N-й Государственный Университет
Кафедра философии
Социологическиевзгляды ЭмиляДюркгейма, их сущность
Выполнила: X
Проверила: X
X 2005
Содержание:
Введение.................................................................................................................3I.Краткаябиография…………………………………………………………….4
II. Теоретико-методологическая концепцияЭмиля Дюркгейма:“социологизм”……………………………………………………………………6
III. Общественнаясолидарность и разделение труда…………………………13
IV. ВзглядДюркгейма на проблему самоубийства:
причины, классификация……………………………………………………….16
Заключение…..18
Список использованнойлитературы............................................................…..20
Введение
ЭмильДюркгейм – французский философ и социолог, «один из создателей социологии какнауки, как профессии и предмета преподавания»[1, Лекция 6, с. 1], продолжатель позистивистской контовской традиции в социологии,основатель и издатель журнала `Социологический ежегодник’.
«Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания:от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладныхисследований. Все более или менее значительные социологические теории XXв. так илииначе соотносились с теорией основателяФранцузской социологической школы. В самых разных странах мира формированиесоциологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей.» [1, Лекция 6, с. 15]
Целью данногореферата является отражение сущности социологических взглядов Дюркгейма. Т.к. спектр рассматриваемыхДюркгеймом проблем достаточно широк, мы остановимсяна трёх его работах: «Метод социологии», «О разделении общественного труда», «Самоубийство: Социологический этюд».Особое внимание в данном реферате уделяется первой работе т.к. именно в ней излагаютсябазовые принципы, на которых строитсявся исследовательская деятельность социолога. I.Краткая биография
ДЮРКГЕЙМ ЭМИЛЬ (DURKHE1M) (1858-1917)-французскийфилософ исоциолог. Родилсяво французском городе Эпинале. После окончанияместного лицея поступил в ВысшуюНормальную школу в Париже. Получив образование философа, Дюркгейм занялсяпреподавательской деятельностью впровинциальных лицеях. Именно вэтот период (1882-1887 гг.) у него формируетсястойкий интерес к общественно-политической жизни и ее теоретическому осмыслениюВ 1885-1886 гг. он. изучает в Париже, а затем в Германии философию, социальныенауки и этику. С 1887 по 1902 гг. Дюркгейм преподает социальные науки вуниверситете Бордо. Здесь же в 1896 г. он начинает издавать социологическийежегодник, который завоевывает широкое признание в самых различных общественныхкругах. С 1902 по 1917 г. читает лекции в Сорбонне.
Главные работы были написаны и опубликованыДюркгеймом во время его пребывания в Бордо. «О разделении общественноготруда» (1893) — докторскаядиссертация, в которой Дюркгеймраскрывает теоретические и социально-политические принципы своей теории. Одноиз главных произведений Дюркгейма -«Правила социологического метода»(1895).В нем он излагает свою знаменитую концепцию «социологизма».Третья работа Дюркгейма — «Самоубийство: Социологический этюд» (1897) — считается классическим примером приложения теоретических установок к анализу практикисоциальной действительности. Уже в Париже в 1912 г. выходит еще один большойтруд Дюркгейма под названием «Элементарные формы религиозной жизни»,который явилсярезультатом изучения религии какобщественного феномена.
Подобно тому как Конт первым ввел в научный обиходтермин «социология",Дюркгейм первым среди западных социологов применил понятие«прикладная социология", считая,что последняядолжна дать набор правил социального поведения.
Дюркгеймовскаясоциологическая традиция нашла продолжение в так называемой французской социологическойшколе, представители которой (Бугле, Мосс, Хальбвакс и др.) развивали иконкретизировали идеи своего великого учителя.Умер в Париже.[5, c. 174-175]
II. Теоретико-методологическая концепцияЭмиля Дюркгейма: “социологизм”
«Основополагающиепринципы социологии Дюркгейма часто обозначают как «социологизм». Этот термин,несомненно, огрубляет и упрощаетпредставление о дюркгеймовской теории. Тем не менее, он может служить полезнымориентиром, указывающим на некоторые существенные особенности социологическихвоззрений французского ученого.
