СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
1. Образовательноепространство как сфера социальной работы
2. Роль и место социальногоработника в образовании
3. Проблемы содержаниясоциального образования
4. Организационные аспектысоциального образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Образовательныеучреждения во многих странах мира стали наиболее благодатной, стабильной сферойсоциальной работы и одновременно средством влияния на различные категориинаселения, духовного и культурного возрождения людей, гармонизации отношениймежду личностью и обществом.
Последнее десятилетие вРоссии стало временем серьезного переосмысления подходов к содержанию иорганизации социального образования, определению критериев его качества, поискуэффективных образовательных технологий. Претерпели изменения известныеопределения социального образования, соответствующего обучения и воспитания,широкое распространение получил опыт социального образования за рубежом,дореволюционный опыт России в этой области образовательной деятельности.
1. БРАЗОВАТЕЛЬНОЕПРОСТРАНСТВО КАК СФЕРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Как отмечает В.Г.Бочарова,1 в контексте профессиональной социальнойработы содействие личности в ее становлении, саморазвитии, самореализации, образовательныеи культурные ценности (то есть создание условий для каждого человека в егообразовательном и культурном личностном развитии) имеют первостепенное инепреходящее значение, не идущее в сравнение с какой бы то ни было материальнойпомощью, социально-бытовыми или другими ценностями. Конечно, неправомерно однопротивопоставлять другому. Однако если представить себе человека, которыйдовольствуется потреблением лишь материальных благ (а круг деятельностисоциального работника, подчас, увы, сужается до такого рода помощи), то невольно возникают сомнения в профессионализме такого социального работника и врезультативности его помощи (хотя вряд ли его можно осуждать за это при крайненизком уровне оплаты труда).
Нетрудно понять, чтоименно невозможность для многих детей, молодежи, людей старшего поколенияприобщиться к различным, ранее доступным формам образования и ценностямкультуры, развития своего интеллектуального потенциала, расширения кругозора;сокращение числа учреждений дошкольного, базового и дополнительногообразования, культурных учреждений, мест для отдыха, творческих и досуговыхзанятий – эти по сути своей социальные проблемы крайне негативно отразились науровне духовно-нравственного, физического, психического развития человека, ипрежде всего личности ребенка.
В этой связи следуетособо выделить детей, подростков, молодежь как социальный слой, важнейшуюкатегорию, в том числе наиболее перспективных контингентов страны. Этакатегория должна стать объектом самого пристального и, главное, своевременноговнимания абсолютно всех государственных и негосударственных, коммерческихструктур (а не только одной отрасли – образования) их согласованной, личностноориентированной социальной работы.
Содействие созданию вРоссии психически и физически здорового, образованного молодого поколения свысокими духовно-нравственными, человеческими качествами, знающего и уважающегоисторию, традиции своего народа – это общегосударственная задача, от решениякоторой зависит будущее страны. Имеющие место «перекосы» в понимании социальнойработы с детьми как только срочной помощи попавшим в экстремальную ситуацию,брошенным или отбившимся от рук подросткам уводят нас от этой задачи и наносятнепоправимый вред становящейся профессиональной социальной работе, которая должнапомочь подрастающему поколению (и каждому ее представителю) найти свое место вжизни, оказать содействие каждому подростку, стать посредником между ним ивсем, что его окружает в этой непростой жизни, в социуме.
До последнего временипонимание сущности человека сводилось к совокупности общественных отношений.Отсюда делался вывод, что мера развития человека, степень социализации личностизадаются обществом. Человек рассматривался как персонификатор социальныхсвязей. При этом утверждалось, что источник развития личности находится невнутри, а вне ее. Такой подход, безусловно, правомерен, но его нельзяабсолютизировать, так как человек не только объект в ряду других объектовобщества, но и субъект, обладающий волей и сознанием.
Для каждой личностихарактерна своя внутренняя структура, которая зависит от внешних условий исложившихся обстоятельств, так и от самого человека, его субъективности,индивидуальности, неповторимости, его физических, нравственных, психических,творческих, интеллектуальных, социально значимых качеств.
