Реферат по предмету "Социология"


Социокультурный подход к проблеме социального сиротства

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализсоциального сиротства как особого явления современного социума
1.1 Генезис и развитие явления«социальное сиротство»
1.2 Основные пути решения проблемысоциального сиротства
Глава 2. Исследование отношенияобщественности к явлению социального сиротства
2.1 Организация исследования
2.2 Интерпретация результатов
Заключение
Литература

Введение
В современных условияхразвития общества проблема социального сиротства становится всё болеераспространённой. И рассматривается не в отдельных случаях, а как особоеявление современного социума.
Родительский дом, семьястановятся гарантами стабильности и надёжности в изменчивом мире. Однако всовременных условиях многие семьи не смогли адаптироваться и сформироватьзащитные механизмы. Снизился воспитательный потенциал, ухудшилсянравственно-психологический климат в семейной сфере и в обществе в целом.Отчуждение родителей от детей, разрушение нравственно-этических норм,социальных связей, экономические трудности, увеличение количества новорожденныхдетей с патологиями – всё это привело к обострению такой актуальной проблемы,как социальное сиротство.
Актуальность проблемызаключается в том, что дети, оставшиеся без попечения родителей, не могут бытьизолированы от общества. Реформирование нашего общества в значительной степениобострило социальные проблемы населения, что в первую очередь сказалось на наиболееуязвимых его категориях. Несовершеннолетние наиболее болезненно переживаютпоследствия глубоких перемен в сфере нравственных ценностей и социальных ролей,они в большей степени, чем взрослые, испытывают трудности в деятельности,общении и самоопределении, что осложняет их личностное развитие в социуме.
Родительский дом, семьяявляются гарантами стабильности и надежности в изменчивом мире. Однако всовременных условиях многие семьи не смогли адаптироваться, сформироватьзащитные механизмы. Снизился воспитательный потенциал, ухудшилсянравственно-психологический климат в семейной сфере и обществе в целом.Отчуждение родителей от детей, нарастание процессов деформации семьи,разрушение нравственно-этических норм, социальных связей, обострениекриминальной ситуации, ухудшение здоровья детского населения, недостаточноефинансирование социальной сферы — все это привело к снижению уровнязащищенности детей и подростков.
Кризисное состояниеобщества, привело к резкому падению уровня материального и нравственногоблагополучия семьи, вызывая рост количества сирот при живых родителях, — такназываемых социальных сирот. Это явление, свидетельствует о кризисе институтасемьи, негативном влиянии социума на формирование личности ребенка всоциальном, духовно-нравственном, интеллектуальном и физическом аспектах егоиндивидуального развития. В условиях экономической и политическойнестабильности общества проблема адаптации и социализации детей, оставшихся безпопечения родителей, приобретает практическую актуальность. Острота этойпроблемы обусловлена, с одной стороны увеличением числа детей данной категории,а с другой — неэффективным функционированием системы социальной поддержки,которая в современной республике ориентирована в основном на учет первичныхпотребностей социальных сирот.
Деятельностьгосударственных, общественных организаций, приемных семей и специалистовразрознена, существующая система адаптации и социализации детей, лишенныхродительского попечения, в нашей стране неэффективна. Повышение эффективности функционированиясистемы социальной помощи, для данной категории лиц, связано с координациейдеятельности различных институтов на основе учета индивидуального подхода вработе с детьми-сиротами. Неравенство возможностей детей, оставшихся безпопечения родителей, приобретает социальный смысл через стереотипы «ущербности»детей-сирот, барьеры социальной среды. Поэтому анализ проблем социальногосиротства должен осуществляется не только с позиций психологическихограничений, но и в контексте прав человека, социальной этиологии ограничениявозможностей, социокультурных оснований и принципов, как адаптации, так исоциализации. В связи с этим социально-педагогический исоциально-педагогический анализ проблемы социального сиротства, процессаадаптации и социализации детей социальных сирот представляется теоретически ипрактически актуальным.
Степень разработанностипроблемы. В силу своего комплексного характера, проблема социального сиротстваявляется объектом исследования различных наук: педагогики, философии, социологии,правоведения, психологии. Научные исследования, касающиеся жизни детейсоциальных сирот и вопросов их социализации и адаптации, долгое времяпроводились в рамках медицины, психологии и педагогики, в то время каксоциальные аспекты проблемы анализировались недостаточно.
В современном социумеобщественное сознание переживает радикальные изменения в отношении проблемсоциальных сирот, постигая необходимость их социализации, восстановлениянарушенных социальных связей ребёнка с обществом. В работах И.Ф. Дементьевой,И.Б. Назаровой, Л.И. Смагиной, Л.Ф. Сенкевич идёт рассмотрение данной проблемы.А.С. Подофёдова, Р.Н. Кедярова, Н.С Поспелова в своих работах рассматриваютистоки социального сиротства и средства его предупреждения.
В научной литературеобсуждается проблема психического развития детей, находящихся в условияхдефицита общения с близкими людьми. Данная проблема рассматривалась в работахтаких учёных как: Б.Г. Ананьева,  М.И. Буянова, В.А. Петровский, Д.И.Фельдштейн, Д.Б. Эльконин. Значительный интерес представляют работы А. Маслоу,М. Мид, З. Матейчик, отражающие процессы социальной адаптации личности; Э.Гофмана, основоположника теории стигматизации, с помощью которой можнорассмотреть характер социального отношения к социальному сиротству; П. Бергераи Т. Лукмана, описавших механизм социального обеспечения и, одновременно,социального контроля над социальными сиротами; аномалии социального развитиядетей, воспитывающихся без родителей, рассматриваются М. Раттер.
В современном общественаблюдается процесс ослабления семьи. Как социального института, изменение еёсоциальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущиепозиции, что в свою очередь становится одним из источников социальногосиротства. Данная проблема рассматривается в работах Н.А. Дробышевской, Ю.С.Жирова, Ф.И. Храмцовой, В.Г. Бочаровой, В.И. Брутман, В.Д. Москаленко, С.Н.Крыгина, В.И. Лопаткина, П.Б. Тезенкова, Е.Р. Ярская-Смирнова, О.А. Дорожкина, О.И.Лебединская и другие.
Таким образом, проблемасоциального сиротства достаточно актуальна в современном социуме и со временемстановится всё более масштабной и серьёзной.
Объект исследования – социальноесиротство.
Предметомизучения является причины появления социального сиротства.
Цель – изучениесоциального сиротства как особого явления современного общества.
Задачи:
1. Раскрыть сущностьпонятия социального сиротства;
2. Выявить содержаниеистоков и причин социального сиротства
3. Рассмотреть проблемусоциального сиротства с позиций социокультурного подхода.
4. Рассмотреть методыпрофилактических работ социального сиротства.
5. Проанализироватьотношение общественности к явлению «социальное сиротство».

Глава 1. Теоретическийанализ социального сиротства как особого явления современного социума
1.1 Генезис и развитиеявления «социальное сиротство»
Долгое время в историичеловечества жизнь ребёнка не представляла ценности. Дети являлись продолжениемсвоих родителей, их собственностью. Ребёнок не имел значимости для общества идля родителей. Часто рассматривался как нежелательное последствие половыхотношений. Так, например, в древней Греции и Древнем Риме было широкораспространено детоубийство (инфантицид), не осуждаемое общественностью иненаказуемое по закону. Лишь с распространением христианства постепенно сталоменяться отношение к детям. В средневековом обществе статус детей такжеопределялся не столько возрастом, сколько принадлежностью к тому или иномуклассу или социальной группе. Человек не мог иметь ценности сам по себе внеобщины, семьи. Дети оценивались социумом только в связи с их семьёй.