Для понимания дюркгеймовского «социологизма» необходимо выделитьи различать в нем два аспекта: онтологическийи методологический.»[1, Лекция 6, с.5-6]
Онтологический аспект – разработанная Дюркгеймомконцепция социальной реальности,которая излагается в первой главе его работы «Методсоциологии». Остановимся подробнеена этой концепции.
Важную роль в концепции социальной реальности Дюркгейма играет понятие социальных фактов. Социальные факты не могутбыть спутаны с другими фактами (органическими, психическими и др.) т.к.обладают особыми характеристиками. В своей работе Дюркгейм пишет: «Ими[социальными фактами]без стеснения обозначают почти все происходящие в обществе явления, если только последние представляют какой-либо социальный интерес. Но при такомпонимании не существует, так сказать, человеческих событий, которые не могли быбыть названы социальными. Всякийиндивид пьет, спит, ест, рассуждает, и общество очень заинтересовано в том,чтобы все эти функции отправлялисьрегулярно. Если бы все эти фактыбыли социальными, то у социологии не было бы своего отдельного предмета, и ееобласть слилась бы с областью биологии и психологии».[5, c. 175]Таким образом, одна из главных задач Дюркгейма – дать точное определениесоциальным фактам. Обратимся вновь кработе Дюркгейма: «…его [разряд фактов,отличающихся специфическимисвойствами] составляют образы мыслей, действий и чувствований, находящиесявне индивида и одаренные принудительной силой, вследствие которой онвынуждается к ним. Отсюда их нельзя смешать ни с органическими явлениями, так как они состоятиз представлений и действий, ни с явлениями психическими, существующими лишь виндивидуальном сознании и благодаряему. Они составляют, следовательно,новый вид и им-то и должно быть присвоено название социальных. Оно им вполнеподходит, так как ясно, что, не имея своим субстратом индивида, они не могут иметьдругого субстрата, кроме общества, будь то политическое общество в его целом,или какие-либо отдельные группы, в нем заключающиеся:религиозные группы, политические и литературные школы, профессиональныекорпорации и т.д. С другой стороны, оно применимо только к ним, так как слово«социальный» имеет определенный смысл лишь тогда, когда обозначаетисключительно явления, не входящиени в одну из установленных и названных уже категорий фактов. Они составляют, следовательно, собственную область социологии.»[5, c.176] Таким образом, подводяитог, социальные факты – это объективно существующие вне индивида явления,имеющие в качестве своего субстрата общество, обладающие принудительной силой,при помощи которой индивиду внушаютсяте или иные моральные установки, образы мышления,модели поведения итд. Совокупность социальных фактов представляет собой особую реальность, которую и призванаизучать социология.
В определениисоциальных фактов говорится об ихпринудительной силе. Согласно Дюркгейму принуждение может быть как прямым, т.е. выражатьсяв наличии «писаных» законов и санкций, так и косвенным, выражающимся в виде ответной реакции общества на поведениеиндивида. Последний вид принуждения является не менее действенным, чем первый.
Если индивид«добровольно сообразуется» справилами поведения, диктуемымиобществом, принуждение не чувствуетсят.к. в данном случае бесполезно. Но как только индивид пытается сопротивляться, оно тотчас появляется: «общественная совесть удерживает от всякогооскорбляющего ее действия посредством надзора за поведением граждан и особыхпоказаний, которыми она располагает.»[5, c. 175]. Тем не менее, социальное принуждение поДюркгейму не отрицает индивидуальности. По словам Дюркгейма, данное определениераскрывает лишь то, что большинство идей, моделей поведения и.т.д. внушаются индивиду обществомпосредством принуждения.
