Реферат по предмету "Социология"


Социальные агрегаты

МИНЕСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГОХОЗЯЙСТВА РФ
ОРЛОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра философии и социологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Социология»
Тема № 19
«Социальные агрегаты»
Выполнил: студент Ф 181-п учебной группы
Экономического факультета заочного отделения
Специальности: «Финансы и кредит»
Хохлов Владимир Владимирович
Зачетная книжка № 081111
Домашний адрес: Проверил: _________________
303323, Орловская обл., __________________________
Свердловский р-н,
д. Городище Руководитель: к.и.н., доцент -
тел. 89066644541 Гуларян А.Б.
ОРЕЛ – 2009

Содержание
Введение_________________________________________________________3
Социальные агрегаты: понятия ивиды________________________________4
Специфика понятий аудитория ипублика______________________________9
Толпа – как форма коллективного поведения индивидов.Типология толпы___________________________________________________________11
Заключение______________________________________________________15
Списоклитературы________________________________________________16

ВВЕДЕНИЕ
Границысоциальных групп могут охватывать различные по размеру социальные общности. Мыочень четко определяем границы малых или больших групп, оформленных ворганизации. Каждый из нас знает о своем членстве в производственномколлективе, в партии или в спортивном обществе. Как мы видим, в этих случаяхважно, чтобы групп была либо малого размера, т.е. в пределах охвата межличностныхотношений, либо имела достаточно четкие формальные границы, которыеконтролируются определенными конституционными отношениями. В связи с этим членыобщества, входя в некоторые группы, не могут идентифицировать свое групповоечленство и связи с другими группами таких сообществ только на основесимволического взаимодействия, или, образцов, мотивов и установок жизни истандарта потребления.
Наиболеечасто такой вид членства в группе заметен, когда люди воспринимают других попринципу принадлежности к определенному имущественному слою, по происхождению,по принадлежности, по должностному принципу.
Вовсех этих случаях мы сталкиваемся с образованием групп, членство которыхосновано на совпадении или близости социального статуса.
Вместес тем границы могут иметь не статусную природу, а определяться различиями всоциальных позициях.
Такиегруппы формируются в обществе в результате процессов дифференциации истратификации. Для того чтобы понять механизмы этих процессов, мы должныопределить природу таких базовых характеристик общества, как гетерегонность инеравенство и выделить систему параметров составляющих основу этиххарактеристик.

Социальные агрегаты:понятия и виды
Социальныеагрегаты или группы — совокупность людей, объединенных любым признаком: общимпространственным и временным бытием, общей деятельностью, общимиэкономическими, демографическими, этнографическими, психологическими и другимихарактеристиками.
Социальныегруппы – это коллективы индивидов, вступающих в определенные взаимодействия иформирующих социальные отношения.
Группы бывают:
Статистические (номинальные, соц.категории). Они конструируются для целей статистического анализа.
— Реальные
— Массовые (агрегаты)
— Групповые
— Малая социальная группа
— Большая социальная группа
Например, горожане могут бытьстатистической и реальной группой. Статистической когда по прописке, реальной,когда по-настоящему использует городские условия жизни. Массовые группы — этосовокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационныеи не фиксированы.
К большим социальным группамможно отнести:
— Этнические общности — расы,нации, народности, племена;
— Социально-территориальныеобщности — это совокупности людей, постоянно проживающих на определеннойтерритории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий,обладающих сходным образом жизни;
— Социально-демографическиеобщности — общества, выделяемые по половозрастным признакам;
— Социальные классы и социальныеслои — это совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющихсходные функции в системе общественного разделения труда.
Классы выделяются в связи сотношением к собственности на средства производства и характером присвоенияблаг.
Социальные слои (или страты)выделяются на основе различий в характере труда и образе жизни.
Малыегруппы, (в отличие от больших, таких как нации, народности, классы), отличаюттри признака:
1)социальность группы, т.е. ее принадлежность к определенной социальной системе;
2)численность группы (от 2-3 до 30-40 человек);
3)единство целостных ориентаций и целей;
4)наличие совместной деятельности;
5)наличие структуры;
6)наличие общих норм и мнений.
