АлтайскийГосударственный Технический Университет им. И.И. Ползунова
Кафедра теоретической и прикладной социологии
Курсоваяработа по дисциплине «Теория социальной работы»
Социальнаяполитика: сущность, направления, механизмы реализации, особенности всовременном российском обществе, специфика участия в ней социальных работников
Выполнил: студенткагр. СР — 41
Горбунова К.А.
Проверил: ио доцента
кафедры ТиПС
Бендрикова А.Ю.
г. Барнаул, 2006
Содержание:
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основыизучения социальной
политики……………………………………………………………...6
1.1 Сущность социальной политики и ее основные
направления…..……………..……………………………………………..6
1.2 Особенности современной социальной политики вРоссии и опыт
иностранных государств в данной области……………………………..11
Глава 2.Основные механизмы реализациисоциальной политики…………11
2.1 Связь социальной политики исоциальной работы…..…………………17
2.2 Реализация социальныхпрограмм..……………………………………..23
Заключение…………………………………………………………………….31
Списоклитературы…………..…………………………………………..........34
Введение
Современная социально-экономическая,морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива имногоаспектна. Имеет место нестабильность в экономике, остро ощущается дефицитфедерального бюджета, практически не снижается численность людей с доходомниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам,повышается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате заработнойплаты, пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденциинеблагополучия, в том числе социальные девиации.
Сложившаяся ситуация требует принятия адекватныхмер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения иобеспечения социальной безопасности, что может быть достигнуто только путемреформирования общественной жизни, проведением грамотной и эффективнойсоциальной политики государства. В силу непродуманности реформ под угрозой ужеоказались не только интересы и потребности отдельных людей или наиболееущемленных социальных групп, но и общества в целом. Известно, что жизненноважные параметры российского общества давно уже вышли за пределы нормы, сталиугрожающими самому существованию социума. Специалисты говорят о предельнокритических значениях жизненноважных показателей общества в целом [1, с. 86-94].
Реформирование общественной жизни глубокозатрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплексинтересов личности, трудовых коллективов, классов, народностей, социальных ипрофессиональных групп и слоев населения. Среди факторов, способствующихгармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересовчеловека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политикегосударства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группаминаселения.
Однаиз главных задач социальной политики на современном этапе – социальная защитанаселения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике.Это предполагает поддержание баланса между денежными доходами населения итоварными ресурсами; создание благоприятных условий для улучшения жилищныхусловий граждан; развитие сферы услуг для населения, удовлетворение его спросана качество товаров и услуг; расширение материальной базы укрепления здоровьянаселения, роста его образованности и культуры. Также, важное место в политикегосударства принадлежит обеспечению социальной справедливости в обществе. Социальнаясправедливость должна конкретизироваться и дополняться системой социальнойработы на местах.
Социальная политика и социальная работавзаимосвязаны и взаимообусловлены. С одной стороны, социальная работапредставляет собой форму, способ реализации социальной политики. С другойстороны, социальная политика раскрывается в социальной работе. Каковасоциальная политика, такова и социальная работа. Но, в свою очередь, исоциальная работа не может не сказаться на социальной политике, ее ориентирах,целях и задачах.
И в настоящее время существует множество факторов,приводящих всю сферу социальной защиты населения в плачевное состояние,множество социальных проблем, которые должны решаться через систему «социальнаяполитика — социальная работа». Все это делает актуальным и необходимым изучениесоциальной политики и социальной работы (чтобы развитие современной России былопрогрессивным).
И таккак я хочу, чтобы страна, в которой я живу, была высокоразвитой во всехсмыслах, в том числе и в социальном плане (хотя в принципе одно без другогоневозможно), я решила всесторонне изучить данную проблему, выбрав для этоготему социальной политики для своей курсовой работы.
Объект:социальная политика
Предмет: особенности социальнойполитики, ее
направления, основные механизмы реализации
ее на практике
Цель: изучить теоретические основысоциальной политики
иосновные механизмы ее реализации на практике
Задачи:
1) выяснить сущность социальнойполитики и ее основные
направления;
2) определить особенностисовременной социальной политики в
России и опыт иностранныхгосударств в данной области;
3) выявить связь социальнойполитики и социальной работы;
4) узнать, как реализуютсясоциальные программы.