К социальнымфактам относятся не только юридические и нравственные постановления, религиозные догматы и.т.д. Существуют такжесоциальные факты другого рода, названные Дюркгеймом социальными течениями (courantssociaux). «Так, возникающие в собрании великие движенияэнтузиазма, негодования, сострадания не зарождаютсяни в каком отдельном сознании. Они приходятк каждому из нас извне и способны увлечь нас, вопреки нам самим.» [5, 176]
Также в своей работе «Метод Социологии» Дюркгеймговорит о том, что нужно уметь отличать социальные факты от их индивидуальныхвоплощений. «Коллективная привычкасуществует не только как нечто имманентное рядуопределяемых ею действий, но попривилегии, не встречаемой нами в области биологической, она выражается раз навсегда в какой-нибудь формуле, повторяющейсяиз уст в уста, передающейсявоспитанием, закрепляющейся даже письменно. Таковы происхождение и природаюридических и нравственных правил, народных афоризмов и преданий,догматов веры, в которых религиозные или политические секты кратко выражаютсвои убеждения, кодексов вкуса,устанавливаемых литературными школами и пр Существование всех их неисчерпывается целиком однимиприменениями их в жизни отдельныхлиц, так как они могут существовать и не будучи действительно применяемы.»[5,c.177]Для наблюдения«чистых» социальных фактов Дюркгейм предлагает рядискусственных методов, например статистику. «Так, существуют известные течения общественного мнения,вынуждающие нас с различной степенью интенсивности, смотря по времени и стране, одного, например, к браку,другого к самоубийству или к более или менее сильной производительности и т.п.Это, очевидно, социальные факты. С первого взглядаони кажутся неотделимыми от форм,принимаемых ими в отдельных случаях.Но статистика дает нам средство изолировать их. Они, действительно, изображаютсядовольно точно цифрой рождаемости, браков и самоубийств, т.е. числом,получающимся от разделения среднего годового итога браков, рождений,добровольных смертей на число лиц по возрасту способных жениться, производить, убивать себя.Так как каждая из этих цифрохватывает без различия всеотдельные случаи, то индивидуальные условия,могущие принимать какое-нибудь участие в возникновении явления, взаимно нейтрализуютсяи вследствие этого не определяютэтой цифры. Она выражает лишь известное состояниеколлективной души (deFamecollective).». Индивидуальные воплощенияне являются предметом социологии т.к. зависят от психо-органических особенностей индивида иопределённых условий, в которые он поставлен, но также могут интересоватьсоциолога, за счёт способности частично отражать коллективную модель (tinmodelecollectif). [5, c. 177]
Подведём итогвсему выше сказанному, воспользовавшись сформулированными Гофманом в книге«Семь лекций по социологии» положениями:
1. Социальнаяреальность включена в универсальный природный порядок;она столь же устойчива, основательна и «реальна», как и другие виды реальности,а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.
2.Общество — этореальность особого рода, не сводимаяк другим ее видам.
3.Утверждается примат социальной реальности по отношению киндивидуальной и ее исключительное значение в детерминации человеческогосознания и поведения; значение же индивидуальной реальности признается вторичным. [1, Лекция 6, с.6]
Рассмотрим методологический аспектконцепции Дюркгейма, тесно связанныйс онтологическим. МетодологияДюркгейма содержит ответ на вопрос, какнужно подходить к изучению социальных фактов.
Исследование социальных фактов, по мнениюДюркгейма, требует того же метода, что и все естественные науки. Т.к. прирда,которую естественные науки призваны изучать, состоит из вещей, социальные фактыдолжны рассматриваться как вещи. Вэтом заключаетсяпервое правило методологии Дюркгейма.