Существуетбольшое количество определений для понятия группы Например, Мертон (1968)определяет группу как “… совокупность людей, которые определенным образомвзаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе исчитаются ее членами с точки зрения других людей.” Наиболее универсальнымопределением малой группы, на мой взгляд, является следующее: ”Под малойгруппой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединеныобщей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении,что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм игрупповых процессов”.
Косновным характеристикам группы относятся: ее состав, структура, групповыепроцессы, нормы, ценности, система санкций. Но самой большой проблемойисследования групп является их классификация. Исследователи предлагали огромноеколичество решения этой проблемы, но так и не пришли к единому мнению. Тем неменее, чертой, объединяющей все предложенные классификации, является формажизнедеятельности группы.
Выделяютнесколько видов групп:
УСЛОВНЫЕГРУППЫ
Котораяотделена от других сущностной или формальной особенностью
РЕАЛЬНЫЕГРУППЫ
Реальнаягруппа создается для достижения совместных целей, объединения усилий,н6еобходимых для совместной деятельности
ЛАБОРАТОРНО-ПРИРОДНЫЕ(НАТУРАЛЬНЫЕ)
Имеютсяв виду группы, которые специально создаются для выполнения экспериментальныхзаданий в лабораторных условиях
ФОРМАЛЬНО-НЕФОРМАЛЬНЫЕ
Илиорганизованные и спонтанные группы. В данном случае разделение идет по способусоздания групп. Возникновение первых из них всегда обусловлено общественнойнеобходимостью достижения конкретных социальных целей, что задает группесобственную структуру и определяет координацию действий, способ руководства.
ПЕРВИЧНЫЕИ ВТОРИЧНЫЕ ГРУППЫ
Первичнаягруппа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения,основанные на их индивидуальных особенностях, а также на высокой эмоциональнойвовлеченности членов в дела группы.
Вторичнаягруппа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональныеотношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенныхцелей.
Вторичные группы:
ЗАКРЫТЫЕ-ОТКРЫТЫЕГРУППЫ
Классификационнымпринципом является мера открытости, доступности группы для широкой социальнойсреды. Специфика деятельности, условия жизни подтверждают, что что есть существеннаяразница в мере открытости-закрытости таких групп, как, например, гражданскийВУЗ — военный ВУЗ, группа исследователей на полюсе или на материке...
ГРУППЫЧЛЕНСТВА — РЕФЕРЕНТНЫЕ
Этогруппы, чьи нормы, установки, ориентации не только принимаются индивидом вовнимание, но и становятся мотивом поведения.(чуть позже мы еще вернемся крассмотрению референтных групп)
ДИФФУЗНЫЕГРУППЫ
Этогруппы, где межличностные отношения еще не опосредованы содержанием совместнойдеятельности и принадлежность к ней не осознается (например люди, застрявшие влифте, очередь)
ГРУППА-АССОЦИАЦИЯ
Членыгруппы осознают свою принадлежность к данной общности, межличностные отношенияопосредуются личностно значимым для каждого человека содержанием совместнойдеятельности (например, школьный класс, спортивная команда)
ГРУППА-КОРПОРАЦИЯ
Вданной группе к межличностным отношениям добавляется осознание асоциального(или даже антисоциального) содержания совместной деятельности (лучший пример — шайка преступников)
КОЛЛЕКТИВ
Этогруппа, где межличностные отношения опосредуются личностно значимыми иобщественно ценным содержанием групп новой деятельности.
Учитываято, что каждая группа характеризуется не одним, а несколькими признаками, малыегруппы делят еще следующим образом:
Потипу основной деятельности и основной функции (производственно-трудовые, социально-политические, учебно-воспитательные,исполнительно-принудительные, семейные, военные, спортивные, игровые,аматорские (объединения в сфере досуга)).
