Реферат по предмету "Психология"


Характер. Типология характера по Фромму

Характер.Типология характеров по Э. Фромму.
В буквальном переводе сгреческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характеромпонимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которыепроявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способахдеятельности в подобных условиях. Характер взаимосвязан с другими сторонамиличности, в частности с темпераментом и способностями. В общении с людьми характерчеловека проявляется в манере поведения, манера общения, в способахреагирования на действия и поступки людей.Общие понятия охарактере
 
Характер — это индивидуальное сочетаниесущественных свойств личности, выражающих отношение человека к действительностии проявляющихся в его поведении, в его поступках.
Характер, как итемперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Темперамент наформе проявления характера, своеобразно окрашивает те или иные его черты. Так,настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика — в сосредоточенномобдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик — методично, неспеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влияниемхарактера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательныестороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характеромнеразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такимичертами характера, как коллективизм — чувство неразрывной связи с коллективом,желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная спостоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностьюк себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностейсвязан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом подвлиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характераи способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, кактрудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость,происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности.Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельностиразвивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой — трудолюбие какчерта характера.
Характер вотличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы,сколько культурой человека, его воспитанием.
Существует разделениечерт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационныепобуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придаютей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальныхличностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнениядеятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе целидействия. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своейинструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.
Перечислим основные чертыличности, которые входят в состав характера человека. Во-первых, это тесвойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности(более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические чертымогут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества.Во-вторых, в структуры характера включены черты, которые относятся к действиям,направленным на достижение поставленных целей: настойчивость,целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (каксвидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не толькос темпераментом, но и с волей человека. В-третьих, с состав характера входятчисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом:экстраверсия — интроверсия, спокойствие – тревожность, сдержанность –импульсивность, переключаемость – ригидность и др. своеобразное сочетание всехэтих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенномутипу.
 
Типологияхарактеров по Э. Фромму.
 
Э. Фромм определяет характер как «относительноустойчивую форму канализации энергии человека в процессе ассимиляции исоциализации». В детстве характер формируется в семье, которая служит«психическим агентством» общества. Приспособление ребенка в семейнойобстановке вырабатывает у него характер с общей для большинства членов егокласса и культуры сердцевиной. На сердцевину, или «социальныйхарактер», накладываются варианты индивидуального характера,обусловленного спецификой влияния родителей.
По мнению Э. Фромма, следовательно, типы характера являютсяпродуктом взаимодействия ребенка и родителей, которое начинается с моментарождения. Он 'дискутирует с ортодоксальным представлением о типах какрезультате чередований стадий развития либидо. Анальный характер,например, не имеет никакого отношения к либидо. Запоры – это не причинаформирования характера, а скорее его выражение. Важнейшим фактором являетсядомашняя атмосфера, проникнутая духом стяжательства, тревожности,подозрительности. У ребенка поэтому развивается «чувство дефицита», ион цепляется за все, что имеет. Скупой человек – не потому скуп, что удерживаетфекалии; он крепко держится за любую вещь, включая фекалии.
