Реферат по предмету "Социология"


Современные молодёжные объединения

Введение
В Беларуси идет сложный процесс становления гражданского обществаи правового государства. Решение этой важной задачи определяется уровнемсубъектности всех социальных групп, их включенности в преобразовательнуюдеятельность. Значительная роль в этом процессе отводится молодому поколению,представляющему естественный социальный ресурс развития общества. Молодежь, какособая социально-демографическая группа в возрасте от 14 до 30 лет, проходящаястадию социализации, составляет примерно пятую часть населения страны.Критерием позитивности данной группы как субъекта общественного воспроизводстваявляется приобретение и изменение молодыми людьми собственного социальногостатуса и формирование гражданской идентичности в процессе достижениясоциальной зрелости. Реализация общественной роли молодежи непосредственнозависит от заинтересованной и целенаправленной политики государства пообеспечению эффективной деятельности всех институтов социализации. Значимостьэтой функции государства резко возросла в современный период в связи сфундаментальными социально-экономическими, политическими и социокультурнымиизменениями, протекающими в ситуации неоднозначности и социальных рисков.
Дезинтеграция системы традиционных институтов социализации впередаче молодому поколению социально значимых ценностей и норм поведения вобществе проявилась в ряде негативных показателей. Вместе с тем поиск способовреализации энергии, объективно свойственной молодым людям, их интересы,притязания и амбиции повысили значимость такого института, как общественныеобъединения, являющегося непременным элементом гражданского общества.
«Оранжевая» революция и активное участие в ней молодежи (Киев,2004–2005 годы), события в парижских пригородах, а затем – поджоги машинмолодежью кварталов (ноябрь 2005 года), беспорядки в Греции, Бельгии и другихзападноевропейских странах были панически восприняты глобальными СМИ. Ученые,политики и комментаторы заговорили об опасности новых молодежных революционныхвыступлений. Всё это вызвало интерес к теме общественных, и особенно,молодёжных общественных объединений.
На 1 января 2008 г. в Республике Беларусь числилось 2325политических партий, профсоюзов и других общественных организаций, из них – 156составляли молодёжные [26, с. 25]. Государство, со своей стороны, создалопрочный правовой фундамент для возникновения и функционирования общественныхобъединений в Республике Беларусь. Право на свободу объединений, закрепленное встатье 36 Конституции Республики Беларусь, является одним из основополагающихправ и свобод человека [15, с. 9]. Правовая база общественных объединенийв Республике Беларусь полностью соответствует нормам международного права [5,18]. Государство всесторонне поддерживает общественные формальные объединения,которые не противоречат нормам права. Под государственной поддержкой общественныхобъединенийподразумевается совокупность мер, принимаемых органамигосударственной власти РБ в соответствии с законодательством Республики Беларусь.Цель поддержки – создание и обеспечение правовых, экономических иорганизационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений,направленных на социальное становление, развитие и самореализацию граждан вобщественной жизни [8, 9, 33, 34, 35].
Молодежные общественные объединения участвуют в выработке,экспертизе и внесении в органы власти проектов законодательных и нормативныхактов по молодежной политике. Они координируют реализацию проектов и программмолодежных объединений и оказывают ей содействие [19, с. 420]. Общепризнанав нашей стране социальная значимость этих организаций, поскольку они включаютмолодежь в систему социальных отношений, помогают постигать новые социальныероли.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена:
– во-первых, необходимостью уточнения терминологическогоаппарата общественных объединений;
– во-вторых, установлением типологий общественных объединений;
– в-третьих, выявлением характера влияния общественныхобъединений на мировоззренческие и поведенческие установки молодого поколения.
Изучение общественных объединений опирается натеоретико-методологическую и эмпирическую базу, сформированную различныминауками (историей политических партий и общественных движений, социологией,политологией и др.) в результате длительного генезиса идей в этой области.
Постановка проблемы общественных объединений связана с выявлениемприроды и сущности общественных объединений. В XVIII в. вопросысоциальной организации на производстве нашли отражение в работах представителейанглийской школы политэкономии, таких как А. Смит, Д. Риккардо идр. С конца XVIII в. данная тема получила активную разработку в теорияхуправления и менеджмента (Ф. Тэйлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.) ив социологической науке (Дж. Милль, Р. Мертон и др.). В результатеисследований были заложены основы двум теоретико-методологическим традициям:западноевропейской, ориентированной на макро-подход и североамериканской,рассматривающей общественные объединения в контексте социальной практики [14, с. 8–9].
С конца 80-х – начала 90-х г. XX в. общественныеобъединения рассматриваются комплексно, как сложно структурированные по разнымоснованиям и выполняющие социализационные функции, в том числе и применительнок молодежи.
В белорусской науке проблематика общественных объединенийподнималась рядом исследователей. Но, в то же время, необходимо отметить,недостаточность изученности этой темы.
К числу исследований, освещающих избранную тему, необходимо, впервую очередь, отнести работы Суваловой Е.Н. [30] и Коклюхина В.В. [14]Наибольший интерес представляют статьи авторов Академии управления приПрезиденте Республики Беларусь, журналов «Полис», «Социология», «Мироваяэкономика и международные отношения». Исторический аспект возникновения иразвития общественных объединений изложен Вернигоровым В.И. [4], Бетяевым В.[2], Петровской М. [21].
Объект исследования – общественные условия возникновения ипоступательного развития общественных объединений.
Предмет – общественные объединения как структурный элементполитической системы общества.
Цель исследования: выявить сущность молодёжных и общественныхобъединений.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
· изучитьтеоретические работы по избранной теме.
· датьопределение терминам «общественное объединение» и «молодёжное общественноеобъединение».
· определитьтипологию общественных объединений.
· определитьместо общественных объединений в политической структуре общества.
· выявитьосновные особенности молодёжных общественных объединений.
· определитьстепень политизированности современных молодёжных объединений.
· определитьосновные факторы, влияющие на деятельность молодежных общественных объединений.
В проведенном исследовании использовались общенаучные методыисследования (дедукция, индукция, сравнительного анализа, анализастатистических данных и др.).
Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения,списка литературы из 35 наименований. Работа распечатана на 36 страницахкомпьютерного текста.

1. Понятие молодёжных и общественных объединений
Общественные объединения, как и государственные органы, входят винституциональную «подсистему» политической системы общества. Это добровольныеассоциации граждан («группы интересов»), создаваемые в установленном закономпорядке. Они выражают властно значимые интересы социальных, национальных,региональных и иных общностей и оказывают влияние на государственные институтыс целью их реализации [3, с. 97].
Под общественным объединением понимается совокупность равноправныхграждан, добровольно объединившихся на основе общности интересов для совместнойреализации своих прав [23, с. 287]. Под общественными объединениямипризнаются политические партии, организации, союзы, общества, движения,ассоциации, фонды и т.д.[8].