Проблемы человекавплетаются в социально-исторический процесс, в конкретные социокультурныеусловия его существования, деятельности, от которых зависит воспитаниечеловека, направления, содержание, цели личностно ориентированной социальнойработы. Она осуществляется путем анализа среды, а также места и деятельностичеловека в определенной микросреде.
Образование, такимобразом, становится одним из важнейших факторов развития социальных процессов внашей стране, осуществляющим социальную и правовую защиту личности,обеспечивающим активное развитие личности, способной к позитивнойсаморегуляции, реализующей широкое сотрудничество со всеми элементамимикросоциума.
Значительно расширяясвои рамки, образование в настоящее время воспринимается личностью не как некаязамкнутая система, действующая в институциональной среде и приводимая вдействие определенным образом подготовленными специалистами, а как открытыйпроцесс, происходящий не только в стенах образовательных учебных заведений идругих учреждений институциональной среды, а повсюду и под воздействием всехлиц, обладающих опытом и стремящихся передать его другим. Такой подход кпониманию образования через образовательное пространство значительно усиливаетего возможности в социальной работе.
Главная функцияобразовательного пространства – расширить возможности творческой личности,стимулировать ответственность за все происходящее, в том числе за смыслсобственного существования, поставить ее в состояние субъекта деятельности,принимающего решения, действующего в соответствии с выработанными ценностями.
2. РОЛЬИ МЕСТО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ОБРАЗОВАНИИ
Роль и местосоциального работника в сфере образования целесообразнее определять взависимости от специфики образовательных учреждений.
Деятельностьспециалиста по социальной работе в учреждениях системы дошкольного образованиязависит, с одной стороны, от возрастных особенностей детей-дошкольников, а сдругой – от научных представлений о необходимых условиях, способствующихблагополучному включению ребенка 3-7 лет в систему образования. Поэтомупредметом заботы социального работника являются потребности дошкольников ивозможности их родителей, особенно в тех случаях, когда поведение ребенка и егоучебно-игровая деятельность создают проблему для сверстников и воспитателей илион терпит материальные и социальные лишения. В таких ситуациях социальныйработник становится участником кампании по разработке мер профилактики иустранения симптомов неблагополучия в судьбе ребенка, берет на себя рольпосредника и коммуникатора между образовательным учреждением и семей, ребенкоми родителями, ребенком и воспитателями. Это особенно важно, если ребенок частоболее или не посещает дошкольные учреждения без объяснения причин, неухожен,если известно, что он подвергается в семье жестокому обращению.
Когда проблема выходитза рамки компетенции образовательного учреждения, социальный работник вправе (идолжен) обратиться в соответствующие полномочные социальные инстанции.
В период включения всистему дошкольного образования чаще всего впервые выявляются его отклонения вразвитии – физическом, эмоциональном, познавательном. В таких случаяхсоциальный работник должен организовать помощь своему подопечному, привлекаясоответствующих специалистов – медицинских работников, психолога, социальногопедагога, милиционера и т.д., и таким образом своевременно устранить симптомынеблагополучия. Это, пожалуй, едва ли не единственный действительно эффективныйспособ сокращения количества детей «группы риска», имеющих в 3-7-летнемвозрасте ряд предпосылок для получения в недалеком будущем диагноза «социальнаядезадаптация».
Не должна остаться безвнимания социального работника и та категория детей, которую педиатры называют«неорганизованной», то есть детей, не посещающих детские дошкольные учреждения.В соответствии со ст. 18 раздела 2 упоминавшегося Закона РФ «Об образовании»«родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического,нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте»,а «государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитаниидетей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услугдошкольного образования».1 Социальный работник должен бытьосведомлен о степени воспитательного потенциала семьи и своевременноорганизовать работу с родителями.
