Реферат на тему:
«Современное социальноезаконодательство Швеции»
2009г.
Содержание
Введение
Особенности Шведской модели
Здравоохранение и медицинское страхование
Равноправие полов как государственная задача
Закон о молодежи
Список литературы
Введение
Трудовое и социальноезаконодательство выступает одним из главных достижений развития европейскойправовой культуры в XX веке. Возникновение и развитие правовых норм в трудовойи социальных сферах не только позволило западным государствам избежатьсерьёзных социальных потрясений, но и способствовало существенному повышениюуровня жизни и социальной защищённости основной массы населения этихгосударств. Изучение основных тенденций и закономерностей развития трудового исоциального законодательства европейских государств позволяет понять механизмыправового регулирования социально-трудовых отношений современного общества.Данный вопрос особенно актуален сегодня для российского общества, в которомидёт активный поиск оптимальной социально-экономической модели.
Особенности шведскоймодели
При анализе данногофеномена нужно иметь в виду ряд обстоятельств.
Во-первых, целостнаямодель социального государства и «общества благосостояния» в Швецииреализуется гораздо дольше, нежели где бы то ни было: начиная с середины 50-хгодов и до сего дня, с небольшими перерывами на периоды, когда правительства,возглавляемые социал-демократами, сменялись правыми. Правда, модель неотвергается и буржуазными партиями.
Во-вторых, основанная напринципах солидарности она выгодно отличается от иных моделей, особенноамериканской, базирующейся на индивидуалистических принципах при отсутствиисильного социального законодательства и относительно слабой роли профдвижения вобщественно-политической жизни страны.
В-третьих, она глубокодокументирована, поскольку отражена в законодательстве (около 20 актов) — вотличие, скажем, от Дании и Норвегии, где значительная часть социальныхвопросов решается колдоговорным путем.
Безусловно, было быневерно считать, что «шведскую модель» целенаправленно разрабатывалив соответствии с неким идеальным стандартом. Сложившаяся система — воплощениездравого смысла, осознанного социальными партнерами.
Зависимость шведскойэкономики от внешних рынков привела к тому, что работодатели были склонны идтина компромисс, чтобы не терять доходов от экспорта и не изменять реноменадежных партнеров; социальный мир оказывался для них материально выгодным.Социал-демократия, традиционно сильно влияющая на рабочее движение страны,также обнаруживала стремление к компромиссу при разрешении конфликтныхситуаций.
Заметим: хотя«общественный» сектор, охватывающий предприятия и учреждения,находящиеся во владении государства и муниципалитетов (коммун), достаточновелик, определяющим является частный.
Десятилетия заняла, кпримеру, борьба за отмену §32 Устава Союза предпринимателей, где былозафиксировано право работодателя «свободно нанимать, увольнять работников,руководить ими и распределять трудовые задания». Долгие годы вводиласьпрогрессивная шкала налогообложения, по которой наибольшие доходыпредпринимателей облагались на редкость высокими налогами, достигавшими порой80% прибыли.
Шведскиепредпринимательские круги довольно рано осознали, что им выгоднее идти по путиравноправного социального партнерства, чем вступать в классовые бои. Еще в 1938 г. в пригороде Стокгольма — Сальтшебадене, было подписано первое в мире соглашение о полюбовномразрешении спорных социальных вопросов между профсоюзами и работодателями (нанего до сих пор встречаются ссылки в дискуссиях по социальным проблемам).
Содержание«сальтшебаденского соглашения» обычно кратко формулируется так:социальная уверенность, солидарность, демократия, равенство, справедливость. Вдальнейшем мы рассмотрим, как это конкретно применяется в различных областяхжизни.
Все более заметным впоследнее время становится отход от принципов «классической» модели,что обусловлено рядом причин. В частности, процесс глобализации значительнообострил конкуренцию на мировом рынке, вынуждая страны в гораздо большей,нежели прежде, степени сокращать расходы, связанные непосредственно спроизводством товаров и услуг. Соответственно, минимизируются затраты и насоциальные цели. О том, чем это может в будущем обернуться, к сожалению, малокто думает.
Многие социальныепроблемы в Швеции стали обнаруживаться после ее вступления в ЕС: возник вопросо том, не слишком ли высоки ее социальные издержки по сравнению с другимичленами Евросоюза, где уровень соцзащиты граждан, а значит, и расходы на неенамного ниже. Угроза «португализации Европы», т.е. выравниваниясоциальных показателей по нижней, «португальской» черте, все ещереальна.
Имеются и объективныефакторы «антисоциального» характера: в частности, старение населения,увеличение срока обучения молодежи в связи с усложнением трудовых процессов.
Занятость
Политика «полнойзанятости» была провозглашена и стала осуществляться в Швеции в начале60-х годов (этот термин не понимался буквально — всем было ясно, что в рамкахрыночной экономики стопроцентной занятости добиться невозможно). Такая политикалишь означала, что государство, правительство, общество, стремясь к тому, чтобыбезработица оставалась в рамках «общественно приемлемого» минимума,позаботились о соответствующих пособиях, которые давали бы безработномувозможность существовать, не побуждая его «идти на баррикады».
В резолюции одного изсъездов шведские профсоюзы сформулировали свое понимание проблемы так:«Наша точка зрения в отличие от либеральной состоит в том, что люди должныиметь не только равные стартовые возможности, но и более равноправные условия втечение всей жизни, т.е. реальное равноправие. Результатом будет уменьшениебедности и рост среднего класса».
Профсоюзы уже давнопривлечены к решению проблем занятости: в их распоряжении находятся кассыстрахования от безработицы. Вместе с уплатой профвзносов все работники вобязательном порядке делают взносы и в эти кассы. Из них профсоюзы выплачиваютпособия по безработице, размеры которых составляют существенную долю прежнихзарплат.
В начале 90-х годовбуржуазные партии, чьи представители занимали тогда руководящие позиции вправительстве, попытались отобрать у профсоюзов кассы страхования отбезработицы, обвинив их в недостаточно эффективном управлении этими структурами.Истинная же причина их наступления — огромный объем средств, накопившихся вэтих кассах — около 500 млрд. шведских крон (приблизительно 100 млрд. долл.).Признав отдельные недостатки в управлении кассами, профсоюзы отстоялисложившийся порядок, кроме того, сегодня они налаживают общенациональнуюкомпьютерную сеть учета безработных и вакансий.
