Реферат по предмету "Банковское дело"


Регулирование страхового рынка Республики Казахстан

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОГОРЫНКА
1.1 Понятие и сущность страхового рынка
1.2 Регулирование страхового рынка в Республике Казахстан
1.3 Государственное регулирование страхового рынка в зарубежныхстранах
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Основные показатели страхового рынка
2.2 Инвестиционный портфель страховых организаций
2.3 Страховые премии и выплаты
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВОГО РЫНКА
3.1 Развитие и повышение эффективности страхового надзора
3.2 Совершенствование регулирования и надзора за страховой деятельностью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ
Необходимым условием нормальногоразвития государства является обеспечение безопасности общества в условиях рыночныхотношений. С развитием рыночных отношений государство перестает нести ответственностьза возмещение ущерба хозяйствующих субъектов и граждан в случае неблагоприятныхсобытий, стихийных бедствий и катастроф. Инструментом, способным возмещать возникающиеубытки и потери в процессе рыночных отношений является страхование.
Страхование это один из методовуправления рисками, направленный на защиту имущественных интересов юридических ифизических лиц, обеспечивающий стабильность развития и безопасность предпринимательства.Страхование, способствуя перераспределению рисков, позволяет повышать эффективностьэкономики. Отсюда политика развития национальной системы страхования является однойиз стратегических задач в области создания инфраструктуры рынка.
Проблема государственногорегулирования страхового рынка является одной из самых актуальных в теории и практикесовременного отечественного страхования. Важность ее исследования связана с тем,эта система до сих пор окончательно не сформировалась: изменяется состояние самогострахового рынка, идет постоянное совершенствование нормативной базы страхования,претерпевает изменения деятельность государственных регулирующих органов.     Неустойчивостьсистемы государственного регулирования страхового рынка вызвана не только внутреннимифакторами страхового рынка, но и является прямым следствием макроэкономических процессов,проблем экономики в целом, а также ходом развития международных интеграционных тенденций.
Отношение к теме государственногорегулирования вообще в нашей стране за последние 10-15 лет менялось крайне динамично,не избежав и впадения в крайности. Если в начале 90-х вспоминать о роли государствав экономике было вообще «не принято», то в настоящий момент наблюдается противоположнаятенденция, когда о государственном регулировании, ставшем почти что «публицистическоймодой», не говорит разве что ленивый экономист. И разумеется применительно к страхованиювсе повторялось в зеркальном отражении макропроцессов. Тем не менее, даже сегодня,не смотря на масштабный интерес, ни одного комплексного единого научного исследованиягосударственного регулирования страхового рынка до сих пор представлено не было.Заполнить эту нишу и призвана данная монография.
Основной целью данной работыявляется всестороннее, комплексное рассмотрение системы государственного регулированиястрахового рынка в Республике Казахстан.
Задачами данной работы являются:
— раскрыть понятие и сущностьстрахового рынка;
— определение понятия страховогорынка и его роли в системе рыночных отношений, рассмотрение основных особенностей,характерных для современных развитых страховых рынков;
— обоснование характеристикистрахового рынка как системы, подвергающейся действию регулирования и обоснованиевлияния специфики страхования на особенности его государственного регулирования;
— провести анализ деятельностистрахового рынка Республики Казахстан;
— исследовать инвестиционныйпортфель страховых организаций;
— рассмотреть динамику страховыхпремии и выплат;
— определение возможных путейсовершенствования отечественной системы государственного регулирования страховогорынка.
Для написания работы был использовандиалектический метод, то есть познание действительности в ее целостности и сохранности.
Предмет исследования являетсясистема регулирования страхового рынка.
Объект исследования страховойрынок Республики Казахстан.
Структура работы состоит извведения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка использованныхисточников.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА
 
1.1 Понятиеи сущность страхового рынка
Страхование возникло и развивалоськак осознанная объективная потребность человека и общества в защите от случайныхопасностей. Потребность в страховой защите носит всеобщий характер, она охватываетвсе фазы общественного воспроизводства, все звенья социально-экономической системыобщества, всех хозяйствующих субъектов и все население. Страховой рынок не толькоспособствует развитию общественного воспроизводства, но и активно воздействует черезстраховой фонд на финансовые потоки в народном хозяйстве.
Место страхового рынка в финансовойсистеме обусловлено двумя обстоятельствами. С одной стороны, существует объективнаяпотребность в страховой защите, что и приводит к образованию страхового рынка всоциально-экономической системе общества. С другой — денежная форма обеспечениястраховой защиты связывает этот рынок с общим финансовым рынком.
Объективная потребность встраховании предопределяет непосредственную связь страхового рынка с финансами предприятий,населения, банковской системой, государственным бюджетом и другими финансовыми институтами,в рамках которых реализуются страховые отношения. В таких отношениях соответствующиефинансовые институты выступают как страхователи и потребители страховых продуктов.Специфические отношения складываются между страховым рынком и государственным бюджетоми государственными внебюджетными фондами, что связано с организацией обязательногострахования.
Устойчивые финансовые отношенияимеет страховой рынок с рынком ценных бумаг, банковской системой, валютным рынком,государственными и региональными финансами, где страховые организации размещаютстраховые резервы и другие инвестиционные ресурсы.
Функционирование страховогорынка происходит в рамках финансовой системы, как на партнерской основе, так и вусловиях конкуренции. Это касается конкурентной борьбы между различными финансовымиинститутами за свободные денежные средства населения и хозяйствующих субъектов.Если страховой рынок, например, предлагает страховые продукты по страхованию жизни,то банки — депозиты, фондовый рынок — ценные бумаги и т.д.
В узком смысле страховой рынокможно представить как экономическое пространство, ила систему, управляемую соотношениемспроса покупателей на страховые услуги и предложением продавцов страховой защиты.В широком смысле страховой рынок — это сфера денежных отношений, где объектом купли-продаживыступает страховая защита, формируются спрос и предложение на нее.
Страховой рынок представляетсобой сложную развивающуюся интерированную систему, к звеньям которой относятсястраховые организации, страхователи, страховые продукты, страховые посредники, профессиональныеоценщики страховых рисков и убытков, объединения страховщиков, объединения страхователейи система его государственного регулирования.
Страховые организации — институциональнаяоснова страхового рынка, экономически обособленное звено страхового рынка, что выражаетсяв полной обособленности ее ресурсов и самостоятельности в осуществлении страховойи других видов деятельности. Страховые организации структурируются по принадлежности,характеру выполняемых страховых операций, зоне обслуживания.
По принадлежности страховыеорганизации делят на акционерные, частные, общества взаимного страхования. Акционернаястраховая организация — это негосударственная организационная форма, в которой вкачестве страховщика выступает частный капитал в виде акционерного общества. Уставныйкапитал акционерного страховщика формируется из акций и других ценных бумаг, чтопозволяет при ограниченных средствах значительно увеличить финансовый потенциалстраховой организации. Акционерная форма страховщиков доминирует на страховых рынкахразвитых стран. Частные страховые организации принадлежат одному собственнику илиего семье. К уникальной форме частных страховщиков можно отнести английскую корпорациюLloyd, представляющую собой не юридическое лицо, а объединение физических лиц. Вгосударственном страховании в качестве страховщика выступает государство. В кругинтересов государства входит его монополия на проведение любых или отдельных видовстрахования, что определяется соответствующим законом о статусе страховой организации.
Осуществление государственногострахования представляет собой форму государственного регулирования национальногострахового рынка. Общество взаимного страхования — это особая негосударственнаяорганизационная форма, выражающая договоренность между группой физических или юридическихлиц о возмещении друг другу будущих возможных убытков в определенных долях в соответствиис установленными правилами страхования.      Взаимное страхование по существу —некоммерческая форма организации страхового фонда, обеспечивающая страховую защитуимущественных интересов членов своего общества. С юридических позиций каждый членобщества взаимного страхования — одновременно и страховщик, и страхователь. Документом,удостоверяющим право на владение капитала общества взаимного страхования, его доходаи страховую защиту, служит страховой полис.
По характеру выполняемых страховыхопераций различают специализированные и универсальные страховые организации.
Специализированные страховыеорганизации проводят отдельные виды страхования (жизни, огневое, ядерное страхованиеи др.).
К специализированным страховщикамотносятся и перестраховочные организации, принимающие от страховщиков за определеннуюплату часть застрахованного риска. Цель перестрахования — создание сбалансированногопортфеля договоров страхования, обеспечение финансовой устойчивости и рентабельностистраховых операций. Универсальные страховые организации предлагают большой переченьстраховых услуг.
По зоне обслуживания различаютместные, региональные, национальные и международные (транснациональные) страховыеорганизации.
