Реферат по предмету "Социология"


Социальная работа в сельской местности

1.        ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
Вниманиеправительств, международных неправительственных, коммерческих организаций,научного мира к «крестьянскому вопросу»[[1]]диктуетсяграмотной значимостью крестьянства в современном мире, его вкладом в экономику,культуру, духовную жизнь страны, его исторической ролью в социальныхпреобразованиях как развитых, так и развивающихся странах.
Вместес тем во многих странах сельским сектором продолжают пренебрегать. Имеющиесяресурсы используют для инвестиций в промышленность, поддержания государственныхслужб, улучшения городской инфраструктуры и условий жизни в городах. Сельскомунаселению во многих странах все труднее становится уйти от проблем бедности.
Медленноидет процесс интеграции крестьянства в национальные и мировые сообщества.Неадекватным его социальному статусу остается отношение правительств кудовлетворению базовых потребностей сельских жителей, проживающих в сложныхсоциально-бытовых условиях сельской местности. Качество и благополучие жизникрестьян, их социальные условия жизни резко отличаются от качества жизни людейв городских условиях.
Приэтом стороны правительственных кругов проявляется определеннаянедальновидность, так как очевидно, что включение сельского социума вприоритеты экономической и социальной политики может стать одной из главныхстратегических магистралей выведения таких стран, как, например, Россия, изкризиса. Именно сельскому социуму должен быть отдан приоритет в развитиисоциальной работы в силу его специфики, которая может стать основой дальнейшегоразвития социальной работы как профессии, если рассматривать сельских жителейкак одну из категорий социально перспективного контингента любой страны.
Социальныеработники в сельских местностях работают с различными группами детей, семей,старыми людьми, инвалидами и так далее. Они работают в относительноизолированных, небольших местных и окружных учреждениях и сталкиваются смножеством сложных проблем. Специализированные службы, общераспространенные вгородских районах, как правило, обычно отсутствуют. Работник должен быть опытенв оценке проблем и опытный при оказании услуг, строго ориентироваться насоциальные технологии, такие как индивидуальная и групповая психотерапия илиорганизация общины, на практические области, общественная благотворительность итак далее.
Помимонавыков и умений, связанных с людьми, социальный работник общего профиля должензнать, как планировать, реализовывать и оценивать программы, как защищатьнеобходимые социально-политические реформы в политической системе, какэффективно работать с органами государственного управления разных уровней, атакже с официальными и неофициальными структурами сельской общины. Этово-первых.
Крометого, сельские социальные работники должны быть хорошо знакомы с культурнымихарактеристиками разных этнических и расовых групп, которые они будутобслуживать. Сельские общины далеко не однородны.
Такженеобходимы новаторские подходы к непрерывному образованию и подготовкесоциальных работников. По возможности приоритет должен отдаваться вопросаминновационным навыкам самопомощи и взаимопомощи, технологии.
Крометого, сельские социальные работники должны иметь специальную подготовку поиспользованию систем неформальной поддержки при решении проблем своих клиентов.Как упоминалось выше, сельские жители придают большое значение личным связям исвязям со своей местной общиной и менее склонны искать помощи на стороне, чемгородские жители. Сельский социальный работник должен уметь оценить и задействоватьсистему неформальной поддержки – семью, церковь, соседей, друзей, чтобывыяснить потребности нуждающихся и удовлетворить их.
Ключевойпроблемой сельского социального развития остается создание социальнойинфраструктуры, которая обеспечит доступ сельских жителей к современным иэффективным услугам: образованию, здравоохранению, культуре, телекоммуникации,водоснабжению, электроснабжению, транспорту, работе, профессиональному обучениюдля всего сельского населения. Решение этих задач в немалой степени зависит отсоциальных служб.
