Реферат по предмету "Социология"


Социальные потребности

СОДЕРЖАНИЕ
1 Понятие о социальных потребностях…………………………… 3
2 КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ…………………. 4
2.1 Мотивы социального действиякак отражение социальных потребностей4
2.2 Социальные институты какотражение социальных потребностей …….11
Список использованной литературы …………………………….16
/>/>/>/>1 Понятие о социальных потребностях
Потребности социальные — особый вид потребностей человека.Потребности, нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельностиорганизма человеческой личности, социальной группы, общества в целом;внутренний побудитель активности. Различают два вида потребностей: естественныеи созданные обществом.
Естественные потребности — это повседневные нужды человека веде, одежде, жилье и т. д.
Потребности социальные — это потребности человека в трудовойдеятельности, социально-экономической активности, духовной культуре, т. е. вовсем, что является продуктом общественной жизни.
Естественные потребности являются основой, на которой возникают,развиваются и получают удовлетворение потребности социальные. Потребностивыступают в качестве основного мотива, побуждающего субъект деятельности креальной деятельности, направляемой на создание условий и средствудовлетворения его нужд, т.е. к деятельности производственной. Без потребностейнет и не может быть производства. Они — исходный побудитель человека кдеятельности, выражают зависимость субъекта деятельности от внешнего мира.Потребности существуют как объективные и субъективные связи, как тяготения кпредмету потребности. К потребностям социальным относятся потребности,связанные с включением индивида в семью, в многочисленные социальные группы иколлективы, в различные сферы производственной и внепроизводственнойдеятельности, в жизнедеятельность общества в целом.
Потребности социальные являются выражением объективныхзакономерностей развития тех или иных сфер жизнедеятельности человека и общества.Условия, окружающие человека, не только порождают потребности, но и создаютвозможности для их удовлетворения./>/>/>/>2 КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХПОТРЕБНОСТЕЙ/>/>/>/> 2.1 Мотивы социального действия как отражениесоциальных потребностей
Совершает человек наиболее значимые поступки осмысленно, тоесть совершает социальное действие. Без учета мотивов того внутреннего смысла, которыйвкладывается человеком, социальной общностью людей в свои усилия для реализациитой или иной цели, невозможно понимание социальных действий, социальных связейи взаимодействий, совершаемых при реализации поставленной цели. Индивидуальнаяцель, воспроизводящая потребности человека (идет ли речь о потребности в еде,жилье, одежде, или в образовании, потребности в утверждении собственногодостоинства, чести и т. п.) — это начало действия социального и второ, начало —ориентация на других, ожидание, учитывающее возможную ответную реакциюокружающих и образуют мотивы социального действия.
Возьмем обычный житейский пример. Человек, индивид хотел быудовлетворить свою потребность в приобретении автомашины. Индивидуальная цельясна. Но нет необходимых материальных возможностей, нужна поддержка окружающих (родственников,друзей и т. п.). Что предпринимает человек-индивид, какой смысл его действий —накопить средства, убедить родственников о важности и необходимостиприобретения автомашины и т. п. Индивидуальная цель, осмысленная сквозь призмусоциальных отношений, связей, ожиданий и стала мотивом социального действия.Естественно, конкретное содержание, направленность мотива определяется тем какиндивидуальная цель и ориентация на других, ожидание учитывающее возможнуюответную реакцию окружающих соотносятся, взаимодействуют. Иногда, поставленныеиндивидуальные цели не реализуются, хотя и предпринимаются различные социальныедействия. Здесь-то проявляется бесполезность мотивов в определении и осознании поставленнойцели.
Американский социолог Толкотт Парсонс в процессе выбораварианта действия выделяет так называемые типовые переменные действия — системыосновных ориентации. Это пары, определяющие различные возможности выборадействий.
Во-первых, между действием исключительно в собственных личныхинтересах или необходимостью учета в своем поведении потребностей коллектива,окружающих (ориентация на себя — ориентация на коллектив, окружающих);во-вторых, между стремлением к удовлетворению непосредственных сиюминутныхпотребностей или отказом от их реализации ради перспективных и важных целей;в-третьих, ориентация на социальные оценки другого индивида или свойственноеему присущие качества (пол, возраст, внешний вид и т. п.); в-четвертых, междуподчинением индивидом своего поведения какому-то общему правилу или учетомспецифических моментов ситуации и т.д.
Выделенные Толкоттом Парсонсом с достаточной полнотой искрупулезностью основные альтернативы, варианты социальных действий (в реальнойжизни их больше) свидетельствуют о многомерности мотивов конкретногосоциального действия, о многообразии подходов, способов анализа путейдостижения цели в конкретных социальных условиях сплетается в одномэлементарном мотиве.