Его родители из категориилюдей, проявляющих щепетильность в требованиях туалета. Рецептивная ориентация
Человек с рецептивнымхарактером считает, что все, в чем он нуждается должно быть доставлено извне.Он пассивно опирается на авторитеты в получении знаний и помощи и вообще ищет влюдях поддержки. Любовь для него означает – быть любимым, но не активныйпроцесс любви; он крайне чувствителен к любому недостатку любви или внимания.Пассивность связана с неспособностью отказать другим и бесконечным поиском«магического помощника». Страх утраты любви препятствует выбору издвух друзей, когда того требует ситуация, ввиду возможности лишиться расположенияодного из них. Этот тип любит поесть и выпить, что служит средством преодолениябеспокойства и депрессии. Его рот особенно заметная, часто наиболее выраженнаячерта. На жизнь он смотрит, как правило, с оптимизмом и дружелюбием, пока невозникает угроза источнику благополучия. Отзывчив и оказывает помощь другим, ноза этим лежит потребность заручиться их благосклонностью. Эксплуататорская ориентация
Человек с эксплуататорскойориентацией пытается все получить от людей посредством силы и хитрости. Чтокасается любви и привязанности, он испытывает эти чувства только к тем, кто ещечто-то может дать. Подобным образом он ворует идеи и выдает их за свои.Недостаток оригинальности у многих одаренных людей, утверждает Фромм,объясняется ориентацией характера. Установка распространяется на материальныевещи, крайним примером служит клептомания. Вещь доставляет удовольствие, толькоесли она украдена, даже при наличии большого количества денег. Отличительнойчертой является «кусающийся» рот, обычно дающий о себе знать саркастическими,язвительными замечаниями о людях. Этому человеку свойственны подозрительность,цинизм, зависть, ревность. В общем, он предпочитает имеющееся у других ипредпринимает максимум возможного в целях присвоения. Накопительская ориентация
Скряга основываетбезопасность на бережливости и сохранении имущества. Расходы вызывают чувствоопасности и тревожность. Он окружает себя стеной, за которую вносит, скольковозможно, и старается, чтобы ничего не попало наружу. Скупость распространяетсяравным образом как на чувства и мысли, так на деньги и вещи. Даже любовьрассматривается в качестве средства присвоения любимого. Поведениехарактеризуется педантичной упорядоченностью, компульсивной чистоплотностью,навязчивой пунктуальностью, упрямством. Подозрительность и боязнь интимностиобычно являются сопутствующими чертами. Рыночная ориентация
Люди этой категорииотносятся к своей личности, как к товару, который можно купить и продать. Ониформируют у себя качества, пользующиеся спросом у других. У них отсутствуетистинный стабильный характер, и на самом деле они не умеют распоряжаться своейсудьбой. Основными являются чувства опустошенности и беспокойства. Рыночнаяориентация в равной мере относится к мышлению. Предназначение мышления сводитсяк быстрому схватыванию явлений в целях успешного манипулирования. Это приводитк поверхностности вместо проникновения в сущность феноменов. У таких людей,чтобы выполнять социальную роль и пользоваться спросом на рынке, не должносохраниться индивидуальности. Продуктивная ориентация
Четыре предыдущихориентации, согласно Фромму, являются непродуктивными. Продуктивностьопределяется как «способность человека использовать свои силы иреализовать присущий ему потенциал». Подразумевается развитие возможностейтворчества и любви, полное их раскрытие. Такой человек не обязательно долженстать великим ученым или художником. Он просто может независимо мыслить,уважать себя и других, получать чувственное наслаждение, не испытывая тревоги,восхищаться творениями природы и искусства. Короче говоря, он наслаждаетсяжизнью. Непродуктивные элементы все еще сохраняются, но они трансформируются.Упрямство, например, становится настойчивостью, стремление к эксплуатациипревращается в способность взять инициативу на себя.

Внешняя и внутренняя  речь.
Средствакоммуникации. Речь
Передача любой информации возможна лишьпосредством знаков, точнее — знаковых систем. Обычно различаютвербаль­ную и невербальную коммуникацию, но последнюю делят еще нанесколько форм: кинестетика, паралингвистика, проксемика,визуальное общение. Каждая из них образует свою собст­венную знаковую систему.
Проблему речи обычно ставят в психологии в контексте:мышление и речь. Действительно с мышлением речь связана особенно тесно.Генетически речь возникла вместе с мыш­лением в общественно-трудовойпрактике и развивалась в единстве с ним в процессе общественно-историческогораз­вития человечества. Значительную роль в речи играют и эмо­циональныемоменты: речь коррелируется сознанием в це­лом. Сознание человекаформируется в общении между людь­ми. Основная функциясознания — осознание бытия, его от­ражение, и язык и речьвыполняют ее специфическим обра­зом: они отражают бытие, обозначая его. Речь,как и язык, если брать их в единстве, обозначает отражения бытия. Но они вто же время различны и обозначают два аспекта еди­ного целого. Речь — этодеятельность общения — выраже­ния, воздействия, сообщения —посредством языка; речь — это язык в действии, это формасуществования сознания для другого, служащая средством общения сним, и форма обоб­щенного отражения действительности, или форма существо­ваниямышления.
Таким образом, речь — особая и наиболее совершеннаяформа общения, свойственная только человеку. В речевом общении участвуютдве стороны — говорящий и слушающий. Говоря­щий отбирает слова,необходимые для выражения мысли, свя­зывает их по правилам грамматики ипроизносит их благодаря артикуляции органов речи. Слушающийвоспринимает речь, так или иначе понимает высказанную в ней мысль.Ясно, что у обоих— говорящего и слушающего — должно быть что-то об­щее, должны быть одинаковые средства и правила передачи мыс­ли. Таким общим средством и системой правилявляется тот или иной национальныйязык, вырабатываемый в процессе ре­чевогообщения на протяжении многих поколений.