Глава 1.Теоретические основы изучения социальной политики
1.1 Сущность социальной политики и ееосновные направления
Понятие социальной политикиотносится к числу таких категорий, которые широкоиспользуются в практике государственного строительства, употребляются вофициальных документах. С другой стороны, социальная политика служит предметомдостаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание уразличных исследователей значительно отличаются.
Это обусловлено тем, что социальнаяполитика является наиболее значимой сферой интересов современного общества иважнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политикатеснейшим образом связана с типом иуровнем развития общества, с господствующей ментальностью населения,с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своемсоциальном развитии.
Прежде, чем охарактеризовать социальнуюполитику, необходимо вообще сказать о том, что такое политика.
Политика – это:
— отношения междусоциальными группами, классами, государствами по
поводу завоевания по поводу завоевания,сохранения упрочнения власти;
— система деятельности вразличных областях общественной жизни: в сфере
экономики, социальной сфере, духовной жизни,военной сфере и др.;
— практическаядеятельность по реализации политического курса, по
достижению политических целей;
— участие во властныхотношениях граждан, политических деятелей,
общественных организаций;
— искусство работы слюдьми, умение учитывать и выражать их интересы,
возможности, психологические,профессиональные, и иные качества[8, с.78].
Центральным субъектом политики являетсягосударство. Неотъемлемый атрибут государства – власть, обеспечивающая емувозможность и способность оказывать определяющее воздействие и влияние нажизнедеятельность людей, на их поведение в обществе посредством авторитета,права, насилия [8, с. 79].
Любая общественная проблема приобретает илиможет приобрести политический характер, если ее решение затрагивает интересыбольших социальных групп, классов и связано с использованием государственнойвласти.
Важнейшим сущностным признаком политикиявляется то, что она предстает как форма интеграции, обобщения интересов и волисоциальных групп и общества в целом.
Социальная политика – это составнаячасть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программахи практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредствоминтересов основных социальных групп населения [8, с. 79].
Любые социальные программы, как известно,являются лишь декларацией, если не подкреплены материально, не обеспеченыэкономически. В этом смысле социальная политика вторична относительно экономикикак по содержанию, так и по задачам, предпочтениям. Но это не означаетвторостепенности ее значимости и влияния на ход развития материальной идуховной культуры, ход общественного развития.
В социальной сфере проявляются иоцениваются результаты экономической, хозяйственной деятельности общества,проверяются ее эффективность и способность удовлетворять интересы и потребностилюдей. В социальной сфере находит отражение и проявление степень гуманностиполитики государства, и чем она сильнее, тем наглядней гуманистическаясущность, гуманистический смысл направленности общественного развития [13, с.49].
Наконец, без действенной социальнойполитики невозможна активизация инновационного творческого начала вдеятельности человека как главного и центрального элемента производительных силобщественного развития, хозяйственных успехов.
Социальная политика основана на системе принципов, выражающиххарактер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:
· гуманизм,социальная справедливость;
· системность,непрерывность, преемственность;
· сбалансированностьцелей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и понеобходимым ресурсам);
· открытость(свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросамсоциальной политики – наличие «обратной связи» органов управления с массами);
· демократизмвыработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектовкрупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественногомнения по основным вопросам социальных преобразований);
· действенныйконтроль общества над реализацией социальной политики;
· адресностьмер по социальной защите населения, усиление социальной помощи социальноуязвимым и малообеспеченным группам населения [8, с. 83].
Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системефункций – относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политическойдеятельности. Важнейшими из них являются:
· выражение, защита, согласованиеинтересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;
· оптимальное разрешение общественныхпротиворечий в социальной сфере, осуществление «диалога» между гражданами игосударством;
· интеграция различных слоев населения,гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы,стабильности и порядка;
· прогностическая;
· социальная защита населения;
· управление социальными процессами идр. [8, с. 80].
