Реферат по предмету "Иностранный язык"


Эволюция научного метода Р. Якобсона от формализма к структурализму

Федеральноеагентство по образованию
Российский государственный университет
имени иммануила канта
Факультет филологии и журналистики
Научный проект
Эволюциянаучного метода Р. Якобсона от формализма к структурализму
Калининград
2010

Содержание
Введение
1.От формализма…
1.1Якобсон и Хлебников
1.2Маяковский
2.…к структурализму
2.1От Пастернака до нейролингвистики
2.2 Коммуникативная модель
2.3 Грамматика поэзии
Заключение
Библиографическийсписок

Введение
Роман Осипович Якобсон,русский филолог, научные идеи которого повлияли на развитие других наук:фонологию, семиотику, славистику, нейролингвистику, родился 11 (23) октября1896 в Москве в семье химика Осипа Якобсона и его жены Анны Вольперт. Былпервым председателем Московского лингвистического кружка, в который входили нетолько ученые, но и поэты того времени: Маяковский, Пастернак. Почтиодновременно с московским лингвистическим кружком в 1916 году в Петрограде былосоздано еще одно сообщество молодых ученых ОПОЯЗ – общество по изучениюпоэтического языка, в работе которого Якобсон принимал активное участие. В 1920эмигрировал в Чехословакию. Принимал активное участие в деятельности Пражскоголингвистического кружка. В 1939 был вынужден эмигрировать из-за оккупации Чехиинацистской Германией в Данию, затем в Норвегию, читал лекции в Копенгагене иОсло. И с 1941 — в США. Стал профессором славянских языков и литературы вГарвардском университете. До конца жизни работал в Массачусетскомтехнологическом институте (MIT).C 1956 года часто приезжает в СССР,задумывается о возвращении на родину, много говорит об этом с друзьями. Ксожалению, ему так и не удалось осуществить свое желание. «Перед смертью водном из интервью Якобсон назвал себя „русским филологом“. Эти слованаписаны и на его могиле».
Наследие Р. Якобсонаогромно и многообразно. Оно включает в себя не только труды по поэтике, но иработы в таких областях науки, как: общая теория языка, фонология, морфология,грамматика, славистика, психолингвистика, семиотика и многих других областяхгуманитарного знания. «Если мы сейчас говорим: Якобсон и фонология,Якобсон и поэтика, Якобсон и лингвистические модели в биологии и т.п., — то этоименно потому, что уже до всего этого сам Якобсон выступал как „соединитель“,как своего рода персонифицированное и творческое и (союз)». Р.О. Якобсонне только объединил гуманитарные науки в единое целое, но и связалнесоединимое: физику и фонологию, математику и лингвистику, лингвистику инейрофизиологию.
Задачи настоящей работысостоят в выборе из огромного массива материалов основных работ Якобсона и иханализе, а также в изучении работ других авторов, посвященных его научнойдеятельности. Цель работы – попытаться проследить изменение или эволюциюнаучных взглядов Р.О. Якобсона от формализма к структурализму.