Спрос на страховые продуктыпредъявляет страхователь, юридическое или дееспособное физическое лицо, страхующееимущество или заключающее со страховщиком договор личного страхования или страхованияответственности. Страхователь уплачивает страховые взносы и имеет право на получениестраховки при наступлении страхового случая.
Товар страхового рынка — страховойпродукт. Потребительная стоимость страхового продукта состоит в обеспечении страховойзащиты. Цена страхового продукта определяется затратами на страховое возмещениеили страховое обеспечение, а также расходами на ведение дела и размером прибылистраховщика. Как и всякая цена, она зависит от спроса и предложения.
Продвижение страховых продуктови их реализацию преимущественно осуществляют посредники: страховые агенты и страховыеброкеры. Страховые агенты — физические или юридические лица, действующие от именистраховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями. Страховымиброкерами могут быть независимые юридические или физические лица, имеющие лицензиюна проведение посреднических операций по страхованию от своего имени на основаниипоручений страхователя либо страховщика. Страховой брокер не участвует в страховомдоговоре. Его обязанность состоит в оказании посреднической услуги и содействиив исполнении договора страхования.
Функционирование страховогорынка предполагает наличие профессиональных оценщиков рисков и убытков, в качествекоторых выступают сюрвейеры и аджастеры. Сюрвейеры — инспекторы или агенты страховойорганизации, осуществляющие осмотр имущества, принимаемого на страхование. В качествесюрвейера выступают также специализированные фирмы по противопожарной безопасности,охране труда и т.д., взаимодействующие со страховщиком на договорной основе. Позаключению сюрвейера страховая организация принимает решение о заключении договорастрахования. Аджастеры — это уполномоченные физические или юридические лица страховщика,занима-ющнеся установлением причин, характера и размера убытков. По результатампроведенной работы аджастер составляет страховой акт (аварийный сертификат).
Для защиты своих интересов,разработки законодательных актов, подготовки стандартных правил страхования, сбораи публикации страховой статистики и других совместных целей страховые организациисоздают объединения (ассоциации) страховщиков на региональном и национальном уровнях.Кроме того, объединяются и специализированные страховые организации. Такие объединениястраховщиков не могут заниматься страховой деятельностью.
Защищают свои интересы и страхователи,создавая объединения страхователей. Они выражают интересы пострадавших страхователейот недобросовестных страховых организаций, оказывают потерпевшим юридическую помощь,участвуют в совершенствовании и развитии страхового законодательства и др.
Важным звеном страхового рынкавыступает система государственного регулирования, необходимость которого связанав первую очередь с защитой прав и интересов страхователей, предотвращением их финансовыхпотерь вследствие неплатежеспособности страховой организации.
Таким образом, структуру страховогорынка можно охарактеризовать в институциональном, территориальном и отраслевом аспектах.
В институциональном аспектеструктура страхового рынка определяется системой права в отношении организационно-правовыхформ страховщиков и регулирования их деятельности.
По масштабам и охвату территорий(зон деятельности) выделяют мировой, международные, национальные, региональные илокальные страховые рынки.
В отраслевом аспекте страховойрынок делится по отраслям и отдельным видам страхования (например, рынок личного,имущественного и страхования ответственности), каждый из которых в свою очередьможно разделить на обособленные сегменты (рынок страхования жизни, рынок страхованияимущества физических лиц и т.д.).
Сравнивая современное состояниерынков страхования Казахстана и развитых стран, следует отметить, что, несмотряна предпринимаемые в последние годы усилия, отечественный значительно отстает отстраховых рынков экономически развитых стран.
1.2 Регулированиестрахового рынка в Республике Казахстан
Значительным шагом в развитиистрахового рынка республики явилась передача функций и полномочий государственногооргана страхового надзора Национальному банку Республики Казахстан.
С октября 2000 года Национальныйбанк Республики Казахстан как уполномоченный орган по регулированию и надзору застраховой деятельностью является полноправным членом Международной Ассоциации органовстрахового надзора (IAIS).
Республика Казахстан выделяетсяиз всех стран СНГ высоким уровнем развития нормативной базы и государственного регулированиястрахового рынка, несмотря на то, что показатели сбора премий и страховых выплатв Казахстане пока еще ниже, чем у некоторых соседей по СНГ. Но это тот случай, когда«лучше меньше, да лучше». Этим обеспечивается большая гарантия страхователям возмещенияриска при наступлении страхового случая.
Участие государства в решениипроблем страхового рынка придает актуальность страхованию и страховой деятельности,повышает степень защиты законных интересов страхователей. В последние годы улучшиласьфинансовая дисциплина и учет в страховых организациях, перечень и уровень представляемыхстраховых услуг.
Политика и стратегия развитиястрахового рынка Казахстана определяемая Национальным банком последовательно ведетстраховой рынок к нормам и стандартам Европейского Союза, при сохранении конструктивныхотношений со страховыми организациями стран СНГ. Определяющим моментом в движениик рыночным отношениям является прозрачность и законность страховых операций, корреляциядействующего страхового законодательства Республики Казахстан с нормами ЕвропейскогоСоюза и Всемирной торговой организации.
За относительно короткий периодвремени в Казахстане была проведена существенная работа по созданию условий дляразвития страховой индустрии:
1. Совершенствовалась действующаязаконодательная база, регулирующая развитие страхового рынка.
2. Национальным банком РКбыли разработаны и внедрены требования и нормативы к страховым и (перестраховочным)организациям.
3. Обеспечена финансовая устойчивостьи платежеспособность страховых организаций.
4. Обеспечена доступностьстраховых услуг, прозрачность и законность страховых операций.
Позитивными моментами последнихлет развития казахстанского страхового рынка явились:
— введение законодательногозапрета на совмещение операций по страхованию жизни со страхованием иным, чем страхованиежизни в одной страховой организации. С позиции платежеспособности страховой организацииэто существенный момент, так как первое предусматривает долгосрочные инвестициистраховых резервов, второе краткосрочные;
— установление жестких требованийк уставному капиталу страховых организаций в Республике Казахстан;
— соблюдение соответствияопределенным квалификационным требованиям руководителя исполнительного органа страховщикаи его главного бухгалтера;
— строгие требования к финансовойустойчивости и добросовестности акционеров учредителей страховых организаций.
Страховой рынок Казахстанаможно назвать одним из наиболее динамично развивающихся во всем СНГ. Этому способствовалаПрограмма развития страхового рынка республики.
Обязательным является страхование,осуществляемое в силу закона. Каждый вид обязательного страхования является отдельнымклассом страхования. Содержание каждого класса в обязательной форме страхованияи дополнительные требования по условиям его проведения устанавливаются законодательнымактом, регулирующим данный класс страхования
Виды, условия и порядок проведенияобязательного страхования определяются законами Республики Казахстан.
Инициатором обязательногострахования в Казахстане выступает государство, которое в форме закона обязываетюридических и физических лиц заключать договор страхования.
Распоряжением Премьер — МинистраРеспублики Казахстан от 21.03. 2003 года № 38-р был утвержден оптимальный переченьвидов обязательного страхования: Об обязательном страховании гражданско-правовойответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника приисполнении им трудовых (служебных) обязанностей, Об обязательном страховании в растениеводстве,Об обязательном экологическом страховании, Об обязательном социальном страховании,Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортныхсредств, Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности перевозчикаперед пассажирами, Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственностиаудиторов и аудиторских организаций, Об обязательном страховании гражданско-правовойответственности частных нотариусов, Об обязательном страховании гражданско-правовойответственности туроператора и турагента, Об обязательном страховании гражданско-правовойответственности владельцев объектов, деятельность которых связана с опасностью причинениявреда третьим лицам,
Обязательному социальномустрахованию подлежат работники, за исключением работающих пенсионеров, самостоятельнозанятые лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих натерритории Республики Казахстан и осуществляющих деятельность, приносящую доходна территории РК.
Плательщик (работодатель илисамостоятельно занятое лицо, осуществляющее исчисление и уплату социальных отчислений) имеет право на возврат ошибочно уплаченных сумм социальных отчислений. Он обязансвоевременно и в полном объеме уплачивать социальные отчисления и представлять вналоговые органы расчеты по начисленным и перечисленным социальным отчислениям.
Обязательное социальное страхованиеподразделяется на следующие виды:
1)  на случай утраты трудоспособности;
2)  на случай потери кормильца;
3) на случай потери работы.
Государство гарантирует гражданамправо на получение социальных выплат при наступлении случаев риска по видам обязательногосоциального страхования на условиях, установленных Законом.
Постановлением ПравительстваРК от 21.06.04 №683 (с изменениями и дополнениями от 31.12.2004г. № 1149; 31.05.2005г. № 533; 30.06.2005 г. № 662) утверждены правила исчисления социальных отчислений.