Политика «полнойзанятости» предусматривает создание системы профессиональной подготовки,призванной не только переучивать трудящихся в соответствии с требованиямирынка, но и учитывать его перспективные потребности; введение досрочногопенсионирования; увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска;централизованное содействие перетоку рабочей силы в отраслевом итерриториальном аспектах и др.
Отличительная особенностьактивной политики рынка труда в Швеции в том, что она носит (или по крайнеймере стремится этого достичь), опережающий характер, т.е. предусматриваетзаблаговременное создание рабочих мест или мест в системе переподготовкикадров. Наряду с общенациональными программами переобучения все активнеесоставляются и реализуются муниципальные.
Особо хотелось быотметить возрастающее значение переподготовки работников в рамках«непрерывного образования», или «образования в течение всейжизни», нацеленного на увеличение производительности труда за счетповышения уровня знаний работников, квалификации, а не интенсификации их труда.В частности, законодательно закреплено предоставление оплачиваемого учебногоотпуска (напомним, что шведы были в числе инициаторов принятия соответствующейКонвенции МОТ № 140, 1974 г.).
В последние годы в Швецииснизился интерес к общественным работам как методу борьбы с безработицей, хотяв недавние времена они широко применялись. Но многие виды работ в коммунальномсекторе, уход за престарелыми на дому по-прежнему осуществляются в их рамках.
Наконец, важное значениедля расширения занятости имеет «солидарная политика в области рабочеговремени», включающая сокращение рабочей недели с нынешних 35 до 30 ч(средняя фактическая продолжительность рабочей недели в Швеции — 37 ч);сравнимость рабочего времени различных категорий трудящихся при определении ихзаработков; приоритетное сокращение рабочего времени для тех категорийтрудящихся, которым оно в первую очередь необходимо в силу характера их трудаили семейного положения; максимальная свобода в формировании трудового графикав течение рабочего дня и недели; возможность накопления проработанного временипри уходе в отпуск, который должен предоставляться в срок, удобный дляработника; право взять краткосрочный отгул без указания причин и т.п.
Отметим, однако, чтонерешенным остается вопрос об обеспечении адекватной социальной защитытрудящихся, занятых неполный рабочий день или неполную неделю, а такжеохваченных «нетипичными» формами занятости или работающих пократкосрочным трудовым контрактам.
Резкий рост безработицы вначале 90-х годов (по данным на конец 1993 г., она составляла в Швеции 7,3% экономически активного населения, но к 1999 г. снизилась до 5,5%) не привел к каким-либо кардинальным изменениям в осуществлении активной политики занятости.
Оплата труда
В области заработнойплаты в Швеции сложилась своеобразная система, получившая наименование«солидарной политики зарплат». Она основана на ряде принципов, изкоторых наиболее важными являются: справедливое распределение доходовпропорционально тяжести труда и его результативности; равное вознаграждение заравный труд для мужчин и женщин, различных возрастных категорий работников,трудящихся предприятий одной отрасли, но разных форм собственности (работник недолжен страдать из-за низкой рентабельности своего предприятия); уменьшениевилки зарплат по отраслям экономики между рабочими и служащими. Базовая же цель- общее повышение жизненного уровня в стране.
Определенные результаты вэтом, несомненно, достигнуты. Так, дифференциация средней оплаты труда вотраслях обрабатывающей промышленности по сравнению с Германией здесь меньше вдва раза и в три раза — по сравнению с США. Зарплата работающих шведоксоставляет в среднем почти 90% фактического заработка мужчин (хотя в странеформально провозглашен принцип равной оплаты за равный труд, практически его невсегда придерживаются).
Система организациизарплаты довольно сложная. Она включает: оплату проработанного времени, в томчисле нерабочих дней и периода отпуска (иные формы оплаты, кроме повременной,применяются довольно редко, скорее как исключение), премиальные; оплату сверхурочных;нередко частичное покрытие расходов на питание на производстве, напитки,полагающиеся по условиям труда; дотации на жилье; оплату проезда на городскомтранспорте или бензина для собственной машины работника.
Высокий по международныммеркам уровень фактической зарплаты в Швеции и ее постепенное повышение вомногом объясняются эффективной практикой коллективных переговоров, сложившейсяеще в 50 — 60-х годах. Она позволяет не только вырабатывать общую стратегиюповышения жизненного уровня, но и обеспечивать последовательность решениясоциальных проблем отдельных слоев трудящихся и населения в целом.
Эта система зиждется натом, что основные социальные параметры, и прежде всего размер основнойзарплаты, определяются в ходе переговоров />между профцентрами* иорганизациями работодателей — как частного, так и общественного секторов,причем отдельно государственных и муниципальных властей. На базе достигнутыхдоговоренностей устанавливаются конкретные уровни заработков по отраслям(тарифные соглашения) и по отдельным предприятиям, учреждениям.
Неотъемлемая частьсистемы урегулирования трудовых отношений — специальные трудовые суды,государственные органы посредничества, арбитража и т.п.
Тем не менее в последниегоды возник ряд проблем, представляющих угрозу для всей этой отлаженнойсистемы. Из-за усилившегося влияния транснациональных компаний профсоюзывынуждены вести с ними отдельные переговоры, вне рамок централизованных,общенациональных, причем результаты, достигнутые на высшем национальном уровне,не всегда удается «закрепить» на предприятиях, входящих в ТНК.
И если раньше, довступления Швеции в ЕС, профсоюзам в основном удавалось противостоять попыткамТНК вводить на своих предприятиях в этой стране среднеевропейские социальныестандарты (например, несколько лет назад, после обращения профсоюзов в МОТ, былпринят закон, обязывающий зарубежных работодателей руководствоваться шведскимсоциальным законодательством на предприятиях, расположенных в Швеции), тотеперь предпочтение все чаще отдается социальным директивам ЕС. А они необеспечивают защиту шведов от «социального демпинга».
В Швеции с опаскойсмотрят на Шенгенское соглашение о безвизовом режиме для въезда в страны, егоподписавшие. С одной стороны, понятно, что уклоняться от присоединения к нимдолго не удастся; с другой — тревожит возможность бесконтрольной иммиграции, втом числе из стран Восточной Европы и СНГ, которая может порушить«солидарную политику зарплат».