С развитием общества истановлением христианства завершается переход к семье, состоящей из супругов иих детей, что, несомненно, повлекло за собой изменение статуса детей, с однойстороны, и повышение ответственности родителей перед обществом за воспитаниеребёнка, с другой. Мы считаем, что именно этот период развития общества можносчитать точкой отсчёта в проблеме социального сиротства. Усиление ролиродителей в социализации ребёнка привело к уравниванию детей, потерявшихродителей, с детьми, родители которых не выполняют свои обязанности,возложенных на них обществом, морально и законом [8, с. 51].
В контексте историческогоразвития общества сиротство воспринималось не столько как лишение одного илиобоих родителей, сколько как нахождение вне сферы влияния общности. Анализируязначение понятий «социальное сиротство» и «социальный сирота», данные вразличных словарях, энциклопедиях, опубликованных в специальной научнойлитературе, можно сделать вывод, что в ранее использованном термине «сиротство»основной акцент был соотнесён со словом «сирота», «сироты», означавшем наличиев обществе детей, родители которых умерли. Позднее, к ним также относиликатегорию детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения ихродительских прав, признания в установленном порядке родителей недееспособнымии т.д.
В 80-е годы ХХ века, всвязи с ростом числа брошенных детей, безнадзорных, бесприютных, всё чаще внаучной литературе используются термины «социальный сирота» и «социальноесиротство», где понятие «социальный» отражает в большей мере характервзаимоотношений социальных институтов в процессе реализации законодательнозакреплённых экономических, социальных и правовых гарантий ребёнка в семье,школе и социуме. В итоге, акцент в определении понятия «социальное сиротство»переносится на общество, которое не создаёт достаточных материальных,финансовых и общих социальных условий для выполнения каждой семьёй, каждымродителем своего долга по воспитанию детей [9, с. 20].
По моему мнению,социальное сиротство, в современных масштабах, — это аномальное явление,результат социальных потрясений в жизни общества, характеризующихся дефицитомобщественных и социальных институтов, обеспечивающих соблюдение основных прав исвобод ребёнка.
Социальное сиротство –это сложная, неестественная ситуация, когда родители по разным причинам невоспитывают своих детей. И по характеру данных причин можно выделить следующиегруппы сирот:
1. «Лишенцы»: детиродителей, лишённых родительских прав;
2. «Отказники»: детиродителей, оказавшихся без родительских прав;
3. Интернатские сироты:дети, воспитывающиеся в интернате далеко от родителей, так что родителипрактически не участвуют в их воспитании.
4. Домашние условныесироты: ребёнок живёт с родителями, но им нет дела до ребёнка. Родители вданном случае ощущают себя чужими по отношению друг к другу или даже находятсяв антагонистических отношениях.
Учёные выделяют и такназываемую категорию «скрытых сирот», к которым относят детей, чьё положениескрыто от государства, и они долгое время не получают помощи. Некоторые детисами покидают свои неблагополучные семьи по причине плохого или даже жестокогоотношения с ними, а некоторых лишают места жительства сами родители. Какследствие увеличивается число беспризорных детей и подростков [12, с. 42].
«Социальное сиротство» — понятие многоплановое, включающее несколько категорий детей, которые могут бытьусловно систематизированы по следующим критериям:
1. По месту пребывания:
· Интернатныеучреждения, (воспитанники домов ребёнка, детских домов, школ-интернатов);
· Улица(беспризорные дети, дети-беглецы);
· Семья(безнадзорные дети).
2. По протяжённостивремени:
· Временное явление(родители находятся на излечении, в местах лишения свободы, ограничены вродительских правах);
· Неограниченныевременные рамки (физические сироты; в некоторых случаях – лишение родительскихправ).
3. По инициаторупрекращения детско-родительских отношений:
· Родители(дети-подкидыши, отказные дети);
· Дети(дети-беглецы);
· Государство(дети, родители которых лишены родительских прав; дети, изъятые у родителейотобранием, как срочной мерой).
Причины увеличенияколичества социальных сирот в современном обществе.
Сиротство как социальноеявление существует столько же, сколько человеческое общество, и являетсянеотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийныебедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего детистановились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляетсятак называемое «социальное сиротство», когда дети лишаются попечения родителейв силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительскиеобязанности, в силу чего родители отказываются от ребёнка, или устраняются отего воспитания [19, с. 84].
К условиям, провоцирующимсоциальное сиротство, можно отнести следующее:
1.Социально-экономические безработица, невозможность получения жилья, снижениезаработной платы, снижение общего материального уровня жизни, постоянный ростцен, невозможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей,обнищание семьи, недостаточная экономическая поддержка молодой семьи;
2. Кризис семьи: распадсемьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейногоалкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений(родители отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях и так далее, адети находятся в детских домах).
3. Педагогическаянесостоятельность семьи: утрата традиций, отсутствие связи поколений,безнадзорность детей, снижение ценности семьи в обществе, снижениевоспитательного потенциала системы образования, снижение ответственностиродителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое обращение кребёнку;
4. Снижениевоспитательного потенциала системы образования: перекос в сторону обучения,суждение сферы внешкольной деятельности, переориентация системы дополнительногообразования на образовательные услуги;
5. Неэффективнаягосударственная политика в области разработки чётких правовых норм,регулирующих ответственность родителей за воспитание своих детей.
6. Исчезновение системывоспитательной роботы с детьми, подростками и родителями по месту жительства;
7. Развитие детской имолодёжной субкультуры, не учитывающей традиционных норм духовности инравственности;
8. Рост влияния СМИмассовой культуры на субкультуру молодого поколения. Как следствие – разрывпоколений, пропаганда через средства массовой информации новых форм и ценностейповедения детей и молодёжи.
9. Недостаточное развитиеслужбы помощи детям, в том числе защиты их прав.
10. Увеличение числанедееспособных родителей, в том числе из-за психических заболеваний.
Из вышеперечисленныхусловий, порождающих социальное сиротство, одним из основополагающих являетсякризис современной семьи. Кризис негативно отразился на состоянии детства встране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа такихспецифических учреждений, как детские дома и школы-интернаты. Впервые проблемойстало их переуплотнение [15, с. 98].
Семья является дляребёнка группой соотнесения, он идентифицируется с нею, создаёт и сохраняетпринятые в ней взгляды, установки, обычаи, образцы поведения и общения. Случаиухода детей из-под влияния семьи вызваны, как правило, слабыми межличностнымисвязями между родителями и ребёнком, сильным противодействием внешнегоокружения влиянию отца или матери.
К сожалению, дети-сироты,не имеющего положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся вгосударственных учреждениях, впоследствии очень часто сами оставляют своихноворожденных детей на попечение государственных структур.
Важную роль играютакселерационные процессы и изменение образа жизни современной молодёжи,«сексуальная революция», снижение возраста начала половой жизни, которыепроисходят на фоне более терпимого отношения общества к добрачным половымсвязям и их последствиям, приводящим к возрастанию из года в год числаподростковых беременностей, а, следовательно, возрастает количество социальныхсирот.
Проблема отказа матери отсвоего новорожденного ребёнка – распространённое социальное явление. Рольсоциальных факторов в формировании искажений материального поведения настольковелика и очевидна, что многие исследователи непосредственно сводят именно к нимвсю спорную проблему причинности социального сиротства [20, с. 78].
Можно выделить две группымотивов, по причине которых женщины отказываются от новорожденных детей. Однаиз них, более многочисленная – это трудная жизненная ситуация (отсутствиеденег, жилья, неприятие родителей, категорический отказ мужа от ребёнка).
Другая группа с явнымипсихологическими дефектами, нуждается в психологической и психиатрическойпомощи. Следует, однако, отметить, что граница между двумя группами не чёткая.Можно выделить также женщин, родивших детей с врождёнными дефектами, что частоявляется следствием нежелания иметь ребёнка во время беременности. Многие изматерей, бросающих своих детей, как бы повторяют наработанный стереотипповедения, так как многие из них на себе испытали последствия заброшенности приживых родителях.
