Характер.Типология характеров по Э. Фромму.
В буквальном переводе сгреческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характеромпонимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которыепроявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способахдеятельности в подобных условиях. Характер взаимосвязан с другими сторонамиличности, в частности с темпераментом и способностями. В общении с людьми характерчеловека проявляется в манере поведения, манера общения, в способахреагирования на действия и поступки людей.Общие понятия охарактере
Характер — это индивидуальное сочетаниесущественных свойств личности, выражающих отношение человека к действительностии проявляющихся в его поведении, в его поступках.
Характер, как итемперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Темперамент наформе проявления характера, своеобразно окрашивает те или иные его черты. Так,настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика — в сосредоточенномобдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик — методично, неспеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влияниемхарактера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательныестороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характеромнеразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такимичертами характера, как коллективизм — чувство неразрывной связи с коллективом,желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная спостоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностьюк себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностейсвязан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом подвлиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характераи способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, кактрудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость,происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности.Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельностиразвивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой — трудолюбие какчерта характера.
Характер вотличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы,сколько культурой человека, его воспитанием.
Существует разделениечерт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационныепобуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придаютей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальныхличностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнениядеятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе целидействия. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своейинструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.
Перечислим основные чертыличности, которые входят в состав характера человека. Во-первых, это тесвойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности(более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические чертымогут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества.Во-вторых, в структуры характера включены черты, которые относятся к действиям,направленным на достижение поставленных целей: настойчивость,целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (каксвидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не толькос темпераментом, но и с волей человека. В-третьих, с состав характера входятчисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом:экстраверсия — интроверсия, спокойствие – тревожность, сдержанность –импульсивность, переключаемость – ригидность и др. своеобразное сочетание всехэтих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенномутипу.
Типологияхарактеров по Э. Фромму.
Э. Фромм определяет характер как «относительноустойчивую форму канализации энергии человека в процессе ассимиляции исоциализации». В детстве характер формируется в семье, которая служит«психическим агентством» общества. Приспособление ребенка в семейнойобстановке вырабатывает у него характер с общей для большинства членов егокласса и культуры сердцевиной. На сердцевину, или «социальныйхарактер», накладываются варианты индивидуального характера,обусловленного спецификой влияния родителей.
По мнению Э. Фромма, следовательно, типы характера являютсяпродуктом взаимодействия ребенка и родителей, которое начинается с моментарождения. Он 'дискутирует с ортодоксальным представлением о типах какрезультате чередований стадий развития либидо. Анальный характер,например, не имеет никакого отношения к либидо. Запоры – это не причинаформирования характера, а скорее его выражение. Важнейшим фактором являетсядомашняя атмосфера, проникнутая духом стяжательства, тревожности,подозрительности. У ребенка поэтому развивается «чувство дефицита», ион цепляется за все, что имеет. Скупой человек – не потому скуп, что удерживаетфекалии; он крепко держится за любую вещь, включая фекалии.