Угроза сложившейсясистеме коллективных переговоров видится и в осуществлении положений ДирективыЕС 1994 г. «О европейском предприятии». Согласно этому документупроизводственные советы должны быть созданы на всех фирмах, имеющих не менее чемв двух европейских странах предприятия, численность персонала которых превышает1 тыс. А это, по мнению профсоюзов, в перспективе чревато тем, что в частномсекторе экономики коллективные переговоры все больше будут приобретать«европейскую окраску» и прежняя стройная колдоговорная системапопросту отомрет. Это означало бы конец «солидарной политикезарплат», поскольку централизованные переговоры по ним станут возможнымитолько в общественном секторе. Пока что производственные советы на европредприятияхиграют консультативную роль, но вряд ли кто-либо поручится, что они не станутсубъектом переговоров.
Еще в 60-х годах вШвеции, как уже отмечалось, начали использовать новые формы организации труда,прежде всего групповую форму («teamwork»). Тогда же был опробован исоответствующий вид оплаты труда — выделение на группу общей суммы зарплаты запроизведенную работу с предоставлением ее членам права самим определятьконкретный трудовой вклад каждого и его денежное выражение. Такой порядок подназванием «гибкая система заработной платы» применяется в странеочень широко.
Участие трудящихся вуправлении производством
Такая практика основанана западногерманском опыте. Вместе с тем, хотя об этом редко упоминается,профсоюзы внимательно изучали и тогдашнее советское законодательство — опостоянно действующих производственных совещаниях, правах месткомов и др.Сегодня шведское законодательство по данной проблеме считается одним из самыхпередовых в мире.
В нем зафиксировандовольно широкий круг вопросов, которые не могут быть решены безпредварительного обсуждения с профсоюзами и их представителями. Закрепленыправа таких лиц, определен объем оплачиваемого работодателем рабочего времени,которое они могут тратить на профработу, гарантии от увольнения выборных профработников,их возможности в контроле за охраной труда.
В Швеции нет стольподробно разработанного законодательства о представительстве трудящихся всоветах и других руководящих органах фирм или о «рабочих директорах»,как в Германии, но нечто подобное вводится на предприятиях в соответствии сколдоговорами.
Что касается участиятрудящихся в прибылях предприятий, то оно чаще всего выражается в форме выплатыбонусов по итогам года. Такой подход не подрывает принципов «солидарнойполитики зарплат», но в то же время способствует повышениюзаинтересованности работников в улучшении результатов своего труда. Вместе стем в Швеции существует закон (1976 г.), который регулирует ряд вопросовучастия в руководстве фирм.
Следует сказать, чтоработодатели вносят наиболее существенную часть средств в социальные фонды(почти 39% фонда оплаты труда).
Проблема снижения взносовработодателей часто обсуждалась в последнее время в контексте необходимостиповысить конкурентоспособность продукции шведской промышленности на мировом иевропейском рынках. Предпринимательские организации доказывают, что чрезмерновысокие социальные взносы снижают экономические показатели страны. Профсоюзы,естественно, возражают против любой попытки переложить тяжесть взносов натрудящихся, ссылаясь, в частности, на то, что каждый швед и так содержит, кромесебя, еще 0,55 человека в возрасте до 14 и после 65 лет.
Однако и в тех сферах,которые связаны с социальным обеспечением, постепенно усиливается тенденция котказу от прежних высоких норм. В частности, снижены стандарты в области оплатыбольничных листков; очевидно, что в результате реформы пенсионного обеспеченияснизится уровень защищенности пенсионеров. Хотя в целом ситуацию в областисоциальной защиты продолжают определять принципы солидарности и социальнойсправедливости.
Здравоохранение имедицинское страхование
Шведское социальноегосударство в 90-е гг. представляло собой далеко не идиллическую картину,поэтому этот период можно охарактеризовать как время сокращения социальногогосударства и пересмотра его основных принципов. В конце 90-х годов ситуациязначительно улучшилась, что дало повод некоторым исследователям сделать вывод отом, что можно говорить не о сокращении социального государства, а, скорее, оего модернизации и приспособлении к новым экономическим условиям [1]. Важнымкомпонентом шведского социального государства является система здравоохраненияи медицинского страхования. Изменения в социальной политике страны не обошли еестороной, что выразилось в попытках реформирования. В общей сложности в 90-егоды в Швеции было проведено 5 реформ здравоохранения, основная цель которых —повышение его эффективности и качества медицинских услуг. В настоящее времяшведская система здравоохранения представляет собой успешный пример бюджетноймодели, построенной на принципе децентрализации. Амбулаторная медицинскаяпомощь Организацией амбулаторной медицинской помощи в Швеции занимаютсяокружные советы (ландстинги) и муниципалитеты, представляющие собой контролируемыецентральным правительством регионы с числом жителей от 60,000 до 1,7 млнчеловек. Каждый регион в соответствии со своим размером и числом проживающих внем жителей располагает одним или несколькими центрами здравоохранения, вкоторых работают как врачи общего профиля, так и врачи-специалисты. В системепервичной медицинской помощи функционируют программы всеобщего медицинскогообследования, профилактических обследований, а также консультационные отделенияпо уходу за детьми. В общих чертах шведская система первичной медицинскойпомощи, представленная центрами здравоохранения, схожа с российской системойполиклинической помощи, построенной на принципе совместной работы врачей разныхпрофилей. Наряду с учреждениями первичной медицинской помощи в каждом регионесуществует сеть домов престарелых, финансовое обеспечение которых, всоответствии с коммунальной реформой 1992 г., возложено на местные органы власти — муниципалитеты. В 1993 г. в Швеции была введена система врачей общейпрактики (семейных врачей). Благодаря этому пациенты получили отсутствовавшеедо этого право свободного выбора врача — либо частного врача общей практики,либо штатного в центре здравоохранения. До этого момента пациент, как правило,направлялся к дежурному врачу центра здравоохранения. Оплату услуг врача общейпрактики предусматривалось производить из двух источников. Во-первых, изсредств местных бюджетов, средства которых должны были покрывать от 68 до 86%расходов врача. Сумма средств, перечисляемых на счет врача, была установлена втвердом размере, однако ее величина все же находилась в зависимости от возрастапациента. Во-вторых, из личных средств пациента, который должен был доплачиватьдо полной стоимости лечения при каждом посещении врача. Введение системы врачейобщей практики в Швеции преследовало цель повышения эффективности обслуживанияпациентов и снижения издержек на оказываемую медицинскую помощь. Этодостигалось за счет свободного выбора пациентом не только врача общей практики,но и врача-специалиста. Кроме того, это означало также улучшение качестваобслуживания (большая ориентация на пациента) и снижение издержек, связанное сповышением конкуренции среди врачей за пациента. Организация амбулаторнойстоматологической помощи в Швеции находится в компетенции местных органоввласти. Наряду с государственными в стране существует большой сектор (около50%) частных врачей-стоматологов. При оказании зубоврачебной помощи в странедействует довольно высокий уровень участия пациентов в оплате издержек. Как и вряде других стран ЕС, в Швеции существует определенный предел оплатыстоматологической помощи. Однако в случае повышенных медицинских издержекпредусмотрено снижение доли участия пациента в их оплате. Как правило,максимальный предел оплаты пациентом стоматологической помощи составляет 60%,тогда как минимальный (в случае повышенной стоимости медицинской помощи) — 25%.