Ещё с глубокой древности известны союзы граждан, которыеобъединяли людей с общими взглядами на различные явления общественной жизни:философские, художественные и литературные школы, масонские ложи, рыцарскиеордена, музыкальные салоны и т.д. Появление общественных движений в более илименее современном виде относится к началу XIX века. Их существованиебыло обусловлено определёнными социальными потребностями, прежде всего: врешении той или иной проблемы; в совместной деятельности; в общении сединомышленниками.
На современном этапе можно выделить две основные формыобъединений: общественные организации и общественные движения. Общественнаяорганизация является стабильным социальным образованием, имеющим устав,управленческий аппарат, внутреннюю структуру и постоянное членство с уплатойопределённого денежного взноса. Ярким примером общественной организацииявляется политическая партия [22, с. 9]. Общественное движение непредставляет собой чётко организованной структуры, имеет довольно пёстрыйсостав участников с различными политическими взглядами, в нём отсутствуетфиксированное членство и т.д. В качестве основных отличий общественных движенийот политических партий можно выделить отсутствие стремления к завоеваниюполитической власти и наличие широкой социальной базы.
В становлении и развитии общественных движений выделяютсяследующие стадии. 1. Создание предпосылок движения. Для этой стадии характернопоявление причин для недовольства граждан какой-либо нерешённой проблемой,вызывающей их социальное беспокойство. В числе таких проблем могут быть иглобальные, и социальные, и национальные, и экономические трудности,дискриминация отдельных групп населения и т.д. В результате появляетсянемногочисленная группа лиц, способных придать такому недовольствуцеленаправленный характер.
2. Разработка и формулирование целей и задач. На этой стадии людиосознают свою причастность к данной проблеме, формулируют основные цели инаправления деятельности, разрабатывают конкретные программы действий.
3. Агитация. Происходит вербовка сторонников движения.Пропагандируются цели движения, разъясняются его задачи, привлекаютсясочувствующие.
4. Развёрнутая деятельность. Это основная стадия, на которойдвижение занимается реализацией своей программы. Апеллируя к общественности,оказывая влияние и даже давление на правительство, оно пытается разрешить тусоциальную проблему, в связи с которой возникло.
5. Затухание движения. Данная стадия наступает, когда целиосуществлены либо оказалось, что их невозможно реализовать. Эту фазу можноотдалить сменой задач, форм работы, корректировкой цели.
6. Практически все общественные движения проходят указанные стадииразвития. Попытки запретить, устранить общественное движение «сверху», какправило, безуспешны. Если проблема осталась неразрешённой, то движение либовозрождается, либо действует вне рамок закона. В целом же прослеживаетсяопределённая динамика развития общественных объединений: от общественногодвижения к общественной организации и далее к политической партии. Однако не извсякого общественного движения образуется политическая партия, а иногда изодного движения выделяется несколько партий.
Несмотря на то, что общественные объединения не ставят, какполитические партии, цели завоевания власти, однако деятельность многих из нихна современном этапе носит политическую окраску.
Такие движения, как антивоенное, экологическое и ряд других, можнос полным основанием отнести к общественно – политическим, ибо они не толькооказывают давление на власть, но и играют важную роль в политическом воспитанииграждан, стремятся к созданию своих политических партий и преобразованиюобщественной жизни.
В своей деятельности общественные движения выполняют следующиефункции: 1) объединения граждан, то есть движения помогают гражданам обрестисторонников и единомышленников, найти свою «социальную нишу». С их помощьюобщество постепенно приобретает более чёткую структуру. 2) представительства изащиты интересов граждан, то есть движения заявляют о необходимостиудовлетворения потребностей тех или иных слоёв населения. 3) мобилизациидействий, то есть движения, не только привлекают внимание общества к негативнымявлениям, но и способствуют решению этих социальных проблем, предлагая своипрограммы, варианты решения, свою помощь. 4) посредничества, то есть ониявляются посредниками между государственными органами и гражданами и такимобразом обеспечивают между ними обратную связь и осуществляют социальный контроль.5) формирования общественного мнения [30, с. 4–6]. Если проследитьдинамику развития общественных объединений, то можно выделить следующуюцепочку: общественное движение – общественная организация – политическаяпартия. Однако не из всякого общественного движения вырастает политическаяпартия, а иногда из одного движения рождается несколько партий.
Таким образом, общественные объединения являются необходимымусловием для нормального функционирования политических процессов и важнейшимпоказателем развитости гражданского общества.
2. Типология общественных объединений
Спектр общественных объединений широк и мозаичен. Вдемократической политической системе общества представлены различные типы иформы общественных объединений. Разнообразие и большое количество общественныхобъединений предопределило существование их различных типологий. В самом общемвиде общественные движения и организации можно разделить на два типа: политические(те, которые преследуют явно политические цели – антивоенное движение, движениеза разоружение, движение в защиту прав человека); неполитические(непосредственно с политикой не соприкасаются – движение в защиту памятниковкультуры, Красный Крест и др.). Грань между ними подвижна и условна [14, с. 5–7].
Политические организации претендуют на власть, активно ицеленаправленно участвуют в политической жизни. Они имеют политическуюпрограмму, стройную организационную структуру и профессиональный кадровыйаппарат. Систематически проводят акции, поддерживают конкретных политиков вправительственных и других государственных структурах, предлагают своикандидатуры на государственные должности, оказывают влияние на выработку ипринятие политических решений.
Неполитические организации не ставят перед собой цель завоеваниягосударственной власти или непосредственного участия в её осуществлении. Ониглавным образом специализируются на артикуляции (выражении) и агрегировании(превращении требований граждан в альтернативы государственной политики)социальных интересов. Нередко они возникают стихийно, в результате спонтаннойреакции на ситуацию в обществе [3, с. 99].
Существуют и другие критерии типологизации. В зависимости отдолговременной ориентации: а) консервативные (выступают за сохранениесложившегося порядка, поддерживают власть и опираются на неё); б) реформаторские(выступают за постепенные перемены, но действуют в рамках установленногопорядка); в) движения протеста (резко протестуют против существующего порядкавещей, критикуют власть).
По способам и методам действий: а) насильственные (допускаютприменение насилия и террора для достижения своих целей); б) ненасильственные(избегают силовых методов, предпочитая пассивное сопротивление и привлечениевнимания общественности).
По половозрастному признаку: а) женские; б) молодёжные; в) детские;г) ветеранские и т.д.
По социальной принадлежности: а) рабочие; б) крестьянские; в) дворянские,др.
По профессиональному признаку: движения шахтёров, учителей и др.
По целям и задачам: национальные, религиозные, культурные,спортивные и т.д. [30, с. 6].