Несмотря на то чтодеятельность специалиста по социальной работе в учреждениях дошкольногообразования преимущественно носит организационно-профилактический характер(выявление детей с симптомами социального неблагополучия, выяснение причиннеблагополучия, организация системы адресной социальной помощи детям), еезначение трудно переоценить: эффективно организованная система социальнойпомощи детям в учреждениях дошкольного образования является условием сокращениячисла случаев неблагополучного развития учащихся массовой общеобразовательнойшколы.
Социальная работа вшколах обеспечивает учащимся благополучное социальное развитие при полученииими начального общего (1-4 кл.), основного общего (1-9 кл.) и среднего(полного) общего образования (10-11 кл.). Причем следует иметь в виду, что«требование обязательности основного общего образования применительно к конкретномуобучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 15 лет, еслисоответствующее образование не было получено обучающимся ранее» (ст. 19 раздела2 Закона «Об образовании»).1
Как и во время работы вдошкольных учреждениях, социальный работник, осуществляющий деятельность напоследующем образовательном уровне, руководствуется действующимзаконодательством, стремится удовлетворить потребности учащихся и при этомучитывает возможности их семей. В данных условиях он превращается в политика истратега по организации социальной помогает нуждающимся детям и оздоровлениюсемейной среды. В поле его зрения находятся динамика посещаемости школыучащимися, успеваемости, материального и социального положения учащихся «группыриска», в первую очередь из малообеспеченных семей, также их отношения сосверстниками, учителями и родителями. Учителя не обязаны стремиться устранятьпричины бедности, девиантного или делинквентного поведения своих учеников, также как и другие симптомы их социального неблагополучия. Социальный работник,посещая семьи учащихся, зная положение ребенка в школе и классе, его нужды ибеды, поощряет родителей максимально использовать образовательные возможностишколы, например, возможность наладить межличностные отношения в семье с помощьюшкольного психолога, принять участие в общественной акции, организуемойсоциальным работником, использовать возможности дополнительного образования,если ребенок проявляет особые способности к какому-либо виду деятельности;получить материальную помощь и т.п.
Особую сложность длясоциального работника могут представлять случаи, когда учащийся относится ккатегории социально дезадаптированных детей, а его семья имеет низкийвоспитательный потенциал, то есть в ней процветают грубость, аморальноеповедение, психические болезни, антисанитария и т.д. В таких ситуациях ниребенок, ни социальный работник не могут рассчитывать на поддержку семьи и безпривлечения специалистов (социального педагога, классного руководителя,психолога, инспектора по делам несовершеннолетних, нарколога и др.) необойтись.
В должностныеобязанности социального работника, осуществляющего свои функции в условияхмассовой общеобразовательной школы, входят также забота о детях, окончательноили временно исключенных из школы; оказание помощи и поддержки родителям припереводе ребенка в другое учебное заведение, система образования в котором вбольшей степени соответствует его особенностям, в частности в тех случаях,когда одаренный ребенок воспитывается в семье, являющейся малообеспеченной попричине многодетности, болезни родителей, отсутствия одного из родителей ит.п.; защита прав детей, являющихся представителями национальных меньшинств,беженцами или переселенцами; выявление детей, которые незаконно заняты наработе в учебное время, и решение вопроса об их обучении; поддержка детей,получающих образование вне школы; пресечение случаев жестокого обращения сдетьми; содействие детям (в реализации их прав в сфере образования) и родителям(в использовании социальных привилегий, предоставляемых школьникам);организация во внеурочное время социальной учебы учащихся, то есть обучениеэффективным методам решения бытовых проблем, а также различных массовыхмероприятий – благотворительных ярмарок, аукционов, акций милосердия и др.
Процесспрофессионального функционирования специалиста по социальной работе состоит изнескольких этапов: изучение условий жизни учащихся – оформление социальныхпаспортов – формирование системы адресной социальной помощи нуждающимся в нейшкольникам и координация усилий специалистов социальной сферы, причастных крешению проблем детей «группы риска».