Учитывая вышеизложенноеможно сделать вывод, что основными причинами социального сиротства детей внашей стране являются отказ от ребёнка в родильном доме, а также лишениеродительских прав родителей ребёнка со злостным невыполнением ими своихобязанностей, то есть социальная дезорганизация семьи, финансово-экономическиетрудности, асоциальное поведение родителей (пьянство, наркомания, преступноеповедение).
По мнению В.С. Мухинойпричинами социального сиротства являются природные катаклизмы (катастрофы,голод и т.п.) и социальные потрясения – войны, межнациональные конфликты идругие явления, порождающие проблемы беженцев, вынужденных переселенцев [11, с.32]. К числу непосредственных причин социального сиротства, по её мнениюотносятся следующие:
· Добровольныйотказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребёнка, чаще этототказ от новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ отребёнка – правовой акт, который официально подтверждается специальнымюридическим документом.
· Принудительноизъятие ребёнка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребёнкародителей лишают родительских прав. В основном это происходит снеблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом,наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и т.д. Лишениеродительских прав – это также правовой акт, который осуществляется по решениюсуда и оформляется специальным юридическим документом.
Масштабность проблемысоциального сиротства в современном обществе.
Знакомясь состатистическими данными по вопросу социального сиротства, действительноосознаёшь всю глобальность данной проблемы. В республике Беларусь, по даннымзаместителя министра образования Т. Ковалёвой на начало 2009 года выявлено31800 детей сирот, из них более 28000 – это социальные сироты. На учёте ворганах и учреждениях образования состоит более 20000 детей из них 12063 семей,находящихся в социально-опасном положении. Только в Минске на грани лишенияродительских прав – 6000 семей. А это ещё 11000 потенциальных социальных сирот.Как сообщил премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский: долг на содержаниедетей, находящихся на государственном обеспечении со стороны нерадивыхродителей составляет 53 млрд. и заявил о необходимости совершенствования мер повзысканию задолженностей [16, с. 65].
Н.С. Поспелова сообщила,что усыновление является одним из способов изменить ситуацию с социальнымсиротством. Причины социального сиротства имеют комплексный характер, и ихрешение должно носить комплексный и системный характер. Есть два основных направления,по которым должно двигаться общество для решения проблемы социальногосиротства:
1. Необходимость укрепитьматериальное положение молодых семей, а также пропагандировать и повышатьстатус семьи в общественном сознании.
2. Необходимо создаватьнормативную и правовую базу, которая укрепила бы положение детей в обществе.
В настоящий момент 12000сирот находятся в опекунских семьях, 5000 детей в приёмных семьях, 67000 –усыновлено и около 16000 – в интернатах.
С.К. Яхновец рассказала,что в связи с введением Кодекса о браке и семье, произошли изменения процедурыусыновления. В этой процедуре была усилена роль судов. После введения Кодекса обраке и семье сразу же были внесены изменения в гражданско-процессуальныйкодекс, в частности, впервые было введено усыновление как термин. Судебные делаоб усыновлениях должны решаться быстро и качественно – в течение 15 дней, ихпоручают наиболее квалифицированным и опытным судьям [14, с. 45].
В целях изменениясложившейся ситуации, повышения ответственности родителей за невыполнениеобязанностей по воспитанию и содержанию своих детей Президентом РеспубликиБеларусь и был издан декрет от 24 ноября 2006 года №18 «О дополнительных мерахпо государственной защите детей в неблагополучных семьях». Декретом регламентированыправа и обязанности не только родителей, чьи дети находятся на государственномобеспечении, но и государственных органов, призванных обеспечивать выполнениетребований настоящего законодательного акта.
С принятием Декрета №18 «Одополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»,в Беларуси за два года сформировалась принципиально новая модель работы попрофилактике социального сиротства, которая включает в себя две главныесоставляющие:
 -максимально раннеевмешательство в ситуацию семьи, где есть риск отобрания ребёнка;
— формирование новогоалгоритма работы по лишению родительских прав. Что качается последнего,комиссия по делам несовершеннолетних может принять такое жестокое решениетолько после реализации всех мер по реабилитации семьи, когда спасти семьюдействительно не получается, потому что родители не мотивированы на сохранениесемьи ребёнка в ней.
Таким образом, социальноесиротство – явление, которое легче предупредить, чем бороться с ним. Следуетнайти пути, которые помогут отклонить этот вопрос и поставить его на второйплан, а понятия «семья» и «ребёнок» — на первый.
1.2 Основные пути решенияпроблемы социального сиротства
Причиной увеличенияколичества социальных сирот на наш взгляд являются не столько экономическиефакторы, сколько социальные и психологические. Научно-технический прогресс имеры по социальной защите населения так же приводят к возможности человекупрожить без семьи (в свое удовольствие) не опасаясь за свою старость, чтоснижает ответственность у людей за подрастающее поколение [10, с. 57]. Такимобразом, иждивенческие настроения и отсутствие необходимости заботиться обобеспечении себя в старости воспитывая своих детей приводят к потере обществомв целом ответственности за своих детей. Именно поэтому проблема приобретаетмасштабный характер. Решение проблемы социального сиротства зависит отконцентрации усилий двух основных «игроков»:
1. Государство должноболее адресно и обоснованно раздавать социальные льготы, постепенно снижая ихколичество и объясняя гражданам, что в первую очередь они сами несутответственность за себя лично и за своих детей. А также, что выращенные инадлежащим образом воспитанные дети это инвестиции в обеспеченную старость.(Именно таким путем идут некоторые западные развитые государства: например –Германия, которая отменила государственные пенсии переложив таким образомпроблему пенсионного обеспечения на самих граждан и их детей).
2. Само общество в целом,должно предпринимать усилия по увеличению ответственности людей за самих себя,за свое будущее, за своих детей. Решение проблемы социального сиротствапредставляется возможным только при комплексном содействии государства и всехобщественных организаций. Выделяются два пути решения: профилактический икоррекционный, с помощью которых можно частично решить данную проблему.
Первостепенная задачагосударственной важности в профилактике сиротства в нашей республике –приоритетность поддержки и укрепления статуса социально-здоровой семьи, дающейобществу здоровое, трудоспособное, воспитанное, грамотное поколение, способноерешать вопросы развития, процветания республике. Это позволит ликвидироватьодну из наиболее серьезных проблем, представляющих угрозу национальнойбезопасности: неконтролируемый рост социального сиротства, продуцированиеасоциальных семей, проституции, наркомании и других антисоциальных явлений [17,с. 68].
Профилактика сиротствасегодня — решение комплексных проблем. По заказу Министерства образованияБеларуси разработана концепция предупреждения социального сиротства и развитияобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей. В результате реализации концепции должны быть достигнуты следующиерезультаты:
– Разработана целостнаяпрограмма государственной и общественной поддержки современной семьи,направленная на преодоление социального сиротства;
– Гарантировано семейноевоспитание в его различных формах для большинства детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей;
– Созданы лучшие условиядля развития и получения всех видов образования детьми-сиротами, построенасистема психолого-педагогического и медико-социального сопровождениядетей-сирот, гарантирующая помощь и защиту детям в сложных проблемныхситуациях;
– Обеспеченоразукрупнение учреждений для детей-сирот, сокращена численностьшкол-интернатов, созданы новые формы учреждений, обеспечивающие построениежизнедеятельности ребенка по семейному типу;
– Внедрены новыепрограммы подготовки, переподготовки и повышения квалификации всехспециалистов, включенных в систему работы с детьми-сиротами и детьми,оставшимися без попечения родителей;
– Разработаны новыетехнологии образования и воспитания детей-сирот, стимулирующие созданиенаиболее эффективных условий их развития и социализации.