Возьмем житейский случай. На предприятии начальник участка,цеха хотел бы удовлетворить потребности расширения участка, совершенствованиитехнологии, «расшивке» узких мест и т. п. Но нет необходимых средств,материальных возможностей, нужна поддержка руководства и т. д. Чтопредпринимает начальник участка, цеха, какой смысл его действий — убедитьруководство в перспективности реконструкции и т. п. И вот, он пришел круководству предприятия. Как поведет себя руководство? С одной стороны, онзнает, что средств для реконструкции крайне мало (тем более в современныхусловиях), только бы продержаться, сохранить людей; с другой стороны, он знает,что реконструкция перспективна, а у начальника участка, цеха есть и неплохиезаделы, первые результаты (вторая альтернатива). Вместе с тем, руководительиспытывает к начальнику участка, цеха личную неприязнь, поэтому, хотя идостаточно высокий статус начальника участка (высококвалифициро­ванныйспециалист, инженер и т. д.) позволяет ему рассчитывать на раз­витиереконструкции, расширение производства (третья альтернатива). Однако, стоит лиобращать внимание на личную неприязнь и обиду, если реконструкция может,наверняка, принести комплексу признание (первая альтернатива)… Каждая изальтернатив вносит свою лепту в мучительный выбор мотива.
В конкретный мотив органично вплетается и иерархия ценностей,и интеллектуально-культурная готовность личности анализировать ситуацию.Сказываются и особенности темперамента личности, его непреклонность, упрямство,волевые качества, эмоциональная близость к человеку, личности и т. д. Ситуацию,сложившуюся между начальником участка, цеха и руководством, администрациейпредприятия социологи называют состя­занием мотивов, порождающее достаточноострые, чаще всего невидимые со стороны внутренние переживания личности. Здесьважно отметить многообразие проявления различных возможностей, альтернативдостижения личной цели и ориентацию на другие, изначально определяющиевнутреннюю драму сферы мотивов личности. И практично невозможно предписатьконкретный выбор мотива личностью в конкретной ситуации. Но можно проследитьопределенную направленность конкретной личности и целостной системы действийсоциальных.
Мотивы действий разнообразны. Имеет пределы инепредсказуемость поведения личности, укладывающаяся в пределы социальнойцелесообразности, сохранения социальных связей нерушимыми. Иначе социальноелишилось бы едва ли не главного — предсказуемости и выполнения человеком своихобязательств. В мотивации: ориентация на себя—ориентация на других выделяется индивидуалистическаямотивация в ее крайних и более сдержанных вариантах, гуманистическая,альтруистическая (бескорыстная) в ее грубых и более мягких, сдержанныхвариантах. На выбор человеком-личностью, социальной общностью конкретноймотивации влияет ряд обстоятельств: сказывается влияние ситуации, нравственнойкультуры конкретной личности и существующая в обществе система ценностей и т.п. Роль системы ценностей в том, что они выступают для человека, личностифактором, социализирующим определенный поиск человеком, социальной общностьюпутей реализации индивидуальных целей и определяют типичный для обществаиндивидуальный выбор. В ходе исторического развития культур, социального отборакрайние варианты, различие возможностей на себя, на коллектив — отброшены. Ведьони ведут или к хаосу в обществе, или духовной, да и физической, гибелииндивидуальности. И социолог Макс Вебер, анализируямотивацию социального действия, особо выделяет степень участия сознательных,рациональных элементов в процессе мотивации социального действия. И в основуклассификации социальных действий Макс Вебер ставит целерациональное действие, подчеркивая, что «целерациональнодействует тот индивид, где поведение ориентировано на цель, средства и побочныерезультаты его действий, кто рационально рассматривает отношение средств к целипобочным результатам, то есть действует во всяком случае не аффективно (преждевсего, не эмоционально) и не традиционно, то есть не на основе той или инойтрадиции, привычке». Иначе говоря, целесообразное действие характеризуетсяясным пониманием того, что хочет добиться человек, какие пути, средстванаиболее пригодны, эффективны и т. п. Человек самосоотносит и средства,просчитывает положительные и отрицательные последствия своих действий и находитразумное сочетание личной цели и социальной. Но все это лишь идеальный образец,а в реальной жизни встретиться с такими действиями удается отнюдь не часто.