Разница между долей издержек, оплаченных пациентом, и полной стоимостью леченияпокрывается за счет средств медицинского страхования. В рамках профилактическойпомощи размер доплаты за стоматологические услуги не превышает 25%.Стоматологическая помощь детям до 18 лет предоставляется бесплатно. Важныммоментом организации амбулаторной стоматологической помощи в Швеции являетсяналичие жесткой тарифной системы, в рамках которой работают шведскиестоматологи. Стационарная медицинская помощь Организация стационарногомедицинского обслуживания населения в Швеции находится в компетенции окружныхсоветов, а также независимых муниципалитетов Гетеборг, Мальмо и Готланд. Длякоординации управления и организации здравоохранения окружные советы имуниципалитеты объединены в рамках земельного союза, представляющего собойорган, который наряду с центральным правительством отвечает за осуществлениефинансовых и организационных задач здравоохранения в стране. Секторстационарной медицинской помощи организационно представлен двумя уровнями:провинциальным (26 провинций) и региональным (6 регионов). На провинциальном уровнефинансирование стационарных учреждений здравоохранения и организациянеобходимой медицинской помощи находятся в ведении соответствующегопровинциального правительства. Стационарное медицинское обслуживаниеосуществляется в Швеции многочисленными региональными и районными больницами,располагающими минимум четырьмя отделениями (терапии, хирургии, радиологии ианестезии). Следует отметить, что число отделений в том или ином лечебномзаведении существенно различается в зависимости от региона, Так, в отдельныхрегиональных больницах их количество составляет 15-20, что характерно, преждевсего, для таких регионов, как Стокгольм, Гетеборг, Умеа и др. с большим числом(1-1,5 млн) проживающих в них жителей. Интересным моментом шведской системыстационарной медицинской помощи является то, что все региональные больницысотрудничают с медицинским факультетом одного из университетов, выполняя задачинаучного и учебного характера. Согласно статистическим данным ОЭСР, начиная сначала 1970-х гг. в Швеции наблюдается тенденция постепенного сокращения мест вучреждениях стационарной медицинской помощи: с 1975 по 1991 г. их число уменьшилось с 126825 до 102152, а в период с 1991 по 1992 г., после передачи сектора медицинского обслуживания и ухода за престарелыми в компетенциюпровинциальных и региональных больниц, сократилось до 66045. Это было связано сизменением приоритетов в шведской политике здравоохранения, которые былиобусловлены не столько снижением издержек системы здравоохранения, сколькополитикой расширения сектора амбулаторной медицинской помощи через врачей общейпрактики. Изменение приоритетов в политике здравоохранения страны, связанное сразвитием сектора амбулаторного обслуживания и улучшением помощи престарелым засчет сокращения финансирования больничных мест, можно отчетливо проследить напримере изменения расходов сектора стационарного и амбулаторного обслуживания.Так, расходы на стационарное лечение в общих расходах на здравоохранение в Швециис 1985 по 1991 г. уменьшились с 43,2 до 40%, расходы на амбулаторную помощьвыросли с 11,2 до 11,9%, на содержание учреждений по уходу за престарелымитакже увеличились — с 15,1 (1985) до 17,5%(1991). Однако, несмотря на уменьшениечисла больничных мест, количество обратившихся за стационарной медицинскойпомощью пациентов возросло на 13,6%, что было достигнуто в первую очередь засчет сокращения длительности пребывания в больнице — это являетсядоказательством возросшей эффективности работы стационарных учреждений. Финансированиерасходов учреждений стационарной медицинской помощи в Швеции осуществляется изсредств региональных бюджетов и взносов на социальное страхование, такжесоплатежей населения за медицинские услуги. Объем последних составлял всередине 90-х годов около 3% общих расходов на здравоохранение. С начала 80-хгодов в Швеции испытывались различные модели финансирования лечебных учрежденийс целью достижения большей эффективности и экономии средств. С этой целью внекоторых регионах страны в местных бюджетах выделялись отдельные статьи нафинансирование больниц. Кроме того, больницам была предоставлена возможностьоставлять часть неиспользованных в течение года средств и направлять их нафинансирование собственных проектов, таких как образование и повышениеквалификации персонала. Успешным примером организации финансирования лечебныхучреждений является «стокгольмская модель», существующая водноименном округе с 1992 г. В ее рамках для оказания услуг неотложноймедицинской помощи был образован внутренний, региональный рынок медицинскихуслуг с твердо установленными ценами. Между соответствующим региональнымучреждением по управлению здравоохранением и больницами заключался годовой договор,в котором определялись объем, цены и качество медицинских услуг. Кроме того,согласно этой модели региональные власти могли в случае необходимостиприобретать медицинские услуги вне пределов своего региона, а больницы —оказывать их вне пределов округа Стокгольм. Наконец, модель предусматриваласвободный выбор пациентом лечебного учреждения, что, несомненно, повышалоэффективность действующей системы бюджетного здравоохранения. Острой проблемойшведской системы здравоохранения является существование в ней очередей (списковожидания) на получение определенных медицинских услуг и хирургические операции.Для решения этой характерной практически для всех систем бюджетногоздравоохранения проблемы еще в начале 90-х годов между шведским правительствоми местными органами власти было заключено соглашение, согласно которомумаксимальный срок ожидания лечения (операции) не мог превышать трех месяцев.Данное соглашение распространялось на такие операции, как коронарноешунтирование, замена тазобедренного и коленного суставов, удаление катаракты идр. В случае, если операция не была произведена в течение трех месяцев по местужительства, пациент имел право выбора лечения в любой государственной иличастной клинике. Для финансового обеспечения этого соглашения, а такжеповышения эффективности действующей системы здравоохранения в середине 90-хгодов шведским правительством было ассигновано 500 млн крон, что привело кснижению времени ожидания операций и общему улучшению ситуации в сферездравоохранения. Важная проблема здравоохранения Швеции последних десятилетийбыла связана со значительным сокращением мест в учреждениях стационарноймедицинской помощи и одновременным увеличением числа пациентов пенсионноговозраста, что привело к недостаточному медицинскому обеспечению пенсионеров.