Стоит отметить, чтоподобная деятельность в России осуществляется в основном лишь в школахинновационного типа, где ребенок является ключевой фигуройучебно-воспитательного процесса и родители принимают активное участие в делахучебного заведения.
Свою специфику имеетсоциальная работа в системе начального и среднего профессиональногообразования. Социальный работник должен учитывать возрастные особенности своихклиентов (как правило, это подростки и молодежь в возрасте 15-19 лет); пониматьи принимать их интересы и ценности; поддерживать стремление ксамостоятельности, поиску и нахождению себя в сфере труда и, что самое главное,должен организовать помощь таким образом, чтобы учащиеся имели возможностьнайти социально приемлемые способы зарабатывания денег на карманные расходы иоплату досуга, чтобы они знали свои права и обязанности и умели пользоватьсятеми социальными привилегиями, которые соответствуют их положению. При этомработа с семьей учащегося спецшколы, ПТУ, техникума по-прежнему рассматриваетсякак опосредованная помощь подростку. Составление социального паспорта накаждого учащегося учебного заведения, изучение житейских проблем подростков,ориентация в ситуации на рынке труда, налаженная система профессиональноговзаимодействия со специалистами ряда социальных сфер – вот необходимые условияоказания адресной социальной помощи молодым людям, получающим начальное илисреднее профессиональное образование.
Социальная работа ввузах – еще одно из возможных направлений профессионального функционированиясоциальных работников в области образования.
Как правило, студентывузов из малообеспеченных семей пытаются «подрабатывать» в свободное от учебывремя, а из обеспеченных – получать дополнительное образование. И тем и другимнужна поддержка. Организованный в вузе социально-психологический центр,поддерживающий связи с другими учебными заведениями, предприятиями исоциальными организациями, может оказать существенную помощь молодым людям,желающим избавиться от нужды и самостоятельно зарабатывать.Социально-психологический центр может принимать заказы от предприятий иучреждений на проведение каких-либо исследований, выполнение определенных видовработ, предлагать студентам ряд вакантных должностей и рабочих мест в данномвузе и т.д.
В целях помощистудентам, проживающим в общежитиях, испытывающим лишения, унижения и многиедругие неудобства, не умеющим воспользоваться своими правами и льготами,социальный работник формирует группу поддержки из студентов-старшекурсников.Кроме того, он оказывает помощь студенческим семьям.
Компетентный в работесо студенческой молодежью специалист расценивает профессиональную коммуникацию,решая вопросы: что может послужить условием, которое позволит студенту проявитьсамостоятельность в добывании средств для жизни и получения образованиясоциально приемлемыми способами? Когда? Для кого из его подопечных это можетпослужить условием? Каким образом? Эти вопросы социальный работник должензадавать себе применительно к всей своей работе, но при функционировании в вузе– обязательно.
В вузах обучаются такжемолодые люди с ограниченными физическими возможностями, которым сложно занятьсвое место в сфере труда, дети-сироты, дети из многодетных семей, студенты,имеющие детей, и многие другие категории социально незащищенной молодежи.Помощь в виде разовых денежных выплат или вещевой гуманитарной поддержки неявляется выходом из положения. Существенную помощь может оказать социальныйработник, информирующий студента о том, куда, к кому, каким образом можнообратиться, чтобы изменить свое незавидное положение, предложив свои услуги.
О возможностях своихклиентов социальный работник должен осведомиться при заполнении социальногопаспорта на каждого из них.
Особого вниманиязаслуживают студенты, демонстрирующие выдающиеся успехи в учебе, но не имеющиесредств к продолжению образования, вынужденные, чтобы заработать себе на жизнь,переводиться на заочное или вечернее отделения, сужающие свои возможности, таккак не в состоянии оплатить, например, курс иностранного языка, компьютернойграмотности и др. Они нуждаются в поддержке социального работника и в тойпомощи, которую он может оказать в соответствии с действующимзаконодательством.