1. Отформализма…
Формализм в искусстве –концепция, согласно которой художественная ценность произведения искусствазависит от его формы. Один из принципов формализма – абстрагированиепроизведения от какого-либо контекста.
Формалистовинтересовала не столько архитектура произведения, сколько сам процесс созданияабсолютных форм художественного текста (форма довлеет над содержанием).Формальный метод получил известность благодаря таким ученым как В. Шкловский,Б. Томашевский, Б. Эйхенбаум, Ю. Тынянов и Р. Якобсон. Ранний формализминтересуется фонетико-акустическими качествами поэтического языка, позднийформализм рассматривает поэтическую речь с точки зрения смыслопорождения.Ранний формализм стремится изолировать литературу от нелитературы, поздний –выяснить, как они взаимодействуют.
1.1 Якобсон и Хлебников
«С Хлебниковым япознакомился в конце декабря тринадцатого года. Я решил, что необходимовстретиться и побеседовать. У меня перед ним было восхищение, не поддающеесяникаким сравнениям».
Новые экспериментальныетечения в искусстве, в том числе живописи и литературе, такие какпостимпрессионизм, кубизм не могли обойти столь творческую личность, как Р.Якобсон. Под влиянием новейших эстетических воззрений, переворотов в искусствеЯкобсон создает свои ранние статьи о живописи: «Футуризм», «Новоеискусство на Западе», «Письма с Запада. Дада».
«Якобсон по своемускладу был натурой мятежной, романтиком, устремлявшимся к новому. Поэтому егопопытки построить новую поэтику связаны с именами русского футуризма –Хлебниковым и Маяковским».
С этими же именамисвязаны научные взгляды Якобсона-формалиста.
Одна из первых работ Р.Якобсона посвящена исследованию особенностей языка Велимира Хлебникова. Онанаписана в 1919 году и носит название «Новейшая русская поэзия. Подступы кХлебникову».
Именно в этой работеЯкобсон провозглашает знаменитый тезис, который, как утверждают, лег в основураннего русского формализма: «Поэзия есть язык в его эстетической функции».
«Еслиизобразительное искусство есть формовка самоценного материала наглядныхпредставлений, если музыка есть формовка самоценного звукового материала, ахореография самоценного материала-жеста, то поэзия есть оформление самоценного,»самовитого", как говорит Хлебников, слова".
В «Подступах кХлебникову» Якобсон характеризует язык писателя как набор художественныхприемов им используемых. Он приводит примеры реализации в творчестве Хлебниковапараллелизмов, метафоры, гиперболы, временного сдвига, эпитетов. То естьисследование поэтики Хлебникова ограничивается изучением исключительно формы.
1.2 Маяковский
структурализмлингвистика поэтика нейролингвистика
Не меньше вниманияЯкобсон уделяет и творчеству Маяковского. В состав вышедшей в 1923 году книги «Очешском стихе преимущественно в сопоставлении с русским» входит фрагмент, который считают возможным публиковать отдельно.Сам Якобсон называет этот фрагмент «пространным отступлением».
В этом отступленииЯкобсон говорит, сравнивая ритмы стихов Пушкина и Маяковского, о реформеметрики русского языка. «Новый русский стих окончательно порывает ссиллабизмом, сближаясь с народным сказовым стихом (известным под названиямираешного, лубочного)». Также Роман Якобсон анализирует здесь особыйсинтаксис Маяковского, который необходим ему для выделения эпитетов, посколькуритмика сказового стиха предполагает сильное подчинение одного слова другому.Маяковский часто ставит определение после имени, использует неполныепредложения, широко применяет творительный уподобления.
Более глубоко Якобсонисследует творчество Маяковского в статье 1931 года «О поколении,растратившем своих поэтов». Несмотря на то, что жанр статьи пограниченмежду художественным эссе и научным исследованием, именно здесь Якобсон пишет оединстве поэзии Маяковского: «Поэтическое творчество М-го от первых стиховв „Пощечине общественному вкусу“ до последних строк едино и неделимо».Роман Якобсон исследует мотивы, проходящие через все творчество Маяковского:мотив сопротивления быту, противопоставления рационального и иррационального,мотив физического бессмертия и мотив самоубийства.
«Многое из того,что Якобсон написал в цитированном эссе [»О поколении, растратившем своихпоэтов"] о Маяковском, верно и по отношению к нему самому. …несколькоглавных тем, таких как соотношение трагического образа и вторящего емугротескного, повторяются, видоизменяясь во всех основных работах Якобсона. Всеявственнее наблюдается смещение интереса от рассмотрения чисто формальныхпроблем к семантическим".

