Министерство образования и науки российской федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВОЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГОУ ВПО «РГТЭУ»
челябинский институт (филиал)
Кафедра«Специальные гуманитарные науки»
Контрольная работа
по курсу«Социология»
Тема:«Социальные общности и социальные различия»
Выполнил: студент
2 курса з/о на базе в/о
Специальность«Юриспруденция»
Ф.И.О.
№ зачётной книжки:
Принял:________________
Челябинск
2010
Содержание
Введение
1. Понятие социальной общности и её разновидности
2. Социальная стратификация
3. Социальная мобильность
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Объектом социологическойпознания является общество. Термин «социология» происходит от латинского«societas» общество и греческого «logos» учение, означая в буквальном переводе«учение об обществе». Человеческое общество это уникальное явление. Оно прямоили опосредованно является объектом многих наук (истории, философии, экономики,психологии, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения общества,т.е. свой предмет.
Предмет социологии этосоциальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих извзаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается какотносящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельностьлюдей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической,политической, духовной) и одной нетрадиционной социальной. Три первые даютгоризонтальное сечение общества, четвертая — вертикальное, подразумевающееделение по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Этиэлементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферахи составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразиисуществует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей.
Люди взаимодействуют,объединяясь в различные общности, социальные группы. Их деятельность носитпреимущественно организованный характер. Общество можно представить как системувзаимодействующих и взаимосвязанных общностей и институтов, форм и методовсоциального контроля. Личность проявляет себя через совокупность социальныхролей и статусов, которые она играет или занимает в этих социальных общностях иинститутах. При этом под статусом понимается положение человека в обществе,определяющее доступ к образованию, богатству, власти и проч. Роль можноопределить как ожидаемое от человека поведение, обусловленное его статусом.Таким образом, социология изучает социальную жизнь, то есть взаимодействиесоциальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.
Из обозначения объекта ипредмета формируется определение социологии как науки. Его многочисленные вариантыпри разных формулировках имеют содержательную тождественность или близость.Социология определяется в разнообразных вариантах: как научное изучение обществаи общественных отношений; как наука, изучающая практически все социальныепроцессы и явления; как изучение явлений взаимодействия людей и явлений,вытекающих из этого взаимодействия; как наука о социальных общностях,механизмах их становления, функционирования и развития и т.д. Разнообразиеопределений социологии отражает сложность и многогранность ее объекта ипредмета.
1. Понятие социальнойобщности и её разновидности
Общество система, так какэто совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимоотношениях иобразующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменятьсвою структуру. Это система социальная, т.е. связанная с жизнедеятельностьюлюдей и их взаимоотношениями. Общество имеет внутреннюю форму организации, т.е.свою структуру. Она сложна, и выявление ее компонентов требует аналитического подходас использованием разных критериев. Под структурой общества понимается еговнутреннее устройство.
По форме жизнепроявлениялюдей общество подразделяется на экономическую, политическую и духовнуюподсистемы, именуемые в социологии социальными системами (сферами общественнойжизни). По субъекту общественных отношений в структуре общества выявляютсядемографическая, этническая, классовая, поселенческая, семейная,профессиональная и другие подсистемы. По типу социальных связей своих членов вобществе выделяются социальные группы, социальные институты и социальныеорганизации.
Социальная группа — это совокупность людей, которыеопределенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают своюпринадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.
Традиционно выделяютпервичные и вторичные группы. К первым относятся небольшие по составуколлективы людей, где устанавливается непосредственный личный эмоциональныйконтакт. Это семья, компания друзей, рабочие бригады и проч. Вторичные группыобразуются из людей, между которыми почти нет личного эмоционального отношения,их взаимодействия обусловлены стремлением к достижению определенных целей,общение носит преимущественно формальный, обезличенный характер.
При формированиисоциальных групп вырабатываются нормы и роли, на основе которых устанавливаетсяопределенный порядок взаимодействия. По размеру группы могут быть разнообразными,начиная от 2 человек.
К социальным общностям относятся массовые социальныегруппы, которые характеризуются следующими признаками: статистический характер,вероятностная природа, ситуативный характер общения, разнородность, аморфность(нр, демографические, расовые, половые, этнические и др. общности).
Социальная организация — это объединение людей, совместнореализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенныхпроцедур и правил. Социальные организации различаются по сложности,специализации задач и формализации ролей и процедур. Существует несколько типовклассификации социальных организаций. Наиболее распространенной является классификацияна основе типа членства людей в какойлибо организации. В соответствии с этимкритерием выделяют три типа организаций: добровольные, принудительные илитоталитарные и утилитарные.
В добровольныеорганизации люди вступают для достижения целей, которые считаются моральнозначимыми, для получения личного удовлетворения, повышения социальногопрестижа, возможности самореализации, но не для материального вознаграждения.Эти организации, как правило, не связаны с государственными, правительственнымиструктурами, они образуются для преследования общих интересов их членов. Ктаким организациям можно отнести религиозные, благотворительные, общественнополитическиеорганизации, клубы, ассоциации по интересам и проч.
Отличительной чертойтоталитарных организаций является недобровольное членство, когда людипринуждаются вступать в эти организации, а жизнь в них строго подчиненаопределенным правилам, есть надзирающий персонал, проводящий умышленныйконтроль над средой обитания людей, ограничения в общении с внешним миром ит.д. Названные организации – это тюрьмы, армия, монастыри и проч.
В утилитарные организациилюди вступают для получения материального вознаграждения, заработной платы.
В реальной жизни трудновыделить чистые типы рассмотренных организаций, как правило, бывает налицосочетание признаков разных типов.
По степени рациональностив достижении целей и степени эффективности выделяют традиционные и рациональныеорганизации.
Социальные институты –устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можноопределить как совокупность ролей и статусов, предназначенных дляудовлетворения определенных социальных потребностей. Они классифицируются пообщественным сферам:
— экономические(собственность, зарплата, разделение труда), которые служат производству ираспределению ценностей и услуг;
— политические(парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей иуслуг и связаны с властью;
— институты родства (браки семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами идетьми, социализацией молодежи;
— институты культуры(музеи, клубы) связаны с религией, наукой, образованием и др;
— институты стратификации(касты, сословия, классы), которые детерминируют распределение ресурсов ипозиций.
Классоваястратификацияхарактерна для открытых обществ. Она существенно отличается от кастовой исословной стратификации. Эти отличия проявляются в следующем:
— классы не создаются наоснове правовых и религиозных норм, членство в них не основано нанаследственном положении;
— классовые системы болееподвижны, и границы между классами не бывают жестко очерчены;
— классы зависят отэкономических различий между группами людей, связанных с неравенством вовладении и контроле над материальными ресурсами;
— классовые системыосуществляют в основном связи внеличностного характера. Главное основаниеклассовых различий – неравенство между условиями и оплатой труда – действуетприменительно ко всем профессиональным группам как результат экономических обстоятельств,принадлежащих экономике в целом;
— социальная мобильностьзначительно проще, чем в других стратификационных системах, формальныхограничений для нее не существует, хотя мобильность реально сдерживаетсястартовыми возможностями человека и уровнем его притязаний.
Классы можно определить как большие группылюдей, отличающиеся по своим общим экономическим возможностям, которыезначительно влияют на типы их стиля жизни.
Наиболее влиятельныетеоретические подходы в определении классов и классовой стратификациипринадлежат К.Марксу и М. Веберу.
По суждениям Маркса, класс- это общность людей, находящаяся в прямом отношении к средствам производства.Он выделял в обществе на разных этапах эксплуатирующие и эксплуатируемыеклассы. Стратификация общества по Марксу одномерна, связана только с классами,так как ее главным основанием служит экономическое положение, а все остальные(права, привилегии, власть, влияние) вписываются в «прокрустово ложе»экономического положения, совмещаются с ним.
М.Вебер определил классыкак группы людей, имеющих сходную позицию в рыночной экономике, получающихсходное экономическое вознаграждение и располагающих сходными жизненнымишансами. Классовые разделения проистекают не только от контроля засредствами производства, но и от экономических различий, не связанных ссобственностью. Такие источники включают в себя профессиональное мастерство,редкую специальность, высокую квалификацию, владение интеллектуальнойсобственностью и проч. Вебер дал не только классовую стратификацию, считая еелишь частью структурирования, необходимого для сложного по устройствукапиталистического общества. Он предложил трехмерное деление: еслиэкономические различия (по богатству) порождают классовую стратификацию, тодуховные (по престижу) статусную, а политические (по доступу к власти) партийную.В первом случае речь идет о жизненных шансах социальных слоев, во втором обобразе и стиле их жизни, в третье — о владении властью и влиянии на нее.Большинство социологов считает веберовскую схему более гибкой и соответствующейсовременному обществу.
2. Социальная стратификация
Изучение социальныхразличий привело к возникновению теорий стратификации. В буквальном переводестратификация означает «делать слои», т.е. делить общество на слои ( stratum — слой, facere — делать). Стратификация может быть определена какструктурированные неравенства между различными группами людей. Общества могутрассматриваться как состоящие из страт, расположенных иерархично с наиболеепривилегированными слоями на вершине и наименее – у основания.
Люди различаются междусобой по множеству признаков: полу, возрасту, цвету кожи, вероисповеданию,этнической принадлежности и пр. Но социальными эти различия становятся лишьтогда, когда они влияют на положение человека, социальной группы на лестницесоциальной иерархии.
Социальные различия определяют социальное неравенство,подразумевающее наличие дискриминации по разным признакам: по цвету кожи — расизм, по полу — сексизм, по этнической принадлежности — этнонационализм, повозрасту — эйджеизм.
Социальное неравенство в социологии, как правило,понимается как неравенство социальных слоев общества. Оно и является основойсоциальной стратификации.
Основы теориистратификации были заложены М.Вебером, Т.Парсонсом, П.Сорокиным и др.
Парсонс выделил тригруппы дифференцирующих признаков. К ним относятся:
1) характеристики,которыми люди обладают от рождения – пол, возраст, этническая принадлежность,физические и интеллектуальные особенности, родственные связи семьи и проч.;
2) признаки, связанные сисполнением роли, т.е. с различными видами профессиональнотрудовойдеятельности;
3) элементы «обладания»,куда включаются собственность, привилегии, материальные и духовные ценности ит.д.
Эти признаки являютсяисходной теоретической основой многомерного подхода к изучению социальнойстратификации. Социологи выделяют разнообразные срезы или измерения приопределении количества и распределения социальных страт. Это разнообразие неисключает сущностных признаков стратификации. Во-первых, она связана сраспределением населения в иерархически оформленные группы, т.е. высшие инизшие слои; вовторых, стратификация заключается в неравном распределениисоциокультурных благ и ценностей. По мнению П.Сорокина, объектом социальногонеравенства выступают 4 группы факторов:
— права и привилегии;
— обязанности иответственность;
— социальное богатство инужда;
— власть и влияние.
Стратификация тесносвязана с господствующей в обществе системой ценностей. Она формируетнормативную шкалу оценивания различных видов человеческой деятельности, наоснове которой происходит ранжирование людей по степени социального престижа. Вэмпирических исследованиях в современной западной социологии престиж частообобщенно определяется при помощи трех измеряемых признаков – престиж профессии,уровень дохода, уровень образования. Этот показатель называют индексомсоциальноэкономической позиции.
Социальная стратификациявыполняет двойную функцию: выступает как метод выявления слоев данного обществаи в то же время представляет его социальный портрет. Социальная стратификацияотличается определенной стабильностью в рамках конкретного исторического этапа.
Независимо от форм,которые принимает социальная стратификация, ее существование универсально.
Известны четыреосновные системы социальной стратификации: рабство, касты, кланы и классы.
Рабство – экономическая, социальная июридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайнейстепенью неравенства. Неотъемлемой чертой рабства является владение одних людейдругими. Рабы были и у древних римлян, и у древних африканцев. В Древней Грециирабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имеливозможность самовыражения в политике и искусствах. Наименее типичным рабствобыло для кочевых народов, особенно охотников и собирателей, а наибольшеераспространение оно получило в аграрных обществах.
Обычно указывают на трипричины рабства. Во-первых, долговое обязательство, когда человек, оказавшийсяне в состоянии заплатить долги, попадал в рабство к своему кредитору. Во-вторых,нарушение законов, когда казнь убийцы или грабителя заменяли на рабство, т.е.виновника передавали пострадавшей семье в качестве компенсации за причиненноегоре или ущерб. Втретьих, война, набеги, покорение, когда одна группа людейзавоевывала другую и победители использовали часть пленников в качестве рабов.
Общие характеристикирабства. Хотя рабовладельческая практика была различной в разных регионах и вразные эпохи, но независимо от того, было ли рабство следствием неуплаченногодолга, наказания, военного плена или расовых предрассудков; было ли онопожизненным или временным; наследственным или нет, раб все равно являлсясобственностью другого человека, и система законов закрепляла статус раба.Рабство служило основным разграничением между людьми, четко указывающим, какойчеловек является свободным (и по закону получает определенные привилегии), акакой — рабом (не имеющим привилегий).
Рабство историческиэволюционировало. Различают две его формы:
— патриархальное рабство– раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами,участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными; его запрещалосьубивать;
— классическое рабство –раба окончательно закабалили; он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал,в брак не вступал и семьи не имел, он считался собственностью хозяина.
Рабовладение –единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступаетсобственностью другого, и когда низший слой лишен всяческих прав и свобод.
Кастой называют социальную группу (страту),членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Достигнутыйстатус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Люди, по рождениюпринадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статуснезависимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни.
Общества, для которыххарактерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границмежду кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия — браки в рамкахсобственной группы — и существует запрет на межгрупповые браки. Дляпредотвращения контактов между кастами такие общества вырабатывают сложныеправила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым считается, что общениес представителями низших каст оскверняет высшую касту.
Индийское общество —наиболее яркий пример кастовой системы. Основанная не на расовых, а нарелигиозных принципах, эта система просуществовала почти три тысячелетия.Четыре основные индийские касты, или варны, подразделяются на тысячиспециализированных подкаст (джати), причем представители каждой касты и каждойджати занимаются каким-то определенным ремеслом; так, брахманы могут бытьтолько священнослужителями или учеными, касту кшатриев составляют знатные людии воины; все вайшьи — купцы и искусные ремесленники; шудры — простые рабочие икрестьяне; хариджан — отверженные, неприкасаемые, занимающиеся унизительнымтрудом.
Хотя в 1949 годуправительство Индии объявило об отмене кастовой системы, силу вековых традицийневозможно перебороть столь легко, и кастовая система продолжает оставатьсячастью повседневной жизни Индии. К примеру, обряды, которые человек проходитпри своем рождении, бракосочетании, смерти, диктуются кастовыми законами.Однако индустриализация и урбанизация разрушают кастовую систему, посколькусложно соблюдать кастовые разграничения в переполненном незнакомыми людьмигороде.
До недавнего времениЮжноАфриканская Республика являла собой еще один пример общества, в которомсоциальная стратификация была основана на кастовой системе. Европейцыголландского происхождения — многочисленное национальное меньшинство,называющее себя африканерами, осуществляя контроль над правительством, полициейи армией, проводило в жизнь идеи о собственной системе стратификации, которуюони определили как апартеид — разделение рас. Население страны разделялось начетыре расовые группы: европейцы (белые), африканцы (черные), цветные(смешанная раса) и азиаты.
Принадлежность кконкретной группе определяла, где тот или иной человек имеет право жить,учиться, работать; где тот или иной человек имеет право купаться или смотретькино — белым и небелым запрещалось находиться вместе в общественных местах.После десятилетий международных торговых санкций, спортивных бойкотов и т.п.африканеры были вынуждены ликвидировать свою кастовую систему.
После отмены рабства вСоединенных Штатах (1 января 1863 г.) оно было «заменено» расовой кастовойсистемой — рождение человека накладывало на него пожизненную мету, и все белыеамериканцы, в том числе бедные и необразованные, считали себя лучше и вышелюбых американцев африканского происхождения. Такое отношение сохранялось дажев первой половине XX в., через много лет после отмены рабства. Так же, как вИндии и Южной Африке, белые — представители высшей касты боялись «запачкаться»от общения с чернокожими, настаивая на существовании раздельных школ, гостиниц,ресторанов и даже туалетов и фонтанчиков для питья в общественных местах.
Клан – род или родственная группа,связанная хозяйственными и общественными узами. Клановая система типична дляаграрных обществ. В подобной системе каждый индивид связан с обширнойсоциальной сетью родственников — кланом. Клан представляет собой нечто вродеочень разветвленной семьи и имеет сходные черты: если клан имеет высокийстатус, такой же статус имеет и индивид, принадлежащий к этому клану; всесредства, принадлежащие клану, скудные или богатые, в равной степенипринадлежат каждому члену клана; верность клану является пожизненнойобязанностью каждого его члена.
Кланы напоминают и касты:принадлежность к клану определяется по рождению и является пожизненной. Однаков отличие от каст вполне допускаются браки между различными кланами; они дажемогут использоваться для создания и укрепления союзов между кланами, посколькуобязательства, налагаемые браком на родственников супругов, способны объединятьчленов двух кланов. Кланы особенно сплачиваются в период опасности.
Процессы индустриализациии урбанизации превращают кланы в более изменчивые группы, в конце концовзаменяя кланы социальными классами.
Класс – большая социальная группа людей невладеющих средствами производства, занимающая определенное место в системеобщественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способомполучения дохода.
Системы стратификации,основанные на рабстве, кастах и кланах, являются закрытыми. Границы,разделяющие людей, настолько четки и тверды, что не оставляют людям возможностидля перемещения из одной группы в другую, за исключением браков между членамиразличных кланов.
Классовая система гораздо более открыта, посколькубазируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности.Принадлежность к классу также определяется при рождении — индивид получаетстатус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его жизниможет измениться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь вжизни. Кроме того, не существует законов, определяющих занятие или профессиюиндивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак спредставителями других социальных классов.
Следовательно, основнойхарактеристикой этой системы социальной стратификации является относительнаягибкость ее границ. Классовая система оставляет возможности для социальноймобильности, т.е. для движения вверх или вниз по социальной лестнице. Наличиепотенциала для повышения своего социального положения, или класса, — одна изосновных движущих сил, побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться.Конечно, семейное положение, наследуемое человеком с рождения, способноопределять и исключительно невыгодные условия, которые не оставят ему шансовподняться в жизни слишком высоко, и обеспечить ребенку такие привилегии, чтодля него окажется практически невозможным «скатиться вниз» по классовойлестнице.
Во всех теорияхстратификации отмечается, что классы и общественные группы различаются нетолько имущественным положением, политическими правами и обязанностями, но идуховно-психологически. Существует целый веер понятий, с помощью которыхописывается социально-культурная дифференциация: культурные потребности, ценности,идеалы, мотивации, вкусы, стиль жизни и пр.
Одним из таких новыхтерминов является ментальность, менталитет. В переводе на русский языкон означает что-то вроде «духовный», «духовность». Однако это совсем непередает смысла данного понятия. Наиболее интересную интерпретацию менталитетадали французские историки школы Анналов, которые широко использовали его прианализе социального расслоения средневекового общества.
Это — во-первых,расширение содержания понятия «общественное сознание», включение в него, нарядус рациональными моментами, психологически-бессознательных установок, эмоций,социальных чувств и переживаний.
Во-вторых, спонтанность,непреднамеренность этих духовных явлений. Они приблизительно соответствуюттому, что Гуссерль называл «естественными установками», а Юнг «архетипами»коллективного бессознательного. Здесь имеется в виду мир самоочевидностейсознания. Никто не знает, почему так принято говорить, чувствовать, пониматьвещи. Но люди предпочитают действовать именно так, и все члены определеннойсоциальной группы разделяют эти мнения. Проблема понимания и необходимостьрефлексии возникают лишь тогда, когда сталкиваются ментальности, принадлежащиепринципиально разным культурам и цивилизациям.
В-третьих, говоря оментальности и менталитете, хотят подчеркнуть действенный характер этихдуховных образований. В них слово неразрывно связано с поступком. Они погруженыв самую гущу того, что называют миром повседневности. Вместе с тем социальныеобщности и группы имеют обыкновение создавать специальные ситуации (ритуалы,праздники, обряды) для их поддержания и воспроизведения.
Французский социолог П. Бурдьевесьма эффективно использовала понятие «габитуса», т. е. совокупностисоциальных диспозиций, которые определяют место человека в обществе и культуре.Помимо объективных социальных условий, на формирование габитуса влияют такиефакторы, как групповые ценности и предпочтения, жизненный опыт индивида(биография), его самоощущение и самооценка. Важно отметить, что габитус всегдавыражается как-то внешне: в манере одеваться и говорить, в походке, дажетелесной конституции. По аналогии с финансовым, промышленным капиталом, Бурдьевыделяет культурно-образовательный капитал, которые может передаваться понаследству, умножаться и «инвестироваться» в социальные взаимодействия.(История про семью булочников, разорившуюся в пух и прах, но сумевшуювосстановить свой социальный статус, благодаря сохранившимся связям и кредитудоверия в локальном сообществе). Существует неравномерность распределениякультурного капитала в пространстве и во времени. С этой точки зрения, можноговорить о различиях габитуса буржуазного рантье и рабочего, эмигрантов икоренных жителей территорий. Даже представители одной и той же социальнойгруппы, но родившиеся в городе и пригороде, будут различаться культурнымкапиталом.
Итальянскийфилософ-марксист А. Грамши писал о культурном доминировании власть имущихсоциальных групп над неимущими. Пытаясь понять, почему с середины XX в. рабочийкласс утратил свой революционный потенциал и был интегрирован вкапиталистическое общество, он сделал принципиальный вывод: для того чтобыудерживать народные массы в повиновении, не нужно прямого насилия, т. к.неимущие группы склонны добровольно принимать порядок мира таким, каким онотражается в господствующей идеологии. Современная популярная культура, вчастности реклама, создает миф о равной доступности социальных благ дляпотребителей. При этом маскируются принципиальные качественные социальныеразличия, связанные с обладанием властью, капиталом, и на передний планвыдвигаются количественные различия в потреблении. Социально доминируемыегруппы не только принимают шкалу ценностей доминирующих групп, но и активноучаствуют в ее сохранении и воспроизведении.
Элитарная и популярнаякультура. По-видимому,здесь будет уместно рассмотреть вопрос о соотношении массовой (или, точнеебудет сказать, популярной) и элитарной культуры. Во многих учебниках эти дватипа культуры рассматриваются как диаметрально противоположные и качественнонеравноценные. Об элитарной культуре пишут, что это — культура для немногих,для избранных, «знатоков»; что восприятие произведений элитарной культурытребует специальных знаний и подготовки; что для этих произведений характеренсложный символический язык, оригинальные художественные формы; что они несутиндивидуализирующее начало и неотделимы от личности автора-творца, а элитарныехудожественные ценности выделяются, прежде всего, уникальностью инеповторимостью.
Произведения популярной(массовой) культуры, напротив, легки для восприятия и общедоступны, онитиражируются с помощью технических средств. Главная цель, которой они служат —не развитие личности, а развлечение, отдых, психологическая разрядка. Массоваякультура создается в коммерческих организациях ради получения максимальнойприбыли, поэтому в ней происходит стандартизация и нивелировка духовныхпотребностей. В общем, главные различия между элитарной и популярной культуройвидят, прежде всего, в их интеллектуальных и эстетических качествах.
В свете новейшихсоциологических и искусствоведческих исследований, картина взаимоотношенийпопулярной и элитарной культурами не выглядит столь простой и однозначной.Искусствоведение приходит к выводу о том, что грань, разделяющая «высокие» и«низкие» жанры очень прозрачна и исторически обусловлена. Одни и те жехудожественные произведения в разное время рассматриваются то как элитарные, токак популярные. («Свадебный марш» Мендельсона). М. Бахтин указал на то, чтороман «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле — произведение высокохудожественнойгуманистической культуры — невозможно правильно понять, не зная простонароднойкультуры Средних веков и Возрождения, т. н. «смеховой народной культуры», однимих проявлений которой был карнавал. Ф.Достоевский написал «Преступление инаказание» на основе газетной криминальной хроники, и по всем жанровымособенностям этот роман отвечает стандартам бульварного детектива. Современныеписатели и кинорежиссеры (Г. Маркес, А. Кончаловский) сознательно используютприем «примитива».
Значит ли все это, чторазличие между элитарной и популярной культурой не имеют никакого смысла?Думается, что это не так. Это различие выполняет определенную социальнуюфункцию, а именно — функцию социального маркирования культурного потребления.Здесь необходимо пояснить, имеется в виду не т.н. престижное, илидемонстративное, потребление (хотя и оно тоже). Престижное потребление быловсегда. Например, у североамериканских индейцев был обычай потлач, когда вождиплемен соревновались между собой, кто больше съест баранов и обесчеститдевушек. Социально-маркированное культурное потребление возникает только вразвитом индустриальном, рыночном обществе, имеющем высокий уровень социальнойстратификации, в ответ на потребность индивида в самоидентификации ирепрезентации. Это потребление выполняет, прежде всего, социально ориентирующуюфункцию, поскольку в массовом, динамически развивающемся обществе многиетрадиционные способы самоидентификации оказываются неэффективными (этнические,кастовые, сословные, классовые и пр.)
Важно не упускать извиду, что различия между элитарным и популярным не являются эстетическими, онине заданы раз и навсегда, а ежедневно воспроизводятся и создаются заново.Особенно активно этим занимаются социально-экономические и политические элиты,вынужденный каждый раз доказывать легитимность своих привилегий и претензий навласть. Именно так в большинстве европейских стран в середине XIX векасоздавался «классический» репертуар литературы и музыки, основывались такие«элитарные» культурные учреждения, как филармонии, художественные музеи исимфонические оркестры. Очевидно, то же самое происходит и в современнойроссийской культуре. Массы пытаются создать свою «элитарную» культуру,например, цикл романов Б. Акунина о Фандорине, «Масяню». Элиты же создаютсобственный «маскульт» (например, передачи А. Гордона или ток-шоу Швыдкого нателеканале «Культура»).
Главная идея теориикультурной стратификации — это мысль об огромной роли символических, культурныхформ в поддержании и воспроизведении социального порядка, социальной иерархии истратификации. Из нее вытекает другая мысль — что в современном обществе(которое еще называют постиндустриальным, информационным) многие прежниемеханизмы стратификации не действуют, но резко возрастает рольсоциально-культурных различий. Современный рабочий — не «пролетарий» (вмарксистском смысле слова), а представитель среднего класса — не «буржуа». Обществово все большей степени дифференциируется и организуется не «через экономику» ине «через политику», а «через культуру».
Многие явления бытовойповседневной культуры носят социально-маркированный характер, например, ритуалыи обряды инициации (защита диссертации или диплома, заключение брака,инаугурация президента и т. п.) Почему люди придают такое значение знакам исимволам (например, красной звезде на знамени и государственному гимну)? Какможно объяснить феномен моды? Одних только экономических или эстетическихинтерпретаций явно недостаточно. Мода — это, в первую очередь, «чистый» знаксоциального различия, маркирующий положение индивида в имущественной,профессиональной, половозрастной структуре (П. Бурдье). Быть по-настоящемумодным, или «стильным» не так то просто! Для этого требуются деньги, время,определенный круг общения, а главное колоссальная амбиция. (ВспомнитеЭллочку-людоедку из романа «Двеннадцать стульев»). Сегодня мода как бывыполняет ту функцию, которую в архаическом (или криминальном) обществевыполняла татуировка. Кстати, теперь уже и татуировка выступает составнойчастью моды.
Говоря «PR-овским»языком, вся современная культура представляет собой поле символической битвы,на котором ведутся бои за признание, престиж, идентичность. «Все обществапредставляют собой фабрики смыслов, — пишет Зигмунт Бауман. — Каждая культураживет изобретением и передачей из поколения в поколение смыслов жизни, и всякийпорядок держится на манипулировании стремлением к трансцендентности; однакопорождаемую этим стремлением энергию можно употреблять (или злоупотреблять ею)по-разному, а выгоды от каждого ее применения непропорционально распределяютсясреди «клиентов». Можно сказать, что сущность «социальногопорядка» заключена в перераспределении, в дифференциальном размещенииресурсов и стратегий трансцендентности, произведенных культурой, а задача всехсоциальных порядков состоит в регулировании доступности этих ресурсов ипревращении ее в главный фактор стратификации и важнейшую меру социальнообусловленного неравенства. Общественная иерархия со всеми ее привилегиями илишениями выстраивается из различных систем оценки жизненных формул, описывающихте или иные способы человеческого бытия».[1] .
Уже достаточно хорошоизучено, как доминирующие социальные группы навязывают всему обществу своемировоззрение, свои моральные оценки и эстетические вкусы. Однако некоторыезарубежные и отечественные исследования показывают и то, что доминируемые имаргинальные социальные группы также могут довольно успешно бороться на этомполе. Культура в принципе устроена так, что на каждую ценность и норму, в нейможно найти «анти-норму» или укорененные в традиции способы развенчания,пародирования, релятивизации общепринятых ценностей (например, передача «Куклы»на ТВ).
3. Социальнаямобильность
Понятие «социальноймобильности» было введено П.Сорокиным. Социальная мобильность означаетперемещение индивидов и групп из одних социальных слоев, общностей в другие,что связано с изменением положения индивида или группы в системе социальнойстратификации. Возможности и динамика социальной мобильности различаются вразличных исторических условиях.
Вертикальнаямобильность — этоизменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение егосоциального статуса, переход к более высокому или низкому классовому положению.В ней разграничивают восходящую и нисходящую ветви (карьера и люмпенизация).
Горизонтальная мобильность — это изменениеположения, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса.
Внутрипоколенная(интергенерационная) мобильность означает то, что человек изменяет положение встратификационной системе на протяжении своей жизни.
Межпоколенная илиинтергенерационная мобильностьпредполагает, что дети занимают более высокое положение, чем их родители.
К каналам или «лифтам»социальной циркуляции П.Сорокин относит следующие социальные институты: армия,церковь, образовательные институты, семья, политические и профессиональныеорганизации, средства массовой информации и т.д.
Факторы социальноймобильности — условия, влияющие на мобильность. Факторы социальной мобильностина микроуровне — это непосредственно социальное окружение индивида, а также егосовокупный жизненный ресурс. Факторы социальной мобильности на макроуровне — это состояние экономики, уровень научно-технического развития, характерполитического режима, преобладающая система стратификации, характер природныхусловий и т.д.
Заключение
Социальная стратификациявыражает социальную неоднородность общества, существующее в нем неравенство,неодинаковость социального положения людей и их групп. Под социальнойстратификацией понимается процесс и результат дифференциации общества наразличные социальные группы (слои, страты), отличающиеся по своемуобщественному статусу.
Критерии подразделения обществана страты могут быть самыми разнообразными, притом как объективными, так исубъективными. Но чаще всего сегодня выделяются профессия, доход,собственность, участие во власти, образование, престиж, самооценка личностьюсвоей социальной позиции.
По мнению исследователей,средний класс современного индустриального общества определяет стабильность социальнойсистемы и в то же время обеспечивает ей динамизм, поскольку средний класс – этопрежде всего высокопродуктивный и высококвалифицированный, инициативный ипредприимчивый работник. Россию относят к смешанному типу стратификации. У нассредний класс находится на стадии становления, и этот процесс имеет ключевое иширокое значение для формирования новой социальной структуры.
Каждое общество выступает сложнойкомбинацией различных типов стратификационных систем и их переходных форм. Вотосновные стратификационные тенденции современного российского общества:
1) Постепенноестановление классовой системы при сохраняющемся влиянии этакратической.
2) Происходят изменения вструктуре занятости. Появляются новые профессии, развивается самозанятость.
3) Поляризация поимущественному признаку. Формируются слои сверхбогатых и тех, кто находится зачертой бедности.
Список использованнойлитературы
1. Социология. под ред. Ю.Г. Волкова;М. 2000 г.
2. Социология. Э.В. Тадевосян; изд.«Знание» 1999 г.
3. Социология. А.И. Кравченко; изд.«Логос» 2000 г.
4. Социология Н.Смелзер; изд.«Феникс» 1998 г.
5. Энциклопедический социологическийсловарь. под ред. Г.В. Осипова; 1995 г.
6. Россия в зеркале реформ. Хрестоматия по социологии. М., 1994.
7. Сорокин П.А. Человек, цивилизация,общество. М., 1992.
8. Бауман З. Рассказанные жизни ипрожитые истории // СОЦИС, 2004, № 1.
9. Заславская Т.И. Социальнаянеравномерность переходного общества./ Общественные науки и современность.1996,№ 4.