Второе правило он формулирует следующим образом: «Объектом исследованияследует избирать лишь группу явлений,определенных предварительно некоторыми общими им внешними признаками и включатьв это исследование все явления, отвечающие данному определению".В определении этих внешних признаков социолог долженисходить из чувственного опыта, если тот представляетдостаточную степень объективности. «Ощущение тем объективнее, чем постояннее объект, к которому оно относится, так как условием всякойобъективности являетсясуществование постоянной инеизменной точки опоры, к которой могло бы быть отнесено представление икоторая давала бы возможностьисключить из него все изменчивое, т.е. субъективное.»[5, с. 182] Такими устойчивыми формами являются, кпримеру, юридические и нравственныеправила, народные поговорки, факты социальной структуры и т.д
Третье правило методологии Дюркгейма звучит так: «Определяющая причина данного социального факта должна бытьотыскиваема среди предшествующих социальных фактов, а не в состоянияхиндивидуального сознания.»[5, с.184] Это правило можно объяснитьследующими словами Дюркгейма: «Производящими причинами коллективных представлений, эмоций,стремлений являются не известные состояния индивидов, а условия,в которых находится социальное телов его целом.» [5, с.184] Тем не менее, это правило не отрицает использованиясоциологом психологический знаний в своих исследованияхт.к. индивидуальная жизнь хотя и не объяснятет полностью коллективную, помогает облегчить еёобъяснение. По этому поводу Дюркгеймпишет следующее: «Нужно, чтобы он [социолог]отказалсяделать из психологии в некотором роде центр своих операций, от которого должныисходить и к которому должны возвращатьсяего экскурсы в мир социальных явлений;нужно, чтобы он проник в сокровенную глубь социальных фактов, наблюдал их прямо, непосредственно, ища в науке об индивиде лишьобщей подготовки, а в случае нужды и полезных указаний.» [5, с.184]. Третья глава работы Дюркгейма«Метод социологии» посвящена тому, как можно доказать, что одно социальное явление исходит из другого социального явления.«У нас есть только одно средство доказать, что одно явление служит причиной другого, это — сравнитьслучаи, когда они одновременно присутствуют или отсутствуют, и посмотреть, несвидетельствуют ли изменения,представляемые этими различнымикомбинациями обстоятельств о том, что одно зависит от другого. Когдаони могут быть воспроизведены искусственно, по воле исследователя, метод являетсяэкспериментальным в собственном смысле этого слова. Когда же, наоборот,произведение фактов не в нашем распоряжении,и мы можем сравнивать лишь факты, возникшие не по нашей воле, тогда употребляемый метод являетсякосвенно экспериментальным, или сравнительным.»[5, с.187] Далнее в своей работе Дюркгеймпредлагает метод сравнениясоциальных фактов, который в видуограниченного объёма данного реферата не будет здесь рассматриваться.
В данной главе мы в наиболее общихчертах рассмотрели работу Дюркгейма “Метод социологии”, её онтологический иметодологический аспекты. Перейдём к рассмотрению других проблем, освещённыхДюркгеймом на базе собственной теоретико-методологической концепции.
III. Общественная солидарность и разделение труда
«Тема социальной солидарности — главнаятема социологии Дюркгей-ма. По существу, солидарностьдля него — синоним общественного состояния.
Книга«О разделении общественного труда» представляетсобой публикацию успешно защищенной докторской диссертации автора.
Содержание ее гораздо шире заглавия и, по существу, составляетобщую теорию социальных систем и их развития.Основная цель работы: доказать, что,вопреки некоторым теориям,разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность, или, инымисловами, выполняет нравственнуюфункцию. Но за этой формулировкой скрываетсядругая цель, более значимая дляавтора: доказать, что разделение труда -это тот фактор, который создает ивоссоздает единство обществ, в которых традиционные верования утратили былую силу и привлекательность.» [1, Лекция 6, с.10]
Дюркгейм выделил два вида общественной солидарности – механическую и органическую, характерных для двух типовобществ. Для более сжатого изложения материала воспользуемсятаблицей, приведённой Гофманом в книге “Семь лекций по историисоциологии”:
Общая схема дюркгеймовского описания механической и органической солидарности всоответствии с определенными типами обществ (по С. Люксу)
Механическая солидарность
Органическая солидарность
1) Морфологическая (структурная) основа
Основана на сходствах (преобладает в менее развитых обществах)
Основана на разделении труда (преобладает в более развитых обществах)
Сегментарный тип (вначале на клановой, затем на территориальной основе)
Организованный тип (слияние рынков и рост городов)
Слабая взаимозависи-мость(относительно слабые социальные связи)
Булыпая взаимозависимость (относительно сильные социальные связи)
Относительно малый объем населения
Относительно низкая материальная и моральная плотность
Относительно большой объем населения
Относительно высокая материальная и моральная плотность
2) Типы норм (воплощенные в праве)
Правила с репрессивными санкциями
Преобладание уголовного права
Правила с реститутив-ными санкциями
Преобладание кооперативного права (гражданского, коммерческого, процессуального, административного и конституционного)
За) Формальные признаки коллективного сознания
Большой объем
Высокая интенсивность
Высокая определенность
Власть группы абсолютна
Малый объем Низкая интенсивность
Низкая определенность
Булыпий простор для индивидуальной инициативы и рефлексии
36) Содержание коллективного сознания
Высокая степень религиозности
Трансцендентность (господство над интересами человека и беспрекословность)
Приписывание высшей ценности обществу и интересам общества как целого
Конкретность и детальный характер
Возрастающая светскость
Ориентированность на человека (связь с интересами человека и открытость для обсуждения)
Приписывание высшей ценности достоинству индивида, равенству возможностей, трудовой этике и социальной справедливости
Абстрактность и общий характер.