2. … к структурализму
«Формализмпонимает содержание как форму и ищет оформленности содержания; структурализмпонимает форму как содержание и ищет содержательности формы. В первом случаесодержание берется как данность, а описание языка (формы) остается целью; вовтором случае исходной точкой оказывается форма (язык), исследование которойдолжно привести к овладению эстетическим содержанием».
Структурализм возникаеткак следствие и анализ формализма. Основа структурного метода — выявлениеструктуры как относительно устойчивой совокупности отношений; преобладаниесинхронии над диахронией. Структурализм рассматривал литературу каккоммуникативный акт с установкой на выражение, сосредоточивался нафункциональных зависимостях между элементами художественного произведения,выступающего в качестве такого иерархически организованного системного целого.
2.1 От Пастернака донейролингвистики
В «Заметках опрозе Пастернака» Якобсон сравнивает лирику Пастернака и Маяковского. Дляпоэзии Маяковского характерна, в качестве доминирующего тропа, метафора.Благодаря ассоциациям путем аналогии или контраста, лирический геройМаяковского противостоит внешнему миру. Но в лирике Пастернака ведущую рольиграет метонимия: «Но не метафоры, несмотря на их богатство иизощренность, определяют поэтическую тему у Пастернака, не они служатпутеводной нитью. Система метонимий, а не метафор — вот что придает еготворчеству „лица необщее выражение“». Существенен не герой, амир метонимических ассоциаций. Лирический герой, в противоположностьМаяковскому, отодвигается на задний план. Но, тем не менее, присутствует в видеметонимий в образах внешнего окружения. Таким образом, Якобсон устанавливаетсвязь между характеристиками используемых тропов, свойствами поэтики итематикой лирики. Более того Якобсон рассматривает метафору и метонимию в болеешироком смысле и обнаруживает, что для поэзии характерны метафоры, а для прозыметонимии. Еще шире – метафоры и метонимии различают и другие виды искусства,например кино. С метафорой Якобсон связывает парадигматические отношения междуэлементами в системе, с метонимией – синтагматические.
Исследования Якобсона вобласти метафоры и метонимии не ограничиваются пределами литературы, на ихоснове Р. Якобсон вносит вклад в развитие нейролингвистики. В работе «Двааспекта языка и два вида афатических нарушений» Якобсон соотносит метафоруи метонимию с двумя видами лингвистических операций: комбинацией и селекцией.Сознание использует обе эти операции в большей или меньшей степени, для людейже страдающих афазией характерно применение только одной из них. Для афатиков сдефектом селекции характерно употребление метонимий, с дефектом комбинации,соответственно, — метафор.
2.2 Коммуникативнаямодель
Для Якобсоналингвистика и поэтика неразделимы. Он считал невозможным строить поэтику безопоры на лингвистику, более того Якобсон считал поэтику составной частьюлингвистики: «Поэтика занимается проблемами речевых структур точно так же,как искусствоведение занимается структурами живописи. Так как общей наукой оречевых структурах является лингвистика, поэтику можно рассматривать каксоставную часть лингвистики».
В работе «Лингвистикаи поэтика» Роман Якобсон исследует поэтическую функцию языка, определяя ееместо в ряду других функций. В связи с этим они выделяет элементы, из которыхсостоит акт речевого общения: адресант, адресат, контекст, сообщение, контакт,код. Каждому из этих элементов соответствуют функции языка: коммуникативная(референтивная), апеллятивная, поэтическая, экспрессивная, фатическая,метаязыковая. Поэтическая функция языка – направленность на сообщение. «Поэтическаяфункция проецирует принцип эквивалентности с оси селекции на ось комбинации».Поэтическую функцию и ее соотнесенность с другими функциями языка ирассматривает поэтика. Причем поэтика исследует поэтическую функцию языка нетолько в поэзии, где эта функция превалирует, но и за ее пределами, где онаотодвигается на второй план.
2.3 Грамматика поэзии
В развитии научныхвзглядов Якобсона существенны его исследования о «грамматике поэзии».Якобсон создает цикл статей под названием «Поэзия грамматики и грамматикапоэзии». Первая статья цикла посвящена грамматическому параллелизму. В нейЯкобсон исследует на примере фольклорных текстов семантическое обоснованиепараллелизма и его роль в композиции художественного целого. Так, в русскойпесне о Фоме и Ереме параллелизм служит юмористической характеристикойбратьев-богатырей, а в севернорусской балладе «Василий и Софья» «грамматическийпараллелизм становится пружиной драматического действия».
В следующей статье «Поэзиябез образов» Якобсон исследует на примере стихотворения Пушкина «Явас любил…» широкое применение в, так называемой, «поэзии мысли»вместо тропов грамматических фигур.
Якобсон много занималсяприложением общей теории симметрии к изучению искусства. С этим связана третьячасть цикла «Грамматика и геометрия». Здесь Якобсон пишет осоответствии функции геометрии в изобразительном искусстве функции грамматики влитературе. «Если в принципах геометрии (скорей топологической, чемметрической) таится „прекрасная необходимость“ для живописи и прочихизобразительных искусств, согласно убедительным выкладкам искусствоведов, тосхожую „обязательность“ для словесной деятельности лингвисты находятв грамматических значениях».
И, наконец,заключительная статья цикла «Грамматическое своеобразие». ЗдесьЯкобсон на примере стихов Пушкина «Что в имени тебе моем?» и «Явас любил…» исследует индивидуальность использования грамматическогоматериала, демонстрируя, что эта индивидуальность характерна не только дляразных поэтов и поэтических школ, но и для близких по времени создания стиховодного автора.