В реальной жизни более массовым есть ценностно-рациональноедействие, подчиненное определенным требованиям, принятым в обществе ценностям(религиозные, нравственные, эстетические нормы, традиции и т. п.). Рациональнопонятой цели для человека, личности, социальной общности не существует и всоциальных действиях человек, социальная общность ориентируется на соблюдениесвоих убеждений о долге, достоинстве, красоте и т. п. Макс Вебер отмечал, что ценностно-рациональноедействие всегда подчинено заповедям или требованиям, в повиновении которых человеквидит свой долг и т. п. Сознание личности, социальной общности сковано ориентациейна ценности, существующие в обществе. И ценности, нормы существующие в обществеесть основной для человека в разрешении противоречий между личной целью иориентацией на других окружающих.
Традиционное и аффективное социальное действие находятся на самой границе, а частодаже за пределами того, что осознанно, осмысленно, сориентированно. Предельноминимизирована самостоятельная деятельность сознания в традиционном социальномдействии. Глубоко усвоенные социальные образцы поведения, норм, перешедших впривычное, традиционное, не подлежащее проверке на истинность и есть основой,базой традиционного социального действия. Нравственно привычное может такжебыть традиционным социальным действием. Это объясняется тем, чтосамостоятельное моральное сознание человека «не включено», он поступает как все,как принято испокон века и привычно в быту. Здесь-то распространенная и вобщем-то естественная форма человеческих действий, составляющих основусоциальной жизни, ее привычный и естественный фон. Аффективное действиеобусловлено чисто эмоциональным состоянием, осуществлено в состоянии аффекта(то есть душевного волнения). Аффективное действие менее осознанно, а болеехарактеризуется стремлением к немедленному удовлетворению страсти, жажды мести,влечения и т. п.
В реальной жизни существуют все виды социальных действий, анекоторые из них, в частности, традиционно-нравственное вообще естьхарактерным, типичным для определенных слоев общества. Жизни отдельной личностиприсущи и аффект, и строгий учет, и расчет, традиционно привычное, и ориентациина свой долг перед товарищами, родителями. Целерациональное социальное действиепри всей привлекательности и, даже в чем-то романтически возвышенное, никогдане может и не должно быть чрезмерно распространенным. Иначе будет во многомутрачена прелесть и многообразие, чувственная наполненность социальной жизни.Конечно же, больше вероятности, что личность, социальная общность, обществобудет развиваться эффективно, если при реализации сложных, узловых проблем социальной жизни человек-личность, социальнаяобщность будут чаще целерациональны. Ведь от множества причин зависитвероятность реализации того или иного типа мотивации социального действия.Зачастую индивидуальные особенности, культура, образование, интеллектуальныевозможности индивида, социальных слоев сказываются на социальном действии. А вомногом зависит от общества, социокультурной среды и массовость распространениятого или иного типа мотивации. Насколько мотивы позволяют, стимулируютцелерациональное социальное действие или традиционное, настолько они ограничивают,подавляют один тип поведения и стимулируют другой. Исторический опытсвидетельствует: человек всегда живет неодномерно, противоречиво. Аффективноепричудливо сочетается с целерациональным, иррациональным сценностно-рациональным и т.п. Но там, где существенна сфера целерациональногоили иррационального наступает простор для мракобесия, мифов, тоталитаризма,устанавливается атмосфера безудержного доверия и восхищения вождями, лидерами.Человеческий здравый смысл загоняется в тупик и т. п.
В жизни человек своим усилиям, действиям придает смысл,мотив. Какой смысл усматривает человек, какие ценности он утверждает в своейдеятельности, такую реальность во многом и творит. Конечно же, не все, чтозадумывается реализуется в жизни. Причин много. И здесь, прежде всего зачастуюжелания человека, социальных общностей людей могут столкнуться с желаниемдругих. Но жизнь подвластна тому, чего люди хотят достичь, во что они верят,какой хотят сделать ее, в чем видят смысл своего бытия. Возьмем обычныежизненные явления. В 30-х годах в Украине осуществлялась массоваяколлективизация, людей, возможно, реализовавших цель создание коллективных хозяйств,раскулачивание зажиточных крестьян имели высокий смысл, осененныйсоциалистической идеей. И создали же колхозный строй, морально, а подчас и физическиуничтожая массу несогласных. Или еще. В 80-х годах в сознании людей сооружавшихпод Киевом в Чернобыле крупную атомную электростанцию имело высокий смысл:обеспечить Украину электроэнергией, кстати дешевой. Но затем катастрофа принесламногие беды, вызвавшая неоднозначное определение вредности атомной энергетики.Надо помнить, что неизменная мотивация социальных действий имеет тенденциювоспроизводить тождественные по социальному смыслу действия, и, следовательно,аналогичную социальную реальность, действительность и т.п. Пока же не изменилсясмысл деятельности наивно надеяться на изменение самих социальных действийлюдей.