3. ПРОБЛЕМЫСОДЕРЖАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Переживая периодтрансформации, обновления, адаптации к новой социальной практике, формирующейсясоциальной культуре, социальное образование оставалось не вполне эффективным.Причем его неэффективность связана как с несовершенством содержания, так и сиздержками организации, качеством работы педагогических кадров.
Вполне определеннообозначился круг проблем, с одной стороны, профессионального социальногообразования, а с другой - общего социального образования. Как относительносамостоятельная многоаспектная задача встала проблема социального воспитания,массового социального просвещения.
Прежде чем обозначитьважнейшие подходы к пониманию и решению данных групп вопросов с позицийсовершенствования содержания и организации социального образования, необходиморассмотреть его определение как явления современной образовательной ситуации.От этого во многом будет зависеть характер описания содержательных сторонсоциального образования вообще и его конкретно-исторической реализации в Россиисередины 90-х годов.
Содержание и объемпонятия «социальное образование» в современном российском обществе существеннорасширились.1 Это произошло, во-первых, благодарявведению новых специальностей и развертыванию подготовки кадров понетрадиционным специализациям, ориентированным на социальную сферу, управлениеи воспроизводство специалистов в области социальных наук. Во-вторых, этосвязано со значительным обогащением программ социального образования за счетпривлечения литературы, представляющей различные парадигмы социальногомышления. В-третьих, расширение произошло в связи с активным освоениемзарубежного и дореволюционного отечественного опыта решения социальных проблем.Наконец, в-четвертых, данное обстоятельство обусловлено растущей сложностью,многообразием социокультурного развития, его темпов, возникновением новойсоциальной культуры, требующей нетрадиционных форм и содержания социальногообразования.
Все это привело к тому,что под социальным образованием к исходу столетия стали понимать:
подготовку ипереподготовку специалистов в области социальных наук;
обучение специалистовразличного профиля социальным наукам, их социальное воспитание;
подготовку ипереподготовку специалистов для учреждений социальной сферы и управления;
социальное просвещение,воспитание широких масс населения, формирование у них умения взаимодействоватьв социуме в рамках определенного социально-исторического пространства –времени;
формирование,воспроизводство определенного менталитета, систем социокультурных принциповсмысложизненных ориентаций, социальных идеалов, составляющих фундаментсоциальной культуры, общественного интеллекта, образа жизни народа того илииного государства, нации, человеческой общности.1
В узком смыслесоциальное образование иногда сводят или к социологическому (нередко кобществоведческому), или к подготовке кадров для учреждений социальной сферы. Вшироком смысле оно трактуется как овладение основами социальной культуры,умение жить в обществе.
Если говорить обизменениях в содержании социального образования, то в главном они заключаются вследующем. Во-первых, конечно, это изменение содержания учебных планов ипрограмм, составляющих основу подготовки и переподготовки специалистов вобласти социальных наук. В России эти изменения последнего десятилетия былисвязаны в основном с радикальным реформированием всех сторон жизни общества,сменой государственного строя, господствующей идеологии, а с другой – смассовым распространением зарубежной литературы по проблемам социальногоразвития, а также признанием полипарадигмального статуса социальных наук,прежде всего социологии.
Нельзя не отметить вэтой связи и саморазвития социальных наук, их интеграции и дифференциации,трансформации в связи со сменой, эволюцией научных картин мира и способовпознания во второй половине текущего столетия. Показательным в данном планеследует считать и гуманизацию социальных наук, сближение наук о человеке иобществе.
Это сближение вместе стем оказалось многократно осложнено многообразием парадигм социального знаниявообще и социологии как науки об обществе, его строе как типах функционированияи развития – в особенности. В ХХ веке получили дальнейшее развитие, пережилиренессанс не только многие из классических социологических парадигм (понимающаясоциология, социобиология, социология конфликта и др.), но и возникли новыенаправления, школы и теории.
В результатесущественно изменилось содержание классических социальных дисциплин, наук очеловеке и обществе, прежде всего социологии, психологии, истории, политологиии др. Возникли новые социальные науки, отражающие как тенденцию углубления,дифференциации социального знания, так и его интеграцию, взаимодействия смежныхнаучных дисциплин. Так, возникли теория и методика социальной работы,конфликтология, валеология, социальная психология, этнопсихология, социальнаяистория, социальная экология, этнология, социогенетика, социальная антропологияи др.
Еще одним направлениемэволюции, совершенствования содержания социального образования являетсядифференциация общего социального образования в зависимости от сферыдеятельности, где предстоит работать специалисту (например, образование,медицина, управление, журналистика, энергетика, промышленность, сельское хозяйство,финансы и др.). Все более глубокая и детальная «привязка» общего социальногообразования к сфере деятельности, где предстоит работать специалисту, связанакак с усложнением общества и человека в целом, форм социальности, так и срастущим разнообразием, а также универсализацией организационных основосуществления профессиональной деятельности во всех отраслях хозяйства,областях общественной жизни в целом.
Эти специализированныепрограммы в содержательном плане испытывают влияние трех групп факторов. Во-первых,конечно, это потребности практики, та проблематика, которая является предметомзабот современного общества в целом и в каждой стране в отдельности, в томчисле и в России. Здесь серьезное значение имеет и специфика регионов, тепроблемы, которые им приходится решать в плане обеспечения социальной защитынаселения. Во-вторых, на них оказывают влияние предпочтения, симпатии,(антипатии) преподавательского корпуса, его подготовленность, научные интересы.В-третьих, на выбор моделей подготовки социальных работников, на формированиепрограмм их обучения, повышения квалификации влияет развитие теорий социальнойработы.1
Все это в полной мереотносится и к сфере управления, эффективность которого в последние годы в нашейстране стала заметно падать. Реформирование общества в России потребовалоконкретного изменения содержания подготовки подготовки и переподготовки кадровуправленцев всех уровней. Это связано прежде всего с уходом от практикипреимущественно директивного, командного управления, соответствующего емурегулирования социальных процессов в обществе.
В данном плане Россиясегодня переживает настоящую революцию, переход на новые принципы управления, атакже обеспечивающие его образовательные и экспертно-аналитические программы.При этом центральной программой становится поиск адекватных типовсоциокультурного развития российского общества, программ обучения менеджеров,способных эффективно управлять, понимать, что происходит в России.
К сожалению, как и вомногих других направлениях реформирования российского общества, эта работаведется преимущественно по западному образцу. Понимание данной проблемы,конечно, есть, но адекватных действий пока не происходит в силу доминирующеговлияния в стране западно-ориентированных политиков и финансистов.
Последнее имеет прямоеотношение к четвертому направлению модернизации социального образования всовременной России – обновлению массового социального просвещения, социальноговоспитания широких масс. В условиях, когда оказалось разрушенным политическое иэкономическое просвещение через систему общества «Знание», советскую ипартийную учебу, содержание которых было продиктовано ценностями и практикой управлениясоветского строя, потребовалось определить новое содержание массовогоэкономического, политического и социокультурного просвещения, обеспечитьпреемственность его содержания.
Главное, что сейчастребуется от массового социального просвещения, сводится, во-первых, кдостоверному информированию людей о реальных масштабах социальных проблем ипутях их решения в каждом поселении, районе, области, крае. Во-вторых, узловоезначение имеет просвещение людей в области социального права федерального ирегионального уровней. В-третьих, существенно важно информирование населения оработе системы учреждений управления и социальной защиты каждого района,поселения, области, края, республики. В-четвертых, фундаментальное значениеприобрела подготовка людей к социальной самозащите, обучение основамсохранения, безопасности жизни. Наконец, в-пятых, как существенные длясоциального просвещения сохраняются задачи массового воспитания патриотизма,любви к своей стране, ее народу, истории, культуре, языку, формирование социальныхориентаций, адекватных этим ценностям.
Пятое направлениесовершенствования содержания социального образования в современной Россиисвязано с фундаментальными основами бытия человека и общества, типами ихжизнедеятельности, социальной культуры. Это в главном связано с развитиемпредставлений о смысле жизни и справедливости, о социальных идеалах.
Например, системасоциального образования в советское время ориентировала обучающихся насправедливость социального равенства, на целесообразность вмешательствагосударства в ограничение доходов граждан, на общественную собственность,коллективистские ценности. После 1991 года в стране формируется иная идеология,которая все более основательно закрепляется в программах обучения социальнымнаукам, в социальном образовании в целом. Она исходит из того, что социальноенеравенство естественно и справедливо, оно должно стимулировать жизненнуюактивность, предприимчивость. При этом государство не должно вмешиваться вдоходы богатых граждан, ограничивать их. Святым признается право частнойсобственности, приоритет индивидуально-личностных интересов и ценностей.
Необходимо в этихвзаимоисключающих подходах выделить то ценное истинное, сто содержится в каждомиз них, сохранять преемственность в развитии общества и человека. В этомзаключается одна из основных задач модернизации социального образования,повышения уровня его культуры.
4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕАСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Главной организационнойосновой модернизации образования вообще и социального образования в частностиявляются новые государственные образовательные стандарты высшегопрофессионального образования. Они определяют фундамент оценки качества,основные требования к содержанию и реализации образовательных программ. Ссередины 90-х годов в России началась разработка и внедрение новых стандартов,их адаптация к национально-региональным условиям различных территорий страны.Причем эта работа ведется в контексте становления многоуровнего образования,что в полной мере относится и к социальному образованию во всех егосоставляющих. Тем самым организационная и содержательная работы оказываютсявзаимосвязанными.
Взаимозависимостьтрансформации содержания и организации социального образования особенно сильнообозначилась в 90-е годы в России в связи с массовым развитием инновационныхучреждений образования и образовательной практики, эволюцией полисубъектностиобразования. Новые формы организации образования, как правило, базируются наинновационных программах, новых технологиях обучения, что, конечно, масштабнодифференцирует социальное образование содержательно. Это далеко не всегдаблагоприятно сказывается на качестве знаний, соответствует базовым стандартам,их национально-региональной модификации.
В организационном планевведение национально-региональных компонентов стандартов также органичносвязано с усилением разнообразия содержания образования, особенно подисциплинам социогуманитарного цикла. В этом смысле содержание социальногообразования сегодня, сохраняя базовые требования, наиболее сильно дифференцируетсяпо регионам. Оно объективно развивается в контексте формирования концепций ипрограмм национального образования, развития национальных школ. В этом смыслеособенно сложным и важным является формирование национально-региональныхкомпонентов и в целом концепции регионально-специфического социальногообразования.
Еще одниморганизационным основанием развития социального образования в стране являетсясуществование профильных учреждений, выполняющих соответствующиеобразовательные функции. В этом смысле развитие социального образования вРоссии сегодня опирается на систему профильных средних и высших учебныхзаведений, а также учреждений начального профессионального образования,готовящих кадры для учреждения социальной сферы и управления, специалистов вобласти социальных наук.
Принципиально важно ито, что в структуре целого ряда вузов увеличилось количество факультетов иотделений, ведущих подготовку кадров для учреждений социальной сферы, готовящихсоциальных работников, социологов, психологов, социальных педагогов,валеологов, менеджеров, госслужащих. К середине 90-х годов в вузах страныфункционировало уже более 60 факультетов и отделений, где на госбюджетнойоснове готовились социальные работники, социальные педагоги, валеологи. Такжемасштабно увеличилось количество факультетов и отделений психологии, экономикии права.1
Эти новыеорганизационные структуры социального образования в содержательном плане напервых ступенях своего развития чаще всего испытывали и испытывают серьезныетрудности. Особенно это касается тех из них, что были открыты в некоторыхтехнических вузах, не располагающих квалифицированными преподавателями данногопрофиля. В случае сохранения такой ситуации на длительный период они могут непройти аттестации и будут закрыты.
