Реферат по предмету "Социология"


Социальное прогнозирование как функция социологии

Вопрос № 14Социальное прогнозирование какфункция социологии
План
1. Роль социальногопрогнозирования в качественном развитии общества в целом.
2. Методы построенияпрогнозов.
3. Экспертная оценка –самый практикуемый метод прогнозирования:
    а) критерии отбораэкспертов;
    б) формула и расчетсамооценки экспертов;
    в) функции экспертнойоценки и ее отличия от информации массового опроса.
4. Ценность социальногопрогнозирования.
5. Вывод вариантовпрогнозирования.

1. Роль социальногопрогнозирования в качественном развитии общества в целом
    Одна из главныхфункций социальной институции экспертов лежит в прогнозировании, без которогоневозможно представить жизнь современного промышленного развитого общества.Отсутствие прогнозов означает подходить к разглядыванию ближайшего и далекогобудущего вслепую и принимать важные решения безотносительно к будущим последствиям,благоприятным и неблагоприятным.
    В основу прогнозовможно положить два методологических принципа. Во-первых, ускорение темповэкономического и социального развития. Один год нашего столетия можно сравнитьс десятилетием 19 века. Во-вторых, границы роста выводятся из простойэкстраполяции, нарастания количества показателей. Но диалектика показывает, чтолюбые количественные изменения обязательно переходят в качественные. Выход прижелании всегда найдется, например, в новых безотходных технологиях, в экономииэнергии, минеральных ресурсов.
     Больше того,человечество, имея прогнозы, сознательно ищет и находит пути к выходу. Сначала– охота  и собирание, потом – переход к земледелию и скотоводству, от кочевогодо оседлого способа жизни, от сел до городских поселений; освоения ресурсовМирового океана и т.д. Все эти качественные рывки в развитии цивилизации –примеры решения возникающих противоречий.
    Таким образом,установлена необходимость прогнозов для решения глобальных проблемчеловечества. Уже существуют и проверены на практике выделенные методыпостроения прогнозов.

2. Методы построенияпрогнозов.
    В данное времяотработаны методы построения прогнозов, что позволяют заглянуть в будущее.Например, метод экстраполяции, который широко используется для расчетаперспективной численности населения региона, страны, континента. Именно такойметод прогнозирования используется для расчета перспективной численностинаселения нашей планеты.
    В прогнозированиишироко распространен метод исторической аналогии. Например, наша страна, попав  вкризисную ситуацию, изучает опыт выхода из кризиса США в 30-ые годы 20 ст.,Японии из послевоенной разрухи. Конечно, возможности использованияисторического опыта ограничены новыми социально-экономическими обстоятельствами,но рациональные зерна всегда находятся и используются на практикепрогнозирования глобальных проблем.
    С появлениемсовременной вычислительной техники широкое распространение получил такой методсоциального прогнозирования, как  математическое моделирование. Он позволяетвводить в модели десятки исходных показателей и рассчитывать варианты развитияглобальных проблем. Чаще всего, математическое моделирование используется приразработке экономических и экологических прогнозов.
    Реально, на практикев основном используются комбинированные методы прогнозирования, когда один итот же прогноз делают разные группы экспертов.

3. Экспертная оценка –самый  практикуемый метод прогнозирования.
    Эксперт (от лат. expertus    – опытный; знаток в какой-нибудьотрасли, который совершает экспертизу).
    Существуют такиесферы социальной жизни, в которых невозможно использовать другие методыпрогнозирования, кроме экспертных. Прежде всего, это касается тех сфер, гдеотсутствует необходимая и достаточная информация о прошлом или, скажем,технические возможности в большей степени зависят от одобренных решений, чем отэнтузиазма новаторов.
    Главным образом,критерием отбора экспертов является их компетентность, поэтому для определениякомпетентности используют два метода – самооценку и коллективную оценку   авторитетностиэкспертов.
    Самой простой формойсамооценки экспертов есть совокупный индекс (коэффициент уровня компетентности),рассчитанный на основании оценивания экспертами своих знаний, опыта испособностей по ранговой шкале с позициями «высокий», «средний», «низкий». Приэтом первой позиции придают  числовое значение «1», второй – «0,5», третей –«0» с учетом того, что коэффициент уровня компетентности эксперта можетдостигнуть значения от 1 (полная компетентность) до 0 (абсолютнаянекомпетентность). Этот коэффициент вычисляется по формуле:
K= (k1 + k2 + k3 ): 3,
                                                                
где k1      — числовое значение самооценки экспертом уровнясвоих теоретических знаний, k2    — числовое значение самооценкипрактического опыта, k3  — числовое значение самооценкиспособности к прогнозированию.
    Обычно к группеэкспертов заведено включать тех, у кого индекс компетентности не меньшесреднего (0,5) и высший ( до 1 ).
    Получение первичныхчисловых значений самооценки (k1, k2, k3) для вычисления индексакомпетентности экспертов происходит с помощью таблично – вопросительной формы.
Числовые значения  самооценкиэкспертов
 