Социальные отчисления, подлежащиеуплате в Государственный фонд социального страхования за участников системы обязательногострахования, установлены в размере:
с 1 января 2006 года – 2 %от объекта исчисления социальных отчислений;
с 1 января 2007 года – 3 %от объекта исчисления социальных отчислений.
Для работодателя объектомсоциальных отчислений являются его расходы, выплачиваемые работнику в виде доходовза выполненные работы, оказанные услуги.
Для самостоятельно занятыхлиц, для которых распространяется специальный налоговый режим в соответствии с налоговымзаконодательством размер социальных отчислений, уплачиваемый ими в свою пользу составляет:
с 1 января 2006 года – 2 %от минимальной заработной платы;
с 1 января 2007 года – 3%от минимальной заработной платы.
Для индивидуальных предпринимателей,не применяющих специальные налоговые режимы, частных нотариусов и адвокатов объектомисчисления социальных отчислений являются их доходы. При этом ежемесячный доходпринимается для исчисления социальных отчислений в размере, не превышающем 10-тикратного размера минимальной заработной платы.
Механизм обязательного страхования,как показывает опыт стран с рыночной экономикой, широко используется государствомв целях обеспечения социальной стабильности и ускорения развития экономики.
Данный опыт получил свое применениеи в Казахстане, где существенно расширилась сфера использования обязательного страхованиядля решения задач по защите имущественных интересов граждан, юридических лиц и государстваот природных, техногенных, финансовых и экономических и иных рисков. В целях разрешенияэтих и других проблем обязательного страхования       В Казахстане имеют место идругие виды страхования.
Обязательное страхование гражданско-правовойответственности владельцев транспортных средств. Объектом обязательного страхованиягражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств является имущественныйинтерес застрахованного лица, связанный с его обязанностью, установленной ГК РК,возместить вред, причиненный жизни и здоровью и (или) имуществу третьих лиц в результатеэксплуатации транспортного средства как источника повышенной опасности посредствомосуществления страховых выплат.
Обязательное страхование гражданско-правовойответственности перевозчика перед пассажирами. Объектом обязательного страхованиягражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами является имущественныйинтерес перевозчика, связанный с его обязанностью, установленной ГК РК, возместитьущерб, причиненной жизни, здоровью и (или) имуществу пассажиров при их перевозкепосредством осуществления страховых выплат.
Обязательное страхование гражданско-правовойответственности аудиторов и аудиторских организаций. Объектом обязательного страхованиягражданско-правовой ответственности аудиторов и аудиторских организаций являетсяимущественный интерес аудитора и аудиторской организации, связанный с их обязанностью, установленной гражданским законодательством РК, возместить вред, причиненный аудируемымсубъектам при проведении аудита.
Обязательное страхование гражданско-правовойответственности частных нотариусов. Объектом обязательного страхования гражданско-правовой ответственности частных нотариусов являются имущественные интересы частногонотариуса, связанные с его обязанностью возместить вред, причиненный третьим лицамв результате совершения им нотариальных действий. Для осуществления нотариальныхдействий частный нотариус обязан заключить договор обязательного страхования ответственностичастного нотариуса.
Обязательное страхование гражданско-правовойответственности туроператора и турагента. Объектом страхования по данному законуявляется имущественный интерес туроператора и турагента, связанный с их обязанностью,установленной гражданским законодательством РК, возместить вред, причиненный имущественныминтересам и (или) иным интересам туриста при осуществлении деятельности по реализациитуристического продукта посредством осуществления страховых выплат.
Обязательное страхование гражданско-правовойответственности владельцев объектов, деятельность которых связана с опасностью причинениявреда третьим лицам». Объектом данного вида страхования является имущественный интересвладельца объекта, связанный с его обязанностью возместить вред, причиненный жизни,здоровью и (или) имуществу третьих лиц в результате аварии на объекте посредствомосуществления страховых выплат.
1.3 Государственноерегулирование страхового рынка в зарубежных странах
Страховой рынок как частьфинансово-кредитной системы является объектом государственного регулирования вовсех странах мира. Государственное регулирование имеет целью развитие страховогорынка на основе баланса экономических интересов страховщиков, их клиентов (страхователей)и государства. Государство регулирует страховой рынок в комплексе, как единую систему.
Формы и методы государственногорегулирования страхования делятся на две группы: административные (прямые) и экономические(косвенные), причем преобладающими для современной страховой системы являются административныеметоды. Система административного регулирования базируется на нормах страховогозаконодательства, ее центральное звено — орган страхового надзора. Экономическиерегуляторы — это меры косвенного воздействия государства на страховой рынок черездругие сферы и звенья финансово-кредитной системы страны (налогообложение, политикуЦентрального банка и т.п.). К сожалению, узкие рамки одной статьи не позволяют полностьюрассмотреть всю систему, поэтому остановимся подробно на административном регулировании.
Центральное место в системерегулирования страхового рынка любой страны занимают органы страхового надзора,которые имеют статус государственных органов исполнительной власти, функциональнообособлены и сочетают функции регулирования и контроля страхового рынка. В разныхстранах органы страхового надзора могут подчиняться или включаться в структуру самыхразличных ведомств, однако при этом они обладают достаточной степенью самостоятельностив принятии решений. Во многих странах Европы органы страхового надзора институциональнообособлены и полностью независимы, в том числе во Франции (комиссия страхового контроля),Германии (федеральное ведомство по надзору за страховой деятельностью) и Швеции(страховой инспекторат). В США во всех штатах действуют отделы по надзору за страховымиоперациями. В Великобритании эти функции возложены на департамент торговли и промышленности,входящий в его состав страховой отдел ведет практическую регулирующую деятельность.В Канаде регулирование страхового рынка производится структурами, подведомственнымиминистерству финансов.
Правовые основы регулированиястрахования закладываются, как правило, в федеральных законах о страховании и/илиоб организации страхового надзора. Во Франции все правовое регулирование страхованиясосредоточено в страховом кодексе 1976 г., регламентирующем все стороны организациистрахового рынка и его регулирования. США, напротив, вообще не имеют федеральныхзаконов о страховании и страховом надзоре.
Законом регламентируются правовойстатус органа надзора, его основные задачи, функции и права, структура центральныхорганов и территориальных подразделений. В пределах установленной компетенции органыстрахового надзора обязаны осуществлять регулирование единого национального страховогорынка путем установления общих требований по регистрации и лицензированию, контроляза обеспечением финансовой устойчивости страховщиков, учета и отчетности, веденияметодологических разработок в области страхования и т.п. В современных условиях,особенно в странах ЕС, органы страхового надзора отдают приоритет изучению финансовойустойчивости. Раньше большее внимание уделялось допуску страховщиков на рынок, такаяпрактика сохранилась в странах с переходной экономикой и по сей день.
Органы страхового надзора— главный, но далеко не единственный субъект государственного регулирования страховогорынка. В регулировании страхования в пределах своей компетенции участвуют и другиегосударственные органы (налоговые, антимонопольные, Центральный банк).
Государственное регулированиеначинается на этапе допуска страховых компаний на рынок. Средством регулированиявыступают здесь процедуры регистрации и лицензирования страховщиков.
Регистрация страховых организацийпринципиально отличается от обычной процедуры регистрации юридических лиц. Она проходитв два этапа. Сначала страховая компания проходит регистрацию как предпринимательскаяструктура на территории данной страны (исключение составляют страны ЕС, которыесейчас допускают работу страховщиков из других стран ЕС без юридической регистрациикаких-либо форм коммерческого присутствия на территории данной страны). Затем онадолжна пройти регистрацию и быть внесена в реестр в органах страхового надзора,где параллельно с регистрацией производится лицензирование.
Лицензирование деятельностистраховых компаний — это процедура получения ими государственного разрешения напроведение страхования по определенным видам (классам).
В большинстве развитых стран(в странах ЕС, США, Японии и др., исключение составляют лишь молодые страховые рынкистран Балтии и СНГ) установлены требования к видовой специализации: «life»(страхование жизни) и «non life» (иные виды страхования). Запрещаетсясоздание композитных страховых компаний, т.е. занимающихся одновременно и страхованиемжизни, и другими видами страхования (в странах ЕС в порядке исключения иногда разрешаетсяпродолжать деятельность ранее созданным композитным компаниям). Кроме того, в некоторыхстранах есть требования по специализации компаний, занимающихся медицинским страхованием,страхованием банковских рисков и др. В развитых странах специализация страховщиковскладывалась десятилетиями и явилась результатом естественных рыночных процессови только затем была узаконена в государственных нормативных актах.