Очевидно, однако, и то,что даже в условиях слабой обеспеченности кадрами, научной и методическойлитературой новые подразделения вузов социогуманитарного профиля, безусловно,играют положительную роль, ибо закладывают традиции, основания для развитиясоциального образования в регионах страны. Опыт последних лет показывает, чтонаиболее удачно эта работа ведется в классических университетах, педагогическихи медицинских вузах.
В организационном планедля социального образования России последнего десятилетия характерно и то, чтоздесь возникло большое количество кафедр и учебных лабораторий, центров,призванных обеспечивать общее (непрофессиональное) социальное образование.Главным образом этим занимаются кафедры философии, культурологи, социологии,политологии, психологии, истории, основ права, социальной и экономическойстатистики, основ экономики и самоуправления. Решая проблемы повышения общейкультуры будущих специалистов различного профиля, повышения их культурысоциального мышления и самоорганизации, управленческой деятельности,гуманизации образования, эти кафедры составляют организационную основу общего(непрофессионального) социального образования.
В организационном планенельзя не отметить значительного увеличения количества субъектов социальногообразования вне традиционных форм его осуществления. Это связано с вторжением всферу образовательной деятельности различных фирм, СМИ, общественных организаций,обществ, объединений и отдельных граждан, других государств, что значительнорасширяет круг традиционных учреждений образования, создает принципиально новуюситуацию в стране.
В российскомобразовании сейчас налицо ситуация, когда государство в значительной мерепотеряло контроль над образовательными процессами в обществе, во многомразрушенным оказалось образовательное пространство России как суверенногогосударства. В стране осуществляются образовательно-воспитательные программыряда тоталитарных сект, чуждых культуре народов России, образовательные проектыдругих государств, также далеко не всегда учитывающие интересы нашегогосударства и народа и не контролируемые государственными органами управленияобразованием.
Нельзя не сказать и онизкопробных программах развлекательного характера. Полностью бесконтрольными вэтом плане оказались радио, телевидение, пресса, книгоиздание.Национально-государственная политика в этой сфере настолько слаба инеэффективна, что говорить о каком-то ее влиянии пока просто бессмысленно. Онаникоим образом не управляет социальным образованием и воспитанием, что опасносамыми серьезными разрушительными последствиями как для государства, так и длянаселения, в особенности того, которое составляет основу социокультурного развитиястраны.
Таким образом,содержание и организация социального образования в современной Россиипереживают противоречивый процесс обновления и преодоления кризиса, созиданиянового и сохранения лучших традиций старого опыта, поиска оптимальныхтехнологий. Социальное образование активно участвует в формировании новойкультуры, социальной жизни, являясь ее составной частью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опыт различных стран,например Англии и Германии, позволяет говорить о существовании двух вариантоворганизации социальной работы в образовании. В одних случаях специалисты посоциальной работе являются штатными сотрудниками образовательного учреждения, вдругих – они работают в социальных службах, обеспечивающих обслуживаниеконкретных учреждений образования. В школах они занимаются с учениками,поведение которых является девиантным или испытывающими трудности в учебе;проводят профилактическую работу, предлагают учащимся в свободное от учебывремя заняться какой-либо деятельностью, изучают условия их жизни, работают сих семьями. Этот вариант практикуется в Англии. В Германии предпочтениеотдается первому варианту: социальных работников здесь принято включать в штатобразовательного учреждения, чаще в штат школ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. БочароваВ.Г. «Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход»;Москва. 1999 г.
2. ГригорьевС.И. Социальное образование и проблемы гуманизации подготовки специалистов //Гуманизация образования. Вып. 2. Набережные Челны. 1996 г.
3. Теориясоциальной работы: Учебник / Под ред. Проф. Е.И. Холостовой. – Москва: Юристъ,2001 г.
4. ХолостоваЕ.И. «Социальная работа». Учебное пособие. Москва.
2005г.