Характерная для большинства стран Европейского союза, особенно отчетливотенденция старения населения проявляется в Швеции. Если в 1991 г. число лиц старше 75 лет в структуре населения было 8,1%, то в 2025 г. ожидаемый прирост в этой возрастной группе достигнет 10%. В 90-е годы прошлого века спрос намедицинские услуги лиц возрастной группы 75 лет и старше составлял в Швеции 35больничных дней, тогда как для лиц в возрасте от 15 до 44 лет — один день.Прирост количества лиц пожилого возраста, как уже было замечено, происходил нафоне сокращения количества мест в медицинских учреждениях: в период с 1973 по 1995 г. число 75-летних и старше увеличилось на 58%, тогда как количество мест уменьшилось на 47%. Медицинскоестрахование Система социального страхования в Швеции представляет собой один извариантов универсальных систем социальной защиты, которая охватывает всехдлительно проживающих в стране лиц (в том числе иностранцев). По даннымгосударственного института социального страхования Швеции, количествоохваченных социальным страхованием лиц в стране в середине 90-х годовсоставляло 6982 млн человек. Система медицинского страхования Швецииосуществляет финансирование транспортных издержек. Наряду с этим системамедицинского страхования предусматривает выплату пособия по болезни, пособия пореабилитации и доплаты на приобретение вспомогательных средств. Системамедицинского страхования в Швеции включает в себя следующие компоненты:страхование по болезни, стоматологическое страхование и пособие родителям поболезни. Характерной особенностью шведской системы здравоохранения является то,что в отличие от других систем медицинского обеспечения, имеющих централизованныйхарактер и организованных как большие национальные системы (например, каканглийская система медицинского обеспечения), система медицинского обеспеченияв Швеции носит децентрализованный характер и возложена на 23 окружных совета —ландстинга (landsting), а также на органы более мелких территориальныхобразований — муниципалитеты (kommuner) в количестве 289 единиц. Все эти органыотвечают за то, чтобы каждый житель соответствующей области имел свободныйдоступ к медицинскому обслуживанию. Каждый окружной совет является независимымрегиональным органом, члены которого избираются на местных выборах, и которыйимеет право взимания подоходного налога с жителей в пределах границ области.Окружные советы, руководимые членами законодательных собраний, избираемых наобщенародных выборах, облагают жителей области подоходным налогом. Более 80% отэтого налога выделяется на финансирование здравоохранения. Муниципалитетыявляются владельцами и координаторами деятельности клиник и медицинскихцентров, выступая в роли работодателей для большинства медицинских работников.Врачи, имеющие частную практику, также в основном оплачиваются областнымисоветами. Таким образом, основными субъектами проведения социальной политикигосударства с довольно широкими полномочиями в области медицинского обеспеченияявляются местные органы власти. Функция государства в этой области —осуществление контроля за рациональным и целесообразным использованием ресурсови проверка соответствия действующей системы общественно-политическим целям вобласти здравоохранения, которые устанавливаются на государственном уровне.Реализацией этих задач занимается министерство здравоохранения и социальныхдел, в круг обязанностей которого также входит разработка программ в областиздравоохранения и медицинского страхования. Все окружные советы, как правило,взимают плату с лиц, прибегающих к медицинской помощи, в качестве частичнойфинансовой компенсации за свои услуги. Эта плата, разная в разных областях, непокрывается медицинской страховкой: ее берет на себя сам пациент, что (встраховых терминах) является видом излишка. Она колеблется для застрахованныхлиц между 11 и 16 евро за один визит к врачу. Однако установлен предел,ограничивающий сумму, взимаемую за визиты с одного пациента. Он равен около 100евро за период в 12 месяцев. Посещение частных врачей оплачивается иначе: какправило, пациент выплачивает лишь часть гонорара врачу за каждое посещение (от17 до 28 евро), остальная часть выплачивается из национальной системымедицинского страхования. Гонорары, выплачиваемые пациентами врачам, включают всебя не только посещение врача (независимо от того, является ли врачгосударственным или частным), но и выписку рецепта и больничного листа дляполучения пособия по болезни, исследования, на которые направляется пациент,лечение с использованием медицинской техники, а также направление кспециалисту, но без оплаты первого посещения. Иная схема предоставлениямедицинских услуг действует в отношении стационарного лечения. В этом случаерасходы на лечение в больнице оплачиваются местной кассой социальногострахования и могут варьироваться от 50 до 2000 крон (примерно от 5 до 220евро) в день. Максимальный оплачиваемый срок лечения в больнице ограничиваетсядвумя годами. Помимо медицинских услуг, предоставляемых застрахованным лицам, врамках системы медицинского страхования предусматривается также рядкомпенсаций, к числу которых, в частности, относится компенсация дорожныхрасходов для поездки в медицинское учреждение (дешевый тариф), компенсациярасходов на покупку лекарств (свыше определенной суммы), а для хроническихбольных и болезней, угрожающих жизни, такая компенсация предоставляется дляполного покрытия всех издержек. Плата, установленная на случай госпитализации,не должна превышать 9 евро в день. Пенсионеры платят за больничное содержаниестолько же, сколько и все остальные с той разницей, что соответствующая суммаудерживается из их пенсий. В том случае, если лицо, обратившееся к врачу, неявляется жителем области, окружной совет взимает с него полную стоимость услуг.Однако часто эти траты берет на себя другой окружной совет или страховой фондсоответствующего иностранного государства. Финансирование шведской системымедицинского обеспечения, таким образом, производится большей частью изподоходных налогов, взимаемых на уровне округов (72%), государственныхтрансфертов (13%), в незначительном объеме — взносов охваченных медицинскимстрахованием лиц (3,4%), а также из общего фонда медицинского страхования вразмере 1,7%. Медицинское страхование включает также стоматологическоеобслуживание и профилактику. Компенсация услуг зубного врача является частьювсеобщей национальной системы медицинского страхования и распространяется навсех жителей Швеции в возрасте 20 лет и старше. Молодые люди, еще не достигшие20 лет, и дети обладают правом на бесплатное лечение. Согласно установленнымправилам в рамках системы медицинского страхования лица, обращающиеся к зубномуврачу, берут на себя оплату лечения в размере первых 100 евро; 50% того, чтопревышает эту сумму в пределах от 101 до 191 евро, обычно покрываетсямедицинской страховкой. Если расходы в ходе лечения конкретного больноговыходят за пределы 191 евро, но не превышают 271, то страховкой покрывается70%. Наконец, 90-процентное покрытие расходов производится в случае превышениясуммы 484 евро. Деньги за работу в этом случае выплачиваются из фондовнационального страхования непосредственно лечащему зубному врачу, либо, еслизубной врач находится на службе у окружного совета, — соответствующемуокружному совету. В общем, следует заметить, что стоматологическая помощьобходится пациенту достаточно дорого. В большинстве случаев он оплачивает изсвоего кармана около 60% расходов, если они не превышают определенной суммы, и25% сверх этой суммы, если расходы на курс лечения оказываются выше. Остальнаячасть выплачивается местной кассой социального страхования. С 1985 г. в схему компенсации в системе медицинского страхования были внесены изменения, суть которыхсостоит в том, что теперь государство производит компенсации расходов округовисходя не из количества посещения врачей, а в пропорции к числу жителей округа.