Реферат по предмету "Социология"


Социология личности 6

--PAGE_BREAK--
деятельностью; в передаче государственных функций органам партии; в

слиянии родственных государственных и партийных формирований; в

государственном финансировании партийной деятельности; в превращении

партийной идеологии в государственную [7; 70].
Для обоих режимов характерно наличие лидеров, которые задолго до прихода

к власти осознали свою миссию, у которых возникло неистовое чувство

выполнения долга вождя. Вождизм, фюрерство – обязательная черта любого

тоталитарного режима. Харизматический лидер, который, как правило,

обычно не отличается высокими умственными и организаторскими качествами,

не может существовать без политической организации, считающей себя

элитарной, избранной, обычно политической партии, для которой он

становится своего рода иконой, ритуальным символом, поклонение которому

обычно воспринимается как вполне искреннее почитание [20; 49].
Следующей важной общей чертой гитлеровского и большевистского режимов

было использование популярных идейно-психологических и политических

масок, из которых главная – маска толпы, маска народа, нивелирующая,

уничтожающая отдельную личность, подменяющая ее маской такой личности,

которая моделируется только в толпе [20; 52].
Таким образом, тоталитаризм можно рассматривать как уникальное явление

XX века, характеризующееся специфическими особенностями во всех сферах

жизни. В экономике – плановая командно-административная система, в

политике – полное господство одной партии, в общественной жизни –

система массового террора, полной унификации отдельной личности.

Наиболее “яркими” представителями тоталитаризма были СССР и Германия,

развитые страны не были подвержены испытанию тоталитаризмом, а в Италии,

Латинской Америке и других государствах был свой, особенный “латинский

тоталитаризм”. Тоталитарные режимы Германии и СССР, по прошествии

времени, видятся во многом похожими. Командная система, превосходство

одной нации над другими, вождизм (фюрерство), партийная элита,

превозношение достижений системы, внедрение психологии толпы, массовости

и однотипности членов этого общества.
1.3 Особенности формирования личности в тоталитарном обществе
Тоталитаризм предполагает определенный базовый тип личности. Человек

“нового мира” должен обладать определенным набором качеств. Он не должен

иметь своих интересов, дел, чувств, привязанностей, собственности и даже

имени. Его единственный интерес и единственная страсть – революция. Он

презирает и ненавидит всякое проявление сложившейся веками общественной

нравственности, признавая нравственным только то, что способствует делу

революции и безнравственным то, что мешает ему. Суровый к себе, он

должен быть суровым к другим. Слово “беспощадный” становится

неотъемлемым элементом политического и бытового лексикона во всех

тоталитарных системах. Чувства родства, дружбы, любви, признательности и

даже чести должны быть в нем задушены единственной и холодной страстью –

революционным делом [17; 194].
Это портрет так называемого активного строителя нового режима, что же

касается общей массы, то она менее воинственна и более пассивна.
Х. Арендт обнаружила, что тоталитарный человек – это автомизированный

человек, человек “массы”, а само тоталитарное движение – это движение не

классов, а масс, оторванных от социальной почвы, выбитых из традиционных

социальных ячеек. Отсюда активный призыв к стабильной, нормальной жизни

с устойчивыми условиями. А поскольку возможности самодетерминации весьма

ограничены низким культурно-образовательным уровнем этой личности,

человек готов целиком подчиниться тому, кто способен обеспечить ему эту

стабильность. Именно эта “воля к подчинению”, характеризующая

тоталитарную личность, органически дополняет “волю к власти”.

Тоталитаризм как бы отвечает личности на ее метания [15; 285].
Вера и страх порождали черты тоталитарного идейно-психологического

комплекса – политическую пассивность масс и личностей, индифферентность,

боязнь радикальных перемен и агрессивность в отношении их сторонников.