Особую роль в общественно – политической жизни играют лоббистскиеорганизации, или «группы давления». Лобби – это группы, оказывающие давление навласть с целью принятия тех или иных решений. Как правило, лоббисты преследуютузкий интерес и частные цели. Первоначально лоббистские организации возникли иполучили весьма широкое распространение в США, а в последствии – и в другихстранах. Лоббистские организации создаются при высших государственных органах иимеют форму различных комитетов, комиссий, советов, бюро и др. Они влияют напринятие выгодных им политических решений (например, решений о финансировании,капиталовложениях, предоставлении налоговых льгот и т.д.). Создаютсялоббистские группы и в нашей республике [30, с. 7]. Как правило,исследователи выделяют разрушительные для общества и государства последствиядеятельности «групп давления» (лобби) [3, с. 100].
Таким образом, спектр общественных объединений широк и мозаичен. Вдемократической политической системе общества представлены различные типы иформы общественных объединений. Разнообразие и большое количество общественныхобъединений предопределило существование их различных типологий.
3. Сущность общественных объединений
Различные объединения людей с общими взглядами на природу,искусство, с общим типом поведения известны с глубокой древности. Достаточновспомнить многочисленные философские школы античности, рыцарские ордена,литературные и художественные школы средневековья, клубы нового времени и т.д.Людям всегда было свойственно стремление к объединению.
Первые общественные объединения на территории Беларуси возниклиболее двух столетий назад [4, с. 3].
В дореволюционной России насчитывались сотни различных обществ,клубов, ассоциаций, созданных по различным признакам на основе добровольностиучастия. Однако подавляющее их большинство имело замкнутый, кастовый характер.В тоже время, например, появление и существование многочисленных рабочихкружков, создававшихся по инициативе самих рабочих, ярко свидетельствовало обих стремлении удовлетворить свои социальные и культурные запросы.
Уже в первые годы советской власти появились принципиально новыеобщественные организации, собравшие в своих рядах миллионы сторонников новогостроя и ставившие целью активное участие в строительстве социалистическогогосударства. Так, одно из конкретных форм борьбы с неграмотностью населениястало созданное по инициативе В.И. Ленина общество «Долой неграмотность».
В 1923 году появилось добровольное общество «Друг детей», котороеработало под руководством детской комиссии при ВЦИК, возглавлявшейся Ф.Э. Дзержинским.Деятельность общества, проходившее под лозунгом «Все на помощь детям!»,прекратилось в начале 30-х годов, когда было в основном покончено с детскойбеспризорностью и бездомностью. В 1922 году была создана Международнаяорганизация помощи борцам революции (МОПР) – прообраз советского фонда мира.Кроме названных в стране действовали десятки других общественных формирований:Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, ОСВОД, общество «Долойпреступность», Всесоюзное противоалкогольное общество, Всесоюзное обществоизобретателей и другие.
В первые годы советской власти стали возникать многочисленныетворческие объединения. В 1918 году были созданы Всероссийский союз рабочихписателей, Всероссийский союз писателей и Всероссийский союз поэтов. В 1919году организовалась вольная философская ассоциация.
Этот процесс продолжался и в двадцатые годы. За период 1920–1925 гг. встране возникали десятки литературных групп объединявших сотни и тысячи поэтови писателей: «Октябрь», «Левый фронт искусства», «Перевал», «Молодая гвардия» идругие. Появилось множество футуристических группировок.
В послереволюционный период возникли благоприятные условия и длясоздания ряда новых художественных объединений. Самым крупным из них явилосьАссоциация художников революционной России, в которую вошли художники-реалисты.Кроме того, тогда же сформировались Общества станковистов, Общество московскиххудожников и другие. В 1923 году была организована Российская Ассоциацияпролетарских музыкантов (РАПМ), в 1925 году – Производственный коллективстудентов-композиторов Московской консерватории («ПРОКОЛЛ») и ряд других.
Быстрое расширение сети различных объединений в первые послереволюционные годы позволяло надеется на их дальнейшее бурное развитие. Однакопуть, который прошли самодеятельные общественные формирования, оказался отнюдьне безоблачным. Во второй половине двадцатых годов начался процесс консолидациидеятелей искусства и литературы: группы и течения начали сливаться в болеекрупные формирования на принципах единой политической платформы. Одновременнопроисходил процесс распада многих литературно-художественных объединений. В1929–1931 гг. из культурной жизни общества исчезли Литературный центрконструктивистов «ЛЦК», литературные группы «Октябрь», «Перевал» и другие. Окончательноподобные объединения прекратили свое существование после принятия постановленияЦК ВКП(б) «О перестройке литературных организаций» (апрель 1932 г.). всоответствии с которым были ликвидированы группировки и созданы единыетворческие союзы писателей, архитекторов, художников. Постановлением ВЦИК и СНКРСФСР от 10 июля 1932 года было принято «Положение о добровольных обществах иих союзах», лишившие многие общественные организации их статуса и тем самым способствовавшиеих ликвидации.
После принятия этих решений на протяжении более чем двухдесятилетий новые общественные организации, не считая спортивных, в странепрактически не создавались. Исключение составил лишь Советский комитет защитымира (1949 год).
Затем наступил период так называемой «хрущевской оттепели». Так в1956 году были созданы такие общественные организации, как Ассоциациясодействия ООН в СССР, Комитет молодежных организаций СССР, Комитет советскихженщин и т.д. Годы застоя были застойными и для общественных объединений. Тогдапоявились только три общественные организации: Советский комитет за европейскуюбезопасность и сотрудничество 1971 год, Всесоюзное агентство по авторскимправам 1973 год и Всесоюзное добровольное общество любителей книги 1974 год [30,с. 128–173].
Самыми массовыми общественными политизированными объединениями натерритории СССР являлись, безусловно, созданные под эгидой Коммунистическойпартии Советского Союза.
ХХ век подарил миру такие яркие общественные объединения, как«новые левые», «новые правые», движение за гражданские права,неофеминистическое движение, национальные и националистические движения,движение «зелёных», движение «люмпенов» и др. [14, с. 303–368]
В современном мире весьма разнообразны виды общественных движенийи организаций. Большой популярностью в обществе пользуются экологическое,пацифистское, феминистское, антиглобалистское, анархистское, профсоюзное и иныедвижения [14, с. 6–7].
На территории АТР наиболее распространёнными общественнымиорганизациями и движениями являются антивоенные [10, с. 102].
На современном этапе роль традиционных общественных объединений(профсоюзов, женских, молодёжных и др.) значительно падает. Это связано с тем,что многие из них оказались заформализованными, оторванными от народа. Вчастности, профсоюзы не смогли перестроить свою работу и защитить человека вусловиях технологических изменений в экономике. Это явилось одной из причинтого, что на смену «старым», традиционным в 70-е годы 20 века пришлимногообразные новые социальные движения (далее сокращённо – НСД), которыестремятся найти оригинальные способы решения различных проблем. Их своеобразныйкостяк составляют экологическое, антивоенное движения, движение гражданскихинициатив. Следует также выделить движения в защиту демократических правграждан, коммунитарное, солидарности с третьим миром, неофеминистское,различные группы, секты, нетрадиционные религии. На их основе более чем в 20западных странах сформировались и стали заметной силой экологические партии. ВФРГ, Бельгии, Голландии, Норвегии, Франции, Швеции, Австралии они входили либовходят в национальные парламенты, Европарламент и авторитетные международныеорганизации.
Причинами появления и быстрого распространения новых социальныхдвижений являются: 1) нерешённость и усугубление многих социальных проблем. Этопроблемы, связанные с загрязнением окружающей среды, гонкой вооружений имилитаризацией многих государств, региональные конфликты, снижение качестважизни и многие другие; 2) кризис доверия к органам государственной власти,традиционным профсоюзам, политическим партиям; 3) осознание гражданаминедостатков системы представительной демократии, их стремление к прямомуучастию в решении различных вопросов в государстве; 4) развитие сетикоммуникаций, что облегчает общение между людьми, а, следовательно,способствует их объединению [20, 115–122].
Таким образом, анализ причин свидетельствует, что новые социальныедвижения фактически являются определённой формой социального протеста. Онинаряду с государственными органами, политическими партиями, традиционнымиобщественными организациями являются элементами огромного политическогомеханизма и вносят свою лепту в решение тех или иных общественно значимыхпроблем.
Исследователи выделяют следующие существенные черты и особенностиновых социальных движений.
· Специфическаясоциальная база. В новых социальных движениях участвуют представителифактически всех социально – демографических групп современного общества, преждевсего средних слоёв. Если говорить о возрастном составе участников движений, тоядро большинства из них составляет молодёжь.
· ПроблематикаНСД. По мнению теоретиков, первоочередными для человечества являются глобальныепроблемы современности и проблема отчуждения человека в обществе. Они одними изпервых осознали, что дальнейшее развитие общества по пути наращиванияпромышленного производства ведёт к его погибели.
· Поискновых форм, стиля, образа жизни. Это находит своё выражение в многообразныхальтернативных официальных проектах, сельских и городских коммунах, группахсамопомощи, создании разнообразных ремесленных предприятий, альтернативныхпроизводственных кооперативов, «экономических банков», финансирующихальтернативные проекты и т.д.
· Принципыорганизации. В отличие от традиционных общественно – политических институтов,учреждаемых «сверху», НСД формируются «снизу». Эти инициативы носят характерпоиска и предполагают необходимость личного и добровольного участия в них. Основополагающимпринципом своей организации НСД считают принцип «базисной демократии», в основекоторого лежат автономность и децентрализация общественных структур, постоянныйконтроль за должностными и выборными лицами со стороны рядовых участников ивозможность смены руководства любого уровня в любое время.
· Разнообразиеи необычность форм и методов социального протеста. Наряду с использованиеммитингов, демонстраций, забастовок, превратившихся в «традиционный ритуал», НСДпытаются найти такие формы, которые бы с помощью фантазии, юмора будилитворческий потенциал участников и одновременно привлекали всеобщее внимание ипрепятствовали негативным тенденциям в социальной и экологической сферах. Этоблокады судоходства на реках, «прогулки» на катерах и других небольших судах сзабором проб оды и немедленной демонстрацией населению концентраций вредныхвеществ, применение яркой символики. Широко используются игровые итеатрализованные формы протеста – публичные суды, трибуналы. В основе новыхформ и методов борьбы лежит принцип ненасилия, что, однако, е исключаетиспользование отдельными движениями насильственных методов.
Таким образом, НСД представляет собой современные демократическиедвижения протеста с широкой социальной базой, новой проблематикой итребованиями, приоритетом общечеловеческих ценностей, новых форм борьбы ипринципов организации, значительными по масштабам и массовости. Они стремятся ксозданию в обществе атмосферы социального поиска, развития творческих силиндивида [23, с. 290–295].
В целом, согласно исследованиям современных учёных, в России иБеларуси проходит процесс политического отчуждения граждан, что не идёт вразрез государственным процессам модернизации. В то же время, большинствограждан этих стран признают политические партии, в принципе, полезным длястраны институтом [28, с. 150]. Необходимо отметить, что современныеполитические партии видят в общественных организациях и движениях среду длявыдвижения новых политических лидеров [28, с. 64]. Общественныеобъединения на протяжении почти двух столетий функционировали в средебелорусов. Однако в отечественной науке до нашего времени они недостаточноизучены [2, с. 96].
Природу общественных объединений лучше всего рассмотреть на одномиз наглядных примеров, например, на опыте движения «зелёных». Движение«зелёных» – это общественное движение, первостепенный интерес которого связан сэкологическими проблемами. Оно имеет широкую поддержку и занято проблемамизагрязнения окружающей среды, сохранения живой природы, традиционно проблемамисельской местности, а также контролем над формированием развития(цивилизацией). Сегодня существуют две международные структуры «зелёных» иальтернативных партий. Деятельность «зелёных» на территории стран СНГ можновыделить в следующих направлениях: лесная программа по спасению лесов,антиядерная программа (включая работы по энергосбережению, альтернативнойэнергетике, что весьма популярно в нашей республике), токсическая программа(Республика Беларусь одной из первых стран мира перешла на программуозоносберегающих технологий), программа сохранения европейских болот (отдельнымнаправлением в этой программе является сбережение белорусских болот как «лёгкихЕвропы»), проект по сохранению морских ресурсов, нефтяной проект.
В деятельности «зелёных» выделяют: деятельность научно – практическойэкологии, природоохранную деятельность (борьба с браконьерством и конкретнымизагрязнителями окружающей среды, проведение экологических субботников и т.п.), прямыедействия протеста (пикетирование, голодовки, блокады и т.п.), политическая иидеологическая деятельность (работа в парламентах и советах, разработкаконцепций альтернативного общества, пропаганда и информирование населения идр.).
Необходимо отметить, что движением «зелёных» проделана немалаяработа.
Таким образом, общественные объединения прошли долгий путьразвития и в данный момент представлены весьма широким спектром. Природаобщественных объединений заключается в защите социально – экономических,культурных и иных интересов их членов.
4. Сущность молодёжных общественных объединений
Одной из самых существенных групп общества, в жизни идеятельности, которой как в зеркале отражается вся социальная жизнь, и безсуществования которой любой народ обречен, является молодежь.