Эта компенсация стала покрывать расходы не только на медицинскую помощь, какэто было раньше, но и на различного рода профилактические программы. Участие всистеме медицинского страхования дает также право на получение пособия поболезни — компенсации, выплачиваемой за потерю дохода вследствие болезни илитравмы. Дня получения полного пособия (размер которого определяется суммойдохода) необходимо извещение местной кассы социального страхования. Какправило, полное пособие составляет 90% от заработной платы и так же, как идругие формы доходов (в том числе и социального характера), облагается налогом.Интересным моментом можно считать то, что в отличие от системы пенсионногострахования, универсальность которой дает право на получение пенсии всемижителями страны независимо от уровня их доходов, для выплаты пособия по болезнизаконом предусмотрен предел в доходах, превышение которого свыше 7,5 базовойсуммы не дает права на получение пособия (разумеется, данное положениешведского социального законодательства можно рассматривать как нарушениепринципа универсальности социального страхования, характерного для шведскойсистемы). Помимо общих пособий по болезни система медицинского страхованияпредусматривает также пособие родителям по нетрудоспособности в связи сболезнью детей, которое выплачивается в случае, если при болезни ребенка до 12лет в семье с несколькими детьми мать находится в ожидании еще одного ребенка,а отец остается дома. В этом случае пособие по болезни выплачивается отцу,осуществляющему уход за ребенком. Срок выплаты пособия ограничен не нормамисоциального законодательства, а длительностью болезни ребенка. Каждый изродителей имеет право на пособие по болезни ребенка в возрасте до 12 лет срокомдо 60 дней в году, а от 12 до 16 лет — по заключению врача. Предусматриваетсявариант неполной занятости на рабочем месте (с 8 до 6 часов в день) ссоответствующим снижением заработной платы. В среднем этой услугой в рамкахсистемы медстрахования пользуются как отцы, так и матери от 6 до 7 дней в году.В заключение следует отметить, что наряду с системой государственногомедицинского страхования в Швеции существует небольшой сектор добровольного(частного) медицинского страхования, доля которого в общей структуре расходовздравоохранения не превышает 2,5%. Столь малая доля частного медицинсюгострахования (по сравнению с другими странами ЕС) объясняется, прежде всего, трудностямиснижения издержек для частных страховых компаний, которые вызваны высокимуровнем налогообложения в э той области.
Равноправие полов какгосударственная задача.
Швеция – одна из немногихстран, максимально приблизившихся к окончательному решению гендерного вопроса.В этой стране мужской и женский пол равномерно представлен в любой сфере науки,искусства, промышленности. Даже в политике мужчины и женщины чувствуют себяравноправно. В этом смысле примечательно, что именно в Швеции самый высокийуровень женской занятости (79%): сочетать работу с семейными обязанностямишведкам позволяет прогрессивная система социального страхования. Главноеположение шведской гендерной политики – формирование современного общества, вкотором и мужчины и женщины имеют одинаковые (равные) права, возможности иобязанности. Для реализации этой, казалось бы, идеальной цели в стране созданряд специальных структур, решающих вопросы равноправия полов на государственномуровне. Министр по вопросам интеграции и равноправия полов В обязанностичиновника входит контроль всей работы правительства Швеции в области гендернойполитики. Каждый министр несет ответственность за соблюдение принциповравноправия в подведомственной области. Отдел по вопросам равноправия полов Подчиняетсянепосредственно министру по вопросам интеграции и равноправия. Основныеполномочия отдела – координирование гендерной политики правительства,разработка теоретической базы, организация разнообразных мероприятий ипроектов. Специальный эксперт по вопросам равноправия полов Осуществляеттерриториальный контроль за ходом и реализацией государственной гендернойпрограммы. Работает в штате всех губернских правлений Швеции. Комитет повопросам равноправия полов Фискальный орган, осуществляющий контроль засоблюдением принципов равноправия шведскими предприятиями и организациями иимеющий право штрафовать работодателей, не выполняющих предписанияправительства. Парламентский Уполномоченный (Омбудсмен) по вопросам равноправияполов Особый надзорный орган, контролирующий соблюдение шведскогозаконодательства о равноправии полов. Омбудсмен по вопросам равноправия полов ИнститутОмбудсмена по вопросам равноправия полов появился в Швеции в 1980 году. Вобязанности уполномоченного входит контроль за соблюдением принципов равноправияполов в шведских школах, ВУЗах, сфере услуг. Кроме этого, к полномочиямОмбудсмена относится контроль трудовой политики и системы социальногострахования. В ряде случаев к Омбудсмену шведы обращаются для компетентногорешения вопросов, связанных с декретными отпусками. Фактически, Омбудсменследит за соблюдением и выполнением пяти шведских законов:
Закон о равноправиимужчин и женщин (регулирует принципы равноправия полов в сфере трудовыхотношений)
Закон о равном отношениик студентам ВУЗов (регулирует принципы равноправия в сфере высшего образования)
Закон о запретедискриминации и другого оскорбительного обращения с детьми и учащимися(регулирует принципы равноправия полов в сфере начального, среднего исредне-специального образования)
Закон о запретедискриминации (при запрете дискриминации по половому признаку)
Закон об отпуске по уходуза ребенком
Mainstreaming Термин«Mainstreaming» появился в 1995 году на конференции ООН в Пекине и используетсяне только в Швеции, но и других странах, стремящихся к соблюдению принциповравноправия мужчин и женщин. Главное значение понятия — необходимость веденияработы по достижению принципов равноправия полов во всех сферах деятельностичеловека. Статистика Швеция – ведущая страна в вопросах ведения корректнойгендерной статистики. Формирование всех шведских статистические данныхосуществляется раздельно для каждого пола. Под принципом количественногоравноправия подразумевается одинаковое представительство мужчин и женщин вовсех сферах жизни. Равноправие полов во всех сферах общества
Равноправие означаетравные возможности, равные права и равные обязанности и для женщин, и длямужчин.