Необходимановая парадигма развития социальной работы, нацеленная на повышениечеловеческого достоинства и осознание ценности человеческой личности каксубъекта преобразований своей жизни. Суть новой парадигмы, опираясь на опытРоссии, последователь М. Гурьянова характеризует следующим образом:
— создание социальных служб непосредственно в общинах;
— развитие оптимальной модели социальной работы в каждой общине, отвечающейнуждам, потребностям, традициям жителей данной местности;
— целостный межведомственный подход к структурированию социальной работы в каждойобщине, позволяющей вести комплексное обслуживание всех жителей общины: идетей, и взрослых;
— развитие и подготовка квалифицированного персонала – общинных социальных педагогов,осуществляющих социальный патронаж семей, и социальных работников,специализирующихся на поддержке проблемных групп клиентов;
— приоритет превентивных и развивающихся форм социальной работы;
— вовлечение населения в работу по оказанию помощи нуждающимся, в работу попринятию решений и социальной политике муниципалитета;
— признание роли добровольных, благотворительных, религиозных организаций ивключение в официальную систему социального обеспечения.[1]
Социальныеслужбы в общине можно развивать на базе местной школы как наиболее устойчивомзвене социальной сферы, превратив ее в общинный центр социальной работы сдетьми и взрослыми, семьями, пожилыми и инвалидами. В центре могут работатьсоциальные педагоги и социальные работники, культорганизаторы, медицинскиесоциальные работники, психологи. В качестве консультантов можно привлекатьюристов, экономистов, других специалистов из города. Как комплексная социальнаяслужба, центр становится организатором культурного досуга, социальной помощи,образовательной деятельности, физкультуры и спорта, благотворительной работы,общественного и производительного труда, добровольческой работы волонтеров. В социальнойработе на селе учитываются специфика образа жизни крестьян, народные обычаи итрадиции, роль семьи и церкви, природы и быта, а также широкая сеть социальных«приспособительных приемов»: образцы взаимопомощи, вынужденная щедрость,общинная земля и разделение труда, которые помогают крестьянам выравниватьнеизбежные провалы в семейных ресурсах.
Опытсоциальной работы многих стран мира позволяет и в сельском социуме отстаиватьследующий тезис: побуждение людей к работе и улучшение условий их труда имеютприоритет иждивенчества ведет к снижению уровня жизни бедных слоев. Акцент на«трудообеспечение», а не на «благообеспечение» является более милосердным актомгосударства по отношению к малоимущим.
Впроблеме обеспечения минимального дохода крестьян кроме четких физиологическихпараметров нужно рассматривать его социальные и культурные аспекты. Сегоднясоциальные работники становятся поборниками мира на всей планете в целом.Поэтому социальная работа должна рассматриваться не только как форма и принцип профессиональногодействия по отношению к отдельному человеку, группам людей, но и как элементконструктивных социальных изменений в общечеловеческом контексте.
2.        ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА СЕЛЕ
Какпоказывает практика, важным средством активизации социальной работы на селеявляются опора на традиционные источники выживания сельского жителя,использование исконных способов организации жизнедеятельности человека вэкстремальных ситуациях, восстановление и укрепление традиций общинной жизни.Позитивными социально-психологическими факторами, которые необходимо учитыватьпри активизации социальной работе на селе,1являются:
1.        Тесноесрастание со средой обитания. Для сельского жителя общие условия и ресурсыокружающей природной среды – плодородие или состояние почвы, климат, погодныеусловия, обеспечение ресурсами, рельеф местности, богатства растительного иживотного мира и так далее – остаются решающими факторами в организациижизнеобеспечения. Как правило, сельские жители досконально знают особенностисвоей местности. Причем экологическая составляющая определяет выбор системыземледелия, состав культивируемых растений и пород животных, соотношение разныхотраслей хозяйства, характер поселения и расселения, способы коммуникаций идаже конкретные формы социальных общностей. Из природной среды сельский жительтрадиционно через средства для укрепления своего здоровья, лечения болезней, впроцессе хозяйственной деятельности ориентируется на многолетние наблюдения запогодно-климатическими закономерностями в их взаимосвязи с различнымиприродными явлениями. Традиционные ценности каждого этноса неотделимы от средыего обитания. Экологическая обстановка, присущая тому или иному социуму, — важнейший источник формирования национального характера, оздоровления иорганизации жизнедеятельности сельских обществ.
2.        Личноеподворье. Исторический опыт жизнедеятельности сельской семьи свидетельствует,что во все времена основным средством ее выживания был труд на личном подворье.Независимо существующего общественно строя, политической и экономическойситуации в стране, трудясь на земле, семья сможет прокормить себя. Труд наличном подворье – самая надежная гарантия социальной защиты сельскогонаселения. Расчеты специалистов показывают, что, имея участок земли площадью 6соток, можно обеспечить овощами и плодово-ягодной продукцией семью из четырехчеловек. Но это возможно только при правильном ведении хозяйства. Поэтомусоциальные работники и социальные педагоги должны вооружать сельских жителейсельскохозяйственными знаниями, повышать культуру сельскохозяйственногопроизводства.