Его родители из категориилюдей, проявляющих щепетильность в требованиях туалета. Рецептивная ориентация
Человек с рецептивнымхарактером считает, что все, в чем он нуждается должно быть доставлено извне.Он пассивно опирается на авторитеты в получении знаний и помощи и вообще ищет влюдях поддержки. Любовь для него означает – быть любимым, но не активныйпроцесс любви; он крайне чувствителен к любому недостатку любви или внимания.Пассивность связана с неспособностью отказать другим и бесконечным поиском«магического помощника». Страх утраты любви препятствует выбору издвух друзей, когда того требует ситуация, ввиду возможности лишиться расположенияодного из них. Этот тип любит поесть и выпить, что служит средством преодолениябеспокойства и депрессии. Его рот особенно заметная, часто наиболее выраженнаячерта. На жизнь он смотрит, как правило, с оптимизмом и дружелюбием, пока невозникает угроза источнику благополучия. Отзывчив и оказывает помощь другим, ноза этим лежит потребность заручиться их благосклонностью. Эксплуататорская ориентация
Человек с эксплуататорскойориентацией пытается все получить от людей посредством силы и хитрости. Чтокасается любви и привязанности, он испытывает эти чувства только к тем, кто ещечто-то может дать. Подобным образом он ворует идеи и выдает их за свои.Недостаток оригинальности у многих одаренных людей, утверждает Фромм,объясняется ориентацией характера. Установка распространяется на материальныевещи, крайним примером служит клептомания. Вещь доставляет удовольствие, толькоесли она украдена, даже при наличии большого количества денег. Отличительнойчертой является «кусающийся» рот, обычно дающий о себе знать саркастическими,язвительными замечаниями о людях. Этому человеку свойственны подозрительность,цинизм, зависть, ревность. В общем, он предпочитает имеющееся у других ипредпринимает максимум возможного в целях присвоения. Накопительская ориентация
Скряга основываетбезопасность на бережливости и сохранении имущества. Расходы вызывают чувствоопасности и тревожность. Он окружает себя стеной, за которую вносит, скольковозможно, и старается, чтобы ничего не попало наружу. Скупость распространяетсяравным образом как на чувства и мысли, так на деньги и вещи. Даже любовьрассматривается в качестве средства присвоения любимого. Поведениехарактеризуется педантичной упорядоченностью, компульсивной чистоплотностью,навязчивой пунктуальностью, упрямством. Подозрительность и боязнь интимностиобычно являются сопутствующими чертами. Рыночная ориентация
Люди этой категорииотносятся к своей личности, как к товару, который можно купить и продать. Ониформируют у себя качества, пользующиеся спросом у других. У них отсутствуетистинный стабильный характер, и на самом деле они не умеют распоряжаться своейсудьбой. Основными являются чувства опустошенности и беспокойства. Рыночнаяориентация в равной мере относится к мышлению. Предназначение мышления сводитсяк быстрому схватыванию явлений в целях успешного манипулирования. Это приводитк поверхностности вместо проникновения в сущность феноменов. У таких людей,чтобы выполнять социальную роль и пользоваться спросом на рынке, не должносохраниться индивидуальности. Продуктивная ориентация
Четыре предыдущихориентации, согласно Фромму, являются непродуктивными. Продуктивностьопределяется как «способность человека использовать свои силы иреализовать присущий ему потенциал». Подразумевается развитие возможностейтворчества и любви, полное их раскрытие. Такой человек не обязательно долженстать великим ученым или художником. Он просто может независимо мыслить,уважать себя и других, получать чувственное наслаждение, не испытывая тревоги,восхищаться творениями природы и искусства. Короче говоря, он наслаждаетсяжизнью. Непродуктивные элементы все еще сохраняются, но они трансформируются.Упрямство, например, становится настойчивостью, стремление к эксплуатациипревращается в способность взять инициативу на себя.
Внешняя и внутренняя речь.
Средствакоммуникации. Речь
Передача любой информации возможна лишьпосредством знаков, точнее — знаковых систем. Обычно различаютвербальную и невербальную коммуникацию, но последнюю делят еще нанесколько форм: кинестетика, паралингвистика, проксемика,визуальное общение. Каждая из них образует свою собственную знаковую систему.
Проблему речи обычно ставят в психологии в контексте:мышление и речь. Действительно с мышлением речь связана особенно тесно.Генетически речь возникла вместе с мышлением в общественно-трудовойпрактике и развивалась в единстве с ним в процессе общественно-историческогоразвития человечества. Значительную роль в речи играют и эмоциональныемоменты: речь коррелируется сознанием в целом. Сознание человекаформируется в общении между людьми. Основная функциясознания — осознание бытия, его отражение, и язык и речьвыполняют ее специфическим образом: они отражают бытие, обозначая его. Речь,как и язык, если брать их в единстве, обозначает отражения бытия. Но они вто же время различны и обозначают два аспекта единого целого. Речь — этодеятельность общения — выражения, воздействия, сообщения —посредством языка; речь — это язык в действии, это формасуществования сознания для другого, служащая средством общения сним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существованиямышления.