Язык — строго нормализованная система средств общения, аречь ч- его применение в процессе общения для передачи мыслии чувства. В языке нет мыслей — это набор разных средств длявыражения мысли. Когда же из этого набора отобрана в речинекоторая определенная система языковых средств, — в нейбудет высказана определенная мысль.
Функцииречи
Речь выполняет две основные функции —коммуникатив­нуюи сигнификативную, благодаря которым речь является сред­ством общения и формой существования мысли, сознания.
Мы знаем, что основным в слове является егозначение, его семантическое содержание. Наше внимание обычно сосредоточено насмысловом содержании речи. Каждое слово человече­ского языка обозначаеткакой-либо предмет, указывает на него, вызывает у нас образ того или иногопредмета; говоря какие-то слова, мы каждый раз обозначаем тот или иной предмет,то или иное явление. Этим язык человека отличается от «языка» живо­тных,который выражает в звуках лишь аффективное состоя­ние, но никогда не обозначаетзвуками определенных предме­тов. Это основная функция слова, котораяназывается сигнифи­кативной. Обозначающаяфункция является важнейшей функ­цией слов, составляющихязык. Она позволяет человеку произ­вольно вызывать образысоответствующих предметов, иметь дело с предметами даже в ихотсутствие. Как говорят некоторые пси­хологи, слово позволяет«удваивать» мир, иметь дело не только с наглядно воспринимаемымиобразами предметов, но и с об­разами предметов, вызванными вовнутреннем представлении с помощью слов.
Слово имеет и другую, более сложную функцию, оно дает возможностьанализировать предметы, выделять их существен­ные свойства, относитьпредметы к определенной категории. Таким образом, словоявляется средством абстракции и обоб­щения, отражает глубокиесвязи и отношения, которые стоят за предметами внешнего мира. Этавторая его функция обычно обозначается термином значение слова. Овладеваясловом, че­ловек автоматически усваиваетсложную систему связей и от­ношений, вкоторых состоит данный предмет, сложившихся в многовековой истории человечества. Эта способность анализи­роватьпредмет, выделять в нем существенные свойства и отно­сить его к определенным категориям и называетсязначением слова.
Еще одна функция речи — коммуникативная —включает в себя средства выражения и средства воздействия. Выразительнаяфункция сама по себе не определяет речи; речь не отождестви-ма с любойвыразительной реакцией, речь есть только там, где естьзначение, имеющее материальный носитель. Всякая речь говорито чем-то, т.е. имеет какой-то предмет; всякая речь вме­стес тем обращена к кому-то. Стержнем смыслового содержа­нияречи является то,, что она обозначает. Но живая речь обыч­новыражает неизмеримо больше, чем она собственно обозна­чает.Благодаря заключенным в речи выразительным момен­там, она сплошь ирядом далеко выходит за пределы абстракт­ной системы значений.
Речь как средство выражения включается всовокупность выразительных движений — наряду с жестом, мимикой и пр. Звук,как выразительное движение, имеется и у животных. Норечью, словом этот звук становится' лишь тогда, когда он перестаеттолько сопровождать соответствующее аффектив­ное состояние субъекта и начинаетего обозначать. Вырази­тельная функция, включаясь в человеческую речь, перестра­ивается,входя в ее семантическое содержание. В таком виде эмоциональность играет в речичеловека значительную роль. Неверно было бы целиком интеллектуализировать речь,пре­вращаяее только в орудие мышления. В ней есть эмоцио­нально-выразительные компоненты, проступающие в ритме, паузах, в интонациях, в модуляциях голоса и другихвырази­тельных экспрессивных моментах, Которые в большей или меньшей степени всегда имеются в речи — особенноустной, сказываясь, впрочем, и вписьменной — в ритме и в расста­новке слов. Человеческая речь несводится лишь к совокуп­ности знаний, она обычно выражает и эмоциональное отно­шение человека к тому, о чем он говорит, и часто к тому, к комуон обращается. Можно даже сказать, что чем она выра­зительнее, тем более она — речь, а не только язык,потому что, чем выразительнее речь, тем больше в ней проявляется говорящий, его лицо, он сам.