Существо социальных связей, аспектов мало меняется, хотя именяется вещно-предметная оболочка социальной реальности. Предприниматель,управленец может на работу ездить и на «Вольво», и трамваем, метро. Священик на молитву может ездить и на«Мерседесе». Не здесь ли загадка того парадокса, вызывающего глубокоебеспокойство людей, что мотивы рыночной деятельности многих отечественныхпредпринимателей, замешанная на мафиозно-криминальных основах, сформировавшихсяв былые времена, в современных условиях воспроизводят в Украине нередкорыночно-мафиозную реальность, то есть существование «пятой власти», теневой экономики.Воспроизводится и «большевизм» политиков, их желание во всех случаях, пустьдаже на развалинах одержать верх над оппонентами и т. п. И «страсть» украинскихнационал-патриотов, национал-демократов оторвать Украину во что бы то ни сталоот рыночных отношений и источников сырья России и стран Содружества, даже еслиущербно для Украины, «страсть» к использованию служебного положения,привилегиям, и правило двойной морали, телефонного права и т.п. и т.д. Нифантастичностью, ни божественностью смысл не располагает, да и не возникнетоткуда ни возьмись смысл деятельности. Формируется смысл не только внутренне, нои с помощью внешних факторов, включая и материальные и т. д. И хотя смыслполучает извне жизненные импульсы все обладает и собственной независимостью,устойчивостью и т. д. Через призму ценностей, свойственных человеку и смысл, воимя которых живет и хочет действовать, человек видит, чувствует, оцениваетвнешние импульсы, социальные действия.
Конечно же, осмысливая социальную реальность, отвечая навопрос почему человек действует так, а не иначе, почему «имеем то, что имеем»,в мотивации социального действия надо выделять именно культуру — одну из важныхсторон смысла жизни и деятельности человека. Личность, ее потребности —источник действия социального, а система смысла, мотивов действия естькультура, то социальные связи, взаимодействия есть деятельная реализацияориентации на другого и т. п./>/>/>/>2.2 Социальные институты как отражение социальныхпотребностей
 
«Институт» (от лат. institutum —установление) — понятие, используемое для обозначения устойчивого комплексаформальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующихразличные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей истатусов.
Социальные институты – это элементы социальной структурыобщества, представляющие собой относительно устойчивые типы и формы социальнойпрактики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечиваетсяустойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.
Изучение институтов, как отмечал Г.Спенсер, есть изучениестроения и развития общества, анализ его возникновения, роста, изменений, сломов.
Важное значение для понимания сущности социальных институтови их функционирования имеют категории «социальная норма» и «социальный обмен».
Социальная норма- это общее правило, введённое в абстрактнуюмодель взаимодействия участников общественных отношений и таким образомпозволяющее им вступать регулярно и единообразно в данные взаимодействия. Возникновение и функционированиетаких норм, их место в социально-политической организации общества определеныобъективной потребностью в упорядочении общественных отношений. Социальныевзаимодействия осуществляются не между изолированными индивидами, но междучленами общества, объединенными в социальные группы, слои, общности.
Институциализированные социальные нормы относительностабильны. При закреплении в праве они носят общеобязательный характер. По мерерасхождения с изменившимися социальными условиями регулятивная функция этихнорм становится менее эффективной, ослабевает или исчезает. В этой ситуациивозникают новые социальные нормы.
Социальный обмен — это обмен между членами общества, егоорганизациями и сферами, находящимися в различных структурных позициях (политических, экономических,культурных и т.д.). Социальный институциализированный обмен отличен отиндивидуального обмена между людьми, поскольку не содержит личностнойкомпоненты.
Каждый социальный институт характеризуется определеннымнабором норм, которые формализованы, представлены, как правило, в знаковыхформах (регламентирующих документах). На их основе и производится социальныйобмен.
Социальные институты в развитых, высокоинституциализированных обществах многообразны, по мере развития общества ониразвиваются и усложняются. К социальным институтам в современном обществеотносятся государство, политические партии и движения, институты семьи,образования, охраны здоровья, материнства и детства, духовного развития,досуга, отдыха, обеспечения безопасности членов общества и др. Образуя систему,социальные институты обусловливают функционирование социального организма —общества.