Профилактика являетсяодним из перспективных и важных направлений деятельности в социальной работе попреодолению социального сиротства. Современная профилактическая деятельностьспособствует значительному снижению издержек социальной работы с уже имеющимиместо «состоявшимися» девиациями.
Профилактика – это научнообоснованные, своевременно предпринимаемые действия, направленные напредотвращение возможных физических, психологических или социокультурныхколлизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение, поддержание и защитунормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижениипоставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов [3, с. 111].
Часто первичнаяпрофилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системыи структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленныезадачи.
Профилактическаядеятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышениякачества жизни, минимализацию факторов социального риска, создание условий дляреализации принципа социальной справедливости, называется социальнойпрофилактикой.
Социальная профилактикасоздаёт тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляются все другиевиды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая.
Помимо этого Л.С.Стракулина выделяет следующие виды профилактической деятельности:
· Первичная;
· Вторичная;
· Третичная.
Первичная профилактика –комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействиябиологических и социально-психологических факторов, влияющих на формированиеотклоняющего поведения.
Следует отметить, чтоименно первичная профилактика (её своевременность, полнота и постоянство)являются важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращенияотклонений в поведении детей и подростков.
Вторичная профилактика –комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер,направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальноеповедение.
Под третичнойпрофилактикой понимается комплекс мер социально-психологического и юридическогохарактера, имеющих целью предотвращения совершения повторного проступкаподростка, покинувшего специализированное учреждение для подростков.
В литературеисследователи Р.Н. Войтлев, О.Н. Чалова, выделяют несколько уровнейпрофилактической деятельности в отношении социального сиротства:
1. Общесоциальный уровень(общая профилактика) предусматривает деятельность государства, общества, и ихинститутов, направленную на разрешение противоречий в области экономики,социальной жизни в нравственно-духовной сфере.
2. Специальный уровень(социально-педагогическая, социально-психологическая деятельности) состоит вцеленаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельнымивидами отклонений или проблем.
3. Индивидуальный уровень(индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельностьв отношении лиц, поведение которых имеет черты отклонений или проблемности.
Основная цельпрофилактической деятельности в социальной работе состоит в выявлении причин иусловий, ведущих к отклонениям в поведении социальных объектов, предупреждениии уменьшении вероятности проявления отклонений с помощьюсоциально-экономических, правовых, организационно-воспитательных,психолого-педагогических мер воздействия [4, с. 25].
В профилактической работедля специалиста по социальной работе важнейшее значение имеет умение правильнои гибко ориентироваться в каждой конкретной ситуации, объективно, с научнойдостоверностью обобщать фактический материал, тщательно изучив все причиныустановленных отклонений, в которых они стали возможны.
Профилактика направленана:
1. Предупреждение,устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих социальноеотклонение негативного характера.
2. Предотвращениевозможных физических, психических и социокультурных девиаций у различныхиндивидов и социальных групп.
3.Сохранение, поддержаниеи защита нормального уровня жизни и здоровья людей.
Профилактика семейногонеблагополучия как фактора социального сиротства относится к важнейшим видампрофилактики, используемых в практике социальной работы. Различные литературныеисточники указывают два этапа профилактической работы. Первые связаны свыявлением несовершеннолетних семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В процессе профилактикидолжна быть обеспечена полнота выявления профилактируемого контингента. Этобудет возможно только в том случае, если в данном процессе будут участвоватьвсе обозначенные в законе субъекты профилактики. Важно, чтобы в этом процессепринимали участие органы и учреждения, которые работают с семьёй на раннихэтапах формирования личности несовершеннолетнего – учреждения социальной защитынаселения и здравоохранения, дошкольные и школьные образовательные учреждения[2, с. 89].
Следующим этапомпрофилактической работы является мероприятие по реабилитации профилактируемоголица. Успех реабилитации зависит, прежде всего, от полноты изучения личностипрофилактируемого, характеристики несовершеннолетнего, отношением его к учёбе,к родителям, труду, состояниям здоровья, включая и психическое, характераотклоняющего поведения и его причин.
На основаниивышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
· Профилактикасоциального сиротства – это реальная необходимость, где важна общая организацияпрофилактической работы на определённой территории применительно ко всемуконтингенту несовершеннолетних и их семей.
· Профилактикасоциального сиротства включает в себя систему мероприятий, направленных напресечение отрицательно влияющих факторов, на формирование и развитие личности.
· Работу попрофилактике социального сиротства в подготовке подрастающего поколения кответственному родительству необходимо начать сформирования позитивныхродительских установок через разработку и реализацию программ, которыеспособствовали бы формированию правильного подхода к созданию семьи у молодыхлюдей.
В настоящее времяпредпринимаются попытки реформирования системы органов опеки и попечительства.В частности, по инициативе и при непосредственном участии Министерстваобразования разработан и передан на рассмотрение проект «Закона о минимальныхстандартах в деятельности органов опеки и попечительства», в котором напринципиально новых основаниях решаются задачи по выявлению семей и детей,нуждающихся в поддержке, их социальной защите, а также реализации права ребенкана семью [16, с. 70].
Таким образом, внастоящее время можно выделить три группы задач, стоящих перед системойобразования, решение которых позволит существенно улучшить положениедетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
– Социальная помощь иподдержка престижа семьи;
– Развитие форм семейногоустройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей;
– Развитие системыучреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Другим наиболее сложнымпутем сокращения социального сиротства становится коррекционный путь. Онопирается на имеющийся опыт, поддержку инициатив, постепенное наращиваниемасштаба вплоть до выхода на разработку региональных моделей системного решенияпроблемы сиротства. Коррекционный метод решения социального сиротстваосновывается на двух уровнях вмешательства.
Первый уровеньвмешательства включает в себя изменения, направленные на предотвращение«фоновых» воздействий, влияющих на семью; широкий комплекс мероприятий –устранение нищеты и всех форм социальных лишений, обеспечение высокогожизненного уровня всего населения и особая помощь многодетным и молодым семьям– базисные условия, весьма существенные для предупреждения социальногосиротства; создание сети яслей и детских садов; отпуска по болезни ребенка;бесплатное питание в школах; организация каникул и свободного времени детей;поддержка и осуществление на всех уровнях мер по социальному, психологическомуили финансовому обеспечению всех семей, имеющих детей.
Второй уровеньпредотвращения социального сиротства осуществляется путем выявления и работы всемьях относящихся к группе повышенного риска. Основные формы устройства детей,оставшихся без попечения родителей:
– Усыновление;
– Опека;
– Приемная семья; детскийдом семейного типа,
– Учреждение для детей,нуждающихся в государственной поддержке.
Эти формы закреплены всемейном кодексе, но существуют и другие, которые также входят в кругисследуемых вопросов: патронатное устройство, детские деревни SOS, семейныепансионы, различные формы постинтернатной адаптации выпускников учреждений длядетей-сирот. В деле профилактики социального сиротства неоценимую помощьоказывают учреждения помощи семье и временного размещения детей, которые немогут оставаться в семье [1, с. 55].
Таким образом, социальноесиротство в современном обществе получило огромное распространение. Задачакаждого педагога вести профилактическую работу по работе с семьёй. Следуетрассматривать вопросы, касающиеся семьи и ребёнка, отношений с ребёнком в семьеи т.д.
социальное сиротство общественность

Глава 2. Исследованиеотношения общественности к явлению социального сиротства
2.1 Организацияисследования
Для более подробногоизучения проблемы социального сиротства и для выявления отношенияобщественности к явлению социального сиротства мы решили провести практическоеисследование, в виде анонимного анкетирования.
В данном исследованиипринимали участие 3 группы людей по 10 человек в каждой.
1 группа – учащиеся 9Акласса УО «Брестская государственная общеобразовательная санаторнаяшкола-интернат» (см. приложение 1);
2 группа – преподаватели,работающие в УО «Брестская государственная общеобразовательная санаторнаяшкола-интернат»(см. приложение 2);
3 группа – строительнаябригада № 14 СУ – 33 г. Бреста (см. приложение 3);
Нами были выбраны такиеразные социальные группы для получения материала для анализа отношения ксоциальному сиротству в различных слоях населения. Учащиеся представляют собойнаиболее молодую и неопытную группу испытуемых, в то время как преподавателиявляются группой наиболее опытной в вопросе социального сиротства. Третьягруппа, строительная бригада – это взрослые люди, не сталкивающиеся с проблемойсоциального сиротства. Все 3 группы представляют собой различные возрастныекатегории, а также имеют разный уровень образования и разный уровеньосведомлённости в данном вопросе.
Таким образом, все 3группы представляют собой определённые социальные слои, что позволит приинтерпретации результатов судить об отношении к проблеме социального сиротствав более широком, обобщённом виде.
Цель исследования:изучить отношение общественности к явлению социального сиротства.
Данным исследованием мыхотим доказать, что в современном обществе очень остро стоит вопрос осоциальном сиротстве и, что данная тема не остаётся без внимания.
Мы предложили испытуемым анкетус вопросами, требующими конкретных вариантов ответов, либо «да», либо «нет», атак же вопросы, где необходимо выбрать определённый вариант ответа. Повыбранным вариантам мы можем не только сделать количественную обработку данных,но и определить в общих чертах характер испытуемых, а благодаря этому, сделатьвыводы об их отношение к проблеме социального сиротства, об уровнесознательности общества.
Данное исследование былопостроено, преимущественно, на проективных вопросах. Такой вид вопросов былиспользован, для того чтобы избежать феномена социальной желательности, иполучить откровенные ответы, на основании которых мы сделали количественный икачественный анализ анкеты.
Анкета составлена издвадцати вопросов, с предложенными вариантами ответов. Каждому испытуемому былпредоставлен бланк с вопросами. Задание предлагалось выполнить за 20 минут.Перед началом анкетирования все испытуемые были ознакомлены с инструкцией «Какправильно отвечать на вопросы» (см. приложение 4).
Вопросы анкеты:
1. Родители, как болеезрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей?
2. Когда я вижу плачущегочеловека, то и сам (сама) расстраиваюсь?
3. Меня огорчает, когда явижу, что незнакомый человек чувствует себя среди людей одиноко?
4. Я принимаю близко ксердцу проблемы одиноких детей?
5. Слёзы детей-сирот вызываюту меня (раздражение, сочувствие, безразличие)?
6. Вы стремитесь сделатькак можно больше для детей, оставшихся без родителей?
7. Вы убеждены, что самаябольшая ценность в жизни — жить для других людей?
8. Вам трудно заставитьсебя сделать что-то для других?
9. Ваша отличительнаячерта — стремление помочь другим людям?
10.Вы можете назвать себяэгоистом?
11. Я могу легкоотбросить негативные чувства, когда необходимо действовать?
12. В своем поведении вжизни нужно придерживаться следующих принципов?
13. Больше всего мнехочется бывать в таком обществе, где?
14. Вы замечаете средигостей невзрачную девочку, одиноко сидящую в стороне. Что делаете?
15. Вы опаздываете вшколу (на работу). Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?
16. Недалеко от домапродают клубнику. Вы покупаете оставшийся килограмм. Сзади слышите голос,сожалеющий о том, что не хватило клубники для усыновлённого только что ребёнка.Как реагируете на голос?
17. Узнаете, чтонесправедливо наказан ребёнок. Что делаете?
18. Волшебник предлагаетустроить вашу жизнь обеспеченной. Что отвечаете?
19. У вас подарок — красивая авторучка. Близкий Вам человек просит Вас отдать подарок дляребёнка-сироты. Что делаете?
20. Проводитсяблаготворительный сбор книг для детей-сирот. Вы участвуете?
После окончанияанкетирования все бланки были собраны и проанализированы.
Таким образом, на данномэтапе исследования мы провели анонимное анкетирование и получили необходимыйматериал для исследования отношения общественности к явлению социальногосиротства.
2.2 Интерпретациярезультатов
После того, как была проведенаанкета, по выявлению отношения общественности к явлению «социальное сиротство»,мы сделали количественную и качественную обработку данных.
Количественная обработкарезультатов выражена таблицами с вариантами ответов, а также, таблицами, гдеответы испытуемых выражены в процентном отношении по каждому вопросу по всемтрём группам отдельно.
После количественнойобработки анкет по трём группам приведена качественная обработка анкеты, такжепо трём группам.
Группа учителей УО«Брестская государственная санаторная школа-интернат»
Таблица 1№ вопроса 1 уч. 2 уч. 3 уч. 4 уч. 5 уч. 6 уч. 7 уч. 8 уч. 9 уч. 10 уч. 1 да да да да да да да да да да 2 да да да да да да да да да да 3 нет да да да да да да да да да 4 да да да нет нет да да да да нет 5 соч. соч. соч. соч. соч. соч. соч. соч. соч. соч. 6 а а а в а в в в а а 7 да да да нет да да да да нет нет 8 нет да да да да да да нет нет да 9 да да да да да да да да да да 10 ин. ин. нет ин. да ин. нет ин. ин. да 11 да да да нет да нет нет ин. ин. да 12
д
е
в
е
б
в
д
е
д
е
д
е
д
е
в
г
б
е
г
е 13
е
д
д
ж
г
д
е
ж
ж
г
е
д
е
ж
д
г
г
ж
б
ж 14 б в в в а в в в в в 15 б в б в б в б б в в 16 б б б б б б б б б б 17 в в а в а в а а а в 18 г г г д г д г г д г 19 а а а а а а а а а а 20 а а а а а а а а а а
Таблица 2

п/п Вопрос Выражение в % 1 Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей (да, нет). Да — 100 2 Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь (да, нет). Да – 100 3 Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди людей одиноко (да, нет)
Да – 90,
нет — 10 4 Я принимаю близко к сердцу проблемы одиноких детей (да, нет).
Да – 70,
нет — 30 5 Слёзы детей-сирот вызывают у меня (раздражение, сочувствие, безразличие).
Сочувствие –
100 6
Вы стремитесь сделать как можно больше для детей, оставшихся без родителей?
а) да;
б) нет;
в) не приходилось сталкиваться.
60
40 7
Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни — жить для других людей?
(да, нет).
Да – 70,
нет — 30 8 Вам трудно заставить себя сделать что-то для других? (да, нет).
Да – 70,
нет — 30 9 Ваша отличительная черта — стремление помочь другим людям? (да, нет). Да – 100 10 Вы можете назвать себя эгоистом? (да, нет, иногда).
Да – 20,
нет – 20,
иногда — 60 11 Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать (да, нет).
Да – 80,
нет — 20 12
В своем поведении в жизни нужно придерживаться следующих принципов:
а) «Время – деньги». Нужно стремится их больше зарабатывать.
б) «Главное – здоровье». Нужно беречь себя и свои нервы.
в) Свободное время нужно проводить с друзьями.
г) Свободное время надо отдавать семье.
д) Нужно делать добро, даже если это дорого обходится.
е) Нужно делать все возможное, чтобы завоевать место под солнцем.
20
30
10
50
80 13
Больше всего мне хочется бывать в таком обществе, где:
а) Уютно, хорошие развлечения;
б) Можно обсудить волнующие тебя рабочие темы;
в) Тебя уважают, считают авторитетом;
г) Можно встретиться с нужными людьми, завязать связи;
д) Можно приобрести новых друзей;
е) Люди стараются помочь ближнему.
ж) Где приносят людям радость и счастье.
10
10
40
50
40
60 14
Вы замечаете среди гостей невзрачную девочку, одиноко сидящую в стороне. Что делаете?
а) Ничего, какое мое дело?
б) Не знаю, как сложатся обстоятельства;
в) Подойду, заговорю непременно.
10
10
80 15
Вы опаздываете в школу (на работу). Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?
а) Тороплюсь в школу (на работу);
б) Если попросят о помощи, не откажу;
в) Звоню по телефону «103», останавливаю прохожих.
50
50 16
Недалеко от дома продают клубнику. Вы покупаете оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для усыновлённого только что ребёнка. Как реагируете на голос?
а) Выражаю сожаление, конечно;
б) Оборачиваюсь, предлагаю уступить;
в) Не знаю, посмотрю, как выглядит усыновитель.
100 17
Узнаете, что несправедливо наказан ребёнок. Что делаете?
а) Очень сержусь, ругаю обидчика крепкими словами;
б) Ничего, жизнь вообще несправедлива;
в) Вступаюсь за обиженного.
50
50 18
Волшебник предлагает устроить вашу жизнь обеспеченной, без необходимости трудиться. Что отвечаете?
а) Соглашаюсь с благодарностью;
б) Сначала узнаю, сколько было таких случаев;
в) Отказываюсь решительно;
г) Попрошу хорошей жизни для детей-сирот или людей, страдающих одиночеством;
д) Выскажу желание, чтобы у каждого ребёнка была семья.
70
30 19
У вас подарок — красивая авторучка. Близкий Вам человек просит Вас отдать подарок для ребёнка-сироты. Что делаете?
а) Отдаю;
б) Постараюсь проигнорировать просьбу;
в) Подарков не отдаю.
100 20
Проводится благотворительный сбор книг для детей-сирот. Вы участвуете?
а) Отбираю интересные книги, приношу;
б) У меня нет книг, мне не нужных;
в) Если увижу, что все сдают, я тоже принесу.
100
Группа учащихся 9А УО«Брестская государственная санаторная школа-интернат»
Таблица 3№ вопроса 1 уч. 2 уч. 3 уч. 4 уч. 5 уч. 6 уч. 7 уч. 8 уч. 9 уч. 10 уч. 1 да да да да да да да да да да 2 да да да да да да да да да да 3 нет да да да да да да да да да 4 нет да да да да нет нет нет да нет 5 соч. соч. соч. соч. соч. соч. соч. соч. соч. соч. 6 в а в в в а а а в а 7 да да да нет да нет да нет да нет 8 да нет да да да нет нет да нет нет 9 да да да да да да да да да да 10 да да нет нет да ин. ин. нет нет да 11 да да да да да нет да да нет нет 12
а
б
д
е
в
г
д
г
д
е
б
в
а
е
в
г
д
е
г
е 13
е
ж
г
д
в
д
е
ж
б
в
г
д
е
ж
е
ж
в
ж
е
д 14 в в в в в в в в в в 15 б б б б б в в б в б 16 б б б б б б б б б б 17 в в а а а в в а в а 18 г д г г г д д д д д 19 а а а а а а а а а а 20 а а а а а а а а а а
Таблица 4№ п/п Вопрос Выражение в % 1 Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей (да, нет). Да – 100 2 Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь (да, нет). Да – 100 3 Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди людей одиноко (да, нет)
Да – 90,
нет — 10 4 Я принимаю близко к сердцу проблемы одиноких детей (да, нет).
Да – 70,
нет — 30 5 Слёзы детей-сирот вызывают у меня (раздражение, сочувствие, безразличие). Сочувствие – 100 6
Вы стремитесь сделать как можно больше для детей, оставшихся без родителей?
а) да;
б) нет;
в) не приходилось сталкиваться.
50
50 7
Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни — жить для других людей?
(да, нет).
Да – 60,
нет — 40 8 Вам трудно заставить себя сделать что-то для других? (да, нет).
Да – 50,
нет — 50 9 Ваша отличительная черта — стремление помочь другим людям? (да, нет). Да – 100 10 Вы можете назвать себя эгоистом? (да, нет, иногда). Да – 100 11 Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать (да, нет).
Да – 70,
нет — 30 12
В своем поведении в жизни нужно придерживаться следующих принципов:
а) «Время – деньги». Нужно стремится их больше зарабатывать.
б) «Главное – здоровье». Нужно беречь себя и свои нервы.
в) Свободное время нужно проводить с друзьями.
г) Свободное время надо отдавать семье.
д) Нужно делать добро, даже если это дорого обходится.
е) Нужно делать все возможное, чтобы завоевать место под солнцем.
20
20
20
40
40
50 13
Больше всего мне хочется бывать в таком обществе, где:
а) Уютно, хорошие развлечения;
б) Можно обсудить волнующие тебя рабочие темы;
в) Тебя уважают, считают авторитетом;
г) Можно встретиться с нужными людьми, завязать полезные связи;
д) Можно приобрести новых друзей;
е) Люди стараются помочь ближнему.
ж) Где приносят людям радость и счастье.
10
20
20
40
20
50 14
Вы замечаете среди гостей невзрачную девочку, одиноко сидящую в стороне. Что делаете?
а) Ничего, какое мое дело?
б) Не знаю, как сложатся обстоятельства;
в) Подойду, заговорю непременно.
100 15
Вы опаздываете в школу (на работу). Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?
а) Тороплюсь в школу (на работу);
б) Если попросят о помощи, не откажу;
в) Звоню по телефону «103», останавливаю прохожих.
70
30 16
Недалеко от дома продают клубнику. Вы покупаете оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для усыновлённого только что ребёнка. Как реагируете на голос?
а) Выражаю сожаление, конечно;
б) Оборачиваюсь, предлагаю уступить;
в) Не знаю, посмотрю, как выглядит усыновитель.
100 17
Узнаете, что несправедливо наказан ребёнок. Что делаете?
а) Очень сержусь, ругаю обидчика крепкими словами;
б) Ничего, жизнь вообще несправедлива;
в) Вступаюсь за обиженного.
50
50 18
Волшебник предлагает устроить вашу жизнь обеспеченной, без необходимости трудиться. Что отвечаете?
а) Соглашаюсь с благодарностью;
б) Сначала узнаю, сколько было таких случаев;
в) Отказываюсь решительно;
г) Попрошу хорошей жизни для детей-сирот или людей, страдающих одиночеством;
д) Выскажу желание, чтобы у каждого ребёнка была семья.
40
60 19
У вас подарок — красивая авторучка. Близкий Вам человек просит Вас отдать подарок для ребёнка-сироты. Что делаете?
а) Отдаю;
б) Постараюсь проигнорировать просьбу;
в) Подарков не отдаю.
100 20
Проводится благотворительный сбор книг для детей-сирот. Вы участвуете?
а) Отбираю интересные книги, приношу;
б) У меня нет книг, мне не нужных;
в) Если увижу, что все сдают, я тоже принесу.