Таким образом, речь — особая и наиболее совершеннаяформа общения, свойственная только человеку. В речевом общении участвуютдве стороны — говорящий и слушающий. Говорящий отбирает слова,необходимые для выражения мысли, связывает их по правилам грамматики ипроизносит их благодаря артикуляции органов речи. Слушающийвоспринимает речь, так или иначе понимает высказанную в ней мысль.Ясно, что у обоих— говорящего и слушающего — должно быть что-то общее, должны быть одинаковые средства и правила передачи мысли. Таким общим средством и системой правилявляется тот или иной национальныйязык, вырабатываемый в процессе речевогообщения на протяжении многих поколений.
Язык — строго нормализованная система средств общения, аречь ч- его применение в процессе общения для передачи мыслии чувства. В языке нет мыслей — это набор разных средств длявыражения мысли. Когда же из этого набора отобрана в речинекоторая определенная система языковых средств, — в нейбудет высказана определенная мысль.
Функцииречи
Речь выполняет две основные функции —коммуникативнуюи сигнификативную, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания.
Мы знаем, что основным в слове является егозначение, его семантическое содержание. Наше внимание обычно сосредоточено насмысловом содержании речи. Каждое слово человеческого языка обозначаеткакой-либо предмет, указывает на него, вызывает у нас образ того или иногопредмета; говоря какие-то слова, мы каждый раз обозначаем тот или иной предмет,то или иное явление. Этим язык человека отличается от «языка» животных,который выражает в звуках лишь аффективное состояние, но никогда не обозначаетзвуками определенных предметов. Это основная функция слова, котораяназывается сигнификативной. Обозначающаяфункция является важнейшей функцией слов, составляющихязык. Она позволяет человеку произвольно вызывать образысоответствующих предметов, иметь дело с предметами даже в ихотсутствие. Как говорят некоторые психологи, слово позволяет«удваивать» мир, иметь дело не только с наглядно воспринимаемымиобразами предметов, но и с образами предметов, вызванными вовнутреннем представлении с помощью слов.
Слово имеет и другую, более сложную функцию, оно дает возможностьанализировать предметы, выделять их существенные свойства, относитьпредметы к определенной категории. Таким образом, словоявляется средством абстракции и обобщения, отражает глубокиесвязи и отношения, которые стоят за предметами внешнего мира. Этавторая его функция обычно обозначается термином значение слова. Овладеваясловом, человек автоматически усваиваетсложную систему связей и отношений, вкоторых состоит данный предмет, сложившихся в многовековой истории человечества. Эта способность анализироватьпредмет, выделять в нем существенные свойства и относить его к определенным категориям и называетсязначением слова.
Еще одна функция речи — коммуникативная —включает в себя средства выражения и средства воздействия. Выразительнаяфункция сама по себе не определяет речи; речь не отождестви-ма с любойвыразительной реакцией, речь есть только там, где естьзначение, имеющее материальный носитель. Всякая речь говорито чем-то, т.е. имеет какой-то предмет; всякая речь вместес тем обращена к кому-то. Стержнем смыслового содержанияречи является то,, что она обозначает. Но живая речь обычновыражает неизмеримо больше, чем она собственно обозначает.Благодаря заключенным в речи выразительным моментам, она сплошь ирядом далеко выходит за пределы абстрактной системы значений.
Речь как средство выражения включается всовокупность выразительных движений — наряду с жестом, мимикой и пр. Звук,как выразительное движение, имеется и у животных. Норечью, словом этот звук становится' лишь тогда, когда он перестаеттолько сопровождать соответствующее аффективное состояние субъекта и начинаетего обозначать. Выразительная функция, включаясь в человеческую речь, перестраивается,входя в ее семантическое содержание. В таком виде эмоциональность играет в речичеловека значительную роль. Неверно было бы целиком интеллектуализировать речь,превращаяее только в орудие мышления. В ней есть эмоционально-выразительные компоненты, проступающие в ритме, паузах, в интонациях, в модуляциях голоса и другихвыразительных экспрессивных моментах, Которые в большей или меньшей степени всегда имеются в речи — особенноустной, сказываясь, впрочем, и вписьменной — в ритме и в расстановке слов. Человеческая речь несводится лишь к совокупности знаний, она обычно выражает и эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит, и часто к тому, к комуон обращается. Можно даже сказать, что чем она выразительнее, тем более она — речь, а не только язык,потому что, чем выразительнее речь, тем больше в ней проявляется говорящий, его лицо, он сам.