С помощью функций обеспечиваетсяглавная задача социальной политики – гармонизация общественных отношений,осуществляется управление социальным развитием общества.
Что касается направлений социальнойполитики, то здесь, как правило, принято выделять два относительносамостоятельных блока:
А) социальная политика в широком смысле, котораяохватывает решения и мероприятия, затрагивающие все сферы жизни членовобщества, включая обеспечение последних товарами, жильем и услугами социальнойинфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми денежными доходами, расширение иукрепление материальной базы, охрану и укрепление здоровья населения, его образованиеи культуру, создание системы гарантированных социальных условий дляжизнедеятельности граждан;
Б) собственно социальная политика (ее элементамиявляются политика в области социальной защиты и ее конкретные виды: семейнаяполитика, молодежная политика, политика по социальной защите пожилых людей иинвалидов) [9, с. 345].
Также, по мнению В. В. Колкова, на основеанализа деятельности современных государств можно выделить следующиеструктурообразующие элементы социальной политики: социальное обеспечение,социальная помощь, социальная защита, социальная работа [11, с. 235]. А, В.М.Капицин, к числу ее основных направленийотносит: 1) здравоохранение и обязательное медицинское страхование; 2)поддержку семьи, материнства, детства и отцовства; 3) жилищную политику,коммунальное, бытовое обслуживание населения; 4) поддержку престарелых иинвалидов; 5) социальное обслуживание населения; 6) охрану окружающей природнойсреды; 7) федеральное и местное (муниципальное) обустройство мигрантов,особенно беженцев и вынужденных переселенцев [11, с. 234].
Итак, по сути говоря, смыслом социальнойполитики государства является поддержание отношений, как между социальными группами, так и внутри них,обеспечение условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества,создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участияв общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политикагосударства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государствомв целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязанас общеэкономической ситуацией в стране [2, с. 35].
Однако социальная политика не можетрассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая женаука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политикисосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условияхрыночной экономики к таковым относятся, прежде всего, механизмы формированиядоходов и поддержание занятости населения.
Таким образом, говоря о социальной политикегосударства, мы подразумеваем прежде всего действия правительства, направленныена распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества.Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле,социальная политика — это одно из направлений макроэкономическогорегулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества исоздать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для всехграждан страны.
1.2 Особенности современной социальнойполитики в России и опыт иностранных государств в данной области
Социальная политика является одним изважнейших факторов, оказывающих влияние на социальную работу в обществе и способствующихзащите интересов человека, групп и слоев, их прав и свобод [6, с. 293].
Современное российское государство являетсяпока еще государством переходного типа. А это означает, что его основныеинституты, органы и учреждения характеризуются определенной противоречивостью,а нередко и противостоянием, чему мы, россияне, являемся непосредственнымисвидетелями.
Особенностью современного российскогогосударства является и то, что оно выступает феноменом процесса,характеризуемого, по большому счету, тем, в каком направлении пойдет дальнейшееразвитие российского общества.
Нынешнее кризисное, переломное время,существующее состояние сфер общественной жизни свидетельствуют о трех возможныхтенденциях:
а) возвращение к социалистическим порядкам(вероятно, в измененных формах);
б) окончательный отказ отсоциалистического пути развития и построение (точнее, воссоздание) капитализмав других условиях и на новой основе;
в) развитие, связанное снестабильностью, неустойчивостью сочетающее элементы разных типов общественно-политическихсистем. Как известно, есть сторонники и противники и у первого, и у второгопутей развития. В связи с этим возникает закономерный вопрос: не станет липроцесс конвергенции общественно-политических и социально-экономических системреальной тенденцией развития не только других цивилизованных обществ нашихдней, но и российского общества? Очевидно, что реализация первого, второго илитретьего пути самым непосредственным образом скажется и на социальной политикеокончательно сформировавшегося государства как политического института [4, с.250].