Человек толпы не тяготеет к свободе. Ему гораздо удобнее, когда его

жизнью, волей, разумом распоряжается некий индивидуальный или

коллективный лидер [20; 40].
Тоталитаризм создает представление о человеке как о винтике в

общегосударственной машине, как об атоме в огромной цепи общественных

работ. Он подменяет понятие “гражданин” понятием “исполнитель”,

навязывает обществу представление, что человек не должен задавать ни

себе, ни начальству никаких вопросов. Послушание, становящееся системой,

извиняет в глазах обывателя любое преступление, лишь бы оно было

санкционировано свыше. Обыватель отвечает за исполнение приказа, а не за

его содержание. Отсюда вытекают такие системообразующие черты

тоталитаризма, как антигуманизм, презрение к человеческой личности,

попрание ее достоинства, правовая незащищенность или, в конечном итоге,

исчезновение личности как таковой, растворение ее в массе [20; 41].
Человеческая жизнь в тоталитарном мышлении превращается из цели в

средство, моральные нормы становятся относительными, оправдываются любые

преступления, если их можно хоть как-нибудь обосновать

целесообразностью. А это, понятно, сделать не трудно даже при достаточно

элементарном пропагандистском опыте. Одним из главных “достижений”

тоталитарных режимов следует считать установление в качестве незыблемой

истины, что человеческая жизнь имеет ценность лишь постольку, поскольку

ее сохранение служит “великому делу” [20; 42].
Пренебрегая судьбой отдельного человека, тоталитаризм воспитывает

“одномерных” людей. Их мир прост и понятен до примитивности. Это

простота технологических решений; простота политической жизни, духовных

потребностей [12; 114].
Антропологический компонент тоталитаризма состоит в стремлении к полной

переделке и трансформации человека в соответствии со своими

идеологическими установками. Важное место в комплексе идей и механизмов,

направленных на изменение человеческой онтологии, занимает жесткий

контроль над сознанием человека, его мыслями, помыслами, внутренним

миром [3; 212].
Тоталитаризм ставит задачу полной трансформации человека,

конструирования нового типа личности – некоего homo totalitaricus с

особым политическим складом, особой ментальностью, мыслительными и

поведенческими характеристиками и так далее – путем стандартизации,

унификации индивидуального начала, его растворения в массе, сведения

всех индивидов к некоему среднестатистическому знаменателю, стерилизации

или, во всяком случае, подавлению индивидуального, личностного начала в

человеке [3; 214].
Масса – это особое образование. Она не обязательно предполагает

некоторое сборище множества людей на площади, улице, стадионе или ином

открытом пространстве. С точки зрения параметров сознания,

приверженности определенным стереотипам поведения и реакции человек

может принадлежать к толпе, массе, не выходя из собственной квартиры.

Масса не то же самое, что рабочие, пролетариат. Сущностная ее константа

– это средний, заурядный человек. В этом смысле масса как скопление

множества людей или количество людей приобретает качественные параметры

социально типического. Заурядность, среднестатистичность становятся

общими социальными признаками человека без индивидуальности. Важнейшая

характеристика этого типа человека – его убеждение, уверенность в своем

совершенстве. Личность, человек как индивидуальность не убежден ни в

своем совершенстве, ни в совершенстве мира. Этот тип человека не мыслит

себе жизнь без служения чему-то высшему – обществу, людям вообще,

благородному в его понимании делу. Его жизнь подчинена самодисциплине,

что предполагает требовательность, прежде всего к самому себе,

ответственность за свои действия [3; 216].
“Под маркой фашизма в Европе впервые появился тип человека, который не

считает нужным оправдывать свои претензии и поступки ни перед другими,

ни даже перед самим собой” [2; 261].
Стремясь во что бы то ни стало, любой ценой достичь своих целей, он

присваивает себе “право действовать без всяких на то прав”. В таком

поведении раскрывается природа нового человека массы, не способного к

идейному творчеству, но желающего иметь собственные “идеи” и “мнения”

[2; 261].
Такие характеристики человека массы способствуют развитию тенденции к

своеобразному социальному нарциссизму и уверенности людей и общества в

целом в своей непогрешимости. Они перестают видеть мир в его реальном

воплощении. Уходя от правды, люди предаются всякого рода иллюзиям,

облегчая и оправдывая свою жизнь, ища более легкие пути и способы

самореализации и счастья.
Ареал распространения такого типа человека не ограничивается низшими и

средними этажами социальной иерархии. Тоталитарная система создает

оптимальные условия для восхождения торжествующей посредственности к

самым вершинам власти и авторитета. Господство посредственности,

человека массы не только не ослабляет, а, наоборот, до

гипертрофированных масштабов поощряет и стимулирует стремление людей к

постам, чинам, должностям, продвижению вверх по служебной лестнице.