Будучи средством выражения, речь является вместе с тем и средствомвоздействия. Функция воздействия в человеческой речи —одна из наиболее основных ее функций. Человек говорит не для того, чтобывоздействовать, если не непосредственно наповедение, то на мысльили чувства, на сознание других людей. Речьимеет социальное предназначение, она — средство общения, и эту функцию выполняет в первуюочередь, поскольку служит средствомвоздействия.
Сигнальная мимика животных может иметь своим следствиемту или иную реакцию других животных, но средством сознательноговоздействия, при помощи которого субъект в состоянииоказать воздействие, соответствующее поставленной им цели,может быть только речь, которая что-то обозначает, имеет определенноезначение. Речь в подлинном смысле слова является средством сознательноговоздействия и сообщения на основе ее семантического содержания, — в этомспецифика речи в подлинном смысле слова, т.е. речи человека.
Итак, в речи человека можно психологическиманализом выделить различные функции, но они не внешние друг другу аспекты,они включены в единство, внутри которого определяют иопосредуют друг друга. Понимание является одним из конституирующих моментовречи. Возникновение речи вне общества невозможно, речь — социальный продукт,она предназначена для общения и возникает в общении. Две основные функцииречи — коммуникативная и сигнификативная, благодаря которымречь является средством общения и формой существования мысли,сознания, — формируются одна через другую и функционируют одна в другой.
Речь обычно должна разрешить какую-то более или менее осознаннуюговорящим задачу и является действием, оказывающим то или иноевоздействие на тех, к кому она обращена. Для того, чтобы речь сталавполне сознательным действием, необходимо прежде всего, чтобы говорящийчетко осознал задачу, которую должна разрешить его речь, ее основную цель. Однакопонимание задачи, которую должна разрешить речь, предполагает нетолько осознание цели, но и1 учет условий, в которыхона осуществляется. Эти условия определяются характеромпредмета, о котором идет речь, и особенностями аудитории,к которой она обращена. Лишь при учете целей и условий в ихсоотношении человек знает, что и как ему сказать, и может строить свою речь каксознательное действие, способное разрешить задачу, которую онпоставил.
Виды речевой деятельности
Итак, речь — это вербальная коммуникация,т.е. процесс общения с помощью языка. Различают следующие видыречи: внешняя и внутренняя. Внешняя речь подразделяется, в свою очередь,на устную и письменную, а устная — на монологическую и диалогическую:
/>
Все виды речи тесно взаимодействуют друг с другом. Общим длявсех видов речи является произнесение слов (вслух или про себя). Однако каждыйиз видов речи имеет свои специфические особенности. Когда человекпроизносит что-то про себя (внутренняя р.ечь), в речедвигательный анализаторот органов речи поступают кинестезические импульсы. Никакаямысль не может быть сформулирована без языка и без материальных речевыхпроцессов. При подготовке к устной и, особенно, к письменнойречи имеется фаза внутреннего проговаривания речи просебя. Это и есть внутренняя речь.
Внешняя речь, как уже было сказано,бывает устной и письменной. В письменной речи условия общенияопосредствованы текстом. Письменная речь более концентрированапо содержанию, чем устная, разговорная. Под письменной понимаютречь с использованием письменных знаков. В большинстве современныхязыков (кроме языков, в которых применяется идеографическое письмо), звукиречи обозначаются буквами. Письменная речь — процесс, в котором имеетсяобразуемый из сложного соотношения речевых звуков, воспринимаемых слухом букв,видимых зрением, и производимых человеком речедвижений (так как звукиязыка не могут появиться без речедвижений). Отсюда понятно, что письменная речьпоявляется позже устной и формируется на ее основе. Это относится к развитиюее как в обществе, так и в индивидуальной жизни человека. Процессыанализа и синтеза видимого и слышимого слова различны.Отсюда следует, что переходы от одного к другому должны специальноразрабатываться. В этом состоит задача обучения письменной речи.
Слышимая речь, которая кем-то произносится, называется устнойречью. В устной речи общение ограничено условиями пространстваи времени. Обычно собеседники хорошо видят друг друга или находятся натаком расстоянии, что могут услышать сказанные слова, чтонакладывает отпечаток на характер речи. При изменении условий, например приразговоре по телефону, характеристики речи обычно меняются(она становится более краткой, менее обстоятельной и т.п.). Особеннозначительно изменяется характер речевого общения при теле- и радиовещании,когда слушающий не имеет возможности подать реплику и получить на нее ответ.
Устная речь может быть диалогической и монологической. Диалогическаяречь поддерживается взаимными репликами собеседников,называясь еще разговорной. Обычно она не полностью развернута, так какмногое или вытекает из того, что было сказано раньше, или заранееизвестно говорящим, или очевидно из имеющейся ситуации. Поддержание разговорнойречи, как правило, требует естественный ответ на побуждениесобеседника или существует как реакция на происходящее вокруг.
Монологическая речь продолжаетсядостаточно долго, не перебивается репликами других и требуетпредварительной подготовки. Обычно это развернутая, подготовленная речь (например,лекция, доклад, выступление и т.п.). При подготовке такая речьнередко неоднократно проговаривается (особенно ее отдельныеместа), перестраивается план, отбираются нужные слова ипредложения и, часто, письменно фиксируется план устной речи.Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требуетзавершенности мысли, строгой логики и последовательности.Монологическая речь труднее диалогической, ее развернутые формы в онтогенезеразвиваются позднее и ее. формирование у учащихся представляет специальнуюзадачу, которуюпедагогам приходится решать на протяжении всех лет обучения.
Как уже отмечалось, передача любой информации возможна лишьпосредством знаков, знаковых систем. В коммуникативномпроцессе обычно выделяют вербальную (в качестве знаковойсистемы используется речь, характеристики которой мы рассмотрели)и невербальную коммуникацию (когда используются различныенеречевые знаковые системы). Рассмотрим каждую из систем.
Вербальная коммуникация используетв качестве знаковой системы человеческую речь. Под речью здесь понимается естественныйзвуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа — лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средствомкоммуникаций, поскольку при передаче информации с ее помощью менее всего теряется смысл общения. Благодаря ейосуществляется кодирование идекодирование информации. Диалогическая речь как специфический вид разговора представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходекоторой выявляется смысл речевогосообщения.
Вообще относительно использования речи какнекоторой знаковой системы в процессе коммуникации справедливо все,что говорилось о сущности коммуникации в целом. Это означает, чтопосредством речи не просто «движется» информация, но участники коммуникацииособым способом воздействуют друг на друга, ориентируют иубеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенногоизменения поведения.
В работах чехословацкого социального психолога Я.Яноу-шекапоследовательность действий говорящего и слушающегоисследована достаточно подробно. С точки зрения передачии восприятия смысла сообщения схема К—С—Р (коммуникатор—сообщение—реципиент)асимметрична. Для коммуникатора (говорящего) смысл информациипредшествует процессу кодирования (высказыванию), так как он сначала имеетопределенный замысел, а затем воплощает его в системузнаков. Для слушающего (реципиента) смысл принимаемогосообщения раскрывается одновременно с декодированием.
Точность понимания слушающим смысла высказывания, может статьочевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативныхролей», т.е. когда реципиент превратится вкоммуникатора и своим высказыванием даст знать, как он понял принятую информацию. Диалог, или диалогиче/>скаяречь, как специфический вид разговора представляет собойпоследовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которойвыявляется смысл речевого сообщения, т.е. происходит «обогащение, развитиеинформации».
Содержание общения состоит в том, что впроцессе коммуникации осуществляется взаимовлияние людей друг на друга.Чтобы полностью описать этот процесс, недостаточно знатьтолько структуру коммуникативного акта, необходимо еще проанализировать имотивы общающихся, их цели, установки и пр. Для этого нужно обратитьсяк тем знаковым системам, которые включены в речевое общениепомимо речи. Хотя речь и является универсальным средством общения,она приобретает значение только при условии включения всистему деятельности, в свою очередь обязательно дополняемоеупотреблением других, неречевых знаковых систем. Поэтомукоммуникативный процесс оказывается неполным, если мы отвлекаемся отневербальных его средств.
Невербальная коммуникация. Первымсреди них нужно назвать оптико-кинетическую систему знаков, чтовключает в себя жесты, мимику, пантомимику… В целом эта оптико-кинетическаясистема предстает как более или менее отчетливо воспринимаемоесвойство общей моторики, преимущественно различных частей тела(рук — и тогда мы имеем жестикуляцию; лица — и тогда мы имеем мимику; позы — и тогда мыимеем пантомимику). Эта общая моторикаразличных частей тела отображаетэмоциональные реакции человека, благодаря чему общение приобретает нюансы. Этинюансы оказываются неоднозначными при употреблении, например, одних и тех жежестов в различных национальных культурах.
Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаковпредставляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации.Паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. тембрголоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз,а также других средств, напримерпокашливание, плач, смех и, наконец, темпречи.
Проксемика — это специальная область,занимающаяся нормами пространственной и временной организацииобщения. Основатель проксемики — Э.Холл предложил особую методику оценкиинтимности общения на основе изучения организации его пространства.
Визуальное общение («контактглаз») — новая область исследования. Доказано, что, как и всеневербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения квербальной коммуникации.
Для всех четырех систем невербальнойкоммуникации важен общий вопрос методологического характера.Чтобы описанные системы невербальной коммуникации как-то расширяли ее, должна иметь место некоторая общая для общающихсясистема кодов. Есть такое понятие «семантически значимая информация» — это какраз та информация, которая влияет на изменение поведения, т.е. та, котораяимеет смысл. В настоящее время внауке предпринимаются попытки, направленные на выделение каких-то единиц внутри каждой системы знаковпо аналогии с единицами в системе речи. Эта проблема как раз и представляет собой главную трудность.
В целом можно сделать вывод, что анализ всех систем невербальнойкоммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную роль (а иногдасамостоятельную) в коммуникативномпроцессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблятьвербальное воздействие, все системыневербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерениеего участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, необходимый людям для организации совместнойдеятельности.
Развивающееобучение (Д.Б. Эльконин – В.В. Давыдов)
Развивающееобучение системы Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова (РО) — это целостнаяпедагогическая система, альтернативная традиционной системе школьного обучения,одна из государственных систем развивающегообучения
Цель развивающего обучения — развитие ученика как субъекта учения.
Развивающее обучение предполагает кардинальное изменение содержанияшкольного образования, основу которого должна составлять система научныхпонятий.
Суть его вследующем: формирование умения учиться связано с развитием психологических новообразований и способностей: основытеоретического сознания и мышления, рефлексия, анализ, планирование.Конечная цель РО состоит в том, чтобы обеспечить каждому школьнику условия дляразвития самоизменяющегося субъекта учения. Быть таким субъектом — значит иметь потребность в самоизменении и быть способнымудовлетворять ее посредством учения, т.е. хотеть, любить и уметьучиться.
Основные умения учащихся — видеть, формулировать проблему, ставитьцель, планировать действия, анализировать, моделировать, выдвигать и защищатьгипотезы, осуществлять контроль и оценкусвоих действий.
В 60-е гг. был создан научный коллектив под руководством психологов В.В.Давыдоваи Д. Б. Эльконина, который исследовал значение младшего школьноговозраста в психическом развитии человека. Было выявлено, что в современныхусловиях в этом возрасте можно решать специфические образовательные задачи приусловии развития учебной деятельности и ее субъекта, абстрактно-теоретическогомышления, произвольного управления поведением.
Исследованиями было также установлено, что традиционное начальное образованиене обеспечивает полноценного развития большинства младших школьников.Это означает, что оно не создает необходимых «зон ближайшего развития»,а лишь тренирует и закрепляет те психические функции, которые в своей основевозникли и начали развиваться еще в дошкольном возрасте (чувственноенаблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память и т.п.).
Такое обучение ориентировано не только на ознакомление с фактами, но и на познание отношениймежду ними, установление причинно-следственных связей, на превращение отношений в объект изучения. Исходя из этого, В.В.Давыдови Д.Б.Эльконин предлагают перестроить содержание учебных предметов и логику (способы) его изложения вучебном процессе.