Можно высказать и такую мысль: особенностьсовременного этапа российского общества состоит в переходе от более высокойорганизации социальной жизни к менее высокой, уже пройденной в принципе человеческимобществом (хотя имеются, как известно, и совершенно противоположные позиции поэтому вопросу). Во всяком случае, с точки зрения социальной поддержки,социальной защиты большинства населения (что было характерно для советскогопериода) — это именно так [6, с.239] .
Без всякого преувеличения можноутверждать, что социальная политика современного российского государстваотражает интересы не большинства, а меньшинства населения. В связи с этим не следуетотождествлять социальную политику, социальную деятельность в целом и социальную защиту. Сейчас впоследней нуждается действительное большинство.
А ведь крайняя степень неравенства способнапривести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушениюпроизводительных сил (и орудий труда), гибели людей. Поэтому в цивилизованныхобществах политические структуры стремятся смягчить социальное неравенство,создать условия для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовныхпотребностей людей, что достигается путем налоговой политики, расширения иуглубления социальной работы по защите наиболее ущемленных слоев населения [3,с. 415].
В условиях кризисного состояния российскогообщества ни теоретически, ни тем более практически нельзя ставить задачуликвидации неравенства (это – иллюзия). Речь должна идти о предотвращении егокрайностей, т.е. о недопущении глобальной поляризации социальных групп, слоев иклассов во избежании социального взрыва и нестабильности в обществе [6, с. 43].
Нельзя признать нормальной ситуацию внынешнее России, когда в социальной структуре преобладают маргинальные слои(безработные, беженцы, нищие), не связанные с производством. Также нельзяпризнать нормальной ситуацию, когда преобладают маргинальные группы вматериальном отношении: свехбедные и сверхбогатые, причем в соотношении (поуровню доходов) 1: 20: 50 и более ( по данным разных источников). Хотя вразвитых странах это состояние составляет 1: 5: 10 [6, с. 44].
Политики (правящие круги) понимаютвзрывоопасность такой ситуации. И поэтому, принимаются определенные шаги для еепредотвращения. Но они часто непоследовательны, а принимаемые меры оказываютсядалеко неполными и, самое главное, плохо реализуются.
Нет сомнения в том, что сравнительный анализсодержания социальной политики разных государств, прения об общем, особенном иединичном в организации социальной защиты населения в разных странах позволятзначительно обогатить теорию и практику этой деятельности. В то же время приосвоении зарубежного опыта в сфере социальной поддержки населения необходимо вполной мере учитывать исторические условия и национальные особенности России.Надо иметь в виду уже сложившуюся в нашей стране (и имеющую место в прошлом)систему социального обеспечения населения (а также, естественно, особенностикультуры, менталитета, образа жизни российского общества), разумно дополняя еенововведениями, исходя из новой общественно-политической ситуации. Напредстоящий обозримый период целесообразно сохранение преимущественногосударственной помощи в сфере здравоохранения, распределения жилья и т.д. впервую очередь для неимущих и малообеспеченных слоев населения.
Известно, что в разных странах сложиласьразная система социальной помощи «слабым» слоям населения. Если, к примеру, вСША и Японии делается акцент, в основном, на частный сектор, благотворительные,общественные организации, то в большинстве европейских стран главную роль врешении этих проблем играет государство. Так, к примеру, дляГермании и Дании характерен широкий охват социальной сферы государством [15, с.31].
Показателем развитости системы социального обеспечения, а такжетипическим признаком моделей социальной политики являются социальные расходы.Под социальными расходами понимают объем финансирования социально-политическойдеятельности государства. Обычно в статистике фигурирует такой показатель ввиде доли от валового внутреннего продукта страны. Сегодня имеются страны, гдедоля социальных расходов превышает 40% от ВВП, и есть страны, гдесоциально-политическая деятельность государства не существует вообще [15, с. 12].Существенным в определении социальной политики того или иного государстваявляются источники финансирования социальных расходов (бюджетные и внебюджетные).Бюджетные источники пополняются за счет налогов, деятельности государства вэкономической сфере, а так же за счет иных средств, поступающих в бюджетгосударства. Внебюджетные — за счет взносов работодателей и наемных работников.В последнем случае пополнение может происходить как равными, так и неравнымидолями со стороны работодателей и наемных работников, а некоторые внебюджетныефонды пополняются только за счет работодателей.