Будучи средством выражения, речь является вместе с тем и средствомвоздействия. Функция воздействия в человеческой речи —одна из наиболее основных ее функций. Человек говорит не для того, чтобывоздействовать, если не непосредственно наповедение, то на мысльили чувства, на сознание других людей. Речьимеет социальное предназначение, она — средство обще­ния, и эту функцию выполняет в первуюочередь, поскольку служит средствомвоздействия.
Сигнальная мимика животных может иметь своим следстви­емту или иную реакцию других животных, но средством созна­тельноговоздействия, при помощи которого субъект в состоя­нииоказать воздействие, соответствующее поставленной им це­ли,может быть только речь, которая что-то обозначает, имеет определенноезначение. Речь в подлинном смысле слова явля­ется средством сознательноговоздействия и сообщения на ос­нове ее семантического содержания, — в этомспецифика речи в подлинном смысле слова, т.е. речи человека.
Итак, в речи человека можно психологическиманализом вы­делить различные функции, но они не внешние друг другу ас­пекты,они включены в единство, внутри которого определяют иопосредуют друг друга. Понимание является одним из кон­ституирующих моментовречи. Возникновение речи вне обще­ства невозможно, речь — социальный продукт,она предназна­чена для общения и возникает в общении. Две основные функ­цииречи — коммуникативная и сигнификативная, благодаря которымречь является средством общения и формой существования мысли,сознания, — формируются одна через другую и функционируют одна в другой.
Речь обычно должна разрешить какую-то более или менее осознаннуюговорящим задачу и является действием, оказыва­ющим то или иноевоздействие на тех, к кому она обращена. Для того, чтобы речь сталавполне сознательным действием, необходимо прежде всего, чтобы говорящийчетко осознал за­дачу, которую должна разрешить его речь, ее основную цель. Однакопонимание задачи, которую должна разрешить речь, предполагает нетолько осознание цели, но и1 учет условий, в которыхона осуществляется. Эти условия определяются харак­теромпредмета, о котором идет речь, и особенностями аудито­рии,к которой она обращена. Лишь при учете целей и условий в ихсоотношении человек знает, что и как ему сказать, и может строить свою речь каксознательное действие, способное разре­шить задачу, которую онпоставил.
Виды речевой деятельности
Итак, речь — это вербальная коммуникация,т.е. процесс об­щения с помощью языка. Различают следующие видыречи: внешняя и внутренняя. Внешняя речь подразделяется, в свою очередь,на устную и письменную, а устная — на монологиче­скую и диалогическую:
/>

Все виды речи тесно взаимодействуют друг с другом. Общим длявсех видов речи является произнесение слов (вслух или про себя). Однако каждыйиз видов речи имеет свои специфические особенности. Когда человекпроизносит что-то про себя (внут­ренняя р.ечь), в речедвигательный анализаторот органов речи поступают кинестезические импульсы. Никакаямысль не мо­жет быть сформулирована без языка и без материальных рече­выхпроцессов. При подготовке к устной и, особенно, к пись­меннойречи имеется фаза внутреннего проговаривания речи просебя. Это и есть внутренняя речь.
Внешняя речь, как уже было сказано,бывает устной и пись­менной. В письменной речи условия общенияопосредствованы текстом. Письменная речь более концентрированапо содержанию, чем устная, разговорная. Под письменной понимаютречь с использованием письменных знаков. В большинстве совре­менныхязыков (кроме языков, в которых применяется идеогра­фическое письмо), звукиречи обозначаются буквами. Письмен­ная речь — процесс, в котором имеетсяобразуемый из сложно­го соотношения речевых звуков, воспринимаемых слухом букв,видимых зрением, и производимых человеком речедвижений (так как звукиязыка не могут появиться без речедвижений). Отсюда понятно, что письменная речьпоявляется позже уст­ной и формируется на ее основе. Это относится к развитиюее как в обществе, так и в индивидуальной жизни человека. Про­цессыанализа и синтеза видимого и слышимого слова различ­ны.Отсюда следует, что переходы от одного к другому должны специальноразрабатываться. В этом состоит задача обучения письменной речи.