К рассмотрению термина «молодёжь» существует несколько подходов:демографический, статистический, социологический. Придерживаясь в целомсоциологического подхода к определению понятия «молодежь», нельзя не отметить,что эта социальная группа отражает сложную дифференциацию социальной жизнисовременного общества. Видимо поэтому различные исследования характеризуютвнутреннюю структуру молодежи с разных точек зрения. Обычно в социологии делятмолодежь на следующие возрастные группы: а) учащиеся неполных и полных среднихшкол; б) молодежь в возрасте от 16 до 19 лет; в) в возрасте от 20 до 24 лет; г)от 25 до 30 лет.
Исходя из этого, можно утверждать, что в понятие «молодежь» входятследующие группы молодого населения, разделяющиеся по месту в общественномтруде: производственные рабочие; лица, занимающиеся неквалифицированным иручным трудом; техники, технический обслуживающий персонал; особую группумолодежи составляют менеджеры, риелторы, агрономы, зоотехники, а такжеорганизаторы производства и специалисты различных сфер хозяйства; научная итворческая интеллигенция; учащаяся молодежь. Возрастные границы этой группымолодежи от 14 до 30 лет, их потребности весьма разнообразны [7, с. 435].
Итак, молодежь – это такая часть населения (в возрасте от 14 до 30лет), которая связана с современным образом жизни, участвует, по крайней мере,в одном из видов жизнедеятельности и труда и является носителем и потребителемвсех современных форм культуры. Самой активной частью молодёжи является студенчество.
Среди современных социальных проблем молодежи намечается рядприоритетных направлений, исследование которых позволяет говорить о новыхтенденциях развития молодежных общественных объединений. К их числупринадлежит, прежде всего, проблема молодежной субкультуры, в которой снаибольшей достоверностью отражаются современные молодежные проблемы.
В классической социологии понятие субкультуры связано с наличием вобществе нормативной, т.е. наиболее распространенной культуры. Показателинормативной культуры отражают различные общественные явления: обычаи, нормы иценности, культурные ориентации, художественные вкусы и предпочтенияисследуемого общества. В то же время они характеризуют общенациональный,цивилизационный образ культуры [16, с 143]. Именно богатство нормативной,господствующей культуры порождает ситуацию дифференциации духовной жизни ипредопределяет значительное разнообразие субкультур.
Система культурных потребностей молодежи довольно многообразна исоответствует, в основном, многофункциональному содержанию духовной культуры.Однако сами по себе эти потребности еще не определяют духовного облика молодежии ее субкультуры. Вся суть в том, в какой мере они проявляются, как ониотражают интересы и ценности личности. В реализации культурных потребностейпроявляется сущностная сторона всего процесса культурного развития. Молодёжьсегодня не только реализует в своём поведении различные формы риска, но иучаствует в процессе «распространения» и «потребления» рисковых последствий,возникающих в результате деятельности, как самой молодёжи, так и самихсоциальных групп [32, с. 105].
Молодёжное сознание определяется рядом объективных обстоятельств. Во-первых,в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, исоответственно другими стали критерии её социальной зрелости. Во-вторых,становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многихотносительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива,средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Этамножественность институтов и механизмов социализации не представляет собойжёсткой иерархической системы, каждый из них выполняет свои специфическиефункции в развитии личности [24, с. 171].
Классификация современных общественных молодежных объединений внауке следующая: по форме объединения: клубно – досуговые структуры, неформальные,политические, религиозные объединения (секты) и др.; по направлению интересов:правозащитные, культурно-спортивные, экстремистские и др.; по доминирующим ценностям:романтико – эскапистские, идеалистско-развлекательные, радикально-деструктивныеи др.; по целевой группе: студенческие, школьные и др. [6, с. 136].
Молодёжные движения относятся к общим (традиционным) общественнымдвижениям. Основное содержание деятельности в таких движениях составляютпопытки добиться всеобъемлющих изменений человеческих ценностей.
Характерные особенности следующие. Они проявляются в стремлениимолодёжи развить какую-то новую точку зрения на своё положение в обществе и насвои права, точку зрения, основанную на желаниях и надеждах. Становление общихсоциальных движений возникает как процесс нащупывания каких-то новых ценностейи направлений деятельности в форме нескоординированных или слабокоординированных попыток. Такие движения направляют свою деятельность на самыеразличные сферы общественной жизни. Общие социальные движения развиваютсяпреимущественно неформально и зачастую неофициально [1, с. 436].
Молодёжное движение – массовые действия, в которые включенымолодые люди, выступающие за создание для них условий достойной жизни,автономии, свободного выбора профессии, места жительства, образа и стиля жизни.В развитии молодёжного движения отчётливо выделяются два этапа. Лидерымолодёжного движения, в основном студенты, 60-х гг. выдвигали грандиозныекрупномасштабные планы коренного изменения общества посредством ниспроверженияего устоев и структур. Так, массовые выступления весной 1968 г. во Франциипроходили под лозунгом «трёх М» (идеи Маркса, Мао Цзэдуна и Маркузе – лидералеворадикальных тенденций в социологии и политике) и реализовывалисьпреимущественно в формах политического протеста против существующего строя.Лейтмотивом этих массовых молодёжных выступлений были революционные идеи,оптимизм и надежда на лучшее будущее.
Совершенно иную политическую окраску приобретает большинствомолодёжных движений 80–90-х гг. О каком-либо фундаментальном измененииобщественного строя речь уже не идёт, ныне главная цель молодёжных инициатив –лозунг «Оставьте нас в покое!». Всё чаще возникают требования о созданииспециальных молодёжных центров, где бы молодые люди могли жить своейсобственной жизнью, тусоваться, дискутировать, рисовать, прослушиватьмузыкальные записи и т.п. Решающее ключевое слово в требованиях сторонниковэтих движений – автономия, а в многочисленных надписях в публичных местах почтипо всей Европе довольно часто встречается буква «А», которая и означаетавтономию. Буква «А» означает также итальянское amore (любовь) и выражаетпотребность молодых людей жить в своих общинах, которые им представляются болеегуманными, чем холодный, жёсткий, порой жестокий социальный мир.
Требования автономии и самоуправления в молодёжных центрах, какправило, не разделяются широкой общественностью и государственными структурами,которые не соглашаются, чтобы деятельность этих центров регламентироваласьдругими нормами и требованиями, чем господствующие в обществе. Особенно островстаёт проблема законности молодёжных выступлений, когда юноши и девушкизахватывают пустующие здания, чтобы превратить их в свои центры, оправдываясвои действия общей недостачей жилья и аморальностью спекуляций в сферестроительства.
В добавление к требованиям автономии и самоуправления длямолодёжного движения они активно поддерживают требования об охране окружающей среды,о приостановке строительства атомных электростанций и т.п.