Наиболее развитой системой социальной политики на сегодняшний деньпринято считать систему социальной политики датского государства.
Так, оно черезопределенных механизм налогов, сборов и различных денежных платежей, а также ихперераспределения делает возможным осуществление такой социальной политики,когда в государстве не существует бедного слоя населения, а уровень социальныхпротиворечий снижен до такой степени, что возникновение различного родасоциальных конфликтов практически невозможно. Именно поэтому, Данию принятоназывать « государством всеобщего благосостояния» [15, с. 32].
Что же касается России,то здесь в плане проведения социальной политики также следует отдаватьпредпочтение государству, и не только потому, что частный сектор, коммерческиеи другие негосударственные структуры до последнего времени были слабы инеразвиты (сейчас о них этого не скажешь), но и потому (а возможно, и преждевсего), что они в значительной своей части недостаточно цивилизованы, порой,криминальны (скрытие доходов, игнорирование налоговой системы) [1, с. 54 — 55].
Ныне в России в периодкризиса экономики, нехватки средств очень важно организовать адресную помощьнаиболее нуждающимся группам населения (престарелым, инвалидам, одиноким,многодетным семьям). В связи с этим необходимо разработать базовый показательуровня бедности. Сегодня эта проблема, как известно, решается в угодуидеологической привязанности тех или иных групп разработчиков.
Пристальное вниманиенеобходимо обратить на возможные последствия массовой безработицы, чреватойсоциальным взрывом, особенно опаснымсегодняв России. Безусловно, это требует оптимального подхода к проблеме приватизации,сроков осуществления разгосударствления, оптимального сочетания различных формсобственности. Об этом говорят и пишут не только в стане оппозиции, но и встенах государственных, официальных структур наиболее дальновидные и«незаангажированные» специалисты.
Как показывает зарубежный (а теперь иотечественный) опыт, одно из наиболее перспективных направлений в решениипроблем социальной защиты в нынешних условиях России – сбалансированноесочетание денежных и неденежных видов помощи. Это предопределяется (в томчисле) сегодняшним состоянием финансовой системы страны как следствия всеобщегосистемного кризиса [5, с. 28].
Но сегодня, несмотря на оживление вэкономике и даже небольшой рост, говорить о долгосрочных тенденциях пока рано.Одна из главных социальных и экономических проблем — низкие реальные доходынаселения, сильно ограничивающие спрос, в том числе на продукцию инвестиционныхотраслей, и тормозящие экономическое развитие. Решать сугубо экономическиевопросы нужно только в комплексе с совершенствованием социальнойполитики.
Главными задачами сегодня остаютсястабилизация экономического положения, повышения уровня жизни и снижение числабедных. В ближайшие годы необходимо восстановить размеры личного потребления науровне 1991 года, повысив потребительские расходы примерно в 1,8 раза [5, с. 28].Предстоит перевод жилищно-коммунального хозяйства на рыночные рельсы и егодемонополизация. Одна из главных задач – это необходимость повышения размераоплаты труда при одновременном повышении уровня пенсий. Должна вводитсяконцепция “государства благосостояния”, которая включает в себя, как программысоциального страхования, относящиеся ко всем слоям населения, так и системумероприятий для поддержки доходов наименее обеспеченных семей: страхование постарости, от болезней, пособие по безработице, дополнительные программыгосударственной помощи для неполных семей с детьми, слепых, нетрудоспособных ит.п., включающие продовольственные талоны, обеспечение жильем и другиесоциальные услуги.