Чинопочитание и вожделение чинов и наград стали по сути дела

интегральной доминантой тоталитарного сознания [2; 261].
Как установлено социально-психологическими исследованиями, процесс

идентификации, утверждения конформизма и одномерного взгляда на вещи

обычно облегчается у лиц, не уверенных в себе, испытывающих определенный

комплекс неполноценности, не чувствующих под собой твердой опоры.

Отождествление себя с сильным, авторитетным человеком, группой,

организацией придает им необходимую уверенность. Оторванность от корней,

отсутствие или нехватка ощущения твердости бытия делают легкими все

движения и повороты в поведении и действиях людей. Когда человек

чувствует себя неуверенно в своей профессии, им можно управлять,

помыкать, заставлять безоговорочно подчиняться начальнику, забыть о

щепетильности в отношении морально-эстетических норм. В то же время

такой человек обладает “среднеобразовательным” уровнем, что позволяет

использовать его на любых участках работы [5; 79].
В целом тоталитарный тип – это государственный человек, преданный этому

государству и всецело зависящий от него.
Тоталитаризм ставил себе целью добиться единства человека и общества,

государства, партии, слитности всех структур общественного бытия. В

тоталитаризме не государство существует для людей, а наоборот, люди для

государства, отдельный человек приносится в жертву гражданину, а

гражданин в свою очередь – в жертву подданному. Это препятствует

свободному проявлению общественных сил. Побеждает конформизм, народ

превращается в массу, население приобретает атрибуты толпы [2; 263].
Итак, тоталитаризм преследует одну общую цель – унификация отдельной

личности, растворение ее в массе. Единичные проявления свободомыслия

пресекаются, наиболее яркие и талантливые люди уничтожаются морально или

физически.
-
А
В
ф
ш
Ш
0
Ш
??????
вляется лишь общество. Личность – это объект влияния общества, обратного

процесса Дюркгейм не выделяет. Тоталитарное общество характеризуется

определенными признаками. Наиболее успешной работой по систематизации

этих признаков считается работа З. Бжезинского и К. Фридриха.

Исследованием этой проблемы занимались многие политологи и социологи, но

принципиально важных открытий и выдвижения новых теорий сделано не было.

Тоталитаризм как специфическое явление первой половины прошлого

столетия, особенно развился в СССР, Германии, Италии. Тоталитаризм

означает полное подчинение государству, всеобъемлющий контроль власти

над личностью. Тоталитаризм преследует цель растворения личности, ее

усреднения. Особенностью тоталитарного режима в СССР было

распространение “человека-советского” как базового типа личности.
РАЗДЕЛ 2
ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТОТАЛИТАРНОГО ОБЩЕСТВА
2.1 Средства массовой информации в тоталитарном обществе
Созидательная деятельность, включающая в себя также и борьбу за

преобразование общественных, производственных отношений, осуществлялась

и осуществляется с помощью непрерывно протекающих информационных

процессов. Потоки информации движутся в самых различных направлениях,

имеют самую различную качественную и количественную характеристику.
Выделение сферы функционирования всей человеческой информации дает

возможность классифицировать ее по видам. Можно выделить

естественнонаучную информацию, которая отвечает познавательной

деятельности человека, информацию, необходимую для практически

преобразующей деятельности, научно-прикладную, научно-техническую,

организационно-производственную. Социальную информацию, непосредственно

отражающую общественные, социальные отношения людей [16; 47].
В этой классификации социальная информация выступает как часть