Состав современных молодёжных движений крайне разнороден [1, с. 444–445].
На современном этапе роль традиционных общественных объединений значительнопадает. Это явилось одной из причин того, что на смену им пришли многообразныеновые социальные движения (НСД), которые стремятся найти оригинальные способырешения различных проблем. Их своеобразный костяк составляют экологическое,антивоенное движения, движение гражданских инициатив [24, с. 172].
Главенствующую роль в развитии молодёжных общественных объединенийиграет система ценностных ориентаций. Эта система разделяется на три большиегруппы: 1) «материнские» как материально – экономические; 2) «отцовские» какдуховно – гуманитарные; 3) символически – интерсубъективные как рациональные.
1. Материально – экономические ценностные ориентации студенческоймолодежи имеют двойственный характер. Они располагаются по двум осям – «приватность– социальность» и «материализм – постматериализм». Поскольку студенчествоявляется экономически зависимой частью общества и нуждается в всемернойподдержке государства, оно крайне заинтересовано в государственном управленииэкономикой и в развитии государственного сектора экономики. Будучи объектомопеки со стороны государства, студенчество ратует за социально ориентированнуюэкономику. Однако «на смену патерналистским и в какой то степениинфантилистским настроениям приходит осознание необходимости прежде всеголичностных усилий».
2. Общественно – политические ориентации студенчества, с однойстороны, формируются по широте всего политического спектра. В студенчестве какв проекции представлены все цвета и оттенки этого спектра от крайне правого докрайне левого. Они распределяются по вертикальной оси «левый либерализм – правыйконсерватизм» и горизонтальной оси «интернационализм – национализм». Всоответствии с аристократичностью и элитарностью образования, а также сготовностью в недалеком будущем стать «отцами» общества, руководителямивысокого ранга, менеджерами в различных отраслях народного хозяйствастуденческие предпочтения формируются в направлении правой, консервативнойидеологии правящих классов, сильного государства. Эта идеология основывается напринципах государственности и патриотизма. С другой стороны, традиционнойдемократизм студенческого сообщества обуславливает либеральные устремления, вкоторых, по данным многих социологических исследований, усматривается«очевидная демократическая направленность». Оппозиция национализма иинтернационализм наиболее проблематична в полиэтнических обществах, и еезначение особенно возрастает в годы реформ, когда начинается борьба за «местопод солнцем». Студенчество в этом смысле характеризуют самые крайние позиции пооси «интернационализм – национализм», привлекая как в ряды ярых шовинистов,фашистов, так и в ряды борцов с фашизмом.
3. Духовно – гуманитарные ценностные ориентации традиционноделятся на индивидуально направленные или этические и коллективно направленныеили политические ценностные ориентации. Этические ценностные ориентации вконтексте студенческой транзитивности распределяются по вертикальной оси«утилитаризм – духовность» и горизонтальной оси «коллективизм – индивидуализм».Утилитаризм этических ориентаций студенчества связан со многими факторами какнегативного, так и позитивного характера, определяющими тенденции развитиясовременного студенчества. Это, с одной стороны, и «падение нравов», утратадуховных идеалов, засилье бездуховных поделок массового искусства, «котораястала ведущим началом в формировании мировоззренческих установок и определяющимобразом влияет на самоидентификацию молодежи». С другой стороны,универсальность получаемого образования, возрастание приоритета науки иобразования, рост научного знания, вследствие чего на задний план отходятнерациональные источники гуманизма [31, с. 315].
И все-таки, несмотря на утрату духовных ориентиров, традиционнаядуховность студенчества является его фундаментальным качеством и базовойценностью, поскольку и высшее образование, и высокий культурный статусстуденчества накладывает на него неизгладимую печать образованности иинтеллигентности, благодаря которым студенчеству удается «противостоятьпрагматизму общества и напору массовой культуры». Коллективистская ориентациястуденчества связана с общим демократизмом студенческого сообщества, синтенсивностью и экстенсивностью коммуникабельности студентов, а ихиндивидуализация обуславливается элитарностью высшего образования и егоспециальностью, особенностью и уникальностью [29, с. 32].
Среди новых явлений в сфере этических ценностных ориентаций, особовыделяется возвращение к искусственно изъятой из общественной сферырелигиозности. Однако здесь имеются свои нюансы, – обращение к религии имеетзачастую характер моды, и пока речи идет о «своеобразной психологическойрелигиозности как определенном состоянии души (вера в Бога) и почти практическине проявляющейся обрядовой традиционной религиозности» [7, с. 436].
Согласно исследований ценностных ориентаций молодёжи Украины иБеларуси, в среде активной молодёжи выделяют 5 кластеров: постмодернисты-идеалисты, постмодернисты – прагматики, новые традиционалисты, модернисты – коммуналисты,модернисты-индивидуалисты.
Господствующий тип политической культуры в нашей стране в основезадан предшествующим развитием и представляет собой результат историческогоопыта белорусского народа. Для него характерны такие черты, как отсутствиетрадиций демократии, самоорганизации и самоуправления в общественной жизни,неприятие значительной частью населения политического и идейного плюрализма,компромиссов, слабое уважение к закону, как со стороны государства, так и состороны граждан, тяготение к харизматическому лидеру и сильной исполнительнойвласти, неуважительное отношение к представительным органам [11, с. 26].
Согласно исследований в БГПУ около 16,7% студентов – членыполитических партий и общественных движений, 30% – молодёжных объединений, втом числе БРСМ. Большинство студентов проявляет слабый интерес к политике [11, с. 27].
Молодежный активизм перекочевал за 20 лет перестройки изпространства политики в пространство культуры, субкультурный капиталразнообразных молодежных формирований реализуется не столько в контекстеаутентичных ценностей «своей» солидарности, сколько «работает» в качестверыночного сегмента, привлекательной ниши потребительского супермаркета.Молодежь ищет пространства для культурного самовыражения, а государстворазличными способами продолжает навязывать ей политические идентичности. Самыеважные изменения происходят, на мой взгляд, не в политической, а культурнойборьбе – в области перераспределения права на культурное доминирование,содержание (мотивация, направленность) современных молодежных «протестов»связаны не с политической, а культурной властью. Так, например, даже для самыхэпатажно / экстремистских молодежных формирований одним из ключевыхмоментов поддержания групповой идентичности становится эстетическая,художественно креативная сторона имиджа [7, с. 435].
Исследования показали, что активно-политической молодежи «большене стало» – не более 3%, а вот в культурных акциях готовы поучаствовать болееполовины молодежи разных страт, возраста, уровня образования и материальногодостатка. Политические движения и партии остаются мало привлекательными,«чистое» волонтерство практически исключается, участие в публичных выступленияхсвязывается, прежде всего, с материальными, а не идеологическими соображениями.Это не говорит о падении духовности или нравственности в молодежной среде. Вэтом проявляется совершенно естественная реакция на коммерциализацию всехзвеньев политической сферы (вовсе не молодежью). Как следствие – падениедоверия к участию в официальной политике, по крайней мере – по идейнымсоображениям. Однако молодежь все же участвует в политике, но пытается найти инаходит в ней что-то свое.