Слышимая речь, которая кем-то произносится, называется устнойречью. В устной речи общение ограничено условиями пространстваи времени. Обычно собеседники хорошо видят друг друга или находятся натаком расстоянии, что могут услы­шать сказанные слова, чтонакладывает отпечаток на характер речи. При изменении условий, например приразговоре по те­лефону, характеристики речи обычно меняются(она становит­ся более краткой, менее обстоятельной и т.п.). Особеннозна­чительно изменяется характер речевого общения при теле- и радиовещании,когда слушающий не имеет возможности по­дать реплику и получить на нее ответ.
Устная речь может быть диалогической и монологической. Диалогическаяречь поддерживается взаимными репликами собеседников,называясь еще разговорной. Обычно она не полностью развернута, так какмногое или вытекает из того, что было сказано раньше, или заранееизвестно говорящим, или очевидно из имеющейся ситуации. Поддержание разго­ворнойречи, как правило, требует естественный ответ на побуждениесобеседника или существует как реакция на про­исходящее вокруг.
Монологическая речь продолжаетсядостаточно долго, не пе­ребивается репликами других и требуетпредварительной под­готовки. Обычно это развернутая, подготовленная речь (напри­мер,лекция, доклад, выступление и т.п.). При подготовке такая речьнередко неоднократно проговаривается (особенно ее от­дельныеместа), перестраивается план, отбираются нужные слова ипредложения и, часто, письменно фиксируется план устной речи.Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требуетзавершенности мысли, строгой логики и по­следовательности.Монологическая речь труднее диалогической, ее развернутые формы в онтогенезеразвиваются позднее и ее. формирование у учащихся представляет специальнуюзадачу, которуюпедагогам приходится решать на протяжении всех лет обучения.
Как уже отмечалось, передача любой информации возможна лишьпосредством знаков, знаковых систем. В коммуникатив­номпроцессе обычно выделяют вербальную (в качестве знако­войсистемы используется речь, характеристики которой мы рас­смотрели)и невербальную коммуникацию (когда используются различныенеречевые знаковые системы). Рассмотрим каждую из систем.
Вербальная коммуникация используетв качестве знаковой си­стемы человеческую речь. Под речью здесь понимается естест­венныйзвуковой язык, т.е. система фонетических знаков, вклю­чающих два принципа — лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средствомкоммуникаций, по­скольку при передаче информации с ее помощью менее всего теряется смысл общения. Благодаря ейосуществляется кодиро­вание идекодирование информации. Диалогическая речь как специфический вид разговора представляет собой последова­тельную смену коммуникативных ролей, в ходекоторой выяв­ляется смысл речевогосообщения.
Вообще относительно использования речи какнекоторой зна­ковой системы в процессе коммуникации справедливо все,что говорилось о сущности коммуникации в целом. Это означает, чтопосредством речи не просто «движется» информация, но участники коммуникацииособым способом воздействуют друг на друга, ориентируют иубеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенногоизменения поведения.
В работах чехословацкого социального психолога Я.Яноу-шекапоследовательность действий говорящего и слушающе­гоисследована достаточно подробно. С точки зрения пере­дачии восприятия смысла сообщения схема К—С—Р (ком­муникатор—сообщение—реципиент)асимметрична. Для ком­муникатора (говорящего) смысл информациипредшествует процессу кодирования (высказыванию), так как он сначала имеетопределенный замысел, а затем воплощает его в сис­темузнаков. Для слушающего (реципиента) смысл принима­емогосообщения раскрывается одновременно с декодирова­нием.
Точность понимания слушающим смысла высказывания, мо­жет статьочевидной для коммуникатора лишь тогда, когда про­изойдет смена «коммуникативныхролей», т.е. когда реципиент превратится вкоммуникатора и своим высказыванием даст знать, как он понял принятую информацию. Диалог, или диалогиче/>скаяречь, как специфический вид разговора представляет со­бойпоследовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которойвыявляется смысл речевого сообщения, т.е. происхо­дит «обогащение, развитиеинформации».
Содержание общения состоит в том, что впроцессе ком­муникации осуществляется взаимовлияние людей друг на дру­га.Чтобы полностью описать этот процесс, недостаточно знатьтолько структуру коммуникативного акта, необходимо еще проанализировать имотивы общающихся, их цели, ус­тановки и пр. Для этого нужно обратитьсяк тем знаковым системам, которые включены в речевое общениепомимо ре­чи. Хотя речь и является универсальным средством обще­ния,она приобретает значение только при условии включе­ния всистему деятельности, в свою очередь обязательно до­полняемоеупотреблением других, неречевых знаковых сис­тем. Поэтомукоммуникативный процесс оказывается непол­ным, если мы отвлекаемся отневербальных его средств.