Заключение
В настоящей работепредставлена лишь малая часть трудов Р.О. Якобсона по поэтике и лингвистике.Помимо представленных здесь тем научная деятельность Якобсона охватывала такиесферы, как: фольклор, сравнительная метрика, фонология… Важной чертой поэтикиЯкобсона является ее связь с историей литературы, он занимался исследованиемстихов Пушкина, исследованием не только русской, но и чешской и старославянскойпоэзии.
Якобсон начал своюнаучную деятельность как формалист, участник таких организаций, как МЛК иОПОЯЗ. Методы его структурного анализа при изучении бинарных акустическихоппозиций оказали влияние на Леви-Строса и французский структурализм. Как писалсам Якобсон, ведущей темой и главным методологическим принципом, лежащим в основеего работы стала проблема инвариантости внутри вариаций.
«Но какой бы изэтих тем Якобсон ни занимался с наибольшей энергией, всегда в поле его зренияоставалась необходимость живой связи лингвистики и поэтики. Он настаивал натом, что без понимания роли разных уровней языка в поэзии нельзя до концапонять язык ни в его функционировании, ни в истории; поэтому поэтика всегдаоставалась для него пробным полем, экспериментальным простором для лингвистики.Вместе с тем он считал невозможным построить серьезную описательную иисторическую поэтику без опоры на лингвистические выводы. Оттого языковедение ипоэтика для него были близнецами, неразлучимость которых он не переставалдоказывать».

Библиографическийсписок
1. ИвановВяч. Вс. Лингвистический путь Романа Якобсона//Р. Якобсон Избранные работы. М.,«Прогресс» 1985
2. ТопоровВ.Н. Вступительное слово на открытии Международного конгресса «100 летР.О. Якобсону» // Роман Якобсон. Тексты, документы исследования. М., 1999
3. ЯкобсонР.О. Из воспоминаний. // Мир Велимира Хлебникова. Издатель А. Кошелев. М.:Языки русской культуры. 2000. Стр. 83–89 — www.ka2.ru/hadisy/jakobson.html
4. ИвановВяч. Вс. Поэтика Романа Якобсона//Р. Якобсон Избранные работы. М., «Прогресс»1985
5. ЯкобсонР. Новейшая русская поэзия. Подступы кХлебникову// Jakobson R. Selected Writings. Vol. V: On Verse, Its Masters and Explorers.- The Hague; Paris; New York: Mouton, 1979. — P. 299-354. — philologos.narod.ru/classics/jakobson-nrp.htm#web
6. ЯкобсонР.О.//Роман Якобсон. Тексты,документы, исследования. М., 1999
7. Якобсон.Р. Мои любимые темы // Роман якобсон. Тексты документыисследования. – М.:1999
8. ЯкобсонР.О. О поколении, растратившем своих поэтов//Якобсон Р., Святополк-Мирский Д.Смерть Владимира Маяковского. TheHague: Mouton,1975. С. 8-34 avantgarde.narod.ru/beitraege/ff/rja_o_pokolenii.htm
Исследованияо русском авангарде
9. ЯкобсонР.О. Московский лингвистический кружок // Philologica, 1996. — Т. 3. — № 5/7. www.rvb.ru/philologica/03/03jakobson.htm
10. ЯкобсонР. Заметки о прозе поэта Пастернака // Якобсон Р. Работы по поэтике. М.:Прогресс, 1987.
11. ЯкобсонР. Два аспекта языка и два типа афатических нарушений // Теория метафоры. — М.,1990. — С. 110-132 www.philology.ru/linguistics1/jakobson-90.htm
12. РоманЯкобсон. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и«против». М., 1975 – стр.193-230 philologos.narod.ru/classics/jakobson-lp.htm
13. РоманЯкобсон. Поэзия грамматики и грамматика поэзии // Семиотика. — М.: Радуга,1983.- С. 462-482. philologos.narod.ru/classics/jakobson-poetgr.htm


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.