3.        Приверженностьтрадициям. В сельской местности проживает в основном коренное население страны,унаследовавшее историческую память предшествующих поколений. Крестьянствопо-прежнему ориентируется на традицию, которая является для него непреложнымзаконом хозяйственной деятельности и всего жизненного уклада общества от природыдиктовала ориентацию на воспроизведение прежних образцов, унаследованных отпредков. Отход от производственного и экологического опыта многих поколений могобернуться катастрофой. Запрограммированные природным воздействием консерватизми приверженность традиции служили гарантом устойчивости и благополучия социума,условием физического выживания людей. Традиция закреплялась в обрядах иобычаях. В тех или иных видах на селе сохранились различные формы взаимопомощи,кооперации, заготовки и хранения сельскохозяйственной продукции, содержанияскота и других. Эти факторы являются главными в профессиональной деятельностисельского социального педагога и социального работника.
4.        Рольсемьи. Семья в деревне воспринимается как хозяйственная единица, как формаправильной организации жизни взрослого человека, как источник поддержки исредство выживания. В сельской местности в понятие «семья» вкладывается нечтобольшее, чем в городе. Семья на селе – это и родные братья (сестры), и близкиеродственники, и  прошлые поколения, связанные с живущими невидимыми нитями.Благополучное существование семьи во многом зависит от ее способностимаксимально мобилизовать силы и средства для самообеспечения. В период кризисасельская семья имеет весьма ограниченный выбор места работы и, соответственно,источников доходов. Это, в свою очередь, снижает возможности потребления инеизбежно приводит к поиску компенсирующих недостаток денежных ресурсов видовзанятости и иных способов получения доходов. Многие семьи почти полностью живутза счет своего хозяйства. Сельская семья более стабильна, чем городская,сельские женщины проявляют гораздо большую терпимость в браке, чем городские.Дети очень часто занимают первое место в системе семейных предпочтений.
5.        Рольсистем неформальной поддержки. В сельской местности взаимосвязи людей и ихсолидарность в ощущениях и идентичности приводят к сильной взаимосвязи друг отдруга. Поэтому сельские жители, опираясь на сохранившиеся традиции общиннойжизни, чаще обращаются за помощью друг к другу, чем в поддержке государственныхи общественных структур. Межсемейная, дружеская, соседская, родственнаявзаимопомощь имеет разные формы: «натуральная» помощь, взаимообмен с другимисемьями, дарение, помощь в строительстве дома, присмотр за детьми, помощь похозяйству и другая. Механизм взаимопомощи, посредством которого в орбитувзаимной поддержки вовлекается большое число участников, — важное средствосоциальной защиты человека. И этот фактор необходимо учитывать социальномупедагогу и социальному работнику.
6.        Межсемейнаякооперация. Часто без помощи государства и других структур люди сами организуютдомашний или семейный бизнес, мобилизуя наработанные прежде связи, устанавливаяконтакты с городскими родственниками, заставляя проявлять интерес неформальныхкредиторов, активно используя потенциал семейной экономики. Имеется многопримеров того, когда несколько семейств, объединив свои силы и возможности,сообща заготавливают сено, сажают картофель, убирают урожай, большой партиейпоставляют на рынок молочную и мясную продукцию, разделяют между собойобязанности по ведению своих хозяйств. Многостороннее кооперирование становитсяосновой существования личных подсобных хозяйств.
7.        Рольобщественного мнения. В пространственно-ограниченной сельской среде большоезначение имеет общественное мнение. К примеру, действиям властей, когда ониориентированы на личную выгоду, очень часто противостоят сложившиеся на селетрадиции общинного, коллективного действия сельских жителей, с которымируководитель вынужден считаться. В таких случаях руководитель не может,игнорируя последующую реакцию, снять с должностного поста бригадира илиспециалиста, который пользуется поддержкой и уважением людей. В большей степениэто сопротивление ощущают руководители – «чужаки», то есть те, которые не былиизначально его жителями – «своими» в сознании местных селян. Но не вездерядовые люди способны на противостояние власть имущим. И это обстоятельство,хотя и не напрямую, определенным способом влияет на ситуацию в селе в целом ина положение каждой семьи в отдельности.
Каквидим, социальная работа на селе, будучи новым видом профессиональнойсоциальной деятельности, должна вписаться в сложную систему социальныхотношений, базирующихся на исторических, культурных, хозяйственных традицияхтой или иной сельской социальной общности и занять в ней свою нишу. Чтобы этопроизошло, важно хорошо знать и понимать психологию сельского жителя,уважительно относиться к традициям данной местности; использовать историческийопыт социальной защиты человека и при этом привнести новейшие профессиональныезнания в оказании помощи человеку, его семье, общине.
Вцелом социальная работа на селе определяется конкретной социальной ситуацией, скоторой сталкивается социальный педагог или социальный работник и котораятребует своих методов, своих приемов решения, особой формы социального участия.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.