При обращении за лицензиейстраховщики подают в органы страхового надзора комплект документов, которые проверяютсяна соответствие требованиям законодательства, а также с точки зрения их экономическогосодержания, соответствия представленных страховщиком расчетов и планов принятымнормам финансовой устойчивости. В большинстве стран проверяются:
— учредительные документыкомпании и документы, подтверждающие ее государственную регистрацию;
— справки банков или иныедокументы, подтверждающие оплату уставного капитала (размер уставного капитала особенноважен для вновь создаваемых компаний, так как они еще не вели страховую деятельностьи, следовательно, не сформировали резервы), а также наличие других активов;
— «входной» баланс (для вновьсозданных страховщиков) или текущую финансовую отчетность, включая расчет соответствияактивов и обязательств (для действующих);
— план развития страховыхопераций на ближайшую перспективу (в разных странах на 1—3 года), отражающий предполагаемыеобъемы поступлений по видам страхования, а также (в некоторых странах) планируемыеактивы в покрытие обязательств по заключаемым договорам;
— правила или условия страхованияпо видам страхования;
— типовые формы договоровстрахования (полисов);
— математически и статистическиобоснованные системы тарифных ставок;
— порядок формирования и размещениястраховых резервов, а также в некоторых странах условия осуществления предупредительныхмероприятий;
— планы перестрахования, втом числе иногда (например, в Великобритании) с приложением договоров перестрахования;
— сведения об управленческомсоставе компании и (в некоторых странах, в частности в Великобритании и США) сведенияо предполагаемых посредниках и каналах сбыта.
Кроме того, в некоторых странах(в частности, в Великобритании, Германии и др.) при обращении за лицензией новыекомпании предоставляют документы, подтверждающие, что в компании должности руководителейи ключевых сотрудников занимают специалисты, по своей профессиональной подготовкесоответствующие требованиям национального и международного страхового рынка, неподвергавшиеся судебным преследованиям в связи с нарушениями законодательства. Иногдадаже требуется представить рекомендательное письмо от какого-либо известного в финансово-кредитнойсфере лица.
Регулированию на стадии лицензированияподвергается прежде всего страховой продукт. Основу этого процесса составляет утверждениеусловий (правил) страхования. К решению этой задачи есть два принципиальных подхода.Первый — утверждение правил каждой страховой компании в индивидуальном порядке (такоеположение существует сейчас в США и других странах, а также в России). Второй подход— работа всех страховщиков на основе типовых правил по каждому виду страхования.Если компания хочет проводить страхование рисков, не предусмотренных типовыми правилами,ввести дополнительные условия или заниматься новым видом страхования, по которомунет типовых правил, она может в установленном порядке подать документы на утверждениеспециальных условий страхования.
Самый характерный пример такогоподхода — Германия (условия страхования по каждому виду утверждаются там на федеральномуровне и имеют силу закона). Кроме того, типовые правила широко применяются во Франции,Канаде и других странах. Согласно директивам ЕС не утверждаются типовые условияимущественного страхования крупных рисков, а также некоторых транспортных видов.Таким образом, за страховой компанией остается право предлагать дифференцированнуюстраховую защиту для разных объектов (при условии утверждения всех отклонений отстандартных правил в органах страхового надзора).
На стадии лицензирования осуществляетсярегулирование содержания договоров страхования. Оно может иметь различную степеньдетализации:
— отсутствие деятельностиорганов надзора по предварительной проверке содержания договоров (полисов) — Великобританияи др.;
— предварительная проверкатиповых договоров (полисов) на факт наличия существенных условий — Франция и др.;
— предварительное утверждениесодержания стандартных форм договоров (полисов) с точки зрения всех условий — Германия.
К существенным условиям договорастрахования, без наличия которых он не имеет юридической силы, законодательствабольшинства стран (в том числе и России) относят стороны договора, застрахованныериски, страховые суммы и сроки действия договора. Эти существенные условия обязательныдля договоров во всех странах, причем в некоторых (например, в Германии) их переченьшире, а в других (в частности, в Великобритании), напротив, не существует никакихконкретных обязательных условий договора.
Регулированию в процессе лицензированиячастично могут подвергаться и ценовые условия договора страхования, т.е. страховыетарифы. Слишком высокие тарифы ущемляют интересы страхователя в случаях недобросовестнойконкуренции или ведомственной подчиненности страховщиков, слишком низкие—опасныдля финансовой устойчивости страховщика, иногда служат орудием демпинга для захватарынка и монополизации. Регулирование тарифов затем продолжается и в ходе контролядействующей компании. В отличие от других отраслей и товарных рынков в страхованииконтролем за ценовой политикой занимаются не столько антимонопольные органы, сколькоименно органы страхового надзора. В практике некоторых стран в течение долгого временитарифные ставки или жесткие рамки их колебаний устанавливались непосредственно органамистрахового надзора. Иногда функции регулирования тарифных ставок передаются государствомобъединениям страховщиков (саморегулируемым организациям). В конце 80-х — начале90-х годов большинство стран отказалось от прямого контроля за тарифами.
Государственное регулированиетекущей деятельности страховых организаций направлено в первую очередь на обеспечениеих финансовой устойчивости. Во всех развитых странах требования государства к финансовойустойчивости страховщиков достаточно жестки. Приоритетным направлением здесь являютсярегулирование и контроль резервов страховщика (их формирования и размещения). Органыстрахового надзора определяют количество и состав страховых резервов, их делениена обязательные и добровольные, утверждают методики их формирования и устанавливаютпорядок отражения состояния резервов в отчетности страховой организации.
Современные страховые компанииформируют три группы резервов: математические резервы по страхованию жизни, техническиерезервы по иным видам страхования и резервы (фонды) предупредительных мероприятий.
Не менее актуальным в современныхусловиях является регулирование инвестиционной деятельности страховщика, в первуюочередь той ее части, которая осуществляется за счет страховых резервов (а это фактическиденьги страхователей), а не за счет собственных средств компании. Органы страховогонадзора могут:
— определять круг разрешенныхи запрещенных объектов инвестирования;
— устанавливать максимальныеи/или минимальные нормы размещения в каждый вид активов (банковские депозиты, государственныеи корпоративные ценные бумаги, недвижимость и др.), а также ограничения по инвестированиюв один объект;
— утверждать методики расчетапоказателей надежности и ликвидности инвестиций по каждому объекту и в целом поинвестиционному портфелю компании, а также устанавливать нормативный размер этихпоказателей;
— устанавливать ограниченияинвестиций за рубежом.
Регулирование размещения страховыхрезервов служит для достижения государством ряда целей. Во-первых, имеет значениепрямой результат — обеспечение финансовой устойчивости страховщиков и гарантий выполненияими обязательств перед клиентами. Во-вторых, регламентация размещения резервов имеети косвенные последствия, в результате действия которых она может использоватьсякак регулятор структуры страхового рынка и капитала страховщиков (в частности, ужесточениеинвестиционных требований отражается в первую очередь на мелких страховщиках, которыеуступают позиции более сильным конкурентам, таким образом происходит укрупнениестраховых компаний), регулятор инвестиционного рынка, инструмент стимулированияпокупки определенных видов ценных бумаг. В некоторых странах покупка государственныхдолговых обязательств является обязательной для страховщиков. В этом случае, обязываявкладывать резервы в государственные ценные бумаги, государство тем самым обеспечиваетустойчивый спрос на них со стороны страховщиков и превращает страховую отрасль (аона перераспределяет в развитых странах до 8—10% ВВП) в стабильного заимодавца государства.Такие нормы могут использоваться в развитых странах, где инвестиции в государственныеценные бумаги считаются «безрисковыми».
Прямой обязанностью органовнадзора является поддержание правопорядка на страховом рынке. Органы страховогонадзора имеют полномочия на применение санкций по отношению к страховщикам — нарушителямзаконодательства, включая возможность направлять страховщикам предписания по устранениюнарушений (с соответствующими механизмами контроля за их исполнением), приостанавливатьи ограничивать действия лицензий страховщиков до устранения нарушений, отзыватьлицензии и обращаться в суд с требованием о ликвидации страховой организации. Длязащиты интересов страхователей в развитых странах в ответ на их жалобы и обращенияорганы страхового надзора имеют также право проводить целевые проверки текущей деятельностистраховщиков (особенно широко эта практика применяется в США и Германии).
В некоторых странах используютсятакие методы регулирования, как отчисления страховщиков в обязательные государственныерезервы, гарантийные фонды и внесение гарантийных депозитов. Максимального развитияони достигли в США, так как там они вводятся на уровне каждого штата. В Германии,напротив, гарантийных инструментов нет. В отечественной практике подобные инструментытоже пока не применяются.
Механизм их действия имеетдве стороны. С одной стороны, они несут положительный эффект для рынка. Здесь действуетсвойственный страхованию принцип замкнутой раскладки ущерба: из средств этих фондовосуществляются выплаты в случаях крупных катастроф, банкротств страховщиков и т.д.,поэтому они способствуют повышению надежности функционирования страхового рынкаи защите прав потребителей страховых услуг. Кроме того, конъюнктурное изменениегосударством размеров гарантийных депозитов и отчислений в гарантийные фонды (также как и нормы банковских резервов) косвенно либо стимулирует, либо сдерживает развитиестраховой отрасли.
Однако, с другой стороны,обязательства обанкротившегося страховщика (вследствие непродуманной тарифной, андеррайтинговойили инвестиционной политики) фактически оплачиваются финансово благополучными компаниями,что снижает у страхователя стимулы к поиску надежных страховщиков, более обдуманномуподходу к их выбору и, следовательно, не соответствует принципам свободной рыночнойэкономики.
Разумеется, в рамках даннойработы были рассмотрены далеко не все существующие методы регулирования страховогорынка, а лишь те из них, которые наиболее широко используются в международной практике.Опыт развитых стран, по нашему мнению, должен сыграть положительную роль в дальнейшейинтеграции Республики Казахстан в мировой страховой рынок.

2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСТРАХОВОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
 
2.1 Основныепоказатели страхового рынка
По состоянию на 1 января 2008года на стра­ховом рынке Республики Казахстан осуществляли лицензированную деятельность41 страховая организация (перестраховочная) (в том числе: 7 — по страхованию жизни),14 страховых брокеров и 44 актуария, В 2007 году были выданы лицен­зии на правоосуществления страховой деятель­ности по отрасли «страхование жизни» 2 страховыморганизациям. Региональная сеть страховых организаций представлена 191 филиалом.
Совокупный объем активов страховыхорганизаций на 1 января 2003 года составил 223 556,1 млн. тенге, увеличившись запрошедший год на 65,0% или на 88 064,4 млн. тенге (Таблица 1).
Таблица 1 – Структура активов страховыхорганизаций, млн. тенгеАктивы 01.01.2007 01.01.2008 2007/2006 сумма доля,% сумма доля,% Деньги 9131,1 6,8 7359,0 3,3 -20,0% Вклады размещенные 25554,5 18,9 63747,1 28,5 в 2,5 раза Ценные бумаги 66259,2 48,9 78162,3 35,0 18,0% Операция «обратное РЕПО» 13360,0 9,9 20664,7 9,2 в 1,5 раза Страховые премии к получению от страхователей и посредников 10638,0 7,8 11472,6 5,1 7,8 Основные средства 2920,2 2,2 4195,4 1,9 43,7% Активы перестрахования - - 21138,5 13,0 - Прочая дебиторская задолженность 3455,5 2,5 6027,2 2,7 74,7% Другие активы 4109,2 3,0 2789,4 1,3 -32,1% Итого активов 135489,7 100,0 223556,1 100,0 65,0%
Значительное увеличение совокупныхактивов страховых организаций произошло в связи с изменениями структуры активовс ноября 2007 года. Так совокупные активы страховых организаций увеличились на долюперестраховщика, которая на 1 января 2008 года составила 29 138,5 млн. тенге. Приэтом, наблюдается увеличение вкладов в БВУ с 25 554,5 млн. тенге до 63 747,1 млн,тенге, операций «обратное РЕПО» до 20 664,7 млн. тенге и прочей дебиторской задолженностина с 3 455,5 млн. тенге до 6 02.7,2 млн. тенге.
По состоянию на 1 января 2008года сумма обязательств страховых организаций составила 97 279,3 млн. тенге, чтона 75,9% больше, чем на аналогичную дату прошлого года. Увеличение совокупных обязательствпроизошло в основном за счет роста страховых резервов. На отчетную дату объем страховыхрезервов, сформиро­ванных страховыми (перестраховочными) организациями для обеспеченияисполнения принятых обязательств по действующим договорам страхования и перестрахования,составил 86 359,8 млн. тенге, что на 88,8% больше объема сформированных резервовна 1 января 2007 года.
За 2007 год совокупный размерсобственного капитала страховых организаций увеличился на 46 076,1 млн. тенге илина 57,5% и по состоянию на 1 января 2008 года составил 126 276,8 млн. тенге (Таблица2).
         Таблица 2 – Финансовыепоказатели, млн. тенге 01.01.2007 01.01.2008 2007/2006 Совокупные активы 135489,7 223556,1 65,0 Обязательства 55289,0 97279,3 76,9 в т… страховые резервы 45749,5 86359,8 88,8 прочие обязательства 9539,5 10919,5 14,5 Собственный капитал (по балансу) 80200,7 126276,8 57,5
Данное увеличение произошлов основном за счет создания на рынке страховых услуг новых страховых (перестраховочных)организаций.

2.2 Инвестиционныйпортфель страховых организаций
Основную долю в инвестиционномпортфеле страховых организаций занимают вклады в БВУ, которые увеличились по сравнениюс 2006 годом в 2,5 раза. Данная тенденция прежде всего обусловлена ростом активовстраховых организаций с 135 489,7 млн. тенге до 223 556,1 млн. тенге или на 65%,а также дефицитом на финансовом рынке высоколиквидных финансовых инструмен­тов,за исключением вкладов в БВУ. Также одной из причин увеличения вкладов страховыхактивов в БВУ могла стать ситуация, связанная с ликвидностью в банковском секторе(увеличение размера вознаграждения по банковским вкладам, размещение дочерними страховымиорганизациями страховых активов в материнские компании — банки). Наблюдается увеличениеинвестиций и в негосударственные ценные бумаги нерезидентов. При этом следует отметить,что доля негосударственных ценных бумаг в портфеле страховых организаций уменьшиласьс 43,11% до 36,75%, составив 59 219 млн. тенге. В 2007 году наблюдается снижениедоли государственных ценных бумаг. Это связано с отменой требования Агентства пообязательному размещению определенной части активов в ГЦБ. Так, доля государственныхценных бумаг РК снизилась — с 17,46% до 10,23%. (Таблица 3).
Таблица 3 – Структура инвестиционногопортфеля страховых организаций, млн. тенге
Инвестиционный
портфель 01.01.2007 01.01.2008 2007/2006 сумма доля,% сумма доля,% Государственные ценные бумаги РК 17008 17,46 16491 10,23 -3,0% Вклады в БВУ 25555 21,96 63747 39,56 в 2,5 раза Ценные бумаги МФО 0,0 0,0 - Паи иностранных инвестиционных фондов 11 0,01 21 0,01 - Негосударственные ценные бумаги эмитентов РК 41956 43,11 59219 36,75 41,1% Государственные ценные бумаги эмитентов 6140 1,31 599 0,37 -90,2% Негосударственные ценные бумаги эмитентов нерезидентов РК 83 5,14 426 0,26 в 5,1 раза Операции «Обратное РЕПО» 13782 11,01 20665 12,82 51,1% Итого 104535 100,0 160350 100,0 54,1
2.3 Страховыепремии и выплаты
Совокупный объем страховыхпремий, принятых страховыми (перестраховочными) организациями по договорам прямогострахования за 2007 год составил 147 343,3 млн. тенге, что на 22,5% больше объема,собранного за 2006 год. Отношение страховых премий к ВВП составило 1,16%.
Распределение премии по видамстрахования выглядит следующим образом. Наибольшая доля премий приходится на добровольноеимущественное страхование – 111482,1 млн. тенге, что составляет 75,7% от общегообъема страховых премий по рынку.
Высокие показатели по имущественномустрахованию обеспечиваются преимущественно за счет страхования от прочих финансовыхубытков (например, страхование «экспресс кредитов», неисполнение заемщиков и прочие)– 37,9% поступлений страховых премий по добровольному имущественному страхованию,страхования имущества – 29,5% и страхования ГПО – 18,5%;.
Премия по остальным видамстрахования в общем объеме по рынку в 2007 году невелика. Так, по обязательномустрахованию собрано 19667,8 млн. тенге, или 13,3% совокупного объема страховых премий,по добровольному личному – 16193,4 млн. тенге, или 11,0%.

