Реферат по предмету "Социология"


Социальная значимость деятельности молодежных движений

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
БЕЛГОРОДСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институтгосударственного и муниципального управления
Кафедрасоциальных технологий
СЕРОВА ВераВалерьевна
СОЦИАЛЬНАЯЗНАЧИМОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНЫХ ДВИЖЕНИЙ
Курсоваяработа
Научный руководитель
старший преподаватель
Худокормова С.А
Белгород 2009г.

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темыкурсового исследования. Молодежь – органическая часть современного общества.Она несет незаменимую никакими другими социальными группами функциюответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ееистории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений, и вконечном итоге – за выживание народов как культурно-исторических общностей.
Реализация любойконцепции развития страны будет зависеть от того, как она воспринимается иоценивается молодым поколением, насколько соответствует образу мыслей и жизнимолодых людей.
Таким образом,формирование жизнеспособного подрастающего молодого поколения становится однойиз главных стратегических задач развития России. В этом смысле, молодежь –объект национально государственных интересов, один из главных факторовобеспечения развития Российского государства и общества. [1] Из этого следует,что одним из важнейших направлений государственной политики РоссийскойФедерации является государственная молодежная политика.
Государственнаямолодежная политика является системой формирования приоритетов и мер,направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации иэффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересахРоссии и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитиестраны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальнойбезопасности. [2]
Важную роль в реализациигосударственной молодежной политики играет деятельность молодежных движений,т.к. при их участии формируется и реализуется молодежная политика. Кроме того,одним из ее направлений является создание правовых, экономических и организационныхусловий и гарантий для развития молодежных объединений, движений и инициатив.
Таким образом, отдеятельности молодежных движений зависит реализация государственной молодежнойполитики, а, следовательно, и формирование жизнеспособного молодого поколения.
Анализ степениизученности темы. В разные исторические периоды развития социологической мыслив России характер исследования молодежных движений приобретал свои особенности.Конец 70-х — начало 80-х годов ознаменовался первыми попытками исследования самодеятельныхмолодежных объединений, как например, обществ авторской песни, спортивныхдворовых команд и т.д. Исследования проводились Е.Г.Левановым, В.Т.Лисовским,коллективом автором под руководством В.И.Чупрова (Кинсбурский А.В., КоклягинаЛ.А., Семенова В.В., Топалов М.Н. и др.) и др. Новый этап исследованиймолодежного движения относится к периоду перестройки. Молодежное движение вэтот период рассматривалось исследователями как выражение молодежнойсубкультуры или даже контркультуры.
Анализ литературы попроблемам молодежных объединений и движений позволяет условно выделить тригруппы направлений.
Первая группа включаеттруды, в которых авторы рассматривают молодежное движение в неразрывной связи смолодежными проблемами, гражданским и патриотическим воспитанием молодежи ипроводимой государством социальной политикой в отношении молодежи. Особоезначение в этом плане имеют работы С. Алещенка, А. Апариной, П. Бабочкина, В. Боровика,Е. Гришиной, И. Ильинского, В. Криворученко, Р. Ляшевой, В. Нехаева, Т. Нехаевой,В. Родионова, Б. Ручкина, Е. Тяжельникова, В. Лутовинова, Е.Родионова, А. Шароноваи др.
Вторую группу составляютработы, раскрывающие специфику молодежных объединений, с точки зрениясоциально-культурных особенностей молодежи и характера ее взаимодействия собществом. Как проявление молодежной культуры (субкультуры) исследуютмолодежные движения В. Левичева, В.Сергеев, А. Шендрик, С. Щеглова. Здесь такжевыделяются исследования А. Здравомыслова, Г. Ентелиса, С. Цымбаленко, А. Шарипова,М. Мчедлова, Д. Щипановой, В. Шапинского, и других авторов.
Третья группа включаеттруды, раскрывающие различные явления социальной девиации среди молодежи, какследствия социальной аномии. Исследовались молодежные объединения какорганизованные преступные сообщества (Ю.Владимиров, Н.Герасименко, А. Салагаеви А. Шашкин,), экстремистские тенденции в среде российской молодежи иособенности экстремистских молодежных групп в современной России (А. Козлов).
Объект и предметисследования. Объектом курсового исследования служит деятельность молодежныхдвижений. Предметом исследования является социальная значимость деятельностимолодежных движений.
Цель курсовой работы –изучить социальную значимость деятельности молодежных движений.
Задачи курсовой работы:
1. Охарактеризоватьмолодежное движение, его понятие, историю, виды деятельности.
2. Проанализироватьсоциальную значимость молодежных движений.

РАЗДЕЛ I МОЛОДЕЖНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
Молодежное движениеявляется одним из видов общественного движения. Общественное движение можнообозначить как совместную деятельность граждан, преследующих общие социальнозначимые цели, не имеющих чёткой организационной структуры и фиксированногочленства.
Согласно ФедеральномуЗакону Российской Федерации «Об общественных объединениях», общественнымдвижением является состоящее из участников и не имеющее членства массовоеобщественное объединение, преследующее социальные, политические и иныеобщественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.Общественным движением называют также организованные коллективные усилия,которые способствуют или препятствуют, вплоть до отмены, социальным изменениям.
В становлении и развитииобщественного движения можно выделить ряд этапов:
1.  Этап создания предпосылок движения.Данный этап начинается с возникновении определённого социального беспокойствапо поводу той или иной нерешенной проблемы.
2.  Этап формулировки целей и задач. Наданной стадии люди, стремящиеся к разрешению той или иной проблемы, осознаютсебя причастными к одному движению.
3.  Этап агитации, на котором происходитвербовка сторонников движения. Этот этап характеризуется пропагандой целей иразъяснением задач движения.
4.  Стадия развёрнутой деятельности. Наэтом этапе участники общественного движения занимаются осуществлением своихпрограмм.
5.  Этап затухания движения наступаеттогда, когда его цели осуществлены либо оказались неосуществимыми. [7]
Возможен ряд вариантовразвития событий: окончательная ликвидация движения; его бюрократизация и переходв новое состояние или возрождение движения на новой основе. Окончательнаяостановка существования движения возможна только после того, как полностьюисчезнут социальные потребности, которые привели к его возникновению.
Таким образом, молодежноедвижение – это общественное движение, не имеющее строгой организационнойструктуры, но возглавляемое молодежным лидером, проходящее в своем развитиинесколько стадий, а также коллективная деятельность молодежи, преследующаясоциальные, политические и другие общественно значимые цели.
Молодежные движения можноклассифицировать по различным критериям. Например, выделяют формальные инеформальные движения. Формальные молодежные движения — это зарегистрированныеструктуры с зафиксированными целями, возглавляемые лидером. В таких движенияхболее безличные отношения между участниками. Неформальные молодежные движения –это официально незарегистрированная группа людей, которая возникла, по чьей-тоинициативе или спонтанно для достижения какой-либо социально значимой целимолодыми людьми с общими интересами и потребностями [6]. Неформальным движениемтакже должен руководить неформальный лидер.
Молодежные движения такжеможно классифицировать по принадлежности к политическим партиям. В таком случаеследует выделить партийные и внепартийные движения. Причем внепартийныемолодежные движения по форме создания и функционирования делятся на две группы:движения, которые созданы на средства политических игроков и
используются ими в своих целях, и самоорганизующиеся структуры. Молодежныедвижения, принадлежащие к каким-либо политическим партиям, в свою очередь можноразделить на демократические (Молодая гвардия, Лига справедливости), левые(Союз коммунистической молодежи РФ) и т.д.
Следующим критерием, покоторому можно классифицировать молодежные движения, является сферадеятельности движений. Здесь выделяют:
· политические;
· правозащитные;
· религиозные;
· патриотические;
· направленные наповышение уровня гражданской активности;
· направленные наповышение культурного уровня;
· выступающие засохранение исторического наследства;
· экологические ит.д.
В развитии молодежногодвижения в России можно выделить пять волн, начинающихся возникновениемкаких-либо направлений, продолжающихся их расцветом и заканчивающихся спадом иприходом им на смену новых.
Первая волна относится кдореволюционному периоду и может быть охарактеризована как скаутская. Заслугаскаутинга состоит в том, что она сильно способствовала личностному росту детейи подростков. Детально разработанная система роста и система символическихпоощрений повышали и личную заинтересованность ребят. К деятельностным формамскаутской системы относились игры типа КВН и “Зарница”, палаточные лагеря ит.д.
Широкую известностьполучила педагогическая деятельность педагогов-новаторов Шацкого и Блонского,авторов так называемой социально-ролевой игры. Ими же были разработанынекоторые институты самоуправления типа СД (совет дела).
Вторая волна выпала напериод между гражданской и второй мировой войнами. Первым этапом второй волныявляется, безусловно, создание на основе самоуправления пионерии. Многие формыработы были заимствованы у скаутов, но есть одно существенное различие. Фоновойдеятельностью для скаутов были в основном лесные игры, где каждый патрульсоответствовал названию животного. А деятельность пионеров была направлена наобщественно-полезные дела, и их отряды взяли имена не животных, а революционныхи исторических героев ( Спартака, Баумана и т.д.). Первыми делами пионеров былисбор продуктов в помощь голодающим Поволжья, сбор металлолома и макулатуры ит.п. Пиком ОПД-шной деятельности пионеров стала программа ликвидациибезграмотности в деревнях. [8]
В 30-ые годы, когдазакончилась борьба с контрреволюцией, самоуправляющаяся организация приобретаетстатус нежелательной. Выходит несколько указов, прикрепляющих пионерские отрядык школам, а деятельность пионеров сводится к учебе.
С этого момента пионерияначинает деградировать. И как неосознанный протест против формализации, от нееотделяются самостоятельные направления: тимуровцы, коммуны Макаренко и такназываемые производственники.
Тимуровское движениерасцвело в 30-ых годах после выхода книги Аркадия Гайдара. Это были отряды,собиравшиеся в основном из дворовых ребят и предводительствуемые школьниками.Главным направлением их деятельности были общественно-полезные дела.
Главной заслугойМакаренко является создание ребячьих коммун из социально дезадаптированныхдетей. Стиль его работы был весьма демократичным, практически все решали СД, асам Макаренко официально выполнял только координирующую функцию. В коммунахтакже впервые было опробовано детское производство.
Следующим направлениемданного периода было движение производственников. Они под шефством работниковучаствовали в производстве или занимались экспедиционной деятельностью.
После войны внеформальном молодежном движении наступает глубокий спад, продолжающийся лет10. Большая часть молодежи погибла во время войны, подростки уходили впартизанские отряды.
С середины 50-ых годовначинает набирать ход третья волна молодежного движения, совпавшая с хрущевскойоттепелью. К направлениям этого периода можно отнести такие движения, какпоисковики, Клуб самодеятельной песни (КСП), коммунарство и движениеинтербригад.
Война оставила после себябольшое количество следов, особенно в местах упорных боев, и под лозунгомчтения памяти павших формируются поисковые отряды. В начале своегосуществования поисковые отряды специализировались на поиске железа. Такжеорганизовывались экспедиции по выявлению районов с повышенной концентрацией необезвреженныхвзрывчатых объектов. Позднее поисковые отряды стали постепенно переключаться напоиск захоронений и пропавших без вести.
Поисковиками такжеявлялись многие участники Клуба самодеятельной песни, внедрявшие в песенный миркультуру, названную потом Авторской Песней.
Основателем коммунарствабыл ленинградский педагог Иванов, создавший в Ленинграде знаменитую ФрунзенскуюКоммуну. Главным отличительным признаком коммунарства является культсамоуправления. Участники коммун сами планировали дело, сами проводили его исами обсуждали. Причем рефлексия в коммунарской методике всегда занимала оченьважное место. Еще одной заслугой коммунарства стали первые шаги в областитеоретизации развития группы, коллектива и т.д.
Все вышеперечисленныенаправления неформального молодежного движения, возникшие в этот период, такили иначе были в своей деятельности связаны с туризмом. При этом у некоторыхлидеров и участников стало складываться ощущение самоценности туризма, и, какрезультат, начинают возникать детские и молодежные турклубы, для которых туризмстановится основным профилем.
Одним из направленийследующей волны развития молодежного движения стало движение фэнов. В основу ихидеи легло желание читать хорошую литературу, которой в СССР часто официальногохода не давали, значительную часть которой составляла фантастика. Резкий подъемнаметился в фэндоме с появлением талантливых фантастов у нас в стране(Стругацкие, Ефремов, Казанцев, Крапивин).
В 70-ых годах возникаютнаправления неформального молодежного движения, имеющие отрицательнуюнаправленность.
Первое из них — хиппи.Неприятие окружающей действительности и факт ущемления свободы не выливался уних в какую-либо конструктивную программу. Они находили себя в странствиях постране и в различных тусовках, не имеющих деловых выходов, однако, безусловнойзаслугой хипповской коммуны стало создание Системы, где и прозвучало впервыеэто понятие. Почти во всех крупных городах нашлись хиппи, согласившиеся внестисвои жилые точки в “черные списки”. Благодаря этому странствующие хиппи могли влюбое время остановиться и пожить в домах, приуроченных к этим «чернымспискам».
Конец 70-х отмечаетсятакже возникновением движения панков. Основной их идеей было изучение ипропаганда западного образа жизни. В недрах панк-культуры зародилсясвоеобразный музыкальный стиль – андеграунд, через который часть молодежи тожепыталась выражать свой протест.
В начале 80-ых возникаюттакже молодежные организации с яркой политической окрашенностью, например,нацисты, общество “Память” и пр.
Четвертая волназакончилась перестройкой и падением СССР. Этот период характеризуетсяослаблением движений фэнов, КСП, панков и некоторых других, так как исчезаетодин важный атрибут данных движений полулегальность.
Среди новых направленияхмолодежного неформального движения, возникших в наше время, можно выделитьскаутинг. Причем, следует рассматривать его в России именно как возникновениенового движения, а не как возрождение старого скаутинга, так как в скаутингперешли очень многие лидеры, работавшие ранее в других направления и во многомсохранившие старые традиции.
Другим мощнымнаправлением, интегрировавшим в себе многих бывших лидеров других направлений,стало движение ролевых игр. Основные источники нынешних ролевиков — это фэндом,хиппи и различные педагогические круги. В рамках данного движения выделяютнесколько поднаправлений. Наиболее распространенное из них – толкиенисты. [8]
В последнее времянаметилась тенденция к увеличению количества молодежных движений в России.Современные молодежные движения разнообразны по направленности деятельности,формам и механизмам реализации программ и проектов. Причем большая часть такихдвижений сосредоточена в крупных экономических центрах, столицах республик,входящих в состав Российской Федерации.
Выводы
1.  Молодежное движение – этообщественное движение, не имеющее строгой организационной структуры, новозглавляемое молодежным лидером, проходящее в своем развитии несколько стадий,а также коллективная деятельность молодежи, преследующая социальные, политическиеи другие общественно значимые цели.
2.  Классифицировать молодежные движенияможно по различным критериям: по признаку дифференциации движений – признаку«формальности-неформальности», по принадлежности молодежных движений кразличным политическим партиям, по сфере деятельности движений.
3.  В развитии молодежного движения вРоссии можно выделить пять волн, начинающихся возникновением каких-либонаправлений, продолжающихся их расцветом и заканчивающихся спадом и приходом имна смену новых:
· скаутинг и социально-ролевыеигры Шацкого и Блонского;
· пионерия,тимуровское движение, коммуны Макаренко и движение производственников;
· движениепоисковиков, Клуб самодеятельной песни, коммунарство и движение интербригад;
· движение фэнов,хиппи и панки;
· движениеролевиков.
РАЗДЕЛ II АНАЛИЗСОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНЫХ ДВИЖЕНИЙ
Социальная значимость –главный стимул деятельности людей как социальных существ. Она означаетспособность оказывать воздействие на ход событий в обществе. Любая деятельность,так или иначе влияющая на развитие общества, является социально значимой.
То есть социальнозначимая деятельность молодежных движений – это деятельность молодежныхдвижений, направленная на изменение хода событий в общественной жизни. Можносказать, функции молодежных движений, напрямую связанные с развитием общества.
Молодежные движенияявляются в первую очередь объектом и субъектом государственной молодежнойполитики, поэтому вначале мне хотелось бы рассмотреть функции молодежныхдвижений и их социальную значимость с точки зрения целей и задач молодежнойполитики РФ.
Итак, государственнаямолодежная политика призвана обеспечить:
· стратегическуюпреемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры,воспитание у молодежи бережного отношения к историческому и культурномунаследию народов России;
· становлениепатриотов России, граждан правового, демократического государства, способных ксоциализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободыличности, использующих возможности правовой системы, обладающих высокойгосударственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость,уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов,толерантность к духовному мнению, умение искать и находить содержательныекомпромиссы;
· формированиекультуры мира и межличностных отношений, неприятия силовых методов разрешенияполитических конфликтов внутри страны, готовности защищать ее от агрессии;
· разностороннее исвоевременное развитие молодых людей, их творческих способностей, навыковсамоорганизации, самореализации личности, умение отстаивать свои права,участвовать в деятельности общественных объединений;
· формирование уних целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитиекультуры межэтнических отношений;
· становление умолодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности,успешного владения основными принципами профессионализации, навыковэффективного поведения на рынке труда;
· освоение молодымилюдьми разнообразных социальных навыков и ролей, ответственности за собственноеблагосостояние и состояние общества, развитие культуры их социального поведенияс учетом открытости общества, его информатизации, роста динамичности изменений.
Следовательно, молодежныедвижения как субъект государственной молодежной политики могут выполнятьследующие функции:
· воспитывают умолодежи бережное отношение к историческому и культурному наследию России;
· способствуютстановлению патриотов России, граждан правового, демократического государства;
· формируюткультуру мира и межличностных отношений, неприятие агрессии;
· способствуютразностороннему развитию молодых людей;
· формируютцелостное мировоззрение;
· способствуютстановлению у молодых граждан положительной трудовой мотивации;
· социализируютмолодых людей в общественную жизнь.
В соответствии соСтратегией государственной молодежной политики, выделяют несколько приоритетныхнаправлений молодежной политики, а следовательно и деятельности молодежныхдвижений. Данные приоритетные направления включают:
· вовлечениемолодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностяхразвития;
· развитиесозидательной активности молодежи;
· интеграциямолодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.
Таким образом, молодежныедвижения способствуют формированию здорового жизнеспособного молодогопоколения, а значит и будущего общества.
Теперь остановимсяподробнее на еще одной важной функции молодежного движения.
Как известно, молодежноедвижение, как и любое другое общественное движение, не возникает, когда несуществует какой-либо социальной проблемы. То есть сначала возникает проблема –кризисный момент в жизни общества, обозначающий потребность в создании движениякак средства решения этой проблемы. Причем проблема может затрагивать не толькоинтересы молодежи.
Это позволяет сделатьвывод о том, что молодежные движения не только направлены на решениеобщественных проблем, но также являются своеобразным индикатором, выявляющимэти проблемы, слабые места в общественном развитии.
Рассмотрим общественнополезную деятельность молодежных движений на примере некоторых конкретныхдвижений.
Общероссийское молодежноеобщественное движение «За свободу и социальную справедливость «Победа» ставитсвоей целью участие молодежи в совершенствовании системы государственной властиРоссийской Федерации, становлении и укреплении правового государства,утверждении социальной справедливости, достижении мира и согласия международами России; а так же в возрождении экономического и духовного могуществаРоссии.
Для реализациипоставленной цели молодежное движение «Победа» осуществляет деятельность вследующих направлениях:
1. участие в подготовке иобсуждении проектов государственных программ в области молодежной политики;
2. участие в разработке иосуществлении государственных программ по поддержке и укреплению молодой семьи,защите материнства и детства;
3. осуществлениевсемерной поддержки проектов, направленных на восстановление и укреплениездоровья нации;
4. участие в разработке иосуществлении государственных программ по занятости молодежи;
5. поддержка проектов,направленных на возрождение отечественной культуры и духовности;
6. оказание содействия впроведении качественных преобразований в сфере образования и науки, в повышенииинтеллектуального уровня молодежи;
7. осуществлениедеятельности, направленной на защиту прав и законных интересов молодежи;
8. участие впатриотическом воспитании молодежи;
9. оказание помощи вподготовке призывников к воинской службе;
10. содействие укреплениюмежнациональных связей в молодежной среде;
11. осуществлениевзаимодействия с российскими и международными молодежными общественнымиобъединениями. [4]
Целями Молодежногоправозащитного движения (МПД) являются:
· повышение влиянияправозащитного движения в целом;
· привлечениемолодежи к работе по защите прав человека;
· координациясовместных действий;
· взаимопомощь иподдержка при осуществлении общих проектов и проектов отдельных групп;
· формированиеновой культуры общественной деятельности, основанной на гуманитарных ценностяхи принципах защиты прав человека.
Деятельностьмеждународного Молодежного Правозащитного Движения структурирована потематическим (программы, сети и секции) и методологическим направлениям(команды).
Молодежное правозащитноедвижение реализует такие программы, как «Молодежь за Права Человека иДостоинство Личности», «Права молодежи», «Молодежь за справедливость»,«Антифашизм и толерантность» и «Солидарность».
В рамках программы«Молодежь за Права Человека и Достоинство Личности» проводятся:
· Кампания «Заотмену смертной казни и гуманизацию Права»;
· Кампания «Закон иответственность – для правоохранительных органов»;
· Свободаассоциаций;
· Свобода собранийи др.
В рамках программы «Правамолодежи» реализуются:
· Кампания «ТвоеПраво НЕ воевать!»;
· Кампания«Социально – трудовые права молодежи»;
· Кампания «Правастудентов» и др.
Программа «Молодежь засправедливость» предполагает реализацию:
· Всероссийскойгражданской акции «Отменим отмену!»;
· Кампанию «За доступноеи качественное образование» и др.
Программа «Антифашизм итолерантность» включает следующие направления:
· Направлениепротив расизма и нетерпимости — серия акций: «9 мая День Победы над войной,фашизмом и насилием», «9 – 16 ноября. Никогда снова!» и др.;
· Направлениепротив тоталитаризма: международная кампания «Антисталинизм» и др.;
· Направлениепротив милитаризма и культа насилия: Кампания «Твое Право НЕ воевать!» и др.
В рамках программы«Солидарность» проводятся:
· Кампания «Защитаправозащитников и гражданских активистов»;
· самостоятельныеакции и микро-кампании в поддержку неправительственных организаций.
К Сетям Молодежногоправозащитного движения относятся неформальные тематические межрегиональные имеждународные объединения отдельных людей, групп и организаций, реализующиепостоянные совместные акции, кампании и программы. Сети являются логическимпродолжением развития тематических Секций МПД.
К МПД относятся такиеСети, как Молодежная сеть против расизма и нетерпимости, Сеть ненасилия икультуры мира, Международная сеть по Правам Студентов и Молодежная сетьгражданской журналистики.
В Секции Молодежногоправозащитного движения входят секция защиты избирательных прав и секция защитыэкологических прав. Секция защиты избирательных прав (ИзПрав Секция)предполагает Защита избирательных прав граждан, наблюдение за выборами,электоральное образование, просветительские мероприятия, связанные сраспространением информации об основных избирательных правах. Организованавесной 2003г. В апреле-мае 2003 были проведены стажировки для желающихучаствовать в секции – прямо в поле на выборах в Новороссийске (22-23 марта2003) и Ростове-на-Дону (29-30 марта 2003).
Секция защитыэкологических прав (ЭКО-секция) действует по программам «Ядернаябезопасность» и «Безопасность питания», направленным на контрольи общественное противодействие распространению опасных ядерных и биологическихтехнологий, а также — оказывает поддержку локальным экологическим и«зеленым» инициативам участников и партнеров.
Начиная с 1999 года,ежегодно в мае проводится месячник бойкота корпоративных продуктов – массоваялистовочная акция против потребления корпоративных продуктов в Воронеже,информационные акции и дискуссии по проблемам политики корпораций.
С сентября 2001г в рядерегионов началась первая в России кампания по принудительной маркировкегенетически модифицированных продуктов; эко-секция МПД выступает основныморганизатором и координатором кампании.
В 2000-2003гг одной изнаиболее актуальных тем стала проблема ввоза в Россию на переработку изахоронение отработанных ядерных отходов (ОЯТ). Серия акций «Маршмутантов» прошла в Москве, Воронеже, Челябинске. Затем весной 2001г. – 22апреля, Международный День Земли. Проблема актуальна и по сей день, и в2002-2003гг при содействии эко-секции МПД также был проведен ряд акций,например «Ползущие ядерные отходы» (Москва, Красная площадь, апрель2002).
Совместно с группойЭКОЗАЩИТА!-Калининград издается и распространяется русскоязычная версия сводкиновостей Всемирной Службы Информации по Энергетике (WISE). Сводка публикуетсяежемесячно и широко распространяется среди журналистов и экологическихорганизаций на территории СНГ и стран Балтии.
Участие в кампании противстроительства нефтепровода вблизи озера Байкал (2006г).
Команда МПД – этоУчастники Сети МПД, которые объединились на основе интереса к тому или иномувиду (форме) гражданской и/или правозащитной деятельности.
К Молодежномуправозащитному движению относятся следующие команды:
·  Команда по образованию;
·  Команда исследований и мониторингов;
·  Команда по проведению общественныхакций и кампаний;
·  Команда общественных коммуникаций. [5]
На мой взгляд, огромноезначение для реализации молодежной политики и для развития общества в целомимеет волонтерское молодежное движение. Деятельность волонтерского молодежногодвижения осуществляется на основе добровольчества. Это означает, что участникиволонтерского движения выполняют обязанности по оказанию помощи и услугбезвозмездно.
На современном этапе вмолодежном добровольческом движении в России можно выделить следующиенаправления деятельности волонтеров:
1.  Профориентация (содействие молодежи ввыборе профессии);
2.  Социальная работа с детьми (сбородежды и игрушек для детских домов и лечебных учреждений, проведение игровыхпрограмм с детьми, поиск потенциальных шефов над детскими домами и приютами);
3.  Социальная работа со взрослымнаселением (уход за пожилыми людьми, организация досуга в домах престарелых идомах инвалидов);
4.  Пропаганда здорового образа жизни(проведение различных мероприятий и акций, направленных на профилактикунегативных явлений, проведение семинаров для молодежи по пропаганде здоровогообраза жизни, проведение тренингов, направленных на осознанное противостояниенаркотикам и насилию);
5.  Социальное образование (проведениеразличных встреч, формирование навыков общения и поведения в экстремальныхситуациях, формирование социальной грамотности);
6. Развитиемолодежного добровольческого движения (организация творческих добровольческихлагерей, формирование положительного имиджа добровольческого движения).
Выводы
1.  Социально значимая деятельностьмолодежных движений – это деятельность молодежных движений, направленная наизменение хода событий в общественной жизни.
2.  Наиболее важные функции молодежныхдвижений – это вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование опотенциальных возможностях развития; развитие созидательной активностимолодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, вжизнь общества и выявление социальных проблем.
3.  Важным элементом молодежного движенияявляется молодежное волонтерское или добровольческое движение, деятельностькоторого осуществляется добровольно и безвозмездно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.  В курсовой работе было даноопределение понятия общественного движения и рассмотрены основные этапы егостановления и развития.
2.  Дано определение понятия молодежногодвижения, описана классификация молодежных движений.
3.  Охарактеризованы основные этапыистории и динамики развития молодежного движения в России.
4.  Рассмотрено понятие социальнойзначимости и дано определения понятия социально значимой деятельностимолодежных движений.
5.  Выявлены основные и приоритетныенаправления государственной молодежной политики и направления деятельностимолодежных движений как субъектов государственной молодежной политики.
6.  Рассмотрена социальная значимостьдеятельности молодежных движений на примере Общероссийского молодежногообщественного движения «За свободу и социальную справедливость «Победа» иМолодежного правозащитного движения.
7.  Описаны понятие молодежноговолонтерского движения и направления его деятельности.
молодежныйдвижение социальный общероссийский

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛИТЕРАТУРЫ
1.  Концепция государственной молодежнойполитики Российской Федерации.
2.  Стратегия государственной молодежнойполитики в Российской Федерации.
3.  Федеральный закон РоссийскойФедерации «Об общественных объединениях».
4.  Устав Общероссийского молодежногообщественного движения «За свободу и социальную справедливость «Победа».
5.  Молодежное правозащитное движение //Режим доступа к изд.: http:// www.yhrm.org. – Систем. требования; IBM PC.
6.  Панарин, И.А. Имидж молодежныхобъединений России / И.А. Панарин // Режим доступа к изд.: www.statebrand.ru/upload/files/doc_1236588331.doc. – Систем. требования; IBM PC.
7.  Сущность и функции общественныхдвижений и организаций // Режим доступа к изд.: about-political.ru/sushhnost-i-funkcii-obshhestvennyx-dvizhenij-i-organizacij.
– Систем. требования; IBM PC.
8.  История молодежного движения в Россиии динамика его развития // Режим доступа к изд.: www.rosmolodezh.ru/content/view/298/50. – Систем. требования; IBM PC.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.