Невербальная коммуникация. Первымсреди них нужно на­звать оптико-кинетическую систему знаков, чтовключает в се­бя жесты, мимику, пантомимику… В целом эта оптико-кинети­ческаясистема предстает как более или менее отчетливо вос­принимаемоесвойство общей моторики, преимущественно раз­личных частей тела(рук — и тогда мы имеем жестикуляцию; лица — и тогда мы имеем мимику; позы — и тогда мыимеем пантомимику). Эта общая моторикаразличных частей тела ото­бражаетэмоциональные реакции человека, благодаря чему об­щение приобретает нюансы. Этинюансы оказываются неодно­значными при употреблении, например, одних и тех жежестов в различных национальных культурах.
Паралингвистическая и экстралингвистическая системы зна­ковпредставляют собой также «добавки» к вербальной комму­никации.Паралингвистическая система — это система вокали­зации, т.е. тембрголоса, его диапазон, тональность. Экстра­лингвистическая система — включение в речь пауз,а также дру­гих средств, напримерпокашливание, плач, смех и, наконец, темпречи.
Проксемика — это специальная область,занимающаяся нор­мами пространственной и временной организацииобщения. Ос­нователь проксемики — Э.Холл предложил особую методику оценкиинтимности общения на основе изучения организации его пространства.
Визуальное общение («контактглаз») — новая область ис­следования. Доказано, что, как и всеневербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения квербальной ком­муникации.
Для всех четырех систем невербальнойкоммуникации важен общий вопрос методологического характера.Чтобы описанные системы невербальной коммуникации как-то расширяли ее, дол­жна иметь место некоторая общая для общающихсясистема кодов. Есть такое понятие «семантически значимая информа­ция» — это какраз та информация, которая влияет на измене­ние поведения, т.е. та, котораяимеет смысл. В настоящее вре­мя внауке предпринимаются попытки, направленные на выде­ление каких-то единиц внутри каждой системы знаковпо ана­логии с единицами в системе речи. Эта проблема как раз и представляет собой главную трудность.
В целом можно сделать вывод, что анализ всех систем не­вербальнойкоммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную роль (а иногдасамостоятель­ную) в коммуникативномпроцессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблятьвербальное воздействие, все си­стемыневербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерениеего участников. Вместе с вербальной системой ком­муникации эти системы обеспечивают обмен информацией, не­обходимый людям для организации совместнойдеятельности.

Развивающееобучение (Д.Б. Эльконин – В.В. Давыдов)
Развивающееобучение системы Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова (РО) — это целост­наяпедагогическая система, альтернативная традиционной системе школьного обучения,одна из государственных систем развивающегообучения
Цель развивающего обучения — развитие ученика как субъекта учения.
Развивающее обучение предполагает кардинальное изменение содержанияшкольного образования, основу которого должна составлять система научныхпонятий.
Суть его вследующем: формирование умения учиться связано с развитием психоло­гических новообразований и способностей: основытеоретического сознания и мышления, рефлексия, анализ, планирование.Конечная цель РО состоит в том, чтобы обеспечить ка­ждому школьнику условия дляразвития самоизменяющегося субъекта учения. Быть таким субъектом — значит иметь потребность в самоизменении и быть способнымудовлетво­рять ее посредством учения, т.е. хотеть, любить и уметьучиться.
Основные умения учащихся — видеть, формулировать проблему, ставитьцель, плани­ровать действия, анализировать, моделировать, выдвигать и защищатьгипотезы, осуще­ствлять контроль и оценкусвоих действий.
В 60-е гг. был создан научный коллектив под руководством психологов В.В.Давыдоваи Д. Б. Эльконина, который исследовал значение младшего школьноговозраста в психическом развитии человека. Было выявлено, что в современныхусловиях в этом возрасте можно решать специфические образова­тельные задачи приусловии развития учебной деятельности и ее субъекта, аб­страктно-теоретическогомышления, произвольного управления поведением.
Исследованиями было также установлено, что традиционное начальное образованиене обеспечивает полноценного развития большинства младших школьников.Это означает, что оно не создает необходимых «зон ближайшего развития»,а лишь тренирует и закрепляет те психические функции, которые в своей основевозникли и начали развиваться еще в дошкольном возрасте (чувственноенаблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память и т.п.).