Анализ материалов исследований и наблюдений позволяетпредположить, что включение молодежи в публичную политику во многом зависит отособенностей группы, с которой себя идентифицируют девушки и юноши, на чемподробней я остановлюсь позднее. Однако есть, некие общие черты, характерныедля большинства: 1) Незначительное, спорадическое, чаще некомпетентноевключение в сами выборные процессы, в чем молодежь мало отличается от старших;2) Конъюнктурное (карьерно-меркантильное) присоединение к организованным сверху«самодеятельным» политическим движениям или молодежным крылам господствующихпартий власти 3) Собственные, самодеятельные политические формирования имеют неполитическую, а культурную, ценностную природу [17, с. 179].
Расстановка сил на российских молодежных сценах за последние двадесятилетия менялась, по крайней мере, три раза.
Первый этап. 80-е годы прошлого века – бурный всплескнеформального молодежного движения, которое отчетливо поделило поколение на«упертых» комсомольцев и «продвинутых» неформалов. Неформальных групп былоочень много, они делились по разным направлениям.
Второй этап. 90-е годы прошлого века были временем спаданеформального движения. Коммунистическая организация советской молодежи – Комсомол– распался окончательно, публично противостоять было некому. Развитие рыночныхотношений привело к переориентации группировок на криминальную и полукриминальнуюактивность. Ядром этих групп были «взрослые» полу / бандитскиеформирования, состоящие из криминальных общественных элементов. В этот периодаутентичные молодежные формирования фактически растворяются в «полубандитской»среде, выполняя функции контроля над рынками, автозаправками, расширяющейсясетью частных ресторанов и киосков. Субкультурные молодежные группы (в их «классическом»смысле) начинают активно отвоевывать себе клубные и дискотечные пространства вроссийских городах. На середину 90-х годов приходится самый настоящий бумклубных российских сцен.
Третий – современный этап. Вряд ли сегодня можно серьезно говоритьоб аутентичных субкультурах. Тексты, посвященные им, часто исполненымистификации: обозначения субкультур «на устах у всех», свои местные панки,рэперы, скинхеды, толкиенисты, есть везде – разговор о необычной молодежиначинается с уже готовых имен, которые были сконструированы усилиями ученых ижурналистов достаточно давно. Субкультурные теории подверглись серьезнойкритике, современные западные социологи говорят о «постсубкультурах», о «смертисубкультур», о рождении новых молодежных «племен», отличающихся текучестью,прозрачностью границ, временным и ненадежным характером соединений. Стилисмешались, и хотя некоторые ритуальные разборки сохранились, но они малоотличаются от территориальных споров молодежных группировок конца перестройки.Путаница в использовании понятий «молодежные культуры», «субкультуры»,«контркультуры» отражает не только сложную историю их российской адаптации, нои смешение соответствующих явлений на современных молодежных сценах.
Несколько иначе обстоит дело с неформальным движением. На мой взгляд,особенности этой групповой идентичности определяются более сложным характеромвзаимоотношения различных стилевых составляющих. Именно неформальное движение,с присущей ему множественностью типов солидарностей вокруг принимаемых ядромгруппы ценностей, можно считать действительно «домашним», незаимствованнымвариантом самодеятельного творчества молодежи. И что особенно важно дляформирования групповой идентичности (хотя неформалы неоднородны) – это то, чтоим есть, кому противостоять.
Более адекватным контенту новых типов молодежных формирований исолидарностей будет, на мой взгляд, понятие жизненно-стилевой стратегии. С егопомощью можно более детально выразить: контексты культурных практик современноймолодежи; их собственное понимание мотивов и направленности солидарностей;критерии определения границ, по которым проходит размежевание с чужими; маркерыраспознавания своих и других [12,89–96].
Современная белорусская молодёжная жизнь весьма пестра. В неёвходят разнообразные молодёжные объединения, которые агулом зачастую называют«неформалами»: скины, антифашисты, Фаны, экологисты, байкеры, рейверы, хип – хоп– культуры, диггеры, панки, готы, эмо, толкинисты и др. [28, с. 151].Наиболее распространёнными на данный момент являются эмо и готы [21, с. 224–230].
Таким образом, факторами, актуализирующими общественныеобъединения современной молодежи являются: неотрегулированностьсоциализационных функций формальных социальных институтов; отсутствие условий всоциуме для полноценного участия молодежи в общественной жизни; снижениесоциальных гарантий на получение образования, профессии; падение уровня жизни ит.д.
Показателями влияния общественных объединений на своих участниковявляются: более высокая социальная мобильность, высокий уровень самооценки и социальногооптимизма, большая толерантность и вестернизированность членов молодежныхобъединений, более успешное протекание процесса социализации по сравнению с ихсверстниками, не принимающими участие в деятельности общественных объединений.
Типология мотивов участия и неучастия молодежи в деятельностиобщественных объединений, включающая три основные группы, следующая: лидерская(мотив самореализации), рекреационно-коммуникативная (досуговая мотивация) ипрагматическая (материальная заинтересованность и потребительский мотив). Природамолодёжных общественных объединений заключается в реализации ценностныхустановок, самовыражении.
общественныймолодежь объединение политизированность

Заключение
На основе изученного материала можно прийти к следующим выводам.
1. Общественные объединения представляют собой особый типсоциальных организаций. Под общественным объединением понимается совокупностьразличных видов социальных организаций, от отдельной гражданской инициативы домассового общественно-политического движения, объединяющих индивидуальныхучастников и вырабатывающих общие цели внутри своей структуры, регулирующихсвою деятельность по принципу выборности, на основе всеми признаваемого устава.Будучи различными по степени формализованности, обобщенно все виды общественныхобъединений относятся к организациям, называемым «третьим сектором».
2. Общественные объединения являются неотъемлемой частьюгражданского общества. Общественные объединения являются необходимым условиемдля нормального функционирования политических процессов и важнейшим показателемразвитости гражданского общества. Именно они создают тот защитный слой, которыйне позволяет государству беспрепятственно вторгаться в жизнь граждан, несчитаться с их интересами. В свою очередь, граждане имеют возможностьцивилизованно, в рамках закона общаться с властью.
3. Если проследить динамику развития общественных объединений, томожно выделить следующую цепочку: общественное движение – общественнаяорганизация – политическая партия. Однако не из всякого общественного движениявырастает политическая партия, а иногда из одного движения рождается несколькопартий.
4. Несмотря на то, что общественные объединения не ставят, какполитические партии, целей завоевания власти, тем не менее, деятельность многихиз них на современном этапе носит политическую окраску.
5. Роль общественных объединений определяется тем, что они: представляюти защищают интересы граждан; объединяют граждан, помогая им обрести сторонникови единомышленников. С их помощью общество постепенно приобретает чёткуюструктуру; способствуют решению отдельных социальных проблем, ибо не толькопривлекают внимание общества к негативным явлениям, но и предлагают своиварианты решения, свою помощь; являются посредниками между государственнымиорганами и гражданами и таким образом обеспечивают между ними обратную связь иосуществляют социальный контроль; оказывают влияние на формированиеобщественного мнения.
6. Традиционные институты социализации, такие как семья и школа,испытывают кризисные состояния, связанные как с влиянием глобализации вобщемировом контексте, так и со значительными социальными трансформациями,проходящими в обществе. Общественные объединения, демонстрируя большуюмобильность к изменениям, имеют значительный социализационный потенциал длямолодежи и обладают инновационным характером социализации как социальныйинститут.
7. Понятие «молодежь» имеет изменяющийся временной характер, чтопозволяет говорить о различных определениях этой социальной группы в различныхобществах. Основным отличительным признаком молодежи следует считатьпрохождение процесса активной социализации, заключающегося в развитии личностимолодого человека во взаимодействии с окружающим его миром.
8. Молодёжные движения являются одним из типов общественныхдвижений по половозрастному признаку.
9. Современная молодежь перешла из сферы политики в сферукультуры. Свидетельством этого является многообразие современных молодёжныхкультур (субкультур).
10. Природа общественных объединений заключается в защитесоциально – экономических, культурных и иных прав его членов. Природамолодёжных общественных объединений заключается в реализации мотивационныхсоставляющих, ориентации на создание новых ценностей, самовыражении.
11. Самыми активными молодёжными общественными объединениямиявляются студенческие.
12. Участие в деятельности общественных объединений дает молодежи навыкии способности, делающие более успешным процесс их социализации, формирует уэтой группы молодых людей более позитивный эмоциональный настрой, уверенность вбудущем и большую социальную мобильность.
13. Привлечение молодежи в сферу общественной активности должностроиться с учетом трех основных мотивационных составляющих: мотивасамореализации (лидерство), рекреационно-коммуникативного мотива (досуг) ипрагматического мотива (потребительский интерес).
14. В Республике Беларусь государственная молодёжная политиканаправлена на поддержку общественных инициатив, имеет сильную правовую базу.
15. Общественные объединения Беларуси имеют своё богатое прошлое. Молодёжныеи общественные организации Беларуси идут по своему, особому пути развития и неповторяют западного, или какого-то иного варианта развития. Господствующий типполитической культуры в нашей стране в основе задан предшествующим развитием ипредставляет собой результат исторического опыта белорусского народа.Длительное господство авторитарных и тоталитарных режимов на этническойтерритории Беларуси, преобладание государственных форм регулированияобщественной жизни привело моменту становления независимой Республики Беларуськ формированию ориентации у большинства населения на патерналистскоегосударство и харизматического лидера.
Цель и задачи, поставленные в работе, выполнены полностью.
В то же время, необходимо отметить, что тема работы столь широка,что может стать темой не только дипломного, но и диссертационного исследования.

Список использованной литературы
1. Бабосов,Е.М. Общая социология: Учебное пособие. – Минск: НТООО «ТетраСисемс», 2002. –640 с.
2. Бецяеу, В.Ф. Грамадскія аб’яднанні беларусау: станауленне іразвіццё // Весці НАН Беларусі. Серыя гуманітарных навук. – 1999. –№4. – С. 92–96
3. Бондарь,П.И., Бондарь, Ю.П. Политология: учебно – методический комплекс. – Минск:«Аверсэв», 2003.-463 с.
4. Вернигоров,В.И. Политические партии и общественные движения в России и Беларуси:вторая половина XIX – первая треть XX.-Минск: Амалфея, 2003.-176 с.
5. Всеобщаядекларация прав человека // Действующее международное право. Сост. Ю.М. Колосов,Э.С. Кривчикова. — Москва: Изд-во Московского независимого института международногоправа, 1997.-832 с.
6. Гельман,В.Я. Политические партии в России: от конкуренции – к иерархии //Полис. – 2008. – №5. – С. 135–152
7. Данилова,С.К. Современные тенденции развития поведенческой культуры в молодёжнойсреде // Научные труды Академии управления при Президенте РеспубликиБеларусь. Вып. 1.-Минск: Академия управления при Президенте РеспубликиБеларусь, 2001.-С. 434–437
8. ЗаконРБ от 09.11.1999 №305-З «О государственной поддержке молодёжных и детскихобщественных объединений в Республике Беларусь» // Нац. реестр правовыхактов Респ. Беларусь. – 1999. – №89. – 2/80
9. ЗаконРБ от 19.08.2005 №36-З «О внесении изменений и дополнений в Закон РБ «Обобщественных объединениях» // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. –2005. – №120. – 2/1133
10.  Заранкин, Б. Антивоенныеорганизации и движения в странах АТР // Мировая экономика и международныеотношения. – 1988. – №11. – С. 102–110
11.  Зенченко, В.А., Павлова,Н.В., Степанов, Г.И. Политическая культура студенческой молодёжи вусловиях становления гражданского общества: Пособие. — Минск: БГПУ, 2006.-35 с.
12.  Кислова О.Н., Сокурянская,Л.Г. Ценностный мир постсоветского студенчества: результаты примененияметодов интеллектуального анализа // Социология. – 2008. – №3. –С. 88–100
13.  Кертман, Г.Л. Статуспартии в российской политической культуре // Полис. – 2007. – №1. –С. 120–131
14.  Коклюхин, В.В. Историяобщественных движений и политических партий.-Брест: Изд-во Лаврова С.Б.,2002.-384 с.
15.  Конституция РеспубликиБеларусь (с изменениями и дополнениями).-Минск.: Амалфея, 2006.-74 с.
16.  Кравченко, А.И. Социология:учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Екатеринбург: Деловаякнига, 1998. — 340 с.
17.  Маршак, А.Л. Социология.-Москва:Высшая школа, 2002. — 317 с.
18.  Международный пакт огражданских и политических правах // Действующее международное право.Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. — Москва: Изд-во Московскогонезависимого института международного права, 1997. — 832 с.
19.  Основы идеологии белорусскогогосударства/ Под общ. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. — Минск.:Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004.-491 с.
20.  Павлова, Т.В. Социальныедвижения как фактор трансформации институциональной среды: проблемы теории //Полис. – 2008. – №5.-С. 113–124


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.