  Индикаторы
                                      Уровень
     Высокий (1)
Средний (0,5)
Низкий (0)
Теоретические знания (k1)
             +
Практический опыт (k2)
          +
Способность к прогнозированию (k3)
          +
Исходя из числовыхзначений оценок, обозначенных  крестиками, можно легко вычислить уровенькомпетентности эксперта по отношению к проблемам, которые нас интересуют. Втаком случае будем иметь такой коэффициент:
                     K= (1+0, 5): 3 ~ 0, 7
Полученное число говорито том, что уровень компетентности эксперта выше среднего.
    Опросы компетентныхособ называют экспертными, а результаты опросов экспертными оценками. Выделяюттри главные функции экспертной оценки в социологических исследованиях, аименно: прогноз тенденций развития разных социальных процессов; оценка уровнявероятности данных  массовых опросов; аттестация группы или ее членов по разнымкритериям (скажем трудовая или политическая активность).
     В прогнозах ярчевсего выясняются отличия экспертной оценки от информации, полученной врезультате массового опроса. Последнее, как  правило, имеет анонимный характер,в то время как в экспертных опросах личность респондента играет важную роль.Отсюда выплывает, что эксперты должны быть проинформированы о заданиях, которыеразвязываются с их помощью. Эксперт является активным участником совершаемогоисследования, поэтому попытки спрятать от него цель и  задание  исследованияобречены потерей доверия к организаторам исследования.
    Чтобы иметьрациональный метод оценки того или иного прогноза, нужно разработать критериидля выявления качества прогнозов. Главное требование, которое выставляют кэтому критерию, — это полезность выбранного критерия для особ, которыепринимают решение.
    Прогноз должен бытьгибким и постоянно контролированным, для внесения в  него необходимыхкоррективов, если неожиданно и резко изменяются внешние обстоятельства, которыетребуют  изменения планов, разработанных с учетом начальных, исходныхпрогнозов.

4. Ценность социальногопрогнозирования.
    Жизнедеятельностьлюбой социальной организации связана с прогнозами и перспективными планами,которые строят на основании определенных прогнозов.
    Ценность прогнозаизмеряют его полезностью, а стоимость – затратами на создание плана и принятиерешения.
    Решение глобальныхпроблем современной цивилизации требует, безусловно, разработки достоверныхдемографических, социальных, экологических и других прогнозов. Известно, чтоученые Римского клуба говорили про границы роста, выдвигали идеи нулевогороста. Другой надежды у человечества, по их мнению, нет. То есть – новоеварварство на опустошенной и перенаселенной планете.
    Появляется резонныйвопрос, а почему при серьезном научном обеспечении некоторые прогнозы несбываются? Во-первых, ошибаются и синоптики, которые дают прогноз на несколькочасов. Во-вторых, прогнозируют люди, а они всегда субъективны даже в своемобъективизме. Чем больше идеологии при прогнозировании, тем больше вероятностиошибки. Типичный пример – просчет, что происходит в сценариях экономического исоциального реформирования украинского общества. Необходимо определиться, какоеобщество мы хотим видеть.

5. Вывод вариантовпрогнозирования.
    Если сделать выводвсех вариантов прогнозирования нашего будущего, то выходит такая модель:капитализм – в экономике; социализм – в распределении; демократия – вуправлении; плюрализм – в политической  и духовной жизни. Весь развитый мирдвигается именно в этом направлении.
    Из опыта 20 ст. можносделать вывод о том, что менее стойкими являются системы, где некоторыепринципы доводятся до крайностей. Поэтому естественно строить прогнозы развитияобщества исходя из условий рациональности функционирования общественнойсистемы.
    В конце отметим, чтона основании выводов конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992), в Каире (1994),Копенгагене (1995), Киото (1997) начинается формирование понимания, чточеловечество в 21 ст. выживет, только руководствуясь критериями самоограниченияи самодисциплины.
           

Список литературы:
1. Жоль К.К. –Социология: Учебное пособие. – Киев, 2005 г.
2. Юрий М.Ф. –Социология; Киев, 2005г.
3. Смелзер Н. –Социология; Москва, 1998г.
4. Учебное пособие –Социология: наука об обществе; Харьков, 1997г.

Министерствообразования и науки Украины
 
Одесский национальныйполитехнический университет

Заочныйгуманитарный факультет
Кафедра«Социологии и психологии»

Контрольнаяработа №2
подисциплине «Теоретическая социология»

Выполниластудентка
первого курса
группы ЗИС – 061
Федотова З.М.
Проверил доценткафедры
Гансова Э.А.

Одесса 2006


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.