Посоциальной направленности (социально-полезные,социально-небезопасные)
Помере организации (неорганизованые,случайные группы, целевые (внешне организованные, внутренне организованные)
Потипу доминирующей структуры (формальные,неформальные)
Поуровню непосредственного воздействия на личность (первично-вторичные, основные-неосновные, референтные)
Помере открытости связи с другими группами (открытые,закрытые)
Поуровню силы и стойкости внутренних связей (объединенные,малообъединенные, разъединенные)
Попродолжительности существования (кратковременные,долговременные)
Индивид может быть гражданиномкакого-либо государства, жителем определённой территории, принадлежать к тойили иной национальности, представлять профессию и т.д. И этот социальный наборбудет определять его жизнедеятельность. Принадлежность к одной группе можетопределять поведение индивида и отношение в другой.
Специфика понятийаудитория и публика
Публика — создается дляраспространения политики в местах сбора людей, наблюдающих за специальноорганизованным зрелищем (концерт, спектакль, художественная выставка,религиозная служба и т. д.).
Публика выполняет функциюраспространения стереотипов восприятия и стандартов политического поведениясреди членов общества. Выполняет свои функции с опорой на мотивационные состояния:симпатии и антипатии к искусственно спроектированным политическим образам имоделям поведения в произведениях театрального, изобразительного, литературногоискусства.
В политическом отношении она естьпространство дискуссий и политической критики, несовпадающее с государством(сферой административной власти); именно здесь формируется новая общественнаясила – «public opinion». В социологическом отношении она отличается как отдвора и придворного общества, так и от народа — народных масс, не имеющих доступак критическому дебату в силу нехватки образовательных и материальных ресурсов.
Институционально публичная сфераопирается на: 1. разного рода негосударственные организации и институты,обеспечивающие выработку новых форм социальности (салоны, литературные идружеские общества, клубы, масонские ложи и т. д.); 2. газеты, журналы, разногорода книжную продукцию, обеспечивающие коммуникацию внутри публичной сферы.
Политическая публичная сфера, какпоказывает Хабермас, выделяется из литературной публичной сферы. Этот тезисХабермаса вполне убедительно подтверждается, в первую очередь, на материалефранцузского Просвещения. В частности, сходное положение мы встречаем уже уТоквиля в книге «Старый порядок и революция» (1856). Более подробный анализструктуры и характера «публичной сферы», «общественного мнения» и «публичнойполитики» как новых аспектов социальной реальности, рождающихся в культурефранцузского Просвещения проделан в книге Р. Шартье.
Реальным «физическим» объектомсоциологического изучения аудитории СМИ являются массы людей, различныеобщественные группы в определенной системе отношений — отношений по поводуинформации, распространяемой по каналам периодической печати, радио,телевидения.
При этом такие отношениярассматриваются и в более широкой системе социальных отношений.
Этимологически понятие«аудитория» связано с представлением о множестве людей, непосредственновключенных в процесс восприятия информации. В эмпирических исследованиях онотолкуется обычно как совокупность людей, вступающих в контакт с источникоминформации. Такое определение не может исчерпать всех уровней социологическогоанализа аудитории.
Для аудитории СМИ характерначерта, которую можно определить как устойчивость, ибо работа средств массовойинформации рассчитана на регулярный контакт с аудиторией. Этому способствуетсистема распространения информации: подписка на печатные издания на длительныйсрок, покупка радио- и телеприемников, которые позволяют длительно«абонировать» эфирную информацию.
Данные ряда исследований позволяютпредположить, что статистическая граница аудитории и не аудитории (реальнойаудитории и не аудитории) ежедневных газет, радио и телевидения пролегает междуследующими мерами регулярности обращения «несколько раз в неделю» и «один раз внеделю» (т.е. если уж люди пользуются данным средством массовой информации, тоделают это не реже одного раза в неделю, а чаще всего — несколько раз внеделю). Соотношение потенциальной и реальной аудитории, аудитории и неаудитории, регулярной и нерегулярной аудитории относятся к числу показателейэффективности СМИП. Причем такие показатели следует рассматривать как базовыеили как условие для достижения всех других, которые не могут быть получены безконтакта с аудиторией, и прежде всего аудиторией расчетной.
Толпа – как форма коллективногоповедения индивидов. Типология толпы.