общечеловеческой, отражает взаимоотношения социальных групп, классов,

наций и народностей, всех общностей людей в процессе их производственной

деятельности.
Именно этот вид информации оказывает наибольшее влияние на формирование

общественного мнения. Социальная информация активно воздействует на

сознание и поступки людей, причем ее действие происходит часто незаметно

и подспудно, вызывая в сознании человека постепенные, не всегда сразу

замечаемые количественные изменения, впоследствии приводящие к

определенным качественным сдвигам [16; 50].
Социальная информация используется господствующим в обществе классом в

своих интересах. С помощью ее он стремится представить свои классовые

идеи и взгляды в качестве общенациональных взглядов и идей,

распространить свое мнение на все общество, превратить его в

общественное мнение. С этой целью информация сознательно и

целеустремленно отбирается и подается в специально обработанном виде.

При этом ей стремятся придать наибольшую убедительность в расчете на то,

что она может серьезным образом изменить образ мыслей, мнение каждого

человека, а, в конечном счете, перестроить общественное мнение, что,

несомненно, повлечет за собой образование новых взглядов и поведения

людей, соответствующих характеру поданной информации [16; 53].
Социальная информация играет большую роль в общественном развитии. Люди

в процессе материального производства, в своей повседневной жизни

постоянно вступают друг с другом в разнообразные отношения, которые так

или иначе обусловлены их положением в системе общественного

производства, характером труда, отношением к собственности, местом в

социальной структуре общества, той ролью, которую они играют в создании

материальных и культурных благ [16; 54].
И во всех этих отношениях в той или иной степени функционируют потоки

социальной информации, отражающие интересы тех или иных социальных

групп, различных коллективов людей. Без циркуляции социальной информации

немыслима жизнь общества, без информационных потоков невозможно себе

представить социальное развитие общества, его производительных сил и

производственных отношений, движение по пути прогресса.
“Пресса – создатель общественного мнения, выразитель повседневных мыслей

и чувств народа, “самобытная”, в настоящем смысле слова, политика, одно

из средств, которое превращает многие индивидуальные мнения в “орган

единого разума” [16; 55].
С точки зрения структуры самой социальной информации ее можно расчленить

на экономическую, политическую (в том числе идеологическую, правовую),

духовную (включающую в себя нравственную, моральную, эстетическую

информацию) и культурную. К экономической следует причислить всю

информацию, которая непосредственно отражает производственную,

экономическую деятельность людей [16; 57].
Политическая информация выражает политические взгляды и настроения

определенных классов и социальных групп, отражает господствующие идеи в

обществе, служит противоборству политических партий и всевозможных

группировок в антагонистическом мире [16; 58].
Духовная информация пронизывает сферу духовной деятельности человека. Ее

область – мораль и нравственность, литература и искусство, этика и

эстетика, педагогика и психология и так далее. Источником служат

социальные процессы, связанные с интеллектуально-творческой деятельность

человека, с миром музыки и литературы, морально-нравственных и

эстетических отношений [16; 59].
Культурная информация может быть рассмотрена как сквозная, пронизывающая

все структурные блоки, поскольку она обслуживает производственную,

экономическую жизнь общества, а также и политическую, правовую,

идеологическую, духовную деятельность, так как в любой из этих сфер мы

встречаем с необходимостью внедрения и развития высокой культуры,

отвечающей очередной новой ступени в развитии общественного прогресса

[16; 59].
Социальную информацию можно разделить на ряд видов также и по

функциональному признаку. В этом плане правомерно вести речь о

познавательной, управленческой, воспитательной информации, а также об

информации межличностного общения. Познавательная информация включает в

себя знания о социальных процессах, происходящих в обществе [16; 59].
Управленческая информация функционирует в процессе управления

производственным коллективом, государством, обществом в целом. Само

название “воспитательная информация” определяет ее роль и место в

формировании общественного индивида, социализации личности. Что же

касается информации межличностного общения, то это, пожалуй, самый

распространенный ее вид, наименее фиксируемый и хранимый с помощью

различных технических средств. Она в свою очередь подразделяется на

личностную и групповую [16; 59].
Социальную информацию можно классифицировать по форме, в которой она

доходит до пользователя, а именно: на устную, печатную, аудиовизуальную,

визуальную, письменную, живую и накопленную.
Неотъемлемая составная часть социальной информации – массовая информация

и пропаганда. К ее средствам причисляют главным образом печать, радио,

телевидение, кино. Они обеспечивают систематическое распространение

сообщений одновременно большому числу людей, живущих в самых различных

уголках нашей планеты.
Информация активно воздействует на сознание и поведение людей.