Экономика и власть Поданным 2005 года 25% директоров частных акционерных обществ — женщины. Даннаяцифра на 7% ниже показателей 2004 года. Примерно такая же статистика и длякомпаний, зарегистрированных на бирже (31% и 3% соответственно). В выборныхорганах власти показатели заметно выше. Так, согласно данным 2007 года, 47%парламента Швеции составляют женщины, а в правительстве страны на 22министерских мандата приходится 10 «женских». На областном и муниципальномуровнях женщины занимают 41% от общего количества выборных должностей. ОбразованиеВ последние годы в сфере образования наметилось определенное выравнивание вгендерном отношении. Так, шведские школьницы за два последних десятилетия«подтянулись» по успеваемости по математическим наукам и естественнонаучнымдисциплинам. Согласно статистике, средние школьные оценки девочек выше, чем умальчиков. Во многом по этой причине, девочки заканчивают гимназии с гораздобольшим успехом. Аналогичная ситуация и в ВУЗах: на общее количество студентовприходится 60% девушек, которым вручается около 2/3 всех дипломов о высшемобразовании. Преобладание учащихся женского пола наблюдается и в сферемуниципального образования для взрослых. Половина молодых научных специалистов,претендующих на соискание ученой степени доктора наук, — женщины. Средидокторов наук женщин 44%.
Трудовые отношения.
Реализация принциповсоблюдения равноправия полов в сфере трудовых отношений осуществляется всоответствии с действующим законодательством, в рамках которого принятовыделять два направления. Во-первых, закон обязывает шведских работодателейпринимать активные меры для достижения полового равноправия. Во-вторых,согласно закону, во всех трудовых коллективах запрещены все виды дискриминациипо половому признаку. Если в работе предприятия зафиксированы нарушения Законао равноправии мужчин и женщин, то руководство организации обязано инициироватьрасследование случившегося. Кроме этого, работодатель не имеет права отказыватьв приеме на работу женщинам по причине возможного ухода в декретный отпуск. Стоитотметить, что в Швеции сохраняется разница между среднемесячными доходамимужчин и женщин, но существенный перевес в мужскую сторону в большинствеслучаев объясняется выбором специальности и сферы деятельности. Кромеперечисленных причин на размер заработной платы влияют возраст и стаж работы.Однако, в ряде случаев проследить взаимосвязь условностей и размера заработнойплаты представляется невозможным. Во многом по этой причине в качествеединственного объяснения разницы между доходами мужчины и женщины частоназывается пол работника. В этом плане принято говорить о так называемойнеобоснованной разнице в оплате труда. Согласно статистическим наблюдениям, приравных условиях труда шведская женщина зарабатывает 92% от средней месячнойзаработной платы мужчины. Наиболее очевидна разница между зарплатами в частномсекторе экономики. 69% пап в Швеции используют отпуск по уходу за новорожденнымребенком. Для ЕС эти цифры составляют в среднем 33%.
Семейные отношения.
Анализ материальногоположения шведских семей, проводимый с 1994 по 2003 годы) показал, что наличиена «балансе» семьи детей и уход за ними ложится в основном на плечи мамы. Вэтом смысле, материальные расходы мамы значительно больше отцовских вложений.Как показывают расчеты, это происходит главным образом из-за работы женщины наусловиях неполного рабочего дня или времени. Страхование родителей и Закон оботпуске по уходу за ребенком В связи с рождением малыша шведские родители имеютправо на оплачиваемый отпуск, длительность которого в общей сложностисоставляет 480 дней. Максимальный размер оплаты отпуска по уходу за ребенкомсоставляет 874 шведских крон в день. Доходы, полученные родителями за времяданного отпуска, облагаются налогами и учитываются при выходе на пенсию. 390 из480 дней оплачиваются аналогично отпуску по временной нетрудоспособности (80%от совокупного годового дохода), а остальные 90 дней оплачиваются поминимальным тарифам (180 крон в день). Примечательно, что первые 60 днейотпуска по уходу за малышом закреплены за каждым родителем персонально (мама неимеет права отказаться от отпуска в пользу папы и наоборот). Кроме этого, пошведскому законодательству в связи с рождением ребенка папа имеетдополнительную льготу в виде десяти оплачиваемых дней. Рождение двойняшекувеличивает срок дополнительного отпуска еще на десять дней. При усыновленииребенка оплачиваемый отпуск предоставляется на полтора года с момента фактаусыновления.
Сфера здравоохранения
В предоставлениимедицинской помощи мужчинам и женщинам присутствует определенная разница,которая чувствуется даже при сравнении пациентов одного возраста. В частности,шведским мужчинам более доступны операции по аортокоронарному шунтированию и поудалению катаракты. Наблюдаются расхождения и по возрастным группам. Так,медицинская помощь чаще всего оказывается молодым людям, нежели пожилымпациентам. Данная диспропорция находит более заметное выражение среди пациентовженского пола. Кроме этого, как отмечают специалисты, мужчины чаще всегоупотребляют при лечении новейшие и дорогие лекарственные средства и технологии.Особенно последнее утверждение касается средней возрастной группы. Насилиепротив женщин.