Таблица 4 – Структура страховыхпремий по видам страхования, млн. тенгеПоступление страховых премий 01.01.2007 01.01.2008 2007/2006 сумма доля,% сумма доля,% Всего, в т.ч. по: 120265,9 100,0 147343,3 100,0 22,5 обязательному страхованию 17884,6 14,9 19667,8 13,3 10,0 добровольному личному страхованию 12888,1 10,7 16193,4 11,0 25,6 добровольному имущественному страхованию 89493,2 74,4 111482,1 75,7 24,6
Таблица 5 – Структура страховыхпремий по классам страхования, млн. тенге сумма доля, % По обязательному страхованию, где: 19667,8 100 по страхованию ГПО владельцев транспортных средств 8063,1 41,0 по страхованию ГПО работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей 7962,1 40,5 по страхованию ГПО владельцев объектов, деятельность которых связана с опасностью причинения вреда третьим лицам 1166,5 5,9 прочие 2476,1 12,6 По добровольному личному страхованию, в т.ч. 16193,4 100 по страхованию на случай болезни 4578,7 28,3 по страхованию от несчастных случаев 6949,3 42,9 по аннуитетному страхованию 1990,8 12,3 по страхованию жизни 2672,4 16,5 По добровольному имущественному страхованию, в т.ч. 111482,1 100 по страхованию ГПО (за исключением ГПО владельцев автомобильного, воздушного и водного транспорта) 20580,9 18,5 по страхованию от прочих финансовых убытков 42241,8 37,9 по страхованию имущества (за исключением автомобильного, воздушного, железнодорожного, водного транспорта и страхование груза) 32925,0 29,5 прочие 15734,4 14,1
Объем страховых премий за2007 год увеличился на 22,5% и на 01.01.2008 г. составил 147343,3 млн. тенге. Приэтом объем страховых премий по обязательному страхованию превысил аналогичный показательпрошлого года на 10,0%. По добровольному личному страхованию превышение составило25,6%, по добровольному имущественному страхованию – 24,6%.
По состоянию на 01.01.2008г. объем страховых премий, собранных по отрасли «страхование жизни» составил 4663,3млн. тенге, что на 25,9% больше, чем на аналогичную дату прошлого года.
Таблица 6 – Структура страховыхпремий по отраслям страхования, млн. тенгеПоступление страховых премий 01.01.2007 01.01.2008 2007/2006 сумма доля,% сумма доля,% Всего по отраслям страхования 120265,9 100,0 147343,3 100,0 22,5 Страхование жизни 3702,7 3,1 4663,3 3,2 25,9 Общее страхование 116563,2 96,9 142680,0 96,8 22,4
Доля страховых премий, собранныхпо отрасли «страхование жизни» в совокупных премиях, в 2007 году составил 3,2%,против 3,1% в 2006 году.
Объем страховых премий, собранныхза 2007 год по отрасли «общее страхование», составил 142680,0 млн. тенге, что на22,4% больше, чем в 2006 году.
В структуре страховых премийнаибольшая доля приходится на отрасль общее страхование. При этом страхование жизни,несмотря на низкую долю в страховых премиях, в целом демонстрирует положительнуюдинамику роста.
Общий объем страховых выплат,произведенных за 2007 год, составил 49179,6 млн. тенге, уве­личившись по сравнениюс аналогичным периодом прошлого года в 3,5 раза (Таблица 7).
Таблица 7 – Структура страховыхвыплат по видам страхования, млн. тенгеСтраховые выплаты 01.01.2007 01.01.2008 2007/2006 сумма доля,% сумма доля,% Всего, в т.ч. по: 14092,2 100,0 49179,6 100,0 в 3,5 раза обязательному страхованию 4973,7 35,5 5484,4 11,1 10,3% добровольному личному страхованию 2012,8 14,3 4158,9 8,5 в 2,1 раза добровольному имущественному страхованию 7105,7 50,4 39536,4 80,4 в 5,6 раза
При этом доля страховых выплатза счет возмещения по перестрахованию от перестраховочных организаций составила19,6% (9 667,1 млн. тенге). Подробное описание содержания страховых выплат приведенов таблице 8.
Таблица 8– Структура страховыхвыплат по классам страхования, млн. тенге сумма доля, % По обязательному страхованию, где: 5484,4 100 по страхованию ГПО владельцев транспортных средств 3261,2 59,5 по страхованию ГПО работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей 1672,0 30,5 по страхованию ГПО владельцев объектов, деятельность которых связана с опасностью причинения вреда третьим лицам 497,6 9,1 прочие 53,6 0,9 По добровольному личному страхованию, в т.ч. 4158,9 100 по страхованию на случай болезни 2977,5 71,6 по страхованию от несчастных случаев 558,6 13,4 по аннуитетному страхованию 360,3 8,7 по страхованию жизни 261,5 6,3 прочие 1,0 - По добровольному имущественному страхованию, в т.ч. 39536,4 100 по страхованию ГПО (за исключением ГПО владельцев автомобильного, воздушного и водного транспорта) 34947,1 88,4 по страхованию от прочих финансовых убытков 1818,0 4,6 по страхованию имущества (за исключением автомобильного, воздушного, железнодорожного, водного транспорта и страхование груза) 1143,5 2,9 прочие 1627,8 4,1
Из общей суммы страховых выплат,произведенных за 2007 год наибольшую долю занимают страховые выплаты по добровольномуимущественному страхованию — 80,4%, в добровольном имущественном страховании наибольшийобъ­ем страховых выплат приходится на страхование от прочих финансовых убытков — 88,4%, по добровольному личному страхованию — 8,5%, по обязательному страхованию11,1%.

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВОГО РЫНКА
 
3.1 Развитиеи повышение эффективности страхового надзора
Действующее страховое законодательствоявляется достаточно эффективным инструментом регулирования страхового сектора, обеспечивпри этом уполномоченный государственный орган независимостью и достаточными полномочиями.Урегулированы многие вопросы организации страховой деятельности и взаимоотношениймежду участниками страховых отношений.
Вместе с этим развиваютсяновые страховые продукты и технологии их реализации, наблюдаются тенденции развитиястрахования как вида предпринимательства, все больше интегрирующегося в мировойстраховой рынок, приобретая при этом международный характер. В связи с этим методырегулирования данного сектора экономики требуют совершенствования с учетом международныхстандартов и принципов.
Как известно, основными задачамирегулирования являются: повышение эффективности органа страхового надзора в защитезаконных интересов страхователей, которые должны быть уверены в исполнении страховымиорганизациями своих обязательств перед ними, а также поддержание конкурентной средына страховом рынке и развитие его инфраструктуры в соответствии с международнойпрактикой организации страхового дела.
В свою очередь создание равныхусловий деятельности на страховом рынке будет способствовать улучшению качества,расширению перечня и снижению стоимости предлагаемых страховых услуг для страхователей.
Решению описанных выше проблембудет способствовать поэтапная гармонизация законодательства Республики Казахстано страховании и страховой деятельности с европейскими директивами, регулирующимистраховую деятельность, и основными принципами и стандартами страхового надзораМеждународной ассоциации страховых надзоров.
В этих целях требуется обеспечитьмаксимальное соответствие казахстанских требований страхового законодательства международнымстандартам, направленным на поддержание и оказание содействия развитию эффективного,справедливого и стабильного страхового рынка, а также дальнейшее развитие сотрудничествас надзорными органами разных стран.
В настоящее время регулированиеи надзор за страховой деятельностью, в общем, осуществляется на основе проверкивыполнения субъектами надзора установленных нормативов, в том числе пруденциальных,так называемое пруденциальное регулирование. Этот подход заключается в поиске ужеимеющихся проблем и последующих попытках их решения (устранения). При всей необходимостиданного подхода, учитывая опыт многих стран, как один из его основных недостатковотмечается то, что в случае возникновения какой-либо проблемы у страховой (перестраховочной)организации, велика степень вероятности того, что уже слишком поздно прилагать усилиядля ее успешного решения.
В целях совершенствованиясистемы надзора и регулирования деятельности страховых (перестраховочных) организацийнеобходимо разрабатывать новые методы и механизмы регулирования, способные выявитьвозможные риски компаний уже на ранних этапах их возникновения.
Одним из решений проблемыэффективности надзора является использование концепции надзора, основанного на оценкериска (Risk-Based Supervision), которая призвана уменьшить риск в областях деятельностистраховой (перестраховочной) организации, имеющих его высокую концентрацию, ещедо фактического возникновения проблемы (в том числе нарушения пруденциальных нормативов).
Надзор на основе оценки рисковможно характеризовать как структурный процесс или комплекс последовательных процедуррегулирования, направленный на выявление и классификацию ключевых рисков, с которымисталкивается каждая страховая (перестраховочная) организация в процессе своей деятельности,выбор инструментов для оценки рисков и разработка программ мероприятий по предупреждению,снижению или предотвращению этих рисков.
По результатам исследованийв странах, использующих рассматриваемую концепцию (в частности в США), выявлено,что с помощью небольшого числа коэффициентов и соотношений (в пределах от 12 до15) взятых в совокупности можно прогнозировать до 75% случаев несостоятельностистраховых организаций по меньше мере за два года до того, как они стали неплатежеспособными,и предсказывать, по крайней мере, 95% случаев их несостоятельности за один год добанкротства.