Такое обучение ориентировано не только на ознакомление с фактами, но и на познание отношениймежду ними, установление причинно-следственных связей, на превращение отношений в объект изучения. Исходя из этого, В.В.Давыдови Д.Б.Эльконин предлагают перестроить содержание учебных предметов и логику (способы) его изложения вучебном процессе.
Предложенная система развивающего обучения противопоставлена существующейсистеме обучения, прежде всего, по принципиальному направлению — формированиепознавательной деятельности школьника. Известно, что тра­диционное обучениепреимущественно направлено от частного, конкретного, единичного к общему, абстрактному, целому; от случая, факта к системе;от явления к сущности. Развивающееся в ходе такого обучения мышлениеребенка названо В. В.Давыдовым эмпирическим.
Данный тип обучения, по мнению В.В.Давыдова, повсеместно доминирует вшколе и характерен также и для большинства новаций, в том числе и для системыЛ. В. Занкова. Так, сотрудники его лаборатории, проводя обследова­ние,проверяли способность детей к классификации, группировке предметов.
Учащиесяэкспериментальных классов легко переходили от одного основания группировки кдругому. Однако это был лишь показатель развития у них эмпи­рическогомышления.
Основнойлинией умственного развития в теории Л. В. Занкова является образование «функциональной системы разнородныхспособов действия» (обобщения,выделения существенного, анализирующего наблюдения). Однако, несмотря напринцип теоретизации учебного материала, Л.В.Занков, по мнению В.В.Давыдова, несмог на философско-логическом уровне понять значений теоретических знании для развития школьников.Овладение понятиями — это процесс формирования определеннойоперациональной системы. Если знания усваиваются в процессе эмпирическогомышления, то у учащихся формируют­ся такиеумственные действия, как сравнение, обобщение (абстракция и кон­кретизация).Для получения теоретических знаний «требуется, — пишет Э. В. Ильенков, — не абстракция, а синтез и анализ».Вместе с тем в системе Л. В. Занкова формирование понятий складывается большейчастью по линии от чувственно-воспринимаемыхфактов к абстракции.
В.В.Давыдов поставил вопрос о возможности концептуальной разработки новой системы обучения снаправлением, обратным традиционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному.Развивающееся в процессе такогообучения мышление ребенка названо В. В.Давыдовымтеоретическим, а само такое обучение — развивающим.При этом В.В.Давыдов опирается на исходные" положенияЛ.С.Выготского, Д. Б. Эльконина относительнотого, что ведущая значимость обучения в умственном развитии выражаетсяпрежде всего через содержание усваиваемых знаний, производным от которогоявляются методы (или способы) организации обучения.
Готовность младших школьников к овладению теоретическими знаниями В.В.Давыдовусматривает в самой логике психологического развития ребенка, ипрежде всего развитиявоображения и ориентациина отслеживание генети­чески-смысловых связей и отношений.Достигая школьного возраста, ребенок обладаетсильно развитым воображением, которое значительно раздвигает
рамкичувственно-воспринимаемой реальности ивыводит детское сознание за  пределы непосредственно опытных ограничений. Это позволяетребенку постигать целое раньше частей,отмечать главное на фоне частностей, предвосхищать результат действия до его совершения и т.д. При этом направленностьдетского сознания всегда связана сжеланием понять, постичь сам факт происхождения явления (откуда и как онорождается, появляется и т.п.), распознать его сущностное назначение, смысл в окружающей жизни («зачем оно нужно, длячего оно служит, какова его роль и т.п.»).
Данные особенности развития свидетельствуют о зачатках тео­ретического мышления удетей преддошкольного возраста, которые служат психологическим базисом, естественной основой формированиятеоретических знаний в начальнойшколе, носящих обобщенно-смысловой характер отражения действительности.
В основе теоретического мышления лежит содержательное обобщение.
Ребенок,анализируя некоторую развивающуюся систему предметов, может об­наружитьее генетически исходное, существенное или всеобщёе основание. Выделение и фиксацияэтого основания есть содержательное обобщение данной системы. Опираясь на это обобщение, он способен затем мысленнопроследить происхождение частных, иединичных особенностей системы. Теоре­тическое мышление в том изаключается, что создает содержательное обобще­ние той или иной системы, азатем строит эту систему, раскрывая всеобщность ее основания.

В.В. Давыдов приводит шесть основныхразличий эмпирического и торитического знания.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.