В 2006 году полицияШвеции приняла от женщин 25.500 заявлений о случаях насилия. Отмечается, чтоинформацию о значительной части преступлений женщины предпочли не сообщатьорганам правопорядка. Как считают специалисты Совета по предотвращениюпреступности, шведской полиции известно только о 20-25% от всех случаевнасилия. Так, согласно результатам социологического исследования «ПобитаяДама», 46% шведских женщин в той или иной форме насилию подвергались. Кромеэтого, порядка 16 женщин ежегодно погибают от рук любимого мужчины. Для помощиженщинам, подвергшимся насилию в Швеции создана специальная структура(«Дежурная служба помощи женщинам»), отделения которой (160 филиалов) надобровольной основе работают по всей стране. На общегосударственном уровнетерриториальные отделения входят либо объединений ROKS (Всешведская организацияДежурных служб помощи женщинам), либо в SKR (Союз Дежурных служб помощиженщинам в Швеции). SKR был организован в ходе реструктуризации ROKS и, главнымобразом, занимается случаями, где затронуты интересы детей. Моральноезаконодательство Швеции
1. Закон об искусственномпрерывании беременности Искусственное прерывание беременности в Швецииразрешено с 1975 года. Решение об аборте шведская женщина имеет право принятьсамостоятельно до наступления 19-й недели беременности. При поздних сроках (от19-й до 22-й недели) решение о прерывании беременности принимает Управлениездравоохранения и социального обеспечения и только при наличии соответствующихпоказаний. Ежегодно в Швеции делают порядка 35.000 абортов. 2. Закон о запретена покупку сексуальных услуг Услугами проституток шведам запретили пользоватьсяс января 1999 года. Примечательно, что ответственность за преступное деяние,коим в Швеции является покупка сексуальных услуг, несет только потребитель.Такой подход шведских законодателей к проблеме повлиял на законодательстводругих стран. 3. Закон о неприкосновенности личности женщины Вступил в силу в1998 году и предусматривает уголовную ответственность за любые действия,нарушающие неприкосновенность личности женщины. Под действие закона подпадаетпрактически все, что так или иначе связано с унижениями, оскорблениями чести идостоинства, попранием прав и свобод женщины, насилием (в том числе и в семье).Преступления в сфере нарушения неприкосновенности личности женщины квалифицируютсякак правонарушения обычной степени тяжести или как особо тяжкие. Наказание заподобные преступления предусмотрено в виде лишения свободы на срок до шестилет. Примечательно, что настоящий закон призван защищать не тольконеприкосновенность личности женщины, но и детей.
История шведскойгендерной политики:
1250-е годы — Поинициативе шведского регента Биргера Ярла в стране начинает действовать Закон онеприкосновенности личности женщины. В частности, запрещены изнасилования ипохищения. 1921 г. — Женщины Швеции допускаются к участию в выборах. 1922 г. — В стране появляется первая женщина-депутат риксдага (Черстин Хессельгрен). 1965г. — Принимается закон, запрещающий изнасилование женщины в браке. 1974 г. — Начинает функционировать программа социального страхования родителей. 1975 г. — Принимается Закон об искусственном прерывании беременности. 1979 г. — Узаконенопрестолонаследие по женской линии. 1980 г. — В Швеции появляется институтОмбудсмена по вопросам равноправия полов. 1995 г. — В систему социальногострахования родителей вводится ряд изменений и дополнений (закрепление зародителями оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком, «месяц для папы»). 1998г. — Принимается Закон о неприкосновенности личности женщины. 1999 г. — Принимается Закон о запрете на покупку сексуальных услуг.
Закон о молодежи
Управление молодежнойполитикой, определяемой Парламентом, осуществляется Национальным Советом поделам молодежи. Совет по делам молодежи – правительственная организация. Онопределяет, как будет осуществляться молодежная политика на федеральном иместном уровнях.
Молодежь в контекстеданного закона – социальная группа с определенными социальными условиями жизни,а также с определенными потребностями и интересами.
Общая картина молодежнойполитики Швеции по сферам деятельности
Образование
Положительные аспекты:
Бесплатное среднееобязательное образование в 9-годичных школах
Бесплатное высшееобразование
Открытая система образования
Широкие возможностивлияния студентов на систему образования
Отрицательные аспекты:
Ограниченные возможностивлияния школьников на систему образования
Слабая связьобразовательных учреждений и деловых кругов, выход выпускников на рынок трудазатруднен
Пробелы в системеобразования трудно обучаемых детей
Недостаточный уровеньразвития системы дополнительных предметов
Работа
Положительные аспекты:
Приоритетноепредоставление рабочих мест молодежи
Долгосрочноетрудоустройство молодежи
Развитая национальнаясистема общего социального страхования
Отрицательные аспекты:
Трудности втрудоустройстве молодежи без опыта работы (национальная система общегосоциального страхования основывается на предшествующем опыте работы ипредшествующем доходе)
Отсутствие эффективнойсистемы поддержки безработной молодежи
Обеспечение жильем
Положительные аспекты:
Доступное жилье длямолодежи, возможность молодежи жить обособленно от родителей
Высокий уровень жилищногостроительства
Отрицательные аспекты:
Помощь по программе «Доступноежилье для молодежи» предоставляется только студентам с низким уровнем доходаили без дохода вообще
Международные контакты
Положительные аспекты:
Международные контактыочень распространены и являются частью повседневной жизни молодежи
Возможность для студентовпродолжить образование за рубежом, главным образом высшее образование,предоставление государственных грантов студентам
Отрицательные аспекты:
Государственная поддержкаоказывается только студентам с ограниченными возможностями совершения международныхконтактов
Законодательство вобласти налогообложения затрудняет проведение некоторых видов школьных истуденческих обменов
Возможность влияния намолодежную политику
Положительные аспекты:
Вовлечение молодежи врешение политических вопросов через представителей в местных исполнительныхорганах (Молодежный Совет) и образовательных учреждениях (Студенческий иШкольный Советы)
Отрицательные аспекты:
Влияние молодежи наформирование политики во многом зависит от опыта работы
Молодежь недостаточнымобразом представлена в законодательных органах
Здравоохранение
Положительные аспекты:
Поддержка на федеральномуровне здравоохранительных программ, включая программу по охране здоровья детей
Бесплатные медицинскиеуслуги для лиц моложе 20 лет
Список литературы
1. Всеобщая историягосударства и права: учебное пособие / Под ред. К.Н. Батыра. – М.: Проспект,2006.
2. Историягосударства и права зарубежных стран. Часть 2. Учебник для вузов / Под общ.ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2000.
3. Попова А.В.История государства и права зарубежных стран. – М.: Юрайт, 2005.
4. Хрестоматия поистории государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) /Составитель Н.А. Крашенинникова. – М.: Зерцало, 2000.
5. Черниловский З.М.Всеобщая история государства и права. – М.: Юристъ, 2003.