Государственное регулированиестрахового рынка в Республике Казахстан способствуют:
— укреплению стабильностии надежности национальной страховой индустрии;
— развитию долгосрочной государственнойполитики в области обязательного страхования, с учетом потребностей приоритетныхотраслей национальной экономики и социальной поддержки населения, что позволит построитьэффективную систему обязательного страхования;
— созданию полноценной инфраструктурыстрахового рынка, улучшение кадрового потенциала в сфере страхования;
— внедрение новых страховыхпродуктов и технологий, улучшение качества страховых услуг и расширению его переченя;
— повышение стандартов надзораи регулирования субъектов страхового рынка;
— углублению процесса интеграциинационального страхового рынка в международные рынки и схемы страхования (перестрахования).
Развитие национальной страховойиндустрии в целом будет способствовать созданию необходимых предпосылок для обеспеченияэкономической и социальной безопасности государства.
В рамках реализации основныхзадач по совершенствованию регулирования и надзора за страховой деятельностью необходимоосуществить экспертизу существующей законодательной базы и подзаконных нормативныхправовых актов, оказывающих непосредственное влияние на деятельность, осуществляемуюстраховыми организациями, с последующим внесением изменений и дополнений в действующиезаконодательные акты Республики Казахстан и нормативные правовые акты уполномоченногооргана.
3.2 Совершенствованиерегулирования и надзора за страховой деятельностью
В рамках реализации основныхзадач по совершенствованию регулирования и надзора за страховой деятельностью необходимоосуществить экспертизу существующей законодательной базы и подзаконных нормативныхправовых актов, оказывающих непосредственное влияние на деятельность, осуществляемуюстраховыми организациями, с последующим внесением изменений и дополнений в действующиезаконодательные акты Республики Казахстан и нормативные правовые акты уполномоченногооргана.
В частности, в этом направлениипланируется рассмотреть следующие задачи:
обеспечение сближения национальногорежима регулирования страховой деятельности с международными принципами и стандартамис учетом необходимости интеграции республики во Всемирную торговую организацию,в том числе:
— путем поэтапного сниженияограничений на иностранное присутствие;
— усиление надзора за перестраховочнойдеятельностью страховых организаций и страховых брокеров, в том числе путем установлениятребований к обязательному наличию у страховых брокеров — нерезидентов РеспубликиКазахстан кредитных рейтингов (Credit Rating);
— уточнение правовых основдеятельности участников страхового рынка (аварийных комиссаров, аджастеров, андеррайтеров,сюрвейеров, диспашеров и так далее), разграничение и уточнение деятельности страховыхброкеров и страховых агентов;
— дальнейшее развитие требованийк финансовой устойчивости и платежеспособности страховых (перестраховочных) организаций;
— разработка руководств поиспользованию деятельности актуариев, внутренних и внешних аудиторов, а также требованийк внутренним правилам страховой организации, регламентирующим их взаимоотношенияс посредниками и страховыми агентами;
— разработка требований ксистемам корпоративного управления и управления рисками, в том числе к наличию четкойрегламентации, осуществляемых операций;
— совершенствование системыбухгалтерского учета страховых операций и повышение прозрачности финансовой отчетности;
— установление требованийк порядку расчета страховых тарифов;
— унификация и стандартизациятребований, определяемых при создании, лицензировании, согласовании профессиональныхучастников страхового рынка с требованиями, предъявляемыми к другим финансовым организациям;
— проведение тестов раннегопредупреждения рисков, основанных на системе оценки рисков;
— автоматизация системы сбораи обработки данных.
Перед уполномоченным органомпо регулированию и надзору за деятельностью субъектов страхового рынка в целях дальнейшегостимулирования развития страхования жизни стоит задача по пересмотру отдельных требованийзаконодательства Республики Казахстан, в том числе по соблюдению пруденциальныхнормативов и иных, обязательных к соблюдению норм и лимитов для страховых организацийпо «страхованию жизни» и в целом, разделению подходов к осуществлению надзора застраховыми организациями, осуществляющими деятельность в различных отраслях страховогобизнеса («общее страхование» и «страхование жизни»).
Необходимо отметить, что определяющимфактором развития страховых организаций, осуществляющих деятельность в отрасли «страхованиежизни», является наличие полноценного отечественного рынка долгосрочных ценных бумаг.
Эта проблема является частнойв одной из общих проблем, связанных с развитием долгосрочных финансовых инструментов,крайне важных для страховых организаций, осуществляющих деятельность в отрасли «страхованиежизни», которая должна решаться целым комплексом мероприятий, в том числе с участиемПравительства страны.
Реализация государственногорегулирования страхового рынка будет способствовать:
— обеспечению сближения национальногорежима регулирования страховой деятельности с международными принципами и стандартамис учетом необходимости интеграции республики во Всемирную торговую организацию,в том числе путем поэтапного снижения ограничений на иностранное присутствие;
— усилению надзора за перестраховочнойдеятельностью страховых организаций и страховых брокеров, в том числе путем установлениятребований к обязательному наличию у страховых брокеров — нерезидентов РеспубликиКазахстан кредитных рейтингов (Credit Rating);
— уточнению правовых основдеятельности участников страхового рынка (аварийных комиссаров, аджастеров, андеррайтеров,сюрвейеров, диспашеров и так далее), разграничение и уточнение деятельности страховыхброкеров и страховых агентов;
— дальнейшее развитие требованийк финансовой устойчивости и платежеспособности страховых (перестраховочных) организаций;
— разработке руководств поиспользованию деятельности актуариев, внутренних и внешних аудиторов, а также требованийк внутренним правилам страховой организации, регламентирующим их взаимоотношенияс посредниками и страховыми агентами;
— разработке требований ксистемам корпоративного управления и управления рисками, в том числе к наличию четкойрегламентации, осуществляемых операций;
— совершенствованию системыбухгалтерского учета страховых операций и повышение прозрачности финансовой отчетности;
— установлению требованийк порядку расчета страховых тарифов;
— унификации и стандартизациитребований, определяемых при создании, лицензировании, согласовании профессиональныхучастников страхового рынка с требованиями, предъявляемыми к другим финансовым организациям;
— проведению тестов раннегопредупреждения рисков, основанных на системе оценки рисков;
— автоматизации системы сбораи обработки данных.
В заключение следует сделатьвывод о том, что несмотря на то, что в целом в Республике Казахстан сформироваласьстандартная для мировой практики система государственного регулирования страховогорынка, процесс этот рано считать окончательно завершенным. Становление и совершенствованиесистемы — продолжается, а разнообразие форм взаимоотношений государства и страховогосообщества и их содержание — постоянно видоизменяется.
При этом не следует фаталистическисмотреть на вектор развития этих отношений как на исключительную волю государства- от действий самих страховщиков зависит тоже очень многое. От того, какую обратнуюсвязь получает государство и экономика от страхового рынка, во многом зависит ихарактер принимаемых регулирующих решений. Если на западных рынках на формированиеэтих отношений уходили годы и десятилетия, то для Казахстана все же стоит делатьпоправку на относительную молодость рынка.
Тем не менее, страховой рынокРеспублики Казахстан большинством специалистов признается достаточно перспективным,а в какой степени потенциал рынка будет использован — зависит от слаженности и грамотностигосударственных решений и регулирующих действий на нем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мировой финансовый кризис,вызванный нарастанием рисков при финансовых операциях и банкротством крупнейшихмировых финансовых институтов, спровоцировавший усиление волатильности на фондовых,товарных рынках и углубление кризиса доверия на денежных рынках, оказал негативноевлияние на все сегменты финансового сектора Казахстана, ключевые показатели, развитиякоторых продемонстрировали низкие темпы роста.
Страховой сектор Казахстана,стремительно развивавшийся в последние годы в условиях бурного роста других сегментовфинансового сектора, в особенности банковского сектора как основного потребителястраховых услуг, в 2008 году также демонстрировал замедление темпов своего развития.При этом страховой рынок оказался менее уязвимым к влиянию мирового финансовогокризиса, чем другие секторы финансового рынка. Снижение биржевых котировок несущественноотразилось на показателях рентабельности страховых (перестраховочных) организаций,поскольку основным источником дохода являю­тся доходы от основной деятельности — страхования. Наиболее чувствительным к снижению инвестиционных доходов являютсянакопительные виды страхования, которые в настоящее время не получили всеобщегораспространения.
Полагаем, что основными факторамириска для страхового сектора на ближайшую перспективу станут инвестиционные рискии риски снижения объема продаж.
Отрицательное воздействие,связанное со снижением спроса на страховые продукты, может оказать сокращение объемовпроизводства и повышение уровня безработицы. Меры, предпринимаемые ПравительствомРеспублики Казахстан, позволят сгладить этот эффект.