100
Группа людей строительнойбригады № 14 СУ – 33 г. Бреста
Таблица 5№ вопроса 1 уч. 2 уч. 3 уч. 4 уч. 5 уч. 6 уч. 7 уч. 8 уч. 9 уч. 10 уч. 1 да да да да да да да да да да 2 да да да да да да да да да да 3 нет да да да да да да да да да 4 да да да нет нет да да нет нет Да 5 соч. соч. соч. соч. соч. соч. соч. соч. соч. соч. 6 в в а а а в в в в а 7 нет да да нет да да да да да нет 8 да нет да нет да да да да да нет 9 да да да да да да да да да да 10 нет нет нет ин. да ин. нет да да ин. 11 да да да нет да нет нет нет да да 12
д
г
в
г
г
е
б
а
д
е
д
е
д
е
д
е
в
г
д
в 13
е
ж
г
е
е
ж
е
ж
ж
г
е
д
б
ж
д
е
е
ж
б
е 14 в в в в а в в в в в 15 б б б в б В б б в в 16 б б б б б б б б б б 17 а а а в а в а в в а 18 г г г д г д г г д г 19 а а а а а а а а а а 20 а а а а а а а а а а

Таблица 6№ п/п Вопрос Выражение в % 1 Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей (да, нет). Да – 100 2 Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь (да, нет). Да – 100 3 Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди людей одиноко (да, нет) Да – 100 4 Я принимаю близко к сердцу проблемы одиноких детей (да, нет).
Да – 60,
нет – 40 5 Слёзы детей-сирот вызывают у меня (раздражение, сочувствие, безразличие). Сочувствие – 100 6
Вы стремитесь сделать как можно больше для детей, оставшихся без родителей?
а) да;
б) нет;
в) не приходилось сталкиваться.
40
60 7 Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни — жить для других людей? (да, нет).
Да – 70,
нет — 30 8 Вам трудно заставить себя сделать что-то для других? (да, нет).
Да – 70,
нет — 30 9 Ваша отличительная черта — стремление помочь другим людям? (да, нет). Да – 100 10 Вы можете назвать себя эгоистом? (да, нет, иногда). Да – 30, нет – 40, иногда – 30 11 Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать (да, нет).
Да – 60,
нет — 40 12
В своем поведении в жизни нужно придерживаться следующих принципов:
а) «Время – деньги». Нужно стремится их больше зарабатывать.
б) «Главное – здоровье». Нужно беречь себя и свои нервы.
в) Свободное время нужно проводить с друзьями.
г) Свободное время надо отдавать семье.
д) Нужно делать добро, даже если это дорого обходится.
е) Нужно делать все, чтобы завоевать место под солнцем.
10
10
30
40
60
50 13
Больше всего мне хочется бывать в таком обществе, где:
а) Уютно, хорошие развлечения;
б) Можно обсудить волнующие тебя рабочие темы;
в) Тебя уважают, считают авторитетом;
г) Можно встретиться с нужными людьми, завязать полезные связи;
д) Можно приобрести новых друзей;
е) Люди стараются помочь ближнему.
ж) Где приносят людям радость и счастье.
20
20
20
80
60 14
Вы замечаете среди гостей невзрачную девочку, одиноко сидящую в стороне. Что делаете?
а) Ничего, какое мое дело?
б) Не знаю, как сложатся обстоятельства;
в) Подойду, заговорю непременно.
10
90 15
Вы опаздываете в школу (на работу). Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?
а) Тороплюсь в школу (на работу);
б) Если попросят о помощи, не откажу;
в) Звоню по телефону «103», останавливаю прохожих.
60
40 16
Недалеко от дома продают клубнику. Вы покупаете оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для усыновлённого только что ребёнка. Как реагируете на голос?
а) Выражаю сожаление, конечно;
б) Оборачиваюсь, предлагаю уступить;
в) Не знаю, посмотрю, как выглядит усыновитель.
100 17
Узнаете, что несправедливо наказан ребёнок. Что делаете?
а) Очень сержусь, ругаю обидчика крепкими словами;
б) Ничего, жизнь вообще несправедлива;
в) Вступаюсь за обиженного.
60
40 18
Волшебник предлагает устроить вашу жизнь обеспеченной, без необходимости трудиться. Что отвечаете?
а) Соглашаюсь с благодарностью;
б) Сначала узнаю, сколько было таких случаев;
в) Отказываюсь решительно;
г) Попрошу хорошей жизни для детей-сирот или людей, страдающих одиночеством;
д) Выскажу желание, чтобы у каждого ребёнка была семья.
70
30 19
У вас подарок — красивая авторучка. Близкий Вам человек просит Вас отдать подарок для ребёнка-сироты. Что делаете?
а) Отдаю;
б) Постараюсь проигнорировать просьбу;
в) Подарков не отдаю.
100 20
Проводится благотворительный сбор книг для детей-сирот. Вы участвуете?
а) Отбираю интересные книги, приношу;
б) У меня нет книг, мне не нужных;
в) Если увижу, что все сдают, я тоже принесу.
100
Качественная обработкаданных
Анализ анкет показал, чтоответы как учащихся, учителей, испытуемых строительной бригады имеют не большуюразницу в ответах. Незначительные ответы в шестом вопросе у учащихся, они несмогли дать точный ответ на вопрос, в силу своего столь юного возраста. «Выстремитесь сделать как можно больше для детей, оставшихся без родителей?
а) да;
б) нет;
в) не приходилосьсталкиваться» 50% дали ответ «В». В сравнении с другими показателями ответыравные.
Прежде, чем приступить кпроведению анкет в трёх выше указанных группах, мы сказали, что по результатамответов, мы можем сделать не только количественную обработку результатов, т.е.перевести данные в процентное отношение по каждому из вопросов в группе, но иопределить в общих чертах характер испытуемых.
Возникает вопрос: что мызаметили? По результатам исследования можно сделать общий вывод. Испытуемыедобрые, отзывчивые, готовы поделиться самым дорогим. Об этом свидетельствуютответы на следующие вопросы:
v  Слёзы детей-сирот вызывают у меня(раздражение, сочувствие, безразличие).
v  Вы стремитесь сделать как можнобольше для детей, оставшихся без родителей?
v  Ваша отличительная черта — стремлениепомочь другим людям? (да, нет).
v  Вы замечаете среди гостей невзрачнуюдевочку, одиноко сидящую в стороне. Что делаете?
v  Недалеко от дома продают клубнику. Выпокупаете оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что нехватило клубники для усыновлённого только что ребёнка. Как реагируете на голос?
Волшебник предлагаетустроить вашу жизнь обеспеченной, без необходимости трудиться. Что отвечаете?
v  У вас подарок — красивая авторучка.Близкий Вам человек просит Вас отдать подарок для ребёнка-сироты. Что делаете?
v  Проводится благотворительный сборкниг для детей-сирот. Вы участвуете?
Радует, что и у ребятдевятого класса явление «социального сиротства» вызывает чувство жалости,сострадания.
У испытуемыхположительное настроение на то, что таким детям необходимо помогать, потому чтоони непосредственно нуждаются в нашей помощи.
Особенность любойобщественности состоит в том, чтобы быть маяком общественного развития,индикатором благополучия.
Таким образом, полученныенами результаты, носят позитивный характер. Они доказали, что проблемасоциального сиротства является очень актуальной в современном обществе. Оназатрагивает различные группы населения и не оставляет их равнодушными.
Исследования показали,что даже школьники задумываются о данной проблеме, а это в очередной раз,подтверждает её актуальность и распространённость в обществе.
Хотя, в целом результатнашего исследования положительный, не стоит слишком оптимистично подходить кданному вопросу. Конечно же, люди проявляют сострадание к детям-сиротам, нонасколько оно действенно и какую реальную помощь несёт этим детям, однозначноответить нельзя.
В подведении результатовисследования следует уделить внимание, что одного положительного отношения ксоциальным сиротам мало. Нужно принимать реальные меры по борьбе с этимявлением. Конечно же, искоренить его совсем идея, по меньшей мере, утопическая,но постараться уменьшить число социальных сирот в нашем обществе вполнереально.
Проанализировавтеоретический и практический материал, мы выделили рекомендации по борьбе сявлением «социальное сиротство».