[1, Лекция 6, с.11-12]
По мнениюДюркгейма, чем больше развито разделение труда, тем выше уровень общественнойсолидарности. Это объясняется тем,что в обществе с высокой степенью разделениятруда существует огромное количество профессиональных статусов исоответствующих им ролей. Таким образом, каждый индивид полностьюконцентрируется на своей узкопрофессиональной области. Но так как индивиды вынуждены потреблятьблага, производимые в других областях,возникает сильная зависимость между индивидами. Обществоначинает работать, как единый организм (отсюда название – органическая солидарность).
«Дюркгеймподчеркивал и выделял аспектсолидарности при разделении труда всовременном обществе, отодвигая назадний план проблему антагонизматруда и капитала, «принудительногохарактера труда», морального и экономического кризисов общества. Анализируяэти проблемы в конце своей книги «Разделение труда», он был склоненрассматривать их как результат недостаточнойотрегулированности отношений между главными классами, как нездоровый элемент в жизни общества, которое в целомрассматривалось как солидарное, сохранившее свойственные предшествующим эпохамединство, цельность.» [3, с.158]
IV. ВзглядДюркгейма на проблему самоубийств: причины, классификация
Проблеме самоубийств посвящёнотдельный труд Дюркгейма – «Самоубийство: Социологическийэтюд». Дюркгейм подходит к изучению данной проблемы с позиции собственнойтеоретико-методологической концепции.
«Указывая, что психологические мотивы самоубийств, частокажущиеся их причинами, представляют лишь индивидуальное, притом искаженное отражениеобщих условий, Дюркгейм обратился к изучению социальной среды как главной причины, подвлиянием которой изменяется процент самоубийств. Дюркгейм полностью не отвергал роли индивидуальных факторов,психического состояния отдельныхсамоубийств, их специфических жизненных обстоятельств, но подчеркивал второстепенное значениеэтих факторов, зависимость от общих социальных причин, состоянияобщества.
Согласно концепции, выдвинутой Дюркгеймом,процент самоубийств (отношение количества самоубийств кчисленности населения)является функцией нескольких социальных переменных: взаимоотношенийв религиозных, семейных, политических, национальныхи других группах. Объединяет эти переменные степень социальнойинтеграции или социальной связи индивида. Например, начав с исследованиятого, как то или иное вероисповедание влияет на самоубийство, Дюркгейм показал различия между католицизмоми протестантизмом как с точки зрениявероучения, так и с точки зрения обрядов.Католицизм как более старая традиционнаясистема верований и обрядов обладаетпо сравнению с протестантизмомгораздо большей целостностью, силой убеждений, непримиримостью к новшествам,разрушающим общий дух. Это обусловливаетбольшую сплоченность религиозной группы католиков, а отсюда, следовательно, меньший среди них процент самоубийств. Протестантизм же связанс упадком традиционных верований,проникнут «духом свободомыслия» икритицизма. Его возможность объединить верующих меньше, и процент самоубийств поэтомувыше.»[3, c.165-166]
Дюркгейм выделил четыре вида самоубийств,в зависимости от причин: эгоистическое, альтруистическое, аномическое и фаталистическое.
Эгоистическое самоубийство – причинойслужит отдаление индивида от общества, разрыв социальных связей, отсутствие коллективной поддержки ивозникающее