Финансовые показатели страховогорынка демонстрируют относительную стабильность и устойчивость. На 1 января 2009года собственный капитал составил 166 млрд. тенге, увеличившись на 31 процент, активы- 269 млрд. тенге, увеличившись на 20 процентов. За прошедшую пятилетку активы исобственный капитал увеличились более чем в 5 раз. Бурному росту активов способствовалитакие факторы, как низкие показатели убыточности, поэтапное повышение требованийпо капитализации, появление новых игроков, в том числе с иност­ранным участием,аккумуляция прибыли для развития страховой деятельности.
Рассматривая структуру поступлениястраховых премий, можно увидеть снижение объемов поступлений по некоторым видамимущественного страхования. Во многом это связано со снижением объемов банковскогокредитования. Ни для кого не секрет, что банки устанавливают требование по наличиюдоговора страхования для лиц, желающих получить займ в этом банке.
В сегменте обязательного иличного страхования, напротив, наблюдается рост, обусловленный расширением охватаобязательным страхованием и повышением тарифов. Влияние кризиса и снижение объемовбанковского кредитования несущественно отразится на данных сегментах страхованияв 2009 году.
Общий объем страховых выплат,произведенных за 2008 год, увеличился на 13,6 %, соста­вив 56 млрд тенге. При этомдоля страховых вы­плат по обязательному страхованию составила 16 %, по добровольномуличному страхованию — 15 %, а по добровольному имущественному страхованию — 69 %.
Для поддержания роста страховогорынка в среднесрочной перспективе страховым организациям необходимо привлекать новыхклиентов и развивать деятельность в других секторах экономики. Интересным и многообещающимпредставляется страхование субъектов малого и среднего предпринимательства, медицинскоестрахование и страхование имущества домовладельцев. В настоящее время добровольнымстрахованием охвачена лишь незначительная часть населения.
Для сохранения и расширенияклиентской базы в условиях адекватной финансовой устойчивости и платежеспособностистраховые организации могут предпринять ряд мер, направленных на стимулированиеи развитие страховой культуры населения. Возможно, следует пересмотреть свою политикуустановления тарифов. При установлении страхового тарифа необходимо принимать вовнимание уровень доходов населения, оптимально балансируя между риском и доходностью.
В настоящее время страхованиевоспринимае­тся гражданами как дополнительный налог, но не как инструмент защитыот неблагоприятных и непредвиденных событий. Данный фактор тормозит развитие страховогорынка, особенно розничное страхование. Необходимо расширять охват рынка за счетустановления справедливых страховых тарифов по массовым видам страхования, такихкак страхование на случай болезни, от несчастных случаев и страхование имуществадомовладельцев.
Политика осуществления страховыхвыплат, изменение зависимости от деятельности аффилиированных банков, система управлениярисками также должны стать факторами роста либо замедления темпов страхового рынкана долгосрочную перспективу.
В течение 2008 года АгентствоРеспублики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организацийпредприняло комплекс мер в рамках пруденциального регулирования с целью сниженияуровня рисков, а также был разработан и принят ряд законодательных актов, в томчисле Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторыезаконодательные акты Республики Казахстан по вопросам устойчивости финансовой системы»,в соответствии с которым установлен порядок применения мер раннего реагированияи методика определения факторов, влияющих на ухудшение финансового положения страховой(перестраховочной) организации, введены требования по запрету на предоставлениельготных условий аффилиированным лицам страховой (перестраховочной) организацией,уточнен порядок передачи страхового портфеля при ликвидации.
Для целей пруденциальногохарактера внесены изменения в расчет маржи платежеспособности и нормативов диверсификацииактивов в целях поддержания адекватного уровня страховых резервов и капитала.
В дальнейшем государственнаяполитика в области страхования будет направлена прежде всего на защиту прав и интересовстрахователей, создание равной конкуренции и обеспечение стабильности страховогосектора.
В 2009 году Агентство продолжитсовершенствовать законодательные требования по регулированию и надзору страховогорынка во исполнение задач, поставленных Концепцией развития финансового сектораРеспублики Казахстан на 2007 — 2011 годы.
Направляющими векторами развитиястанут:
— совершенствование пруденциальногорегулирования и повышение уровня капитализации;
— улучшение системы управлениярисками;
— снижение нагрузки на страхователейпо обя­зательным видам страхования;
— реализация положений поединой базе данных по страхованию;
— развитие системы гарантированиястраховых выплат и страхового омбудсмана;
— дальнейшее регулированиеперестраховочной деятельности;
— качественное развитие страховыхпосредников;
— создание оптимального размерастраховых резервов для осуществления страховых выплат.
Мы надеемся, что благодарясовместным усилиям государственных и частных структур, а также изменению ориентировдеятельности самих страховщиков страховой рынок и страховая культура будут растии вместе с ним степень защиты населения Казахстана от неблагоприятных событий иуверенность в будущем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
1. Закон РК от 07.02.2005 г., № 30-III(введен в действие с 01.07.2005 года) «Об обязательном страховании гражданско-правовойответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника приисполнении им трудовых (служебных) обязанностей».
2. Закон РК         от 10.03.2004 г.,№ 553-II «Об обязательном страховании в растениеводстве». Закон РК
3. Закон РК от 13.12. 2005 г., № 93-III(введен в действие с 01.01.2006 г.) «Об обязательном экологическом страховании»
4. Закон РК от 25.04.2003 г., № 405-II(введен в действие с 01.01.2005 г.) «Об обязательном социальном страховании»
5. Закон РК от 01.07.2003 г., № 446-II«Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортныхсредств»
6. Закон РК от 01.07.2003 г., № 444-II«Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности перевозчика передпассажирами»
7. Закон РК от 13.06.2003 г., № 440-II«Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности аудиторов и аудиторскихорганизаций».
8. Закон РК от 11.06.2003 г., № 435-II«Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности частных нотариусов»
9. Закон РК от 31.12.2003 г., № 513-II«Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности туроператора итурагента»
10. Агеев Ш.Р., Васильев Н.М., КатыринС.Н. Страхование: теория, практика и зарубежный опыт. М.: Экспертное бюро, 1998.С. 274
11. Балабанов А.И. Основы страхования.СПб.: Питер, 2001. С. 236
12. Басаков М.И. Страхование. М.: Феникс,2005. С. 209
13. Белых В.С., Кривошеев И.В. Страховоеправо. М.: Норма, 2001. С. 390
14. Бубнов В.А. Правовое регулированиестрахования. Иркутск: ИГЭА, 2001. С. 104
15. Гражданское и торговое право капиталистическихстран: Учебник / Отв. ред. Е.А. Васильев. М.: Юрист, 2001. С. 399
16. Грищенко Н.Б. Основы страховой деятельности.М.: Финансы и статистика, 2006. С. 310
17. Еременко В.И. Страховое право. Новосибирск:СибАГС, 2004. С. 16
18. Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. Страхование.М.: ЮНИТИ, 2004. С. 27
19. Журавлев Ю. М. Страхование и перестрахование:Теория и практика. М.: Анкил, 2003. С. 284
20. Кашин А. В. Страховое право. Новосибирск:СибАГС, 2001. С. 317
21. Климова М. А. Страхование. М.: Изд-воМГУП. 2000. С. 242
22. Орланюк-Малицкая Л.А. Страховое дело.М.: Академия, 2003. С. 26-28
23. Протас Е. В. Страховое право. М.:МГИУ. 2000. С. 181
24. Роик В. Д. Основы социального страхования.М.: Анкил, 2005. С. 13
25. Рябикин В. И. Страхование. М.: Экономист,2006. С. 23
26. Сахирова Н.П. Страхование. М.: Проспект,2006. С. 31-32
27. Скамай Л. Г. Страховое дело. М.: ИНФРА,2006. С. 254


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ стратегии развития фирмы
Реферат Анализ работы ООО
Реферат Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Промлес"
Реферат Анализ процесса приватизации Украины
Реферат Анализ состояния дебиторской задолженности предприятия
Реферат Анализ товарооборота и пути его увеличения в ООО «Кемавто»
Реферат Анализ состояния и динамики за 5 лет малого инновационного бизнеса в Италии
Реферат Анализ финансового состояния предприятия вариант 3
Реферат Анализ финансово-хозяйственной деятельности фирмы "Лойтер"
Реферат Анализ фондоотдачи основных производственных фондов
Реферат Анализ финансового состояния ЗАО "Телмос"
Реферат Анализ трудовых ресурсов
Реферат Анализ финансового состояния ОАО «Фармация»
Реферат Анализ состояния и эффективности использования основных средств на примере ООО шахта "Добропольская"
Реферат ЧС природного, техногенного и военного характера