В большинстве случаев социальные институты являютсяисторически сложившимися формами организации совместной деятельности людей, входе которой приобретают определенную устойчивость экономические, политические,правовые, нравственные и иные отношения. Они обеспечивают преемственность виспользовании общечеловеческих ценностей в культуре, науке, а также технических достижений, в передаче навыков инорм социального поведения,в социальной интеграции.
Внешними атрибутами социальных институтов являютсясоответствующие организации, учреждения и предприятия, функционирующие всистеме управленческих отношений.
Определяющим условием появления социальных институтоввыступают социальные потребности. Социальные потребности — это потребностиособого вида, удовлетворение которых необходимо для поддержанияжизнедеятельности социальной личности, социальных групп, общества в целом. Этопотребности в трудовой деятельности, социально-экономической активности,духовной культуре, т.е. во всем, что является продуктом общественной жизни. Вшироком смысле удовлетворение социальных потребностей обеспечивает равновесиесостояния системы «субъект – среда». Социальные потребности можно подразделитьна четыре группы:
— жизненно важные для социального субъекта потребности,неудовлетворение которых приводит к ликвидации социального субъекта илиреволюционному преобразованию социального(-ых) института(-ов), в рамках которого(-ых) происходит этоудовлетворение;
— потребности, удовлетворение которых обеспечиваетфункционирование социального субъекта на уровне социальных норм, а такжепозволяет осуществляться эволюционному развитию социальных институтов;
— потребности, удовлетворение которых происходит на уровнеминимальных социальных норм, что обеспечивает сохранение социального субъекта,но не его развитие;
— потребности, удовлетворение которых обеспечивает комфортные(для данных социокультурного пространства и социального времени) условияфункционирования и развития.
Масштаб социальных потребностей ограничен характером иуровнем развития общественного производства, спецификой производственныхотношений и социокультурной среды, национальными и историческими традициями.Поэтому важнейшая потребность для социальныхгрупп — это потребность в постоянном расширении сфер деятельности исоответствующем преобразовании окружающей среды и общественных отношений.
Потребности социальных групп характеризуются: массовидностьюпроявлений; устойчивостью во времени и пространстве; инвариативностыо вспецифических условиях жизнедеятельности членов социальных групп; взаимосопряженностью.Сопряженность потребностей состоит в том, что возникновение и удовлетворениеодной влечет за собой комплекс других потребностей, что обусловливаетобразование длиннейших цепей, переходящих одна в другую. Например,удовлетворение людей в жилье повлечет за собой необходимость в удовлетворенииих предметами социально-бытового назначения. Это в свою очередь породитпотребность производства соответствующих товаров и услуг, что вызоветнеобходимость разработки технологий, создания или расширения предприятий,производящих данную продукцию, а, значит, появления рабочих мест, потребность вспециалистах и т.д.
Целесообразно выделить следующие социальные области,удовлетворение потребностей в которых обеспечивает нормальные условиявоспроизводства социальных групп:
·    производства ираспределения товаров, услуг и информации, требуемых для выживания членовобщества;
·    охраны средынормального психофизиологического жизнеобеспечения, в том числе для простого(или расширенного) демографического воспроизводства;
·    познания исаморазвития;
·    коммуникации исредств связи;
·    воспитания иобучения детей;
·    контроляповедения членов общества в аспекте соблюдения норм права;
·    обеспеченияэкономической, социальной и иных аспектов безопасности общества.
Социальные потребности имеют существенные отличия отличностных потребностей (запросов) индивида. Удовлетворение последних не несеткаких-либо социальных последствий в масштабах общества. Социальные потребностиудовлетворяются организационными усилиями членов общества посредствомсоциальных институтов. Удовлетворение потребностей обеспечивает социальнуюстабильность и общественный прогресс, неудовлетворение порождает социальныеконфликты и несет угрозу социальной безопасности.
Таким образом, социальные институты являются ведущимикомпонентами социальной структуры общества, интегрирующими и координирующимимножество действий членов общества, социальных групп, упорядочивающимисоциальные отношения в различных сферах общественной жизни.
Знание социальной структуры общества, роли и места в нейсоциальных групп и социальных институтов является основополагающим факторомопределения субъектов и объектов социальной политики, ее целей, приоритетов,технологий.
/>/>/>/>Список использованной литературы
1. Горкин А.П. и др. Социальная энциклопедия. – М., 2000.
2. Дятченко Л.Я., Иванов В.Н. и др. Социальные технологии. – М., 1995.
3. Осипов Г.В. и др. Энциклопедический социологический словарь. – М., 1995.
4. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. – М., 1996.
5. Ракитский Б. В. Концепция социальной политики для современной страны /Институт перспектив и проблем страны. – М., 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :