Реферат по предмету "Психология"


Методология психологии

Задание № 1. Основные методы психологии
КлассификацияРубинштейна
Основными методами исследования в психологи поРубинштейну являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение в свою очередьделится на самонаблюдение и внешнее (объективное) наблюдение… Внешнеенаблюдение может в свою очередь подразделяться на прямое и косвенное. Точно также существуют различные формы или виды эксперимента. Разновидностьюэксперимента является так называемый естественный эксперимент, являющийсяформой промежуточной между экспериментом и простым наблюдением. Помимо этихосновных методов, которые получают в психологии специфическое выражение всоответствии с особенностями ее предмета, в психологии пользуются рядомпромежуточных и вспомогательных методик.
Отдельно Рубинштейн выделяет генетический метод впсихологии, т. е. использование изучения развития психики как средства дляраскрытия общих психологических закономерностей.
Классификацияметодов Генчо Пирьова
Г.Пирьов, разделил «методы» на:
·    собственнометоды (наблюдение, эксперимент, моделирование и пр.);
·    методическиеприемы (психологическая характеристика или синтетический психологическийприем);
·    методическиеподходы (вспомогательные методы и специальные методические подходы).
Теперьподробно остановимся на каждой из подгрупп, которые выделят Г. Пирьов.
Методнаблюдения. Делится на объективное наблюдение(закем-то) и субъективное наблюдение (за собой — самонаблюдение). Самонаблюдениеделится на непосредственное – словесный отчет и опосредованное – дневники,автобиографии, воспоминания, письма. Объективное наблюдение также делится нанепосредственное (прямой контакт с обследуемыми) и опосредованное (непрямойконтакт с обследуемым – через анкеты, продукты деятельности).
Методэксперимента. Делится на психолого-педагогический (входе исследования формируется некий навык – например исследование новой учебнойпрограммы) и констатирующий.
КлассификацияГодфруа
Годфруавыделяет четыре этапа психологического исследования.
·    Постановкапроблемы;
·    Формулированиегипотезы – предполагаемый ответ;
·    Проверкагипотезы;
·    Интерпретацияполученных данных.
Натретьем этапе мы определяемся с методами, которые могут быть разными. Годфруаделит методы на две группы описательные и экспериментальные (в основеразделения – роль исследователя). Описательные методы позволяют нам установить,что между явлениями есть связь или корреляция, но установитьпричинно-следственные отношения можно преимущественно при помощи эксперимента.Описательные – наблюдение, анкеты, тесты. Тесты могут быть гетерогенными – дляизмерения нескольких свойств и гомогенными – для измерения одного свойства.
Классификация В.Н. Дружинина
В данном случае Дружинин представляет классификациюименно эмпирических методов, то есть методов сбора данных. По Дружининуэксперимент — основной метод современного естествознания и естественно-научноориентированной психологии. По роли исследователя (пассивной или активной) и похарактеру контакта с объектом наблюдение является непосредственным,«пассивным» методом исследования, измерение — пассивный, ноопосредованный метод, эксперимент — «активный и опосредованный методизучения реальности.
Теоретически возможен и четвертый вид эмпирическогоисследования: непосредственный и „активный“, при которомисследователь без приборов регистрации и воздействия взаимодействует собъектом, активно меняя его состояние. Такой метод возможен, наверное, только впсихологии и называется он беседой, а шире — коммуникативным методом.
Таким образом, получаем классификацию эмпирическихметодов, представленную в таблице: Опосредованность Активный Пассивный Опосредованный Эксперимент Измерение Непосредственный Беседа Наблюдение
КлассификацияАнаньева
Воснове классификации Ананьева этапы психологического исследования, всоответствии с этим он выделяет следующие группы методов:
·    Организационныеи эмпирические;
·    Методыобработки данных.
·    Интерпретационныеметоды.
Задание № 2. Понятие о способностях.Задатки и способности. Развитие способностей. Профессиональные способностименеджера
 
Термин«способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии,наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если суммировать егодефиниции и попытаться их представить в компактной классификации, то она будетвыглядеть следующим образом:
·    Способности— свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психическихпроцессов и состояний.
·    Способностипредставляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, уменийи навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видовдеятельности.
·    Способности— это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет(обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использованиена практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено.
Уточнимего, пользуясь ссылками на работы Б. М, Теплова. В понятии «способности», поего мысли, заключены три идеи.
Во-первых,под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности,отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют невсякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношениек успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
В-третьих,понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которыеуже выработаны у данного человека.
Успешностьвыполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различныхспособностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может бытьобеспечено различными способами.
Способностик общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, илипредметно-познавательные, способности — в наибольшей степени социальнообусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речьчеловека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), Примерыспособностей предметно-познавательного плана хорошо известны. Они традиционно изучаютсяв общей и дифференциальной психологии и именуются способностями к различнымвидам теоретической и практической деятельности. До сих пор в психологиипреимущественное внимание обращалось именно на предметно-деятельностныеспособности, хотя способности межличностного характера имеют не меньшеезначение для психологического развития человека, его социализации иприобретения им необходимых форм общественного поведения.
Имежличностные, и предметные способности взаимно дополняют друг друга. Благодаряих сочетанию человек получает возможность развиваться полноценно и гармонично.
Сочетаниеразличных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и этахарактеристика относится к человеку, способному ко многим различным видамдеятельности.
Задаткии Способности. Развитие способностей
Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящейся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное. Нельзя, конечно, метафизически, рассматривать эти уровни.
Во-первых, следует иметь ввиду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она вообще немыслима.
Во-вторых, указанные уровни развития способностей не есть что-то данное и неизменное, застывшее. В процессе, овладевания знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способности. Как известно, даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем только по мере приобретения опыта, проявляли творчество.
Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначается терминами талант и гений. Талантливые и гениальные люди достигают в практике, искусстве, науке новых результатов, имеющих большое общественное значение. Гениальный человек создает нечто оригинальное, открывающие новые пути в области научных исследований, производства, искусства, литературы. Талантливый человек также вносит свое, но в пределах уже определившихся идей, направлений, способов исследования. Наиболее благоприятные условия для формирования талантливости и гениальности возникают при всестороннем развитии личности. Например, Леонардо да Винчи, Гете, Ломоносов являются образцами многосторонности развития и гениальности в творческой деятельности.
Под задатками следует понимать первичную природную основу способности, еще не развитую, но дающую о себе знать при первых пробах деятельности. Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем чтобы целенаправленно формировать их способности. Безусловно, способность связана с какими-то врожденными анатомическими особенностями структуры мозга, в первую очередь с особенностями его микроструктуры. Эти особенности сказываются на характере процессов отражения и поведения личности.
Исследования Н. С. Преображенской и С. А. Саркисова доказали, что имеются существенные индивидуальные различия в расположении клеточных полей в коре больших полушарий мозга человека. Отмечены также индивидуальные особенности в строении клеточных слоев, что, очевидно, не безразлично для функционирования головного мозга, и, в частности для проявления способностей.
Склонности
Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).
Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка, (или взрослого) к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой). Нередко это стремление замечается довольно рано, увлечение деятельностью происходит даже в неблагоприятных условиях жизни.
Т.е. склонность свидетельствует о наличие определенных природных предпосылок к развитию способностей. Трудно предположить что-нибудь другое, когда ребенок, например, вне музыкальной среды с большой радостью слушает музыку и совершает многократные пробы музицировать без внешнего побуждения. То же самое относится и к рисованию, конструированию и т. п.
Наряду с истинной склонностью имеется и ложная, или мнимая. При истинной склонности можно наблюдать не только неодолимое тяготение к деятельности, но и быстрое продвижение к мастерству, достижение значительных результатов.
При ложной или мнимой склонности, обнаруживается или поверхностное, часто созерцательное отношение к чему-либо, или же деятельное увлечение, но с достижением посредственных результатов. Чаще всего такая склонность бывает следствием внушения или самовнушения, иногда того и другого вместе, без наличия потенциальных возможностей развития.
Задатки также проявляются в легкой восприимчивости и запечатлеваемости того материала, который привлекает, и, главное, в умении конструировать новое, что особенно характерно для большого дарования. Итак, способности представляют сплав природного и приобретенного.
Природные свойства, являясь прирожденными, однако, перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе труда. В процессе деятельности формируется и новые свойства, необходимые для успешной деятельности, образуются и заменители (компенсаторные механизмы) недостающих свойств.
Профессиональныеспособности менеджера.
Каждыйли руководитель может стать мастером своего дела или для достижения успеханужны врожденные дарования?
Психологисчитают, что способности не даются человеку от природы в готовом виде. Человекрождается с задатками, из этих задатков под влиянием воспитания, жизненныхобстоятельств и самой деятельности человека развиваются способности.
Специальныеисследования и практика показывают, что главное в развитии способностейруководителя — его деятельность и стремление к самосовершенствованию.Профессиональные способности — это интегральное качество, синтез отдельныхспособностей.
Экспрессивныеспособности — умение руководителя образно и ярко выражать свои мысли с помощьюслова, мимики и пантомимы.
Персептивныеспособности, то есть способности к восприятию внутреннего мира подчиненных,умение выявить их подлинное отношение к работе, к руководителю, почувствоватьпсихическое состояние работника в каждый отдельный момент. Основа перцепции,таким образом, в аналитическом подходе к каждому подчиненному, в готовностиформировать в своем сознании значимые детали его поведения, раскрывающие еговнутренний мир.
Авторитарныеспособности заключаются в умении быстро завоевать уважение, а в дальнейшемвысокий авторитет, в волевом влиянии на подчиненных. Авторитет руководителязависит от блестящего знания им своего дела, общей эрудиции, культурыповедения, такта, любви к своему делу, серьезного отношения к работе, уваженияк подчиненным.
Авторитетруководителя не вечен, он может укрепляться или, утрачивать свою силу.
Коммуникативныеспособности — это умение легко вступать в контакты с другими людьми, преждевсего с подчиненными, а в дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения.Немаловажную роль играет искренность в отношениях с людьми. В то же времяискренность не должна переходить в панибратство, не должна допускатьпокровительственных проявлений.
Организаторскиеспособности — предусматривают умение четко, без потерь времени подготовить ипровести любое мероприятие.
Организаторскиеспособности проявляются в умении дать каждому подчиненному посильное задание,создать дружескую обстановку в коллективе. Организаторские способностиформируются быстрее всех других, но с увеличением стажа работы и приобретенногоопыта ослабевают. Для их становления важно выработать у себя привычку ксистематическому анализу и к дальнейшему исправлению допущенных ошибок,просчетов.
 Конструктивныеспособности — это способности, позволяющие проектировать будущее подчиненных,предвидеть результаты своего труда, обнаруживать способности сотрудников изаботиться об их развитии.
 Мажорныеспособности — это оптимизм и юмор руководителя, помогающие активизироватьтрудовой процесс, любой вид работы и отдыха, предупредить или безболезненноликвидировать сложный конфликт, снять напряжение.
 Всеперечисленные способности — индивидуально-психические качества, неотъемлемойсоставной частью входящие в модель «идеального управляющего» — находятся втесной взаимосвязи. Отсутствие какой-либо из них затрудняет работуруководителя. В то же время изучение проблемы показывает, что нередко та илииная слабо развитая способность компенсируется другой.
Задание № 3
 
БухгалтераСафронову вызвал к себе председатель Правления райпо и поручил установитьпрограмму ”1C-Бухгалтерия” новойверсии. Т.П. Сафронова немедленно приступила к порученной работе, но получилавыговор от главного бухгалтера: У тебя своя работа стоит. Кто её за тебя делатьбудет? Почему решают эти вопросы, не поставив в известность меня? почему непригласили программиста?
Какимикосвенными путями можно ликвидировать данный конфликт?
Ответ
Данныйконфликт можно ликвидировать с помощью переговоров. Бухгалтеру Сафроновойнеобходимо объяснить главному бухгалтеру, что установка новой версии программыприведёт к тому, что процесс работы будет усовершенствован, и что с новойверсией программы работать будет удобней и лучше. Поэтому она пошла,устанавливать программу 1С-Бухгалтерия. Свою работу она будет выполнять быстрееи лучше, если будет стоять новая версия программы. Почему решают эти вопросы,не поставив в известность главного бухгалтера? Сафроновой необходимо извинитьсяперед главным бухгалтером и сообщить о том, что впредь при выполнении такойработы она будет предупреждать её об этом. Почему не пригласили программиста?Программиста не пригласили потому, что на вызов его в райпо уйдёт время,которое можно использовать в целях работы. Вызов программиста посчитали потерейвремени, поэтому и не вызвали. Конфликты на предприятии лучше решать методомпереговоров. Что и необходимо сделать Сафроновой.
Задание № 4
 
ПередВами 7 названий реально действующих фирм и компаний. Определите какой по Вашемумнению деятельностью занимается каждая из компаний и какое ощущение вызывает уВас само название компании, фирмы (приятное или неприятно?) Кратко обоснуйтесвои ответы.
1.  Какойдеятельностью занимается фирма?
2.  Какоевпечатление вызывает название каждой организации (приятное, неприятно)?
1.АО компания «Траст»:
·    АОТраст – скорее всего данная компания занимается либо недвижимостью либофинансами (возможно банковская деятельность).
·    Впечатлениевызывает приятное.
2.Компания ”Гжель»:
·    Компания”Гжель” – компания скорее всего занимается производством керамики.
·    Впечатлениевызывает приятное, т.к. название связанно с историческим искусством.
3.  МП “Адрес”:
·    МПАдрес – скорее всего это предприятие обслуживающие дома.
·    Впечатлениевызывает неприятное, т.к. название компании совсем не говорящее о себе.
 4.АО “Формула успеха”:
·    АОФормула успеха – скорее всего салон красоты.
·    Впечатлениеприятное.
 5.Агентство “Эрио-Эстейд”:
·    Агентство“Эрио-Эстейд” – скорее всего агентство недвижимости.
·    Впечатлениеприятное.
6.Агентство “Бегемот”:
·    АгентствоБегемот – это рекламное агентство.
·    Впечатлениеприятное.
7.Фирма ”МСИ”:
·    Фирма”МСИ” – фирма занимается ремонтом помещений, строительством.
·    Впечатлениене приятное. Не понятно название фирмы.

Список использованной литературы
 
1.  ГотсдинерА.Л. О проблеме многосторонних способностей // Вопросы психологии. — 1991. — №4. — С. 82—88.
2.  ЛейтесН.С. Прогнозирование развития способностей: 59—68.)
3.  МелхорнГ., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются. Общество и способности человека. — М.,1989. (Что такое одаренность: 107—110. Интеллект и развитие способностей:110—135. Воспитание способностей: 147—153.)
4.  РубинштейнС. Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. II. — М., 1989. (Способности:122-147.)
5.  ГиппенрейтерЮ.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М., 1988. (Способности:234—256.)
6.  ЛевитовН.Д. Психология характера. — М., 1969. (Характер и способности: 69—86.)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Отравления тяжелыми металлами на производстве
Реферат Безопасность жизнедеятельности на предприятии
Реферат Оказание помощи при ранениях, переломах ожогах и несчастных случаях
Реферат Содержание понятия "Безопасность"
Реферат Факторы среды обитания человека
Реферат Проблема смертности в результате дорожно-транспортных происшествий
Реферат Вооружение танков и БМП
Реферат Управление охраной труда в организации
Реферат Лизинг- виды, сущность, перспективы
Реферат Экономический механизм природопользования.
Реферат Продукты, способствующие выведению радионуклидов из организма
Реферат Гражданская оборона Российской Федерации
Реферат Производственный травматизм и профессиональные заболевания
Реферат Источники и область применения ионизирующих излучений
Реферат Сертификация работ по охране труда