Предложенная система развивающего обучения противопоставлена существующейсистеме обучения, прежде всего, по принципиальному направлению — формированиепознавательной деятельности школьника. Известно, что традиционное обучениепреимущественно направлено от частного, конкретного, единичного к общему, абстрактному, целому; от случая, факта к системе;от явления к сущности. Развивающееся в ходе такого обучения мышлениеребенка названо В. В.Давыдовым эмпирическим.
Данный тип обучения, по мнению В.В.Давыдова, повсеместно доминирует вшколе и характерен также и для большинства новаций, в том числе и для системыЛ. В. Занкова. Так, сотрудники его лаборатории, проводя обследование,проверяли способность детей к классификации, группировке предметов.
Учащиесяэкспериментальных классов легко переходили от одного основания группировки кдругому. Однако это был лишь показатель развития у них эмпирическогомышления.
Основнойлинией умственного развития в теории Л. В. Занкова является образование «функциональной системы разнородныхспособов действия» (обобщения,выделения существенного, анализирующего наблюдения). Однако, несмотря напринцип теоретизации учебного материала, Л.В.Занков, по мнению В.В.Давыдова, несмог на философско-логическом уровне понять значений теоретических знании для развития школьников.Овладение понятиями — это процесс формирования определеннойоперациональной системы. Если знания усваиваются в процессе эмпирическогомышления, то у учащихся формируются такиеумственные действия, как сравнение, обобщение (абстракция и конкретизация).Для получения теоретических знаний «требуется, — пишет Э. В. Ильенков, — не абстракция, а синтез и анализ».Вместе с тем в системе Л. В. Занкова формирование понятий складывается большейчастью по линии от чувственно-воспринимаемыхфактов к абстракции.
В.В.Давыдов поставил вопрос о возможности концептуальной разработки новой системы обучения снаправлением, обратным традиционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному.Развивающееся в процессе такогообучения мышление ребенка названо В. В.Давыдовымтеоретическим, а само такое обучение — развивающим.При этом В.В.Давыдов опирается на исходные" положенияЛ.С.Выготского, Д. Б. Эльконина относительнотого, что ведущая значимость обучения в умственном развитии выражаетсяпрежде всего через содержание усваиваемых знаний, производным от которогоявляются методы (или способы) организации обучения.
Готовность младших школьников к овладению теоретическими знаниями В.В.Давыдовусматривает в самой логике психологического развития ребенка, ипрежде всего развитиявоображения и ориентациина отслеживание генетически-смысловых связей и отношений.Достигая школьного возраста, ребенок обладаетсильно развитым воображением, которое значительно раздвигает
рамкичувственно-воспринимаемой реальности ивыводит детское сознание за пределы непосредственно опытных ограничений. Это позволяетребенку постигать целое раньше частей,отмечать главное на фоне частностей, предвосхищать результат действия до его совершения и т.д. При этом направленностьдетского сознания всегда связана сжеланием понять, постичь сам факт происхождения явления (откуда и как онорождается, появляется и т.п.), распознать его сущностное назначение, смысл в окружающей жизни («зачем оно нужно, длячего оно служит, какова его роль и т.п.»).
Данные особенности развития свидетельствуют о зачатках теоретического мышления удетей преддошкольного возраста, которые служат психологическим базисом, естественной основой формированиятеоретических знаний в начальнойшколе, носящих обобщенно-смысловой характер отражения действительности.
В основе теоретического мышления лежит содержательное обобщение.
Ребенок,анализируя некоторую развивающуюся систему предметов, может обнаружитьее генетически исходное, существенное или всеобщёе основание. Выделение и фиксацияэтого основания есть содержательное обобщение данной системы. Опираясь на это обобщение, он способен затем мысленнопроследить происхождение частных, иединичных особенностей системы. Теоретическое мышление в том изаключается, что создает содержательное обобщение той или иной системы, азатем строит эту систему, раскрывая всеобщность ее основания.
В.В. Давыдов приводит шесть основныхразличий эмпирического и торитического знания.