Толпа — это прежде всего«контактная внешне не организованная общность, отличающаяся высокой степеньюконформизма составляющих ее индивидов, действующих крайне эмоционально иединодушно»
Некоторые формы групповогоповедения нельзя назвать организованными с точки зрения существующих норм. Этопрежде всего касается коллективного поведения – образа мыслей, чувств идействий, складывающегося у большого числа людей, которое остается относительноспонтанным и неорганизованным. Человеческая история изобилует эпизодами,которые современники определяли как “эпидемии психоза”, “коллективныеприступы”, “групповые вспышки”, “массовые заблуждения”, “помешательства” и“групповые патологии”. Действительно, судя по дошедшим до нас историческимисточникам, с древнейших времен люди принимали участие в самых разнообразныхформах коллективного поведения, включая общественные беспорядки, бунты,психозы, общие увлечения, панику, массовые бойни, линчевание, возмущения толпы,религиозные оргии и мятежи. Подобные формы поведения с большей вероятностьюпроявляются в периоды резких социальных изменений. Мало того, зачастую они даюттолчок социальным изменениям.
В групповое поведения такжевключают моду, слухи и т.п.
Мода и увлечения. Мы привыклисчитать, что народные традиции и моральные устои очень долговечны, стабильны ис трудом поддаются изменениям. Однако человеку свойственно стремление кразнообразию и новизне. На первый взгляд может показаться невероятным, чтоподобное желание возможно удовлетворить с помощью норм, поскольку нормыпредполагают соответствие им. Однако люди умудряются оставаться конформистамидаже в своем стремлении к переменам. Такая странная аномалия наблюдается вотношении норм, которые требуют соответствия им, пока они находятся в действии,но это продолжается не очень долго. Подобные нормы называются модой иувлечениями.
Мода – это нравы илипредпочтения, которые сохраняются в течение короткого времени и получаютширокое распространение в обществе. Мода находит выражение в таких явлениях,как стили одежды, дизайн автомобилей, архитектура жилища. Например, строгийкостюм, который был в моде пять лет назад, сейчас выглядит неуместным.Автомобиль, который всего три года назад считался элегантным и стильным, сейчаскажется старомодным и даже несколько странным. А пышные особняки, похожие нащедро разукрашенные торты и не так давно казавшиеся престижными, больше неудовлетворяют вкусам многих потенциальных покупателей.
Слухи – это с трудом поддающаясяпроверке информация, относительно быстро передаваемая людьми друг другу. Обычномы считаем, что слухи содержат ложную информацию, и во многих случаях этоверно. Однако слухи могут и соответствовать истине или, по крайней мере,содержать в себе зерно истины. Как правило, слухи возникают, когда люди недоверяют официальным средствам информации или вовсе ее лишены. Слухи выступаютзаменителями официальных новостей, это коллективная попытка людей получитьинформацию о тех событиях, которые для них важны, но о которых им ничего неизвестно. Слухи одновременно являются и самостоятельной формой коллективногоповедения, и важным элементом в большинстве других форм коллективногоповедения.
В толпе, как и во всех иныхформах массового стихийного поведения, мы встречаемся с проявлениями частичногоисчезновения индивидуальных черт личности. Вследствие этого у людей сильновозрастает готовность к заражению и, одновременно, склонность к подражанию.Реакция на внешние стимулы направляется не рефлексией, а первым эмоциональным импульсомили подражанием поведению других людей. Исчезновение рефлексивности,деиндивидуализация усиливают чувство общности со всей толпой. Это влечет засобой ослабление ощущения важности этических и правовых норм. Толпа создаетсильное ощущение правильности предпринимаемых действий. Обусловленные эмоциямиспособы действия не оцениваются критически. Господствующая в толпеэмоциональная напряженность увеличивает ощущение собственной силы и уменьшаетчувство ответственности за совершаемые поступки. Особую силу толпе придаетналичие конкретных оппонентов. «Нельзя понять историю, не имея в виду, чтомораль и поведение отдельного человека сильно отличаются от морали и поведениятого же человека, когда он представляет собой эту часть общества»
Можно выделить несколько видовопределения «Толпы»:
— Конвенциональная толпа — Обычнотакая толпа собирается по поводу события, объявленного заранее: спортивногосостязания, политического митинга. В таком случае людьми движет определенныйконкретный интерес, и обычно они готовы до поры следовать некоторым принятым втаких ситуациях нормам. Это могут быть зрители, скажем, футбольного матча.Внешне у такой толпы налицо все внешние признаки соответствия определенной«конвенции», установленным правилам поведения: билеты, отведенные места,соответствующие заграждения и недоступные зоны.
— Действующая толпа — считаетсянаиболее важной в социально-политическом отношении и потому является наиболеепристально изучаемым видом толпы. Действующая толпа, в свою очередь,подразделяется на несколько подвидов:
Агрессивная толпа — это множестволюдей, движимых гневом и злобой, стремящихся к уничтожению, разрушению,убийствам;
Паническую толпу образуют люди,движимые чувством страха и стремлением избежать некой опасности (реальной иливоображаемой);
Стяжательская толпа состоит излюдей, объединенных желанием добыть или вернуть себе некие ценности. Такаятолпа разнородна, она может включать мародеров, вкладчиков обанкротившихсябанков, погромщиков и т. д. Ее главная особенность — общее эмоционально-действенноеединство на фоне осознаваемого в глубине души конфликта: ведь члены такой толпыборются за обладание ценностями, которых все равно на всех не хватит.
Особым подвидом действующей толпыявляется мятежная (или повстанческая) толпа. Окончательное название зависит отрезультата ее действий. В случае успеха она будет не просто «повстанческой», адаже «революционной». В случае поражения она может даже потерять статус«мятежной толпы» и превратиться в «случайный сброд», «путчистов» и т. п.
Собранная публика — собраннаяпублика — это скопление некоторого количества людей, испытывающих сходноеожидание определенных переживаний или интересующихся одним и тем же предметом.Это общая заинтересованность и поляризация установок вокруг одного и того жепредмета или события — основа ее обособления. Следующей чертой являетсяготовность к реагированию некоторым сходным образом. Это сходство установок,ориентации и готовности к действию — основа объединения публики;
Несобранная публика — по мнениюЯ. Щепаньского, несобранной публикой являются, например, читатели одних и техже газет, слушатели одних и тех же радиопередач, зрители одних и тех жетелевизионных программ, читатели одних и тех же журналов.

Заключение
Любой индивид, с самого рожденияпопадает в ту или иную ячейку общества, сначала это семья, потом детский сад,школа и т.п.
Он не сможет обойти стороной тотпроцесс, который происходит в той группе общества, в которой находитьсячеловек.
С изменением общества меняласьжизнь людей. И на каждом этапе истории существовали общества, которыеразличались своим устройством и условиями жизни людей. В одном и том жеобществе положение человека зависит от его принадлежности к той или инойсоциальной группе; классу, сословию.
На сохранение целостностиобщества и регулирование разнообразных отношений между людьми направленысоциальные нормы, т.е. правила поведения, которые складывались в соответствии спотребностями общества. Эти формы могут иметь форму дозволения, т.е. разрешениявести себя определенным образом; предписания, т.е. указания на требуемыедействия; запрета, т.е. указания на действия, которых не следует совершать.Иными словами, социальные нормы показывают, какие поступки общество одобряет, акакие не одобряет.
Общество через социальные нормыдает каждому человеку образцы поведения. Для каждого человека социальные нормы служатмерой его поведения, которой он руководствуется. А для общества нормы являютсякритерием оценки этого поведения.

Список литературы
— profiekonom.ru/Formy_konfliktov/Ponjatie_publiki/index.html
— profiekonom.ru/Formy_konfliktov/Funkcii_publiki/index.html
— 74.125.77.132/search?q=cache:nll6Y9vDdRMJ:www.strategy-spb.ru/portal/files/Kaplun.doc+%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5+%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8&hl=ru&ct=clnk&cd=22&gl=ru
— www.djerelo.com/index.php?Itemid=209&id=3365&option=com_content&task=view
— psyfactor.org/lib/tolpa5.htm
— Радугин А.А., Радугин К.А. “Социология. Курс лекций”Москва “Владос”. 1995
— Н. Смелзер “Социология” М., 1994
— Штомпка П. Социология соц.Изменений. М., 1996 г.
— Введение в обществознание 8-9класс общеобразовательных учереждений под ред. Л.Н. Боголюбова, М.,«Просвещение» 2003 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.