог проводит диагностику психического развития вновь поступивших детей, разрабатывает индивидуальные коррекционные программы и проводит коррекционные занятия с целью профилактики школьной дезадаптации.

Направление деятельности по профилактике проблемы общения завязано на тесном сотрудничестве воспитателя, социального педагога, педагога-психолога и ближайшего окружения воспитанника (сверстники, товарищи, родственники). Педагог-психолог проводит диагностику с целью выявления нарушений общения, даёт рекомендации воспитателю по организации индивидуальной работе с воспитанниками, имеющими проблемы в поведении, проводит занятия индивидуальные и групповые по коррекции поведения, по развитию коммуникативных навыков, по предупреждению агрессивности. Воспитатель организует и проводит сюжетно-ролевые игры, праздники в группе («День именинника», «Дары осени», «Рождественские посиделки» и др.), помогает воспитанникам в выборе дела по интересам. Социальный педагог руководит «Клубом интересных встреч», где организует встречи с выпускниками детского дома, с бывшими работниками детского дома, которые находятся на пенсии, с шефами ФСБ с инспекторами ИДН и др., проводит социально-адаптивные игры, полоролевые игры, организует встречи с родственниками (братьями, сёстрами, родителями, бабушками и др.)

В систему всех занятий, мероприятий включены разнообразные виды практической деятельности, которые формируют знания и умения, помогающие воспитанникам находить контакт с окружающими людьми, переносить в реальную обстановку усвоенное, пользоваться словесной инструкцией при организации своих действий, а также упражнения, в которых ребёнок сам находит социально приемлемые выходы из жизненных ситуаций. Все занятия и мероприятия опираются на предметно-практическую деятельность детей.

Работа по профилактике проблем в создании семьи ведётся в трёх направлениях:

·  общегигиеническое;

·  историко-культурное;

·  социально-сексуальное.

В общегигиеническом направлении работа ведётся медицинскими работниками: практические занятия по развитию навыков личной гигиены и здорового образа жизни (беседы о венерических заболеваниях и их последствиях; о влиянии алкоголя, курения, наркотиков на половую систему; об основах интимных отношений; о физической сущности беременности; о контрацепции и др.).

Историко-культурное направление – формирование культурно-нравственных представлений о человеке. Работа в этом направлении ведётся психологом, социальным педагогом, воспитателем в тесном взаимодействии. Вся работа строится с учётом возрастных особенностей воспитанников. В начальных классах дети знакомятся с составом семьи, кто кем приходится в семье, составляют семейный портрет, проводятся праздники («Семейные посиделки», «Спортивная семья» и др.). Воспитанники среднего и старшего возраста знакомятся с историей возникновения семьи, с семейными ролями, из чего строится семейный бюджет, узнают о психологических особенностях семьи.

Социально-сексуальное направление работы – это беседы о поло-ролевых семейных отношениях (отношения супружества, сознательное родительство).

Вся работа по профилактике проблем в создании семьи (беседы, тренинги, праздники) строится с учётом возрастных особенностей воспитанников.

Такая совместная работа социального педагога и других специалистов детского дома по социализации воспитанников обеспечивает защиту прав детей-сирот на образование, медицинское обслуживание, жильё, трудоустройство, отдых.

Подведя итоги сказанному, отметим, что:

1.                 Эффективная социальная защита детей-сирот, воспитывающихся в детском доме, возможна только при взаимодействии в работе социального педагога с государственными учреждениями и педагогами и специалистами детского дома по социализации воспитанников.

2.                 Профилактику социальных проблем надо проводить постоянно во все время пребывания воспитанников в детском доме.

3.                 Социализация и социальная защита детей-сирот, воспитывающихся в детском доме, должна быть одним из главных направлений работы социального педагога.




Заключение
Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Федеральные законы гарантируют права сирот на материальное обеспечение, на образование, на профессиональную подготовку. Сложилась система содержания, воспитания и обучения сирот в детских учреждениях интернатного типа, в частности, в детском доме. Разработаны механизмы выявления детей, нуждающихся в попечении государства, механизмы защиты их прав и законных интересов. Даже в нынешнее сложное время на нужды детей-сирот выделяются необходимые средства. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создаёт материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к самостоятельной жизни. Однако трудности перехода воспитанников государственного учреждения из специфического полуизолированного мира в самостоятельную жизнь существовали всегда, во всех странах, где преобладала интернатная система содержания детей-сирот.

Выпускники детских домов чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, чаще теряют работу или жильё, с трудом создают семью, легче становятся жертвами суицида. То есть, вхождение в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно.

Особенности социально-психологического статуса воспитанника детского дома обусловлены ситуацией развития, для которой характерно возникновение психических деприваций (включающий в свою сложную структуру материнскую, когнитивную, эмоциональную и социальную), плюс ко всему они усугубляются специфическими условиями жизнедеятельности воспитанников в детском доме.

Особенности жизни детского дома: полузакрытый характер, коллективное содержание, вынужденный круг общения, избыточное педагогическое воздействие, ограничение свободы выбора принятия решения ограничивают возможности социализации.

Невозможность обеспечения полноценных условий в детском доме приводит к нарушению процесса социализации ребёнка-сироты, формированию в его психике таких черт, которые серьёзно затрудняют дальнейшую адаптацию к реальной жизни в социуме.

Изучение и обобщение опыта работы интернатных учреждений и Псковскогодетского дома для детей школьного возраста позволило определить оптимальные пути и средства обеспечения социальной защиты путем создания службы медико-социально-психолого-педагогической помощи детям, оставшимся без попечения родителей.




Литература
1. Актуальные проблемы современного детства: Сб. науч. Трудов / Под ред. Е. М. Рыбинского. М.: НИИ детства РДФ, 1994.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. Москва,1980 год.

3. Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания. Москва, 1980.

4. Аверкин В.В. В помощь тебе, выпускник!//Защити меня! №4, 2000.

5. Бардышевская М.К. Дети с недостатками эмоциональных привязанностей//Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения М.,1995.

6. Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.Н. Проблемы социальной адаптации детей-сирот с нарушением интеллекта//Дефектология №1, 1997.

7. Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.Н.Социальный педагог специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот с нарушением интеллекта: основные направления деятельности и специфика работы//Дефектология №6, 1998.

8. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России, Исторический очерк. – М., 1993.

9. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1993.

10. Беличева С.А. Развитие сети государственных учреждений для детей-сирот в России и проблемы их совершенствования//Вестник№3,1999.

11. Бобкина Н.Н.Новые подходы в планировании воспитательных занятий по реабилитации детей, имеющих проблемы в развитии, в условиях интернатного учреждения.//Дефектология № 3, 2000.

12. Брутман В.И., Северный А.А. Некоторые современные тенденции социальной защиты детей-сирот и вопросы профилактики социального сиротства.М.,1998

13. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. М., 1998.

14. Всероссийское совещание директоров детских домов и школ-интернатов для детей-сирот. Москва, 17-19 октября 1995г. М., ТОО «Симс», 1996.

15. Все дети – наши: Сборник материалов IIВсероссийских педагогических Католиковских чтений. М., 1998.

16. Воспитание и развитие детей в детском доме. Хрестоматия / Ред.-сост. Н.П. Иванова М.: АПО, 1996.

17. Василькова Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. М., 1999.

18. Государственный доклад «Положение детей в Российской Федерации». М., 2002г.

19. Григорьева Е. Вечное братство сирот//» Семья и школа»№5,1995.

20. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.Л. Стребелёвой. М.: Полиграф, сервис, 1998.

21. Дзенушкайте А.И. Наш дом: из опыта работы. – М.;1983.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.