Сознательно отобранная и целенаправленная информация обладает большой

убедительной силой и способностью формировать взгляды и поступки людей в

соответствии с требованиями общества.
Социальная информация является высшим типом информации, так как она

возникает на основе общественной, социальной практики – высшей формы

преобразующей деятельности – и предназначена для использования в

практике, в социальном управлении обществом. Социальная информация

непосредственным образом участвует в управлении развитием личности. Она

функционирует по различным каналам: непосредственное общение с массами,

изучение разного рода документов, материалов, сообщений, отчетов,

обучение и образование, научные исследования, изобретения, открытия,

обобщение практического опыта в области производства,

социально-политических отношений, духовной жизни, сбор и отбор нужной

информации, хранение и поиск ее, распространение, пропаганда, передача

потребителю, использование информации, контроль за эффективностью ее

применения [16; 77].
Информационные процессы отвечают задачам развития личности, если они

учитывают интересы, предпочтения, запросы, ожидания тех, кто потребляет

информацию. В противном случае взаимодействие между средством информации

и ее потребителем просто не состоится.
Массовая информация в системе управления развитием личности предполагает

обязательный учет специфики сознания представителей различных слоев и

групп населения.
Включение СМИ в процесс принятия решения превращает любую проблему из

политической в общественную, в этом смысле СМИ выступают в качестве

посредника между властью и народом. СМИ могут выступать как

стабилизатором социального напряжения в обществе, так и его

катализатором, способствовать развитию социальной напряженности [4; 74].
Все СМИ можно дифференцировать на три группы: представляющие официальную

точку зрения государственной или местной власти; выражающие различные

точки зрения правительственной оппозиции; открытые, свободные СМИ,

ориентирующиеся на интересы всех слоев общества и стремящиеся объективно

освещать события и проблемы [4; 86].
Таким образом, социальная деятельность в обществе, основываясь на

интеракциях людей не возможна без обмена информацией. Информация

является движущей силой прогресса. Информация делится по формам, видам,

функциям. Социальная информация охватывает практически все сферы

жизнедеятельности общества. Именно с помощью социальной информации

правящий класс может оказывать воздействие на формирование мировоззрения

личности.
2.2 Пропагандистская машина и СМИ в тоталитарном обществе
Для технического средства передачи содержательная сторона информации не

имеет никакого значения. В то же время для людей, передающих и

воспринимающих информацию, ее содержание играет первостепенную роль.
Средства массовой информации в тоталитарном обществе служат интересам

правящей партии, смысл их деятельности – проводить политику партии, того

класса, который ими владеет.
Многие социологии считают прессу четвертой властью в государстве после

законодательной, судебной и исполнительной.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Боевые самолеты
Реферат Развитие теорий о происхождении жизни
Реферат Тема "маленького человека" в русской литературе 18-19 века
Реферат Тайные расчеты
Реферат Замена и тонирование автостекол
Реферат Schizophrenia And Its Causes Essay Research Paper
Реферат Автоматизированная система "Медицинские организации города"
Реферат Всемирная туристская организация как значимая сфера для мировой цивилизации
Реферат Cпособы преобразования комплексного чертежа, применение при изображении предметов
Реферат Взаимосвязь восприятия организационной справедливости, уровня удовлетворенности персонала и клиентов сервисной компании
Реферат Анализ конкурентоспособности торговой марки Bosch
Реферат Расселл, Генри Норрис
Реферат Инвестиционный финансовый проект массажного кабинета
Реферат Сибірка
Реферат Международные корпорации и их роль в мировой экономике