Итак,подводя итоги, можно сказать о том, что на сегодняшний день в России положениеее граждан пока оставляет желать лучшего, хотя нельзя отрицать и тот факт, чтогосударство пытается изменить эту ситуацию посредством различных мероприятий,проводимых в рамках социальной политики. Главная задача последней состоит в гармонизации общественных отношенийпутем выработки и осуществления организационно-экономических,научно-технических и нравственно-правовых мер регулирования общественныхотношений. Также, хотелось бы сказать о том, что выработка и претворение этихмер в жизнь должны носить обдуманный характер, т. е. опираться на уже имеющийсясвой собственный опыт и опыт иностранных государств в данной сфере, что в своюочередь должно обеспечить эффективность социальной политики, а, значит, и ростблагосостояния граждан, социальной справедливости в целом.
Глава 2. Основные механизмыреализации социальной политики
2.1 Связь социальной политики исоциальной работы
Наша страна – это обширная территория с многонациональнымнаселением. И на сегодняшний день существует огромное количество социальныхпроблем и противоречий в обществе.
Как раз таки, роль государства здесь в том,что оно призвано решать эти проблемы и, вообще, стараться не допускать ихвозникновения (т.е. проводить их определенную профилактику). Все действиягосударства по осуществлению данной задачи принято называть социальнойполитикой.
Важнейшей задачей социальной политики государственного сектора являетсядостижение определенного уровня равновесия в общественной жизни через: а)предоставление государственных гарантий предотвращения максимальных негативныхпоследствий стихийных бедствий, голода, болезней, глобальных процессов; б)перераспределение материальных ресурсов, согласование организационных усилий,направленных на обеспечение и повышение достигнутого данной страной уровняжизни через налоги, развитие благотворительности, предпринимательства всочетании с репрессивными средствами [7, с. 23].
Обычно социальная политика реализуется черезразличные формы социальной работы, крупные разовые государственные решения имероприятия, а также через социальные программы (специализированные икомплексные).
В свою очередь, на выполнение целей изадач социальной политики ориентирован весь сложный механизм ее реализации,который структурно представлен следующим образом:
· субъект социальной политики –государство, представленное совокупностью всех его органов, ориентированных нарегулирование социальных отношений;
· политические партии, общественно-политическиедвижения и другие институты гражданского общества;
· объект социальной политики –социальные процессы в обществе во всем их содержательном многообразии иразнообразных формах проявления;
· система нормативно-правовых актов,регулирующих взаимодействие между субъектами и объектами социальной политики;
· предметно-политическая деятельностьпо решению задач социальной политики на различных стадиях, включая и оценкуэффективности реализации социальных программ [8, с. 241].
При решении конкретных задач даннаяструктура дополняется и другими элементами, важнейшим из которых являетсясоциальная работа.
Существует несколько технологических фазмеханизма реализации:
— научный анализ и изучение реальносуществующей социальной ситуации, ее всесторонний и углубленный анализ,выявление главных проблем и основных противоречий, доминирующих перспективразвития конкретных социальных отношений;
— определение конкретных стратегических итактических целей социальной политики, методов и средств их достижения, исходяиз наличных материально-финансовых, организационных и иных возможностей;
— нормативно-правовое оформление избранноговарианта решения той или иной социальной проблемы – принятие федеральныхзаконов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативно-правовых актовзаконодательной и исполнительной власти;
— административно-организационное имативационно-пропогандистское обеспечение мер по реализации социальной политикина уровне федерального центра, регионов и на местах;
— контроль за ходом и эффективностьюпроведения социальной политики и внесение соответствующих коррективов впредыдущие технологические фазы [8, с. 85].
В социальной политике можно выделить двавзаимообусловленных, взаимодействующих компонента: научно-познавательный ипрактически-организационный [8, с. 89].
Научно-познавательный компонент социальнойполитики является результатом анализа и осмысления назревших в обществепотребностей, тенденций развития социальных процессов, обобщенным результатом иоценкой предыдущего курса социальной политики государства. Он отражает уровеньобщественного мнения и настроения, степень социальной устойчивости различныхслоев населения.
Весь этот аналитический материал даетвозможность органам государственного управления выработать концепцию социальнойполитики, сформулировать ее главные задачи и направления.
Практически-организационный компонентсоциальной политики государства – это непосредственное осуществлениеконцептуальных положен