Прежде всего, этоповышение престижа семьи в нашем современном обществе. В этом должныучаствовать государственные и негосударственные организации. Больше вниманияследует уделять семейному воспитанию в школах, разрабатывать обучающиепрограммы для детей в вопросах сексуального воспитания, повышать их интерес кинституту семьи.
Следует постоянноразвивать и совершенствовать социальную помощь семьям, особенно, находящимся вгруппе риска. Регулярно проводить профилактическую работу с такими семьями.Анализировать и изменять непродуктивные методы работы. Строго следить закачественным составом кадров, занимающихся этим вопросом.
Пропагандировать здоровыйобраз жизни и нравственное поведение в различных средствах массовой информации.

Заключение
Феноменсоциального сиротства, закрепившийся в отечественной гуманитарной науке, насегодняшний день признается большинством исследователей как явление масштабноеи носящее системный характер. Развитие детского неблагополучия в современномобществе, к сожалению, стимулируется, в первую очередь, проблемами в социальнойполитике государства, способствующих размыванию границ ответственности междусемьей и обществом в воспитании и полноценном становлении детей.
Несостоятельностьгосударственных органов и служб в решении проблем детства, отсутствиевозможности у общества воздействовать на семью в деле воспитания,бездейственность механизмов реальной материальной и социально-педагогическойподдержки семье противоречат проявлению ответственного воспитания детейродителями, перекладывая бремя ответственности на школу и другие социальныеинституты.
Социальноесиротство определяется на только и не столько социальным статусом ребенка (лишёнродительского попечения, находится в государственном учреждении и т.д.).Огромное количество детей лишены внимания и заботы со стороны родителей,испытывают все тяготы семейного насилия, находятся в состоянии деривации приформально существующей семье. Бедность, безработица родителей, болезни,алкоголизм и наркомания взрослых способствуют формированию благоприятной средыдля развития у ребенка дезадаптивных форм поведения, ведущих, в конечном счетек социальному сиротству.
Кризиссовременной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился насостоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличениючисла таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты.
В условиях продолжающейсянестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжаетрасти число детей, попавших в особо трудные условия. Среди них – сироты,социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды,дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятныхэкологических условиях, а также те дети, кого принято называть домашние сироты.
Весьма широк спектрпричин детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует выделитькризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числаразводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей;падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастаниепсихоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственноотражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях иинтернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.
Происходящее в обществерезкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптациязначительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказываетсяна процессе социализации детей и подростков.
Растущие масштабыасоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичныхпроцессов и в детской среде.
Наиболее существеннымпризнаком последних лет стало значительное увеличение размеров социальногосиротства, появление его новых характеристик. Обнаружилось качественно новоеявление — так называемое «скрытое» социальное сиротство, котороераспространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной части семей,падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменениеотношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорностьогромного количества детей и подростков.
Рост числа разводовявляется одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Все большестановится семей, где детей воспитывает один отец. Увеличивается количестводетей, рожденных вне брака. Материальные трудности, суженный кругвнутрисемейного общения в неполной семье негативно сказываются на детях. Онитруднее налаживают контакты со сверстниками, у них чаще, особенно у мальчиков,встречаются невротические симптомы. Более 50% несовершеннолетних нарушителейвыросли в неполной семье, более 30% детей, имеющих психические отклонения,росли без отца.
К сожалению, дети-сироты,не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся вгосударственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки отсовершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они впоследствиилишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства.
Образовательноеучреждение – это стабильно действующий социальный институт, способныйобеспечить задачи социально-психологической и педагогической профилактикисоциального сиротства. Школа берет на себя организацию должного профессионально-педагогическогосопровождения детей в процессе получения образования.
Таким образом, исходя изполученных данных, в ходе анкетирования, можно сделать вывод, что три группы,которые проходили исследование, положительно относятся к социальным сиротам.Это свидетельствует о том, что обществу не безразлична судьба этих детей, а,следовательно, не безразлична и проблема социального сиротства.
На основании результатовнашего исследования, можно сделать вывод, что в современном обществе остро стоитвопрос о социальном сиротстве, и он касается всего населения.
Дети, которые в школевстречаются хоть иногда с такими детьми, родители которых лишены родительскихправ, с теми детьми, семьи которых находятся в социально-опасном положении,имеют сострадание и в любой сложной ситуации непременно помогли бы.
Учителя, которые частовстречаются с такой проблемой, как социальное сиротство, всегда найдут времядля того, чтобы уделить такому ребёнку внимание, помочь в трудную минуту.
Работники строительнойбригады имеют мягкие сердца и с удовольствием пожелают таким детям хорошейсемьи, верных друзей, выкажут желание, чтобы у каждого была надёжная семья.
В индивидуальной беседе сиспытуемыми, было выяснено, что многие переживают за таких детей, и отдали бывсё, чтобы они не страдали. Это свидетельствует о том, что общество испытываетответственность за проблему социального сиротства.
Подытоживая всё вышеизложенное,можно сделать вывод, что социальное сиротство действительно стало особым иочень распространённым явлением современного социума. Его истоки и причинынужно искать внутри общества, в отношении каждого человека к этой проблеме.Только объединившись, мы сможем действенно бороться с явлением «социальноесиротство».

Литература
1.Байер, Е.А. Дети вне семьи / Е.А. Байер. –Москва, 2008.
2. Брутман,В.И. Раннее социальное сиротство как комплексная медико-социально-педагогическаяпроблема \ В.И. Брутман. – Москва, 1994.
3. Васильев,А.Ю. Причины, факторы социального сиротства и предполагаемые пути его решения/А.Ю. Васильев. Москва, 2005.
4. Васильев,А.Ю. Проблема социального сиротства на современном этапе / А.Ю. Васильев. – Уфа,2006.
5. Галагузова,М.А. Социальная педагогика / М.А. Галагузова – Москва, 2004.
6.Гигевич, С.В. Социально-психологические особенностинеблагополучных семей / С.В. Гигевич. – Минск, 2007.
7. Грибанова,Г.В. Нарушение формирования привязанности у детей-сирот в раннем возрасте \Г.В. Грибанова. – Москва, 1996.
8. Дробышевская, Н.А. Семья. Воспитание детей.Демографическая ситуация: проблемы и пути их решения / Н.А. Дробышевская. –Минск, 2008.
9.Кедярова, Р.Н. Социальное сиротствокак социально-педагогическая проблема / Р.Н. Кедярова. – Минск, 2008.
10.Коробейников, И.А. Проблема сиротства:реальность и ожидания /  И.А. Коробейников. – Москва, 2006.
11. Кулик,Л.А. Семейное воспитание / Л.А. Кулик. – Москва, 2007.
12. Лиханов,А.М. Дети без родителей / А.М. Лиханов. – Москва, 1987.
13. Макаренко, С.В Скрытое социальное сиротство / С.В.Макаренко. – Минск, 2006.
14. Мустаева,Ф.А. Сиротство как социальная проблема \ Ф.А. Мустаева – Минск, 2005
15. Панина, Н.А. Профилактика сиротства: социальнаяработа с несовершеннолетними матерями / Н.А. Панина. – Минск, 2006.
16. Подофёдова, А.С. Актуальные проблемы социального сиротствав Республике Беларусь / А.С. Подофёдова. – Минск, 2006.
17. Поспелова, Н.С. Истоки социального сиротства и средстваего предупреждения / Н.С. Поспелова. – Минск, 2002.
18.Савостьянов, А.Г. Картина социальногосиротства / А.Г. Савостьянов. – Минск, 2004.
19. Сёмкина, И.А. Социальное сиротство как следствиеотказа от материнства. Причины и истоки социального сиротства / И.А. Сёмкина. – Минск, 2006.
20. Храмцова, Ф.И. Асоциальная семья как объектсоциально-педагогической работы / Ф.И. Храмцова. – Минск, 2008.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :