Контрольная работа
подисциплине: «Социология»
Темаконтрольной работы:
«Социологияличности: историческое развитие и актуальные проблемы»
Содержаниеконтрольной работы
1. Понятие личности в социологии. Соотношение биологического исоциального в формировании личности
2. Основные концепции социологииличности
3. Ролевые теории и социальный статусличности
Вывод
Практическое задание
Список литературы
Приложение
I. Понятиеличности в социологии. Соотношение биологического и социального в формированииличности
Вся история мировойсоциальной мысли отражает главное в происходящих в обществе процессах:жизнедеятельность человека, вступающего в отношения с другими людьми с цельюудовлетворения возникающих потребностей. Именно конкретно-исторические типы ивиды взаимодействия людей определяют конфигурацию, характерные черты, противоречияи тенденции развития общественной жизни. Но не только жизнедеятельностьчеловека характеризует качественную определенность общества, но и обществоформирует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное кцеленаправленной творческой деятельности. Однако, при всех качествах,выделяющих человека из животного мира, все же человек остается биологическимсуществом, звеном в цепи развития живых организмов на Земле.
И хотя человек произошелот животного и никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному,определяющим в его жизнедеятельности есть социальное, формирование ифункционирование которого обусловлено включенностью человека в системуобщественных отношений. Многие ученые считают, что даже биологическиеособенности человека: прямохождение, строение мозга, очертание лица, форма рук— результат изменений, происходящих миллионы лет под влиянием коллективноготруда. Человек использует биологические качества не только для обеспечениявыживаемости, но и как основу духовного общения и духовной самореализации. Укаждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслитьи разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единствобиологических и социальных качеств человека показывает, что человек — существобиологическое и социальное.
Условия среды, положениев системе социальных связей и внутренние своеобразия определяют личность, ееповедение, установки и предпочтения, эмоции и выборы. Связь и взаимодействиемежду людьми устанавливается потому, что люди в процессе удовлетворения своихиндивидуальных потребностей зависят в чем-то конкретном друг от друга. Иначеговоря, каждый человек исполняет определенные социальные функции каксвоеобразное поручение на выполнение специализированного рода занятий всоциальном взаимодействии: врач — лечит, педагог — учит, воспитывает, шофер —водит автомашину, предприниматель — распоряжается и организует производство ит. п. и т. д. В социологии мотивы личности определяются психологическим еесостоянием и характером влияния внешней среды (осознанные или неосознанныемотивы).
В основе ценностногоотношения к окружающему миру, в основе системы ценностей и ценностныхориентации личности лежат потребности и интересы. Ценностями личности выступаютпредметы человеческих стремлений, влечений, желаний, явления, процессы, фактыдействительности, которые не оставляют человека равнодушным, способны заставитьего действовать определенно. Ценностные ориентации — это разделяемые личностьюсоциальные ценности, выступающие целями жизни и основными средствами ихдостижения и потому приобретающие функцию важнейших регуляторов социальногоповедения индивидов.
Социальный статусличности — это определенное место человека, личности в общественной иерархии,обусловленное его происхождением, профессией, возрастом, полом, семейнымположением. В статусе фактически фиксируется тот набор конкретных действий,которые выполняет человек в конкретных видах взаимодействия и тех условий,прав, которые представлены для осуществления деятельности. Но ввиду того, чтокаждый человек включен не в одну социальную связь и осуществляет различныесоциальные функции, он имеет соответственно множество социальных статусов. Так,современный человек может иметь одновременно статусы человека, гражданинакакого-либо государства, студента, члена семьи, члена какой-либо неформальнойгруппы, члена политической партии и т. п. Различают предписанные илиестественные статусы (национальные, социальное происхождение, место рождения) иприобретенные или достигнутые статусы (образование, профессия, квалификация ит. п.).
Достаточно полнойповеденческой характеристикой личности есть социальная роль, отражающаядинамичный аспект социального статуса. Ролевые требования закрепляются впредписаниях, правилах, положениях закона и морали.
Очевидно, что социальныйстатус личности зависит не только от материальных, социальных и духовныхусловий, созданных в обществе, но и от того, насколько условия освоеныличностью, от её сознания, от её культуры, от её активности и т.п.
Однако многообразие ролейрождает и внутренние конфликты личности, называемые ролевыми конфликтами, чащевсего выступающими как борьба мотивов деятельности. Побеждает тот мотив,который весомее в конкретной ситуации. Иными словами существует не толькоиерархия статуса, но и иерархия социальных ролей, и каждая личность выстраиваетпирамиду своих предпочтений. Но свобода выбора личностью первоочередности реализациитех или иных мотивов весьма относительная, потому что человек находится всвоеобразных тисках социальных функций, статусов и ролей. Функции, статусы исоциальные роли образуют механизм, благодаря которому каждый человек становитсячастицей того или иного общества или социальной общности, слоя, группы,носителем их культуры, свойств. Совокупность выполняемых личностью социальныхролей отражает те общественные отношения и связи, в которые она включена вобщественной системе.
Включение человека вобщество, общественные отношения осуществляется посредством его интеграции вразличные социальные общности: социальные группы, социальные институты исоциальные организации. В результате, человек оказывается вовлеченнымодновременно во множество социальных общностей, но степень интегрированности вкаждую из них различна. Социальная интеграция предполагает упорядочение,бесконфликтные отношения между индивидом, организациями, государством и т. п. Впроцессе вхождения в различные типы социальных общностей личность интегрируетсоциальные отношения, устойчивую систему связей индивидов, сложившихся в ходеих взаимодействия в условиях социальной среды. Социальные отношения личностипроявляются в деятельности и поведении человека как его социальные качества.Социальные качества обусловлены типом социального взаимодействия личности сдругими людьми в конкретных исторических условиях. Социальные качества человекаохватывают: социально-определенную цепь его деятельности; занимаемые социальныестатусы и осуществляемые социальные роли; ожидания и отношения статусов иролей, нормы и ценности, которыми он руководствуется в процессе своей деятельности;система знаков, которую он использует; совокупность знаний, позволяющихвыполнять принятые на себя роли и более или менее свободно ориентироваться в окружающеммире; уровень образования и специальнойподготовки; социально-психологическиеособенности; активность и степень самостоятельности в принятии решений.Обобщенное отражение совокупности повторяющихся, существенных социальныхкачеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность, фиксируетсяпонятием социальный тип личности. Естественно, когда речь идет о личностях какчленах социальных общностей, слоев, групп, социальных институтов и социальныхформирований, то имеют в виду не свойства отдельных лиц, а социальные типыличностей. Основания для социальной типологизации личностей самые различные, новажнейшие из них — статус и роль в системе общественных отношений. Инымисловами, социальную определенность личности следует выводить из ее объективнойинтегрированности в различные социальные общности, из ее положения в системеобщественного производства, реализации ею общественных функций и т. п.
Уровни интеграцииличности в обществе взаимосвязаны и обеспечивают высокую степеньинтегрированности человека в социальные общности. Любая социальная общностьстремится к тому, чтобы личность вела более или менее идентично принятым вгруппе нормам и ожиданиям. Уровень требований по поводу идентичности зависит отшироты и значимости набора ролей, которые в пределах общности реализуетчеловек, от сплоченности общности, от форм регламентации поведения членов общества.Социальная общность обусловливает поведение конкретной личности через механизмотбора на ту или иную роль в соответствии со способностями, уровнем подготовки,биопсихическими качествами, трудовых и других качеств, которыми личность должнаобладать и которым соответствовать. Вместе с тем, интегрируясь в социальные общностиличность сохраняет автономию и свободу выбора, которая, правда, имеет своипределы, определяемые общечеловеческими, общегражданскими предписаниями, типомсоциально-экономического и социально-политического развития, степеньюэкстремальности ситуации. Личность делает выбор среди ролей, предложенныхобстоятельствами социальной среды, среди возможных конкретных путей ихреализации.
Автономия личностипроявляется и в том, что человек способен дистанцироваться от той роли, которуюон выполняет, «иронизировать» над собой и даже ненавидеть себя за выполнениетого или иного ролевого предписания, как часто бывает в условиях тоталитарныхрежимов в силу конфликта между социальными требованиями и нравственными общечеловеческимиценностями. Демократичное и плюралистичное общество, к которому стремитсясовременная Украина, создает условия для активного выбора личностью социальныхролей на основе собственных ценностных ориентации.
2.Основные концепции социологии личности
Социология выходит изпонимания личности как системы определенно интегрированных в индивиде социальнозначимых черт и социальных отношений общества. В процессе социологическихисследований выявляются социальные определения личностных качеств, социальноесодержание и социальные функции существующих в обществе типов личности. Дляопределения характерных черт личности, ее поведения важно отыскать невнутрииндивидуальный метод анализа внутренней структуры личности, амежиндивидуальный метод, берущий за исходное социальные связи человека. Однаковажно учитывать достижения психологии, чтобы раскрыть процесс преобразованиясоциальных движущих сил общего характера и причины поведения индивидов и ихкачества.
Анализируя реальнуюжизнедеятельность людей, определяют различные опосредования, которые в качествесоциальных определений отражают разнообразие поведенческих проявлений, ихсоциальных функций и механизмов. Важнейшей формой опосредования выступают малыесоциальные общности, слои, в которые включен человек. Важно учитывать и то, чтоодин и тот же человек обладает типичными свойствами различного порядка и,следовательно, может относиться к различным социальным типам. Переплетениетипичных черт в жизнедеятельности одного и того же человека (представителянации, класса, определенной семьи и т. п.) создает основу неповторимости,уникальности его поведения.
Методологически значимымв личности становится положение о том, что социальная определенность развитияличности есть результат пассивного восприятия личностью воздействий среды, апредставляет активное противостояние ей и взаимодействие с нею. Уже усвоенныечеловеком элементы социальных отношений во все большей мере принимают функциюрегулирования дальнейшего развития личности. С возмужанием человеку все чащеприходится принимать сознательные решения. Самосознание человека, выступающееобъектом анализа в социологических исследованиях рассматриваетсяпреимущественно как результат социального взаимодействия, в ходе которогоиндивид приобретает знания, навыки, умения, смотреть на себя глазами другихлюдей. Здесь скрыта и опасность отождествления субъективных желаний сглубинными, объективными интересами личности. Естественно, личность на основеучета принципов сочетания индивидуальных и социально типичных черт в еежизнедеятельности, проявления ею активности и социально типичных черт в еежизнедеятельности проявления ею активности в социальных связях ивзаимодействиях, способствует преобразованию социальных движущих сил общества вдвижущую силу социальной активности.
Процесс вхождениячеловека в общество, включения его в социальные связи и интеграции в различныетипы социальных общностей, вследствие чего происходит становление социальностииндивида, называется социализацией. В процессе социализации формируютсясоциальные качества, ценности, знания, навыки умение человека, и он становитсядееспособным участником общественных отношений. Осуществляется преобразованиеврожденных, естественных человеческих сил и потенций обществом, ихокультурирование, потому что социализация реализуется посредством усвоенияиндивидом элементов культуры, социальных норм и ценностей. Социализациейобеспечивается, с одной стороны, самовозобновляемость общественных отношений, сохранениеего культурной целостности, а с другой, — комфортность жизнедеятельности индивидови возможность самореализации личности в социальных связях.
Социализация — процессвлияния социальных условий на жизнедеятельность индивида с целью включений егов качестве дееспособного субъекта в систему общественных отношений. Основнымифакторами социализации личности выступают: элементы социальной среды, скоторыми взаимодействует человек.
Во-первых, совокупностьролей и статусов, которые общество предлагает человеку.
Во-вторых, совокупностьсоциальных институтов, общественных организаций, социальных общностей, впределах которых индивид реализует определенные социальные роли и приобретаетжелаемые социальные статусы.
В-третьих, элементамисоциальной среды, определяющими социализацию личности, выступает совокупностьценностей, социальных норм, знаний, навыков, умения, качеств, которыми человековладевает, чтобы в соответствии с потребностями общества исполнятьсоответствующие роли и поддержать приобретенный статус.
В-четвертых, социальнаясреда охватывает совокупность социальных институтов и социальных технологий попроизводству, воспроизводству и передаче культурных образцов, ценностей, норм.
В-пятых, на формированиеценностных установок и поведение индивида в обществе оказывает значительноевлияние конкретные события. Личность невозможна вне социальной деятельности иобщения. Только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляетсоциальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатываетценностные ориентации. Главная сфера становления человека — его трудоваядеятельность. Труд составляет основу социального бытия человека, потому чтоименно в труде он в самой большой степени выражает себя как общественныйиндивид. На формирование личности оказывают влияние факторы трудовойдеятельности, общественный характер труда, его предметное содержание, формаколлективной организации, общественная значимость результатов, технологическийпроцесс труда, возможность для развертывания самостоятельности, инициативы,творчества.
Большое упрощениетрактовать социализацию как одномерный, однонаправленный процесс действиясоциальных факторов на конкретного человека, при котором индивиду отводитсяпассивная роль объекта воздействия. К воздействию социальной среды человекотносится избирательно на основе сложившейся у него в сознании системыценностей, и уже приобретенные социальные качества выступают своеобразнымситом, через которое просеиваются импульсы социальной среды. Конечно же, самаиндивидуальность личности, ее потенциальные возможности освоить культурныйпласт общества, ее потребности и интересы, направленность ее социальнойактивности — выступают важнейшими факторами ее социализации.
Анализ факторов имеханизмов социализации личности позволяет выделить в процессе две фазы –адаптацию и интериоризацию.
Социальная адаптация —вид взаимодействия личности с социальной средой, в ходе которого происходитсогласование требований и ожиданий обеих взаимодействующих сторон. Адаптацияозначает приспособление индивида к ролевым функциям, социальным нормам, к социальнымобщностям, слоям, группам, институтам, организациям, к условиямфункционирования различных сфер общества. В процессе адаптации индивидсогласовывает самооценки и свои притязания со своими возможностями иреальностями социальной среды.
Интериоризация — процессформирования внутренней структуры человеческой психики с помощью усвоениясоциальных норм, ценностей и других компонентов социальной среды вследствиесоциальной деятельности. Процесс перевода элементов внешней среды во внутреннее«я». Интериоризацию отличают от любых форм получения «извне», переработки ихранения «внутри» психики знаковой информации, каковыми, например, есть памятьи восприятие. Результат интериоризации есть индивидуальность личности,неповторяемость ее духовного мира, специфика социальной активности, порождаемаясопряжением врожденных особенностей темперамента, интеллекта, воображения исоциальных условий.
Естественно, если впервой фазе социализации личности, то есть в процессе адаптации, происходитприспособление индивида к социальной среде, то затем во второй фазеинтериоризации воздействия социальной системы, преломляясь через внутреннее Ячеловека, проявляется в изменении его поведения. Поведенческие новацииначинаются с нарушения равновесия в адаптации личности к особенностям системы изавершаются стабилизацией, но уже на новом уровне.
Воспитание, выступаяодной из целенаправленных форм социализации, осуществляется обществом с цельюобеспечения большей надежности, гарантированности процесса включения личности всоциальные связи. В процессе воспитания общество решает цель: формированиеличности и поэтому отбирает средства и методы, которые способны обеспечитьсамый большой эффект воспитательного воздействия. При формулировании целей изадач воспитания, поиске средств и методов его реализации
учитывается стихийные, непреднамеренные факторы социализации личности. Их учетпозволяет сделать воспитательный процесс более эффективным, потому что есливоспитатель пытается внушить воспитуемому идеи, несогласующиеся с ходомобъективного развития или конкретных условий жизнедеятельности воспитуемого, торезультативность воспитания будет очень низкой или даже нулевой.
В современномцивилизованном обществе воспитание приобретает постоянный характер иосуществляется посредством деятельности ряда социальных институтов: семьи,образования, средств массовой информации. Важнейшую роль в формированиикультуры новых поколений играет семейное воспитание. Именно в семьезакладывается фундамент тех чувств, ценностных ориентации, представлений,которые затем начинают выполнять функции критериев отбора информации и ееоценки, предпочтения одних форм поведения другим и т. п. Семейное воспитаниеимеет широчайший диапазон. Оно осуществляется через психологическую атмосферусемейной жизни и через организацию деятельности члена семьи, словеснымубеждением и личным примером, посредством оценки реального поведения, поощренияи наказания. Для выявления степени эффективности воспитательного воздействия ифакторов, ее определяющих, в современном обществе широко используютсясоциологические исследования по проблемам социализации личности.
Исследуя процессысоциализации личности, социология широко использует социально-психологическиеметоды: социометрию, референтометрию, приемы ролевого поведения и методтипизации. Используемый метод типизации предполагает осуществление процедур абстрагирования,то есть выделение черты, стороны личности, на основании которой строятсявпоследствии типы. Абстрагирование бывает двух видов: частное абстрагирование,когда в процессе исследования воспроизводятся отдельные свойства личности исущностное абстрагирование, представляющее выделение существенных систем,образующих признаки личности и т. п. Двум видам абстрагирования соответствуютдва способа конструирования типов личности. Первый способ конструирования типовличности: логический, состоит в определении свойств, качеств личности,значимых, с точки зрения исследования. Формируются всевозможные их комбинации,каждая из которых представляет отдельный тип жизненных позиций личности. Так,на основе индикаторов: уровень включенности личности в социальную среду,уровень личностного контроля над жизненными обстоятельствами и общаянаправленность мотивов жизнедеятельности и ценностных ориентации — выделиличетыре типа жизненных позиций личности: гармоничный, технологократический,традиционный и неадаптированный.
Второй способ —эмпирический, состоит в выделении типов личности с помощью статистическихметодов. Способ предполагает, что на стадии анализа полученных эмпирическихданных может применяться и их логический анализ с целью систематизациивыделенных качеств личности.
Сочетание логического иэмпирического способов конструирования типов личности в конкретномсоциологическом исследовании создает основу надежности и достоверностирезультатов, что особенно важно для повышения эффективности деятельностисоциальных институтов, непосредственно обеспечивающих социализацию человека.Важную роль в социализации личности играет и система образования.
3. Ролевыетеории и социальный статус личности
Значительное место всоциологии личности занимает ролевая теория личности. Основные положения этойтеории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Миитоном,активно разрабатывались Р.Мертоном и Т. Парсонсом, а также западногерманскимсоциологом Р. Дарендорфом. Каковы же основные положения этой теории?
Ролевая теория личностиописывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус»и «социальная роль». Разберем, что означают эти понятия. Каждый человек всоциальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций,предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек можетиметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение вобществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так,что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор,профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике(одежде, жаргоне и иных знаках социальной ' и профессиональной принадлежности),так и. во внутренней позиция (в установках, ценностных ориентациях, мотивацияхи т. д.).
Социологи отличаютпредписанные и приобретенные статусы. Предписанный — это значит, навязанныйобществом вне зависимости от. усилий и заслуг личности. Он обусловливаетсяэтническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д. Приобретенный(достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель,генеральный секретарь, директор и т. д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностнойстатусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительноустойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность,зрелость, старость в т. д.). Профессионально-должностной — это базисный статусличности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегральногостатуса. В нем фиксируется социальное, экономическое ипроизводственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т.д.).
Социальный статусобозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальнойсистеме. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществам, образуетсодержание социальной роли. Социальная роль — это совокупность действий,которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальнойсистеме. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей,вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. Марксистскаясоциология качественно различает институциализированнью и конвенциональные (посоглашению) роли. Первые являются ведущими, так как вытекают из социальнойструктуры общества, а вторые возражают относительно произвольно в групповыхвзаимодействиях и предполагают субъективную окраску.
Одна из первых попытоксистематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом. Он считал, что любая рольописывается 5 основными характеристиками: 1) эмоциональной — одни роли требуютэмоциональной сдержанности, другие — раскованности; 2) способом получения —одни предписываются, другие завоевываются; 3) масштабом — часть ролей сформулированаи строго ограничена, другая — размыта; 4) формализацией — действие в строгоустановленных правилах либо произвольно; 5) мотивацией — на личную прибыль, наобщее благо и т. д. Любая роль характеризуется некоторым набором этих пятисвойств.
Социальную роль следуетрассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Междуэтими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из нихимеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются, прежде всего,тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом,который имеет данная личность. Если кто-то не играет роли в соответствии снашим ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом. Например,родитель должен заботиться о детях, близкий друг должен быть неравнодушен кнашим проблемам и т. д.
Ролевые требования(предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения) воплощаются вконкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.
В нормативной структуресоциальной роли обычно выделяются 4 элемента: 1) описание типа поведения,соответствующего данной роли; 2) предписания (требования), связанные с даннымповедением; 3) оценка выполнения предписанной роли; 4) санкция — социальныепоследствия того или иного действия в рамках требований социальной системы.Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыминепосредственно социальной группой через ее поведение (например, презрение),или юридическими, политическими, экологическими и т. д., реализуемыми черездеятельность конкретных социальных институтов. Смысл социальных санкций состоитв том, чтобы побудить человека к определенному типу поведения. Они являютсяодним из важнейших элементов социального регулирования.
Следует отметить, что любаяроль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном междуролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида. Это значит,что поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему. Оно являетсяпродуктом уникального, свойственного только ему способа интерпретации иистолкования ролей.
Поскольку каждый человекисполняет несколько ролей в множестве различных ситуаций, между ролями можетвозникнуть конфликт. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворятьтребования двух или более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом.Конфликт создает стрессовую ситуацию, и необходимо изыскивать способыгармонизации ролей.
Личность как объектобщественных отношений рассматривается в социологии в контексте двухвзаимосвязанных процессов — социализации и идентификации. Социализация — этопроцесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей,необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватываетвсе процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которыхчеловек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальнойжизни. В процессе социализации принимает участие вес окружение индивида: семья,соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации ит. д. Для успешной социализации, по Д.Смелзеру, необходимо действие трехфактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этиможиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по тремразличным стадиям: 1) стадии подражания и копирования детьми поведениявзрослых; 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целаягруппа людей.
Одним из первых выделилэлементы социализации ребенка З.Фрейд. По Фрейду, личность включает триэлемента: «ид» — источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию;«это» — осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и«супэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляетсяФрейдом процессом «развертывания» врожденных свойств человека, в результатекоторого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. Вэтом процессе Фрейд выделяет 4 стадии, каждая из которых связана сопределенными участками тела, так называемые эрогенные зоны: оральная,анальная, фаллическая и фаза половой зрелости.
Французский психологЖ.Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент наразвитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке взависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют однадругую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11),стадия формальных операций (с 12 до 15). Многие психологи и социологиподчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизничеловека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализациидетей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнееповедение, в то время, как социализация людей формирует ценностные ориентации.Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрестиопределенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело смотивацией поведения. Психолог Р.Гарольд предложил теорию, в которойсоциализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации,а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ отдетских мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том,что наши требования должны быть законом для окружающих).
Процесс социализациидостигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальнойзрелости, которая — характеризуется обретением личностью интегральногосоциального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи.Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (дивиантное)поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формынегативного поведения лип, сферу нравственных пороков, отступления отпринципов, норм морали и права. К основным, формам отклоняющегося поведенияпринято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркотизм,проституцию, самоубийство.
Многочисленные формыотклоняющегося поведения свидетельствуют о состояний конфликта междуличностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение — это чащевсего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных невзгод ипроблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенныекомпенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативныйхарактер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому,попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемусяповедению могут быть отнесены различные виды научного, технического ихудожественного творчества.
Вывод
Человек — существодеятельное. Включившись в систему общественных отношений и видоизменяя ее впроцессе деятельности, человек обретает личностные качества и становитсясоциальным субъектом. Социологический анализ общественной жизни, возможностейее преобразования и адаптация человека к социальным условиям — весьма актуаленв связи с формированием государственности Украины. Без выявления механизмовдеятельности и поведения индивидов невозможно осуществить построениядемократического общества.
2.Практическое задание(анализ социологического исследования)
B.C. ЖУРАВЛЕВ «ПОЧЕМУ АГРЕССИВНЫ ПОДРОСТКИ?» //Социологические исследования 2001г. №2 стр.134-136 (текст статьи см.Приложение)
1.Темасоциологического исследования: «Почему агрессивны подростки?»
2.Проблемасоциологического исследования. Проблема насилия чрезвычайно актуальна, особенно уязвимыподростки, которые подвергаются агрессии чаще других категорий населения.
3.Объектсоциологического исследования. В качестве объекта анализа рассматривалась группа подростковот 14 до 16 лет.
4.Актуальностьсоциологического исследования. Актуальность заключается в преобладании тенденции кнеснижению агрессивных проявлений как по отношению к подросткам, так и в средесамих подростков.
5.Практическое илитеоретическое значение данного социологического исследования. В ходе исследования подтвердиласьгипотеза о широком характере насилия в подростковой среде.
6.Предметсоциологического исследования (что, именно, стремятся выявить социологи). Агрессивное поведение подростков.
7.Цельсоциологического исследования. Основной целью социологического исследования, проведенного вноябре 1999 г. в школах и училищах Екатеринбурга, было выявление преобладающихформ и субъектов насилия по отношению к подросткам, а также определениекатализирующих его факторов.
8.Основные понятияданного социологического исследования, которыми оперируют социологи. Анкетирование и нарративное интервью,генеральная и выборочная совокупность, насилие, словесное оскорбление,физическое насилие, ущемление гражданских прав, кража имущества, наркотическаязависимость, алкоголь, корыстные побуждения, власть, «средство выживания»,фактор социализации.
9.Характеристикаинформационной базы социологического исследования. Информационной базойсоциологического исследования является анкетный опрос.
10. Характеристикаметода данного социологического исследования. Для проведения анкетирования была использованамногоступенчатая выборка с применением на первой ступени кластерной выборки.Были отобраны учебные заведения Екатеринбурга, находящиеся в«опасных» районах в Непосредственной близости от вокзалов, парков илесопарков и т.д. Опрашивались учащиеся профессионального училища, школ игимназий города. Внутри кластеров отбор стратифицировался. В каждом кластереопрашивалось по 100 респондентов.
11. Характеристикагенеральной совокупности. Генеральная совокупность насчитывает 80000 человек. Объем выборочнойсовокупности составил 500 человек, что достаточно для получениярепрезентативных данных, учитывая однородность генеральной совокупности инебольшой вариационный размах.
Нарративные интервью были проведены с респондентами,попавшими в выборочную совокупность. Концептуализация данных, полученных в ходенарративных интервью, осуществлялась на основе интеракционного построениямини-теорий в процессе сбора и анализа эмпирических данных.
12. Характеристикавыборки социологического исследования. Среди опрошенных нами подростков юноши составляют 46,8%,девушки 53,2%. По возрастным характеристикам респонденты распределилисьследующим образом: 14 лет — 23%, 15 лет — 54,4%, 16 лет — 22,6%. Преобладание ввыборке пятнадцатилетних объясняется тем, что в этой группе представленынаиболее типичные черты образа жизни подростков. 80% респондентов обучаются вобщеобразовательных школах, 20% — в училищах. 74,2% опрошенных подростков живутв полных семьях, без отца воспитываются 21,0%, без матери -4,8%. Большинствоучатся на «4» и «3» — 48,3%, на «4» и«5» учатся 27,7%, на «4» — 14,5%, на «3» — 7,3%,на «5» — 2,2%.
13. Характеристикаинструментария социологического исследования. Инструментарий социологического исследования –анкета.
14. Характеристикаполученных результатов.
В ходе исследованияподтвердилась гипотеза о широком характере насилия в подростковой среде. Средивидов насилия доминируют словесные оскорбления, с ними сталкиваетсябольшинство опрошенных — 73,8%.
На втором месте — физическоенасилие, которому подвергался каждый третий подросток. На третьем ичетвертом — ущемление гражданских прав и кража имущества (по 23,8%).
Нашла подтверждение гипотеза озависимости применяемых видов насилия от пола респондентов. Девушки чащеподвергаются сексуальному насилию, юноши — вымогательству и физическомунасилию.
Отдельной задачейисследования было выяснение факторов, детерминирующих насильственные действия.Полученные данные позволяют сделать вывод, что внешний мир воспринимаетсяподростками как некая агрессивная среда. 57,7% опрошенных считают наркотическуюзависимость причиной, толкающей людей к насилию.
57,1% респондентовполагают, что агрессивное поведение провоцирует алкоголь.
Почти половина (47,2%)ответивших называют основной причиной насилия корыстные побужденияагрессора. Высокую степень распространенности такого мнения в среде молодежиможно объяснить тем, что подростки слабее других социальных групп защищены отпосягательства на свое имущество.
41,9% подростков отметилив качестве причины насилия желание одних людей добиться власти над другими.
Каждый третий опрошенныйответил, что насилие возникает в, ответ на насилие. На мой взгляд, этоне только попытка объяснения респондентами данного явления, но и своеобразнаяжизненная позиция.
15. Выводы, вытекающиеиз социологического исследования. Исходя из проведенного социологического исследования, можнопредположить, что агрессия как социальный феномен становится сегодня одним изфакторов социализации, позволяющих личности усваивать ценности и образцыповедения, необходимые порой для успешного функционирования в условияхсовременного российского общества.
Список использованной литературы
1. Воронов Ю.П.Методы сбора информации в социологических исследованиях. — М., 1974.
2. Здравомыслов А.Г.Методология и процедуры социологических исследований. — М., 1969.
3. Михайлов С.Эмпирическое социологическое исследование. — М., 1975.
4. Паниотто В.И., МаксименкоВ.С. Количественные методы в социологических исследованиях. — Киев, 1982.,Рабочая книга социолога. — М., 1983.
5. Социология: Курслекций / А.А. Райдугин, К.А. Райдугин. – М.: Владос, 1995 -192с.
6. Ядов В.А.Социологическое исследование. Методология, программа, методы. — М., 1972.
ПриложениеB.C. ЖУРАВЛЕВ
ПОЧЕМУАГРЕССИВНЫ ПОДРОСТКИ?
ЖУРАВЛЕВ Виктор Сергеевич — студентсоциологического факультета Института социологии и экономики Уральскогогосударственного профессионально-педагогического университета.
Проблема насилиячрезвычайно актуальна и наше жестокое время. Особенно уязвимы перед нимподростки, которые подвергаются агрессии чаще других категорий населения.
Основной цельюсоциологического исследования, проведенного в ноябре 1999 г. в школах иучилищах Екатеринбурга, было выявление преобладающих форм и субъектов насилия[1]по отношению к подросткам, а также определение катализирующих егофакторов. В качестве объекта анализа рассматривалась группа подростков от 14 до16 лет. Сбор информации осуществлялся методами анкетирования и нарративногоинтервью.
Для проведения анкетирования была использованамногоступенчатая выборка с применением на первой ступени кластерной выборки.Были отобраны учебные заведения Екатеринбурга, находящиеся в«опасных» районах в Непосредственной близости от вокзалов, парков илесопарков и т.д. Опрашивались учащиеся профессионального училища, школ игимназий города. Внутри кластеров отбор стратифицировался. В каждом кластереопрашивалось по 100 респондентов.
Генеральная совокупностьнасчитывает 80000 человек. Объем выборочной совокупности составил 500 человек,что достаточно для получения репрезентативных данных, учитывая однородностьгенеральной совокупности и небольшой вариационный размах.
Нарративные интервью были проведены с респондентами,попавшими в выборочную совокупность. Концептуализация данных, полученных в ходенарративных интервью, осуществлялась на основе интеракционного построениямини-теорий в процессе сбора и анализа эмпирических данных.
Среди опрошенных намиподростков юноши составляют 46,8%, девушки 53,2%. По возрастным характеристикамреспонденты распределились следующим образом: 14 лет — 23%, 15 лет — 54,4%, 16лет — 22,6%. Преобладание в выборке пятнадцатилетних объясняется тем, что вэтой группе представлены наиболее типичные черты образа жизни подростков. 80%респондентов обучаются в общеобразовательных школах, 20% — в училищах. 74,2%опрошенных подростков живут в полных семьях, без отца воспитываются 21,0%, безматери -4,8%. Большинство учатся на «4» и «3» — 48,3%, на«4» и «5» учатся 27,7%, на «4» — 14,5%, на«3» — 7,3%, на «5» — 2,2%.
Материальное положениесвоей семьи подростки оценили следующим образом: «Живем достаточно сносно,можем покупать предметы длительного пользования» — 34%. «Денегхватает на самое необходимое» — 33,2%. «Не испытываем никакихматериальных затруднений» — 24,5%, «Денег хватает только на продуктыпитания» — 6,3%, «Денег все время не хватает, иногда даже нечегопоесть» — 2%. У 3,8% респондентов родители безработные. Можно сделатьвывод, что большинство опрошенных нами подростков достаточно благополучны вматериальном плане.
В ходе исследованияподтвердилась гипотеза о широком характере насилия в подростковой среде. Средивидов насилия доминируют словесные оскорбления, с ними сталкивается большинствоопрошенных — 73,8%. Однако, можно считать, что этот процент занижен, посколькудля большей части респондентов вербальная агрессия стала привычной частью ихповседневной жизни. Подростки часто вообще не рассматривают оскорбления как виднасильственных действий. Это видно из сравнения эмоциональных переживанийпотерпевших: «боль» и «унижения» доминируют в интервью упереживших физическое, сексуальное, экономическое и моральное насилие, аподвергшиеся вербальной агрессии не придают случившемуся с ними особогозначения. Вербальное насилие часто выступает своеобразной прелюдией, первойстадией в развитии более серьезного конфликта: «Они кричат: „Эйты,...! Быстро пошел сюда и дал нам закурить!“ Брат отвечает: „Сам…Тебе надо, ты и подойди“. Один к нему подбегает: „Ну ты,разговорчивый, тебя как зовут?“ -»Руслан". — «А, да ты ещеи татарин!» Он ударил моего брата по голове...".
На втором месте — физическое насилие, которому подвергался каждый третий подросток. На третьем ичетвертом — ущемление гражданских прав и кража имущества (по 23,8%).
Нашла подтверждениегипотеза о зависимости применяемых видов насилия от пола респондентов. Девушкичаще подвергаются сексуальному насилию, юноши — вымогательству и физическомунасилию.
Отдельной задачейисследования было выяснение факторов, детерминирующих насильственные действия.Полученные данные позволяют сделать вывод, что внешний мир воспринимаетсяподростками как некая агрессивная среда. 57,7% опрошенных считают наркотическуюзависимость причиной, толкающей людей к насилию. Здесь можно говорить обэкономических причинах — многим наркоманам трудно найти иной способ заработать:«У меня знакомый есть, который все из дома вынес. Его один наркомандоставал...».
57,1% респондентовполагают, что агрессивное поведение провоцирует алкоголь: «Мы ехали сдругом на машине. Поддатые были немного. Останавливает нас милицейская машина.Подбегают несколько человек. Выволокли нас из машины. Избили. Пьяные они были — это я еще успел заметить, но не знаю, подозревали они нас в чем или такразминались...».
Почти половина (47,2%)ответивших называют основной причиной насилия корыстные побуждения агрессора.Высокую степень распространенности такого мнения в среде молодежи можнообъяснить тем, что подростки слабее других социальных групп защищены отпосягательства на свое имущество.
41,9% подростков отметилив качестве причины насилия желание одних людей добиться власти над другими.Власть рассматривается в этом случае как тип отношений между людьми, основанныйна господстве и подчинении. Подростки напрямую связывают власть и насилие,считая насилие легитимным элементом механизма власти, который позволяетзакрепить за собой определенный властный статус: «Надо уметь мстить. Тогдаи уважать будут, и бояться. А когда мстишь — развиваешь свои способностилидера. Можно отметить и обратную связь — статутное превосходство провоцируетнасилие: „Она [учительница] посоветовала нам впредь руководствоватьсядвумя правилами. Первое: учитель всегда прав. Второе, как учитель захочет, таки будет“.
Каждый третий опрошенныйответил, что насилие возникает в, ответ на насилие. На мой взгляд, это нетолько попытка объяснения респондентами данного явления, но и своеобразнаяжизненная позиция. Вот пример, взятый из одного нарративного интервью: „Мышли после тренировки. К моему брату подошел пьяный человек (я шел с другимиребятами сзади). Когда я это увидел, я догнал брата, оказалось, что мужиквымогал у него деньги. Когда я сказал этому человеку, чтобы он оставил моегобрата в покое, он хотел меня ударить, но промахнулся. А нас было, не считаямоего брата, пять человек, в возрасте тринадцати лет, и мы просто побили его,чтобы он понял. Итак, подростковая агрессивность становится “средствомвыживания» в агрессивной социальной среде, механизмом самозащиты личностив ответ на насилие, оскорбления со стороны окружающих.
Исходя из этого, можнопредположить, что агрессия как социальный феномен становится сегодня одним изфакторов социализации, позволяющих личности усваивать ценности и образцыповедения, необходимые порой для успешного функционирования в условияхсовременного российского общества.